- Учителю
- Исследовательская работа на тему Волховская роспись
Исследовательская работа на тему Волховская роспись
Министерство образования и науки Российской Федерации
Управление образования и науки Ленинградской области
Учреждение дополнительного образования детей
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ
учащихся «Отечество»
Номинация «Краеведение»
Тема работы: Волховская роспись на прялке
Подготовил:
Судаков Артем Павлович
Учащийся 6 б класса
МБОУ «КСОШ № 1»
г. Кингисепп ул. Большая Советская д.7
188480 e-mail:school1@kngcit.ru
Дом.адрес: г. Кингисепп пер. Аптекарский 8-76
89110883944
Руководитель:
Андреева Светлана Владимировна
Учитель истории
МБОУ «КСОШ № 1»
г. Кингисепп ул. Большая Советская д.7
188480 e-mail:school1@kngcit.ru
тел. 89119066587
Кингисепп - 2016
Оглавление
Введение……………………………………………………………………...3
-
История возникновения и развития………………………………………...4
-
Роспись в стиле Волховское письмо……………………………………….7
Результаты исследования……………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………..9
Список источников и литературы………………………………………….10
Введение
У разных народов есть различные вековые традиции, которые передаются из поколения в поколение, такие как резьба по дереву, резьба по кости, чеканка, роспись, гончарное дело и т. д. На протяжении многих веков люди украшали свой быт, одежду. Народные мастера создавали утварь, разукрашивая её, придумывали игрушки для детей.
Человек всегда старался создать новые и новые способы изготовления прекрасных изделий, которые со временем перерождались в искусство. Одним из таких народных промыслов является волховская роспись. А первым предметом, который ей был украшен, стала прялка. В древности прялка была в каждой семье, да и не одна. А как удивительно красивы эти простейшие орудия прядения: резные, расписные! В семье моих знакомых есть такая старинная прялка с Волховской росписью.
С этим наследием, которое сохранилось до наших дней, можно познакомиться в музеях, можно изучить по книгам, в которых собран хороший иллюстрированный материал. Очень важно и полезно приобщаться к изучению народных подлинников, к народному искусству.
В своей исследовательской работе я хочу рассказать об истории возникновения Волховской росписи на прялке, показать её красоту и значимость для последующих поколений.
Актуальность моей работы заключается в том, что культура родного края, а именно одно из её направлений волховская роспись на прялке, занимает особое место в жизни каждого человека, проживающего на территории Ленинградской земли.
Целью моей исследовательской работы является изучение истории Волховской росписи на прялке.
Задачи исследования:
- найти и систематизировать информацию о Волховской росписи;
- изучить историю возникновения Волховской росписи;
- изучить технологию нанесения росписи;
- узнать особенности волховской росписи на прялке.
Для осуществления исследования по данной теме мы пользовались следующими методами:
- сбор и анализ разных источников информации;
- изучение литературы по теме исследования.
Этапы работы:
1. Подготовка к исследованию.
2. Проведение исследования
- сбор справочной литературы по теме.
- поиск материала в Интернете.
3. Оформление исследовательской работы.
4. Подготовка и защита работы.
-
История возникновения и развития
Волховские традиции росписи входят в состав народных художественных ремесел, сформировавшихся вокруг Ладоги. Ладожские ремесла по характеру исполнения и живописного изображения отличаются склонностью к стилю барокко с его яркостью и пышностью.
Пожалуй, наиболее известным стилем традиционной росписи по дереву, бытовавшим в Петербурге и в поселениях в районе Ладожского озера, была волховская роспись, возникшая и распространившаяся по берегам Волхова.
Волховская роспись возникла на берегу реки Волхов в конце XIX века. В начале зарождения промысла Волховская роспись особой красочностью не отличалась. Прялки являются наиболее изученными образцами данного вида промысла. Сначала прялки украшались трудоемкой резьбой, где сажа служила краской, которая смешивалась с береговой глиной и смолой лиственницы. Уже в XIX веке стала применяться клеевая роспись по меловому грунту, в виде покрытия выступал лак или олифа. Новые технологии, появившиеся вначале XIX в., позволили существенно обогатить её колористические возможности.
Первыми и наиболее изученными видами произведений являются прялки. Известны два вида прялок, выполненных в этой технике: «золоченки» и «крашенки». «Золоченки» отличаются стилистическим единством декора. На лицевой стороне прялки расположен крупный цветок, обрамленный с трех сторон полосой с именем владелицы. Широкие, круглящиеся мазки лепят форму цветка. Он кажется сочным и выпуклым, несмотря на плоскость мазка. Цветок условен, он не напоминает какие-то конкретные растительные формы. По его сторонам асимметрично расположены крупные листья. Оборотная сторона прялки украшена проще. На красном или темно-синем фоне располагается небольшой цветок, ветка в круге, аналогичные изображения на лицевой стороне.
Яркая и гладкая по фактуре живопись, выверенные, отработанные приемы исполнения, броскость облика роднят прялки с городскими живописными вывесками. Благодаря многоцветью, крупным, сочным мотивам росписи «золоченки» нарядны и праздничны. Особо они ценились владелицами из-за надписей с именами. В деревнях Волховского района сохранилась частушка:
Моя прялка именна,
на беседушке одна.
Мой забавушка придет,
по именной прялке найдет.
В той же местности создавались и несколько иные прядки - так называемые «крашенки», отличающиеся от «золоченок», отсутствием золотого обрамления и надписей. Некоторые «крашенки» выделяются изяществом точеных ножек, формой круто изогнутых сережек, необычностью живописного декора. На них изображены раскидистые кусты с розовыми цветами, вихревые розетки.
Возможно, эти прялки по времени предваряют золоченые: их расписывали, пока не появились и не распространились трафареты для украшения «золоченок». Некоторые «крашенки» формой и приемами росписи повторяют «золоченки», другие отличаются большей живописностью или графичностью решения. Но традиционные приемы композиции характерны для обоих видов прядок.
Новоладожским прялкам близки по конструкции тихвинские расписные прялки с реки Явосьма. Роспись в виде условно изображенных цветов и ветвей, птиц выполнена крупными мазками на коричневом, зеленом или синем фоне. Живописные приемы украшения этих прялок характерны для восточной части области. Лодейнопольские прялки украшены цветами, свободно и равномерно разбросанными по узкой лопасти, перемежающимися бутонами и листьями. Красные розы, желтые и голубые тюльпаны расположены один над другим. Черные и темно-зеленые штрихи тонких листьев заполняют промежутки между цветами, связывая композицию в единое целое. Цепь цветов то тянется по всей высоте прялок, то прерывается посередине косым крестом.
Резные прялки архаичны и монументальны. В основе их конструкции лежит почти не расчлененная доска. Лопасть резных прялок в верхней и нижней части украшена квадратами, короткие ножки - розетками. Неглубокая резьба, штриховка мелкими врезами подчеркивают плоскость доски.
Еще в середине ХХ века об этих центрах не было точных сведений. Сейчас же самобытные очаги народных росписей дополняют картину развития народного искусства северо-западного региона, а коллекция прялок Государственного Русского музея послужила основой для воссоздания Волховской росписи уже не в качестве промысла, а в качестве промышленного производства.
В городе Волхове существовало небольшое производство по изготовлению обычной кухонной утвари из дерева. При организации в 1968 г. Ленинградского объединения народных художественных промыслов на базе этого цеха был создан цех художественной обработки дерева.
-
Роспись в стиле Волховское письмо
Этот вид росписи отличает живописность. Ранее ее называли «сельским Ренессансом». Это - очень красивая роспись, которая воссоздает игру света на растениях, собственно жизнь природы. Выполняется она особым способом, когда на кисть набирается сразу два-три цвета краски. Отличительной особенностью росписи стал удивительно красивый, с тонкими переходами от одного цвета к другому "переходный" (двойной) мазок, сущность которого заключается в нанесении цветового пятна не одним, а одновременно двумя цветами сразу, когда один цвет переходил в другой.
Легкое, свободное движение кисти - и на поверхности появляется лист, стебель растения или лепесток цветка играющий радужным цветом. Этим видом росписи можно создавать и любые другие формы - от фигур животных до пейзажей.
Первоначально изделия декорировались резьбой, повторяющей северную трехгранно выемчатую резьбу, затем появляются вещи, декорированные по принципу городецких резных раскрашенных прялок, но темами сюжетных композиций были русские народные пословицы, сценки из петровского времени. В самой росписи сильно чувствуется влияние карельской и, как ни странно, петриковской (украинской) росписей.
Совместно с художником С.И. Некрасовой искусствовед Ленинградского объединения народных художественных промыслов Л.П. Азовская начала работу над созданием прялочной росписи, но на новой основе - ею декорировали разделочные доски.
Одной из важных проблем связанных с развитием искусства современных народных промыслов является соотношение утилитарных и эстетических качеств изделий, создаваемых в этом виде деятельности. Относящиеся к декоративно-прикладным видам искусства, т.е. предметно-пространственным, формирующим среду и быт людей, произведения, создаваемые на предприятиях промысла, наследуют исконные традиции народного творчества.
Положение дел в народных промыслах усложнено тем, что в эту деятельность приходят люди, отнюдь не являющиеся носителями традиций этой исконной культуры, часто далекие от искусства. Освоив несколько необходимых живописных приемов, они выполняют механически заданный узор. Для выполнения плана, а он всегда существует на предприятии, этого достаточно, но для того, чтобы искусство продолжало жить и развиваться, необходимы творческие натуры.
Среди подлинных художников, воплощающих традиции Волховской росписи по дереву в предметы повседневного мира людей, выделяются Л. Чичерина, Е. Салтыкова, И. Щетинина, Н. Корепанова, О.И. Загородская, М.П. Бут, Н.А. Тихонова, Л.Г. Лобанова, С.М. Наугольная, О.Н. Рубен. Их произведения регулярно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках, именно с их именами связан расцвет волховской росписи. Но их же творчество демонстрирует и известную истину о том, что народное искусство - не закостенелый канон, а живая художественная система, развивающаяся в рамках исконных традиций.
Результаты исследования
Я узнал много нового об истории Волховской росписи на прялке, изучив историю её возникновения и развития.
Анализируя собранные сведения, я пришел к следующим выводам:
- Волховская роспись возникла на берегу реки Волхов в конце XIX века;
- Известны два вида прялок, выполненных в этой технике: «золоченки» и «крашенки»;
- «крашенки», отличаются от «золоченок», отсутствием золотого обрамления и надписей;
- это - очень красивая роспись, которая воссоздает игру света на растениях, собственно жизнь природы
- выполняется она особым способом, когда на кисть набирается сразу два-три цвета краски;
- отличительной особенностью росписи стал удивительно красивый, с тонкими переходами от одного цвета к другому "переходный" (двойной) мазок, сущность которого заключается в нанесении цветового пятна не одним, а одновременно двумя цветами сразу, когда один цвет переходил в другой.
- среди подлинных художников, воплощающих традиции волховской росписи до дереву в предметы повседневного мира людей, выделяются Л. Чичерина, Е. Салтыкова, И. Щетинина, Н. Корепанова, О.И. Загородская, М.П. Бут, Н.А. Тихонова, Л.Г. Лобанова, С.М. Наугольная, О.Н. Рубен.
Поставленные цели и задачи исследования выполнены.
Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроке технологии, в разделе декоративно-прикладного искусства, и на уроках истории и краеведения.
Заключение
Практически любой человек может освоить эти несложные приемы и наполнить свою жизнь народным искусством.
Красота на Руси всегда ценилась. Домашнюю утварь, предметы обихода, убранство дома умельцы нередко превращали в произведение искусства. Возрожденная волховская роспись по дереву пришлась по душе ценителям народного творчества, которое не перестает быть близким человеку. Без нее город Волхов уже не представить. Без изделий промысловиков не обходится ни одна выставка.
Список источников и литературы
-
Берштам Т.А. Прялка в символическом контексте культуры // Сборник Музея антропологии и этнографии. СПб., 1999. Вып. 45. С.15.
-
Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция», -М., «Владос», 2004.
-
Г. Стерликова Акварели - Волхов 2005 г.
-
Интернет ресурсы:
- l-i-c.narod.ru/2001_3-4/volhov.htm
- www.slideshare.net/aitova/c-39836674</</p>
Приложение 1.
Приложение 2. Именная прялка
13