7


  • Учителю
  • Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве». 7 класс

Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве». 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок на тему: (по текстам Ветхого Завета) .Тема «Портреты библейских персонажей» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренний мир человека. 
предварительный просмотр материала





Урок рисования

на тему Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве».

7класс

по программе Б.Н. Неменского

«Изобразительное искусство и художественный труд»

Выполнила:

Бычкова Елена Анатольевна

учитель изобразительного искусства

МБОУ "СОШ№24"

г.Братск Иркутская область.

Методическая часть: Тема: «Библейские сюжеты в изобразительном искусстве».


Урок на тему: (по текстам Ветхого Завета) .Тема «Портреты библейских персонажей» интересна тем, что учит детей вглядываться в окружающих людей, изучать их, интересоваться ими, обращать внимание не только на красивую фигуру, прическу, одежду, но и на внутренний мир человека.

Цель: Дать понятия смысла изображения библейских сюжетов, как особого языка в христианском изобразительном искусстве средних веков. Раскрытие сущности современных и вечных человеческих отношений и ценностей, создание условий для художников. выполненных в религиозно-мифологическом жанре.



Репродукции.1. Рафаэль Санти «Сикстинская Мадонна»

2. Леонардо да Винчи «Тайная вечеря»

3. Рембрандт Ван Рейн «Возвращение блудного сына

4. Александр Иванов «Явление Христа народу».

5. Андрей Рублёв «Троица».




Ход урока.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята. На урок потребуются карандаш и альбом, в котором вы будете делать необходимые записи и, по возможности, зарисовки. Ребята, сегодня мы с вами подготовили удивительный материал для обсуждения и познания истинных человеческих ценностей.

Разглядывая полотна художников, вслушиваясь в стихи и музыку, вы не всегда догадываетесь, что с вами говорит Библия, что именно её рассказы, её слово вдохновило кисть живописца и перо поэта. И когда старшие втолковывают вам, как подобает, а как не гоже поступать честному человеку, то самим подчас невдомёк, что их поучение заимствованы у Библии.

2. Сообщение темы и целей урока

. Солнце, небо, облака, лес, полянка и река.
Как прекрасно все вокруг! Отвечай-ка, милый друг.
Кто создать все это смог? Ну, конечно, только (Бог)

Библия - важнейшая сокровищница духовного и культурного наследия. В ней воплощены идеалы добра, справедливости, самоотверженного служения человечеству, вера в ценность человеческой личности. Библия

Сама жизнь подсказывала художникам, ваятелям, архитекторам наиболее важные, насущные для них образы, оптимальные художественные решения. Библейские темы пронизывали творчество величайших мастеров мировой культуры: Рафаэля ,Леонардо да Винчи, Рембрандта,, Рублёва, Иванова.

Библия Для европейского искусства, для картин, мозаик фресок Библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру. В станковом искусстве Западной Европы и России здесь есть богатейший ряд гениальных произведений.

Сегодня нас ожидает новая тема: «Портреты библейских персонажей» (по текстам Ветхого завета). Мы рассмотрим произведения, в основе которых лежат вечные сюжеты, а также познакомимся с мастерами их выполнившими. Попытаемся взглянуть на представленные работы через призму нашего времени. Будем совершенствовать навыки анализа живописных произведений, полученные на уроках изобразительного искусства, умения соотносить прочитанное с увиденным.

3. Изложение нового материала, показ репродукций.

Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы с вами будем знакомиться с Библией. Википедия дает следующее определение Ветхому завету: Ве́тхий Заве́т - первая, древнейшая из двух (наряду с ), часть христианской , древнее еврейское Священное Писание («Еврейская Библия»), общий священный текст и . Многие века Библия привлекает внимание человечества. Великие художники мира, поэты, писатели, режиссеры и сегодня продолжают черпать из нее сюжеты для своих творений. Мы отправимся в виртуальную (как говорят сейчас) экскурсию по картинным галереям мира, чтобы еще раз убедиться в нетленности этой удивительной книги, а заодно повторить некоторые ее сюжеты.

Люди почитали Библию с древнейших времен. Она не только одухотворяла труд крестьянина, но и вдохновляла писателей, композиторов, скульпторов, художников. Не зная Библии, не всегда и не всё поймешь в искусстве прошлых веков.

Задачи путешествия помогут нам осуществить "искусствоведы", а "знатоками" Библии может выступить каждый из вас, применив свои знания.

Начнем наше знакомство ,в течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях, притчах.

Библия дошла до нас сквозь толщу веков. Её запрещали, но она уцелела. Понадобилось 18 столетий, чтобы составить Библию. Над ней работали свыше 30 авторов. Было написано 66 книг Библии на разных языках людьми, жившими в разное время.

- Из каких частей состоит Библия?

Искусствовед: Для европейского искусства, для картин, мозаик, фресок, библейские темы давали материал для фантазии, для выражения через сюжеты Библии собственного отношения к миру.

Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в 17 - 18 веках. Они не потеряли своей актуальности и в наши дни.

Через библейские сюжеты в изобразительном искусстве можно выразить разные сложные человеческие чувства. Великие художники мира отражали в своих картинах библейские сюжеты, тем самым воспитывая своих современников по законам жизни взятых из заповедей Всевышнего.

Учитель: Беседа.10 заповедей



Десять заповедей










Уч. Изо: Одной из самых выдающихся картин эпохи Возрождения является картина «Сикстинская Мадонна», написанная Рафаэлем Санти. (1483 - 1520) г.р.

Ученик: В 1515 - 1519 годах Рафаэль создаёт для церкви Святого Сикста в Пьяченце образ Мадонны с Младенцем, названной «Сикстинская Мадонна».

В центре полотна изображена как бы сходящая с неба Дева Мария, несущая младенца Христа. Ей указывает путь святой папа Сикст, а святая Варвара благоговейно преклоняет перед ней колени.

Внизу два ангелочка, забыв о своих играх, задумчиво глядят вверх. Не сразу обращаешь внимание, что фон картины на самом деле состоит из множества ликов - это сонм небожителей взирает на происходящее. А происходит вот что: Дева Мария сходит на землю, чтобы отдать своего Сына в жертву за людей. В её душе происходит борьба: она понимает, что без этой жертвы мир не может быть спасён, и в то же время не может расстаться со своим любимым сыном. Художник выразил это в движении её рук: правой рукой она прижимает к себе Младенца, не желая с ним расставаться, а левой словно отдаёт миру. В чуть приподнятых бровях Мадонны, в широко раскрытых глазах есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. У младенца выражение лица не по- детски серьёзное. Он тоже знает свою судьбу, знает, кто он и зачем явился в этот мир. Дева Мария на картине Рафаэля является воплощением материнской любви и христианской жертвенности и милосердия. Рафаэль невероятным образом достигает зыбкого равновесия между телесным и духовным. Фигура Девы Марии одновременно и легка и весома: она обладает статичностью иконы и в то же время движется вперёд, к людям.

Совершенство картины - в сочетании её духовных и художественных достоинств. Это сделало её одним из наиболее прославленных шедевров мировой живописи. Хранится она в Дрезденской картинной галерее в Германии.



Уч. Изо: «Тайная Вечеря»

К «Тайной Вечере» обращались многие художники. Леонардо да Винчи - гений человеческого разума. 1452 - 1519 г.р. создал свою фреску по заказу герцога Людовика Моро, который правил Миланом. Фреска изображена в трапезной монастыря Санта Мария дела Грацие.

Леонардо выбрал момент, когда Христос говорит своим ученикам:


Искусствоведы: «У Леонарда да Винчи все фигуры композиции расположены на одной линии - лицом к зрителю. Христос изображён без ореола, нимба, апостолы без своих атрибутов, которые были характерны для них на старинных картинах. Игрой лиц и движением выражают они своё душевное беспокойство.

«Тайная Вечеря» - одно из величайших творений Леонардо, судьба которого оказалась очень трагична из - за людского варварства. Вся композиция «Тайная Вечеря» пронизана движением, которое породили слова Христа. Это высший накал чувств человеческих отношений. Иисус Христос - центр всей композиции, центр водоворота страстей, которые бушуют вокруг него. Христос у Леонарда идеал человеческой красоты, ничего не выдаёт в нём божества. Его невыразимо нежное лицо дышит глубокой скорбью, он велик и трагичен, но он остаётся человеком.

От центра ИИСУСА Христа движение растекается по фигурам апостолов вширь. Одиннадцать апостолов были написаны с обычных людей, которых Леонардо встречал в Милане и его окрестностях. Прообраз Христа неизвестен. Иуду мастер искал среди преступников, когда же служитель церкви, выразил недовольство по поводу проволочки, уязвлённый Леонардо предложил священнику стать моделью для написании Иуды.

Фреска «Тайная Вечеря» оказала огромное влияние на живописную технику художников последующих поколений.




".

Учитель: Можно ли понять картины, не зная сюжета Библии?

Учащиеся высказывают свои мнения, обосновывают их. Не менее правдоподобным дан сюжет большой человеческой трагедии. После долгих скитаний во враждебном, неуютном мире с мольбой о прощении приходит к покинутому отцу блудный сын.

Ученик: (притча о блудном сыне).


Искусствовед: В картине «Возвращение блудного сына», изображён полный стыда и раскаяния сын. Он стоит на коленях, оборванный, с бритой головой каторжника, в стоптанных сандалиях, демонстрирует зрителю огрубевшие пятки. Впервые за много лет, ощутив тепло человеческой ласки, он прильнул к отцу, спрятал лицо у него на груди, стремясь забыться в отцовских объятиях. Ни удивление, ни восхищение не выражает старик; он давно простил сына и давно ждал этой встречи. Полуслепой, на ощупь, он нежно склонил голову над сыном, опустив на спину свои старческие руки. Во взгляде его опущенных глаз можно прочесть немой укор и горестную смиренность.

Снова Рембрандт воплощает свою мысль о том, что суровые испытания судьбы сближают людей. Выше заблуждений, обид, тщеславия оказываются любовь, доверие, взаимопонимание. Но все же в этой встрече больше горя, чем радости: трагическая ошибка сына оставила слишком глубокий след в жизни того и другого. Сломлен не только сын, но и отец. Достаточно обратить внимание на выражение лица, горестно наклонённ6ую голову, сгорбленную фигуру, поникшие старческие плечи, чтобы это почувствовать.

Уч. Изо: Многие художники 17 века изображали блудного сына во время кутежа или за карточным столом, намекая на тщетность мирских удовольствий. Но никто не сумел так глубоко увидеть и воплотить смысл этой притчи в художественном образе, как Рембрандт в своей картине. Для того, чтобы создать этот шедевр, ему пришлось пройти долгий путь потерь любимых, славы, богатства и признания - и оканчивать свою жизнь в нищете и забвении. Его последняя картина как бы итог мудрых раздумий о мире и о людях.


Учитель: К одной и той же теме художники обращались не раз, делая то более иллюстрированные, то более проблемно-духовные работы. Были мастера, посвятившие всю жизнь выполнению картины библейского содержания. Например, Александр ИваноВ

Над работой «Явление Христа народу» (1837 - 1857) он трудился в течение 20 лет! Что вдохновило художника?! Картину предваряет колоссальное количество поисковых разработок. Это удивительное произведение повествует о явлении Мессии, Спасителя мира. Евангелие на полотне…

- Вспомните, о скольких явлениях Христа рассказывает Библия? (9).

- Кому было первое явление и почему? (Марии Магдалине).

- А о каком явлении рассказывает в своей картине А.Иванов? (о восьмом, на горе.)

- Что об этом рассказывает Библия?

Возможные ответы учащихся:

Иисус велел ученикам своим собраться на горе. Кроме 11 апостолов (Иуда покончил собой после предательства), там собралось более 500 веровавших, что Иисус есть Христос, сын Божий.

Увидев его, многие бросились на землю и поклонились ему в ноги, а другие подумали: "В самом ли деле это Иисус?" Тогда он велел апостолам идти учить всех людей, чтобы они веровали в Бога и придерживались его заповедей. Верующих крестили и обещали, что Господь никогда не оставит их. Так рассказывает Библия.

Учитель: Художник полностью следует Библии? (Да. И это он старается передать в своей картине.)

Искусствовед: На протяжении веков иконы были единственными предметами живописи на Руси и являются отдельным жанром в изобразительном искусстве. Иконопись появилась в 10 веке, когда Русь приняла от Византии новую религию - Христианство.

Вопрос детям: - В каком году произошло Крещение Руси? А каким богам поклонялись до принятия христианства?

К этому времени в самой Византии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, признанную канонической системой изображения.

-А что такое «канон»?

Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианского вероучения и богослужения. Таким образом Русь получила икону как одну из «оснований» новой религии.



Уч. Изо: Изображая события из жизни Христа, Марии, апостолов, иконописцы находили мотивы, задевающие душу каждого человека, старались выразить своё представление о добре и зле. Иконописец в своей работе не мог сам придумать сюжет, но мог добавить кое - какие детали, изменить цветовые отношения. Самым известными у нас на Руси являются иконописцы: Феофан Грек, Дионисий, Андрей Чёрный, Андрей Рублёв. Рассмотрим знаменитую Рублёвскую «Тройцу», ставшую как бы символом новой Руси.

УЧЕНИК Существует Ветхозаветная «Троица» и «Троица», написанная Андреем Рублёвым. Андрей Рублёв «Троицу» написал по сюжету ветхозаветной «Троицы», где изображаются Авраам, Сарра, слуга, убивающий ягнёнка, дом их, гора, мамврийский дуб.

Несмотря на то, что библейские истории повествуют о давно прошедших днях, художники обращаются к ним, чтобы через известные всем сюжеты отразить современную им действительность.



Уч. Пк: Мы обязаны, должны знать все заповеди Божьи, чтобы жить праведно, быть добрее, с чистыми помыслами в душе и поступали с людьми так, как бы вы хотели, чтобы поступали с вами так же.




Учитель: Ребята! Художников, с чьими полотнами мы сегодня познакомились, вдохновляла Библия.

Учитель: (рефлексия). Обратимся к эпиграфу и к мыслям великих людей (тексты распечатаны на карточках (приложение 4). Прочитайте и запишите высказывание, созвучное с темой нашего урока. Объясните свой выбор.

1. Назовите авторов картин, рассматриваемых на уроке.

2. С какими произведениями ознакомились?

3. Какие библейские сюжеты лежат в основе данных работ?

4. Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)?

5. Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией? Закрепление изученного материала по вопросам:


  1. Что вы можете сказать о Заповедях Ветхого завета?


  2. Почему были расположены на двух скрижалях?


  3. Назовите первые четыре заповеди.


  4. Расскажите остальные шесть.


  5. Где и кем были изложены Заповеди Блаженства?


  6. Что означает блажены, нищие духом, плачущие, кроткие, алчущие, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за веру.


Итог урока. Духовные шедевры живописи и слова делают нас добрее, нравственно богаче. Подумайте: Христос воскрес после крестного пути и распятия. Пусть же воскресение начнется уже сегодня в каждой семье, в каждой душе. Пусть приходят вам на память образы Библии и величайших полотен в дни печали и радости, в моменты трудного выбора своего пути.

Обобщение практического опыта:

Тема «Портреты библейских персонажей» является сложной темой седьмого класса. В тематическом планировании на эту тему отводится 2 часа: на первом уроке учитель знакомит и показывает картины известных художников на данную тему, а на 2 занятии ученики учатся создавать самостоятельную композицию на данную тему. Библейские темы сложны, а зачастую бывает, что дети не читают Библию, поэтому на уроке для слабых учащихся предлагаются сюжеты из Библии, напечатанные на листах формата А4. На уроках дети не пишут икон, а составляют иллюстрацию к выбранному сюжету с обязательным прорисовыванием персонажей (от 1 до 3 персонажей - в зависимости от способностей учащихся). С данной работой самостоятельно справляются 1-2 человека, остальным приходится помогать ( не самому рисовать в альбомах учеников, а создавать ситуацию успеха). В 6 классе ученики всю 3 четверть изучали правила создания портрета, поэтому в 7 классе учащиеся с удовольствием создают портреты библейских персонажей.

Вопросы для обсуждения с учащимися:

1. Назовите авторов картин, рассматриваемых на уроке.

2. С какими произведениями ознакомились?

3. Какие библейские сюжеты лежат в основе данных работ?

4. Какая из увиденных сегодня картин вам показалась интересной (запомнилась)?

5. Сюжет какой знакомой вам картины стал понятен после сопоставления его с Библией?










Список литературы:

1. Библия

2. Газета «Семья» №46/ 2009 стр. 27

3. «Искусство» №16 /2007

4. Н.И. Платонов, В.Ф. Тарасов "Этюды об изобразительном искусстве". - М.: Просвещение, 1993.

5. Программа «Изхобразительное искусствои художественный труд 1-9 классы» М.;

6. Программа «Изхобразительное искусствои художественный труд 1-9 классы» М.; Просвещение, 2006

7. Филатов В.В краткий иконописный словарь. М.: Просвещение, 1996

8. Электронная версия книги А. Штейнзальца "Библейские образы".



Приложение 1



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал