7


  • Учителю
  • Изобразительное искусство против фашизма в Великой Отечественной войне

Изобразительное искусство против фашизма в Великой Отечественной войне

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Региональная научно-практическая конференция учащихся

«Путь к возрождению»

Секция

Искусствоведение

Тема

«Изобразительное искусство против фашизма

в Великой Отечественной войне »

Автор работы: Беркалиев Артем Алексеевич,

Класс 8

Школа: МБОУ «СОШ п.Октябрьский

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

Домашний адрес: 413 768

Саратовская область

Перелюбский район

п.Октябрьский

ул.Молодежная, д.8 кв.2

Т. 89379633592

Научный руководитель:

Евженко Ирина Александровна

учитель изобразительного искусства и

ОРКСЭ

МБОУ «СОШ п.Октябрьский

Перелюбского муниципального района

Саратовской области»

413768 Саратовская область

Перелюбский район

п.Октябрьский

ул.Советская, 36

8(845) 75 32-3-48


Пугачев 2015

Оглавление


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Плакатная и газетная сатирическая графика. . . . . …. . . . . . . . . . . . . . . . . 5

С кистью и мастихином против врага . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

Саратовские художники в годы Великой Отечественной войны . .. . . . . . 9

Значение изобразительного искусства в патриотическом

воспитании советского народа. .. . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

Список использованной литературы……………………………………. . 13


Введение

Время неумолимо в своем движении, но каждый год наша Родина отмечает этот великий праздник - День Победы в Великой Отечественной войне; войне, в которой решалось: быть или не быть человечеству. Каждый год история отсчитывает новый срок, отделяющий ее от победного мая 1945 года. Но никто не сомневался в том, что победа в этой войне будет за нами. Мы не хотели этой войны, нам ее навязали. Тогда вся наша страна в едином порыве поднялась на защиту своей Родины от фашистских полчищ. И подтверждением нашей беззаветной веры в победу было то, что вся страна пела песни, помогающие разгромить врага, что снимались фильмы, в которых жила уверенность в нашей будущей победе. Советские художники не могли остаться в стороне. Их полотна полны патриотизма, раскрывают стойкость и мужество народа, его страдания, муки, великую силу духа и несгибаемое упорство в борьбе с врагом.

Актуальность проекта:

Актуальность своей работы я вижу в том, что сегодня патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России вовсе времена.

Объект исследования - деятельность советских художников в духовно-патриотическом воспитании советского народа.

Предмет исследования - роль советских художников в воспитании патриотизма, любви к Родине.

Цель исследования: выявить, как изобразительное искусство решало задачи духовно-нравственного, патриотического воспитания в годы Великой Отечественной войны.

Задачи исследования :

1)Изучить творчество художников - графиков периода Великой Отечественной войны.

2) Изучить творчество художников -живописцев периода Великой Отечественной войны.

3) Изучить творчество художников -саратовцев периода Великой Отечественной войны.

4) Прочесть доступные книги и материалы о художниках и их творчестве.

5) Показать значение изобразительного искусства в духовно-патриотическом воспитании советского народа.

Методы исследования, использованные в работе :

1)Информационно- поисковый метод.

2)Историко-сравнительный метод.

3) Метод систематизации и обобщения исторического и художественного материала.

Структура работы.

Научно-исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Плакатная и газетная сатирическая графика» исследуется значение в годы войны плаката и острой журнальной и газетной сатирической графики, живо откликавшаяся на самые различные события. Знакомство с творчеством художников -графиков И.Тоидзе, В.Корецкого, Д.Шмаринова, Кукрыниксов и др.

Во второй главе «Кистью и мастихином против врага» определяется роль художников- живописцев в духовно-патриотическом воспитании советского народа. Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Знакомство с творчеством художников -живописцев А.Дейнеки, П.Корина, А.Пластова , С.Герасимова, Б. Неменского, П.Кривоногова и др.

Исследование посвящено творчеству саратовских художников в годы войны. Художники Саратова нашли формы выражения патриотических чувств, способы средствами искусства откликнуться на общую беду.

Изобразительное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, и позволяет приобщаться к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

В годы Великой Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе. Пройдя через глубокие переживания, в первые послевоенные годы создали произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

Плакатная и газетная сатирическая графика

Ранним утром 22 июня 1941 г. фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Смертельная опасность нависла над нашей Родиной. Весь народ поднялся на борьбу с врагом. «Все для фронта, все для победы!» - эти слова стали девизом жизни и работы советских людей. Призывом к героической защите родной земли.

С первых дней войны плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе «Родина - мать зовет» стал страстным призывом к героической защите родной земли. Художник понимал, что тема Родины, представленная в виде женщины, близка теме народного страдания. В основе аллегории лежит образ женщины, которому автор сумел придать верное выражение, сделать ее призывающий жест простым и в то же время торжественным. Из-за спины женщины выступают ружейные штыки, а лист с текстом воинской присяги в ее руке усиливает впечатление значительности образа. Плакат побуждал советских людей браться за оружие, защищать родную землю от немецко - фашистских захватчиков.

Огромную роль сыграл политический плакат В.Б Корецкого «Воин Красной Армии, спаси!», он получил поистине всенародное признание и любовь. Написанный в 1942 г., он вызывал чувство сердечной боли и глубокого возмущения. Вид женщины с ребенком на руках, на которую направлен окровавленный штык со свастикой, вызывал огромное желание ее спасти и разгромить врага. Воинам эта женщина с ребенком напоминала жену, детей. Матерей, оставшихся за линией фронта.

Вглядитесь в лицо женщины… В нем нет страха. Она готова на все, чтобы спасти своего ребенка, скорее погибнет, чем станет рабой. Ее нельзя заставить унижаться перед фашистами.

Плакат, несмотря на трагическую мрачность темы, был оптимистичен, вселял уверенность в победе, не пугал, а пробуждал в людях отвагу и ненависть к фашизму.

Произведениям художников -графиков присущ гневный пафос, в образах, ими созданных, раскрывается несгибаемая воля советских людей, грудью ставших на защиту Отечества.

Большое значение в годы войн имела и острая журнальная и газетная сатирическая графика, живо откликавшаяся на самые различные события. И здесь ведущее место принадлежит Кукрыниксам, а также Б.Е. Ефимову.

Во время войны карикатура была одним из самых мощных орудий в арсенале советского искусства. Работы Кукрыниксов сопровождали армию от Москвы до Берлина и очень действенно помогли народу и армии выстоять в борьбе с фашизмом. Недаром Гитлер заочно приговорил всех участников творческого коллектива к смертной казни ...

О переживаниях советских людей рассказывают графические серии. Сердечной болью отмечена великолепная серия рисунков Д.А.Шмаринова «Не забудем , не простим!» (1942г.) Тяжесть жизни блокадного Ленинграда запечатлена в цикле рисунков А.Ф. Пахомова «Ленинград в дни блокады» (1942-1944). Ярким свидетельством мужества защитников города -героя Севастополя стала графическая серия Л.В.Сойфертиса «Оборона Севастополя».

С кистью и мастихином против врага

Трудно было работать в годы войны живописцам, т.к. не было соответствующих условий. Тем более знаменательно, что тогда возникло немало полотен, вошедших в золотой фонд советского искусства. О трудных буднях войны, о героях- воинах рассказывают нам живописцы студии военных художников им. М.Б.Грекова. Они ездили по фронтам, принимали участие в военных действиях.

Военные художники запечатлели на своих полотнах все то, что сами видели и пережили. Среди них автор картин «Корсунь-Шевченковское побоище» (1944) и «Победа» (1948) П.А.Кривоногов, Б.М.Неменский, прошедший с войсками от Москвы до Берлина. Его картина «Мать»(1945) рассказывает о крестьянской женщине, приютившей у себя в избе солдат, о ее переживаниях в тяжелую для Родины годину.

Полотна большой художественной ценности создали в эти годы П.Д.Корин, А.А.Дейнека, С.В.Герасимов, А.А.Пластов.

Летом 1942 года Комитет по делам искусств предложил П.Д.Корину написать историческую композицию «Александр Невский». Он принял предложение, хотя до этого не писал исторических полотен. Образ князя, защитника земли русской, захватил художника. И как 700 лет назад, Александру Невскому вновь было суждено помогать народу в борьбе с врагом.

Огромная копия картины в феврале 1944 г. была установлена при въезде в разрушенный Новгород, символизируя собой древние слова: «Кто к нам с мечом войдет, от меча и погибнет».

Пейзаж «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 г.» А.Дейнека создал в дни жесточайших сражений за Москву . Новый тип пейзажа вобрал в себя суровый и героический дух времени, отражавший чувства и мысли советских людей, сражавшихся за свободу и честь родной земли. На картине изображен грозный, настороженный облик города, готового к отпору.

Одной из наиболее трагических глав истории Великой Отечественной войны Александр Александрович Дейнека посвятил полотно «Оборона Севастополя». Он писал картину в 1942 г. когда город был в руках врага. Рушатся здания черные клубы дыма уходят в небо. Охваченный огнем, пылает Севастополь.

В 1943 году Сергей Васильевич Герасимов начал писать картину "Мать партизана". Центральная фигура картины Герасимова "Мать партизана"- советская женщина. Ее не могут запугать фашистские изверги. За нею стоит родная земля, опаленная и оскверненная врагами, но не сломленная, не покоренная.

Картина, созданная Пластовым в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны, получила мировую известность. Её содержание обладает безграничной силой эмоционального воздействия, расширяющей смысл трагического события до масштаба исторической драмы целого народа. Гибель ребёнка среди мирной природы выглядит страшной, непоправимой бедой, противоречащей законам Вселенной. В чистых красках осени художник передал свою боль, свой гнев за поруганную Отчизну.

Советский человек показан в этих произведениях во всем богатстве и значительности своего внутреннего мира. Художники утверждают нравственное превосходство советского народа над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм советского искусства, его вера в идеал справедливости и добра. Люди несгибаемой воли, мужественных характеров, отмеченные ярким индивидуализмом, представлены в работах художников -скульпторов С.Д. Лебедевой, Н.В.Томского, В. И. Вучетича.


Саратовские художники в годы Великой Отечественной войны


В рамках рассматриваемого периода были годы, когда художественный процесс, его ход и содержание определялись чрезвычайными обстоятельствами. Так было в годы Великой Отечественной войны. Художники Саратова нашли формы выражения патриотических чувств, способы средствами искусства откликнуться на общую беду.

В годы войны саратовские художники устраивали передвижные художественные выставки по эвакогоспиталям нашего города, конкурсы эскизов полотен на тему войны, выставку фронтовых зарисовок А.И.Бородина. Напряженную жизнь переднего края обороны на берегу Северского Донца запечатлел волгоградский художник А.И. Бородин в своем рисунке «Наблюдательный пункт. Северский Донец». В годы войны он был командиром танка, после ранения ― помощником начальника штаба по оперативной работе. А с первых дней Великой Отечественной войны в Саратове было создано "Агитокно", выпускавшее сатирические плакаты на злобу дня, в котором он принимал активное участие. Им выполнены плакаты: "Каждый убранный вовремя сноп. - это бомба в фашистский окоп" (1941, текст Г.Н. Наместникова), "Фашизм - это порабощение народов" (1941), "Все силы народа на защиту великих завоеваний" ( 1942), "Защита отечества есть священный долг" (1943). Плакат "Сущность фашизма" был воспроизведен на огромном планшете на здании цирка .
Б.В. Миловидов - художник широкого творческого диапазона. Он работал в технике масляной и темперной живописи, гуаши, акварели, смешанной техники, графики (используя карандаш, тушь, китайскую тушь, соус, мокрый уголь, фломастер, перо), занимался литографией, книжной графикой и плакатом .

Война стала главной темой их произведений, о чем свидетельствовала открытая в 1942г. в Радищевском музее выставка «Отечественная война советского народа против гитлеровских империалистов». В ней приняли участие местные художники, а также эвакуированные художники. Наряду с И.Н.Щегловым, К.Г.Поляковым здесь экспонировали свои работы В.П.Бадаква, П.Д. Фомичев, Б.П.Бобров и ряд других мастеров.

В сентябре 1945 г Управление по делам искусства при Совнаркоме РСФСР в числе лучших работ о войне отметило премиями работы саратовских художников В.Ф.Гурова, П.Д.Фомичева и А.П. Кибальникова. Монументальные произведения А.П. Кибальникова - мемориал в Брестской крепости, памятники в городах России представлены на фотопанно на стенах выставочного зала. Впервые экспонировалась воплощенная в бронзе скульптура «Непокоренный». За ее авторский оригинал, выполненный в гипсе в 1946 году, А.П. Кибальников получил вторую премию на Всероссийском конкурсе.


Значение изобразительного искусства в патриотическом воспитании советского народа


Изобразительное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, и позволяет приобщаться к духовной культуре своего народа, частью которой оно является.

Размышляя о героизме людей в годы Великой Отечественной войны, ведь это яркая страница истории, о которой нельзя забывать. Рассматривая портреты воинов-защитников или живописные полотна мы учимся понимать нравственную красоту подвига защитников Отечества, помнить историческое прошлое, осознавать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о ее героях. Вглядываясь в картины, которые писали участники изображенных на них событий, мы лучше понимаем, через какие страдания прошел наш народ, чтобы приблизить Великую Победу.

Важность патриотического воспитания посредством изобразительного искусства объясняется тем, что основы нравственности здесь закрепляются путем глубокого и яркого эмоционального воздействия при изучении образцов искусства.

В 1967 году была учреждена Золотая медаль им. М. Б. Грекова за лучшие произведения в изобразительном искусстве на военную тему, и первым ею был награждён Пётр Кривоногов. Картина "Победа" этого художника стала своеобразным символом великой Победы над фашизмом.


Заключение


В годы Великой Отечественной войны советское искусство с честью выполнило свой патриотический долг. Художники пришли к победе, пройдя через глубокие переживания, что позволило им в первые послевоенные годы создать произведения, обладающие сложным и многогранным содержанием.

«Когда гремят пушки, музы молчат». Советские художники решительно опровергли это изречение в период Великой Отечественной войны. Кисть, карандаш, резец художников стали грозным оружием в борьбе с врагом. Советское искусство в период ВОВ отражало героический подъем и единство народа, его пронизывали идеи патриотизма. Художники утверждают нравственное превосходство советского над грубой силой фашизма. В этом проявляется гуманизм советского искусства, его вера в идеал справедливости и добра.


Список литературы

  1. Ганиева В. Н., Кузнецова Э. В. Беседы о советских художниках. Пособие для учащихся. М. 1964 г.

  2. Кукрыниксы об искусстве. М. 1981 г.

  3. Мир русской культуры. Энциклопедический справочник. М. 1997 г.

  4. Советская культура в годы Великой Отечественной войны. М. 1976 г.

  5. Энциклопедия. Искусство ХХ века. М. 2003 г.

  6. Энциклопедический словарь. М. 2000 г

  7. "Вторая мировая война: кинематограф и плакатное искусство". М., Мысль, 1995

  8. Учебно-методическая газета для учителя МХК, музыки и ИЗО "Искусство" №7 (367) 2007 год

  9. www.victori.mil.ru


12




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал