- Учителю
- Методическая разработка урока по теме Объемное изображение натюрморта
Методическая разработка урока по теме Объемное изображение натюрморта
Российцева Надежда Михайловна, методист МБОУ ДО «ЦДЮТ» Симферопольского района Республики Крым.
Рисование натюрморта с натуры рассчитано на два урока.
1-й урок - «Рисование натюрморта с натуры».
2-й урок - «Объемное изображение натюрморта».
2-й урок.
«Объемное изображение натюрморта».
Содержание урока:
Светотень в рисовании натюрморта.
Объемное изображение.
Завершение натюрморта.
Цели урока. 1. Формирование пространственных представлений; умения передавать форму, конструкцию предметов; умение компоновать рисунок; передавать градации светотени.
2. Развитие творческих способностей и художественно-образного мышления; межпредметных связей с геометрией, черчением, технологией и другими предметами.
3.. Расширение знаний о жанрах изобразительного искусства; умение подмечать прекрасное в обыденных вещах и объектах; воспитание внимания, усидчивости, терпения.
Материалы и принадлежности: репродукции (видеоряд); работы учащихся и учителя; натюрморт из геометрических тел; софит, простой карандаш, бумага.
Ход урока
1.Организационный момент. Подготовка к уроку, отметка отсутствующих.
2. Песня о жанрах изобразительного искусства. Слова А. Кушнера; Музыка Г.Гладкова
3. Рисование с натуры - основа изобразительной деятельности. Рисование натюрморта помогает понять и усвоить основы изобразительной грамоты:
- перспективу;
- линейно конструктивные построения;
- распределение светотени на поверхности;
- пространство;
- передачу пропорций;
- цветовые отношения и т.д.
Благодаря тому, что натюрморт неподвижен, учащиеся могут сколь угодно долго изучать, рисовать, совершенствовать свои изобразительные навыки и умения.
Вопросы на повторение:
Составные части светотени
-
Блик - блестящее место на поверхности.
-
Свет - участок, обращенный к свету перпендикулярно.
-
Полутень - скользящие, косые лучи, плавный переход от света к тени.
-
Тень собственная - свет не падает на этот участок.
-
Рефлекс - свет, отраженный от соседних предметов.
-
Тень падающая
Закономерности распределения лучей по форме предмета - благодаря чему наш глаз воспринимает объем.
-
Сила источника света: ярче свет - освещение резче, сильнее,; слабый источник света - освещение нерезкое.
-
Расстояние между предметом и источниками света.
-
Цвет предметов.
Этапы построения рисунка.
-
Выбор формата.
-
Расположение группы предметов.
-
Обозначение легкими линиями общих размеров группы.
-
Наметка величины каждого из объектов.
-
Прорисовка конструкции, пропорций предметов.
-
Определение перспективных сокращений.
-
Уточнение всех деталей, окончательная доводка рисунка.
-
Повторение учебных задач, поставленных на уроке.
Проводится анализ распределения светотени на предметах натурной постановки. Рассматриваются очертания падающих теней. Начало самостоятельной работы учащихся.
Нанесение светотени ведется постепенно. Постепенно усиливается и тон штриховки.
Наносятся на самые темные участки натуры - собственная и падающая тени, затем определяется тень и полутень и т.д.
На уроке необходимо дать понятие светотени.
Светотень -это совокупность оттенков света на форме (от светлого к темному);
- строго закономерные градации светлого и темного, света и тени, благодаря которым воспринимаются глазом и воплощаются в художественном произведении предметные свойства и явления действительности.
Светотень - одно из основных средств изобразительного искусства Она позволяет художнику передавать форму предмета, его объем, особенности его поверхности.
И в натуре, и в живописи светотеневой строй целого зависит от
взаимосвязи света, тени, полутени, рефлекса. По сравнению с цветом светотень обладает гораздо более широким значением: графика и скульптура могут легко обходиться без цвета и почти не существуют без светотени.
-
Практическая работа.
Проводя фронтальную и индивидуальную работу с детьми, необходимо показывать им приемы штриховки, указывать на замеченные в их рисунках ошибки и разъяснять пути исправления этих ошибок. Необходимо постоянно следить, чтобы в центре внимания находились указанные выше основные задачи последовательного выполнения рисунка натюрморта.
-
Итак, на примере рисования натюрморта с натуры мы увидели, как распределяется светотень на предметах различной формы, научились передавать светотень методом штриховки разной силы и величины. Увидели, что благодаря светотеневым отношениям на линейном рисунке появляется пространство и объем.
Проводится анализ нескольких наиболее характерных работ. Оценки выставляются всем учащимся. Урок окончен.