7


  • Учителю
  • Учебное пособие по ИЗО 7 класс

Учебное пособие по ИЗО 7 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала





7класс.











Учебное пособие по изобразительному искусству












Бондаренко А.Б.











2010 год.














Пояснительная записка


Целью данного курса является ознакомление учащихся с искусством 19 - 20 веков, знакомству с академическим рисунком, дизайном.

Занятия направлены на развитие наблюдательности в работе с натуры, развитию творческого воображения, творческому поиску в области искусства дизайна. Подобные занятия формируют эстетическое восприятие живописи, рисунка, предметного мира в искусстве дизайна. Занятия предусматривают принцип последовательности обучения, дает представление о пропорциях, силуэте, понятии часть и целое, гармонию цветовых отношений, учат анализу формы предметов.


Программа минимум.


занятия

умения

навыки

1 четверть



Академический рисунок

Законы построения рисунка

Построение портрета в ракурсах, предмет в пространстве, тон, линия, штрих.

2четверть



композиция

Построение композиции по воображению

Творческое самовыражение

3 четверть



дизайн

Цвет, линия, пятно стиль,силуэт

Фомрообразование предмета

4 четверть



Дизайн объемных форм

Гармонизация объемов

Формообразование предметов.



1 четверть.

9 часов

Академический рисунок.


Темы уроков.


1. Искусство России 19 века.

2. Пропорции и построение головы и лица человека.

3. Портрет в ¾ в тоне.

4. Портрет в ракурсах

5. Портрет литературного героя по описанию.

6. Академический рисунок. Гипсовая ваза.

7. Натюрморт из геометрических предметов в тоне

8. гипсовый орнамент в тоне

9. Натюрморт из трех и более предметов.

Уроки первой четверти направлены на изучение реалистического рисунка. Дается понятие о трехмерности и перспективности построения предметного мира. Учащиеся вырабатывают навык видения части и целого, общего и частичного. На занятиях вводится понятие пропорция, соотношение предметов и частей предмета, геометрия построения композиции. Раскрывается понятие тона, как составляющей построения рисунка. Тоновая градация от света к тени, насыщенность тона. Учащиеся пробуют себя в искусстве штриха.

1 урок. Искусство России 19 века. Пропорции лица и головы.


Цель: знакомство с искусством художников - передвижников. Портретное искусство.

Ознакомление с общими пропорциями лица и головы человека.


Текст объяснения урока:


Блестящий расцвет русского реалистического искусства второй половины 19 века связан с Товариществом передвижных выставок. Душой Товарищества были Крамской, Ге, Перов, Саврасов. Главная цель Товарищества - знакомить Россию с русским искусством. Художники выставляли свои полотна по всей России. Товарищество просуществовало свыше 50 лет и закончило свое существование 1923 году. За это время было проведено 48 выставок. Произведения русского искусства увидела вся Россия. Искусство стало народным достоянием, а не только Петербургской Академии. Европейские страны не знали такого могучего организационного художественного движения. Передвижники рассказывали с помощью изобразительного искусства о жизни простых людей, показывали величественные российские пейзажи, представляли портреты великих людей России - ученых, поэтов, писателей, актеров.

Библейская тема у передвижников обретает философский смысл. Так у Крамского «Христос в пустыне» мы видим Христа - человека, который задумался о судьбе человечества. Он не всезнающий пророк, у которого заготовлен ответ на любой жизненный вопрос, он мыслящий человек. Христос вот-вот перейдет от мучительных раздумий к твердому решению самопожертвования ради спасения человечества.

Через библейскую тему Ге раскрывает тему человека. У него особенно в акварельных этюдах мы видим не безмятежного Христа, идущего на крест, а мученичество человека перед казнью.

Среди пейзажистов выдающимися художниками были Левитан, Саврасов, Васильев. Они изображали пейзажи реалистически, не приукрашивая античными арками, каналами, пышными деревьями. Пейзаж Левитана «Над вечным покоем», пронизан идеей показать необъятность нашей родины. Знаменитая картина Саврасова «Грачи прилетели» показывает реалистический пейзаж. Зритель замечает прелесть точной передачи ветхих сарайчиков, облупившийся штукатурки башни, грязного снега под березами. Это было новым словом пейзажной живописи. Пейзаж - часть нашей жизни и мы воспринимаем ее такой, как она есть.

Большое место в творчестве художников - передвижников занимают многофигурные композиции, рассказывающие о жизни бедных людей. Обратите внимание на картины Перова «Тройка» и «Проводы покойника». Героев своих картин он брал из народа. Так, в «Тройке» центральная фигура написана с бедного мальчика Васи, который вскоре умрет, и его мать будет приходить в Третьяковскую галерею, чтобы увидеть своего сына. О чем хотел сказать художник, видно без слов.

Репин - вершина русского изобразительного искусства 19 века. Его картины «Крестный ход в Курской губернии», «Бурлаки на Волге» стали уже хрестоматийные.

О чем рассказывают эти картины?

Репин был мастером не только многофигурных композиций, но и пейзажа, портрета.

В портретах он показывал не только внешнее сходство с человеком, но и его характер.

В портрете актрисы Стрепетовой он показал не разодетую томную красавицу, а простоволосую женщину. Но обратите внимание, сколько в ней человечности, чувственности, женственности.

Портретное искусство в 19 веке в России достигает высшей кульминации в изобразительном искусстве. Главной задачей художников становится не передача внешнего сходства (это само собой разумеется), а передача психологии, характера человека.

Крамской утверждал, что человек велик, когда он прав. Правдивого человека он изображает с подчеркнуто прямым позвоночником. Это чувствуется в его портретах Толстого, Некрасова, Шишкина. Фон всегда нейтральный. Так он акцентирует внимание на образ человека.

Портрет Достоевского художника Перова можно назвать первым психологическим портретом. Он изобразил великого русского писателя, мыслителя и философа наедине со своими мыслями. Достоевский не смотрит в сторону зрителя, не позирует, его взгляд обращен вовнутрь себя. Его руки «замыкают и не пускают» зрителя в его мир.

Благодаря художникам - передвижникам, мы имеем не только портретное представление о великих людях того времени, но и можем видеть их характер, темперамент, духовный мир. Именно с художниками - передвижниками в изобразительном искусстве появляется такое понятие, как психологический портрет.


Задание: приготовить сообщение, презентацию о художниках - передвижниках.


2 урок. Пропорции и построение лица и головы человека.


Цель: ознакомить с пропорциями лица и головы человека.


Текст объяснения урока.


Давайте зададимся целью изобразить психологический портрет вашего знакомого или автопортрет. С чего вы начнете работу? С изучения, как изображения портрета, так и с изучения внутреннего мира вашего портретируемого. Внешнего сходства можно достич путем изучения построения головы и лица, а вот раскрытие его внутреннего мира может вынашиваться в голове в художника очень долго.

Итак, первый этап нашего подхода к психологическому портрету - изучение пропорций лица и головы.

Все художники-передвижники были выпускниками Петербургской Академии художеств, где они учились изображению портрета, а начинали они свое обучение с изучения пропорций головы и лица. Правильные пропорции лица и головы дала нам Древняя Греция. Скульпторы Древней Эллады в своих стремлениях изобразить божественных Аполлона, Зевса, Афродиты, подарили миру представление о совершенных пропорциях человеческого лица и тела. Все художественные академии мира до сих пор начинают изучение изображения тела и лица человека с изучения античной скульптуры.

Практическая работа:


Мы тоже познакомимся с пропорциями лица и головы.

Лицо немного напоминает куриное яйцо, где широкая часть приходится на лоб, а узкая - подбородок. Закомпонуйте «яйцо» на ваших листках. (учитель показываете динамику рисунка на доске). Провести осевую. Обозначить линию глаз и переносицы, которая делит голову на две равных части. От переносицы до подбородка разделите осевую еще на две равных части: это длина носа. Возьмем длину носа и отметим ее от переносицы вверх. Это - лоб. Таким образом, лоб, нос и рассторяние от носа до подбородка равны.




Вы спросите, если все пропорции у людей одинаковы, то почему мы все разные? Дело в том, что это только заготовка для портрета. У кого-то - нос чуть меньше «божественного», у кого-то - чуть больше. Глаза могут быть расставлены широко или чуть уже, и т.д. Посмотрите, Репин оставил нам прекрасное пособие - этюд лица. Это «заготовка» для будущего индивидуального портрета.

Так, от общего к индивидуальному ведется любой рисунок.

Сделайте по «заготовке» портрет человека с индивидуальными чертами по воображению.

3 урок. портрет в ¾ , в тоне.


Цель: усложнение построения портрета. Закрепление знаний пропорций лица и головы.


Текст объяснения урока.

Самый излюбленный художниками портретный ракурс, это изображение человека в ¾.

Этот поворот головы наиболее ярко раскрывает индивидуальные черты человека. Четкость профиля здесь сочетается с характером овала лица и головы, показывает прическу или головной убор, раскрывает характерные человека.

Все мы не раз видели картину Крамского «Незнакомка». Перед нами гордая красавица, повернутая к зрителю в ¾. Ее пропорции почти совпадают с божественными. Здесь мы видим четкую прорисовку ее профиля и одновременно - идеальный овал лица. Художник нашел такой ракурс, чтобы показать все обаяние этой женщины. Кто она такая, никто не знает. Крамской увидел ее на улице близ своей мастерской и пригласил сделать с нее набросок. Она любезно согласилась и по окончании сеанса исчезла. Художник даже не узнал ее имени. Так она и осталась «Неизвестной», но которую, благодаря картине знают все.

Практическая творческая работа.


Как же изображается человек в таком ракурсе? Начнем с изображения яйца. Затем наметим поворот головы. Мы сместим осевую вдоль яйца вправо или в лево. Наметим пропорции лица уже известные нам. Далее, подобно скульптору мы будем отсекать все лишнее и формировать портрет.

Чтобы выполнить портрет в тоне, нам нужно определить местонахождение источника света и представить, как он будет освещать лицо: где свет постепенно переходит в тень, а где резко. Посмотрите на автопортрет Репина или на его портрет Пирогова. Здесь видна четная световая граница, которая подчеркивает форму носа и лба. В графическом варианте, не существует скучной линии. Художник использует разную по толщине линию, штриховку - накладывание одних тонких линий на другие под разными углами, благодаря чему рисунок получается прозрачным, дышит воздухом. Кроме карандаша художники используют ластик. В портрете Стасова, Репин показывает седую бороду, подчеркивая ее ластиком на заштрихованном темном фоне.





Репин. Портрет Стасова. Рисунки учащихся.





4 урок. Портреты в ракурсах.





Цель: дальнейшее знакомство с построение портрета в разных ракурсах, знакомство с многофигурными композициями художников - передвижников.


Текст объяснения урока.

Обратите внимание на многофигурные композиции картин Репина и Сурикова. Сколько здесь видим поворотов головы! Ни один ракурс не повторяется.

Для убедительности посмотрим на картину Репина « Запорожские казаки пишут письмо Турецкому султану». Композиция заключена в овал стола, расположенного в центре, где писарь пишет письмо. Фигуры казаков расположились вокруг него и, конечно, ракурс фигуры и головы каждого из них меняется. А если учесть, что один склонился над письмом, другой поднял голову, закатываясь от смеха, третий развернулся, указывая другу на текст письма, то получается огромное множество поворотов головы. Казаки не замечают зрителей и не пускают внутрь композиции.

Гениальный мастер композиции Илья Ефимович Репин, будучи воспитанным, не дает нам, зрителям, прочитать даже слова из написанного, закрывая плоскость стола широкими мужскими спинами. Но крепкие казачьи выражения сами вырываются из их уст, мы, кажется, слышим громкий смех и хлесткие слова в адрес султана.

Другой, не менее яркий художник Василий Суриков изображал огромные исторические полотна, одна из них - «Боярыня Морозова». Он сделал массу эскизов для этой картины, добиваясь ощущения движения повозки, на которой везли в 17 веке боярыню Морозову на каторгу за верность старому православному обряду. Наконец, повозка поехала. В картине нас приковывает образ боярыни Морозовой. Суриков изобразил ее в профиль, подчеркивая ее мужественный характер. Художник долго искал модель для боярыни, но однажды он вошел в церковь и увидел монашку, которая поразила его четким красивым, волевым профилем. Она и послужила натурой в создании образа Морозовой. Суриков нашел оптимальный подход к раскрытию психологического портрета боярыни. Казалось, разверни ее в ¾ и образ не будет читаться четко и лаконично.

Среди толпы, провожающей Морозову, мы найдем множество портретов в разных ракурсах, среди которых есть и автопортрет самого художника.



Практическая творческая работа


Мы подошли к главной цели наших занятий: психологический портрет. Вы долго вынашивали в мыслях образ человека, которого сейчас вы и изобразите. Вам только надо знать все законы построения портрета в разных ракурсах, чтобы вас ни что не ограничивало в творческой работе.

Учитель показывает на доске принцип, как изменить ракурс. Учащиеся приступают к творческой работе. Техника по выбору учащихся.

5 урок. Портрет литературного героя по описанию.


Цель: ознакомление с искусством портрета по описанию. Акцент в изображении литературного героя.


Текст объяснения урока:


«… Алпатов был крупный, бородатый, лет пятидесяти трех, с красной толстой шеей и кровавыми щеками; говорил со всеми так, точно всеми командовал: сердитым тяжелым басом, отрывисто тыкал, пучил глаза…»

Такой портрет своему герою дал писатель Сергиев - Ценский в поэме «Медвежонок». Если бы писатель стал перечислять, какие у Алпатова нос, брови, рот, нам бы надоело это перечисление и мы закрыли книгу. Но Сергиев-Ценский знает меру, и чтобы не ослаблять внимание, дает портрету самые характерные черты портрета, остальное дорисует сам читатель. Каким надо быть мастером слова, чтобы в нескольких словах дать характеристику героя! «Краткость - сестра таланта» говорил Чехов.

В изобразительном искусстве ситуация аналогична. Когда художник одинаково уделяет внимание характерные и менее характерные черты лица, пропадает индивидуальность портретируемого. Рисунок получается, конечно, безупречным, но глазу «зацепиться» не за что. Как говорят, нет изюминки. Но стоит правильно расставить акценты, усилить или ослабить определенные места в портрете, подобно Сергиеву-Ценскому, как образ оживает.

Замечательный писатель Шолохов создал образ Нахаленка из одноименного рассказа: «Мишка собой щуплый, волосы у него, как лепестки цветущего подсолнуха в июле, солнце обожгло их жаром, взлохматило пегими вихрами. Щеки точно воробьиное яйцо исконопатило веснушками, а нос от постоянного купания в пруду, облупился, потрескался шелухой. Одним хорош колченогий Мишка - глазами. Из узеньких прорезей высматривают они голубые и плутовские, похожие на нерастаявшие крупинки речного льда». Здесь главный акцент поставлен на описании голубых глаз и пегих волос. Шолохов ведет описание портрета через образы, взятые из природы, поэтому мы видим Мишку в летний знойный день недалеко от пруда на фоне маленького хуторка.

Практическая творческая работа:


Иллюстрация к одному из описанных литературных героев. Выбор техники свободный.


6 урок. Академический рисунок. Гипсовая ваза.


Цель: ознакомить с академическим рисунком. Понятие часть и целое, построение предмета в пространстве, пропорции, тон, штрих.


Оборудование: натюрморт (гипсовая ваза, белая драпировка).


Текст объяснения урока:


В академии художеств, в любом художественном образовательном учереждении, обучение рисунку начинается со штудии - штудировать, изучать натуру, изображая ее на плоскости. В Петербургской Академии художеств сохранились студенческие рисунки великих мастеров - Репина, Сурикова, Кипренского и т.д., которые стали образцами обучения рисованию.

С чего же начинается изображение предмета? Может, сначала проанализируем пространство, в котором мы собираемся изображать предметы? Как вы думаете, могут ли измениться размеры листа бумаги, если его поворачивать на уровне ваших глаз? Конечно, может. А как это измерить?

Учитель показывает с помощью карандаша на вытянутую руку, как выявить правильно пропорции листа. Учащиеся делают тоже самое. Главное - дать учащимся понятие о соотношении сторон листа в пространстве, сколько частей одной стороны листа укладывается в длину другой стороны.

Перейти к окружности. Круг в пространстве может превратиться в овал и даже в линию.


Практическая творческая работа:


Постановка: стол, драпировка, ваза.

  1. Построить стол (по аналогии с листиком)

  2. обозначить размеры вазы, провести осевую. Где, относительно вазы проходит линия стола?

  3. Взять на карандаш горлышко и перенести на широкую часть вазы. Определить пропорции.

  4. Взять на карандаш ширину горлышка вазы и найти ее пропорции относительно длины горлышка.

  5. аналогично построить самую широкую часть вазы, построить рисунок с помощью осевой. Овалы строятся по аналогии с объяснением построения круга.

Получился линейный рисунок. Обратите внимание на рисунок вазы мастеров. Есть ли здесь линия или один тон переходит в другой? В натюрморте мы тоже не замечаем, чтобы ваза была ограничена карандашной линией.

Почему мы видим самую светлую часть вазы на белом фоне? Может не настолько белый фон или не настолько белая ваза? Найдите тоновые отношения светлой части вазы и фона. Обойдем вазу с теневой стороны. Что мы видим? Отношение фона и предмета. Какие они? Что светлее тень собственная или падающая?

Далее учитель знакомит учащихся с тоновыми переходами: блик, свет, полутень, тень собственная, тень падающая, рефлекс. Показывает пример работы штрихом.


7 урок. Натюрморт из геометрических предметов в тоне.

Цель: закрепление понятия часть и целое, пропорция. Относительность расположения предметов, относительность величины предметов. Тон, штрих.


Оборудование: натюрморт из двух геометрических тел (куб, конус).


Текст объяснения урока:


Простейшие геометрические фигуры лежат в основе строения любых предметов. Чтобы изобразить предмет, надо найти его характерные признаки: есть ли у него ось вращения, как у шара, и цилиндра или конуса, или имеет четкие грани, как у куба или пирамиды ит.д. поэтому будущий художник начинает обучаться искусству рисования с изучения построения геометрических тел.

Процесс рисования группы геометрических тел складывается из следующих задач:

  1. построение пространства стола (подиума);

  2. композиция и построение направления граней изображаемых предметов относительно края подиума;

  3. общее построение композиции. Представьте, что вы накрыли весь натюрморт легкой тканью. Возьмите на карандаш самую широкую часть натюрморта, и приложите к его высоте. Обозначьте общие величины композиции.

  4. передача пропорций между предметами и взаимное расположение предметов.

  5. передача пропорций самих предметов;

  6. передача перспективы;

  7. лепка светотенью объемных форм.












Работа учащейся.


Практическая творческая работа:


Изображение натюрморта в тоне.


8.Урок. Гипсовый орнамент в тоне.


Цель: обучить умению анализировать форму предмета. Закрепление умений и навыков в построении предметов, тонового решения натюрморта.

Оборудование: гипсовый трилистник.

Текст объяснения урока:


Анализ предмета проводят сами учащиеся.

Наводящие вопросы:

  1. какую форму имеет основание, на котором расположен трилистник?

  2. в какую общую форму можно вписать данный орнамент?

  3. Есть ли здесь осевая симметрии?

  4. на скольких основных линиях (скелетах) держится весь орнамент?

  5. как найти пропорции прямоугольного основания орнамента?

  6. как найти правильные пропорции орнамента по ширине и высоте?

7. Откуда падает освещение?


Практическая творческая работа:


Построение трилистника, работа в тоне.


9.Урок. Натюрморт из трех и предметов. (Гризайль).


Цель: закрепление темы построение натюрморта. Отношение цветовых пятен в тоне. Знакомство с техникой гризайль.

Оборудование: однотонная драпировка, керамическая посуда, овощи.


Текст объяснения урока:


Кратко повторим последовательность рисования с натуры.

1.композиционное расположение предметов на листе бумаги. Общий набросок всей натурной постановки;

2. построение перспективы и передача пропорций отдельного предмета и их взаимное расположение;

3. светотеневая проработка форм предметов: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.

В отличие от предыдущих занятий, где мы работали карандашным штрихом, в этот раз мы познакомимся с другой техникой работы в тоне. Это гризайль. Нам понадобиться одна черная акварельная краска. Вы знаете, что любая краска имеет очень широкий тоновой диапазон. Чем больше разбавишь краску водой, тем светлее она будет. Если постепенно прибавлять красящий пигмент к минимальному количеству воды, тон становится насыщеннее.

Работа в техники гризайль требует осторожности и внимания. Ведь если вы начнете работать с насыщенного тона, то уже не сотрете ошибку ластиком.

Поэтому, начинать работу нужно с какого тона? С самого светлого, практически, с водного раствора. Это будет самый светлый тон в натюрморте. Относительно него мы будем также осторожно и постепенно насыщать более темные места натюрморта.


Практическая творческая работа:

Изображение натюрморта с натуры в технике гризайль.


2 четверть.

Композиция. Творческое самовыражение.

(7 часов)


Темы уроков.

1. Искусство начала 20 века.(Фрагментарность композиции).

2. Композиция «Мир в наших предметах»

3. Композиция. «Я так понимаю».

4. Композиция. Поэтический и прозаический образ в искусстве.

5. Композиция. «Хорошее настроение».

6. Композиция . «Искусство и человек»

7. Композиция. «Во всем мне хочется дойти до самой сути».


Представленный блок уроков направлен на развитие творческого самовыражения школьников. Большое внимание уделяется синтезу поэзии и живописи, раскрытию понятия творчества. Композиционные задания практически на свободную тему. Дети учатся самовыражению через цвет, пятно, линию. Нет обязательной техники выполнения рисунка. Уроки должны проходить на высоком эмоциональном уровне.


1 урок. Искусство конца 19 - начала 20 века.

(Фрагментарность композиции)


Цель: ознакомить с искусством начала 20 века. Объяснить понятие фрагментарности композиции.


Оборудование: учебная презентация.


Текст объяснения урока:


На рубеже веков ведущее место в живописи занимала Франция.

В 60 -х годах ускоренный ритм индустриальной эпохи требовал пересмотра в эстетических идеалах. На смену классических идеалов приходит демократическая жизнеутверждающая живопись. 15 апреля 1874 года в Париже состоялась первая выставка художников - импрессионистов. Импрессионизм - впечатление. Это впечатление от солнца, воздуха, тумана - всего, что быстро, увлекая за собой цветовые изменения в природе. Художники - импрессионисты писали природу с натуры, на открытом воздухе ( на пленере). Они первые показали настоящее солнечное освещение, контрасты светотени, обилие воздуха. Одним из первых импрессионистов был Клод Моне. В картине «Дама в саду» главным героем становится солнечное освещение. Оно заполняет все пространство картины. Благодаря импрессионистам, мы знаем, что тень не коричневая, а холодная, с голубоватым оттенком. Мы использовали этот эффект в изображении солнечного дня. Солнце, как главный герой картины мы видим и у импрессиониста Писсарро «Площадь французского театра в Париже».

Одним из виднейших представителей импрессионизма был Огюст Ренуар. Одна из лучших его работ - портрет Жанны Самари. Она будто растворяется в воздухе. Здесь нет резких очертаний, резкой светотени. Просто, удивительно, как можно одними светлыми красками написать портрет. Его картина «Девушки в черном» решена фрагментарно. Это новое слово в композиционном решении картин. Дело в том, что в конце 19 века французы братья Люмьер изобрели кинематограф, где кадр - часть, фрагмент целой композиции. Кадр или фрагмент вошли в основу живописной композиции.

Эдгар Дега мастерски владел рисунком. Его графические пастельные листы по композиции напоминают случайный фрагмент из киноленты о балеринах. Его танцовщицы и балерины пластичны, изящны, находятся в освещенном театральной рампой потоке воздуха.

Увлекаясь передачей воздуха, импрессионисты увлеклись передачей туманов, как Моне, Писсарро. Так, Моне, изображая Руанский собор в разные дневные часы, практически растворил архитектуру в воздухе.

В России импрессионизм был открыт до французов, Архипом Куинджи. Его работы вам знакомы. Это «Березовая роща», «Ночь на Днепре», это его знаменитые закаты. А вот его композиции были еще в классическом стиле. Почему?

Позже в русском искусстве импрессионистом в полном смысле этого слова был Константин Коровин. Его называли Моцартом живописи. Его солнце на полотнах ощутимо и озязаемо, его композиции фрагментарны, его главный герой - свет.

За импрессионизмом последовало новое течение в живописи - постимпрессионизм. Новатором этого течения был Поль Сезанн. В его работах среда становится более материальной, плотной и устойчивой. В натюрморте «Персики и груши», Сезанн показывает скульптурную мощную и вечную гармонию форм. Художника интересует природный цвет предмета, а не случайный. Его персики и груши настолько материальны, что мы чувствуем их тяжесть.

Поль Гоген в своих работах более декоративен. Как художник он раскрылся, поселившись и работая на острове Таити. Здесь его поразила скульптурность и кажущаяся неподвижность жителей в сравнении с беспокойным Парижем. Яркое солнце острова, необычайное сочетание цветов, сделали палитру Гогена теплой и открытой в цвете.










Практическая творческая работа:


Фрагментарная композиция. Композиционное решение свободное. Можно по воображению изобразить пейзаж.

2 урок. Мир в наших предметах.

(работа с натуры)


Цель: научить в каждом фрагменте окружающего нас мира видеть целое.


Основная идея урока:


Мы уже знаем, что такое фрагментарная композиция. Фрагмент, кадр говорит о многом. Мы даже можем додумать композицию, и это принесет нам радость сотворчества с автором. А можно ли выразить мысль через изображаемый фрагмент? Вот что говорил Чехов относительно литературы: « В описании природы надо хвататься за мелкие частности, группируя их таким образом, чтобы по прочтении, когда закроешь глаза, представлялась картина. Например, у тебя получается лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничной платине яркой звездочкой мелькнуло стеклышко от разбитой бутылки, и покатилась черная тень от собаки или волка и т.д.»

У Чехова лунная ночь создается блеском разбитого стекла. У художника Сарьяна в картине «Старый Ереван» есть ощущение палящей летней жары. Оно передается резко очерченной синей тенью на желтом песке. Эти экспрессивные моменты в литературе и живописи передают эмоциональность и живость произведениям.

Американский художник Эндрю Уайтет - мастер фрагментарной композиции. Он работал уже в 60-80 годах 20 века. В его картинах есть то, чего другие не замечают и возводит это в ранг высокого искусства. В картине «Комната Карла» он показывает жизнь Карла через предметы, которыми он пользуется, простой интерьер, на стене - ружье. Мы через предметы видим хозяина комнаты, пока его нет дома, очень многое можем о нем рассказать. Он любит изображать небольшие части интерьера: давно некрашеные двери, неубранные уголки деревенской кухни, как в картине «Альваро и Кристина». Но нет никакого отвращения, мы любуемся тем, что считаем дурно.












Практическая творческая работа:


Предметы живут рядом с нами, даже на уроке, и не надо их искать за тридевять земель. Вы смотрите на доску и замечаете часть спины впереди сидящего товарища. Опускаете глаза на пол и видите ноги товарища, небрежно брошенную на пол сумку. Выполните фрагментарную композицию с натуры, найденную вами в классе.


3 урок. Я так понимаю.


Цель: творческое самовыражение.


Основная идея урока:


Художник - это тот человек, который умеет не только виртуозно владеть рисунком и живописью, но и выражать свои мысли посредством линии и цвета. художник передает на полотне поразившую его красоту природы, человека, но и одновременно показывает свое отношение к изображаемому, как он видит, чувствует, осознает. Каждый человек видит мир по своему и не всегда внутренний мир сопоставим с внешним. Он богаче, он не укладывается в рамки перспективы и академического рисунка.

Голландский художник Винцент Ван Гог, пожалуй, самый эмоциональный художник 20 века. В его полотнах мы чувствуем его боль и страдания. Даже в натюрмортах с подсолнухами он умел передать живое дыхание человека. Каждый подсолнух имеет свой характер, свою душу. Его ночное небо похоже на протягивающие руки о помощи, облаков.

Чтобы донести свой внутренний мир до зрителя, художник иногда ломает форму предметов, отказывается от перспективы и т.д., и таким образом доносит свою мысль до зрителя.

Русский художник Василий Лентулов Собор Василия Блаженного увидел своим внутренним зрением. Он показал не сам Собор, а его образ.

К такой форме общения прибегают писатели, музыканты, поэты.

Стихотворение В.Маяковского «Послушайте» на первый план выступает ощущение стремления человека к чему - возвышенному и красивому, оно пронизано мыслью о невозможности существования человека без творчества, без мечты

.

Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

Значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки жемчужиной?


И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит -

чтоб обязательно была звезда!

- клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

А после ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому - то:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?»


Послушайте!

Ведь если звезды зажигают -

значит это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!


Практическая творческая работа:

Учитель предлагает два варианта творческой работы:

1 вариант: Постарайтесь проиллюстрировать мысль Маяковского.

2.вариант: Изобразите свою прекрасную мысль - мечту.


4 урок. Поэтический и прозаический образ в искусстве.


Цель: творческое самовыражение, развитие эстетического вкуса.


Основная идея урока:


Перед вами две работы известных русских художников: первая - «Купание красного коня» Петрова - Водкина и вторая - «Тачанка» М. Грекова. Мы без труда можем определить, которая из двух картин более поэтична. А теперь посмотрим внимательно: перед нами - кони. У Грекова, бегущие в галоп, кони поданы реалистично, они будто вырываются из смога сухой степной пыли. Импрессионистически подан воздух, жаркое донское солнце, движение конницы.

В картине «Купание красного коня» мы видим образ коня, который несет в себе определенную смысловую нагрузку. Он олицетворяет грядущую революцию и юных граждан будущей России. Красный конь огромен, как территория России, омываемая морями и океанами, он не помещается в рамки картины. В отличие от мальчика. У коня очень мудрые, человеческие глаза. Картина далека от реальности.

Итак, грубо говоря, символ в живописи несет в себе поэтическое начало, а реализм или импрессионизм - прозаическое. А разве нельзя увидеть в красивой прозе поэзию? В красивом пейзаже - задушевную песню?


Практическая творческая работа:


Найдите компромисс между поэзией и прозой и живописи. Найдите в изображении природы прозу и поэзию.


5 урок. «Хорошее настроение».


Цель: Дальнейшее знакомство с художниками рубежа 19-20 века. Эмоциональность в живописи. Развитие индивидуального творческого мышления.

Основная идея урока:


Чтобы понять тему урока, давайте сопоставим творчество двух художников: Врубеля и Малявина.

Обратимся к картинам Врубеля «Демон сидящий» и «Демон поверженный». Через героя поэмы Лермонтова «Демон», художник выражал не только одиночество и непонимание литературного героя, но и свое. Демон - это внутренний мир Врубеля, он также одинок, несчастен. Он молод и красив внешне, но повержен изнутри. Из каких красок вылеплен Демон? Какая фактура его кожи? Ведь это тяжелый камень, тот, который, «лежит» на его душе.

Совсем другое, радостное ощущение мы испытываем, глядя на работы Малявина. В картинах «Смех», «Вихрь» вдруг оживают пляски, смех, радостное, народное ощущение жизни. Какие здесь мы видим краски? Какая фактура мазка преобладает, есть ли движение? Улыбающиеся лица, теряются в бурном потоке красок, в ослепительной яркости сарафанов. Вихрь отдельных пестрых мазков сдерживается крупными обобщенными пятнами красного, синего, желтого. Так понимается художником русский темперамент, веселый дух народа.

Как видим, колорит играет большую роль в создании общего настроения картины.

У художника более позднего периода Марка Шагала, ощущается лирическое начало. В картине «Над городом» мы видим летящих над городом женщину и мужчину. Это выражение полета любящей души.

Итак, мы видели замечательные примеры передачи через изображение разных состояний души: одиночество, радость, любовь.

А что представляете, когда произносите, допустим, слово «тишина»? Когда падает снег, когда звезды над головой…


Практическая творческая работа:

Изобразите ваше хорошее настроение.


6 урок. Искусство и человек.

Цель: раскрыть понятие время, эстетика, человек.


Основная идея урока:


Представьте себе, что вы, выходя на воскресную прогулку, оделись по моде позапрошлого века. Надели платье, как у Золушки, накрасили щеки, нацепили банты, припудрили высокую прическу… Оделись вы красиво, но почему вокруг вас все смеются и показывают на вас пальцем?

За два века изменилась эстетика в моде, и то, что было достойным восхищения когда-то, стало смешным сегодня. Мы можем только сказать: «Да, в 18 веке одевались красиво». Но на себя это уже не наденем. Эта мода осталась в истории.

Мы рассматриваем старинные картины, просматриваем старые фильмы, оцениваем с позиций своего времени. Что-то нам не нравиться, чем-то мы восхищаемся, но остаемся в своем времени и не повторяем ушедшую в историю эстетику.

Каждое поколение ищет свои эстетические каноны. В наше время выработался свой вкус в одежде, в искусстве, в интерьере и т.д. Во многом эстетика диктуется техническим прогрессом. В длинном широком платье не сядешь за руль автомобиля, удобнее в джинсах, а в комнате уже нет места массивным абажурам, кружевным скатертям, потому что они плохо сочетаются с бытовой техникой.

Художник, наблюдая людей, природу, предметы, переосмысливает через «призму» своего восприятия день сегодняшний и как летописец оставляет грядущему поколению вкусы и эстетические ценности своего времени.

Перед нами, кажется, на первый взгляд, очень легкое задание: изобразить одиночество бездомного животного. Но есть одно условие: чтобы раскрытие этой темы соответствовало на ваш взгляд сегодняшней эстетике, не сентиментально, не пошло. Может быть, вы покажете одиночество в широком смысле через маленького щенка.


Практическая творческая работа:


Выполнить композицию «Бездомное животное» в любой техники.


7 урок. «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»


Цель: понятие неизменного критерия в искусстве. Искусство вечное и однодневное.

Сущность искусства.


Основная идея урока:


За всю историю человечества было очень много музыкантов, художников, поэтов, но время делает строгий отбор. Остается то, что неизменно, вечно, красиво. Остается истинное искусство.

Что несет в себе истинное искусство? Какие истины человек считает вечными и неизменными, которые можно пронести через все времена?

Это любовь, добро, жизнь, красота.

«Троица» Рублева, например, написана в 15 веке, когда Россия находилась под игом монголо-татар. А сколько в ней жизни, любви, чистоты и света! Ведь и сейчас она волнует зрителя. Здесь вложена истина, которая живет с человеком всегда, а значит, Рублев сумел дойти до самой сути.


Практическая творческая работа:

Композиция на свободную тему. Техника по выбору учащихся.


3 - 4 четверть

Дизайн

(19 часов)

Темы уроков.

1.Искусство 20 века. Эскиз витража.

2 .Плакат

3. Геометрическая композиция.

4. Роспись ткани.

5. Дизайн театрального костюма

6 Рекламное панно

7. дизайн коробки для шоколадных конфет

8. дизайн упаковки для диска.

9.оформление витрины магазина.

10. Бижутерия

11. чайный сервиз

12. Транспорт. Эскиз легкового автомобиля.

13. Общественный транспорт

14. Конструирование одежды

15. Архитектура

16. Дизайн мягкой мебели

17. Интерьер

18. Детская игровая площадка

19. Дизайн ландшафта.


Тема дизайн рассчитана на полугодие. Главная задача - знакомство с современными видами промышленных изделий, с видами промышленного дизайна. Учащиеся пробуют себя в профессии художника-дизайнера.


1урок. Искусство 20 века.


Цель: знакомство с искусством русского авангарда. Абстракционизм, кубизм, сюрреализм…


Текст объяснения урока:


В Париже, в Осеннем салоне 1905 года, были выставлены картины группы художников - колористов, поразившие зрителей резкостью и смелостью сочетания цветов. Душой группы был Анри Матисс. Выставка произвела на зрителей ужасное впечатление. Их картины словно рычали и выли, и за ними прочно утвердилось название «фовисты» (дикие).

Фовисты не ставили целью отражать действительность. Окружающий мир служил для них только толчком, поводом для выражения через цвет своих эмоций. Эмоция имеет цвет. Когда нам плохо, мы видим все в серых, черных тонах, когда радостно, кажется, светит солнце, и вокруг сияют яркие краски. Но мы не видим плохое и хорошее в конкретных образах. Поэтому фовисты, заботясь о передаче эмоций, на первый план выставляют цветовую гармонию, а мир предметов, перспективность, смысловой образ уходят на второй план. Мы видим среднее между живописной картиной и орнаментом.

Картина Матисса «Гармония в красном» демонстрирует двойственность: живопись и декоративное искусство. Стол изображен с нарушением перспективы. В дугой картине «Красные рыбы», мы видим гармоничное сочетание теплых и холодных цветов. Матисс хотел, чтобы глядя на его полотна, глаз зрителя отдыхал, чтобы ни одно цветовое пятно не раздражало, и была полная гармония. Говорят, добиваясь этой цели, он изучал русскую иконопись, ведь мы долго можем смотреть на икону, и она не надоест. Почему? Да потому что в ней очень гармонично сочетаются цвета. Особенно Матисс любил «Троицу» Рублева и приезжал в Россию специально увидеть эту икону.


Работа учащейся.

Практическая творческая работа:


Эскиз витража. Приведите в гармонию разноцветные стекла. (Техника - акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).


2 урок. Искусство плаката.


Цель: ознакомить с историей плаката. Творчество Тулуза - Лотрека, Мора, Тоидзе.


Текст объяснения урока:


Первые плакаты - афиши появились во Франции в конце 19 века. Родоначальником этого жанра можно считать Тулуза - Лотрека. Его графические листы пленяли лаконичностью цвета, наполненностью содержания. Они несли в себе еще много он живописной школы, но назначение листов было уже иным: плакат - афиша, плакат - реклама. Его плакаты изображали танцовщиц кабаре, хозяином которого являлся сам художник. Высталенные плакаты, помогали ему в бизнесе, завлекая посетителей. Благодаря своим плакатам- афишам, он принес известность многим танцовщицам и танцорам. Его творчество ценилось, как явление в изобразительном искусстве.

После свержения самодержавия в России плакат становится основным подспорьем в агитации борьбы за советскую власть, в них отразилась вся трагическая история России начала 20 века. Такие плакаты, как «Ты записался добровольцем?» и лаконичный призыв голодомора в Поволжье « Помоги» художника Мора, стали шедеврами плакатного искусства.

В годы Второй Мировой войны, плакат становится неотъемлемой частью борьбы против фашизма. В первые дни войны, плакат - призыв «Родина-мать зовет», художника Тоидэе, становится хрестоматийным самым известным в нашей стране.

В плакате должны присутствовать лаконичность, ясность цветовых отношений, ведь это призыв. К чему необходимо призывать людей в наши спокойные дни? Беречь природу, охранять памятники культуры и архитектуры, вести здоровый образ жизни. Если вы увлекаетесь каким либо видом спорта, попробуйте своим искусством плаката сагитировать вашего товарища записаться в ваш клуб.


Практическая творческая работа:


Плакат на любую из перечисленных выше тем. Техника по выбору.


3 урок. Искусство 20 века. Малевич, Кандинский.

Геометрическая композиция.


Цель: знакомство с абстракционизмом в русском искусстве. Линия, цвет, движение в композиции.


Текст объяснения урока:


Технический прогресс начала 20 века повлиял на искусство. Художники начали переосмысливать искусство, делать его новаторским, под стать научным открытиям, развитию промышленности, активно входящим в жизнь человека машинам.

Москва начала 20 века жила напряженной художественной жизнью. Москва смотрела на Париж, училась у него, но уже начинала борьбу, готовясь стать мировым художественным центром. В 1908 году во Франции возникает кубизм, основоположником которого является Пикассо. В 1913 году русое искусство, совершив головокружительную эволюцию, оставляет кубизм позади, открывая новые горизонты мирового художественного развития. Французская живопись остановилась перед чертой беспредметности, застывших геометрических тел. Это не начало новой живописи, это конец старой живописи - утверждали русские живописцы. Казимир Малевич пишет знаменитый «Черный квадрат» на «могилу» старому искусству. В короткое время художник проходит путь от импрессионизма к кубофутуризму и начинает писать первые беспредметные картины, обозначив свое направление «супрематизмом» (от латинского слова - «высший»)

Казимир Малевич пытался передавать на полотне движение, как в работе «Супрематизм».

Он превращает форму в четкие геометрические фигуры, а цвет обобщает до лаконично открытого.

Он понимал живопись неразрывно с движением не только машин, но и Вселенной. Он понимал, что не одно Солнце изменяет светотень в природе каждую минуту, но и все живое на земле подвержено движению - человеческая мысль, поступки, приближение старости. Портрет художника Матюшкина наполнено геометрическими телами и фигурами. Здесь нет портрета в привычном нам изображении, но мы видим, из чего состоит этот человек, что им движет: фрагменты ватмана, ящиков стола, мягкой мебели. От человека здесь присутствует зоркий, почти орлиный взгляд.

В 1910 году появляется новое течение абстракционизм. Основоположником этого течения становится русский художник Василий Кандинский. Его интересовали в картинах такие физические величины, как время и движение. Так, в картине «Сечение стрелой», художник тонко и предельно графично, показывает движение стелы в доли секунды.


Творческая практическая работа:


Композиция из геометрических фигур в цвете.


4 урок. Роспись ткани.


Цель: Передача фактуры ткани. Единство фактуры, цвета и линии.


Оборудование: акварель, воск, зубная щетка, расческа, гуашь, фломастеры.


Текст объяснения урока.


Художник по росписи ткани перед работой, ставит задачу: какая фактура ткани, для кого или чего предназначена. Шелковые ткани очень нежные, прозрачные, они требуют нежных цветовых отношений, пластического рисунка, он в первую очередь предназначен для женского платья. Для мужских сорочек используют более грубые ткани, а роспись сведется к простому геометрическому орнаменту. На ситец и байку для детей наносятся яркие ягодки, игрушки, зверушки.

В тяжелых тканях, таких, как баракан, используют близкий к восточному, сложный, крупный орнамент.

Как передать фактуру ткани и сделать на ней роспись?

  1. шелк. Он прозрачный и легкий, а значит, фактуру можно показать разбавленной водой акварелью. Если по высохшему фону нанести рисунок и слегка взбрызнуть на него акварелью с зубной щетки, то получится оригинально.

  2. шелк можно передать еще и помощью воска. Предварительно изображаем воском рисунок, а затем покрываем поверхность акварелью. Восковой рисунок не закркасится, а останется белым.

  3. С оригинальным рисунком будет шелк, если мы накапаем акварельную краску нескольких цветов или оттенков на поверхность листа, а потом бумагу немного наклоним в одну и другую стороны.

  4. чтобы передать фактуру вельвета, надо быстро покрыть бумагу гуашью, толстым слоем, а затем провести по ней расческой.

  5. Чтобы передать фактуру кожи, надо также быстро нанести гуашь на поверхность бумаги толстым слоем, затем прорисовать мелкий рисунок под кожу, тыльной стороной деревянной кисточки.

  6. Если мы хотим изобразить цветовые пятна, можно, например, положить на бумагу разноцветную гуашь толстым слоем, сверху наложить еще бумагу и провернуть или промокнуть. Может получиться оригинальная композиция для батика.

  7. Если губкой с большим количеством гуаши сделать сближенные по цвету мазки на бумаге, то можно добиться текстуры бархата или велюра.


Практическая творческая работа:


Разработать несколько образцов росписи ткани.


5 урок. Дизайн театрального костюма.


Цель: ознакомить с понятием дизайна, профессии художника-дизайнера.


Текст объяснения урока:


Дизайн слово английское и означает «проект», «эскиз», «замысел».

В начале 20 века масштабно начал развиваться технический прогресс. Легкая и тяжелая промышленность массово выпускали свои изделия. Каждый промышленник стремился, чтобы его товар покупался на рынке, а для этого нужна не только реклама товара, но и красивая упаковка этого товара или оригинальность изготовления самого товара. В это время начинается тесное сотрудничество конструктора и художника. Так родилась профессия дизайнера. Смысл дизайна заключается в комплексном подходе к каждой вещи.

в начале 20 века бурно развивался модерн - новое, современное искусство. Модерн охватил литературу, театр, все области искусства и архитектуры. В духе модерна выполнялись декорации для новых спектаклей, в духе модерна выполнялись эскизы костюмов для этих спектаклей. В театре работали выдающиеся художники того времени: Билибин, Бакст, Экстер. Они вводили новую форму подачи эскиза костюма. Они не похожи на иллюстрации из модных журналов. Это скорее, художественное произведение, где художник решал не только гармонию цвета и формы, но и движение. Работы таких эскизов могут жить отдельно, как произведение искусства. Фон в эскизах играет роль дополнительного цвета в решении костюма. Обратите внимание на эскизы костюмов Экстер: создается впечатление, что они созданы не из ткани, а из кусков металла. Модельер по эскизам художника выполнял костюм. Он подбирал похожую фактуру ткани и делал на практике максимально приближенные к эскизу элементы одежды. Так, на театральных подмостках родилось искусство художника - дизайнера по костюмам.













Эскизы костюмов к спектаклю «Соломея»

Эскизы костюмов Испанский танец

к спектаклю

«Ромео и Джульетта».



Практическая творческая работа:


Разработка эскиза театрального костюма к спектаклю «Снегурочка» Островского. Уловите основное движение в спектакле: Снегурочка убегает от Леля, молодежь прыгает через костер. Все в русских костюмах. Стилизуйте русский костюм, сделайте его на современный лад для современного спектакля, но чтобы в этом современном костюме читались народные элементы.


6 урок. Рекламное панно.


Цель: ознакомление с видами дизайнерского искусства. Искусство коллажа.


Оборудование: старые открытки, журналы, ножницы, клей.


Текст объяснения урока:


Когда выходишь на улицы города, замечаешь много огромных рекламных щитов, приглашающих посетить тот или иной салон, посмотреть фильм, купить бытовую технику и т.д. В современном мире эскизы рекламных щитов разрабатывают художники на компьютере. Они составляют текст и тип шрифта, подбирают нужные фотографии, монтируют, подбирают фон.


Творческая практическая работа:

1 вариант: выполнение эскиза рекламного щита традиционным способом.

2 вариант. Выполнение эскиза рекламного щита на компьютере.

Темы для рекламы выбирают и составляют текст учащиеся.


7.урок. Дизайн упаковки для шоколадных конфет.


Цель: реклама товара. Развитие эстетического вкуса. Показать, что реклама - двигатель торговли.


Текст объяснения урока:



Продажа товара во многом зависит от его подачи. Если товар будет иметь красивую и удобную упаковку, его с удовольствием будут покупать. Например, шоколадные конфеты будут аппетитнее и привлекательнее, если они упакованы в красивую, оригинальную коробку, которую можно принести на день рождения. Как художнику-дизайнеру сделать так, чтобы шоколадные конфеты данной фирмы имели товарный вид и с удовольствием покупались? Представьте себе две коробки шоколадных конфет. Одна коробка пестрая, здесь много синих, голубых, желтых, зеленых цветовых пятен, другая коробка состоит из умеренных коричневых, орхистых полутонов. Какая из этих коробок вызовет аппетит у покупателя? Конечно, вторая коробка, потому что коричневый цвет вызывает ассоциацию с цветом и вкусом шоколада. Конечно, не будут лишними здесь и умело расположенный цветовой аккорд из ромашек или роз.


Творческая практическая работа:


Эскиз коробки для конфет.


  1. урок. Дизайн упаковки для диска.


Цель: реклама товара. Развитие эстетического вкуса. Знакомство с искусством 20 века.


Текст объяснения урока:


Магазины по продаже дисков особенно пестрят оформительским дизайном. Каждый производитель дисков пытается сбыть свой товар, а значит, подключает к своей работе художника - дизайнера. Какой кадр из записанных на диске фильмов будет самым привлекательным? Или какой коллаж из этих фильмов сделать очень привлекательным? Эти непростые задачи решает художник-дизайнер.

Музыкальные диски часто имеют авторскую разработку композиции. Ему на помощь приходит знание искусства 20 века. Ведь живопись и музыка, очень похожи если они современники. Орган современен для 18 века, синтезатор для 21века. В 18 веке не было виртуального восприятия мира, в 21 веке виртуальность изображения - норма. Изображение виртуального мира лежит в основе сюрреалистического (сверх реалистического) искусства. Основоположником сюрреализма считается испанский художник 20 века Сальвадор Дали.

Сальвадор Дали часто писал свои картины исходя из собственных сновидений, где присутствует реальный мир, но в непривычных в реальной жизни сочетаниях. Сюжет одновременно и отсутствует и присутствует, но неизменно остается впечатление, эмоция от картины. Художник пояснял каждую свою композицию. Так в картине «Христос Сан-Хуана де ла Крус», Дали поясняет, что Христос предстает в образе «атомного ядра». «центра единой Вселенной». Обратите внимание: если провести прямые лини, соединяющие руки и ноги, то получится треугольник. Голова, как круг - ядро.

В картине «Мягкие часы», художник выразил постоянство памяти.

Часто его картины двухсюжетны. «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера». Мы видим двух монашек, которые одновременно являются лицом Вольтера. Конечно, Сальвадор Дали - гениальный художник. Но художники - дизайнеры учатся у него оригинальности видения мира, безграничность и изобретательность в работе над композицией.


Практическая творческая работа:


Эскиз к упаковке диска.


  1. урок. Оформление витрины магазина, салона.


Цель: история рекламы. Развитие эстетического вкуса.


Текст объяснения урока:


В средневековой Европе городское население читать не умело, поэтому, чтобы привлечь покупателя, купцы и ремесленники делали вывески с обозначением своего товара. Например, изготовитель обуви вешал над своей мастерской сапог, а булочник вывешивал изображение хлебобулочного изделия. А если в городе появились еще несколько сапожных мастерских или булочных, как вы думаете, на вывеску этот факт повлияет? Несомненно. Каждый хлебопек и сапожник задумается, как сделать, чтобы покупатель шел именно в их магазин. Вот и получается, что у рекламы очень давняя история.

В современном городе много разных магазинов, как привлечь покупателя? Конечно, в первую очень красивым, зазывающим оформлением витрины.

Представьте, что вы владелец частного магазина. Как бы вы оформили витрину со своим товаром?


Практическая творческая работа:

Эскиз витрины магазина, салона.

Определите для себя, каким магазином вы владеете или салоном. Это могут быть магазины «Ткани», « Детская игрушка», «Бытовая техника», «Книги», продуктовый магазин и т.д. А так же салон красоты, парикмахерская, салон одежды.

В конце урока каждый «владелец» своего магазина или салона демонстрирует свой эскиз витрины. Учащиеся дают оценку привлекательности рекламы.


  1. урок. Бижутерия.


Цель: формообразование предмета. Природа и дизайн предмета. Стилизация формы.


Оборудование: раздаточный материал ( рисунки, фотографии насекомых, цветов, ягод)


Текст объяснения урока:


Человек украшать свое тело еще с первобытных времен. Сначала это были грубые амулеты, обереги, но постепенно люди стали их украшать, делать более эстетичнее. Сейчас мы забыли о первостепенном значении булавочек, перстней, брошей, бус, для нас это предмет украшения. За много тысячелетий бижутерия претерпела много трансформаций, и вошла в историю прикладного искусства. Бижутерия идет в ногу с модой. Здесь учитывается и форма и цвет и материал.

В наше время много бижутерии выпускается для массового покупателя: заколки, шпильки, цепочки, ремешки и т.д. Чаще всего художник-дизайнер ищет основу для будущего изделия в природе. Например, уникальной природной формой служит бабочка. Если стилизовать, то есть обобщить формы крыльев, то можно добиться оригинальной формы для заколки или броши.

Оглянитесь вокруг: сколько удивительных мелких предметов нас окружает! Паучки, жучки, кузнечики, бабочки…, а как можно изогнуть этот обыкновенный лист березы, чтобы получилась оригинальная заколка?

Практическая творческая работа:


С помощью раздаточного материала с изображением насекомых, цветов, листьев, ягод, разработать эскиз бижутерии.


  1. . урок. Чайный сервиз.


Цель: добиться от учащихся оригинального эскиза чайного сервиза.

Текст объяснения урока:


На фарфоровом заводе большие неприятности: продукция завода плохо пользуется спросом. Поступают жалобы на низкое художественное исполнение чайных сервизов.

Магазин отказывается принимать в продажу эту продукцию. Что же делать? На завод приехал эксперт. Художники представили несколько опытных образцов. Не доске:


1 4


2 5

3 6


Эксперт внимательно посмотрел все образцы и сделал следующее заключение:


Сервиз № 1. удобен в изготовлении, но слишком прост по форме, роспись заурядная. Такой сервиз покупать не будут.


Сервиз № 2. Современная форма, но над ней еще нужно поработать. Роспись может оттолкнуть покупателя. Никуда не годится. Такой сервиз покупать не будут.


Сервиз № 3. декоративное оформление удачное, но конструкция формы чайника не функциональна: в таком чайнике, благодаря расширению к горлышку, быстро остывает кипяток, следовательно, чай заваривается плохо. Такой сервиз покупать не будут.


Сервиз № 4. декоративное оформление желает оставлять лучшего. Конструкция не функциональна. Широкое основание чайника не позволяет долго удерживать температуру воды в чайнике: она быстро остынет на столе. Такой сервиз покупать не будут.


Сервиз № 5. Оригинальное декоративное решение. Конструкция не функциональна. Огромный высокий цилиндр, который много требует кипятка и заварки. Сервиз не рационален, его покупать не будут.


Сервиз № 6. Очень мал. Рассчитан на одного - двух человек. Конструкция и декор не оригинальны. Такой сервиз покупать не будут.


Учитель, в течение изложения заключения эксперта, зачеркивает все изображенные эскизы на доске. Таким образом, у учащихся нет варианта изобразить банальный эскиз чайного сервиза.


Итак, что для хорошего сервиза требуется? Функциональность, современная конструкция, оригинальность росписи.


Практическая творческая работа:


Эскиз чайного сервиза. Достаточно разработать эскиз чайника, чашечки (уменьшенная нижняя часть чайника по форме) и блюдце. Носик чайника должен заканчиваться на уровне горлышка чайника. Почему? Если носик меньше - заварка выливается из полного чайника прямо на стол, а если носик выше чайника, то при разливе заварки по чашечкам, кипяток будет выливаться из горлышка


  1. урок. Транспорт. Эскиз легкового автомобиля.


Цель: ознакомить с одним из вариантов формообразования в искусстве дизайна.


Текст объяснения урока:


На мировом рынке существует огромное количество разнообразных конструкций автомобилей. Конструкторов и художников-дизайнеров интересует в разработке проектов удобство, функциональность, стиль и силуэт автомобиля. Как они находят такие оригинальные формы? Прежде всего они обращаются к природе. На заре автомобильной промышленности в моду вошла форма паука. Колеса в первых автомобилях были паукообразными, а, например, в 40 - 50 годы 20 века в моду пришла форма жука. Автомобили имели маленькую компактную форму, напоминающее это насекомое. Тогда же, в послевоенные годы хорошо зарекомендовала себя отечественная машина «Победа», которая напоминала и жука и крокодила. Передняя часть «Победы» так и называлась: рептилия.

В 60-70 годы в моду входит экзотическое животное жираф. Конечно, он не подходит к автомобилю, поэтому от жирафа оставляют только голову и плоский нос. Высокие ноги легкость и общая вертикаль животного разрабатываются в мебельной промышленности. Параллельно с жирафом разрабатывается другое животное, очень красивое и изящное - ягуар. Для автомобильной промышленности Запада это была удачная находка. На ее основе разрабатывались спортивные автомобили.

В 80-90 годах появляются машины, напоминающие кроссовок. Они компактны и обтекаемы. А автомобиль БМВ напоминает вообще ботинок.

Главное для автомобиля - обтекаемость и соответственно, горизонталь. Это обеспечивает динамику ( ощущение движения).

На основе конкретного образа, конструктор - дизайнер разрабатывает движение автомобиля с помощью формообразующих векторных линий. Благодаря этой дизайнерской находке, у нас есть возможность создать самые оригинальные конструкции автомобиля.


Творческая практическая работа:


Разработать эскиз легкового автомобиля.


  1. урок. 13.Общественный транспорт.


Цель: конструирование из объемных форм. Дизайн объема. Общее эстетическое формообразование.

Оборудование: набор геометрических тел.


Текст объяснения урока:


Общественный транспорт - автобусы, поезда, троллейбусы и трамваи тоже часть нашей жизни, они часть города и требуют достойного внешнего вида. У конструкторов-дизайнеров и художников-дизайнеров есть свой секрет в работе над этой проблемой.

В принципе, весь городской автомобильный транспорт имеет призматическую форму. Возьмем и мы за основу дизайнерской разработки две призмы, сложим их вместе. Ну и что? А если верхнюю призму сдвинем назад? вперед? Образ конструкции меняется. У нас появился перед транспортного средства, но чего-то не хватает. Нет лица. Давайте его нарисуем и отсечем все ненужное, подобно скульптору (учитель показывает пример на доске). Вот сколько лиц может быть у автобуса, или поезда.










Практическая творческая работа:

Разработать эскиз автобуса, троллейбуса, трамвая, поезда во фронтальной проекции.

У городского транспорта должно быть свое лицо, общее современное эстетическое направление. Но каждое транспортное средство должно в свою очередь иметь свое лицо. Иначе получится, что автобусы, троллейбусы, трамваи и поезда, как цыплята из одного инкубатора.


  1. урок. Конструирование одежды.


Цель: формообразование в конструировании одежды.


Оборудование: набор геометрических тел.


Текст объяснения урока:


В 6 классе мы разрабатывали костюм для Золушки, где вы познакомились с понятием силуэта. Вы разрабатывали костюм исходя из плоской фигуры треугольника. На этом уроке мы попробуем разработать костюм исходя из более сложных геометрических тел.

Возьмем простейшую призму: прямое элегантное платье уже готово, осталось придумать оригинальный вырез горловины, и еще осталось много места для фантазии. Но прямой силуэт остался.

Если на цилиндр положить полусферу, то получится элегантное платье с пелериной, если на полусферу сверху поставить цилиндр, получится платье с оборкой по низу. И т.д.

Учитель и учащиеся экспериментируют с геометрическими телами, находя множество вариантов конструкции одежды - женской и мужской.


Практическая творческая работа:


Разработать несколько моделей одежды во фронтальной проекции.


  1. урок. Архитектура.


Цель: особенности формообразования в архитектуре.


Оборудование: набор геометрических тел.

Видеоряд: кинотеатр им. Горького г. Ростов-на-Дону, современная архитектура.


Текст объяснения урока:


В архитектуре наиболее четко прослеживается связь с предметным миром. С давних времен человек строил жилища исходя из наблюдений за природой. Лесные жители знали, что большие лапы елей спасают от дождя и строили деревянные избы с двускатной крышей, похожие на ветви елей, с которых хорошо скатываются капли дождя, а весной сходит снег. Жители гор дома строили из камня, как ущелье, а крышу делали ровной.

Эта традиция используется и в современном мире, но к природе добавились рукотворные предметы. Так, кинотеатр им. Горького в Ростове-на-Дону разработан по аналогу с трактором. Центральная часть представляет кабину, а примыкающие стеклянные пристройки - тракторные гусеницы.

Современная архитектура стремится к ансамблевости, она охватывает большую прилегающую часть земли с площадью или парком. Ансамбль передает общую эстетическую направленность по вертикали, горизонтали, характеру объемов. Но одно здание все основное, центральное.

Мы займемся разработкой одного центрального здания. Прежде всего, мы должны найти в природе или предметном мире образ, который ляжет в основу разработки вашего архитектурного проекта. Допустим, проект речного вокзала. Какие предметы можем встретить на речном вокзале? Ракушка, парус, лодка, пароход, сети, рыба, удочка. Предположим, вы выбрали пароход. Если его очень стилизовать до простейшей геометрической формы, то получится треугольная призма. Но в нашем климате прямая крыша неприемлема, да и как сделать ребро, которое есть основание парохода устойчивым? А что если сделать наклон у парохода, тогда чем его удержать, чтобы он не упал, какие у нас есть еще в разработке речные элементы? Сети, удочка, рыба, паруса, ракушки.

А можно ли из малых предметов придумать архитектурных образ? Допустим, болтик. Если его поставить вертикально, вместо резьбы сделать винтовую лестницу, то получится неплохо.

Существует и еще вариант строительства здания. Это удачное сочетание нескольких геометрических фигур, которые требуют очень продуманного подхода: надо правильно рассчитать, где сделать вырезы в геометрическом теле, где плавно их соединить. Объяснение этой части урока проходит с применением геометрических тел. Учащиеся по желанию пробуют строить вместе с учителем.


Творческая практическая работа:


Эскиз архитектурного сооружения во фронтальной проекции.

Напомнить, что человеческая фигура - единица масштаба в архитектурных проектах.


  1. урок. Дизайн мягкой мебели.


Цель: формообразование предмета в объемных телах. Эргономика.

Оборудование: для учащихся и учителя циркуль, линейка, карандаш (мел).


Текст объяснения урока:



К мягкой мебели в первую очередь относится кресло. В большинстве случаев кресло компонуется в куб, а потому мы будем вырезать из куба форму кресла.


Начертите две оси, прочертите циркулем окружность, радиусом 30 мм. Опустите ножку циркуля вниз до пересечения оси и окружности и тем же раствором сделайте засечки на окружности. Через точки пересечения окружности и засечки, проведите прямые линии в точку пересечения осей и далее. Вы поделили окружность на шесть равных частей, в этом чертеже нетрудно разглядеть куб. в нем и будем разрабатывать кресло.

В предметах, созданных для человеческого тела, есть ряд неизменных требований: сидение для удобства чуть заваливается к спинке, спинка должна быть чуть под наклоном во внешнюю сторону, быть выше спины, учитываться должны и расстояние сидения от пола и размеры сидения. Такая наука о человеке и предметах, с которыми он взаимодействует, называется эргономика.


Практическая творческая работа:


Разработать эскиз кресла в изометрии.


  1. урок. Интерьер.


Цель: повторение темы «Перспектива», «Интерьер» 6 класс. Визуализация пространства.


Текст объяснения урока:


Вспомним построение интерьера с одной точкой схода. Построим. (Урок начинается с практической части).

Перед вами интерьер с белыми стенами, полом и потолком. Комната представляет куб. как его сделать выше, ниже, больше или меньше? Перестроить? Давайте приметим трюк к визуализацией пространства. Если стены покрыть темными обоями, а потолок и пол сделать светлыми, то комната покажется вытянутой вверх, если наоборот, то комната станет шире и ниже. Если у вас низкий потолок, то оставьте его белым и комната будет казаться выше.

Цветовая гамма в помещении очень важна, потому что это жилище человека, а цвет может влиять на человеческую психику. Так, от голубого цвета нам холодно, красный цвет раздражает, зеленый успокаивает, желтый «делает» беспорядок в комнате. И, если вы любите какой-то из этих цветов, то делайте это деликатно используйте полутона. Мебель в комнате может контрастировать, а может и дополнять цветовую гамму. Мебель в комнате может быть расположена симметрично вдоль двух противоположных стен, а может располагаться асимметрично, и занять место вдоль двух стен, сопряженных углом.


Практическая творческая работа:


Визуально изменить размеры комнаты, расположить мебель.


  1. урок. Детская игровая площадка.

Цель: разработка комплекса игровых элементов, объединенных темой и эстетической формой.


Текст объяснения урока:


Художники-дизайнеры разрабатывают эскизы не только отдельных предметов, но и целые комплексы предметов, например, детская игровая площадка. Здесь прежде всего должна быть безопасность: все предметы должны быть обтекаемы, удалить на безопасное место горку от карусели, чтобы не допустить травматизма. Следующая задача - эргономические требования: скамеечки низенькие, ступеньки низкие. Эргономика существует и в школе. Как вам уже неудобно садиться за парту в первом классе, некуда деть коленки, а когда то эта мебель была вам впору! Не забывайте об этом.

Теперь определите тему площадки. «Космос», «Сказка», «Африка» и т.д.

Для Африки центральная фигура - пальма. Она может создавать тень для песочницы. Далее используем жирафа для горки или слона, лианы для каруселей, и т.д.

Общая цветовая гамма площадки тоже африканская: много желтого, оранжевого, зеленого.


Творческая практическая работа:


Разработать эскиз игровой площадки. Вид перспективный.


  1. урок. Дизайн ландшафта.


Цель: история садово-паркового искусства. Дизайн пространства.


Текст объяснения урока:


Персы при Кире (538г. до н.э.) стали основоположниками парков. Персия явилась родиной садовых цветов. Первыми из них были розы. В парках были бассейны и фонтаны. Цветы и кустарники сочетались с сооружениями из цветных камней.

В Египте большой пышностью отличались парки при Рамзесе 2 и Клеопатре.

В Древней Греции сады украшались бассейнами, колоннами, мраморными лестницами, скульптурой.

В эпоху Возрождения был создан особый стиль «итальянских садов». Они располагались обычно на холмистой местности, имели галереи, террасы, лестницы, гроты, фонтаны, четырехугольные пруды.

Французские сады при Людовике 14 в 18 веке, создавались на равнине и были похожи на целые города с четким симметричным планом. Впервые сложился парк с четким очертанием стриженых аллей и лужаек. Такой парк называется регулярный. Особая прелесть парка в боскетах, разбитых на правильные участки. В зелени листвы, словно в камне вырубались настоящие туннели со сводами и обширные залы, где размещались летние театры. Искусные мастера состригали с деревьев ненужные ветки и придавали деревьям разные геометрические формы - шара, конуса, куба. Зелень боскетов постригали так аккуратно, что создавалось впечатление огороженности со всех сторон высокими стенами. Перед замком проходила главная аллея. Лужайки представляли собой стриженую траву с орнаментом цветов. Пленительный эффект создавала зеркальная вода в бассейнах криволинейных форм.

«пейзажный» или «Живописный» парк широко развивался в Англии в 19 веке по образцу китайских парков.

Во время царствования Екатерины 2 в России был разбит первый английский парк («Пейзажный») в Царском Селе. Она писала Вольтеру: «Я страстно люблю теперь сады в английском вкусе: кривые линии, пологие скаты, пруды в форме озер и глубоко презираю прямые линии. Ненавижу фонтаны, которые мучат воду, давая ей течение, противное природе…».

Самым известным среди пейзажных парков - Павловский парк под Петербургом. Там органически переплелись все стили: пейзажных английских, регулярных французских, итальянских загородных вилл.

В Японии сложился особый стиль «игрушечного» парка, в котором растут карликовые деревья, и есть маленькие фарфоровые мостики.


Творческая практическая работа:


Разработать эскиз небольшого школьного парка.


35



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал