- Учителю
- План-конспект к мастер- классу 'Мозаика из риса' (5 класс)
План-конспект к мастер- классу 'Мозаика из риса' (5 класс)
238-123-973
Внеклассное кружковое занятие по теме «Мозаика из риса»
Маценко Марина Борисовна, учитель ИЗО
Разделы: Преподавание МХК и ИЗО
Цель:
1. Создание образов живой природы из риса.
2. Знакомство с техникой мозаики, методами и приемами работы с мозаикой.
3. Создание благоприятных условий для развития воображения и творческих способностей у детей.
Задачи:
Образовательная: Научить создавать симметричные композиции, используя ритм, образность формы.
Развивающая: Развивать воображение, творческие способности, эстетическое восприятие, моторику мышц руки, зрительную координацию глаз, художественное восприятие действительности.
Воспитательная: Воспитание аккуратности и усидчивости, трудолюбия, внимательности, интереса к творческой деятельности.
Оборудование для учителя: презентация «Мозаика»; видеопроектор; экран;
образец рисунка из риса.
Оборудование для учащихся: цветной рис; клей; картон, карандаши.
Ход урока:
I. Подготовка группы к занятию.
Проверка наличия материала, готовности к уроку.
II. Изложение нового материала.
1. Вступление.
Сегодня мы будем не просто рисовать красками, а будем фантазировать, как при помощи такого материала как рис, сделать наш рисунок объёмным и похожим на мозаику. Ведь имея способности к рисованию, можно многое сделать. Об этом написал поэт Владимир Данько:
Волшебник кисточкой взмахнул -
И ожил лист бумажный:
Донёсся грома дальний гул,
И дунул ветер влажный.
И вот уж ливень грозовой
На сад цветущий льётся!
И человечек -
Как живой! -
Под зонтиком
Смеётся!
2. Объявление темы и цели урока (презентация)
Сегодня мы рассматриваем изображения, удивляющие точной и мелкой проработкой деталей. Вглядитесь в старинный орнамент. Мы видим рисунок, выполненный точками (частицами).
(Слайд 3). Перед нами иллюстрация мозаики Софийского собора в Киеве.
Мозаика (итал. mosaico - буквально «посвящённое музам», богиням искусств) представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц. Мозаика - это вид монументальной живописи. Для разработки эскиза мозаики может применяться компьютер. (Слайд 4).
Мозаика зародилась еще в древнем Востоке, из творений мастеров до нас дошли великолепные персидские шкатулки.
Самыми выдающимися творениями, античной эпохи были сохранившиеся мозаики с изображением в Помпее, древнем городе Италии. Например, «Мозаика с морскими существами» 2-1 вв. до н. э. Помпея. (Слайд 5).
Некоторые наиболее интересные мозаики Помпеи сейчас можно увидеть в Неаполе в Национальном Археологическом музее. Но и в Помпеях еще хранятся удивительные картины, которые выложены из цветного камня. Многие мозаичные полотна удивляют размером мозаичных элементов (в несколько миллиметров) и тщательностью подбора цвета.
Расцветом мозаичного искусства является эпоха византийской империи. Византийская мозаика имеет утонченный рисунок. Кладка поражает тонкостью слоев и совершенством форм. Особенностями являются фон мозаичных полотен преимущественно золотой, хотя многим «полотнам» характерны зеленые и белые тона. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что придавало им большую глубину цвета. Они добивались, причем очень успешно, оптического эффекта расширения помещения. (Слайд 6).
На территории России мозаичное искусство зародилось значительно позднее, в X веке, и было связано с принятием христианства, но и особого развития сразу не получила из-за недостатка материала. Позже было налажено производство стеклянной смальты в Киеве. Это вызвало расцвет мозаичного искусства. Примерами такого искусства являются мозаичные панно в Софийском соборе в Киеве. (Слайд 7).
В российской истории тоже наблюдались всплески популярности мозаики, уже в новое время. Это связано с деятельностью М. В. Ломоносова. (Слайд 8). Наиболее широко известна его мозаичная картина «Полтавская баталия». (Слайды 9, 10).
В новейшее время, к технике мозаики прибегают довольно часто, внимание к этому виду искусства высоко. Фрески и мозаики украшают станции Московского метрополитена: "Новокузнецкая", "Чеховская", "Нагатинская", "Белорусская", тут можно увидеть как римскую, так и флорентийскую мозаику. (Слайд 11).
Стеклянная мозаика ─ наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, к перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко применяется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор).
В наше время мозаика может быть выполнена из различных материалов: бусины, пуговицы, дерево, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, кусочки ткани или бумаги, зерно, крупа, семена. Выбор материала определяется фантазией художника. (Слайд 12).
Материал с которым мы сегодня будем работать:
1. Цветной рис;
2. Клей;
3. Картон.
Техника, которую будем изучать, называется «Мозаика из риса». (Слайд 13).
3. Физминутка (гимнастика для глаз). (Слайды 14-15).
Выполняются движения глазами вверх, затем вращение.
4. Релаксация (Слайды 16-19)
После физминутки учащиеся настраиваются на работу
«Посмотрим на мозаичные картины»
«Выпрямим спину»
«Положим обе руки на стол»
«Пространство в мозаике можно создать образом бабочек, кружащихся в воздухе»
(чтение стихотворения):
Только кружатся, танцуют, порхают,
Слушают пение птиц.
Кажется, жизнь их - одно наслажденье,
Кажется, нужно им только движенье,
Солнечный мир без границ.
(Людмила Максимчук)
5. Подготовка рабочего места учащегося (Слайд 20)
-
Размещаем картон перед собой;
-
Слева от себя ставим чашечки с рисом;
-
Справа от себя ставим клей.
6. Выполняется практическая работа. (Слайды 21, 22, 23, 24).
1 этап ─ «Рисунок карандашом». Последовательность работы: (Слайд 21)
Контур рисунка прорисовываем простым карандашом; Рисуем карандашом воображаемый рисунок бабочки на картоне. Рисунок состоит из пяти геометрических частей: туловище (в середине листа), двух верхних (крупных) крыльев и двух нижних (более мелких) крыльев. Рисунок бабочки симметричный. В центре картона рисуем туловище в виде прямоугольника со скругленными концами. Левая сторона бабочки является зеркальным отражением правой стороны. Так художниками понимается принцип симметрии равновесия левой и правой части композиции. Поэтому рисуем сначала два одинаковых верхних крыла (сначала левое, а затем правое). Крыло бабочки можно выполнить в форме «капли». (Слайд 22).
Для этого рисуем круг и добавляем к нему треугольник.
Затем рисуем два одинаковых нижних крыла (сначала левое, а затем правое).
Также крыло бабочки можно выполнить в форме «треугольника». (Слайд 22).
Добавляем декоративные элементы (круги, треугольники) для украшения крыльев бабочки, дорисовываем глаза и усики. Рисунок карандашом готов.
2 этап ─ «Наклеивание мозаики». Последовательность работы: (Слайд 23)
-
Выливаем клей внутри контура;
-
Распределяем клей ровным слоем по поверхности картона;
-
Выкладываем рис на поверхность картона, так, чтобы не было пустот.
III. Подведение итогов. (Слайды 25-31))
Посмотрим, какая работа и почему вам больше нравится?
Какие цвета риса вы выбрали для работы?
IV. Литература:
1. Сара Доннелли. «Стильная мозаика 20 оригинальных проектов для вашего дома и сада». Астрель, Кладезь. 2013г.
2. Морас Ингрид «Мозаика: Пошаговый базовый курс», Изд.: Арт-родник Год: 2012.
Серия: Своими руками.