- Учителю
- Методы обучения на уроках изобразительного искусства в 6 классе
Методы обучения на уроках изобразительного искусства в 6 классе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Глебычевская средняя общеобразовательная школа» Выборгский район Ленинградская область
«Методы обучения на уроках изобразительного искусства
в 6 классе, предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. ФГОС»
учитель изобразительного искусства
Путькина Галина Константиновна
2015 год
«Методы обучения на уроках изобразительного искусства
в 6 классе»
Активные методы обучения - это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой учитель и учащиеся взаимодействуют друг с другом в ходе урока и учащиеся здесь не пассивные слушатели, а активные участники урока. Если в пассивном уроке основным действующим лицом и менеджером урока был учитель, то здесь учитель и учащиеся находятся на равных правах.
К активным методам относятся методы, которые используются внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие наиболее эффективно решать конкретные задачи этапа.
В своей работе я использую ряд методов, описание которых приведу ниже.
Цель, которую я ставлю перед собой на уроке: заинтересовать обучающихся, удивить, разобраться, дойти до истины. Это составные компоненты проблемно-развивающего обучения.
На традиционном уроке ребята слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают готовое определение. Такая учебная деятельность - "пришел, услышал, заучил" - называется репродуктивной. А при построении проблемной ситуации идёт творческое усвоение знаний.
Использование АМО на уроке позволяет:
• обеспечить положительную мотивацию обучения;
• провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
• обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
• повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 - 2 раза;
• усовершенствовать контроль знаний;
• рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Описание активных методов.
Психологическая поддержка - это АМО релаксации (разминка)
Учащиеся становятся в круг, держась за руки, учитель произносит слова шёпотом, а учащиеся повторяют их хором вслух:
Мы - умные! Мы - дружные!
Мы - внимательные! Мы - старательные!
Мы отлично учимся, и всё у нас получится!
Психологический настрой - это АМО релаксации (разминка)
«Дерево настроений» - ребята показывают в начале и в конце урока листики соответствующего цвета: зелёный - всё хорошо, жёлтый - не очень хорошее настроение, фиолетовый - плохое;
Дети объясняют своё настроение, особенно в конце урока если оно изменилось
Восстанови рассказ - это АМО этапа проработки содержания темы, может также использоваться на этапе инпута.
Учащимся предлагаются фрагменты текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ.
Приложение 1.
Восстановите рассказ.
Учащимся предлагается 4 фрагмента текста в разрозненном виде. Эти фрагменты текста нужно расположить в нужном порядке (приклеить на лист бумаги), чтобы получился связанный рассказ).
Нарисованным быть может север или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Белокурые березки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень или солнечный денек.
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Не задумываясь, скажем: «Называется (_____________)».
допишите
Ответ:
Если видишь на картине, нарисована река,
Живописные долины и дремучие леса,
Белокурые березки или старый крепкий дуб,
Или вьюга, или ливень или солнечный денек.
Нарисованным быть может север или юг.
И любое время года мы в картине разглядим.
Не задумываясь, скажем: «Называется пейзажем»
Приложение 2.
Найдите соответствие
Каждой группе раздается карточка-задание «Путешествие в мир пейзажа». (Бумажном или электронном виде на ПК, планшете). Учащиеся должны найти соответствие и определить по описанию пейзажа название картины, ее автора, выбрать изображение картины художника.
Задание 1 группе.
1825 г. Художник оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые - писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, - он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся пейзажам и открывая в них что-то незнакомое. Художник увлекся еще одним мотивом - увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах", написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармоничной жизни людей в единении с благодатной природой.
«Рожь».
И.Шишкин.
"Веранда, обвитая виноградом".
С. Щедрин
«Лесные дали».
И.Шишкин
«Осенний день. Сокольники».
И. Левитан.
Задание 2 группе.
Эта картина призывает зрителя на долгое раздумье. Наш взгляд охватывает неоглядную панораму вятских лесов, тонущих в голубовато-сизой дымке. Но посмотрите внимательно на композицию холста. Справа, слегка наклоняясь, как бы начиная рассказ, стоит одинокая сосна. Рядом две каменные глыбы. Далее взор, пробежав солнечную поляну, погружается в самые дебри девственного леса. В высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркале излучины реки, пробегающей вдали. Неспешное чередование планов, великанские плечи русского приволья - вот главная тема, лейтмотив этой песенной картины. Протяжные, вольные песни звучат над просторами, не знающими ни конца, ни края. Лесные дали характеризуют и воспевают русское богатство, величие родной земли нашей. Трудно представить себе отечественную живопись без картин этого художника, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна, вслушиваясь в шум ветра, в разговор сосен, в шорох трав.
«Рожь».
И.Шишкин.
«Неаполь», "Веранда, обвитая виноградом".
С. Щедрин
«Лесные дали».
И.Шишкин
«Осенний день. Сокольники».
И. Левитан.
Задание 3 группе.
Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе... Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы. Искусство этого художника требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания
«Рожь».
И.Шишкин.
«Неаполь», "Веранда, обвитая виноградом".
С. Щедрин
«Лесные дали».
И.Шишкин
«Осенний день. Сокольники».
И. Левитан.
Задание 4 группе.
Художнику не было еще и двадцати лет. Сразу несколько, важнейших мотивов соединились в нем - дорога, осень, вечер. Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. Художник стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в нечётком очертании стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть изображение атмосферы, играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Картина написана жидко разведенной краской, формы предметов даются непосредственно мазком кисти, а не линейными средствами. Эта манера письма была естественным стремлением передать именно общее состояние, так сказать, «погоду» пейзажа, передать влажность воздуха, который как бы окутывает предметы и стирает их очертания.
«Рожь».
И.Шишкин.
«Неаполь», "Веранда, обвитая виноградом".
С. Щедрин
«Лесные дали».
И.Шишкин
«Осенний день. Сокольники».
И. Левитан.
Сравните выполненное задание с правильным ответом.
Ответ группе 1.
1825 г. Художник оказался в Неаполе. Там он главным образом проводил время в холодные месяцы, а в теплые - писал с натуры в маленьких городках, расположенных вдоль побережья Тирренского моря. Особенно его привлекали скалистые берега, окружавшие небольшие уютные бухты, - он писал их по многу раз, отыскивая новые и новые места, неоднократно возвращаясь к полюбившимся пейзажам и открывая в них что-то незнакомое. Художник увлекся еще одним мотивом - увитой виноградом террасой с видом на море. В многочисленных "Террасах", написанных в 1825-28 гг. и тоже имевших большой успех, он воплощал близкий ему идеал гармоничной жизни людей в единении с благодатной природой.
"Веранда, обвитая виноградом".
С. Щедрин
Ответ группе 2:
Эта картина призывает зрителя на долгое раздумье. Наш взгляд охватывает неоглядную панораму вятских лесов, тонущих в голубовато-сизой дымке. Но посмотрите внимательно на композицию холста. Справа, слегка наклоняясь, как бы начиная рассказ, стоит одинокая сосна. Рядом две каменные глыбы. Далее взор, пробежав солнечную поляну, погружается в самые дебри девственного леса. В высоком небе плывут и тают легкие облака, отражаясь в зеркале излучины реки, пробегающей вдали. Неспешное чередование планов, великанские плечи русского приволья - вот главная тема, лейтмотив этой песенной картины. Протяжные, вольные песни звучат над просторами, не знающими ни конца, ни края. Лесные дали характеризуют и воспевают русское богатство, величие родной земли нашей. Трудно представить себе отечественную живопись без картин этого художника, утверждающих величие родной земли нашей. Часами можно стоять у этого полотна, вслушиваясь в шум ветра, в разговор сосен, в шорох трав.
«Лесные дали».
И.Шишкин
Ответ группе 3:
Особенный, тихий, погожий выдался день. Величаво, просторно раскинулась нива спеющих хлебов, и среди этого океана золотой ржи, словно сторожа русского богатства, встали великаны-сосны, вознеся свои гордые вершины к самому небу. Невероятная тишина царит в пейзаже. Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля. Только щебет малых пташек - ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, - нарушает покой. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков. Парит. И, несмотря на то, что ветерок не колышет ни один колосок, ни одну веточку сосен, душа чует - быть грозе... Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева, нелепо и дико торчащий среди этой чарующей благодати. Может, удар молнии сжег сосну? Странно и тоскливо маячит она, напоминая зрителю о случайностях, невзгодах, бедах самого автора полотна. Серьезная, почти минорная нота сложной, трудной жизни, не всегда ясной и постижимой, слышна в картине. Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, утопающей во ржи, по которой бредут два путника, а над ними высоко, высоко в голубом зените кружат птицы. Искусство этого художника требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания
«Рожь».
И.Шишкин.
Ответ группе 4:
Художнику не было еще и двадцати лет. Сразу несколько, важнейших мотивов соединились в нем - дорога, осень, вечер. Осенний ненастный, но тихий и задумчивый день. Высоко подняли в небо вершины большие сосны, и рядом с ними по бокам аллеи стоят маленькие, недавно посаженные клены в золотом осеннем уборе. Далеко вглубь уходит, слегка загибаясь, аллея, как бы вовлекая туда наш взгляд. А прямо на нас, в обратном направлении, медленно движется задумчивая женская фигура в темном платье. Художник стремится передать влажность воздуха ненастного осеннего дня: даль тает в дымке, воздух ощущается и в небе, и в голубоватых тонах внизу, под большими деревьями, и в нечётком очертании стволов и крон деревьев. Общая приглушенная цветовая гамма картины строится на сочетании мягкой темной зелени сосен с серым небом, голубизной тонов внизу под ними и в контрасте с теплым желтым цветом кленов и их опавших листьев на дорожке. Воздушность, то есть изображение атмосферы, играет важнейшую роль в передаче состояния и эмоциональной выразительности пейзажа, его осенней сырости и тишины. Картина написана жидко разведенной краской, формы предметов даются непосредственно мазком кисти, а не линейными средствами. Эта манера письма была естественным стремлением передать именно общее состояние, так сказать, «погоду» пейзажа, передать влажность воздуха, который как бы окутывает предметы и стирает их очертания.
«Осенний день. Сокольники».
И. Левитан.
Письмо писателя.
Как вы думаете, ребята, к какой картине подходит описание пейзажа стихотворение И.А. Бунина «Листья падают в саду…»?
Листья падают в саду,
Пара кружится за парой-
Одиноко я бреду
По листве в аллее старой,
В сердце - новая любовь,
И мне хочется ответить
Сердцу песнями - и вновь
Беззаботно счастье встретить.
Отчего ж душа болит?
Кто грустит, меня жалея?
Ветер стонет и пылит
По березовой аллее,
Сердце слезы мне теснят,
И, кружат в саду угрюмом,
Листья желтые летят
С грустным шумом!
(И. Левитан. «Осенний день. Сокольники»)
Приложение 3.
Дидактическая игра «Верю-не верю»
Верите ли вы, что летящая птица увидит такой пейзаж?
Верите ли вы, что олень увидит такой пейзаж?
Верите ли вы, что заяц увидит пейзаж в таком ракурсе?
Верите ли вы, что пассажиры увидят из окна иллюминатора местность в виде плана?
Практическая работа «Вижу - Не вижу». Представьте себе, вы проезжали мимо вспаханного поля и остановились. Поле пересекают борозды в одном направлении (смотрите план поля). Изобразите поле с точки зрения автомобилиста.
Информационный материал. С одной стороны поле ограничено лесом, с другой - дорогой, с третьей - постройками, с четвертой - рекой.
-
Вижу лес и часть поля. Не вижу постройки с правой стороны и дороги.
-
Вижу борозды, за ними постройки.
-
Вижу поле, борозды, уходящие от нас.
-
Вижу деревья, перед ними поле.
Правильные ответы.
Работы учащихся
Урок изобразительного искусства в 6 классе.
Тема: «Правила линейной и воздушной перспективы»
Подведение итогов работы.
----------------------------------------------------------------------------------------------
(Фамилия Имя)
-
Достигли вы своей учебной цели?_____________________________
-
Какие трудности вы испытали при работе над новой темой? Что вам давалось легко? Над чем еще надо поработать? Что вам особенно понравилось?___________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Оцените себя в технологической карте урока, подсчитав заработанные баллы. Закрасьте кружок, который, по вашему мнению, соответствует вашим достижениям.
Шкала успеха
Плохо - - - - - - - - Отлично
-
Отметьте свое настроение на уроке, выделив соответствующий значок в технологической карте.
-
Выставление итоговой оценки в дневник.
Описание активного метода обучения
Описание активного метода обучения
Название метода
Дидактическая игра «Верю - не верю».
Количество участников
22 человека
Цели, задачи использования метода
Создание позитивной и комфортной атмосферы, настрой на рабочий лад
Обеспечение мотивации обучения
Продолжительность проведения
5 минут
Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода
Компьютер, проектор, экран
Предварительная подготовка (если требуется)
Подготовить вопросы в электронном виде, показать на экране.
Подробная технология проведения
Ученикам предлагают вопросы к теме. Ответ должен быть «Верю» или «Не верю». Тематика вопросов к теме урока: «Правила линейной и воздушной перспективы» Образуется 2 команды. Дети должны почувствовать: о чем пойдет речь на уроке, выявить проблему. Самостоятельно выйти на определение цели и задач урока. Определить тему урока.
Организационно-методическая информация АМО-урока
Организационная информация
Автор урока
Путькина Галина Константиновна
Предмет
Изобразительное искусство
Класс, профиль класса/группа, количество человек
6 класс, 22 человек
Продолжительность урока (занятия)
45 минут
Методическая информация
Тема урока /занятия/мероприятия
«Правила линейной и воздушной перспективы»
Автор учебника или УМК, по которому ведётся обучение (если имеется)
ФГОС Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство 6 кл». Из-во «Просвещение. 2013 г.
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями)
Урок практического применения знаний и умений. Третий урок темы «Человек и пространство. Пейзаж».
Психолого - педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы
В классе обучается 22 ученика. Из них 14 мальчиков и 8 девочек. Класс активный, между детьми сложились доброжелательные, в целом бесконфликтные отношения, однако класс шумный, и неорганизованный в плане совместных действий. Наличие нескольких ярких лидеров разделило группу на «группы по интересам». По уровню обученности: первая группа для которой характерен высокий уровень обученности. В эту группу входит 4 ученика. Учащиеся проявляют желание и возможность изучать ИЗО на продвинутом уровне, отличаются высокой организованностью, умением обобщать, выделять главное, сравнивать. Вторая группа обладает способностями выше среднего уровня. В эту группу можно отнести 8 учеников. У этих ребят сформировано ответственное отношение к учебной деятельности. Они обладают хорошей памятью, произвольным вниманием, могут усваивать материал на уровне выше базового. Третья группа состоит из учеников со средним уровнем обученности. Данная группа состоит из 5 учащихся. Эти ребята не отличаются высоким уровнем самостоятельности в учебной деятельности и более успешны в работе по заданному алгоритму, испытывают затруднение в выполнении заданий творческого характера. Последнюю группу составляют 5 учеников. Хотя они проявляют старательность, имеют желание понимать и хорошо ориентироваться в изучаемом материале, затруднения эти ребята испытывают в связи с полученными пробелами в знаниях. Кроме этого обладают плохой памятью, крайне медленным темпом деятельности, недостаточной сформированностью основных мыслительных функций (сравнение, анализ, абстракция).
Цели урока/ занятия/ мероприятия
Осмысление содержания и последовательности применения практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы
Задачи урока/ занятия/ мероприятия
Образовательные:
создание организационных и содержательных условий для успешного самостоятельного выполнения учащимися практической деятельности в изображении пейзажа с использованием правил линейной и воздушной перспективы;
формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих обучающимися умения учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Развивающие:
формирование целеполагания, развитие воображения, образного мышления, пространственного представления, способности к художественному творчеству.
Развитие продуктивного чтения.
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ - умения выделять существенные признаки и свойства, устанавливать единые, общие признаки и свойства целого, составлять план изучаемого материала, умения квалифицировать факты, делать обобщающие выводы, выделять общие и существенные признаки, отличать несущественные признаки и отвлекаться от них, развитие умений применять знания на практике.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ - выделять главное, составлять план, выполнять творческую работу.
РАЗВИТИЕ ОБЩЕТРУДОВЫХ И ПОЛИТЕХНИЧЕСКИХ УМЕНИЙ - нешаблонно, творчески подходить к решению самых разнообразных задач, умение планировать, оценивать результаты выполненных действий.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ УЧЕБНОГО ТРУДА - развитие умения работать в должном темпе, читать, работать с текстом.
РАЗВИТИЕ ВОЛИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ - развитие инициативы, уверенности в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения цели.
Воспитательные:
воспитание чувства красоты к окружающей природе и бережного отношения к ней, умения слушать сверстников, уважать чужое мнение, способствовать воспитанию ответственности учащихся за свою деятельность на уроке, умения самостоятельно добывать знания, овладению способами и критериями самоконтроля и самооценки.
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия
Предметные:
Знать: правила линейной и воздушной перспективы
Уметь: организовывать перспективу в картинной плоскости: изображать пространство по правилам линейной и воздушной перспективы с использованием фломастера.
Личностные УУД:
создавать позитивно-эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; четко выражать и объяснять (излагать) свои мысли (способы решения), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, ответственность и аккуратность. Формировать умения по самоопределению, смыслообразованию.
Регулятивные УУД: формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, в том числе умение давать адекватную оценку своей деятельности, воспитывать адекватное восприятие оценки со стороны, умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, планировать свою деятельность.
Коммуникативные УУД: формирование коммуникативной компетентности учащихся (работа в паре), планирование учебного сотрудничества.
Познавательные УУД: анализ, синтез, аналогия, классификация, подведение под понятие, выполнение действий по алгоритму, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению
Актуализация: творческое обсуждение работ, выполненных на уроке. Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка схода. Горизонт и его высота.
Закрепление: выставка творческих работ
Источники:
-
Сокольникова Н.М. Учебник «Изобразительное искусство» в 4-х частях для 5-8 класс. Обнинск «Титул» 2007г. Часть 1. Основы рисунка. Часть 2. Основы живописи. Часть 3.Основы композиции. Часть 4. Краткий словарь художественных терминов.
-
ФГОС Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М. «Изобразительное искусство 6 кл Из-во «Просвещение» 2013 г.
-
Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства: Учебное пособие. - М.: Учебная литература, 1998. - 208 с.: ил..
-
Н.И. Пьянкова. Изобразительное искусство в современной школе. М.: Просвещение,2006