7


  • Учителю
  • Сценарий мастер-класса: « Путешествие в мир Супрематики с Черным квадратом – Немалевичем»

Сценарий мастер-класса: « Путешествие в мир Супрематики с Черным квадратом – Немалевичем»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Негосударственное образовательное учреждение

Школа «Ирида»





















Сценарий мастер-класса:

« Путешествие в мир Супрематики с Черным квадратом - Немалевичем»



















Разработал:









Учитель изобразительного искусства



Чистая Оксана Игоревна











г. Москва, 2016 г.









Аннотация.

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни - это конечная цель системы. Принципиально важно - что и как формировать у него для ее достижения.

Подросткам необходимо создавать учебную ситуацию, при которой у них проявляется потребность в изучении данного материала, и в этих условиях организовать деятельность детей по самостоятельному добыванию знаний.

В данной разработке подросток - субъект учебной деятельности, стремящийся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения в этот проект включены Современные образовательные технологии (развивающее обучение, создание проблемной ситуации, игровые методы, стимулирование рефлексии учащихся, использование мультимедийных технологий).



Мастер-класс « Путешествие в мир Супрематики с Черным квадратом - Немалевичем» - это и исследование, и просветительское мероприятие, и творческая игра.

"Черный квадрат" называют иконой в искусстве ХХ века. Этот проект приподнимет завесу над тайной картины. Это ответ тем, кто говорит "я тоже так могу" или "я не понимаю".

Содержание.



1.Введение



2. Игровая деятельность



2.1.Описание педагогической игры.

2.2.Концептуальные основы игровых технологий



3.Новый Выразительный Реализм.



3.1Супрематизм.

3.2.В чем смысл черного квадрата?



4.Творческая игра.



5.Заключение.



Список использованной литературы.







1.Введение

Человеческая культура возникла и развертывается в игре, как игра.

Й.Хейзинга



Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.





Цели проекта:



  1. Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;

развитие общеучебных умений и навыков;

  1. Воспитывающие: формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

воспитание сотрудничества, коммуникативности .

  1. Развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.



2.Игровая деятельность.

2.1.Описание педагогической игры.



В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

- коммуникативную: освоение диалектики общения;- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений.

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в

самоутверждении, самореализации.



В структуру игры как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми,

условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди

использовали с древности.



В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.



Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.



2.2.Концептуальные основы игровых технологий

• Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

• Игра - форма психогенного поведения, т.е. внутренне присущего, имманентного личности (Д.Н.Узнадзе).

• Игра - пространство "внутренней социализации" ребенка, средство усвоения

социальных установок (Л.С.Выготский).

• Игра - свобода личности в воображении, "иллюзорная реализация нереализуемых интересов" (А.Н.Леонтъев).

• Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.

• Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.

• В возрастной периодизации детей (Д.Б.Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста свое содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования.



Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

В подростковом возрасте наблюдается обострение потребности в создании своего собственного мира, в стремлении к взрослости, бурное развитие воображения, фантазии, появление стихийных групповых игр.

Особенностями игры в старшем школьном возрасте является нацеленность на

самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.





3.Новый Выразительный Реализм.

3.1Супрематизм.



Рубеж конца 19го начала 20го веков - время подъема всех сил, энергетик, как демонических, так и ангельских. Это время называют Русским Ренессансом или Русским Возрождением. Россия как бы прорубила окно в Европу. Возникали различные течения в музыке, в живописи, в искусстве, возникает новое сознание, новое представление о мире. И сейчас мы покажем то время, почитаем стихи, которые были написаны в ту эпоху.

Показ фильма «Проекции авангарда»



Чтение стихов, во время чтения стихов на экране показ видеоролика

«Супрематизм».





1 чтец

Каждый молод, молод, молод,

В животе чертовский голод.

Так идите же за мной…

За моей спиной

Я бросаю гордый клич,

Этот краткий спич!

Будем кушать камни, травы,

Сладость, горечь и отравы,

Будем лопать пустоту,

Глубину и высоту,

Птиц, зверей, чудовищ, рыб,

Ветер, глины, соль и зыбь!

Каждый молод, молод, молод,

В животе чертовский голод.

Всё, что встретим на пути,

Может в пищу нам идти.

1913 г. Д. Бурлюк



2 чтец:

Ветрогон, сумасброд, летатель,

создаватель весенних бурь,

мыслей взбудораженных ваятель,

гонящий лазурь!

Слушай, ты, безумный искатель,

мчись, несись,

проносись нескованный

опьянитель бурь.

1913 г. Елена Гуро



3 чтец

Годы, люди и народы

Убегают навсегда

Как текучая вода.

В гибком зеркале природы

Звезды - невод, рыбы - мы,

Боги - призраки у тьмы.

В. Хлебников



4чтец

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

В. Маяковский



Выступление по презентации « Казимир Малевич»

Начало двадцатого века было революционным и в искусстве. Известный русский художник Казимир Северинович Малевич создал знаменитый Черный Квадрат и написал книгу, в которой обосновал свою теорию - Новый Выразительный Реализм. В этой книге заключалось логическое обоснование нового беспредметного стиля - супрематизма. Сочиненный им термин восходил к латинскому корню «супрем», образовавшему в родном языке художника, польском, слово «супрематия», что в переводе означало «превосходство», «главенство», «доминирование». Малевич этим словом стремился зафиксировать главенство, доминирование цвета надо всеми остальными компонентами живописи. Супрематизм называют Чистым творчеством, так как здесь есть только цвет и идея. В этом и есть смысл и секрет супрематизма, как разновидности абстракционизма. В основном в супрематизме используются геометрические фигуры - квадраты, прямоугольники, прямые и кривые линии. Малевич и другие абстракционисты не хотели изображать реальный мир, поэтому выбирали мир форм и цвета, как прототип реальности.

Супрематизм явился новой вехой в развитии беспредметной живописи.

В отличие от кубизма, где на составляющие геометрические формы разложены реальные вещи (примером кубизма может быть человек, который изображён при помощи нескольких треугольников или квадратов), в супрематизме нет не только реальных вещей, но даже понятий верха, низа, лева, права, притяжения земли и т.д. Пространство произведения теперь не подвластно ни земному тяготению, ни другим естественным физическим явлениям. Это уже, что называется, полностью самостоятельный мир .

Супрематизм оказал большое влияние на всю художественную культуру мира. И в настоящее время в телевизионных, компьютерных заставках мы часто видим игру цвета и форм ...Сценарий мастер-класса: « Путешествие в мир Супрематики с Черным квадратом – Немалевичем»



Почему же поляк, рожденный вУкраине, стал одним из значительнейших художников русской культуры?



Малевич самостоятельно прошел весь путь от скромного самоучки до всемирно известного художника. Он принимал участие в двух революциях, сочинял футуристические стихи, реформировал театр, выступал на скандальных диспутах, увлекался теософией и астрономией, преподавал, писал философские труды, сидел в тюрьме, был директором солидного института и безработным... Всем смыслом жизни Малевича было искусство. Свойственную его характеру взрывную энергию Малевич привнес в свое творчество.



3.2.В чем смысл черного квадрата?



Понять творчество Казимира Малевича можно только через призму его философских и теоретических трудов, составляющих неотъемлемую часть его наследия. Черный квадрат, заслонивший собой даже самого автора, давно стал предметом жесточайшей критики и жарких споров.

Просмотр серии мультсериала «Черный квадрат» Дмитрия Высоцкого.



В чем секрет черного квадрата? И в чем заключается его предназначение? Действительно, не зная истории супрематизма, развития абстрактного искусства, апофеозом которого он стал, очень сложно разобраться, зачем Малевич нарисовал черную геометрическую плоскость на белом фоне. А точнее сказать невозможно. Так что разберём всё по полочкам.

История модерна, авангарда сводилась к тому, что бы как можно более сильно отразить мир так, как не делали этого другие или точнее сказать классицисты и академисты, как можно больше сделать картину независимой от окружающего мира. Отсюда и произошёл стиль Супрематизм, гениальное изобретение полной беспредметности, в частности - Чёрный Квадрат, который мало кто понимает. Сейчас это кажется элементарным - изобразить нечто полностью абстрактное, но ведь всё когда-то начиналось… Когда-то и одежду придумали, а сейчас одежда - это элементарная вещь, но в те далёкие времена, когда её придумали - это считалось гениальным изобретением, первым в своём роде, так что не нужно недооценивать роль Малевича и его Чёрного Квадрата в истории искусства.

Черный квадрат стал логическим объяснением супрематизма, наглядным пособием и даже иконой стиля. То, к чему шли все авангардисты мира на протяжении нескольких столетий, было воплощено в одной картине и стало апогеем, вершиной авангарда, его нерушимым идеалом и идеальным символом, выше которого ещё никто не поднялся и вряд ли поднимется.



Впервые черный квадрат появился на сцене, когда Малевич оформлял декорации к опере «Победа над солнцем», на заднем плане были нарисованы разные фигуры, среди них черный квадрат. Затем появилась картина. «Чёрный квадрат» оказал на самого художника такое влияние, что от осознания того, что он сделал, он долго болел. Существует версия, что свою роль в написании квадрата сыграла и кончина единственного сына Малевича, который умер в 1915 году. Существует 4 копии черного квадрата, которые сделал сам Малевич. Естественно они отличны друг от друга оттенком, рисунком, фактурой. Малевич, как художник-авангардист был новатором и постоянно экспериментировал в живописи. Он всегда был оригинален и его квадрат - это особое восприятие его видения и выражение его необычного творчества. Черная геометрическая фигура на белом фоне монументальна, устойчива, молчалива, торжественна, угрожающе таинственна. Это другой художественный язык. Он не отменяет предыдущего, он существует параллельно изобретенному направлению - регулярным геометрическим фигурам, написанным чистыми локальными цветами, где господствуют законы динамики и статики.

Черный квадрат это образ художника-революционера, который стремится стать частью универсального материального потока, бесконечно разрушающего все современные эстетические идеалы.

Цель - не изменение и смена одного проекта другим, плохого - хорошим, а отказ от любых целей и вход в бесконечный процесс под названием искусство, который художник желает длить бесконечно.

Черный квадрат - это икона революционного искусства, умирания и рождения, метафора пепла и символ современного искусства, которое становится для художника религией, ведущей его в землю Обетованную. Именно поэтому Казимир Малевич повесил Черный квадрат в красном углу, на месте, где в крестьянской избе всегда стоит икона.



4.Творческая игра.



Разная правда одной жизни. Художник пишет картину, а писатель - роман... Ведущий писатель Франции XIX века, одним из первых поднявший литературный стяг критического реализма, Стендаль ставил целью для художника слова реальное отображение жизни во всей ее полноте и противоречивости. А роман, по утверждению самого Стендаля, - это зеркало, с которым писатель идет по большой дороге жизни. И не его вина, рассуждает дальше Стендаль, если это зеркало отражает то чистую голубизну высокого неба, а то вдруг - грязную, разбитую, ухабистую дорогу, по которой идет человек.



Что же произошло с зеркалом в 20 веке?

Размышления и ответы ребят.



Нет таких картин и таких вещей, которые бы устояли против разрушительной силы материального мира, искусство также смертно, как и всё другое, и также подвергается искажениям и разрушениям. История искусства (Сезанн, кубизм, футуризм, супрематизм и т.д.) по большому счету - это история искажений и разрушений традиционного образа, который возник еще в Древней Греции и далее развивался в эпохи средневековья и Возрождения.



Казимир Малевич отвечал на вопрос: «Как может продолжаться искусство на фоне промышленных и социальных катаклизмов и постоянного разрушения культурных традиций? Как противостоять деструктивным силам прогресса и сделать искусство трансисторическим, стоящим вне времени?"



Возьмем слова К. Малевича:

«Художник может быть творцом тогда, когда формы его картин не имеют ничего общего с натурой.

А искусство - это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношений форм и цвета и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, - а на основании веса, скорости и направления движения.

Нужно дать формам жизнь и право на индивидуальное существование».



Игра «Разбитое зеркало»



Перед вами разрезанные фото из журналов.

1. Сначала сложите их правильно. Придумайте название.

2.Потом разберите и сложите по-другому, возможно не вплотную. Расположите на листе. Придумайте новое название.

3. Под музыку приклейте на лист.



Игра «друзья Немалевича»



Осмотритесь в классе и соберите набор геометрических фигур, которые нас окружают.

Сначала это будут квадраты и прямоугольники - столы, стулья, окна, шкаф, доска и т.д.

Найдите треугольники или круги, это уже не так очевидно.



Игра «Друг Супремус»



Просмотр супрематических портретов людей Малевича.

Представьте как видит людей Немалевич.

Составьте портрет друга из геометрических фигур.



Выставка работ. Какой тип заданий оказался наиболее интересным? Сложным?

5.Заключение



Малевич изучал эстетические, медицинские, психологические, энергетические свойства цвета. Есть работа о белом цвете, ведь белое в большом количестве опасно для медицинских учреждений. Оранжевые куртки дорожных рабочих -спецодежда, производственной одеждой также занимался Малевич...

Через супрематизм художники выходили в новое пространство, это новое пространство сейчас называется дизайн. Любой интерьер, любое пространство строится на цветоформе.



</ Какое значение сейчас имеет кто и что думает о черном квадрате? Малевич был всесторонне развитым человеком, он был человеком своего времени, человеком будущего, он вел свою культуру в будущее. Он предложил новый язык для абсолютно новых условий цивилизации, это была гениальная личность, а то, что мы не ценим его сейчас, так это наша беда, наша ментальность. Значение картины «Черный квадрат» в истории живописи неоспоримо, Малевичу удалось создать самую абстрактную картину. И уже, похоже, никто никогда не сможет придумать что-либо подобное или превзойти его. Он писал: « Я счастлив, что лицо моего квадрата не сможет слиться ни с одним мастером, ни временем».



Показ видеофильма « Казимир Малевич. Будет яснее солнца»

Наш мастер-класс подошел к концу. Надеемся, что это было интересно и полезно для вас.



Список использованной литературы



1. Азаров Ю.П. Игра и труд. - М., 1973.

2. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. -М., 1979.

3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

4. Баев ИМ. Играем на уроках русского языка. - М., 1989.5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М., 1988.

6. Газман О.С. и др. В школу - с игрой. - М., 1991.

7. Добринская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983.

8. Журавлев А.П. Языковые игры на компьютере. - М., 1988.

9. Занъко С.Ф. и др. Игра и ученье. - М., 1992.

10. Игры - обучение, тренинг, досуг... / Под ред. В.В.Петрусинского. - М., 1994.

11. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 1990.

12. Кэрролл Л. Логическая игра. - М., 1991.

13. Макаренко А.С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т.У. - М., 1958.

14. Минкин Е.М. От игры к знаниям. - М., 1983.

15. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.

16. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии. - М.:

РПА, 1996.

17. Самоукина Н.В. Организационно-обучаюшие игры в образовании. - М.: Народное

образование, 1996.

18. Спивакоаский А.С. Игра - это серьезно. - М., 1981.

19. Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроках английского языка. - М, 1981.

20. Удовольствие - в игре. - М.

21. Хейзинга И. В тени завтрашнего дня. - М., 1992.

22. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

23. Шмаков С.А. Культура - досуг - ребенок. - М., 1994

24. Малевич К.С.Черный квадрат. О себе - Эксмо, 2015



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал