7


  • Учителю
  • Конспект урока по МХК на тему 'Художественная культура Междуречья'

Конспект урока по МХК на тему 'Художественная культура Междуречья'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок № 10

Раздел: КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

ДРЕВНЕЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ

Тема урок: Художественная культура Междуречья.

Религиозно-мифологические представления

народов Междуречья.

Цель урока:

  • Углубление понятия «древние цивилизации»; расширение представлений о географических особенностях Месопотамии; знакомство с основными периодами истории и достижениями культуры Месопотамии.

  • Рассмотрение основополагающих принципов, составляющих суть мифологических представлений народов Древнего Междуречья; обогащение лексики в пределах темы урока: политеизм, пантеон, адорант, имена месопотамских богов.

Оборудование: экран, медиапроектор, карта Передней Азии


Литература:

  • Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.

  • МХК. Поурочные планы 8 класс.

Тип урока: урок-лекция

Оформление:

  • Презентация Power Point по теме урока;

  • таблица: «Художественная культура с древнейших времён до наших дней» (раздаточный материал)

  • Схема периодов культуры Древнего Двуречья.

  • Карта Передней Азии

  • Карточки к уроку, рабочие листы



Ход урока

І. Организационный момент, обобщение пройденного материала:

-Ребята давайте повторим, что же нового мы узнали с вами на прошлом уроке. Вы сейчас в течении 3-5 минут поработаете с карточками, на которых задания с нашего прошлого урока.

ІІ. Введение темы урока.

--Как мы выяснили на прошлых уроках, первобытная культура - это культура - первобытнообщинного строя. Время её бытования датируют от появления Номо Сапиенс до возникновения классовых обществ, цивилизаций. С момента возникновения классовых обществ заканчивается культура первобытнообщинного строя и начинается культура цивилизаций.

Сегодня на уроке мы отправляемся с вами в путешествие по древним цивилизациям, шаг за шагом постигая идеалы их духовной культуры.

--Запишите пожалуйста тему нашего урока : «Художественная культура Междуречья».

ІІІ. Изучение нового материала

--ЦИВИЛИЗАЦИЯ- (от лат. «цифилис» - гражданский, государственный) - синоним понятия «культура»: уровень, степень развития материальной и духовной культуры определённого общества.

---Посмотрите на таблицу, которая лежит у вас на столе, и скажите, в каком тысячелетии зарождаются цивилизации?

---правильно в 4 тысч. До нашей эры.

--Какие цивилизации зарождаются в это время?

-- Древний Восток -Шумер, Вавилон, Ассирия, Египет; Греция.



--В долине рек Тигра и Евфрата, на обширных пространствах ограниченных с юга -Персидским заливом, с запада - Средиземноморским побережьем, с севера- Кавказом, а с востока - Иранским плоскогорьем в ІV тысячелетии возникла и утвердилась - МЕСОПОТАМИЯ - одна из древнейших цивилизаций, сыгравших огромную роль в истории человечества.

«МЕСОС» - середина , «ПОТАМОС» - река - (греч) что означает -МЕЖДУРЕЧЬЕ

--На современной карте вы не найдёте этого названия. Сегодня здесь находится арабское государство Ирак со столицей Багдад.

--Здесь возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности.

Государства Шумер, Вавилон, Ассирия - стали крупнейшими очагами художественной культуры, оказавшими существенное влияние на античное и средневековое искусство.

Открытая и доступная со всех сторон территория Междуречья находилась на перекрёстке дорог и была ареной борьбы многих племён, народов, государств. Здесь переплелись культуры различных народов. Народы населявшие этот обширный регион, одними из первых изобрели колесо, монеты и письменность, создали замечательные произведения искусства. Из соединения элементов культур различных народов (шумеры, вавилоняне, халдеи, ассирийцы, хуриты, арамеи) - выросла месопотамская цивилизация. Она возникла за удивительно короткий срок и существовала на протяжении трёх тысячелетий. Шумер, Аккад, Ассирия, Элан, Вавилон, Урарту, Палестина - эти древние цивилизации сыгравшие исключительную роль в многотысячном процессе формирования мировой художественной культуры. С 18 века привлекали внимание учёных ещё и потому, что многие события, города, цари, исторические и религиозные деятели этих древних стран упоминаются в БИБЛИИ.

НАПРИМЕР:

  • Вавилонская башня и дворец Навуходоносора, где проходил пир Валтасара - последнего царя Вавилонии.

  • Гора Арат, к которой причалил ковчег Ноя, построенный в Шурупаке.

В 18 веке кроме этих упоминаний в Библии люди ничего не знали ни о другом Шемере и Аккаде, ни о Вавилоне. Причиной такого неведения было полное отсутствие зримых памятников древней культуры Междуречья.

Почему же дворцы и храмы Месопотамии оказались под толщей земляных холмов, тогда как их ровесники - древнеегипетские храмы и дворцы стоят поныне?

Эта земля была бедна камнем и лесом, и потому основным строительным материалом была -глина (её было в избытке). Из неё делали кирпич-сырец (необожженный), а он был непрочный.

Кроме того через Месопотамию со звоном оружия, с грохотом летящих колесниц и топотом лошадей прокатывались войны, разрушавшие и уничтожавшие дворцы, храмы и скульптурные памятники. Вот почему перед взорами археологов чаще всего представали развалины и руины.

И всё же археологам удалось отвоевать у пустыни то, что сохранилось от богатой древней цивилизации. В середине 19 века английские и французские археологи начали раскопки холмов. Были вскрыты три гигантских холма:

  • Хорсабад, Куюнджик, Нимурд (это современные названия)

Под ними скрывались руины прекрасных дворцов, построенных в 3 тысячелетии до.н.э. в которых были обнаружены таблички с загадочными письменами. Благодаря этим табличкам учёным удалось составить краткую переодизацию истории Древнего Междеречья.

Рассмотреть схему исторических этапов развития Междуречья

  1. Древняя культура племени и народов Двуречья -ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.

  2. Искусство Шумера - 27 - 25 вв. до.н.э.

  3. Искусство Аккада - 24 - 23 вв. до.н.э.

  4. Искусство Шумера - 23 - 21 вв. до.н.э.

  5. Искусство Старовавилонского царства - 19 -12 вв. до.н.э.

  6. Искусство Ассирии - 9 - 7 вв.до.н.э.

  7. Искусство Нововавилонского царства - 7 - 6 вв. до.н.э.

--Многое из того, что окружает нас сейчас, чем мы пользуемся в повседневной жизни, было создано более 3 - 4 тысячелетий тому назад :шумеро-вавилонская математика и астрономия дали позиционную систему цифр; круг 360 градусов; час - 6о минут; вычисление процентов; измерение площади геометрических фигур; определение лунных фаз и продолжительность солнечного года; изобретение календаря. Они умели ориентировать стены городов и башен на 4 стороны света; первые в мире небоскрёбы (Вавилонская башня); соединили судоходными каналами Тигр и Евфрат точно по 33 параллели. Они с оставили солнечные и лунные календари; символы 12 созвездий Зодиака; основы медицинских знаний; установили 7- дневную неделю. Но самое главное они изобрели - ПИСЬМЕННОСТЬ, которая позволила нам прочесть историю Древней Месопотамии.



--Благодаря глиняным табличкам с таинственными письменами учёные смогли нам рассказать не только о периодах истории Двуречья. Таинственные письмена раскрывают для нас представления древних месопотамцев о происхождении человека в этом мире, о зависимости человека от могущественных сил природы и многочисленных богов.

--В древние времена человек не переставал задумываться, откуда произошёл он сам, кто создал природу, откуда берутся дождь, ветер, почему сменяются день и ночь.

Страшась непонятных явлений (бурь, гроз, наводнений, землетрясений), человек приписывал силам природы сверхъестественный смысл. Одушевляя силы природы, человек верил, что любой природной стихией(землюй, водой, небом, огнём) управляет определённое божество.

Таким образом. С течением времени в сознании человека сложилась целая система, в которой были главные боги и боги второстепенные.

--В современной науке вера во многих богов называется -политеизм.

(с греч. Поли -много, Теос - бог). -запишите это слово в свой словарик.

--Ребята, сейчас по ходу моего рассказа вы будете содержание мифа изображать в виде схемы в своей тетради.

--По воззрениям месопотамцев, Вселенная была замкнутым миром; сначала не было раздельных неба и земли, а лишь великая гора, покоившаяся на поверхности мировых вод океана - праматери Намму. Она произвела сына и дочь - Ан (небо) и Ки (землю). Небо было помещено на вершину горы, а земля - к её подножию. Так разделились небо и земля. Когда подросли дети Ан и Ки они вступили в брак. У них родился могучий Энлиль (бог земли и воздуха). Энлиль произвёл на свет «всё полезное» - изобрёл мотыгу, сотворил деревья и злаки, - установив на земле процветание.

Ан и Ки породили ещё семь богов стихий, а далее богов меньшего значения, от которых произошли следующие поколения богов. Земля стала хороша, и боги захотели остаться на ней.

Они обратились к Энлилю с просьбой, чтобы он устроил место где бы они могли жить вместе. В центре земного диска Энлиль построил город Ниппур, поселив там своих братьев и сестёр. Для себя он соорудил в центре города помост и воздвиг на нём дворец из лазурита.

(в ходе лекции должна получиться схема)



Гора

Намму

(океан)



Ан (небо) Ки (земля)



Энлиль

(бог земли и воздуха)



--Ребята, у вас на столе лежат рабочие листы под названием « Пантеон Месопотамских богов»

--Давайте посмотрим каких же богов почитали Древней Месопотамии?



ПАНТЕОН МЕСОПОТАМСКИХ БОГОВ

(Пантеон ( с греч. «место всех богов»; все боги какой-либо страны или культуры)

  • Ану(вавилонское). Ан(шемерское) - бог неба, бог всех богов. Символ - рогатая тиара (головной убор)

  • Эллиль (Энлиль) -«владыка ветра» - верховный бог, бог земли и воздуха, сын Ану. Он имел таблицы судеб и мог предсказать судьбы мира. Символ - рогатый бык.

  • Эйя (Энки) - бог водной стихии. Поднимает воды на поверхность земли, орошает поля. Покровитель ремесла, мудрости, наук. Изображался с рыбьим хвостом как бог водного начала.

  • Шамаш (Уту) - бог Солнца, правды, справедливости. Изображался с лучами за спиной и серповидным зубчатым ножом в руке. Символ - солнце.

  • Син (Нанна) - бог Луны, отец бога солнца. Знак Сина _ полумесяц. Син ассоциируется с образом быка, рога которого образуют полумесяц. Символ - Луна (полумесяц.

  • Богиня Иштар (Инанна) - богиня любви, плодородия, и она же богиня войны и сражений, шествующая в бой впереди победоносного царя. Как богиня планеты Венеры, носила звезду с восемью лучами. Как дочь бога Сина - серп Луны в виде рогов. Символ -Венера.

БОГИ ПОКРОВИТЕЛИ ВАВИЛОНА

  • Мардук - бог мудрости, мирового порядка и врачевания, «божественный господин вавилона», «судья», «отец и владыка» богов. Образ - в виде змеи с головой грифона. Атрибуты - бумеранг и палка с кольцом. Символ - Юпитер.

  • Набу - бог наук, письма и мудрости, сын бога Мардука. Атрибут - палочка для письма.

  • Нергал - царь подземного царства, бог чумы и других болезней, бог смерти и кровопролитной войны. Символ -Марс.

  • Нинурта - бог счастливой войны, повелитель южного ветра, брат Нергала. Нинурта - защитник людей, покровитель плодородия, скотоводства и рыболовства. Символ - Сатурн.



--своим богам месопотамцы воздвигали великолепные храмы. В святилище храма устанавливали статую бога. Статую делали из ценных пород дерева и облачали её в пышные одежды. На голове у божества был особый головной убор - тиара.

--Изображениям богов всегда придавался человеческий облик.

Но со 2 тысячелетия до.н.э. в некоторых регионах Месопатамии объектами поклонения стали чудовищные комбинации их человеческих и животных форм.

НАПРИМЕР:

  • Анзуд - орёл с львиной головой. Эта божественная птица выступала посредником между богами и людьми. Она символизировала голос судьбы.

  • Ламашту - лвиноголовая женщина-демон.

  • Мушхуш - «огненно-красный» драконо Мардука.



--А как месопотамцы представляли себе возникновение людей?

Шумерские жрецы считали, что люди были сделаны из глины (на гончарном круге) только для того, чтобы слушать голос богов, вечно исполнять их желания и приносить щедрые жертвы.

Если человек будет выполнять волю богов, то его ждут блага и радости.

Вот поэтому религия древних шумеров требовала, чтобы в храмах перед статуями богов всегда стояли небольшие фигурки людей (от 10 до 70 см.) Это АДОРАНТЫ - «молящиеся».

Статуэтка эбих-иля из Мари.

Алебастр. Середина 3 тыс. до н.э. Париж, Лувр.

--Эбих -иль - придворный церемониймейстер; одет в модную юбку их шкуры длинношерстной козы.

ЗАДАНИЕ: попробуйте составить словесный анализ этой фигурки:

  • Есть ли искажения отдельных частей тела?

  • Опишите выражение лица

  • Опишите позу фигурки.

Статуэтки называются АДОРАНТАМИ - (лат. Адоре -«поклоняться») и изображают молящихся людей. Они должны были обращаться к богам (от имени того, кого изображала данная статуэтка) и уверять их в своей преданности

--У этих статуэток есть общие черты. Все они стоят в одинаково застывших и неподвижных позах и обращены к нам лицом. У них всегда прямо поставлена голова, широко открыты огромные наивные глаза, непропорционально большие уши и благоговейно сложенные перед грудью в молитвенном жесте руки. Мастера, вырезавшие эти фигурки из камня, мало заботились о передаче правильности пропорций человеческого тела и портретном сходстве. Главное - изобразить готовность постоянно созерцать божество, слышать его голос, улавливать его желания и молиться за своего хозяина, имя которого вырезано на плече или спине фигуры-адоранта.

Лицо адоранта - это лик, маска(в шумерской скульптуре не придавали чертам лица портретного сходства). Глаза инкрустированы.

ІV. Итог урока

Месопотамская цивилизация - одна из древнейших в мире. Именно в Шумере человечество впервые вышло из первобытного состояния и вступило в эпоху классовых обществ - отсюда начинается подлинная история человечества.

Сегодня мы познакомились с мифологическими представлениями древних месопотамцев об устройстве мира и происхождении человека, узнали имена богов, которым они поклонялись. Для чего нам это необходимо знать? Изучая религиозные представления разных народов, мы сможем лучше понять особенности мировосприятия данного народа и , глубже осознать особенности того, с чем данный народ вошёл в историю мировой культуры(особенности архитектуры, литературы, живописи, музыки)- с которыми познакомимся на следующем уроке.

V. Домашнее задание:

  • Знать значение понятий - политеизм, пантеон, адорант, имена богов.

  • Схему исторических этапов развития Междуречья переписать в тетрадь.



КАРТОЧКА № 1

Формы первобытной религии

1. Напиши значение понятий:

а). Тотемизм ……………………………………………………………….

б). Фетишизм………………………………………………………………

в). Анимизм………………………………………………………………..

г). Магия…………………………………………………………………….

КАРТОЧКА № 2

Архитектура эпохи палеолита

1. Напиши значение понятий:

а). Менгир……………………………………………………………………

б). Дольмен………………………………………………………………….

в). Кромлех………………………………………………………………….

г). Курган…………………………………………………………………



ПЕРИОДЫ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ДВУРЕЧЬЯ

  1. Древняя культура племени и народов Двуречья -ІV нач. ІІІ тыс до.н.э.

  2. Искусство Шумера - 27 - 25 вв. до.н.э.

  3. Искусство Аккада - 24 - 23 вв. до.н.э.

  4. Искусство Шумера - 23 - 21 вв. до.н.э.

  5. Искусство Старовавилонского царства - 19 -12 вв. до.н.э.

  6. Искусство Ассирии - 9 - 7 вв.до.н.э.

  7. Искусство Нововавилонского царства - 7 - 6 вв. до.н.э.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал