7


  • Учителю
  • Архитектурный облик русской дворцовой усадьбы XVII – второй половины XVIIIв. Особенности паркостроения.

Архитектурный облик русской дворцовой усадьбы XVII – второй половины XVIIIв. Особенности паркостроения.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала



Тема: Архитектурный облик русской дворцовой усадьбы XVII - второй половины XVIIIв. Особенности паркостроения.

Цель: дать понятие о русской архитектуре усадеб 17-18вв.

задачи:

-знать архитектуру стиля классицизма, элементы паркового ландшафтного ансамбля русской дворцовой усадьбы;

-уметь выполнять зарисовки по памяти, по представлению элементов фасада дворца или сооружений садово-парковой архитектуры усадьбы 17-18 в.

- реализовать в рисунке чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой;

- развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности;

- совершенствовать навыки самостоятельной работы над композицией.

Оборудование и материалы

- Репродукции картин художников и фотографии.

- Формат А3, карандаши.

ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  1. Подведение к теме.

- что такое архитектура?

(лат. architectura, от греч. architeckton - зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строитьобъекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведенияархитектуры - здания, ансамбли, а также сооружения, организующие открытые пространства (монументы, террасы, набережные и т. д.). Планировка и застройка городов и населённых мест составляют особую область строительного искусства - градостроительство. Частью архитектуры являются пространства, сформированные посредством преобразования и объединения элементов естественной природы

- что такое усадьба?

Уса́дьба (от «садить», «сажать») - в русской архитектуре отдельное поселение, комплекс жилых, хозяйственных, парковых и иных построек, а также, как правило, усадебный парк, составляющих единое целое.





III. Сообщение нового материала

Русскую культуру XVIIIв.невозможно представить без дворянской усадьбы. Образ двухэтажного дома около пруда со старинным парком относится исключительно к расцвету усадебного строительства - ко второй половине XVIII столетия. Усадебный мир воплотил мировоззрение, общественное и духовное самочувствие человека. Разные по масштабу, назначению и стилю усадьбы являлись частью бытия больших и сложных эпох.

Дворянские усадьбы в России подразделялись на:

- царские (императорские)

- аристократические

- усадьбы крупного, среднего и мелкого дворянства (появились немного позже)

Первыми царскими резиденциями в пригородах Москвы были Коломенское и Измайлово. Эти ансамбли заложили основы русского усадебного строительства. в садовый ансамбль Измайлова были включены в качестве его центра беседки-терема, фонтаны с изваяниями диковинных зверей, зверинец, лебединый двор, а также был спроектирован сад-лабиринт.

Дворцовое строительство в пригородах Петербурга на протяжении всего XVIII столетия, возведение многочисленных дач для представителей аристократии приобрели огромные масштабы и преобразовали скромный ландшафт окрестностей Северной столицы (Петергоф, Стрельна, Царское Село, Павловск, Гатчина, Ораниенбаум).

Для создания царских и аристократических усадеб в течение всего XVIIIв.привлекались известные архитекторы, художники, декораторы России и Западной Европы.

Архитектурный облик русской усадьбы сер.XVIII - начала XIXв.во многом определял стиль классицизма. Для архитектуры классицизма типичны чёткость и геометрическая правильность объёмов, регулярность планировки, выразительность, ясность и чистота пропорций здания. На глади стен выделяются портики, колоннады, статуи, рельефы. Обязательными элементами ансамбля были пруд, регулярный парк с центральной аллеей, несколькими садовыми постройками и жилой дом. В убранство регулярных садов входили разнообразные строения: домики, павильоны, беседки. Оранжереи, амфитеатры, крытые дороги, искусственные пруду и каналы, живописные перспективные виды и многое другое.

Усадебное строительство последней трети XVIIIв.связано с именами замечательных русских зодчих И.Е.Старова, В.И.Баженова, М.Ф.Казакова, Н.А.Львова и др.

Регуля́рный парк (или сад; также францу́зский или геометри́ческий парк; иногда также «сад в регулярном стиле») - парк, имеющий геометрически правильную планировку, обычно с выраженной симметричностью и регулярностью композиции. Характеризуется прямыми аллеями, являющимися осями симметрии, цветниками, партерами и бассейнами правильной формы, стрижкой деревьев и кустарников с приданием посадкам разнообразных геометрических</</u> форм.

На смену регулярным садам с их прямыми аллеями, точно проложенными по линейке, аккуратными, тщательно подстриженными деревьями, геометрически чётко распланированными цветниками пришли пейзажные парки.

Парки Павловска и Гатчины являются шедеврами русского паркового искусства XVIII-XIXвв.

Дворец в Павловске создан талантливы русским архитектором Ч.Камероном (1730-е - 1812). Не подчинить природу, а выявить её очарование - вот к чему стремился архитектор. Иллюзия естественности была достигнута Камероном в Павловском парке в полной мере.

Дворец в Павловске изящен и приветлив, а не парадно-официален. Он не подавляет своими масштабами и грандиозными залами. Он восхищает воплощённым в нём редким единством фантазии и точного расчёта.

Главный фасад центрального корпуса Камерон украсил восемью парными колоннами коринфского ордера, поднятыми над рустованным первым этажом. Их мерный шаг подчёркивает некоторую растянутость фасада.

Скульптурных украшений на фасаде немного. Лишь под карнизом верхнего этажа тянется узкой полоской фриз с орнаментом в виде завитков аканта да три круглых медальона с изображением сцен на античные сюжеты выделяются на гладкой поверхности стены.

В отличие от большинства построек, где обычно подчёркивался передний фасад, во дворце в Павловске Камерон трактовал и противоположный фасад, обращённый к Славянке, как художественно равноценный. Стройное здание легко поднимается над невысоким холмом, точно продолжая его.

Откуда бы ни посмотреть на дворец, прежде всего бросается в глаза и приковывает внимание его купольное завершение, окружённое шестьюдесятью четырьмя колоннами тосканского ордера. Колонны вокруг сравнительно невысокого и довольно широкого барабана купола создают ощущение лёгкости, изящества.

В этом дворце чувствовалась редкая архитектурная гармония, замечательная соразмерность отдельных звеньев и их органическая взаимосвязь. Приветливая открытость галерей навстречу парку помогала ощутить неразрывную связь дворца с природным окружением.

В не меньшей мере, чем внешний облик, восхищало современников и внутреннее убранство дворца. В решении и отделке его интерьеров Камерон мастерски использовал античные мотивы, органически сочетая их с элементами доживавшего свой век барокко. В планах спроектированных им комнат и залов обычно нет строгой прямолинейности, они чрезвычайно разнообразны по форме. Чувство меры и безупречный вкус позволяли Камерону создавать интерьеры художественно цельные, радовавшие глаз благородной сдержанностью.

Великолепная тройная липовая аллея образована четырьмя рядами лип: средняя, широкая часть предназначалась для подъезда карет и экипажей, а две узкие, по сторонам, - для пешеходов. Камерон спроектировал аллею как своеобразную продольную ось всей центральной части паркового комплекса, её продолжение словно пронзает дворец. В отличие от парка в целом, аллея, как и другие участки в непосредственной близости от дворца, напоминает часть регулярного сада: прямая, как стрела, она выглядит подчёркнуто парадно, а в XVIIIв., а когда ряды деревьев аккуратно подстригались и кроны их приобретали шарообразную форму, это впечатление было ещё сильнее.

В числе первых садовых построек появилась на берегу Славянки колоннада Аполлона. Она производит впечатление сурового величия.

Одно из лучших сооружений Камерона в Павловском парке - Храм Дружбы - удивительный памятник русской садово-парковой архитектуры. Этот храм-ротонда производит впечатление спокойного величия. Круглый в плане, он опоясан кольцом стройных колонн дорического ордера и увенчан невысоким куполом. Храм Дружбы на редкость светел, приветлив, как и окружающий его пейзаж.

В 1800г. Камерон создал своё последнее произведение в Павловском парке - павильон Трёх граций в Собственном садике, у самого дворца. Поразительны совершенство пропорций, изящество, воздушность этого павильона! Камерон спроектировал павильон в виде античного портика, опоясанного 16-ью колоннами ионического ордера, которые поддерживают лёгкий свод.



Закрепление:

- в чём различие регулярных и пейзажных парков?

-в чём проявилось национальное своеобразие стиля классицизм в архитектуре дворянских усадеб?



Физминутка.











4. Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение зарисовок по памяти, по представлению архитектурных элементов фасада дворца или сооружения садово-парковой архитектуры в усадьбах XVIII-XIXвв.



Выполние работы:

  1. Намечаем тонкими линиями элементы композиции;

  2. Соотношение пропорций (усадьба и пространство);

  3. Использование законов перспективы;

  4. Уточнение деталей.



5. Итог урока.

Анализ работ



- Что такое архитектура?

- Какой стиль присущ для архитектурного облика русской усадьбы середины XVIII - начала XIXв.?

- Что присуще стилю классицизм?

- Что относится к обязательным элементам ансамбля русской усадьбы? (пруд, регулярный сад с центральной аллеей, несколькими садовыми постройками и жилой дом)

- Что пришло на смену регулярным паркам? (пейзажные парки).





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал