- Учителю
- Поурочное планирования «Робототехника» 5, 7 класс
Поурочное планирования «Робототехника» 5, 7 класс
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «Робототехника» 5,7 класс
Содержание программного материала 5 класс
Модуль 1. Знакомство с конструктором. (3 часа)
• Твой конструктор (состав, возможности)
- Основные детали (название и назначение)
- Датчики (назначение, единицы измерения)
- Двигатели
- Микрокомпьютер NXT
- Аккумулятор (зарядка, использование)
• Как правильно разложить детали в наборе
Модуль 2. Начало работы. (6 часа)
• Включение \ выключение микрокомпьютера (аккумулятор, батареи, включение, выключение)
• Подключение двигателей и датчиков (комплектные элементы, двигатели и датчики NXT).
• Тестирование (Tryme)
- Мотор
- Датчик освещенности
- Датчик звука
- Датчик касания
- Ультразвуковой датчик
• Структура меню NXT
• Снятие показаний с датчиков (view)
Модуль 3. Первая модель. (3 часа)
• Сборка модели по технологическим картам.
• Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT (программа из ТК + задания на понимание принципов создание программ)
Модуль 4. Модели с датчиками. (14 часа)
• Сборка моделей и составление программ из ТК.
- Датчик звука
- Датчик касания
- Датчик света
- Датчик касания
- Подключение лампочки
• Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ.
• Соренования «СУМО»
Модуль 5. Программное обеспечение NXT (19 часов)
Структура языка программирования NXT
Установка связи с NXT
- Usb, BT
• Загрузка программы
• Запуск программы на NXT
• Память NXT: просмотр и очистка
• Моя первая программа (составление простых программ на движение)
• Знакомство со средой программирования MindstormsNXT
Программирование в среде MindstormsNXT.
Модуль 6 Подготовка к состязаниям роботов.(10часов)
Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязяниях, описаний моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов.
Подготовка к школьному этапу состязаний.
Школьный этап состязаний.
День показательных соревнований по категориям:
o «СУМО»
o «КЕГЕЛЬРИНГ»
o «ТРАЕКТОРИЯ»
Модуль 7 Самостоятельная проектная деятельность. (13часов)
Творческое конструирование собственной модели. Программирование.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 5 класс (70 часов)
№ п/п
Тема занятия
Количество часов
дата
Знакомство с конструктором (3часа)
1
Твой конструктор (состав, возможности). Основные детали (название и назначение).
1
2
Датчики (назначение, единицы измерения).
1
3
Двигатели. Микрокомпьютер NXT
1
Начало работы. (6 часа)
4
Включение \ выключение. Подключение двигателей и датчиков.
1
5
Тестирование (Tryme) Мотор. Датчик звука.
1
6
Датчик освещенности.
1
7
Датчик касания.
1
8
Ультразвуковой датчик
1
9
Структура меню NXT. Снятие показаний с датчиков (view)
1
Первая модель. (3 часа)
10
Сборка модели по технологическим картам.
1
11
Сборка модели по технологическим картам.
1
12
Составление простой программы для модели, используя встроенные возможности NXT
1
Модели с датчиками. (14 часа)
13/14
Сборка моделей и составление программ из ТК датчик звука.
2
15/16
Сборка моделей и составление программ из ТК датчик касания
2
17/18
Сборка моделей и составление программ из ТК датчик света
2
19/20
Сборка моделей и составление программ из ТК подключение лампочки
2
21/22/23
24/25/26
Выполнение дополнительных заданий и составление собственных программ.
6
Программное обеспечение NXT (19 часов)
27
Структура языка программирования NXT
1
28
Установка связи с NXT ( Usb,BT). Загрузка программы. Запуск программы на NXT.
1
29
Память NXT: просмотр и очистка. Моя первая программа (составление простых программ на движение)
1
30/31
Знакомство со средой программирования MindstormsNXT G
2
32
Программирование в среде MindstormsNXT G
1
33
Программирование в среде MindstormsNXTG
1
34/35/36
37/38/39
Составление простых программ по линейным и псевдолинейным алгоритмам
6
40/41/42
43/44/45
Составление простых программ по алгоритмам, с использованием ветвлений и циклов»
6
Подготовка к состязаниям роботов.(13 часов)
46
Работа в Интернете. Поиск информации о Лего-состязяниях, описаний моделей, технологии сборки и программирования Лего-роботов.
1
47/48/49
50/51/52
53/54/55
Подготовка к школьному этапу состязаний.
9
56
Соревнования в категории «СУМО»
1
57
Соревнования в категории «КЕГЕЛЬРИНГ»
1
58
Соревнования в категории «ТРАЕКТОРИЯ»
1
Самостоятельная проектная деятельность. (10 часов)
59
Выбор темы творческого проекта
1
60/61/62
63/64/65
66/67/68
Творческое конструирование собственной модели. Программирование
9
69/70
Повторение пройденного материала
Содержание программного материала 7 класс 17 часа (1 час в неделю на одно полугодие)
№
Часы
Тема
Содержание
1
Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547
Лекция. Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 сборки 8547. Что необходимо знать перед началом работы с NXT. Датчики конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), аппаратный и программный состав конструкторов LEGO на базе компьютера NXT (Презентация), сервомотор NXT.
1
Конструирование первого робота
Практика. Собираем первую модель робота «Пятиминитука» по инструкции.
1
Изучение среды управления и программирования
Лекция. Изучение программного обеспечения, изучение среды программирования, управления. Краткое изучение программного обеспечения, изучение среды программирования и управления.
Собираем робота "": модернизируем собранного на предыдущем уроке робота "Пятиминутку" и получаем "Линейного ползуна".
Загружаем готовые программы управления роботом, тестируем их, выявляем сильные и слабые стороны программ, а также регулируем параметры, при которых программы работают без ошибок.
2
Программирование робота
Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий из 4-5 блоков
1
Конструируем более сложного робота
Создаём и тестируем "".
У этого робота ещё нет датчиков, но уже можно писать средние по сложности программы для управления двумя серводвигателями.
1
Программирование более сложного робота
Практика. Разработка программ для выполнения поставленных задачи: несколько коротких заданий. Количество блоков в программах более 5 штук. (более сложная программа).
Задача примерно такая: допустим, робот ехал и упёрся в стену. Ему необходимо отъехать немножко назад, повернуть налево и затем продолжить движение прямо. Необходимо зациклить эту программу. Провести испытание поведения робота, подумать в каких случаях может пригодиться полученный результат.
1
Конструируем гусеничного бота
Нужно ещё раз посмотреть на свои модели, запомнить конструкцию. Далее разобрать и попытаться собрать свою собственную модель. Она должна быть устойчива, не должно быть выступающих частей. Гусеницы должны быть оптимально натянуты. Далее тестируем своё гусеничное транспортное средство на поле, управляем им с мобильного телефона или с ноутбука.
1
Тестирование
Тест должен содержать простые и чётко сформулированные вопросы о конструкторе, о лего, о законах физики, математики и т.д. Рекомендуемое количество вопросов от 10 до 20. Ученики отвечают на простые вопросы, проверяют свой уровень знаний. В тест рекомендуется включить несколько вопросов на смекалку из цикла: "А что если...". В результате тестирования мы должны понять научился ли чему-нибудь ученик.
2
Собираем по инструкции робота-сумоиста
Нам необходимо ознакомиться с конструкцией самого простого робота сумоиста. Для этого читаем и собираем робота по инструкции: . Собираем, запоминаем конструкцию. Тестируем собранного робота. Управляем им с ноутбука/нетбука
2
Соревнование "роботов сумоистов
Устраиваем соревнования. Боты проигравшие модернизируются учениками в процессе соревнований. Не разбираем конструкцию робота победителя. Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота
1
Анализ конструкции победителей
Необходимо изучить конструкции, выявить плюсы и минусы бота. Проговариваем вслух все плюсы и минусы. Свободное время. Собираем любую со сложностью не выше 3 единиц из имеющихся инструкций роботов.
3
Разработка проектов по группам.
Цель: Сформировать задачу на разработку проекта группе учеников.
На уроке мы делим всех учеников на группы по 2-3 человека.
Шаг 1. Каждая группа сама придумывает себе проект автоматизированного устройства/установки или робота. Задача учителя направить учеников на максимально подробное описание будущих моделей, распределить обязанности по сборке, отладке, программированию будущей модели. Ученики обязаны описать данные решения в виде блок-схем, либо текстом в тетрадях.
Шаг 2. При готовности описательной части проекта приступить к созданию действующей модели.
Шаг 2. При готовности описательной части проекта создам действующую модели. Если есть вопросы и проблемы - направляем учеников на поиск самостоятельного решения проблем, выработку коллективных и индивидуальных решений.
Шаг 3. Уточняем параметры проекта. Дополняем его схемами, условными чертежами, добавляем описательную часть. Обновляем параметры объектов.
Шаг 4. При готовности модели начинаем программирование запланированных ранее функций.
Цель: Научиться презентавать (представлять) свою деятельность.
Продолжаем сборку и программиирование моделей.
Шаг 5. Оформляем проект: Окончательно определяемся с названием проекта, разрабатываем презентацию для защиты проекта. Печатаем необходимое название, ФИО авторов, дополнительный материал.
Шаг 6. Определяемся с речью для защиты проекта. Записываем, сохраняем, репитируем.
Цель: Научиться публично представлять свои изобретения.
ЗАЩИТА проектов.
1
Свободное моделирование. Резервный урок.
Собираем любую по желанию модель. Резервный урок.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «Робототехника»
7 КЛАСС
17 часа (1 час в неделю на одно полугодие)
Учебно-методический комплект: Робототехника для детей и их родителей. Книга для учителя. С.А. ФилипповРуководство пользователя LEGO MINDSTORMS NXT 2.0,
Образовательный Лего-конструктор: LEGO MINDSTORMS NXT 2.0 версии 8547. В наборе 625 ЛЕГО-элементов, включая NXT-блок, датчик цвета, 2 датчика касания, 1 ультразвуковой датчик, 3 сервомотора 9 В.
ЦОР: Программное обеспечение LEGO MINDSTORMS NXT-G, язык интерфейса русский и английский, сайт с инструкциями и уроками:
Дата
№ урока
Тема урока
Методические рекомендации и варианты демонстрационного эксперимента, ЦОР
Примечание
Введение (1 час)
1.1
Знакомимся с набором Lego Mindstorms NXT 2.0 версии 8547
ЦОР: Руководство пользователя
Конструирование (8 часов)
2.1
Конструирование первого робота
ЦОР: ПО LEGO MINDSTORMS NXT-G
3.2
Изучение среды управления и программирования
4.3
5.4
Программирование робота
6.5
Конструируем более сложного робота
7.6
Программирование более сложного робота
8.7
Конструируем гусеничного бота
9.8
Тестирование
Управление (4 часов)
10.1
11.2
Собираем по инструкции робота-сумоиста
ЦОР: ПО LEGO MINDSTORMS NXT-G
12.3
Соревнование "роботов-сумоистов"
13.4
Анализ конструкции победителей
Проектно-конструкторская деятельность (5 часов)
14.1
15.2
16.3
Разработка проектов по группам
ЦОР: ПО LEGO MINDSTORMS NXT-G
17.4
18.5
Свободное моделирование.
Инструкция загружена с сайта по LEGO-роботам:
Разрешено бесплатное использование в любых целях. В том числе: распечатка, перепечатка, распространение, использование на уроках и т.д.