7


  • Учителю
  • План-конспект урока МХК 11 класс

План-конспект урока МХК 11 класс

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Урок МХК в 11-м классе по теме "Открытия символизма. Творчество М.Врубеля. Русский авангард. В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов " Цель: ·         Обучающая: сформировать представление о духовных ценностях человека, жившего в эпоху Серебряного        века, отражённое в иску
предварительный просмотр материала

1 декабря 2014г.

Урок МХК в 11-м классе по теме "Открытия символизма. Творчество М.Врубеля. Русский авангард. В.Кандинский, К.Малевич, П.Филонов "


Цель:

  • Обучающая: сформировать представление о духовных ценностях человека, жившего в эпоху Серебряного века, отражённое в искусстве символизма. развитие и закрепление темы раздела «Художественная культура XX века»; познакомить с новым понятием символизм, авангардизм. Овладение умением анализировать художественные произведения М. Врубеля, В. Кандинского, К. Малевича, П. Филонова, В. Татлина и вырабатывать собственную эстетическую оценку.

  • Развивающая: использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.

  • Воспитывающая: воспитание художественно-эстетического вкуса и культуры восприятия произведений искусства.

Задачи урока:

Повторение пройденного материала.

Символизм. М.Врубель.

Русский авангард. Начало русского авангарда.

Особенности русского живописного авангарда.

Абстракционизм В. Кандинского.

«Аналитическое искусство» П. Филонова.

Супрематизм К. Малевича.

В. Татлин - основоположник живописного конструктивизма.

Судьба русского авангардиста.

Тип урока: урок расширения и углубления в тему. Форма урока: урок - лекция.Жанр урока: урок - презентация.

Средства обучения:

Учебные: учебник Мировой художественной культуры для 11 класса Л.А Рапацкой.

Наглядные: портреты М.А.Врубеля, репродукция картины М.А.Врубеля "Демон"

ТСО: мультимедиа проектор

Литература к уроку:

  1. Л.А.Рапацкая, На рубеже Серебряного века., М., 2001

  2. Ю.С.Рябцев, Хрестоматия по истории русской культуры XX века., М.,2003

Эпиграф: "Искусство - самый прекрасный, самый строгий, самый радостный символ извечного, не подвластного рассудку стремления человека к добру, к истине и совершенству". (Томас Манн)

Ход урока

Учитель: Сегодня на уроке пойдёт речь об искусстве "русского культурного ренессанса" именуемого Серебряным веком, о том, как в зеркале искусства этой эпохи отразилось мироощущение человека. Давайте вспомним, какой период русской культуры принято называть Серебряным веком?

Дети: Это сравнительно небольшой период примерно от начала 90-х годов XIX века до революционных катаклизмов 1917 года.

Учитель: Действительно на этом социальном фоне искусство являлось неким продуктом "эпохи полураспада". Исследователь и культуролог Фёдор Иванович Шмит был убеждён, что искусство призвано не только отражатьокружающий мир, но и преобразовывать его, выдвигать перед человеком новые сверхпроблемы, требующие решения. Для этого искусство искало новые средства художественной выразительности.

На рубеже веков произошла смена ценностей. Связь времён распалась. Нет больше двух противоположных полюсов: Добра и Зла, Рая и Ада. Все смешалось. Зло выступает под маской Добра, Добро же, напротив, преподносится как Зло. Распад, разрушение... Жизнь человеческая представляется бессмысленной.

Одним из самых ярких явлений художественной культуры Серебряного века явился символизм. Для искусства символизма ключевым является слово "символ". Как вы понимаете это слово.

Дети: Символы это знаки.

Учитель: Пожалуй, яснее всего обосновал это понятие Н.А.Бердяев, который писал: "Символ есть связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Символисты верили, что есть иной мир…Характерно, что символисты не верили в Христа. И это нужно определить как космическое прельщение, под которым жило это поколение". Символисты свято верили в мистическую силу искусства, в его способность стать новой "религией", изменяющей человека.

Символизм в русском искусстве нашёл отражение в поэзии, музыке, театре, живописи. В символизм прозвучал множеством ярко одарённых индивидуальностей.

Одним из основоположников символистической живописи был Михаил Александрович Врубель (на экране портрет художника). Врубель - художник, произведения которого никого не оставят равнодушными. Если зритель хочет не только получить эстетическое удовольствие, но и прикоснуться к сложной сфере душевных переживаний, ему стоит заглянуть в зал Врубеля Третьяковской галереи. В его работах мир художественного вымысла словно разошёлся с миром повседневной жизни. Одной из выдающихся работ Михаила Александровича Врубеля является картина "Демон". (На экране репродукция картины "Демон"). Каков сюжет этой картины?

Дети: На репродукции изображён Демон. Он сидит высоко в горах. На заднем плане виднеются горные вершины. Справа от Демона каменные цветы.

Учитель: В чём особенность этой картины? В какой технике она написана?

Дети: Нет чётких линий. Присутствуют крупные штрихи. Картина как будто выложена из мозаики.

Учитель: В чём вы видите идею этой картины?

Дети: Демон - это символический образ. Он олицетворяет собой огромные силы человеческого духа, его внутреннюю борьбу, может быть - с самим собой, со злом, сомнениями, неверием… Демон возвышается над горами на фоне мерцающего заката. Он окружен невиданными цветами-кристаллами. Трагически сцеплены руки, безнадежно-печален взгляд огромных глаз на юном лице… Художник показывает нам одиночество, безысходность человека, чьи титанические силы не находят себе применения.

Учитель: Лиловый мир Врубеля - это цветовое обозначение тревожного времени, в которое жил художник. По замыслу художника Демон не является ни чертом, ни представителем каких-то отрицательных сил. По словам Врубеля, Демон олицетворяет душу. Иными словами Демон - это все то, что заботит, служит предметом размышлений. Это чрезвычайно емкий персонаж, он думает о прошлом - об ошибках, которые он совершил. О настоящем - о своем месте на земле и на небе (в вечности). О будущем - о том, что действительно важно и нужно сделать, и о том, что наносное, временное, мелочное и не стоит усилий. Все эти мысли, переживания сосредоточены в Демоне. Они не являются на прямую грустными, печальными. Обобщенно говоря перед нами человек переживающий, это эмоциональное бурление можно обозначить словом "тревожный".

Таким образом, в живописи отразился изменённый мир. Эпохой Скрябина завершается в русской культуре "серебряного века" всплеск символизма. Чем ближе были раскаты революционных гроз, тем актуальнее становились средства художественной выразительности, цель которых - опровергнуть все традиции во имя надвигающихся перемен.

Мы рассмотрели вопросы, повлиявшие на глобальные сдвиги общественного сознания, которые нашли своё отражение в искусстве.

Одна из основных функций искусства - анализ состояния мира и человека в нем. Художника интересует как судьба его героев, так и человечество в целом, он мыслит в масштабах истории.

Серебряный век - особый период в развитии русской литературы. Он принес новые имена, новое видение мира. Как искусство Серебряного века, отразило ответ на вопрос: "Что такое жизнь и какова роль человека в ней?"

Дети: Серебряный век отразил сложнейшие духовные искания человечества на рубеже XIX и XX веков, есть предчувствие грядущей катастрофы, элементы "надлома", кризиса. Искусство стало философией, универсальным, синтетичным взглядом на мир.

Учитель: Сегодня мы с вами продолжаем, знакомиться с разными направлениями в искусстве XX столетия.

- С какими направлениями и стилями мы уже с вами познакомились? (с искусством символизма, модернизма, конструктивизма; зарубежное изобразительное искусство - программность, кубизм, фовизм, примитивизм, футуризм, сюрреализм, дадаизм, поп - арт.).

- Каковы главные отличительные черты новых стилей, направлений и исторические предпосылки их возникновения? (учащиеся кратко выделяют отличительные черты стилей и всех направлений 20 столетия).

- Сегодня мы познакомимся с еще одним направлением в искусстве 20 века это «авангардизм».

- Что вы можете рассказать про это направление в искусстве? (ответы по желанию учащихся).

- Сам термин «авангард» заимствован из военной терминологии и не представляется идеальным в применении к искусству. Он страдает жестокостью и не может сообразовываться с природой художественного мышления. Но он принят, и мы не ищем ему замены.

- Авангардизм (фр. передовой + отряд) - название ряда течений в искусстве 20 века, порывающих с существующими нормами и традициями реализма. Авангардисты рассматривают искусство как особую, лишенную социальной значимости эстетическую сферу, постоянно экспериментируют в поисках новых форм.

Русский авангард.

Начало русского авангарда.- История русского авангарда начинается с 1910 года. Русские художники усваивали европейские традиции, но и создали свой национальный стиль. Древнерусская иконопись, народные лубочные картинки, примитивизм детских рисунков помогали им создавать новую художественную реальность.

- «Русский взрыв… был вполне закономерен и исторически оправдан» (Д. В. Сарабьянов). В конце 1910 года в Москве устроена выставка под названием «Бубновый валет», а в 1911 года под этим названием организовали общества, просуществовавшее до 1917 года, и проводили выставки с участием русских и иностранных художников. Художники и поэты дразнили публику, «бубновые валеты» выражали свой протест против художественного застоя.

Художники возвращали живописи способность пользоваться Толькой её присущими свойствами - цветом, линией, пластикой. Они увидели красоту в самой поверхности холста. Интерес к предмету, к массе, к объему, вылепленному цветом и красочным «тестом» - все это сделало популярным жанр натюрморта.

Пейзажи, портреты русских авангардистов становились чем - то близким натюрморту. «Бубновые вылеты» не стремились к монументальности, к фреске, используя в лучшем случае форму панно, сближая его с вывеской. Все эти устремления соединяются с темпераментной стихийностью, с азартным напором, с уличной громогласностью - все это типично для русского авангарда.

Особенности русского живописного авангарда.

Учитель: Первые выставки «Бубнового валета» стали свидетелем того, что русская живопись начала вхождение в полосу авангардного движения, которое развернулось в 1910 - 1920 -е годы. Оно становится программным, проектным, сопровождается манифестом или устной декларацией, подкрепляется теоретически, без чего авангард не существует. В писаниях авангардистов слышны отзвуки современных им научных открытий или философских концепций.

Научные предположения выглядят наивными иногда, но этот недостаток восполняется в самом творчестве, где интуиция выступает на первый план и ставит художественный образ на уровень новейших научных открытий. Вырабатывается тип художника, как бунтаря, протестанта. Качеством русского авангарда является отрицание традиций предшественников.

Еще одним из главных отличительных особенностей является следующее: произведение искусства создает новую реальность. Художники вступали в мир неведомый. Их образы - реальность вторичная или реальность идеальная. В ней на совершенно особый маневр построены взаимоотношения частей вселенной и мелких явлений и вещей, находящихся в кругу представления человека.

Особенностью является также его многоликость. Фамилии нескольких авангардистов - Кандинский, Ларионов, Гончаров, Малевич, Татлина, Матюшин - чтобы понять, что каждый из них самостоятелен, независим, и неповторим. При всем своеобразий и известных достоинствах русской живописи ХVIII-ХIХ вв. ее представителей нельзя определить как новаторов.

Авангард, был для русского искусства непривычен. Тем удивительнее стремительное формирование новаторской живописи. Живопись шагнула к последнему слову художественного изобретательства. Какую-то роль сыграл революционный порыв, которым была охвачена Россия в 1900-1910-е гг.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал