7


  • Учителю
  • Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству. 6 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9 городского округа

город Нефтекамск Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании ШМО

учителей_______________

________________________

Руководитель ШМО

___________/____________

Протокол № _____

от «____»_________2015г.

Согласовано

Заместитель директора школы по учебной работе

________/______________

«____»____________2015 г.

Утверждаю

Директор МОБУ СОШ № 9

__________

Приказ № ___

от «___»________2015 г.


Рабочая программа


По предмету __изобразительное искусство.__6 класс.______


Уровень образования __основное общее образование________________


Учитель ___Хамиранова Лилия Борисовна__________________________

Количество часов по программе ___35___________________________



Автор-составитель:

учитель ИЗО Хамиранова Л.Б.

Нефтекамск, 2015



Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса разработана в соответствии с основными положениями федерального компонента государственного стандарта (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.12.2014г.№1559, от 08.06.2015г. № 576); приказом Министерства Образования Республики Башкортостан «О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год» от 29.04.2015 № 905; с учебным планом Муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Нефтекамск РБ (приказ №385 от 28.08.2015), на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и ориентирована на работу по авторской программе Б.М.Неменского и др. «Искусство в жизни человека» 6 класс (Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы. Под. рук. Б.М.Неменского. - М.: Просвещение,2010г.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения ИЗО на данном уровне образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по изобразительному искусству.

Основная цель учебного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи курса:

  • развитие художественно-творческих способностей обучающихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений декоративно-прикладного искусства;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях декоративно-прикладного искусства;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме;

  • формирование устойчивого интереса к декоративно-прикладному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Задачи художественного развития учащихся в 6 классе:

формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве:

  • формирование эстетического вкуса учащихся, понимания роли изобразительного искусства в жизни общества;

  • формирование умения образно воспринимать окружающую жизнь и откликаться на её красоту;

  • формирование отношения к музею как к сокровищнице духовного и художественного опыта народов разных стран;

  • формирование умения видеть национальные особенности искусства различных стран, а также гуманистические основы в искусстве разных народов.

формирование художественно-творческой активности личности:

  • учиться анализировать произведения искусства в жанре пейзажа, натюрморта, портрета, проявляя самостоятельность мышления;

  • творчески включаться в индивидуальную и коллективную работу, участвовать в обсуждении работ учащихся.

Целью рабочей программы является создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по изобразительному искусству и реализации культуры Республики Башкортостан за счёт расширения и углубления некоторых тем, указанных в календарно-тематическом планировании.

Задачи программы: конкретно определить содержание, объём, порядок изучения предмета «изобразительное искусство» в 6 классе с учётом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса учреждения, контингента обучающихся и национальных, региональных и местных социокультурных факторов территории.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Учащиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой духовной культуры общества. В построении материала важнейший акцент делается на понимании роли искусства в жизни человека и всего общества. В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Это позволяет видеть изменение картины мира и образа человека, поставить в центр духовные проблемы, подчиняя им изменения в способах изображения. При этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных) и рисование по представлению иллюстраций к музыкальным и литературным произведениям, тематические композиции (графические, живописные, декоративные), плоские и объемные изображения формы предметов; художественное конструирование посуды, архитектуры, игрушек.

Программа рассчитана на 1 час в неделю на протяжении учебного года, т.е. 35 часов в год, согласно федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2004, согласно учебного плана МОБУ СОШ №9 на 2014- 2015 учебный год. Авторская программа Б.М.Неменского частично видоизменена за счёт расширения отдельных тем и реализации регионального компонента из расчёта от 10 до 15 процентов от 35 часов, что составляет от 3 до 5 уроков за учебный год.

Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода в соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-комуникативная, рефлексивная деятельности.

В учебном процессе формирование указанных деятельностей происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.

Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогают исследовать несложные реальные связи. Создавать собственных произведения, идеальных и реальных моделей объектов, реализация оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедейных технологий с умением импровизировать.

Информационно-коммуникативные дает возможность извлечь необходимую информацию их разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.

Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнение других при определении собственной позиции и самооценке, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами своей деятельности.

Посредствам изучения учебного материала по изобразительному искусству у учащихся формируются следующие ключевые компетенции:

для продолжения образования: владеть простейшими навыками планирования, проектирования, исследовательской, творческой деятельностью, личной и предметной рефлексии;

необходимые для адаптации к жизни в обществе: владеть умениями и навыками сотрудничества, толерантности, уважения, принятия другой точки зрения, погашения конфликтов; владеть способами эмоционально-волевой регуляции и социального взаимодействия с семьей, друзьями, партнерами и коллективом, обществом; знать и применять, установленные нормы и правила поведения в социуме; осознавать собственную индивидуальность и свою ответственность за поступки;

формирующие культуру личности человека: освоить культуру внешнего вида, одежды, оформления жилища, рабочего места; воспринимать ценность живописи, искусства, народного творчества;

ответственное отношение к своему здоровью: знать и соблюдать нормы здорового образа жизни и личной гигиены; знать опасности вредных привычек.

Основная форма организации учебного процесса - классно урочная: урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-соревнование, урок с дидактической игрой, видеоурок.

В качестве методов диагностики результатов обучения будут использоваться конкурсы, выставки, викторины и др. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1. Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.

2. Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

3. Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за семестр после прохождения тем семестров в форме выставки, теста или контрольных художественно-практических заданий

4. Итоговый контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника почувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развёрнутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческих работ.

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Технологии, используемые в работе: технология решения исследовательских задач (ТРИЗ); ИКТ, исследовательские и проектные методы обучения; обучение в сотрудничестве; технологии проблемного обучения; технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения; технологии диалогового взаимодействия (групповая работа, педагогические мастерские), игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Учебно-тематический план.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


№ п/п

Содержание

Кол-во часов

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8ч.)

1

Изобразительное искусство в семье пластических искусств

1

2

Рисунок - основа изобразительного искусства

1

3

Линия и её выразительные возможности

1

4

Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

1

5.

Цвет. Основы цветоведения.

1

6

Цвет в произведениях живописи.

1

7

Объёмные изображения в скульптуре.

1

8

Основы языка изображения.

1

МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (9ч.)

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

10

Изображение предметного мира - натюрморт

1

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

1

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

1

13

Освещение. Свет и тень.

1

14

Натюрморт в графике.

1

15

Цвет в натюрморте.

1

16

Натюрморт из бытовых предметов с драпировками; башкирское ткачество. Знакомство с творчеством А.Ситдиковой.

1

17

Выразительные возможности натюрморта.

1

ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10ч.)

18

Образ человека - главная тема в искусстве

1

19

Портрет - иллюстрация к литературным произведениям (эпос «Урал-батыр»).

1

20

Конструкция головы человека и её пропорции

1

21

Изображение головы человека в пространстве

1

22

Портрет в скульптуре

1

23

Сатирические образы человека

1

24

Образные возможности освещения в портрете

1

25

Портрет в живописи. Выразительность образа человека

1

26

Роль цвета в портрете

1

27

Великие портретисты (обобщение темы)

1

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (8ч.)

28

Жанры в изобразительном искусстве. Знакомство с творчеством башкирских художников-пейзажистов.

1

29

Изображение пространства

1

30-31

Правила линейной и воздушной перспективы

2

32

Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

1

33

Пейзаж - настроение. Природа и художник.

1

34

Городской пейзаж. Знакомство с творчеством художников г.Нефтекамска.

1

35

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл.

1


Всего

35


Содержание учебного предмета

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8ч.)

Тема. Изобразительное искусство в семье пластических искусств

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительною искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Зрительный ряд: произведения разных видов пластических искусств, демонстрирующие их разность.

Тема. Рисунок - основа изобразительного творчества

Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.

Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графические произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек (колоски, колючки, ковыль, зонтичные растения и др.).

Материалы: карандаши разной твердости, уголь, черная тушь и палочка, бумага'.

Зрительный ряд: рисунки разных видов, созданные разными материалами, учебный рисунок, наброски и зарисовки мастеров, подготовительные рисунки к картине, рисунки разных жанров (пейзаж, портрет, сцены из жизни людей).

Тема. Линия и ее выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линии, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунком трав, которые колышет ветер (линейный ритм, линейные узоры травяных соцветий, разнообразие в характере линий - тонких, широких, ломких, корявых, волнистых, стремительных и т. д.).

Материалы: карандаши или уголь, тушь, бумага.

Зрительный ряд: разные виды линейных рисунков, например линейные рисунки А. Матисса, П. Пикассо, П. Клее, В. Серова («Портрет балерины Карсавиной»); рисунки Н. Кузьмин;). О. Верейского, И. Голицына и др.

Тема. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.

Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман; яркое солнце и тени).

Материалы: черная и белая гуашь, кисти, бумага или бумага [ для аппликаций, клей.

Зрительный ряд: европейские гравюры и офорты XVII- [XVIII веков, графические рисунки Ф.Васильева, И.Левитана; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебедевой; графика В. Лебедева, А. Дейнеки, П. Митурича, Н. Тырсы и др.

Тема. Цвет. Основы цветоведения

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета '(«Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т. д.). Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия по цветоведению; произведения импрессионистов, постимпрессионистов и российских художников конца XIX и XX века с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью.

Тема. Цвет в произведениях живописи

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Задание: изображение осеннего букета с разным настроением - радостный, грустный, торжественный, тихий ,и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: произведения живописи с ярко выраженным цветовым состоянием, а также живописные произведения с изображением букетов: В.Ван Гог. Ирисы; Караваджо. Корзина с фруктами; И. Хруцкий. Цветы и плоды; И. Грабарь. Хризантемы; К.Коровин. Цветы и фрукты. На берегу моря; С.Герасимов. Сирень; А.Пластов. Сенокос (фрагмент).

Тема. Объемные изображения в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.- и их выразительные свойства.

Задание: объемные изображения животных в разных материалах.

Материалы: пластилин, глина, мятая бумага, природные материалы.

Зрительный ряд: рисунки и скульптурные произведения анималистического жанра - работы В. Ватагина, И. Ефимова и др.; В.Серов. Рисунки животных; А.Дюрер. Заяц; Рембрандт. Слон.

Тема. Основы языка изображения

Беседа. Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства в графике, живописи и скульптуре.


МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (9ч.)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника

Беседа. Во всё времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Зрительный ряд: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.

Тема. Изображение предметного мира - натюрморт

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в XX веке.

Задание: работа над натюрмортом из плоских изображении знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.

Материалы: гуашь, кисти, бумага или бумага для аппликации, клей.

Зрительный ряд: изображения предметов, характеризующих [действия человека в искусстве древности, например: в Древнем Египте - «Сбор плодов» (из гробницы в Бени-Гасане, XX век до н.)) или «Музыканты» (из росписи гробницы Нахта в Фивах, XIV век до н. э. и др.); изображение предметов человека в искусстве Древней Греции и Рима. Мир вещей в искусстве Средних веков, в искусстве Возрождения. Натюрморт VII, XVIII, KIX-XX веков.

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Фор[мы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Задание: конструирование из бумаги простых геометрических |тел.

Материалы: бумага, клей, ножницы; карандаши и бумага для зарисовок геометрической основы различных предметов.

Зрительный ряд: предметы, созданные человеком, и природные формы для анализа конструкции.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. [Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).

Материалы: карандаш, бумага.

Зрительный ряд: геометрические тела из гипса и бумаги, таблицы и наглядные пособия, фрагменты с изображением предметного мира и архитектурных построек из произведений эпохи Возрождения.

Тема. Освещение. Свет и тень

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.

Материалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага. Зрительный ряд: освещенные боковым светом геометрические тела; натюрморт из простых предметов с боковым освещением; наглядные пособия и таблицы; произведения искусства - натюрморты из европейской живописи XVII-XVIII веков.

Тема. Натюрморт в графике

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.

Материалы: картон, клей, ножницы, фактуры для наклеек, типографская или масляная краска одного темного цвета и фотографический валик, бумага для оттисков.

Зрительный ряд: изображения в печатной графике гравюра и офорт в русском и европейском искусстве XV-XVIII веков | (А.Дюрер. Гравюра «Святой Иероним в келье» и др.), гравюра В. Фаворского, печатная графика Д. Митрохина.

Тема. Цвет в натюрморте

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т. д.

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: А.Матисс. Красные рыбки; М. Сарьян Виноград; В.Серов. Девочка с персиками (фрагмент); И. Mauiков. Синие сливы; К. Петров-Водкин. Скрипка, Утренний на4 тюрморт; А. Ники ч. Торжественный натюрморт.

Тема. Натюрморт из бытовых предметов с драпировками; башкирское ткачество. Знакомство с творчеством А.Ситдиковой.

Передача планов, цветового решения, тональных отношений, рефлексов. Понятие «колорит». Знакомство с творчеством А.Ситдиковой.

Задание: работа над изображением натюрморта

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: А.Ситдикова. Башкирский мед. В башкирской избе. Башкирский интерьер. Серия «В башкирской избе». Серия «В башкирском ауле»,

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: И.Грабарь. Неприбранный стол; Н.Сапунов. Ваза, цветы и фрукты; И.Машков. Хлебы. Д. Штерен-берг. Красный натюрморт; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом (фрагмент); А. Никич. Торжественный натюрморт; Б. Неменский. Память смоленской земли, Листы чистой бумаги; В. Стожаров. Натюрморт с братиной, Лен.


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10ч.)

Тема. Образ человека - главная тема искусства

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Зрительный ряд: примеры древнеегипетского портретного изображения в скульптуре, древнеримский скульптурный портрет, фаюмский портрет, изображение человека в искусстве Возрождения в Италии, портрет XVIII века. Портреты Рембрандта, Эль Греко, Веласкеса; русский портрет XVIII-XIX веков: портреты Ф. Рокотова, В. Боровиковского, Д. Левицкого, И» Репина, И. Крамского, В. Серова; портрет в русском искусстве XX века.

Тема. Портрет - иллюстрация к литературным произведениям (эпос «Урал-батыр»).

Передача образа, характера через цвет, рисунок, композицию. Усиление роли собственного замысла. Дальнейшие усложнение навыков работы с акварелью и другими материалами. Эпос «Урал-батыр».

Задание: портрет - иллюстрацию по мотивам эпоса «Урал-батыр», передача образа.

Материалы: гуашь, кисть, бумага.

Зрительный ряд: графические и живописные портреты башкирских художников - портретистов.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Задание: работа над рисунком или аппликацией - изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).

Материалы: карандаш и бумага или черная акварель и бумага, или аппликация из вырезанных из бумаги форм (деталей лица).

Зрительный ряд: наглядные пособия и таблицы, рисунки и фотографии различных лиц.

Тема. Изображение головы человека в пространстве

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

Задание: объемное конструктивное изображение головы.

Материалы: карандаш, бумага или аппликация с дорисовками.

Зрительный ряд: наглядные пособия и методические таблицы: учебный академический рисунок гипсовой головы со стадиями работы; А.Дюрер. Головы к напечатанному учению о пропорциях; Леонардо да Винчи. Схема пропорций мужской головы; П.Рубенс. Девять различных голов на одном листе; Г. Гольбейн Младший. Набросок конструкции головы в ракурсе.

Тема. Портрет в скульптуре

Человек - основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.

Материалы: пластилин или глина, стеки, для облегчения работы - круглые сосуды (пузырьки, банки и т. п.) в качестве каркаса.

Зрительный ряд: скульптурный портрет в Древнем Риме; Л. Берн и ни. Портрет герцога д'Эсте; Ж. Гуд он. Бюст Вольтера; Ф.Шубин. Портрет князя Голицына; Н.Андреев. Панька: А.Голубкина. Мальчик; С.Коненков. Михрюша, Сказительница былин М. Д. Кривоколенова.

Тема. Сатирические образы человека

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.

Материалы: уголь или тушь, черная акварель, кисть, карандаш

Зрительный ряд: гротесковые рисунки голов работы Леонар- да Винчи; сатирические образы О. Домье в скульптуре и графике; сатирические рисунки В. Дени, Д. Кардовского; политическая сатира Б. Ефимова, Кукрыниксов.

Тема. Образные возможности освещения в портрете

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.

Материалы: черная акварель, кисть, бумага.

Зрительный ряд: графические и живописные портреты Рембрандта; изображения человека в произведениях Ж. де Латура, М.Караваджо, К.Брюллова; И.Репин. Мужичок из робких; фотографии головы в разном освещении.

Тема. Портрет в живописи. Выразительность образа человека.

Роль и место живописного портрета в истории искусства. Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в XVII- XIX веках, в XX веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека. Выразительные средства и возможности живописного изображения.

Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.

Материалы: карандаш, акварель, бумага.

Зрительный ряд: портреты Рафаэля, Тициана, А. Ван Дейка, Д. Веласкеса, Гейнсборо; портреты Д. Левицкого, Ф. Рокотова, В.Боровиковского; И.Крамской. Неизвестная; В.Серов. Портрет О. М. Орловой, М. Н. Ермолова; 3. Серебрякова. Автопортрет. За туалетом; портреты М. Врубеля.

Тема. Роль цвета в портрете

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).

Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: О.Ренуар. Портрет Ж. Самари; В.Серов. Девочка с персиками. Девушка, освещенная солнцем; В. Ван Го г. Портрет доктора Гаше; Ф.Малявин. Вихрь; А.Архипов. Крестьянка в красном.

Тема. Великие портретисты (обобщение темы)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Зрительный ряд: произведения нескольких зарубежных и русских великих художников-портретистов (по выбору учителя).


ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ (8ч.)

Тема. Жанры в изобразительном искусстве. Знакомство с творчеством башкирских художников-пейзажистов.

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Зрительный ряд: примеры по каждому жанру.

Тема. Изображение пространства

Беседа о правилах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХГ века и его образный смысл.

Зрительный ряд: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана.

Тема. Правила линейной и воздушной перспективы

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдение» правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: карандаш, гуашь с ограниченной палитрой, кисти, бумага.

Зрительный ряд: таблицы и наглядные пособия о правила} перспективы; А.Дюрер. Художник, рисующий портрет при помощи перспективного экрана; Б. П интуриккио. Портрет мальчика; П. делла Франческа. Городской пейзаж с изображением идеального города; С.Щедрин. Веранда, обвитая виноградом! Новый Рим; И.Левитан. Владимирка, Осенний день. Сокольники; И.Шишкин. Рожь.

Тема. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.

Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

Материалы: гуашь, кисти, бумага и клей, ножницы для аппликации.

Зрительный ряд: Н.Пуссен. Пейзаж с Полифемом; К. Лорре н. Пейзаж с похищением Европы; П.Брейгель. Времена года; С.Щедрин. Вид на Капри; И.Левитан. Над вечным покоем; Н. Рерих. Гималаи.

Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Задание: создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).

Материалы: гуашь, кисти, бумага.

Зрительный ряд: К. Моне. Впечатления. Восход солнца, Поле маков; П.Сезанн. Гора Сент-Виктуар; В. Ван Го г. Пшеничное поле и кипарисы; И.Левитан. Золотая осень. Март. Большая вода; И.Грабарь. Февральская лазурь. Мартовский снег; пейзажи К. Юона, Н. Крымова, А. Пластова и др.

Тема. Городской пейзаж. Знакомство с творчеством художников г. Нефтекамска.

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века.

Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительно-то эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».

Материалы: гуашь с ограниченной палитрой или оттиски с аппликацией на картоне.

Зрительный ряд: венецианский и голландский пейзажи XVII века, городской пейзаж в русском искусстве конца XIX - начала XX века, город в живописи и графике в русском искусстве XX века.

Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.

Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства - труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Зрительный ряд: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА

(базовый уровень)

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

Учащиеся должны знать:

• основные виды и жанры изобразительных искусств;

•основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

• названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.

Учащиеся должны уметь:

• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

•анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

• восприятия и оценки произведений искусства;

• самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.


Учебно-методическое обеспечение


Учебно - методическая литература:

Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 6 класс.- М.:ВАКО

Изобразительное искусство и художественный труд: 5-8 кл.:Кн. Для учителя /Н.Н.Фомина, А.А.Дмитриева, Н.А.Горяева и др.- М.:Просвещение

Изобразительное искусство. 6 класс:поурочные планы по программе под. Ред. Б.М.Неменского/авт.-сост. О.В.Павлова. - Волгоград.

Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Изобразительное искусство» в условиях ведения Федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Неменская Л.А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс /Под ред. Б.М.Неменского - М.:Просвещение.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству

Программы общеобразовательных учреждений. «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы», под руководством Б.М. НЕменского (М.: Просвещение, 2007)

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования


Дополнительная литература для учителя

Беда, Г. В. Основы изобразительной грамоты. - М.: Просвещение, 1989

Беляев Т.Ф. Упражнения по развитию пространственных представлений у учащихся. - М.: Просвещение, 1983

Вачьянц А.М. Введение в мировую художественную культуру. «Вариации прекрасного». М.:Айрис Пресс, 2004.

Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество /Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Учеб.-метод. пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001

Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников /авторы-составители С.А.Казначеева, С.А.Бондарева. - Волгоград: Учитель, 2009

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М.: Просвещение, 1985

Кузин, В. С. Наброски и зарисовки. - М., 1970.

Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера, 2006

Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004

Павлова О.В. Обучение основам изобразитиельной грамоты. Волгоград 2009г.

Платонова, Н. И., Синюков, В. Д. Энциклопедический словарь юного художника. - М.: Педагогика, 1983.

Ростовцев Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. - М.: Агар, 1998;

Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. - Волгоград: Учитель, 2008

Соколова О.Ю. Секреты композиции:для начинающих художников. -М., Астрель: АСТ, 2005

Сокольникова, Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.


Методический фонд

Репродукции картин художников.

Муляжи для рисования (2 набора)

Серии фотографий и иллюстраций природы.

Фотографии и иллюстрации животных.

Тела геометрические (1 набор)

Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).

Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)

Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

Технические средства обучения.

- ноутбук учителя HP ProBook 4545 s

- проектор

- маркерная доска


Электронные ресурсы

Музеи мира. Электронная энциклопедия. CD-ROM.ЗАО «Интерсофт», 1998 год.

www SCHOOL. ru ООО «Кирилл и Мефодий». История искусства. Методическая поддержка.

catalog/teacher/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

- Авторские программы и разработки уроков

catalog/rubr - Азбука ИЗО. Музеи мира

- Учительский портал

- Шедевры зарубежных художников

- Газета "Искусство" издательского дома "Первое сентября"

- Уроки рисования

15




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал