- Учителю
- Конспект урока по МХК 'Художественный образ в произведениях искусства' (10 класс)
Конспект урока по МХК 'Художественный образ в произведениях искусства' (10 класс)
Конспект урока.
Учитель МБОУ СОШ №14 Меренкова Н.И.
-
Предмет: Мировая художественная культура.
-
Класс. 10-й класс.
Тема урока по учебному плану: «Художественный образ в произведениях искусства».
-
Форма урока: урок-исследование
-
Цель: познакомить учащихся с художественным образом, как основной категорией искусства.
-
Задачи:
- углубление знаний по осмыслению художественного образа как формы художественного мышления.
- развитие образного мышления;
-знакомство с новой терминологической лексикой;
-воспитание собственного отношения к произведению и теме.
6. Оформление доски включает 1) эпиграф:
«Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учится».
Демокрит
2) перечисление терминов: художественный образ, метафора
7. Зрительный ряд: Презентация.
Ход урока.
Действия учителя
Действия учеников
Примене-ние ПК
1. Организационный
момент.(2 мин)
Предпосылки урока. Знакомство. Прежде чем, я назову тему урока, мне бы хотелось немного с вами поговорить.
На уроках, ребята, вы наверняка знакомились с самыми разнообразными картинами. Скажите, пожалуйста, как, можно рассказать о картине.
Определение первосмысла.
Формулировка проблемы.(3 мин)
Скажите, любую ли картину можно назвать шедевром искусства?
Тогда представьте ситуацию, выпускник академии художеств пишет картину, будет ли она произведением - шедевром искусства?
Вы не можем сказать с уверенностью.
От чего же зависит художественная ценность произведения?
Действительно - это и мастерство, и глубокое проникновение в изображаемую тему, и, что очень важно, наличие художественного образа. Что это такое - художественный образ?
Определение достаточно сложное. Вот наша задача на сегодняшний урок определить для себя значение этого понятия.
Личностное решение проблемы учениками. (10 минут).
Давайте попробуем все определить и даже почувствовать воздействие художественного образа на нас непосредственно. Логическим путем сложно выделить худ. образ в произведении, но легко проследить, как он воздействует на наше подсознание. Мы проведем небольшое самоисследование. Вам будет предложена репродукция картины, автора и название которой, я пока не назову. Ваша задача на каждом этапе просмотра фиксировать свои мысли в тетрадях, какие бы они не были.
Ребятам предлагается репродукция
незнакомой картины.
Указания к работе:
1. Рассмотрите репродукцию
внимательно (название сознательно не указывается). Зафиксируйте на бумаге любые мысли и эмоции, посетившие вас по поводу данного изображения.
Поделитесь своими мыслями.
2. Следующий этап предполагает
более глубокое общение с изображе-
нием. Называю картину «Полифем»,
что определит ход дальнейших мыслей ребят.
Однако на картине речь идет о другом-
это история неразделенной любви Полифема к нимфе спокойного моря нереиде Галатее. В том мифе он проявляет себя великодушно - играет на флейте и распевает гимны, призывая Галатею обратить внимание на его бескорыстные чувства.
У Феокрита Полифем обращается к Галатее с такими словами:
…За что ты меня избегаешь?
Верно за то, что лицо перерезано бровью мохнатой,
Тянется прямо она, пребольшая, от уха до уха.
Верно за глаз мой единый, быть может за нос плосковатый…
Я тебе даже душу бы отдал,
Даже единый мой глаз, что всего мне милее на свете…
Рассмотрим изображение повторно. Снова зафиксируйте мысли и чувства, посетившие
вас во время общения с картиной.
Выскажите свои мысли.
3. Давайте вспомним аналогичный сюжеты:
Например, сказку Аксакова «Аленький цветочек» или диснеевскую ленту «Красавица и чудовище». Какие чувства они вызывали у вас в детстве?
Автор картины, французский художник-символист Одиллон Редон, обратился к античному мифу о Полифеме в зрелом возрасте и писал картину довольно долго. Для его творчества нехарактерно обращение к подобной тематике, и можно предположить, что в этот период миф задел его за живое…
Посмотрите на репродукцию в третий раз. Запишите свои ощущения и соображения. Изменились ли они?
Сочувствуем ли мы Полифему?
В вашей жизни были ли ситуации несчастной любви, может быть, вы читали о подобных случаях? Соответствует ли цветовая гамма данному настроению.
Анализ и рефлексия (7 мин).
4. Теперь проанализируем, каким путем воздействовал на нас художественный образ картины. Предположим, что сначала мы не узнали представленный в ней сюжет, и простое разглядывание не принесло особых результатов - перед нами была книга на незнакомом языке. При повторном рассмотрении, наполнив картину культурно-историческим содержанием, дав ей имя, образ и смысл, вы уже проявили заинтересованность, появились элементы сопереживания главному персонажу (некоторые ребята приняли эту историю близко к сердцу, говоря об этом вслух). И третий раз взглянув на картину (если кому-то из нас удалось подключить еще и яркие детские впечатления), мы добились того максимума, на который сегодня вообще способны. Последнее не означает, что завтра мы будем воспринимать картину аналогично, ведь за ней стоит художественный образ, который воздействовал на нас так неожиданно и ярко, потому, что худ. образу свойственно 1) самодвижение - то есть своя собственная жизнь, уже не зависящая от автора, но определяемая нашим восприятием на разных жизненных этапах.2) метафоричность,
Приведите примеры метафоры?
3)многозначность,4) оригинальность. Художник может использовать самые различные приемы - типизацию, акцентирование, символичность, гиперболизацию, но ни одно из этих средств в отдельности и все вместе взятые не гарантируют, что художественный образ возникнет. То есть произведение искусства, может. И появиться, а вот художественный образ - неизвестно.
Вывод: попробуйте сами определить, когда худ. произведение действительно будет ценно.
И если на концерте, или на выставке. Мы не испытываем серой скуки, а в состоянии радостно погрузиться в загадочный мир другой души и иного времени, то это значит, что нами овладел художественный образ, или равносильно мы овладели образом. Но здесь есть и доля самообмана: человек может вступать в виртуальный диалог с автором произведения только - условно - на самом деле он общается с самим собой, и произведение искусства есть только повод, для того, чтобы это общение состоялось. И это тоже очень ценно!
Часто мы не можем словами определить свое душевное состояние, или особенное состояние природы, вот тогда и приходит на помощь худ. образ талантливого произведения.
Проведя на уроке лабораторную работу, ребята препарировали собственную способность восприятия. Эксперимент был нужен для обнаружения путей и рычагов воздействия (в том числе педагогического ) художественного образа на человека. Человек был представлен в трех автономных ипостасях: как глядящего, думающего, чувствующего. В жизни подобное бывает не часто: восприятие художественного образа так же целостно, как целостен человек и его психика.
Но подобное препарирование полезно хотя бы для того, чтобы понять: искусство говорит с нами на языке художественных образов, а художественные образы «заговаривают» тогда, когда мы сами с большой долей сосредоточенного внимания настроены на этот разговор. И понятной становится мысль Шопенгауэра о том, что «перед картиной каждый должен стоять как перед королем, ожидая, заговорит ли и скажет ли последний ему что-либо: и если как тот, так и другая сами не обращают на себя внимание, то в таком случае воспринимающий должен спросить о причине этого самого себя».
Ребята, подобные эксперименты полезны?
Закрепление (7 мин)
Посмотрите на репродукцию М.Врубеля «Царевна-лебедь»
Попробуйте самостоятельно почувствовать, подействует ли он на вас худ. образ?
(Информация о картине)
Оперная певица Н. Забела -жена М.Врубеля позировала для этой картины. Ее (картину) относят к фантастическому реализму. Художнику удалось создать проникновенный музыкальный образ хрупкого нездешнего существа, заброшенного в наш мир. Многие критики
Отмечали саму «нематериальность» живописной материи, каким- то чудом выраженную художником. Лебедь окутана белоснежным облаком оперения, создается впечатление. Что на героине надета полувоздушная фата, которую сна придерживает от дуновения ветра одной рукой. Интересно, что фигура царевны изображена со спины. К зрителю обращено ее прекрасное лицо с огромными фантастическими, бездонными глазами.
Загадочность, грусть, тревога.
О чем хочется думать вам, глядя на эту картину?
8. Домашнее задание (1 мин).
Выход к следующему уроку. Напишите сочинение - описание картины, вам понравившейся, с учетом знаний о художественном образе.
Описать сюжет,
Рассказать о цветовой гамме, настроение картины, разглядеть настроение и отношение художника
Нет, не любую, человек должен быть профессионалом, уметь рисовать.
Тема. Мастерство
Ничего не понятно! Какое -то страшилище!
Это циклоп! Ребята высказываются.
Ребята начинают записывать, что Полифем - это циклоп, который в свое время съел половину команды Одиссея, путешест-
вовавшем за Золотым руном.
Высказывания и записи ребят.
учащиеся проявляли полнейшее непонимание и даже неприятие увиденного
Стало интересно.
Уже о Полифеме не говорили с отвращением.
1)автор должен иметь, что сказать людям;
2) автор должен профессионально владеть языком, на котором собирается с ними говорить( не только с современниками, но и грядущими поколениями);
3)он попросту должен быть этими поколениями быть услышан и понят - востребован.
Помогают по-новому посмотреть на произведение искусства, не всегда понятное, позволяют поглубже заглянуть в свое внутренние процессы восприятия.
Высказывания учеников. Ответы на вопросы, предположения.
Сказочность, тайна, фантастичность, в женщине должна быть загадка.
Слайд №
Тема урока «Художественный образ»
Слайд №2 ( определе-ние понятия -художест-венный образ)
Слайд №3
Репродукция картины
Слайд №4 Зафикси-руйте на бумаге любые мысли и эмоции, посетив-
шие вас по поводу данного изображения.
Слайд №5,6
Изображение картины.
Слайд №7
Картина с названием и автором.
Слайд №8
Слайд №9,10
Метафоричность - Употребление слов в перенос-ном значении для изображения или характеристики предмета и явления.
(Горит восток зарею новой..)
Слайд № 11
«Непознаваемое все же познаваемо через художественный образ.»
Леонид
Оболен
Ский
Слайд №12,13
Слайд №13
Используемая литература:
Газета «Искусство» №17-24, 2005 г. Татьяна Себар. Курс лекций «Как научить понимать язык искусства»