- Учителю
- Рабочая программа по изо 7 кл.
Рабочая программа по изо 7 кл.
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОЛЖАНСКОГО РАЙОНА ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«УРЫНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Рассмотрено:
на заседании МО учителей гуманитарного цикла
Протокол №5
от 29.08.2015 г.
_______ / Смирнова Т.С./
Согласовано:
Заместитель директора
____________ /Сергеева А.В/.
____________2015 г.
Рассмотрено:
на заседании педагогического совета
Протокол №10
от 30.08.2015 г.
Утверждено:
Приказом директора школы
Приказ№__
от 01.09.2015 г.
_______/О.А. Калугина/
Рабочая программа
По изобразительному искусству
Класс: 7
Учитель: Бекнефисова Наталия Владимировна
Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Рабочая программа составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/ Под руководством Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009; учебника А.С. Питерских, Г.Е. Гурова - Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы - под редакцией Неменского. М., «Просвещение», 2012.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 7 класс составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования; примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству; программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы/ Под руководством Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2009; учебника А.С. Питерских, Г.Е. Гурова - Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы - под редакцией Неменского. М., «Просвещение», 2012.
Цель - развитие визуально-пространственного мышления обучающихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Задачи:
- развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;
- овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме;
- формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Роль учебного курса в овладении обучающимися требований к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества - главный смысловой стержень рабочей для 5-7 классов Программа строится так, чтобы дать школьникам представления о значении искусства в их личностном становлении. Предусматривается широкое привлечение их жизненного опыта, примеров из окружающей действительности. Практическая творческая работа детей на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления учащихся.
Одна из главных целей преподавания искусства - развитие интереса к внутреннему миру человека, способности углубляться в себя как основы развития способности сопереживать и понимать других людей, осознавать свои внутренние переживания в контексте истории культуры.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении обучения в 5 -7 классах школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, дизайна, синтетических искусств, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа, а также знакомство с новыми видами искусства и сложным многоголосием современного искусства.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме с натуры, по памяти и представлению; объемно-пространственное моделирование, проектно-конструктивная деятельность; декоративная работа с различными материалами.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прочные эмоциональные контакты ребенка с искусством на каждом этапе обучения. В программе нет механических повторов, но она ведет ребенка год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных, человеческих связей со всем миром художественной и эмоциональной культуры.
Рабочая программа строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, основная школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
Формы обучения.
Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа- это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.
На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, нож ницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, ленка, бумагопластика и др.).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Общая характеристика предмета.
Изучение изобразительного искусства в основной школе призвано сформировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры. Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, в воспитании художественно- го вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и в искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусство, в сознательном выборе видов художественно- творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности. Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей обучающихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературы, при прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с историей (образ эпохи и стиль в искусст- ве, выдающиеся события истории - исторический жанр в искусстве), математикой (геометрия), технологией (технологии художественной обработки материалов), информатикой (компьютерная графика).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются: познавательная деятельность - использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, моделирования и др.); определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого; умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей; сравнение, сопоставление, классификация по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальное решение; самостоятельное выполнение различных художественно-творческих работ, участие в проектной деятельности; информационно-коммуникативная деятельность: адекватное восприятие художественных произведений и способность передавать его содержание в соответствии с целью учебного задания; умение вступать в общение с произведением искусства и друг с другом по поводу искусства, участвовать в диалоге; выбор и использование адекватных вырази- тельных средств языка и знаковых систем; использование различных источников информации; рефлексивная деятельность: оценивание своих учебных достижений и эмоционального состояния; осознанное определение сферы своих интересов и возможностей; владение умениями совместной деятельности и оценивание своей деятельности с точки зрения эстетических ценностей.
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план БОУ «Урыновская сош» отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе (из расчета 1 учебный час в неделю).
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры.
Тема: «Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции»
Tема: «Прямые линии и организация пространства»
Тема: «Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна»
Тема: «Буква - строка - текст. Искусство шрифта»
Тема: «Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции»
Тема: «В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.»
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
Тема: «Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность»
Тема: «Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура - композиционная организация пространства.»
Тема: «Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.»
Тема: «Важнейшие архитектурные элементы здания.»
Тема: «Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени.»
Тема: «Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции»
Тема: «Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.»
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
Тема: «Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого»
Тема: «Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры»
Тема: «Живое пространство города. Город, микрорайон, улица»
Тема: «Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды»
Тема: «Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера»
Тема: «Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства»
Тема: «Ты - архитектор! Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление»
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
Тема: «Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома»
Тема: «Интерьер, который мы создаём.»
Тема: «Дизайн и архитектура моего сада»
Тема: «Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды»
Тема: «Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды»
Тема: «Грим, визажистика и прическа в практике дизайна»
Тема: «Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна»
Тема: «Моделируя себя - моделируешь мир»
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (34 часа)
№ п\п
Раздел/ Тема урока
Кол-во часов
I
Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
8
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции
1
2
Входное тестирование. Прямые линии и организация пространства
1
3
Анализ входного тестирования. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна.
1
4-5
Буква - строка - текст. Искусство шрифта.
2
6
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.Текст и изображение как элементы композиции.
1
7-8
В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
2
II
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств
8
9
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.Соразмерность и пропорциональность.
1
10
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура - композиционная организация пространства.
1
11
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля.
1
12
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
13
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и образ времени.
1
14
Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
1
15-16
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
2
III
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
11
17-18
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
2
19-20
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
2
21
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
1
22
Вещь в городе и дома. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
1
23-24
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
2
25
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
1
26-27
Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
2
IV
Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ человека и индивидуальное проектирования.
7
28
Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
1
29
Интерьер, который мы создаём.
1
30
Дизайн и архитектура моего сада.
1
31
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
32
Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.
1
33
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
1
34
Моделируя себя - моделируешь мир. Имидж: лик или личина?Сфера имидж-дизайна.
1
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»
1.Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1089 от 5 марта 2004 г.)
2.Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству;
3.Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы» - М.: Просвещение,2009 г.
4. А.С. Питерских, Г.Е. Гурова - Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы - под редакцией Неменского. - М., «Просвещение», 2012.
5. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 8 класс. - М.: Просвещение, 2014.
Технические средства обучения:
-
ноутбук
-
проектор
-
Экран
-
Музыкальный центр
-
CD/DVDпроигрыватели
-
Фотоаппарат
Учебно-практический фонд:
-
Краски акварельные
-
Краски гуашевые
-
Бумага А3, А4
-
Бумага цветная
-
Фломастеры
-
Кисти
-
Ёмкости для воды
-
Клей
-
Ножницы
Методический фонд:
-
Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/понимать
• основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;
• основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);
• выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
• наиболее крупные художественные музеи России и мира;
• значение изобразительного искусства в художественной культуре;
уметь
• применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
• анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
• ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• восприятия и оценки произведений искусства;
• самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно- конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Критерии оценки творческой работы
Положительная оценка выставляется при условии, что обучающийся набрал не менее 2 баллов (не менее балла по каждому из 2х критериев «Адекватность выбранного художественного материала» и «Оптимальное использование средств художественной выразительности для создания образа».)
Адекватность выбранного художественного материала
2 балла - выбранный художественный материал соответствует замыслу, возможности данного материала использованы для воплощения замысла;
1 балл - выбранный художественный материал соответствует замыслу;
0 баллов - худ.материал не соответствует выбранной теме.
Оригинальность замысла
2 балла - композиция выразительна, необычный образ персонажа;
1 балл - проявлено желание найти необычный образ отход от стереотипа;
0 баллов - использованы стереотипы, шаблонные изображения персонажей.
Эмоциональность
2 балла - в работе передано эмоциональное состояние природы, человека, животного;
1 балл - продемонстрировано стремление передать в работе эмоциональное состояние природы, человека, животного;
0 баллов - сухая, неэмоциональная работа.
Оптимальное использование средств художественной выразительности для создания образа
2 балла - показано владение средствами художественной выразительности, их сознательное использование для создания оригинальных, эмоциональных образов;
0 баллов - невыразительно использованы худ.материалы.
Максимальное количество баллов за работу - 8.
6-8 баллов-«5»
2-5 баллов «4»
-
балл «3»
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
-
Активность участия.
-
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
-
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
-
Самостоятельность.
5.Оригинальность суждений
Оценка «5» (отлично) выставляется обучающемуся, чей устный ответ (выступление) правильный и полный, логичный и осмысленный.
Оценка « 4» (хорошо) выставляется обучающемуся, чей устный ответ (выступление), в основном правильный, логичный и осмысленный, но недостаточно полный или имеются мелкие ошибки.
Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется обучающемуся, чей устный ответ (выступление) в основной части правильный, но применение знаний в практической деятельности вызывает трудности.
Оценка «2» (недостаточно) выставляется обучающемуся, у которого при устном ответе (выступлении) наблюдаются существенные недостатки и ошибки. Учащийся делает в большинстве содержательные ошибки, не способен применять знания также при руководстве и направлении его деятельности.
Требования к оформлению выставок:
Творческий отчет-выставка
Выставочная работа выполняется на формате бумаги А-3 или А-4 белого цвета. Работа должна сопровождаться табличкой, расположенной в правом нижнем углу, с указанием названия работы, фамилии, имени и отчества автора, руководителя, общеобразовательного учреждения. Размер таблички -5 x10 см, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал 1.
Требования к оформлению презентации: 2 варианта:
-
Материалы в отпечатанном виде на листах А4, шрифт 14, интервал 1.5, поля стандартные;
-
Презентация в формате РРТ (МS Power Point) размером не более 20-25 слайдов.
Презентация должна акцентировать внимание на наиболее интересном и значимом из собранного материала.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
(7 класс - 34 часа)
№
п/п
Тема
Кол-во
часов
Дата проведения
Домашнее
задание
план
факт
I
Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры
8
1
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции.
1
2
Входное тестирование. Прямые линии и организация пространства
1
3
Анализ входного тестирования. Цвет - элемент композиционного творчества.
Свободные формы: линии и пятна
1
4
Буква - строка - текст. Искусство шрифта
1
5
Буква - строка - текст. Искусство шрифта
1
6
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
Текст и изображение как элементы композиции
1
7
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
1
8
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
1
II
В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.
8
9
Объект и пространство.
От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность.
1
10
Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. Архитектура - композиционная организация пространства.
1
11
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.
1
12
Важнейшие архитектурные элементы здания.
1
13
Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени
1
14
Форма и материал. Роль и значение материала в конструкции.
1
15
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
1
16
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
1
III
Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека.
11
17
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
1
18
Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого.
1
19
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
20
Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры.
1
21
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
1
22
Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании городской среды.
1
23
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
1
24
Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера.
1
25
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
1
26
Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
1
27
Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление.
1
IV
Человек в зеркале дизайна и архитектуры.
7
28
Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома.
1
29
Интерьер, который мы создаём.
1
30
Дизайн и архитектура моего сада.
1
31
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды.
1
32
Встречают по одёжке. Дизайн современной одежды.
1
33
Грим, визажистика и причёска в практике дизайна.
1
34
Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир.
1