7


  • Учителю
  • План урока Ср-ва художественной графики- линия, штрих, пятно

План урока Ср-ва художественной графики- линия, штрих, пятно

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План урока



Тема урока: Средства художественной графики- линия, штрих, пятно .



Цели урока: формирование навыка передачи объема и материала средствами художественной графики., навыка передачи характера линий, формирование навыка выполнения графитными карандашами линий различного характера.



Основные понятия: линия, штрих, пятно, набросок, эскиз.



Тип урока: получение новых знаний



Форма проведения урока: лекция.





Ход урока:

Взаимное приветствие.

Объяснение преподавателя. Искусство рисунка как и любой другой язык имеет свой образный язык. К основным худож.-выразительным средствам относятся : линия, пятно, штрих, светотень. С помошью этих ср-в художники передают свое восприятие мира, делятся со зрителем тем, как они осмыслили и оценили увиденное.



Линия- главное выразительное средство рисунка. Линия художника отличается от чертежной. Ее эмоциональная палитра разнообразна, она может быть тонкой, изысканной, жесткой, колючей, порывистой, уверенной и неуверенной и т.д. (иллюстрации 1,2)

Линия также может иметь пространственный характер: она то усиливается, то ослабевает или совсем исчезает, а потом снова появляется и звучит во всю силу карандаша. Примером может служить рисунок мужского торса, выполненный одним из великих художников эпохи Возраждения Микеланжело ( рисунок 3). Применение разных по характеру линий дает художнику возможность решать пластические и пространственный задачи.



Штрих- короткий след пера или карандаша, простейший элемент техники рисования. Различными по направлению и характеру штрихами передаются объемно- пространтвенные св=ва объектов, их фактура.



Если контур линейного рисунка залить изнутри ровным цветом, получится силуэт- пятно. Силуэт- плоское цветовое пятно на более темном или более светлом фоне.

Выразительность силуэта зависит от формы, положения и освещенности фигуры. Пятно при кажущейся непластичности может выявлять бесконечное разнообразие состояний. С его помощью можно выразить не только форму, но и характер модели, сюжетную ситуацию. Рисунок пятном может быть и не силуэтным. В нем могут использоваться градации тона.

Для выполнения рисунков используются многие инструменты и материалы. Для начинающего наиболее пригоден обычный простой карандаш с графитным стержнем. Карандаши (от тюрк, «кара» - черный и «таш» - ка­мень) бывают твердыми, мягкими, глянцевыми, матовыми, а также раз­личных силы и цвета.

Еще в античную эпоху использова­лись свинцовые и серебряные штифты. В Средневековье к ним добавились оловянные и из сплава свинца и олова. В эпоху Возрождения входит в упо­требление сланцевый итальянский ка­рандаш (черный мел), который в XVI в. был окончательно вытеснен графит­ным. Этому способствовало открытие залежей графита в Англии и Италии. Однако первые графитные карандаши плохо держались на бумаге и пачка­лись. В 1720 г. француз Н. Конте пред­ложил обрамлять графитные стержни деревянными дощечками, чтобы умень­шить их ломкость и сделать более удоб­ными в работе. Почти одновременно чех Й.Хартмут начал изготавливать стержни из смеси графитного порош­ка и глины. Найденная удачная про­порция этой смеси позволила добить­ся заданной твердости или мягкости материала.

Графитный карандаш хорошо дер­жится на поверхности бумаги и легко стирается ластиком. При рисовании графитным карандашом на первых эта­пах рисунок следует вести очень лег­ко, без нажима. Ровное покрытие по­верхности листа определенным тоном достигается с помощью штрихов, на­несенных в одном направлении. Что­бы получить плавный переход тона от темного к светлому, штрихи наносят чаще или реже, усиливая или ослаб­ляя нажим на грифель.

Графитные карандаши выпускают­ся различных степеней твердости. Оте­чественные карандаши имеют 13 сте­пеней твердости, более твердые обо­значаются буквой Т (от 1T до 7Т), бо­лее мягкие - буквой М (от 1М до 5М). Импортные карандаши обозначаются соответственно Н и В.

Для рисования наиболее подходят относительно мягкие карандаши ма­рок ТМ, М, 2М -5М. С их помощью можно делать линии различной тол­щины и диапазон тоновых градаций от самого светлого до почти черного, что достигается штриховкой.

Большими выразительными воз­можностями отличается уголь. Он из­готавливается обжигом веточек или обструганных палочек различных по­род дерева.

Степень мягкости угля обусловли­вается обжигом и породой дерева.

В зависимости от характера заточки угля можно не только получить тон­кие, четкие линии, но и закрыть боль­шую плоскость. Техника работы углем разнообразна, она может носить и гра­фический и живописный характер. Уголь дает глубокий бархатистый черный цвет и различные тональные переходы. Од­нако уголь легко осыпается, поэтому рисунки следует закреплять специаль­ным фиксатором.

Другим мягким графическим мате­риалом является сангина. Сангина (от франц. sanguine, от лат. sanguineus - кро­вавый) - материал в виде палочки- карандаша без оправы. Натуральным кроваво-красным минералом рисовали еще в пещерах палеолита. В эпоху Воз­рождения в Европе применялась нату­ральная сангина - так называемый крас­ный мел. В настоящее время чаще ис­пользуют сангину, приготовленную ис­кусственно. Она имеет различные оттен­ки красного - от светлого до красно- коричневого и фиолетового; наносится «штрихом» или в «растушку» (штрих легко растирается ватой), что позволя­ет добиться разнообразия в тоне.

Для рисования жидкими красящи­ми веществами (тушь, чернила и пр.) используют металлические перья раз­ных размеров и форм. В ста­рину использовали тростниковые, со­ломенные и птичьи перья (гусиные, лебединые, павлиньи, вороньи и т.д.), позволяющие легко изменять толщину линии, варьировать методы штри­ховки. Металлические перья распро­странились с XIX в.

Перо, часто сочетающееся с раз­мывкой или подцветкой, дает богатые возможности для виртуозного калли­графического рисунка.

Система рисунка пером во многом сходна с карандашной техникой, но в отличие от последней рисунки трудно исправить, так как раствор красителя глубоко проникает в структуру бумаги. Рисование пером хорошо развивает руку и глаз, но требует собранности, внимания, аккуратности и точности.





Тренировочное упражнение для студентов.

Материал: лист бумаги формата А4, графитные карандаши, резинка, образец с различными типами линий.

Ход работы.

  1. На листе нарисовать от руки 6 одинаковых квадратов.

  2. В 1-ом квадрате изобразить волнистые горизонтальные линии с разной степенью нажима на карандаш.

  3. Во 2-ом квадрате нарисовать дугообразные линии, не поворачивая при этом лист.

  4. В 3-ем квадрате изобразить прямые вертикальные линии с разной степенью нажима на карандаш.

  5. В 4-ом квадрате нарисовать ломаные линии без отрыва карандаша от листа.

  6. В 5-ом квадрате изобразить спираль без отрыва карандаша от листа.

  7. В 6-ом квадрате нарисовать штриховые полосы с градацией тона.

  8. Подписать работу.

План урока Ср-ва художественной графики- линия, штрих, пятно































Контрольные вопросы и задания: 1.Какую роль играет рисунок в различных видах ИЗО иск-ва? 2. Расскажите о выразительных ср-вах рисунка. 3. Перечислите худож. материалы для рисунка. 4.выполните упражнение на передачу различного характера линий с помощью графитного карандаша.



Задание для самостоятельной работы: зарисовка растительных форм средствами линии, пятна и штриха( например, 3 зарисовки одного и того же комнатного растения разными приёмами худож. выразительности)



Преподаватель: Петрухина М.Ю.





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал