- Учителю
- Урок ИЗО Рисуем столярные инструменты
Урок ИЗО Рисуем столярные инструменты
Урок изобразительного искусства в 7 классе.
Тема урока: «Мы рисуем инструменты»
(Выполнение набросков столярных, слесарных, строительных инструментов)
Цели урока:
1.Расширить знания учащихся о жанре изобразительного искусства - натюрморте; познакомить с произведениями, в которых предметом изображения являются инструменты, характеризующие труд; учить анализировать форму, конструкцию предметов.
2.Развивать технику работы акварелью.
3. Воспитывать интерес к рабочим профессиям и творческое воображение
Оборудование для учителя: слайды картин Е.А. Расторгуева «В столярной мастерской», А. Никитин «Юный столяр», Е. Курзанов «Столярное дело»
Для учащихся: альбом, карандаш, краски акварельные.
Словарь: натюрморт, тон, холодные и теплые тона, насыщенность, светлота.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Смачивание красок.
II.Сообщение темы урока.
На доске слова: кисть, ведро, книга, палитра, береза, статуэтка, яблоко, ваза.
-Какой из вышеперечисленных предметов является лишним, если его рассматривать с точки зрения жанра изобразительного искусства?
(Ответ: лишнее слово здесь-береза, так как она является предметом изображения в пейзаже, а все остальные предметы могут быть предметом изображения в натюрморте.)
-Правильно. Сегодня мы на уроке продолжим познание особенностей художественных средств в этом жанре живописи.
III. Изучение нового материала.
Загадка
Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале.
Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт.
Или все предметы сразу
Знай, что это НАТЮРМОРТ
-Что же обозначает термин натюрморт?
(В переводе с французского буквально означает «Мертвая натура», но несмотря на это, он рассказывает о красоте жизни, о созданных человеком удобных и полезных вещах, о прекрасных творениях природы- цветах, плодах, дарах моря, леса.
-Какие предметы вы уже использовали для натюрмортов?
(цветы, фрукты, вазы)
-Да, эти предметы чаще всего используются в качестве натуры. Но предметный мир натюрморта гораздо шире. Обратимся к работам художников.
Сегодня в вещах прежде далеких от искусства, зоркий глаз художника находит приметы своего времени. Это прежде всего предметы труда, самые разные инструменты, в которых живописцы видят черты новизны жизни. Вот и в картине Е.А. Расторгуева читается образ рабочего человека. Работа с натуры в деревообрабатывающем цехе подсказала художнику интересные находки в цвете. В этой работе существенную роль играют сдержанные благородные цветовые отношения, сочетания, подчиненные одному основному тону. Отсутствие красочных и световых эффектов, пестроты.
В натюрморте Е. Курзанова «Столярное дело» тоже материалы и инструменты, но так же присутствуют фрукты, посуда и набросок Буратино. Как видите, художники по- разному изображают предметы-инструменты, но в их работах одно общее: они стараются передать восхищение ими.
IV. Актуализация знаний учащихся.
1.Устная зарисовка
-Сегодня на уроке вам предлагается выполнить натюрморт из предметов, характеризующих труд столяра.
А чем занимается столяр и откуда произошло название профессии столяр?
Давайте обратимся к истории
Из истории возникновения столярного искусства
Профессия столяра, надо заметить, появилась давно, весьма задолго до нашего с вами рождения. Она беспрепятственно развивалась в благоприятном климате, среди поселений, раскинувшихся в лесных местностях. А вместе с отдельно взятыми представителями профессии формировалось и столярное мастерство в целом.
Всякое искусство имеет привычку с чего-то начинаться. С мелочи обычно. К примеру, поваленное бревно ободрать от коры, чтобы на нем сидеть было удобнее. Предполагаем, что именно таким образом возникло и столярное дело - с облагораживания обыкновенного бревна перед горящим на полянке костерком. Мы до сих пор, сами того не подозревая, тем же самым занимаемся на загородных прогулках, чтобы всласть и с комфортом посидеть.
Со временем, видимо, и общую обстановку в жилище начали обустраивать. Стильные дубинки, столики там всяческие по древне временной моде, некое подобие шкафчиков и прочее.
В древних раскопках частенько встречаются, наряду с элементарными предметами обстановки, лестницы. Они имели видимо, какой-то сакральный смысл, не просто передвижение с уровня на уровень, а поднятие ввысь к Богу.
А вот такие простые предметы как скамьи стали превращаться в столы, от которых, естественно, и произошло в русском языке само название профессии - столяр.
Затем-то, конечно, появились табуреты, рассчитанные на одного сидящего вместо многоместных лавок, кровати с резными ножками и изголовьем, сундуки для хранения, нажитого непосильным трудом, где купцы могли и восседать и возлежать в процессе приема пищи, одновременно охраняя свои сокровища. И лишь избранные граждане, так сказать, отмеченные Божьим перстом, пользовались благами индивидуализма, сидя на стуле-троне.
Кстати сказать, древние высокородные римляне пользовались привилегией стулосидения - специальный раб носил за ними особенную удобную скамеечку, на которой гражданин усаживался, как только чувствовал малейшую усталость. Подобные льготы полагались особам королевско-царских кровей. Так, за русским царем дворовый человек носил красный стул, использовавшийся в качестве походного трона: не имеет морального права сановная особа ничем не выделяться из толпы!
</
- Много интересного мы узнали о столярном искусстве. Теперь скажите, какими инструментами пользуется столяр?
(молоток, пила, плоскогубцы, стамеска, рубанок, сверло)
А какие предметы могли бы охарактеризовать труд учителя?
2.Составление композиции.
На столе: пластмассовые муляжи столярных инструментов;
Задание 1. Составить из представленных предметов натюрморт.
Перед выполнением задания учитель напоминает, что в натюрморте различают несколько планов: передний, второй, третий. На переднем плане
Более мелкие предметы, на втором- более крупные, третий-это фон. Чтобы проверить правильность положения предметов в пространстве, полезно рассмотреть их взаиморасположение сверху (в плане) и с боков (в профиль)
Задание 2. Определить форму, окраску, фактуру поверхности предметов в натюрморте.
(Ручка, карандаш, стопка тетрадей, книги, классный журнал)
V.Практическая работа.
1.Этапы работы над натюрмортом.
1 этап. Предварительный анализ натюрморта. Эскиз наброска.
Компоновка натюрморта на основном листе бумаги. Соотношение общих масс предметов натюрморта. Характер предметов. Уточнение пропорциональных соотношений между частями отдельных предметов
2 этап. Линейно- конструктивное построение формы предметов. Разбор и прорисовка деталей.
3 этап. Обобщение рисунка.
2.Натюрморт в цвете акварелью
1.Определить имеющиеся в натюрморте контрасты: самые светлые и самые темные места, участки, окрашенные холодными цветами и те, которые воспринимаются теплыми.
2.Прописываем освещенную поверхность предметов тонким слоем краски, начиная со светлых мест, включая блики
3.Объемность передаем, постоянно переводя взгляд с одного предмета на другой, а затем на всю группу предметов в целом
4.Прописывая тени, нужно помнить: если свет теплый- тени холодные, при холодном свете -тени относительно теплые.
Во время самостоятельной работы учащихся целевой обход учителя:
1.Контроль за организацией рабочего места.
2.Контроль за правильностью выполнения приемов работы.
3.Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.
4. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.
VI. Итог урока.
Выставка работ