7


  • Учителю
  • Романское искусство. Разработка урока по Мировой художественной культуре. 10 класс.

Романское искусство. Разработка урока по Мировой художественной культуре. 10 класс.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект урока по Мировой Художественной культуре

Класс: 10

Тема: Романское искусство.

Цель: формирование у учащихся представлений о художественной культуре Средневековья.

Задачи:

  • Ознакомить учащихся с истоками и характером романского стиля;

  • Выявить отличительные особенности романского стиля;

  • Воспитывать нравственно-эстетическое восприятие мира искусства, интерес к искусству и его истории.

  • Продолжить развивать творческую и познавательную активность, ассоциативно-образное мышление, пространственное мышление.

Оборудование:

Презентация по теме

Учебник под ред. Рапацкой Л.А. 10 кл. - М., ВЛАДОС, 2014. - 375 стр.

Тип урока: Урок-лекция

Дата

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников.

Организационный момент

Приветствие учеников.

Проверка присутствующих и отсутствующих учеников.

- Сегодня на уроке мы продолжаем изучать культуру Средневековья и более подробно остановимся на культуре романского стиля.

В начале урока будет проведена проверка домашнего задания.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (Д/З).

Приветствие учителя.

Проверка готовности к уроку:

Т - тетрадь,

Р - ручка,

У - учебник,

Д - дневник.

Мотивация

Цитата:

«... Все прочие искусства повиновались зодчеству и подчинялись его требованиям...»

Примерный ответ:

Архитектура - это искусство и наука строить, проектировать здания и сооружения (включая их комплексы), а также сама совокупность зданий и сооружений, создающих пространственную среду для жизни и деятельности человека.

Работают с цитатой.



Вопрос:

Как вы понимаете ее смысл?

Что такое архитектура?

Изучение нового материала

Беседа:

В пятом веке пал Рим. На захваченных варварами территориях начали образовываться новые государства: Франция, Германия, Италия и др. Ко второй половине Х века в искусстве европейских стран сложился единый стиль, получивший название «романский», т.к. мастера использовали некоторые приемы и формы древних римлян (от латинского «Рома» - Рим).

Наибольшее развитие в средневековую эпоху получает монументальная архитектура. И сегодня на уроке мы познакомимся с архитектурным стилем романского искусства.

Работа в тетради.

Cтиль - устойчивое единство художественных приемов и средств, используемых при создании произведений искусства.

Словарная работа.

- Во время урока вы услышите слова - специальные термины, которые употребляются в архитектуре. И чтобы вам было понятно, чем идет речь, я бы хотела прокомментировать эти термины.

Базилика - вытянутое прямоугольное здание, разделенное внутри продольными рядами колонн, или столбов на 3 , или 5 частей.

Неф- часть базилики, отделенная от других рядами колонн.

Апсида - полукруглая или многоугольная выступающая часть здания, перекрытая полукуполом.

Портал - архитектурно оформленный вход в здание.

Трансепт - поперечный неф, отделяющий алтарную часть от основного пространства храма.

Донжон - высокая прямоугольная или круглая башня, под которой располагалось подземелье.

Шпалера - настенный ковер, сотканный в виде картины.

Периодизация искусства романского стиля:

1)VIII век - предпосылки для развития романского стиля (каролингский период);

2)X век - становление романского стиля;

3)XI - XII век - расцвет романского стиля;

4) XIII век - угасание стиля, его перерождение в новый стиль.

БЕСЕДА С КЛАССОМ:

Примерный ответ:

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ - слово произошло от латинского romanus - римский. Он развивался в западноевропейском искусстве Х-ХIIвв. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого "романского" зодчества (от лат. romanus - римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название "романское искусство" сохранилось.

Становление романского искусства в различных странах и областях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Франции период романики завершился в конце XII века, то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.



Примерный ответ:

В X-XI веках в Западной Европе господствовали войны между феодалами, ссоры императоров с римскими папами, первые крестовые походы.



Примерный ответ:

В стихийно возникших городах архитектура лишь зарождалась, жилые дома были глиняными или деревянными. Укрепленный замок - жилище феодала и одновременно крепость, защищавшая его владения,- ярко выражал характер грозной эпохи феодальных войн. Замок служил защитой во время осады и центром подготовки к набегам.

Слово учителя:

Итак, основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом становится башня. Вокруг нее располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

Почему храмы тоже напоминали замки?

Примерный ответ:

Храмы нередко служили убежищем для населения округи в это неспокойное время. Поэтому в них господствовал полумрак. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму. Отсюда название стиля…Романский стиль

Слово учителя:

Так как в это время в основном строили храмы, строители романской эпохи решили, что в плане он должен иметь форму креста. Римские папы и императоры приказывали возводить храмы при взгляде на которые каждый мог почувствовать всемирную силу церкви, Бога, доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество.

Наружный вид романсного собора суров, прост и ясен. Это единый, мощный замкнутый объем, имеющий с восточной стороны пирамидальную форму. Центральный неф возвышается над боковыми, стены обхода - над капеллами, над ними - главная апсида. Центр композиции образует башня средокрестия, увенчанная шпилем. Она как бы завершает медленный рост сооружения вверх. Иногда западный фасад, апсида и трансепты замыкаются башнями-колокольнями. Они придают устойчивость сооружению.

Памятники романского искусства рассеяны по всей Западной Европе. Больше всего их во Франции. Рассмотрим некоторые из них.

Слайд . Норманнская крепость, строители неизвестны, X-XI вв., север Франции

Слайд . Замок Сюлли, строители неизвестны X-XI вв., Франция

Слайд . Замок Стерлинг, строители неизвестны, XI-XII вв., Шотландия

Слайд . Крепость Конкистадоров, X-XI вв., Германия

Слайд . Замок Лидс, строители неизвестны, XI-XII вв., Англия

Слайд . Соборный ансамбль в Пизе. Италия. Достраивался в 14 в.

Немного подробнее расскажу о Пизанской башне.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (Пизанская башня).




Слушают рассказ учителя



Записывают в тетради.



Работа со словарем.



Записывают в тетради.



Вопрос классу:

Дайте определение - романский стиль - это..?



Вопрос классу:

Почему именно в 10-12 век?



Вопрос классу:

Как эти исторические условия отразились на архитектуре?



Вопрос классу:

Почему храмы тоже напоминали замки?



Слушают учителя.



Записывают примеры в тетрадь

Слушают рассказ учителя

Итоговое закрепление

Тест «Романский стиль»

ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Решают тест

Рефлексия

Метод незаконченного приложение

Проводят рефлексию.

ДЗ

Читать тему 8. Стр. 149-152. (романский стиль(

Записывают ДЗ.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Проверка ДЗ.

Заполнить таблицу

"Особенности стилей средневекового искусства"

Примерный ответ:

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

ГОТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Церковная архитектура

Здания соборов тяжеловесны и приземисты, это были огромные сооружения - т.к. их главной задачей было вместить большое кол-во людей во время богослужений.Характерные черты: толстые стены, крупные опоры, гладкие поверхности.

Готический собор имеет легкую конструкцию, устремлен ввысь. Новшество архитектуры готического периода - система арок. Стены перестали выполнять несущую роль, а значит их не нужно было делать толстыми и массивными

Светская архитектура

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в неприступные крепости. За крепостной стеной замка находилось многочисленные хозяйственные постройки. Как правило, замок был окружен глубоким рвом. Мост, перекинутый через ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали входные ворота башни.

Центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша (здание городского самоуправления) и собор (крупный христианский храм). Ратуша представляла собой большое здание с залом для собраний. Соборы должны были вмещать многочисленное городское население. Перед соборами выступали проповедники, проводили дискуссии профессора и студенты.

Живопись

Как правило, на сводах и стенках храма изображали библейские сюжеты, которые нужно было рассматривать, передвигаясь по храму. Росписи романского периода имели назидательный характер.

В готическом соборе стеная роспись уступила место витражу - изображению, составленному из скрепленных между собой стекол, которое помещали в проем окна.

Скульптура

В романский период в Западной Европе впервые появилась монументальная скульптура. Скульптурные изображения - рельефы - располагались на порталах церквей. Рельефы обычно раскрашивали - это придавало им большую выразительность и убедительность.

Внутри и снаружи собор украшало множество статуй и рельефов.

Скульптурное и живописное убранство соборов, выполненное на религиозные и светские сюжеты, несло в себе систему взглядов и представлений, которыми должны руководствоваться в своей повседневной жизни люди Средневековья.

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ

Вот уже более 8 веков "падает" знаменитая башня на Площади чудес в итальянском городе Пиза. Ежегодно башня отклоняется от вертикали на один миллиметр. Сами жители города называют свою падающую кампаниллу "затянувшимся чудом". Архитектурный ансамбль на Площади чудес в Пизе включает в себя четыре сооружения: Дуомо (что по-итальянски означает "собор"), баптистерий (крещальню), кампаниллу (колокольню) и крытое кладбище Кампо-Санто. Собор начали строить в 1063 году (после победного морского сражения против сарацин при Палермо) известные в то время архитекторы Бускетто и Райнольдо. Строили тогда медленно, и собор возводили 55 лет. Строительство этого круглого мраморного здания было начато в романском стиле, к которому позднее примешались элементы готики.

И вот в 1173 году под руководством всеми уважаемого Бонанно в Пизе рядом с собором началось строительство колокольни. Построив первый этаж высотой 11 метров и два колоннадных кольца, Бонанно обнаружил, что колокольня отклонилась от вертикали на четыре сантиметра. Мастер прекратил работу и... исчез из города. Время от времени работу по строительству колокольни возобновляли, и к 1233 году было построено всего четыре этажа. Лишь через сто лет после начала строительства, в 1275 году, городские власти нашли смельчака, который рискнул продолжить возведение колокольни. Когда архитектор Джованни ди Симони возобновил работы, отклонение верхнего карниза башни от вертикали составляло 50 сантиметров. И он решил превратить недостаток башни, наклонное положение, в ее главное достоинство. Точнейший математический расчет и великое мастерство зодчего позволили ему надстроить башню еще на пять этажей. Но она продолжала "падать". Увенчать все сооружение колокольней Дж. ди Симони не решился. Поэтому, окончив пятый колоннадный этаж, он прекратил работу. В 1350 году, когда отклонение от вертикали составляло уже 92 сантиметра, за работу принялся архитектор Томазо ди Андреа. Как и его предшественник, он приподнял следующий этаж с наклонной стороны на 11 сантиметров. Лишь после этого он водрузил над восемью ярусами башни колокольню с бронзовым колоколом. Так, через 164 года строительство башни наконец было завершено. Правда, она оказалась укороченной на четыре этажа и без крыши.

Много раз предпринимались попытки спасти башню. Судьба самой известной "падающей" башни - Пизанской - беспокоит весь мир. Отклонение ее от вертикали составляет уже более пяти метров. В апреле 1965 года старый звонарь Энчо Гиларди последний раз поднимался на колокольню по 294 ступеням. С тех пор его функции выполняет электрический прибор. Днем и ночью 100 автоматических фото - и киноаппаратов нацелены на башню, поджидая ее падения. Уже подсчитали, что если ничего не будет предпринято, то в ближайшие 50 лет башня потеряет стабильность и упадет. А ведь когда-то с ее балкона производил свои опыты, связанные с законом свободного падения тел, великий Галилео Галилей...


ПРИЛОЖЕНИЕ №3

Итоговый тест по теме «Романское искусство»

1.Соедините «А» и «Б».


А- сооружения Б- местонахождение


1)Собор в Вормсе Франция

2)Пизанская башня Германия

3)Замок Шамбор Англия

4)Замок-крепость Тауэр Италия


2. Дайте определение термина.

Базилика -

Неф -

Апсида -

Донжон -


3. Назовите основные типы романской архитектуры.

а) феодальный замок

б) городские укрепления

в) городской собор

г) новый тип жилого дома

д) особняк

е) термы


4.Узнайте по очертаниям архитектурный шедевр.


5. По какому принципу строились средневековые замки?

а) в центре - донжон, по бокам - башни

б) в центре - башня, по бокам - донжоны

6. Назовите отличия романской архитектуры от античной?

а) изменились типы построек

б) изменились композиционные приемы

в) изменились представления о красоте

г) применение новых строительных материалов



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал