7


  • Учителю
  • Натюрморт как жанр изобразительного искусства

Натюрморт как жанр изобразительного искусства

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Конспект урока с презентацией на тему :"Натюрморт как жанр изобразительного искусства" для учащихся 5-х классов в общеобразовательной школеУчитель изобразительного искусства Шайдарова Вера александровнаАрыкбалыкская средняя школаПрограмма:«Изобразительное искусств
предварительный просмотр материала

Учитель изобразительного искусства Шайдарова Вера александровна

Арыкбалыкская средняя школа

Программа:

«Изобразительное искусство»


Класс: 5 класс

Тема урока:

«Натюрморт как жанр изобразительного искусства»

Цели урока:


-Познакомить с понятием натюрморт, с этапами работы над натюрмортом в живописи и графике.

-Развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие.


Оборудование:

ТСО: компьютер, экран, проектор,

Материалы и инструменты: Бумага белая А-4, акварель, ластик, простой карандаш, тетрадь


План урока. 1

  1. Организационный момент

  2. Вводная беседа учителя

  3. Физкультминутка

  4. Практическая работа.

  5. Итог урока.

Ход урока.

1.Организационный момент.


2. Вводная беседа учителя

Записать тему урока в тетрадь (Слайд 1)

Термин «натюрморт» происходит от французского nature morte - «мертвая природа». (Слайд 2.)

Натюрморт является одним из жанров изобразительного искусства, в основе которого лежит изображение неодушевленных предметов.

(Слайд 3)

Мир вещей в натюрморте всегда призван раскрыть их объективное своеобразие, неповторимые качества, красоту.

. (Слайд 4)

Этапы работы над натюрмортом. Графика.

Первый этап.

Композиционное размещение рисунка на листе. Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Если натюрморт имеет одинаковую протяженность по вертикали и по горизонтали, целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, размещая изображение в разных форматах, и наиболее выразительный вариант перенести на основной лист.

На этом этапе необходимо выделить композиционный центр, т.е. главный предмет в смысловом отношении. Остальные предметы натюрморта должны быть подчинены композиционному центру.

Начиная работу на основном листе, намечаем общую форму, в которую вписывается силуэт всего натюрморта, уточняем соотношения общих масс предметов и их пропорций (рис а).

Второй этап.

Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения. При построении предметов постановки необходимо исходить из характера их форм и конструкций, учитывать изменения их форм в перспективе и пропорциональные соотношения предметов между собой и каждого предмета отдельно. На этом этапе следует прорисовывать как видимые, так и невидимые части предметов (рис б).

Третий этап.
Выявление объемности предметов с помощью светотени. Передача объемности предметов, выявление пространственных планов и степени освещенности достигается, как нам уже известно, при помощи тона и различных по нажиму линий. Когда все предметы постановки прорисованы, приступают к прокладке светотени, легко намечая основные большие плоскости света, полутона и тени. Легким штрихом намечают падающие тени. Определив основные тональные отношения (рис в), приступаем к дальнейшей лепке формы предметов тоном. В процессе этой работы необходимо выявить не только объем, но и разность фактур. Для передачи пластики предметов штрих следует класть по форме. Необходимо обращать внимание на передачу пространственных планов. Предметы на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. Необходимо учесть, что фон играет вспомогательную роль и способствует выявлению характера предметов натюрморта, поэтому не стоит его тщательно прорабатывать.
В процессе работы над рисунком натюрморта для достижения цельности необходимо постоянно сравнивать предметы друг с другом, соблюдать тональные отношения между предметами и фоном.

(Слайд 5.)

Задачи, которые ставятся при рисовании натюрморта с натуры:
1. Определение пропорций;
2. Взаимное расположение предметов в пространстве;
3. Линейно-конструктивное построение с учетом законов перспективы;
4. Лепка светотенью объемной формы каждого предмета;
5. Передача тоновых отношений между предметами натюрморта;
6. Тональное и композиционное обобщение рисунка.

Этапы работы над натюрмортом. Живопись (Слайд 6, записать в тетрадь)

Важно продумать, как лучше расположить натюрморт на листе бумаги - в вертикальном или горизонтальном положении .
Целесообразно сделать несколько вариантов композиционного решения, разместив изображение в разных форматах. Наиболее выразительное композиционное решение переносят на основной лист.
При рисовании натюрморта необходимо выделить его композиционный центр, т. е. главный в смысловом отношении предмет. Остальные предметы постановки являются второстепенными и подчинены композиционному центру.
Очень важно скомпоновать всю группу предметов так, чтобы лист бумаги был заполнен равномерно. Рисунок не должен упираться в края листа, но и не должен «плавать» на нем. Удачным будет такое композиционное размещение, в котором изображение умещается на листе целиком и не возникает желания сдвинуть рисунок в ту или иную сторону. (Слайд 7,8)

3. Физкультминутка.

1. И.п.: о.в., руки вперед. Одновременные движения рук вперед-назад.

2. И.п.: о.с., правую руку вперед, левую назад. Попеременная смена положения рук.

3. И.п.: стойка ноги врозь, руки в стороны. Слегка приседая, правую руку вперед, левую назад, затем наоборот. Каждое упражнение комплекса выполнить 4 раза в медленном темпе в течение 1 мин.

Упражнения выполняются плавно, неторопливо. Следить за осанкой, выразительностью движений.

4. Практическая работа.

Нарисовать натюрморт (Слайд 9)

5. Итог урока. Организация выставки детских работ .



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал