7


  • Учителю
  • Информация к уроку изобразительного искусства в 5 классе

Информация к уроку изобразительного искусства в 5 классе

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:          Информация к уроку изобразительного искусства в 5 классе "Народная одежда". У каждой вещи есть своя история. Народная мудрость гласит: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о нас наши потомки? Мы  должны хорошо знать не т
предварительный просмотр материала


\

1. История создания костюма.

Народная одежда - наиболее яркая и полно сохранившаяся часть художественного наследия наших предков. Народный костюм мордвы, особенно женский, очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно-прикладного творчества мордовских женщин. Будучи в основе своей единым, костюм, в свою очередь, включает не менее полутора десятка разновидностей. Известный исследователь этнографии Поволжья конца ХIХ - начала XX века И. Смирнов так писал о мордовской рубахе: «Благодаря оригинальному расположению нашивок рубаха эта получает некоторое сходство с верхней одеждой - «долматиком» византийских царей, а масса потраченной на вышивки шерсти придаёт ей значительную тяжесть и торжественность».

Говоря о народном костюме, мы обращаемся к костюму крестьянской среды. Он сложился в глубокой древности, тогда же был наделен знаковыми чертами. Необходимая для защиты тела одежда была приспособлена к природным климатическим условиям и соответствовала образу жизни человека. География расселения, род занятий, хозяйственные возможности, контакты с соседними народами - все это находило отражение в ее составе и оформлении. Вообще, народный костюм - это ожившая история народа. Рисунки и узоры, украшающие его, - послание нам, потомкам, как рассказ о прошлом нации, ее верованиях и жизненном укладе. Комплекс народного костюма испокон веков нес в себе особый духовный смысл, в котором проявлялась психология каждого народа. Вся жизнь любого мордовского крестьянина или крестьянки, от момента рождения и до смерти, была связана с различными обрядами и ритуалами, и костюм играл в них огромную роль. Особенно она была велика в праздничных обрядах.

2. Женский национальный костюм.

Изготовляемая вручную праздничная женская одежда бережно хранилась и передавалась от матери к дочери, служила не одному поколению, и поэтому в ней так устойчивы традиционные черты. До наших дней женский костюм сохранил свою самобытность.

  • Рубаха - панар.

Основной частью женского костюма являлась рубаха - панар. Перегнутая пополам по перечной нити точь холста была основой стана рубахи, к которой по бокам пришивались полотнища покороче. Такой покрой образовывал у плеча квадратную пройму для рукавов. Рукава рубах делались длинными. Они расширялись в подмышках квадратными ластовицами и клиновидными вставками. До того как выкроенные детали сшивались, мастерица отделывала их вышивкой.

Манера ношения рубах имела особенности. Одной отличительной чертой нашего костюма являлся пышный объем, который делался посредством напуска спереди. Сзади напуск подпоясанной рубахи был небольшим. Подол выравнивали, убирая на пояснице ткань одежды в небольшие поперечные складочки, которые фиксировались по бокам под пояс.

Под рубахой женщины носили штаны - понкст.

  • Расцветка мордовской вышивки.

Особое внимание привлекает мордовская вышивка - изумительно яркая, многоцветная, с богатейшим орнаментом. Она придает народной одежде неповторимый колорит и красочность. Характер вышивки отражает признаки возраста и социального положения владельца, отличает праздничный костюм или обыденный. Украшая одежду, народные мастерицы веками отбирали лучшие узоры орнамента, несли из поколения в поколение национальное богатство вышивальных традиций. В основном декор располагался на центральном полотнище. Вдоль кромок вышивались черной или темно - синей шерстью ажурные полоски. На праздничной рубахе по спине проходило по три - пять широких дорожек с каждой стороны. В редких случаях вышивали строчку и на рукаве, которую называли ожаки. По краю подола женщины выполняли вышивки в технике набор фиолетово - черного или в чередовании красного и темно - синего цветов. Узор на подоле заканчивали полоской, которая называется cюкс, вышивалась она шерстяной ниткой. Только переднее полотнище украшала отделка разноцветными узорами, вышивка косой счетной гладью или косыми стежками. Особые узоры мастерица вышивала на плечах и лопатках, называемые кумбрят.

Расцветка мордовской вышивки включает в себя, в основном, четыре цвета: черный с синим оттенком и темно-красный как основные тона, желтый и зеленый для расцвечивания узора.

Иногда вышивка оставляет свободной середину рубахи, зато ажурными продольными полосками отмечаются боковые швы, соединяющие полотнища спереди и сзади. Богато расшивается подол многоцветной ажурной вышивкой. Обычно в середине располагается фигура - многоугольник с острым верхом, которую называют стяфкс; по бокам треугольники, называемые комафкс. Материалом для изготовления вышитой одежды у мордвы служила ткань домашнего производства - холст. Он употреблялся самый простой, без узора. Выполнялась вышивка шерстью домашнего прядения и разноцветными нитками. Сохранение богатейших традиций национальной вышивки - одна из сложных задач современности.
Дополнительные детали одежды.

Широкая рубаха требовала множества дополнительных деталей, которые помогали женщине придать необходимый силуэт одежде. Прежде всего рубаха подпоясывалась плетеным на дощечках шерстяным поясом - каркс. Пояса делались длинными, около трёх метров, но небольшой ширины, 1-1,5 см. Плели тесемку пояса из шерстяных нитей в 2-3 цвета, предпочитались контрастные тона. Нередко концы поясов завершались кисточками.

Непременным атрибутом традиционного женского костюма являлся передник - запон.

Сравнительно новым элементом нашей одежды стали жилетки. Шились они из черного материала.

Вот что говорится о головных уборах жителей нашего села в «Церковно - приходской летописи»: «Головным убором девушки служит платок, наложенный на лоб и подвязанный у затылка так, что верхняя часть головы остается открытой. У женщины замужней головной убор особой формы. Мордовки зажиточные и молодые по праздникам носят головноё убор под названием «золотная». Убор «золотная» состоит из узкой продолговатой дощечки и лопатки, первая из них обтягивается полотном и накрывается шелковым платком, а вторая переплетается газом и разноцветными ленточками; весь убор налагается горизонтально на затылок. Бедные и пожилые мордовки имеют и носят лишь «ласник», который тоже, что и «золотная», только имеет лопатки, притом обтягивается полотном, а накрывается простым платком или утиркою. Мордовки - старушки этого головного убора не носят, а покрываются обыкновенно простым пеньковым платком». В наше время у женщин сохранились покупные платки оранжевого цвета.

Богат и разнообразен набор нагрудных украшений наших женщин. Ожерелья, нагрудники выполнялись из бус, монет, колокольчиков. Ворот рубахи скреплялся особым медным треугольником - сюлгам. На шее поверх рубахи носится в виде украшения медный или роговой большой крест на черном шнурке или медной цепочке. Грудь девушки и молодых женщин украшается особой сетью (корган - перьф) из переплетенных проволоками кружочков или монет, смотря по состоянию медных или серебряных.

  1. Мужской костюм.

Национальный костюм среди мордвы сохранился только у женщин, мужчины же его не имеют: мордвин по одежде тот же, что и русский простолюдин. Основными частями мужского костюма являлись рубаха и штаны. Обыденная традиционная рубаха шилась из небеленого холста, праздничная же - из более тонкого, в основном льняного. Рубахи чаще были

без воротников, делался грудной вырез. Ворот застегивался на крючки и пуговицы.

Верхней одеждой у мужчины и женщины служат: летом зипун или поддевка, а зимою - тулуп или полушубок. «Мордовки верхнюю одежду носят отличительно от мужчин: он надевается на один только левый рукав, так что правая сторона корпуса полуоткрыта»

Повседневной обувью служили лапти - карьхть. Женщины обвертывали ноги белыми онучами (пракстат). В праздники жители села надевали сапоги с набором.

Неграмотные мордовские крестьянки, не имевшие понятия о моделировании и конструировании одежды, при свете лучины долгими зимними вечерами создавали подлинные шедевры. Народное творчество развивается на протяжении истории, это те невидимые связи, которые возникают между человеком и домом, человеком и родным селом, окружающей его природой, наконец, Родиной. В наше время женщины наряжаются в костюм гораздо реже, лишь по праздникам, на свадьбу или на концерты художественной самодеятельности. Некоторые пожилые люди берегут в качестве посмертной одежды. Время в жизни очень многое меняет, а вот народные традиции остаются в памяти народа навсегда. Они возвращают нас в далёкое прошлое. Всё это нам надо сохранить и приумножить, пусть чаще в наших селах будем видеть людей в красочных национальных костюмах, на улицах городов и сел слышать эрзянскую и мокшанскую речь.

Церковно - приходская летопись. Тамбовские епархиальные ведомости, 1890г., стр. 940.




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал