- Учителю
- Урок искусства в 8 классе на тему 'Храмовый синтез искусств'
Урок искусства в 8 классе на тему 'Храмовый синтез искусств'
Урок № 1
Тема: «Храмовый синтез искусств».
Цель и задачи:
-
Помочь обучающимся на примерах храмовых памятников, представляющих основные мировые религии: христианство
(католицизм и православие), буддизм и мусульманство, их планов и интерьеров определить общие черты.
-
Помочь обучающимся понять специфичность каждого храма: христианского, буддийского и мусульманского.
3.Познакомить обучающихся с видами искусства, которые
задействованы в религиозных ритуалах.
4.Познакомить обучающихся с понятием «синтез искусств».
5. Развивать творческую фантазию и интерес к искусству.
6. Воспитывать эстетический вкус.
Оборудование:
-
Опорный конспект.
-
Иллюстрации к уроку.
-
Компьютер.
-
Презентации к уроку.
-
Учебник Г.Сергеевой, Е.Д.Критской «Искусство 8-9».
Развёрнутый ход урока:
-
Организационный момент: вход в класс, приветствие, настрой на урок.
Учитель:
- Добрый день, я очень рада нашей встрече. Я надеюсь на наш совместный плодотворный труд.
2. Проверка творческого домашнего задания.
3. Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Какие средства художественной выразительности вам известны?
Перечислите их. (ответы об - ся)
- Для чего нужны средства художественной выразительности
художникам, композиторам, поэтам?
(ответы об - ся)
- 2 -
- Что такое композиция? (ответы об - ся)
- Какая необходимость композиции в изобразительном искусстве?
(ответы об - ся)
- Какие виды композиции существуют?
(ответы об - ся)
- Охарактеризуйте каждый вид композиции.
(ответы об - ся)
- Охарактеризуйте композицию картины «Весна» знаменитого
итальянского художника эпохи Возрождения Сандро Боттичелли.
(ответы об - ся)
- Сопоставьте композицию картины «Весна» С.Боттичелли и
музыкальную картину с таким же названием композитора
Антонио Вивальди. (ответы об - ся)
4. Знакомство с новой темой урока.
Учитель:
- Тему урока вы видите на доске. Прежде, чем я начну говорить, мне хотелось бы вам задать вопрос: Как вы понимаете словосочетание «синтез искусств»? (ответы об - ся)
Обратимся к слайду.
Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов
искусства в художественное целое, сотворение
оригинального художественного явления.
Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной де-
ятельности. С древних времен известен синтез архитектуры, декоративно - прикладных и монументальных искусств, скульптуры и живописи. Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об общечеловеческих законах искусства, которые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах.
В архитектуре, оформлении храмов, музыкальном сопровождении богослужения отразились представления человека о мире, мироощущение эпохи и народа, их создавших.
Вопрос: Как бы вы сказали, что такое храм?
(ответы об - ся)
- 3 -
Храмы - это культовые постройки, которые воплощают
образ мироустройства в той или иной религии
(христианство, буддизм, ислам), ее основные
ценности.
Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесущего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом через таинство, место спасения души... Земной храм является образом
Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы человеческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представления о мироустройстве. В Храме человек ищет убежище от мирской суеты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного. Певучесть Слова, строгие лики древних икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность
фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодиями, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высо-
кие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и идеалу. Религиозное искусство обращается к таким человеческим чувствам, как
сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение.
В православном храме для молящихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное пространство.
Алтарная часть - для божественной сверхреальности.
Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона.
Строгие одноголосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представленным на иконах, в мозаиках, фресках.
В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизирующие могущество и единение светского и церковного начал, как основы государственности России.
Золотой фон словно уносит фигуры святых в недосягаемые светящиеся сферы.
Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают выразительность образам святых и реальных людей.
Сияние огромного количества лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы.
- 4 -
Но внутреннее, душевно - духовное наполнение обряда молитвой есть дело находящихся в храме людей.
Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера.
Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора:
тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витражами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинственный свет, создавая в храме необычную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания.
Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в православном храме соотносятся с хоровым пением без сопровождения (акапелла).
В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.
Мусульманский храм (мечеть) своим великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его пророка (Магомета). Мусульманская мечеть
включает в себя два соразмерных пространства - открытый двор и затененный молитвенный зал.
Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для формирования мусульманских понятий о красоте.
Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитектурные «сталактиты» - ниши, нависающие друг над другом, создают иллюзию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет -
божественное величие.
На стенах мечети размещаются декоративно оформленные изречения из Корана.
В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество получили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов.
Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому художественный стиль ислама - декоративный, орнаментальный.
- 5 -
Вопрос: Что такое орнамент? (ответы об - ся)
Орна́мент (лат. ornemantum - украшение) - узор,
основанный на повторе и чередовании
составляющих его элементов.
Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художественного выражения исламского мироощущения. Именно орнамент строится на ритмическом повторении основных мотивов.
А в мусульманстве повторение считается одним из надежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.
Древний буддийский храм, сооруженный из мощных обтесанных камней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скульптурного декора, охватывающего почти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода.
В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные колокольчики. Они раскачиваются при малейшем порыве ветра, наполняя окружающее пространство нежным мелодичным звоном. Одновременно колокольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах.
Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.
5.Просмотр презентации.
6. Работа с учебником. Ответы на вопрос № 1 в учебнике на
стр.117.
7. Составление конспекта и запись терминов в словари.
8. Подведение итогов урока.
11. Домашнее задание:
- выучить записи в конспекте;
- выучить все определения;