- Учителю
- классификация и формы творческих заданий на уроках мировой художественной культуры
классификация и формы творческих заданий на уроках мировой художественной культуры
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Доклад
«Классификация и формы творческих заданий на уроках мировой художественной культуры»
(из опыта работы)
Подготовила
учитель русского языка и литературы, МХК
Соловьёва Людмила Викторовна
г. Белгород
2015 г.
«Курс МХК в школе по большому счету нацелен на то, чтобы будить человеческое в Человеке. Он призван способствовать становлению личности учащегося, формированию его мировоззрения, характера, быть может, даже внешнего облика, т.к. соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания».
М.И. Картавцева
Одна из задач преподавания МХК в школе - развить у старшеклассников гуманитарное мышление. Для меня понятие гуманитарного мышления связывается с понятием такого типа знаний, как «гуманистика». Согласно типологии знаний Г. Риккерта, этот тип следует отнести к классу наук о духе (или наук о культуре), «гуманистика - это не просто исследовательская дисциплина, это инструментарий работы с будущим».
Работая с гуманитарными классами в данном контексте, я придерживаюсь следующих аспектов:
-
процессы мыследеятельности на уроках необходимо связывать с пониманием и рефлексией;
-
постижение искусства на уроке происходит легче и глубже через занятие искусством, которое в виде творческих заданий необходимо сочетать с другими видами деятельности;
-
деятельность должна быть организована таким образом, чтобы задавалось межпредметное единство Мира;
-
любая историческая или культурная ситуация, обсуждаемая на уроке, должна стать проблематизирующей для сегодняшнего подростка.
В условиях многих небольших городов, когда у людей не сформированы навыки слушателя, зрителя, предмет мировая художественная культура становится зачастую единственным местом встречи с искусством. Поэтому главной моей целью стало соединение на уроках таких задач, как сохранение очарования шедеврами искусства и развитие у учащихся способности к пониманию общекультурных процессов, формирование целостной картины мира и овладение компетенциями субъектов деятельности.
Отмечу еще одну концептуальную установку: МХК, как предмет, по своей сути интегрированный, призван формировать у учащихся способность к самоидентификации - понимание принадлежности к культуре своего народа, ее традициям, ощущение ответственности наследника - преемника и передатчика этой культуры потомкам. Отношение учеников к культуре выстраивается таким образом, чтобы они умели выходить в рефлексивную позицию: какую культуру и историю мы продолжаем? Что будет с культурой в будущем? Какое отношение мы имеем к прошлому и будущему? При этом главным объектом на уроке остается произведение искусства или личность - Художник. Особое отношение в этой связи должно принадлежать формам урока. Я приветствую выказывание А.В. Копыловой, методиста МИПКРО: «С точки зрения современного урока, особенно построенного на основе технологии РО, активизирующей творческую инициативу, художественное восприятие и свободу самовыражения личности, такая регламентация уроков как вводный, урок расширения и обобщения знаний, урок закрепления материала и обобщающий урок - выглядит примитивно и искусственно, тем более урок искусства». Более определенно можно назвать понятие жанра урока. Для урока искусства жанр - естественная составляющая. Под жанром урока искусства подразумевается определенный комплекс только ему свойственных стилистических, сюжетных, образных и технологических признаков, проявляющихся во внешней форме, видах общения, характере содержания, а так же способах мышления и восприятия. Я использую на уроках МХК различные формы. Чтобы представление об активных формах обучения на уроках МХК складывалось более полное, я попыталась их систематизировать.
Уроки изучения нового материала
Уроки промежуточного контроля
Обобщающие уроки
Подростковая школа
-
Технология Рахимова.
Групповая работа с источ-
никами информации.
-
Работа в динамических
парах.
-
Трехактная работа в
вариационных парах по
методу мозгового штурма.
-
Урок - детектив
-
Составление тематических
кроссвордов.
-
Составление карт-схем и
опорных конспектов.
-
Работа с карточками
(самостоятельное составление картотеки)
-
Урок-викторина.
-
Экспресс-опрос. Работа в
парах.
-
Семинар.
-
Проектная работа
1.Урок-концерт.
2.Урок-спектакль.
3 Виртуальная экскурсия.
4. Ролевая игра.
5. Турнир знатоков эпохи.
6. Интеллектуальные игры.
7. Защита проектов
Старшая школа
-
«Лестница контекстов»
-
Составление опорного конспекта.
-
Доклады проблемного характера. Работа в статических парах.
-
Интегрированные уроки
-
Урок-диалог
-
Написание эссе.
-
Рефлексивные работы «Что я понял о…»
-
Экспресс-опрос. Индивидуальная работа.
-
Групповая работа с иллюстрациями «Паспортизация».
-
Деловая игра.
-
Составление рецензии.
1.Урок-спектакль.
2.Дискуссия.
3.Семинар.
4.Музыкально-литературная гостиная.
5.Защита творческой работы.
Активизации процесса обучения способствует использование различных творческих заданий, которые насыщают урок творческим общением участников образовательного процесса, способствуют формированию в процессе обучения субъективной позиции ученика, формируя при этом основные компетенции, связанные с добыванием информации, ее присвоением и интерпретацией.
Данное обстоятельство становится базой для перехода от знаниевой парадигмы в обучении к развивающей. Очевидно, что при внедрении активных форм обучения на уроках меняется позиция педагога. Он перестает «водить детей», его роль в новом типе позиционирования - задавать пространство возможных целей деятельности и путей их достижения, из которых ученик может выбрать то, что ему более соответствует.
Классификация творческих заданий, применяемых мной на уроках
-
Рефлексивные 5. Поисковые
-
Игровые 6. Стилизации
-
Ассоциативные 7. Аналитические
-
Иллюстративные 8. Театрализации
1. Театрализация - самая любимая учениками формой творческой работы.
Так проводятся зачетные уроки по изученной теме. Ученики сами готовят костюмы, выучивают роли, с удовольствием ходят на репетиции. Часто бывает так, что знакомство с ролью становится поводом для более глубокого знакомства с жизнью своего героя. Старшеклассники часто сравнивают себя, свой образ мыслей с тем, как думает его персонаж, возникают вопросы, ответы на которые помогают понять эпоху прошедшую, настоящую, да и самого себя лучше и больше. Традиционно мы проводим зачеты в такой форме по окончании полугодия. Темы наших театрализаций:
«Пиросмани, Пиросмани…», «Французский салон», «Кабаре «Бродячая собака», «Вечер с поэтами Серебряного века», «Салон Екатерины Великой», «Салон Жорж Санд», «Пушкинский салон», «Декабристы», «Великие Дионисии».
Участие в подобных театрализациях способствует введению старшеклассников в культуру. Быть в культуре - значит вступать с общение с прошлым и будущим. Ведь культура всегда нуждается в собеседнике, восприемнике. Ее развитие требует обмена ценностями. Она подразумевает сохранение предыдущего опыта и непрерывный анализ человека. Мне очень близко утверждение ШДК о том, что Культура - прежде всего система ценностей, которые постигаются через смыслы, а наиболее доступное средство реализации ценностей и смыслов через символ, слово. Поэтому для меня и моих учеников это не просто игра - это уроки искусства, уроки жизни.
2. Игровая форма эффективна при проведении зачетных уроков по промежуточным темам.
Готовясь к такому зачету, в классе выбираются консультанты, которые будут принимать зачет у одноклассников. Все остальные получают список вопросов, по которым готовят ответы дома самостоятельно (часто вопросы к зачету составляют ученики сами). Каждый ученик в классе получает перед началом карточку с указанием маршрута. Группа экспертов состоит из 4-х человек. Эксперт и счетчик садятся за определенный стол (всего 4 стола и 4 группы по 4 человека). Ученики отвечают по порядку, по соответствующему в карточке номеру. В задачу эксперта входит: отмечать лучшие ответы, определять наиболее сложные вопросы, направлять ответы. Через положенное время, играющие переходят к следующему столу (согласно маршруту, указанному в карточке). Подобная форма способствует активизации учащихся в поиске информации и умении ее интерпретировать. У тех, кто назначается экспертом, появляется ответственность, повышается статус в классе.
3. Ассоциативные задания помогают учащимся передать собственное понимание произведение искусства средствами искусства. Как это происходит?
Ученики на уроках знакомятся с видом искусства или определенной эпохой, происходит эмоциональное восприятие, анализ произведений с точки зрения стиля, средств выразительности, материала. Затем учитель дает задание создать произведение - ассоциацию. Это может быть либо живописная работа, либо литературная (стихи, хокку и т.п.). Часто ученики передают свои впечатления беспредметными живописными композициями (использовали технику аппликации, живопись по-сырому), которые позволяют передать внутренние ощущения ребенка, его образные впечатления, подобные невербальные впечатления бывают более сильными и яркими по сравнению с обычными высказываниями и могут лучше продемонстрировать уровень восприятия учеником произведения искусства.
-
Иллюстративные задания применяются в основном в начальной и
подростковой школах.
Ученики рисуют эскизы костюмов для оперных героев или эскизы декораций к музыкальным спектаклям. Самое простое задание - нарисовать иллюстрацию к программному музыкальному произведению. Подобные задания помогают ученикам лучше запомнить музыкальный и литературный материал, а так же осуществить эмоциональный отклик на прослушанное произведение.
-
Поисковые задания позволяют учащимся совершенствовать навыки работы с
документами и информационными источниками. Работа может проводиться на уроке. Тогда она содержит 3 этапа: деление на группы, поиск информации, оформление. Информационные источники - справочники, энциклопедии, журналы, иллюстрации, словари и другую подобную литературу учитель выкладывает на отдельный стол. Ученики, разделившись на группы, выбирают тему и форму оформления. Сообщают результаты обсуждения учителю, затем начинается самый сложный этап - подбор информации. Научить выбирать, выписывать самое главное, экономить время в процессе групповой работы - основная задача учителя. Не сразу, но ученики понимают алгоритм работы и с удовольствием (при нехватке времени) готовы продолжить ее дома, чтобы к условленному сроку представить результаты своего труда. Готовые задания ребята защищают перед классом - проводят конкурс или игру, дают задания классу и проверяют их выполнение. В результате подобной работы ученики создают пакеты проверочных заданий по пройденной теме, сценарии и задания интеллектуальной игры или конкурса для класса. Занятия такого рода активизируют самостоятельную работу с источниками, мотивируют учащихся на поиск дополнительного материала, расширяя их кругозор.
-
Стилизациями я называю такие задания, когда ученики выполняют
литературную или изобразительную работу в определенном стиле. Например, после знакомства с народными промыслами, ученики стилизуют росписи по готовым шаблонам. Подобная теме изучается в рамках курса «История русской культуры» в 8-х класса. Надо сказать, что ученики с удовольствием выполняют подобные работы. Они позволяют отследить, на сколько внимательны были ученики при знакомстве с технологиями декоративно-прикладных росписей. Опираясь на практические навыки, полученные на ИЗО и черчении, учащиеся 8-х классов стилизуют орнаменты, народную письменность (создают буквицы или пишут собственное имя древнерусским шрифтом). Эти задания повышают интерес к изучаемой теме. Лучшие работы всей параллели выставляются в классе. Выставка неделю находится в кабинете и доступна для просмотра всех, кто приходит на уроки.
-
Аналитические творческие задания связаны с вычленениями основных
характеристик определенной эпохи или стиля в искусстве и составление опорных схем, таблиц и конспектов. Подобные задания предпочтительнее давать для старшеклассников. В 10-11 классах использую так же задания на «Паспортизацию». Ученики получают иллюстрацию незнакомого произведения знакомого автора (иногда и автор бывает им так же не знаком) и определяют его стиль, жанр, эпоху, авторство, особенности колорита, композиционного построения, техники письма и т. п. Описывая картину, они тем самым могут продемонстрировать знания, полученные на уроках.
Еще одна форма работы на уроке - учебное проектирование. Метод проектов
сегодня является одним из наиболее распространённых видов исследовательского труда школьников в процессе учения.
Базовые идеи применения метода проектов на уроках МХК.
-
Образовательный процесс строится в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию (личностно ориентированно)
-
Комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика (знание, понимание, применение, анализ, синтез);
-
Глубокое, осознанное освоение базовых знаний обеспечивается за счёт их универсального использования в разных ситуациях;
-
Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся. Проект разделяется по видам, содержанию, форме и объёму.
В чём же суть проектного обучения? «Проект» - буквально «брошенный вперёд»,
т.е. прототип, прообраз объекта или деятельности: поэтому проектный метод предполагает использование искусства как лаборатории, в которой происходит процесс
познания. Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых. Учебные проекты в основном краткосрочные, рассчитаны на 3-4 урока. Выбрав тему и определив, каким будет конечный продукт, ученики заполняют матрицу проекта и планируют свою деятельность. Основную работу по сбору и оформлению информации ученики делают дома, используя урок для получения консультативной помощи и в качестве промежуточного контроля. В процессе работы над проектами я достаточное время уделяла определению роли Интернета. Важно было донести до сознания учащихся, что Интернет можно использовать как обычные информационные источники, что работать с информацией, добытой в сети, необходимо так же, как с книжной, т.е. ее нужно обрабатывать, выделяя главную мысль. Некоторые темы проектов были рассчитаны на работу с Интернет - ресурсами.
Некоторые проекты, осуществленные на уроках
Название проекта
По предмет.-содерж.
области
По характеру контактов
По
кол-ву участников
По
продолжи-
тельности
По
методу или виду деятельности
Формы предъявления
Паспорт Эпохи
Возрождения
Межпред-метный
Внутренний
Групповой
Краткосрочный
Творческий
Презентация, книга
Русская культура глазами современников
Межпред-метный
Внутренний
Групповой
Краткосрочный
Творческий
Пакет заданий, иллюстрированная энциклопе-дия костюма, макет крестьян-ского дома, веб-сайт, сценарий праздника
Искусство передвижников
Моно проект
Внутренний
Групповые
Краткосрочный
Практико-ориенти-рованный
Буклеты
Энциклопедия рыцарства
Моно проект
Работа с Интернет-ресурсами
Парный,
Краткосрочный
Практико-ориенти-рованный
Иллюстрированная энциклопедия
Иркутский острог
Моно проект
Работа с Интернет-ресурсами
Парный
Краткосрочный
Практико-ориенти-рованный
Иллюстрированный справочник
Искусство Советского Союза
Моно проект
Работа с Интернет-ресурсами
Индивиду-альный
Краткосрочный
Творческий
Буклеты, афиши
О чем говорят картины?
Моно проект
Внутренний
Индивиду-альный
Долгосрочный
Творческий
Брошюра
Этапы работы над проектом
Этапы
Задачи. Содержание работы
1. Подготовительный
а) Определение темы;
б) выбор рабочей группы;
2. Планирование
а) анализ проблемы;
б) определение источников;
в) определение формы проекта;
г) определение критериев оценки;
д) распределение ролей (обязанностей)
3. Исследование
а) уточнение информации;
б) поиск альтернатив;
в) выбор оптимального варианта решения
проблемы
4. Выполнение
а) реализация намеченного;
б) подготовка выступления
5. Защита проекта (предоставление
отчёта)
а) объяснение результатов;
б) публичное выступление
6. Оценка результатов (рефлексия)
а) анализ выполнения проекта;
б) причины успехов и неудач
Как видно, этапы работы над проектом соответствуют этапам исследовательской работы.
Особенностью системы выполнения школьных проектов является совместная творческая работа учителя и учащегося.
Для введения в учебный процесс метода проектов учителю необходимо овладеть следующими приемами:
-
при планировании выделить тему (темы), раздел (разделы), которые будут вынесены на «проектирование»;
-
сформулировать темы, работа над которыми потребует присвоения учащимся необходимых по программе знаний, умений и навыков;
-
изучить и проанализировать возможности учащихся;
-
дифференцировать темы по степени сложности;
-
можно разработать методические рекомендации - список литературы, алгоритм выполнения проекта;
-
уважать достоинство ребёнка, проявлять доброжелательность и мягкость при высказывании замечаний;
-
постоянно пополнять свои знания по тематике проектов.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - играть роль независимого консультанта. Необходимо удерживаться от подсказок, но направлять в нужное русло.
Метод учебных проектов на уроках МХК является эффективным дидактическим средством активизации познавательной деятельности учащихся, так как:
-
в основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
-
метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
-
метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов являются, "осязаемыми", если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая, конкретный результат, готовый к внедрению.
Трудности, которые необходимо учитывать при подготовке и выполнении проектов, можно условно разделить на две группы:
-
трудности, связанные с организационной стороной проекта и управлением деятельностью учащихся.
-
трудности, обусловленные содержанием проекта и его коммуникативной стороной.
Можно использовать на уроках компьютерные технологии. Мы с учениками 10 класса осуществили проект выполнение буклета на тему «Искусство художников - передвижников». Класс разделился на группы, каждая выбрала свою тему («Пейзажи передвижников», «Портретная живопись», «Бытовой жанр в творчестве передвижников»). На первом уроке составили макет буклета, подобрали соответствующую литературу. Второй урок был проведен в кабинете информатики, где учащиеся готовили буклет в программе Publisher, презентация готовых буклетов состоялась на третьем уроке. Учащиеся отметили, что данная форма урока им не только интересна, но и полезна. Выразили желание еще выполнить подобное задание. С учащимися 8-го класса проводилась работа по созданию веб-сайта «Русская культура глазами современников». Группы ребят готовили информацию по выбранным темам. Количество групп соответствовало количеству страниц веб-сайта. Информация, необходимая для реализации проекта изучалась как на уроках, так и дома самостоятельно. Оформлением страниц веб-сайта занимались сами ребята. Проект долгосрочный, рассчитан на полугодие. По окончании полугодия готовые проектные продукты каждой группы были представлены классу.
Подводя итог, я могу сказать, что формы преподавания мировой художественной культуры могут развиваться параллельно с изменением технических возможностей и ростом познавательного интереса учащихся. Вместе с тем, происходит обратная связь - применение творческих заданий на уроках способствует росту мотивации к изучению предмета. Творческие задания на уроках способствуют вхождению учащихся в культуру, при котором осуществляется самоидентификация учащихся - понимание принадлежности к культуре своего народа, ее традициям, ощущение ответственности наследника - преемника и передатчика этой культуры потомкам, формируется их отношение к культуре. Я глубоко убеждена, что только человек, сам попробовавший выразить свои чувства, эмоции, переживания средствами искусства может понять другого.
«Изображать в искусстве то, чем ты сам однажды был глубоко потрясен, собственное свое душевное движение, сожаление, радость, отчаяние - это для талантливого человека самый верный путь к тому, чтобы потрясти и тронуть других».
В. Стасов
Литература
-
Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2010.
-
Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии -М., 1998.
-
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении.- М..
-
Полат Е.С. Как рождается проект. - М.,1995.
-
Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//»Иностранные языки в школе», 2000. - №№ 2, 3.
-
Полат Е.С. Технология телекоммуникационных проектов // «Наука и школа», 1997. - № 4.
9