7


  • Учителю
  • Программа элективного курса по предмету Живопись в изобразительном искусстве

Программа элективного курса по предмету Живопись в изобразительном искусстве

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ

для учащихся 5-11 классов

(по 2ч в неделю, всего 68 часов)

Лицей при КазГАСА



Авторы составители: Жапаров А.Б.

Казкенова Р.Е

преподаватели лицея







Рецензент:



Тулебиев А.Т.















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа по предмету «Живопись» является частью комплексной образовательной программы профильных школ и лицеев, имеющих художественно-эстетическую направленность, реализует часть триединой задачи - (Композиция, Рисунок) "Живопись" как единое целое в изобразительном искусстве»

Данная программа составлена на основе типовых программ МОН РК, модифицированной и адаптированной в условиях художественной школы искусств для дополнительного художественного образования учащихся.

Отличие данной программы заключается во включении в образовательный процесс тем, что предусмотрено участие детей в конкурсной и выставочной деятельности и способствует формированию активной жизненной позиции ребенка, отзывчивости, формирует понимание значимости собственной творческой деятельности.

В программе предусмотрено знакомство с разнообразными материалами и выполнение творческих работ в разных художественных техниках, что способствует развитию живописных навыков у детей и формированию интереса к изобразительному искусству.

Цели и задачи образовательного процесса по предмету «ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»: *развитие и формирование у учащихся способности видеть, наблюдать и изображать форму по всем многообразии её цветосветовых отношений, *формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности ребенка через знакомство с законами цветоведения.

В 5 классе - задача тематического рисования сводится к тому, чтобы учащиеся смогли изобразить по представлению отдельные предметы, наиболее простые по форме и окраске. Например, дети рисуют игрушки, снеговика, рыбок в аквариуме, выполняют работы к народным сказкам ,к любимым героям из мультфильма.

Перед учащимися 6класса- ставятся простейшие изобразительные задачи: правильно передавать зрительное соотношение величин предметов, учитывать в рисунках видимое уменьшение дальних предметов, усвоить правило загораживания одних предметов другими.

Задачей 7-го класса является формирование знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, сближённых и дополнительных способах нанесения живописных материалов на плоскость. Формирование понятий о контрасте, нюансе и влиянии цветового решения работы на её эмоциональный строй, понятие о взаимосвязи цвета и формы. 7 класс - знакомство с цветоведением и понятием «живопись как вид изобразительного искусства».



8 класс - формирование понятий живописного и декоративного цветовых решений; знаний о явлениях цветового контраста, нюанса в живописи; изучение влияния цветового решения работы на её композиционный строй.

Задачей 8-го класса является развитие знаний о цвете в живописи: основных и составных цветах, тёплых и холодных, дополнительных, сближённых, а так же о попытках использования качества цветов в изображении светотени, глубины пространства.

9 класс - изучение способов выявления пространственных отношений в живописных произведениях, формирование представления о колорите.

Задачей 9-го класса является формирование представлений о цветовой гамме живописной работы, знаний о воздушной перспективе в живописи, знаний о колорите и средствах его создания в живописном произведении.

10 класс - изучение роли тональных и тёпло-холодных отношений в живописном произведении.

Задачей 10-го класса является формирование представлений о тональности в живописи, формирование навыков создания тёплой и холодной цветовой гамм в живописной работе, использования тёпло-холодных цветовых отношений для создания живописного произведения.

11 класс - изучение понятий «художественного образа» и «творческий замысел», средств создания художественного образа и воплощения творческого замысла в живописном произведении с помощью композиционного построения, техники, материала, художественных приёмов.

Задачей 11-го класса является обучение изображению с натуры и по памяти, использование языка живописи в собственной художественно-творческой деятельности, навыкам плоского и объемного изображения формы предмета, моделировка светотенью и цветом.



Формы и методы обучения.

Традиционно главной формой обучения является выполнение длительных этюдов с неподвижной натуры (натюрморт). Наряду с длительными постановками предусмотрены кратковременные этюды.

Теоретический материал изучается в форме бесед и анализа произведений живописи (репродукций с работ мастеров живописи, учебных этюдов). Знакомство с подлинниками живописных произведений происходит во время посещений музеев и выставочных залов, представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение как казахского, советского, так и зарубежного мирового искусства, а также жизненного опыта детей.

Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности, развития образного мышления и фантазии на основе работ по памяти, по представлению является важным условием успешного освоения учащимися программного материала. Стремление отразить в своих работах действительность, своего отношения и мироощущения должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Формы деятельности учащихся на уроках:

- изображение на плоскости и в объеме (рисование с натуры, по памяти, по представлению);

- декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений мирового искусства (работы детей из художественного фонда, слайдов, репродукций и видеофильмов);

- обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

-изучение художественного наследия;

С целью формирования опыта творческого общения и чувства коллективизма в программу вводятся коллективные задания. Коллективное художественное творчество учащихся может найти применение в оформлении школьных интерьеров (выставки учебных и творческих работ, выпуск стенгазет к праздникам).

Развитие художественного восприятия и практическая деятельность представлены в программе в их содержательном единстве.





































«ОСНОВЫ ЖИВОПИСИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ»

5 класс

Учебно-тематический план



Три основные краски -красная, синяя, желтая.

Цветовой круг.Хроматические цвета.Развивающие упражнения.



6



1



5

4

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт"Дары природы".

8

1

7

5

Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить,дать название.

5

1

4

6

Новогодние подарки от Дедушки Мороза.

5

1

4





32

6

26

2 полугодие

7

Контрастный натюрморт в технике Гризайль.Цветовой тон.

8

1

7

8

Любимые игрушки моего детства

6

1

5

9

Выразительные возможности Аппликации.

6

1

5

10

Любимый герой из мультфильма. Выразительные возможности графических материалов.

8

1

7

11

Итоговый урок.

Как я хочу провести летние каникулы.

8

1

7





36

6

30



Всего:

68

12

6











Содержание предметаКол-во

часов

материал

формат

1

Вступительная беседа.

О художественных материалах: красках, кистях, бумаге.Ознакомление с различной техникой живописи. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности.

Эксперименты с красками и бумагой.

Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей.

4

бумага, кисти, акварель, гуашь.

А 4



2

Рисование осенних листьев различной формы. Развивать у детей умение видеть красоту природы в различные времена года.

4

Гуашь, кисти

А4

3

Три основные краски -красная, синяя, желтая.Цветовой круг.Хроматические цвета. 1.Ученик должен различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; 2.Развивающие упражнения.

6

Гуашь, кисти

А4

4

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт"Дары природы". Приобретение первичных навыков изображения предметного мира/

8

Гуашь, кисти

А 4

5

Придумать и нарисовать три вазы разной формы, украсить,дать название. Развитие наблюдательности и познавательной способности.

5

Гуашь, кисти

А 3

6

Новогодние подарки от Дедушки Мороза. Задание для отражение фантазии.

5

Гуашь, кисти

А 4



7

Контрастный натюрморт в технике Гризайль.Цветовой тон.Изучение свойства красок.Тональность в живописи

8



Гуашь,

Акварель, кисти.

А 4



8

Любимые игрушки моего детства. Рисование по памяти.

6

Акварель, кисти.

А 4

9

Выразительные возможности Аппликации. Работа с

бумагой, Отражение средствами ИЗО образов и впечатлений.

6

Гуашь Пастель, цветной картон.

Куски цветной ткани,ПВА

А 3

10

Любимый герой из мультфильма. Выразительные возможности графических материалов. Формирование эмоциональной отзывчивости на эстетические явления.

8



А 4

11

Итоговый урок.

Как я хочу провести летние каникулы. Развитие творческого мышления.Показать приобретенные навыки.

8

Гуашь

А 3



















Всего

68







В конце 5-го класса учащиеся

должны знать:

  • Понятие живописи, её главные выразительные средства;

  • Материалы и инструменты для живописи;

  • Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближенные цвета.

уметь:

  • Грамотно организовать рабочее место;

  • Правильно компоновать работу;

  • Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.











6 КЛАСС

Учебно-тематический план



ТЕМА



Кол-во

часов

Теоретические

Практические

1 полугодие

1

Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы.

3

1

2

2

Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её.

3

1

2

3

Придумать и изобразить свой будущий дом.

6

1

5

4

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. "Краски осени".Ознокомление смешенной техникой.

6

1

5

5

.Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в технике "Гризайль" .Этюд.

6

1

5

6

Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в цвете.Итоговая работа. Этюд.

8



1



7





32

6

26

7

Зимние ассоциаций- "Узоры".

4

1

3

8

Малофигурный натюрморт в теплой гамме.

5

1

4

9



Малофигурный натюрморт в холодной гамме.

5

1

4

10

Натюрморт.Копия с репродукций.

7

1

6

11

Декоративный натюрморт.Стилизация в живописи.

7

1

6

12

Итоговая работа-"Моя семья". Сюжет и образ в живописи.

8

1

7





36

5

31

Всего

68

11

57





Содержание предмета



ТЕМА



Кол-во

часов

Материал

Формат

1 полугодие

1

Вступительная беседа. Что такое форма? Рисование дерева необычной формы. Изучать окружающий предметный мир и мир природы, Овладевать приёмами работы красками и кистью.

3

Гуашь

А4

2

Рисование первой буквы своего имени и раскрашивание её. Воспринимать и эмоционально оценивать образную характеристику произведений художника. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

3

Гуашь

А 4

3

Придумать и изобразить свой будущий дом. Передавать с помощью линии и цвета нужный объект. Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Размещать на рисунке предметы в разных положениях.

6

Гуашь

А 4

4

Жанры изобразительного искусства. Пейзаж. "Краски осени".Ознокомление смешенной техникой. Наблюдать природные явления, особенности объектов природы, настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе.

6

Акварель

Гуашь,

Цветная бумага,

ПВ.

А3

5

Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в технике "Гризайль". (изучение тональности,плоскости,объема.)

6

Акварель

А 4

6

Малофигурный натюрморт из контрастных по тону и цвету предметов в цвете.Итоговая работа. Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения с помощью гуаши или акварели.

8

Акварель

А 4

2 полугодие

7

Зимние ассоциаций- "Узоры". Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки, поэтического слова, художественного движения.

4

гуашь

А 4

8

Малофигурный натюрморт в теплой гамме. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.



5

Акварель

А 4

9

Малофигурный натюрморт в холодной гамме.Различать основные и составные, теплые и холодные цвета.

5

Гуашь или акварель

А 4

10

Натюрморт.Копия с репродукций.Воспитывание в себе такие качества художника как Терпение,Дисциплина и развитию Мастерства.

7

Акварель

А4

11





Декоративный натюрморт.Стилизация в живописи. Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные. Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе. Уметь работать с палитрой и гуашевыми красками. Понимать взаимодействие цвета и формы в декоративном искусстве.Уметь видеть и передавать необычное в обычном.

7

Акварель

А 4

12

Итоговая работа-"Моя семья". Сюжет и образ в живописи. Иметь представления об изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью; высказывать свои представления и объяснять их.

8

Акварель

А 3

Всего

68





В конце 6-го года обучения учащиеся должны знать:

  • Дополнительные цвета (контраст);

  • Сближенные цвета (нюанс);

  • Понятие светотени (в живописи);

  • О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;

  • Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: А.Кастеев. М.Кенбаев. К.Шаяхметов. Ш.Сариев, и др. И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.и др.

Уметь:

  • Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;

  • Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);

  • Передавать объём формы с помощью светотени;

  • Видеть и передавать холодно-теплые цветовые отношения;

  • Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближенных по цвету предметов;

  • Последовательно вести работу;

  • Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.





7 КЛАСС



Учебно-тематический планАвтопортрет или портрет друга.

Копия с репродукций.

5

1

4

9

Натюрморт из 2-3 предметов различной фактуре.

5

1

4

10

Натюрморт в холодной гамме из двух предметов.

6

1

5

11

Постановка из 2 предметов на нейтральном фоне.

6

1

5

12

Свет и тень.

6

1

5

13

Натюрморт в теплой гамме из 2-х предметов. Итоговая работа

8

1

7





36

6

30

Всего

68

13

55



Содержание предметаКол-во

часов

материал

формат

1

Беседа о живописи.

О художественных материалах: красках, кистях, бумаге. Оборудование кабинета живописи, техника безопасности.

Эксперименты с красками и бумагой.

Задача: учащиеся должны понять, апробировать качество бумаги, кистей.

2

Тонкая и плотная бумага, кисти, акварель, гуашь.

А 4

А 3

2

Упражнение по цветоведению.

Основные цвета, вторичные цвета (дополнительные цвета, цветовой тон).

5

Гуашь, кисти

А 3 или А 4

3

Контрастный натюрморт. Этюд натюрморта из 2-3 предметов контрастных по форме и цвету.

Задача: выполнить подготовительный рисунок, стараясь передать форму предмета в цвете, работу выполнить без учёта освещённости - локально.

4

Гуашь, кисти

А 3

4

Натюрморт в технике Гризайль.«Этот разный серый цвет».

(ахроматические цвета)

Задача: изучение тональности в живописи.

5

Гуашь, кисти

А 3



Упражнение «Цвет и оттенок».

Изображение предметов быта (декоративных цветов) одним цветом и его оттенками (цвет по выбору учащихся).

Задача: найти максимум оттенков одного цвета.

Упражнение «Акварельные причуды».

Изучение акварельной техники. Заливка-нанесение ровного тона; переливы-вливание цвета в цвет. Прозрачная лессировка-нанесение 2-3-х красочных слоёв. А-ля-прима - пишем, набирая тон на палитре.

5



Гуашь,

Акварель, кисти.

А 3

А 3

6

Натюрморт из 2-3 предметов (однотонного цветного стекла).

Задача: закомпоновать предметы так, чтобы они перекрывали друг друга, передать прозрачность лессировкой. Драпировка нейтрального цвета, без складок.

5

Акварель, кисти.

А 3

7

Натюрморт из 2-3 предметов различной формы.

Контрольная работа.

6

Гуашь

А 3

8

«Автопортрет» или «Портрет друга». Копия с репродукций.

Понятие пропорций частей лица, характера черт. Передача цветовых и тональных отношений. Изучение цвета лица.

5

Пастель, цветной картон.

А 3

9

Натюрморт из 2-х предметов различных по фактуре

5

Гуашь

А 3

10

Натюрморт в холодной гамме из 2 предметов.

Задача: достичь цельности компоновки листа, подобрать сближённые цвета холодной гаммы.

6

Гуашь, тонированная бумага.

А 3

11

Постановка из двух предметов на нейтральном фоне.

Грамотно организовать формат листа. Решение локального цвета на свету и в тени. Найти индивидуальную цветовую характеристику предметов с элементами моделировки формы цветом.

6

Акварель.

А 3

12

Свет и тень.

Упражнения «Цвет по свету. Цвет в тени. Переход света к тени. Блик».

Задача: раскладка светотени в прямоугольниках.

6

Акварель

А4

13

Натюрморт в тёплой гамме из двух предметов.

Итоговая работа.

Задачи: закрепить знания, полученные ранее (проверка знаний); правильный выбор формата, последовательность этапов выполнения натюрморта.

8

Гуашь, тонированная бумага.

А 3



Всего

68







В конце 7-го класса учащиеся должны знать:

  • Понятие живописи, её главные выразительные средства;

  • Материалы и инструменты для живописи;

  • Локальный цвет, тёплые и холодные, дополнительные и сближённые цвета.

Уметь:

  • Грамотно организовать рабочее место;

  • Правильно компоновать работу;

  • Создавать живописное, декоративное, графическое решение работы.



















8 КЛАСС

Учебно-тематический план



ТЕМА



Кол-во

часов

Теоретические

Практические

1 полугодие

1

Вводная беседа о живописи.

2

1

1

2

Постановка из 2 предметов (гризайль).

6

1

5

3

Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне.

6

1

5

4

Натюрморт из бытовых предметов. Копия с репродукций.

6

1

5

5



Постановка из 2-3 предметов на цветном фоне.

Контрольная работа.

8



1



7

6

Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на колорит и контраст) в технике по сырому.

4

1

3





32

6

26

2 полугодие

7

Постановка из 3-4 предметов с ярко выраженным цветом и цветовым фоном.

6

1

5

8

Наброски с фигуры человека.

4

1

3

9

Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма.

8

1

7

10

Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировки.

8

1

7

11

Итоговая работа. Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт.

10

1

9





36

5

31

Всего

68

11

57











Содержание предмета



ТЕМА



Кол-во

часов

Материал

Формат

1 полугодие

1

Вводная беседа о живописи.

2





2

Постановка из 2-х предметов (гризайль).

Передача светотени одним цветом (изучение тональности, плоскости).

6

Акварель

А 3

3

Постановка из 2-3 предметов простейшей формы на нейтральном фоне. Даются понятия: цвет, блик, тень, полутень, собственная и падающая тень.

6

Акварель

А 3



Натюрморт из бытовых предметов.

Копия с репродукций. Изучение техники мастеров живописи

6





4

Постановка из 2-3-х предметов на цветном фоне.

Контрольная работа. Понятие о цветном рефлексе. Изменение цвета в зависимости от влияния окружающей среды. Закрепление понятия о холодных и теплых тонах.

8

Гуашь

А 3

5

Два этюда натюрморта из 2-х предметов (на сближенные тона, на контраст) в технике по сырому.

4

Акварель

А 4

2 полугодие

7

Постановка из 3-4 предметов с ясно выраженным цветом и цветовым фоном (задание на решение декоративно-плоскостного натюрморта).

6

гуашь

А 3

8

Наброски с фигуры человека. Выполняются акварельными красками. Передача характера линией и пятном.

4

Акварель

А 3

9

Постановка из 3-4 предметов, контрастных по цвету, в технике мозаичного письма. Начало первых цветовых прокладок. Общие цветовые отношения.

8

Гуашь или акварель

А 3



10

Постановка из 3-4 предметов сближенного цвета в технике лессировки. Цвето-тоновые ньюансы в живописи

8

Акварель

А 3

11

Итоговая работа.Постановка из 3-4 предметов цвета. Тематический натюрморт.

10

Акварель

А 3

Всего

68







В конце 8-го года обучения учащиеся должны знать:

  • Дополнительные цвета (контраст);

  • Сближённые цвета (нюанс);

  • Понятие светотени (в живописи);

  • О влиянии цветового решения на композиционный строй работы;

  • Имена известных мастеров живописи и некоторые их работы: А.Кастеев. М.Кенбаев. К.Шаяхметов. Ш.Сариев, и др. И.Левитан, Рембрандт, К.Коровин, Пикассо, А.Матисс, Джотто, Тициан, М.Васильев, Ж.Шарден.и др.

Уметь:

  • Передавать оттенки локального цвета предмета с помощью основных и составных цветов;

  • Грамотно компоновать работу (применять знания, полученные на уроках «Композиции»);

  • Передавать объём формы с помощью светотени;

  • Видеть и передавать тёпло-холодные цветовые отношения;

  • Использовать явления контраста и нюанса при изображении контрастных и сближённых по цвету предметов;

  • Последовательно вести работу;

  • Анализировать работы: оценивать степень выполнения поставленной задачи.









9 КЛАСС

Учебно-тематический план



Тема



Кол-во часов

Теоретические

Практические

1 полугодие

1

Краткосрочные этюды.

6

1

5

2

Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом на нейтральном фоне.

6

1

5

3

Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу в технике гризайль.

6

1

5

4

Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань).

6

1

5

5

Тематический натюрморт «Новогодний».

Контрольная работа.

8

1

7





32

5

27

2 полугодие

6

Постановка из нескольких предметов близких по окраске на цветном фоне.

6

1

5

7

Выполнение портретного этюда.

6

1

5

8

Копия со цветной репродукций в технике "Гризайль".

6

1

5

9

Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне.

Итоговая работа.

12

1

11

10

Наброски фигуры человека этюдного характера.

6

1

5





36

5

31

Всего

68

10

58







Содержание предмета



ТЕМА



Кол-во часов

материал

формат

1 полугодие

1

Вводная беседа. Краткосрочный этюд.

6





2

Постановка этюдного характера из 2-3 предметов с ясно выраженным цветом (овощи, фрукты, цветы) на нейтральном фоне.

Цветная характеристика предмета и их связь с окружающей средой (соприкасание предмета с фоном).

6

акварель

А 3

3

Постановка из 3-4 предметов, различных по материалу, в технике гризайль.

Передача пространства при соблюдении светотеневой проработки (блик, свет, полутень, тень, рефлекс).

6

акварель

А 3

4

Этюды предметов на передачу материальности (стекло, металл, дерево, ткань).

6





5



Тематический натюрморт.

Передача эмоционального состояния.

Поэтапная работа над композицией.

Обобщение.

Контрольная работа над композицией.

8

акварель

А 2

2 полугодие

6

Постановка из нескольких предметов, близких по окраске на цветном фоне. Передача цветом планов и уходящих плоскостей.

6

акварель

А 3

7

Выполнение портретного этюда (6 ч. - в холодной гамме, 6 ч. - в тёплой гамме).

6

гуашь

А 3

8

Копия со цветной репродукций в технике "Гризайль".(цветовой тон в живописи)

6





9

Тематический натюрморт из 2-3 предметов на нейтральном фоне (освещение боковое).

Итоговая работа.

12

акварель

А 2

10

Наброски фигуры человека этюдного характера.

6

акварель

А 4

Всего

68





В конце 9-го года обучения учащиеся должны знать:

  • Понятия: «цветовая гамма», «колорит»;

  • Средства воздушной перспективы, необходимые для выявления пространственных отношений в живописном произведении;

  • Средства выявления фактуры (материальности) с помощью цвета;

  • Имена известных Казахстанских и зарубежных мастеров живописи и некоторые их работы.

Уметь:

  • Создавать гармоничное, целостное сочетание цветовых оттенков в живописной работе (цветовая гамма, колорит);

  • Выявлять пространственное расположение предметов в живописной работе с помощью цветовых отношений;

  • Выявлять фактуру изображаемых предметов с помощью цветовых отношений;

  • Выполнять предварительные колористические поиски к живописным этюдам;

  • Цельно передавать светотеневые отношения на сложной форме;

  • Выявлять сложную форму с помощью оттенков цвета.









10 КЛАСС

Учебно-тематический планТема



Кол-во

часов

Теоретические

Практические

1 полугодие

1

Вводный урок. Краткосрочные этюды.

6

1

5

2

Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.

6

1

5

3

Постановка натюрморта с гипсовым телом.

6

1

5

4

Постановка из нескольких предметов, различных по материалу на цветном фоне.

Контрольная работа.

10

1

9

5

Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Техника подмалевок. Лессировка. Ал-ля-прима

10

1

9

2 полугодие

6

Постановка в интерьере.

8

1

7

7

Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами.

10

1

9

8

Этюд фигуры человека (с фоном).

12

1

11

Всего

68

8

60





Содержание предмета



Тема



Кол-во часов

материал

формат

1 полугодие

1

Вводный урок. Краткосрочные этюды.

6

Акварель

А 4

2

Постановка из живых цветов, овощей или фруктов.

6

Гуашь

А 4

3

Постановка натюрморта с гипсовым телом. Драпировка с небольшим количеством складок. Передача тонально-цветовых отношений.

6

Гуашь

А 2

4

Постановка из нескольких предметов, различных по материалу (стекло, ткань, дерево и т.д.) на цветном фоне. Передача фактуры материала цветом. Контрольная работа.

10

Гуашь

А 2

5

Этюд фруктов или овощей. Знакомство с масляной живописью. Подмалевка. Техника лессировка, Ал-ля-прима.

10

Масло

А 3

2 полугодие

6

Постановка в интерьере. Тонально-цветовое решение в пространстве (влияние воздушной перспективы).

8

Гуашь

А 2

7

Экзаменационное задание: постановка с чучелом птицы, узорной драпировкой и бытовыми предметами. Поэтапная работа. Передача цветового строя натюрморта.

10

гуашь

А 2

8

Этюд фигуры человека (с фоном).

Построение фигуры человека в пространстве. Передача световоздушной среды.

12

Масло

А 3

Всего

68





В конце 10-го года обучения учащийся должен знать:

  • Понятия: «тональность», «холодная цветовая гамма», «тёплая цветовая гамма»;

  • Что сочетание тёплых и холодных цветовых оттенков - это неотъемлемое качество живописного произведения;

  • Имена известных мастеров живописи Казахстана и зарубежных мастеров и некоторые их работы.

Уметь:

  • Создавать цельную цветовую гамму в живописной работе

  • Выявлять глубину пространства в живописном произведении с помощью средств световоздушной перспективы;

  • Выявлять фактуру с помощью цветовых отношений;

  • Создавать цельный колорит в живописной работе.





















11 КЛАСС

Учебно-тематический план



Тема



Количество часов

Теоретические

Практические

1 полугодие

1

Краткосрочные этюды

9

1

8

2

Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой. Контрольная работа.

14

1

13

3

Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев.

10

1

9

2 полугодие

4

Этюд головы человека, в холодном колорите (мужской)

12

2

10

5

Фрагмент интерьера. (Угол мастерской).

6

1

5

6

Итоговая работа.

Натюрморт с гипсовой головой на материальность.

8

1

7

7

Этюд головы человека в теплом колорите (женский).

9

1

8

Всего

68

8

60



Содержание предметаТЕМА



Кол-во часов

материал

формат

1 полугодие

1

Краткосрочные этюды.

9

Акварель, гуашь

А 3

2

Постановка из 3-4-х предметов, разнообразных по фактуре с гипсовой вазой.

Контрольная работа. Передача фактуры предметов. Выявление полученных знаний за весь период обучения.

14

Материал по выбору учащихся

А 2

3

Постановка из свежих фруктов, овощей, цветов, листьев. Совершенствование приёмов (масляной) живописи. Передача световоздушной среды.

10

Масляные краски

А 3

2 полугодие

4

Этюд головы человека в холодном колорите (мужской).

12

Гуашь

А 3

5

Фрагмент интерьера. (Угол мастерской).

6

Материал по выбору учащихся

А 2

6

Итоговая работа.

Натюрморт с гипсовой головой, на материальность.

8

Гуашь

А 2

7

Этюд головы человека в теплом колорите (женский).

9

Гуашь

А 3

Всего

68





В конце 11-го года обучения учащиеся должны знать:

  • Понятия «художественный образ в живописи», творческий замысел»;

  • Средства формирования художественного образа в живописном произведении;

  • Средства воплощения творческого замысла в живописном произведении;

Имена известных мастеров живописи и названия некоторых произведений.

Уметь:

  • Создавать выразительный художественный образ постановки с помощью композиционных и живописных средств;

  • Ставить перед собой творческую задачу и решать её с помощью композиционных и живописных средств;

  • Выбирать и использовать материал, технику и изобразительные приёмы в соответствии со своим эмоционально-образным восприятием постановки.









</

































Список используемой литературы:

  1. МОН РК Казахская академия образования им.Ы.Алтынсарина Изобразительное искусство: Учебная программа для 5-6 классов уровня основного среднего образования. - Астана: НАО им. И.Алтынсарина, 2013. - 13 с.

  2. Энциклопедия «Казахские орнаменты» Алматыкітап, 2005г.

  3. Барокко: Архитектура. Живопись. Литература. Музыка. Скульптура. Серия: наглядные и раздаточные пособия. - Айрис-Пресс, 2006.

  4. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский художник, 1964.

  5. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М.: Просвещение, 1969.

  6. Бесчастнов Н.П. Портретная графика: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2007.

  7. Бесчастнов Н.П. Живопись: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2007.

  8. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта: учебное пособие для студентов. - М.: Владос, 2008.

  9. Шаймерденов Е.Ш. РК «Символы Независимости» Алматыкітап, 2005г.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал