7


  • Учителю
  • Внеклассное мероприятие для 7-11 классов по творчеству Левитана

Внеклассное мероприятие для 7-11 классов по творчеству Левитана

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1

Р.п. Красные Баки»













Внеклассное мероприятие для учащихся 7-11 классов





Тема: « Любовью сердца своего…»

( по творчеству И.И. Левитана)

























Подготовила: Лебедева С.А.

2015г













Эпиграф:

« Левитан передал нам на полотне печаль русской природы, что так же, как и человек, казалось, ждала иных, радостных дней.» (Паустовский К.)

Сегодня мы будем говорить о любви.… О любви к природе, к человеку, который создал прекрасные полотна, и мы их сегодня увидим и, конечно познакомимся. Это Исаак Ильич Левитан..

« На редкость красивый, изящный мальчик-еврей был похож на итальянского мальчика»- так вспоминают о нем его одноклассники и друзья. У него были большие выразительные глаза. Глаза, в которые хочется смотреть. А ведь глаза - зеркало души. И душа его была красива. Выстраданная красота с самого детства.

В Москве, на Смолянке, на 4 этаже, под самой крышей, в квартире с рваными обоями безропотно голодала семья Левитана.

Отец, Илья Левитан, бегал по грошовым урокам, обучал детей лавочников и мелких чиновников французскому языку. Кстати, отец Левитана по тогдашним временам был весьма образованным человеком. Он получил религиозное образование и самостоятельно овладел немецким и французским языками. В семье было четверо детей: 2 сына и 2 дочери. Старший Адольф и младший Исаак с малых лет только и делали, что рисовали. Родители ворчали, потому, что мальчиков невозможно было оторвать от мольберта. Посылает мать Исаака за керосином: «Подожди, мама, минутку! Облака над Кремлём как золотые корабли… Плывут, плывут.. Посмотрите!»

Когда И.Левитану не исполнилось и тринадцати лет, он написал заявление в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где просил принять его. Сам, никого не спрашивая, пошел на Мясницкую. Где помешалось училище, и передал заявление в канцелярию. Его приняли. В училище уже учился его старший брат Адольф.

В семье Левитан блеснул луч надежды. Сын пристроен- учится, станет художником, поможет.. Но радость была недолгой… Мать не выдержала нужды- умерла; вслед за ней умер и отец. Дети вынуждены были оставить Москву. Они поселились в пригороде, под Москвой.

Начинаются самые горькие, самые тяжелые годы Исаакак Ильича Левитана.

Худой черноволосый мальчик, прячась от кондуктора, без билета добирается до Москвы. Часто Левитана исключают из училища за неуплату денег. Товарищи собирали деньги и вносили плату за его обучение. Часто за него платил учитель- А.Саврасов, автор знаменитой картины «Грачи прилетели». Юный Левитан голодал, ему негде было ночевать, и , прячась от сторожа, он спал в училище, на чердаке, подложив под голову заштопанный сестрой клетчатый пиджачок.

Большую роль в становлении Левитана как художника сыграл его учитель А.К. Саврасов, который заметил у него талант и страсть к искусству. Всю жизнь Саврасов помогал Левитану морально и материально. Он считал, что первым учителем каждого пейзажиста является природа. Саврасов учил своих учеников искать в природе душу. Первый этюд, который принес Левитан своему учителю, назывался «Вечер». Саврасов долго смотрел и молчал. Потом отложил в сторону холст и сказал: « На выставку».

Левитан горячо любил Саврасова. Он часто вечерами приходил к художнику и просиживал до глубокой ночи. Но Саврасов был болен, и 26 сентября 1897 года он умер. Левитан был так потрясен смертью учителя, что в первый ( и последний ) раз в жизни написал статью, посвященную его памяти.

Первый настоящий успех пришел к Левитану, когда ему исполнилось 19 лет. Он написал картину «Осенний день. Сокольники» и представил её на 2 ученической выставке.

« Далеко убегает дорожка парка. Осень щедро расплачивается за майские жемчужные дожди. За летнюю теплую радость, за лунные соловьиные вечера, целыми охапками разбросав золото на листву берез, окрасив им верхушки тополей, усеяв дорожку золотыми листьями. Золотая осень! Но она не блестит, не звенит, серые тона глушат золотые блики. Почему взгрустнулось? Почему дорожка убегает куда-то вдаль, будто зовет уйти отсюда? Куда? Навстречу идет женщина. Идёт оттуда, куда убежала дорожка. Она печальна. Одинока. В тёмном платье, опустив голову, идет.. Но не в ней суть. Она пришла и уйдет, а лес, золотые березы, распростертое над ними небо, воздух- они вечны. «Осенний день».. Он радует и щемит душу. В картине- выстраданная надежда, жалоба на несправедливую судьбу, одиночество, голод, продранные локти клетчатого пиджака и жгучая, неутомимая страсть к искусству.»

Эту картину покупает Третьяков прямо с выставки. Левитан растерян, возбужден. Его обнимает, целует Николай Чехов - товарищ по классу училища, брат писателя А.П.Чехова.

Чехов и Левитан… Дружба двух великих мастеров ещё не изучена до конца. Огромное влияние произведений Чехова на Левитана бесспорно, также как воздействие лирических пейзажей Левитана на Чехова.

Отдыхая у Н.Чехова в Бабкине. Он создает солнечные полотна: «Мостик», «Первая зелень. Май», «Река Истра», «В вечеру» и др.

Но кисть Левитана не знает бездумной радости. В его картинах нет-нет, да и прозвучат минорные нотки. Они напоминают о вечном поиске счастья. Художник работал, словно на грани 2 искусств - изобразительного и музыкального. Его картины как бы звучат. Говоря о его полотнах, хочется употребить на столько живописные термины - колорит, мазок, перспективы, сколько слова, связанные с музыкой, или общие для обоих видов искусств - гамма, аккорд, ритм. Работы Левитана построены по законам музыки, и потому, когда смотришь на них, воздействие получается как бы двойным - не только зрительным, но и звуковым.

И. Левитан путешествует по Крыму. Привозит около 50 этюдов. Но картины Крыма не главное в творчестве Левитана. Он был певцом средней полосы России, певцом великой русской реки.

Во время первой поездки по Волге он попал в имение Берново, принадлежащее баронессе Вульф. Его заинтересовала старая плотина через реку. Все здесь обветшало, заглохло, заросло травой, остался дикий, пугающий омут. Баронесса рассказала, что в этих местах бывал А.С. Пушкин. Об омуте Вульф рассказывала. Что давным-давно здесь произошла трагедия. У старого мельника была дочь, красавица Наташа, а у деда баронессы служил молодой конюх. Они полюбили друг друга. Об их любви узнал старый барон. Конюха барон велел сечь до полусмерти, потом сдать пожизненно в солдаты, а Наташа бросилась в омут и утонула. А.С. Пушкин использовал предание для создания поэмы «Русалка».Левитан был очень взволнован рассказом баронессы. В тоже время его приглашает к себе в Абрамцево Савва Мамонтов для создания декораций к опере Даргомыжского «Русалка». Таинственный омут как бы требовал от художника ответа, и Левитан пишет одно из самых замечательных своих произведений- «У омута».

В картине борьба тьмы со светом, добра со злом.

Левитан 4 раза ездил на Волгу. Много месяцев провел здесь, неустанно работая. « Пасмурный день на Волге»- этой картиной открывается цикл левитановской волжской живописи.

Художник долго ищет место, где бы он мог с полной глубиной написать широкие волжские просторы. И находит. Это Плёс. Здесь он создает много замечательных полотен.

«Вечерний звон». На картине - 2 церкви, высокие колокольни словно тонут в зеленом море листвы, синие купола на фоне голубовато-белых облаков. И все это опрокинуто в зеркальную гладь воды. Левитан с нетерпением ждет вечера. Поймать бы последний луч заката! Небо потемнело. Загудел колокол. Лихорадочно быстро, словно боясь пропустить миг уходящего солнца, Левитан кладет мазок за мазком.

Солнце садилось, угасал последний луч, лилась плавная, спокойная мелодия, звучали задумчивые слова:

Вечерний звон, вечерний звон…

Как много дум наводит он.

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом…

Свое полотно Левитан так и назвал - «Вечерний звон».

В Плёсе была написана и картина «Над вечным покоем». Художник увидел старую деревянную церквушку на горе, почерневшие бревна, рядом погост. Увидев, он не отходит от этого места. Смотрит на маленькую церковь, на высокое небо, неоглядные просторы. Известен такой факт. Левитан добивается, чтобы ветхую заколоченную церковь открыли, престарелый отец Яков служит там обедню, а Левитан, притаившись в углу церкви, пишет этюды.

Картина « Над вечным покоем»- вершина мастерства художника. Она близка чеховскому пейзажу. Здесь все просто и величаво, как у Чехова. Картина очень музыкальна. Рассказывают. Что когда Левитан писал её окончательный вариант, то Софья Кувшинникова(Пианистка и близкая подруга Левитана) играла ему в это время сонаты Бетховена. Вот откуда в этом полотне музыка, в которой скорбь и радость, свет и сумрак, любовь и гнев.

Летом 1892 года Левитан жил в деревне Городоп, близ станицы Болдино Нижегородской железной дороги. С.П. Кувшинникова вспоминает :«Однажды, возвращаясь с охоты, мы с Левитаном вышли на старое Владимирское шоссе. Картина была полна удивительной тихой прелести. Длинное полотно дороги белеющей полосой убегало среди перелеска в синюю даль.… Всё выглядело таким ласковым, уютным. И вдруг Левитан вспомнил, что это за дороги…- Постойте. Да ведь это же Владимирка, та самая Владимирка, по которой когда-то, звеня кандалами, прошло в Сибирь столько несчастного люда».

И в тишине поэтической картины грустными стали казаться дремлющие перелески, грустным казалось и серое небо. И невольно приходит на память стихи А.К.Толстого «Колодники»

Трудно найти в истории живописи другого художника, который сумел бы внести в пейзаж столько ясно читаемый социальный подтекст.

Степь.. Левитан вспоминает, как Чехов, написав повесть с одноименным названием. Сказал: «Это мой шедевр, лучше сделать не умею» Когда картина Левитана «Владимирка» была показана на выставке, говорили, что в ней ясно видно влияние писателя.

(Чтение отрывка из повести А.П.Чехова «Степь»).

«Владимирку» не приметил Третьяков, вернее, его смутила откровенная тенденция, заложенная в этой картине. Он не купил её для галереи, которую к тому времени передал во владение городу. Тогда Левитан принес её в дар галерее. Он писал Третьякову 2 марта 1894 года: «Владимирка на днях вернётся с выставки, возьмите её и успокойте и меня, и её». Но минорные краски менялись, появлялся некий мажор.

«Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка!»- сказал Н.Чехов Левитану, привезшему много картин и этюдов, написанных на Волге. Картина «Золотая осень» Здесь улыбка художника. Ведь он также, как и Пушкин, Тютчев и другие поэты, очень любил осень.

Но в мажорную музыку «Золотой осени» входят тревожные мотивы будущего увядания. Когда смотришь на картину, то невольно вспоминается пушкинское: « Унылая пора! Очей очарованье…»

(Чтение стихотворения под музыку Чайковского «Осенняя песня»).

Левитан всегда оставался верен себе. Даже в раннюю весну, самую раннюю в картине «Весна. Большая вода», все полно надежды, радости и счастья.

Той же радостью и грустью проникнута картина «Март».

Левитан и А.П.Чехов - такие близкие и такие разные. Луна колдует на полотнах Левитана и в рассказах Чехова. Но у каждого свое видение мира, свое звучание.

Картина «Стога. Сумерки» «Над широким луговым простором взошла луна. Стоят высокие стога, словно завороженные сказочные великаны стерегут скошенное поле. Вдали - черным-черно, это темный лес протянулся во всю ширь горизонта»

Картина по-левитановски проста, лаконична, музыкальна. Если говорить о живописи как о музыке, она похожа на песню. Это простая мелодия, ясная, запоминающаяся. И ведь действительно, именно в такие ночи людям особенно поется, и песня рождается грустная, вечная, как сама земля…

(Чтение на фоне р.н. п. отрывка из повести Чехова «Степь»).

Левитан в течение всей своей короткой жизни куда-то ездит, что-то ищет. Вот он в Париже, Вене, Ницце, Швейцарии, Германии.…Знакомиться с импрессионистами, изучает картины Моне, увлекается живописью Курбе, Сезанна. В Италии пишет ряд этюдов. Но в Москве итальянские этюды успеха не имели.

Возвратясь из-за границы, Левитан снова едет на Волгу, в Плёс. Ему нужно побыть наедине с природой, с русской землёй, со всем, без чего он не может жить, дышать.. Он без устали работает. Пишет, щедро отдавая людям всего себя. Но сердца не хватило.. Левитан знает, что болен, но не подаёт вида. Чтобы не огорчать близких друзей. Он не выпускает из рук кисти и пишет давно задуманную картину, которую хочет назвать «Русь». Картина должна была явиться итогом его работы, обобщенным русским пейзажем. Левитан работал над ней до последних дней своей жизни. Он назвал её «Озеро. Русь».

Левитан в зените славы, богат. Он красив какой-то особенной красотой, словно в нем отразилась пленительная красота его полотен.

Исаак Левитан - художник, гордость России, профессор пейзажного класса Училища живописи, ваяния и зодчества. Он знаменит. Но дни его сочтены. Здоровье ухудшается с каждым днём. Художник упорно борется с недугом, не сдается. 4 августа 1900года Левитана не стало. Ему было только 40 лет.

Вспоминаются слова Белинского о преждевременной гибели М.Ю.Лермонтова: «Что же ещё он сделал бы? Какие поэтические тайны унёс он с собой в могилу? Кто разгадает их?»

На полотна Левитана можно смотреть и смотреть, не замечая времени и открывать для себя в них что-то новое, неразгаданное, недосказанное, левитановское.

Есть известная легенда о монахе, который отправился утром в лес и заслушался пением птиц. И хотя ему показалось, что слушал он их недолго, когда вернулся в монастырь, его никто не узнал, так как прошло сто лет.

Так и сейчас, ныне путешествие кажется какой-то волшебной прогулкой по левитановской природе нашей России. Вот почему хочется ещё раз взглянуть на это великолепие и молча пройти вместе с Левитаном по его любимым местам.

(Показ слайдов на фоне спокойной музыки).























 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал