7


  • Учителю
  • Урок по изобразительному искусству на тему 'Искусство Городца' 5 класс

Урок по изобразительному искусству на тему 'Искусство Городца' 5 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Урок подготовила учитель изобразительного искусства МБОУ «СОШ села Урманаево» Азнакаевского района РТ Набиева Сирина Миргазияновна


Тема: Искусство Городца.

Цели:

1. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведений промысла

2. Развивать творческую фантазию, познавательную активность детей, художественный вкус.
3. Формировать навыки работы с художественными материалами (гуашь, акварель), навыки работы кистью, обогащать словарный запас детей.
4. Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к истории и культуре своей родины.

Тип урока: комбинированный.
Оборудование и материалы:

1. Иллюстрации с изображением произведений городецкого промысла.
2. Схемы-таблицы с изображением приёмов выполнения основных элементов городецкой декоративной композиции.
4. Презентация «Народные промыслы».

5.Гуашь художественная, кисти, баночка с водой, мягкая тряпочка для снятия лишней краски с кисти, лист белой плотной бумаги.

План урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

III. Усвоение новых понятий
1. Беседа об истории развития Городецкого промысла и основных элементах росписи.
2. Знакомство с особенностью Городецкой росписи (с использованием иллюстраций и схем - таблиц).
3. Постановка художественной задачи.
IV. Практическое выполнение задания. Выполнение элементов городецкой декоративной росписи.
V. Домашнее задание.

VI. Подведение итогов.


Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку (баночка с водой, кисти, палитра, тарелочка, салфетка).

Объявление темы урока. Постановка учебной цели.


II. Актуализация опорных знаний

- Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).

- Давайте вспомним, О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Жостове)

- Хорошо, мы сейчас проверим, как вы запомнили материал предыдущих уроков.



1. Из какого материала делают эту красоту мастера? (Из дерева.)

2. Главный мотив этой росписи? (кудри, завитки, листья, птицы)

3. Какие цвета используют мастера этого промысла? (Мастера используют всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.)

4. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)

- Правильно, ребята. Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.

  1. А как называется этот промысел?


Вот куски металла

Разной формы, цвета,

А на них кусочки

Солнечного лета.

Всё увидел мастер, красками нанёс.

Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)

2. Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цветы шиповника, лилия, георгин - все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.)

3. Что такое бликовка? (Свет на листочках и лепестках выполнен белилами.)

4. Что такое привязка? (Мелкие листочки, стебли, бутоны.)

5. Что такое уборка? (Рама для жостовских букетов, мелкий орнамент, объединяющий композицию.)

6. Ребята, что главное в росписи? Это плотные букеты из садовых и полевых цветов. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Борта подноса «убирают» золотым узором. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)

Да, ребята, этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда - такое оформление.

- Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле?

Розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре -

Синяя купель.

Это называется

Просто роспись… (Гжель.)

1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)

2. В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

3. А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели - белый фон и голубая роспись.)

III. Усвоение новых понятий
1. Беседа об истории развития Городецкого промысла и основных элементах росписи.
- Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.


Что за роспись диковинная такая?

А вот эти прекрасные вещи делают мастера еще одного промысла - Городца.



Давайте представим, что мы попали с вами на городецкую ярмарку.

Б. Кустодиев «Ярмарка»

Каждую неделю. По субботам, сюда, в Городец, съезжались крестьяне из окрестных деревень. Приезжали и купцы из разных городов. И в том числе и из Нижнего Новгорода. И как были разнообразны товары, выставленные на обозрение покупателей. Они не могли затмить изделий местных мастеров - художественно оформленных игрушек. Прялок, деревянной посуды из Хлебаихи, Курцева, Коскова и других деревень, расположенных на берегах Волги - реки Узолы. Редко кто уезжал с городецкого базара без игрушки или прялки - традиционного подарка невесте, без которого не обходилась тогда ни одна свадьба. Среди них встречалось много кузнецов, ткачей, красильников, пряничников, но самый большой простор для деятельности был у мастеров по дереву - резчиков, плотников, столяров. В народе даже говорили, что «лес заволжанина кормит». Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до могильных крестов. Много ремесленников было занято изготовлением орудий труда для обработки льна. Особой известностью пользовались городецкие прялки, в большом количестве продававшиеся на Нижегородской ярмарке и расходившиеся по всей России. Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам на донце прялки. После окончания работы, такое донце хозяйка вешала на стену вместо картины. Картина эта, украшая убогое жилище, радовала глаз и сердце крестьянина. Ведь мастер, создавший её, был таким же крестьянином, что поражало и радовало его. Со временем подобной росписью стали украшать не только крестьянские прялки, но и лубяные лукошки, коробки для хранения пряжи, берестяные бураки, солонки и многие другие предметы деревенского быта. Розаны - основные элементы декоративной композиции. Есть и «бубенчики», «купавки»

2. Знакомство с особенностью Городецкой росписи

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой - так велико ее своеобразие. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки, ромашки. И хотя городецкие мастера не знали законов перспективы, и их рисунки были плоскими, роспись всегда получалась какой-то удивительно легкой и прозрачной.


Другой важной отличительной чертой городецкой росписи можно считать ее сюжетность. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников, гарцующих на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колонами, настенными часами, высокими окнами с пышными занавесками, парадными лестницами. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта. Основные сюжеты дополнялись изображением цветов, птиц, животных. Мастерство, складывавшееся веками и передававшееся от отца к сыну, от матери к дочери, живо и по сей день. Два типа украшения деревянных поверхностей знало городецкое искусство - это резьба и роспись. Городецкие резчики становятся известны за пределами своего края.




Раньше Городецкая роспись делалась яичными красками, которые наносились на предмет большими цветовыми пятнами, без предварительного контура, с преобладанием определённых цветов (Красный, синий, чёрный, зелёный). Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны -основные элементы декоративной композиции. Есть здесь и так называемый «бубенчик» и «купавка». Все это по преимуществу фантастические цветы, птицы, кони, которые как будто пришли к нам из старой доброй сказки. Мастера предпочитают желтый фон. Какие сказки вам вспоминаются? («Сивка-бурка», «Аленький цветочек» и др.)

  1. Постановка художественной задачи.

А теперь давайте поработаем, как городецкие мастера. Сегодня мы постараемся научиться писать бубенчик, купавку, розан, птицу, коня. Помогут вам карточки с изображением последовательности выполнения элементов росписи и таблица на доске.

IV. Практическое выполнение задания. Выполнение городецкой декоративной композиции.
Птица и конь - главные герои городецкой росписи.


Этот процесс распадается на несколько этапов. Сначала крупной кистью делается «подмалёвка» - цветное пятно круглой формы, затем мелкой кистью выполняется «тенёвка» - обозначается середина цветка и лепестки. Используется один цвет, из которого составляются два оттенка: разбавленный и насыщенный. «Подмалёвка» - разбавленным цветом, а «тенёвка» - насыщенным. На заключительном этапе осуществляется «оживка» - у цветка прорисовывается многочисленные детали в виде штрихов, дуг, лепестков и точек. Используются чёрный и белый цвета. Последовательность выполнения «купавки», та же, что и при выполнении «розана». При выполнении элемента «листочки», сначала рисуем общий контур, имеющий контур листовидного пятна, затем осуществляем «тенёвку» и «оживку» при помощи тонких штрихов.

При выполнении цветов Городецкой росписи можно разделить на три вида:

1) большие элементы (розан, купавка и листок)

2) малые элементы (бубенчики)

3) второстепенные элементы (точки, завитки, штрихи)

Все элементы росписи выполняются сразу кистью без предварительной прорисовки карандашом. Чтобы дуги получались красивой формы, их начинают прописывать кончиком кисти, едва касаясь поверхности, затем в середине дуги нажим усиливается и заканчивается рисование элемента опять без нажима. (Учитель демонстрирует выполнение элементов на мольберте)


Перед практической частью детям раздаются карточки, на которых изображена последовательность элементов Городецкой росписи: «розан», «купавка», «ромашка», «листики», «розы».


А как интересно мастера придумали изображать городецких птиц и коней! Одно движение кисти - горделивая черная грудка готова! Один и тот же силуэт туловища может превращаться в совершенно разных птиц с дивными хвостами, хохолками, крылышками.


V. Домашнее задание.

Принести деревянный брусок для росписи разделочной доски различной формы по усмотрению.


VI. Подведение итогов.

Ребята, с какой росписью мы сегодня с вами познакомились?

Назовите мне основные элементы Городецкой росписи.

Запомнили ли вы место зарождения народного промысла?

Впишите название росписей в графы таблицы и заполните таблицу.


металл

дерево

керамика

Впишите названия

Место зарождения

Роспись, что изображали


Цвета.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал