7


  • Учителю
  • Урок ИЗО в 5 классе по теме: 'Декоративное искусство Древней Греции'

Урок ИЗО в 5 классе по теме: 'Декоративное искусство Древней Греции'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

План-конспект открытого урока изобразительного искусства

в 5 классе.

(Для МО учителей гуманитарного цикла)

Учитель: Марусина Оксана Юрьевна.

Тема: Декор и положение человека в обществе.

Декоративное искусство Древней Греции.

Цели и задачи: 1. Содействовать формированию художественного вкуса учащихся.

2. Учить различать по стилистическим особенностям декоративное искусство Древней Греции.

3. Учить в ходе восприятия декоративного искусства и в процессе собственной практической работы обращать внимание в первую очередь на содержательный смысл художественно-образного языка ДПИ.

4. Развивать навыки создания собственной импровизации на темы краснофигурных и чёрнофигурных ваз.

Тип урока: урок-практикум.

Зрительный ряд: репродукции с изображением древнегреческих ваз, пейзажей Греции.

Музыкальный ряд: Р.Шуман «О дальних странах и разных людях».

Литературный ряд: «Античные вазы» (из книги О.Тарутина «Что я видел в Эрмитаже»).

Оборудование и материалы: Мультимедиапроектор, СД плейер, диски, гуашь, тонкие кисти, заготовки из солёного теста.

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку.

  2. Беседа. Анализ иллюстративного материала.

Звучит музыка. На экране виды Греции.

Учитель: Ни пустынь, ни степей, ничего бескрайнего, кроме голубого спокойного неба. Земля, в которую то тут, то там широко врезается море. И, кажется, что до него всюду близко. А там, на море, столько островов, что нигде не теряешь сушу из виду… Греция!..

От древнегреческого искусства до нас дошла расписная керамика со строгим геометрическим орнаментом. Вначале это всего лишь простые линии и концентрические круги, ритмично опоясывающие вазу, позднее - более разнообразные мотивы с изображениями людей и животных из простейших геометрических форм. Амфора из Дипилона.

Амфора из Дипилона.

Учитель: На амфоре из Дипилона изображено похоронное шествие. Размеренная схематизация. Стройное чередование увенчанных треугольниками тонких, чуть изогнутых вертикалей, к которым сведены человеческие фигуры. Ясность и простота композиции и в то же время, какая законченная, остро-изощрённая декоративность!

В VII - начале VI века до н.э. бессюжетный геометрический орнамент уступает место изображению человеческих фигур. Начинается новый период в развитии греческой вазописи.

Разнообразные формы греческих ваз (таблица).

Учитель: Греческие сосуды были очень разнообразны по форме:

  1. Овальные амфоры с узкой шейкой и двумя ручками - для хранения вина, зерна, растительного масла, мёда.

  2. Объёмистые кратеры с широким горлом - для вина, смешанного с водой.

  3. Изящные гидрии - кувшины для ношения воды с двумя горизонтальными ручками, чтобы поднимать на голову, и третьей (вертикальной), чтобы снимать с головы.

  4. Плоские с ножкой и двумя ручками килики - чаши для питья.

  5. Высокие, удлинённые лекифы - для душистого масла.

И ещё многие другие кувшины и чаши.

Все они отличаются удивительной стройностью, форма каждого сосуда строго соответствует его назначению. Всё тот же закон функциональности.

Учитель: Из уроков истории вам известны виды греческой росписи на вазах. Какие это виды?

Дети: Краснофигурная и чёрнофигурная роспись.

Учитель: Верно. Искусство вазописи быстро совершенствовалось. Для начала и середины VI века до н.э. характерны чёрнофигурные вазы и в их изготовлении первое место занимает Аттика с её столицей Афинами.

Чёрнофигурная роспись сугубо декоративна. Рисунок наносится на глиняный жёлтый, розовый или оранжевый фон сосуда. В основе рисунка - силуэт, так что фигура даётся не объёмно (часто с головой в профиль, грудью в фас и ногами в профиль).

Детали прорабатываются резцом, подобно гравировке по металлу. Тела фигур окрашиваются в ?????? цвет. Вся не разрисованная поверхность вазы покрывается обычно лаком, который придаёт ей металлический блеск.

Кратер Клития и Эрготима (ваза «Франсуа»)

Учитель: Великолепнейший образец чёрнофигурной керамики - знаменитая ваза «Франсуа», названная так по имени открывшего её археолога.

Пять поясов, девять мифологических сцен, двести фигур. Торжественное шествие богов, охота на вепря; люди, кони, кентавры, мчащиеся колесницы.

Нет ещё перехода чистой геометричности к выразительности изображения: если прищурить глаза, роспись вазы покажется нам геометрическим узором.

Эксекий. Аякс и Ахилл, играющие в кости.


Учитель: Но вот проходят всего три-четыре десятилетия и перед нами уже другое искусство. Амфора, на которой изображены гомеровские герои Ахиллес и Аякс, играющие в кости. Роспись сделана Эксекием, крупнейшим аттическим вазописцем третьей четверти VI века до н.э. Чем отличается эта амфора от вазы «Франсуа»?

Дети: Роспись уже не узор, а картина.

Учитель: Совершенно точно.

В конце VI века до н.э. в вазописи наступает коренной перелом: чёрнофигурную роспись сменяет более совершенная - краснофигурная.

Сами фигуры оставляются в тёплом цвете глины, а фон покрывается блестящим чёрным лаком. Детали уже не процарапываются, а обозначаются тонкими чёрными линиями, едва заметными бледными жёлтыми штрихами.

Учитель: Наш Эрмитаж обладает одним из лучших в мире собраний античной керамики.

Показ репродукций.

Ученик: Античные вазы.

Прекрасные эти античные вазы

понравились нам почему-то не сразу,

«Подумаешь, вазы!» - подумали мы,

другим были заняты наши умы.

Сначала на них мы взглянули, скучая,

потом мы к одной пригляделись, случайно,

потом загляделись…

И, может быть, час никак не могли оторваться от ваз.

… То вазы-гиганты, то карлики-вазы,

И каждая ваза с рисунком-рассказом.

… Герой в колеснице летит на войну.

Плывут аргонавты в чужую страну.

Персей убивает Медузу Горгону.

Афина Паллада диктует законы.

Сражается с Гектором грозный Ахилл

(И Гектор, как видно, лишается сил)…

А вот Артемида, богиня охоты,

Из меткого лука стреляет в кого-то,

а это на лире играет Орфей.

А это вручают спортивный трофей.

А вот Одиссей, подающий советы.

А это кентавры…

А это…

А это…

Но мы описать и не пробуем враз

крупнейшую в мире коллекцию ваз.


Учитель: Среди эрмитажных шедевров особенно характерна для ранней краснофигурной росписи ваза работы знаменитого мастера Евфрония, изготовленная около 510 г. до н.э.

Краснофигурная пелика работы Евфрония.

Это так называемая пелика - сосуд для вина и масла.

Сюжет росписи: первая ласточка. Мужчина, юноша и мальчик, над ними - ласточка. Надписи, начертанные пурпуром: «Смотри, ласточка!» - «Да, клянусь Гераклом!» - «Вот она! Уже весна!» Контуры фигур угловаты, их движения неловки. Но важно, что фигуры очень динамичны, что они поворачиваются, оживлённо жестикулируют. Радость наступившей весны воодушевляет их, и та же радость воодушевляет художника-вазописца.

Физкультминутка. Упражнения для глаз: Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно (голова неподвижна; повторить 8-10 раз).

Упражнения для профилактики нарушения осанки:

  1. Исходное положение - сидя на стуле, ноги вместе.

  2. На счёт «раз» - выполнить захват ножек стула изнутри; на счёт «два» - вернуться в исходное положение; на счёт «три» - захват ножек стула снаружи; на счёт «четыре» - вернуться в исходное положение. Повторить 8 раз.

  3. Исходное положение - стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок.


III. Практическая работа.

Учитель: заготовки для сегодняшнего урока мы с вами сделали заранее. Они уже высохли. Это миниатюрные греческие вазы из солёного теста.

Сейчас вы станете древнегреческими художниками-вазописцами, и украсите свои вазы чёрнофигурной или краснофигурной росписью, какая вам больше нравится.

Возьмите гуашь и тонкие кисти. Приступайте.


Во время практической работы учитель делает обходы учащихся с целью: 1) контроля организации рабочего места; 2) контроля правильности выполнения приёмов работы; 3) оказания помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроля объёма и качества выполненной работы.


VI. Итог урока.

  1. Выставка детских работ организуется на отдельном столе.

  2. Оценка работ.

  3. Уборка рабочих мест.

  4. Заключительное слово учителя.

Учитель: Посмотрите, какие красивые и какие разные вазы у вас получились! И каждая ваза с рисунком-рассказом.

А как называют изделия из обожжённой глины?

Дети: Керамика.

Учитель: Как называется древнегреческий сосуд для воды, обычно с двумя боковыми ручками и третьей, большой ручкой на горле?

Дети: Гидрия.

Учитель: А какие ещё формы ваз вам известны?

Дети: Кратеры, лекифы, пелики, амфоры.

Учитель: Имена художников-вазописцев запомнили? Назовите.

Дети: Евфроний, Эксекий.

Учитель: Молодцы!

Греческая вазопись чёрнофигурного и краснофигурного стилей - выдающееся явление мировой художественной культуры. Сюжетно-изобразительная роспись древнегреческой керамики - своеобразная энциклопедия жизни древних греков - бесценный источник изучения их быта, культуры, мифологии, человеческих отношений.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал