7


  • Учителю
  • Урок по МХК 'Гармония греческого храма'

Урок по МХК 'Гармония греческого храма'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Каменищи - 2008

Подготовила Хитина О.Е., учитель истории I квалификационной категории





МОУ Каменищенская СОШ имени А.Д.Герасименко




«Гармония греческого храма»Урок МХК в 8 классе


Цели:

1. Раскрыть характерные черты греческой архитектуры на примере ансамбля афинского Акрополя, познакомить с особенностями творчества великих представителей греческого скульптурного искусства.

2. Формировать умение преподносить подготовленный материал убедительно, ярко.

3. Развивать творческие способности: оформление схемы, рисунка по плану экскурсии.


Оборудование:


1. Презентация «Гармония греческого храма».

2. Альбом по истории культуры древнего мира (лист № 41, 43).

3. Раздаточный материал:

А) Карточки для иллюстрированного теста;

Б) Карточки для самостоятельной работы (см. приложение);

4. Клей, ножницы.

Литература:


1. Галушкина Ю.Е. Мировая художественная культура. 8 класс: поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2007.

2. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. - М.: Издательство «Интербук», 1999.

3. Дмитриева Н.А. Античное искусство: Очерки. - М.: Дет. лит., 1998.

4. Солодовников Ю.А. Мировая художественная культура. - М.: Просвещение, 2005.

Тип и форма урока:

1. Комбинированный урок.

2. Урок - экскурсия.

Словарь урока:

Акрополь (верхний город) - высокий холм в центре города.

Кариатиды - скульптуры девушек, поддерживающих карниз.

Фронтон - треугольник между двумя скатами крыши.

Ход урока.

Оргмомент.


Проверка д.з.


  • С именем какого бога связано возникновение греческого театра?

  • Из каких частей состоял греческий театр? Назовите их.

  • Какие виды представлений устраивались в греческом театре?

  • Расскажите о постановке трагедии и комедии.

  • Словарная работа:

Запишите термины по их определениям.

1

Совокупность достижений людей в быту, в науке, в искусстве.

Культура.

2

Сооружение культового характера из грубо обработанных или необработанных камней, от греческого «большой камень».

Мегалит.

3

Рисуночное письмо.

Пиктография.

4

Храм, окружённый со всех сторон колоннами, от греческого «оперённый».

Периптер.

5

Правила, определяющие лучшее соотношение разных частей здания.

Ордер.

6

Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

Искусство.

7

Ступенчатый башнеобразный храм, предназначенный для культовых и астрономических наблюдений.

Зиккурат.

8

Изделия из глины.

Керамика.

9

Роспись по сырой штукатурке.

Фреска.

10

Лесные козлоногие божки.

Сатиры.


Новая тема. 1-й слайд.


1. Перикл во главе Афин.

В 5 веке до н.э. начинается классический (образцовый) период в искусстве Греции. "Ты чурбан, если не видел Афин! Если же видел и не восторгался - осел! А если добровольно покинул Афины, то ты верблюд!" - так сказал один древнегреческий писатель. И хотя он говорил шутливо, но был прав: Афины действительно были самым прекрасным городом Греции. Всякий человек, оказавшись в Афинах, прежде всего видел Акрополь. Он находился на скалистом холме с отвесными склонами. Это было священное для афинян место. Здесь находились храмы их богов, прежде всего Афины - покровительницы полиса. Сегодня мы отправляемся на экскурсию в Древний акрополь. 2-й слайд.

Во время нашествия персы разрушили и сожгли все постройки на Акрополе. 3-й слайд. Акрополь - верхний город. Афиняне решили не восстанавливать разрушенные здания, а построить на их месте новые. Сначала был составлен план, какие здания надо строить и как они должны относиться друг к другу. Все храмы возводились целиком из мрамора. Общий план Акрополя принадлежал великому греческому архитектору и скульптору, другу Перикла - Фидию. Ему Перикл поручил руководство всеми работами на Акрополе. Для строительства пригласили лучших мастеров со всей Греции. 4-й слайд.


2. Время - созидатель и разрушитель.

Время - созидатель и разрушитель, акрополь пережил нападения персов, разграбления и даже взрывы. Но и сейчас среди божественных развалин Акрополя можно оставаться часы и дни, бродить среди них и рано утром, и при ярком свете полуденного солнца, и при обманчивом лунном освещении - вы все равно не исчерпаете всеобъемлющей красоты всего того, что вас окружает. Стёрлась окраска мрамора - остался золотой благородный цвет, колонны храмов обнажились, и сквозь них виднеется морская даль. Здесь вы стоите лицом к лицу с Афинами V-IV веков до нашей эры, и Акрополь представляется вам почти таким же, каким его видели великие мужи Древней Греции. Окружающая его природа за столетия не изменилась, исчезли лишь деревни, обсаженные оливами и виноградниками.

3. Афина - покровительница города.

Все постройки на акрополе посвящены богине Афине. 5-й слайд. Спор Афины и Посейдона.

Какой подарок сделала Афина жителям города? (Оливковое дерево).

4. Назначение Акрополя. 6-й слайд.

5. Великие Панафинеи.

После конных и гимнастических соревнований наступал самый торжественный момент - всенародное шествие на акрополь. Двигались всадники на конях, шли государственные мужи, шли воины в доспехах и молодые атлеты. Девушки и юноши вели жертвенных животных, несли покрывало в дар богине. Празднество заканчивалось всеобщим пиром на Акрополе.

Какие же картины развёртывались перед глазами идущих? 7-й слайд.

6. Храм Ники Бескрылой.

Афиняне пожелали изобразить её бескрылой, чтобы она не улетела из города. 8-й слайд.

7. Пропилеи - западный, главный вход на Акрополь. 9-й слайд.

8. Статуя Афины-воительницы.

Статуя (8м.), отлитая из бронзы знаменитым скульптором Фидием, была центром всего ансамбля, блеск её копья, отражавшего солнечные лучи, виднелся издалека с моря и был первым приветственным сигналом кораблям.

10-й слайд.

9. Парфенон.

Здание Парфенона поставлено, как и большинство греческих храмов, на возвышенной и укрепленной части города - Акрополе. Его беломраморный силуэт четко вырисовывается на фоне неба. На первый взгляд Парфенон очень прост - мраморный четырехугольник, окруженный невысокими дорическими колоннами, которые почти вдвое ниже колонн московского Большого театра. И все-таки здание бесконечно величественно. Его секрет в исключительной ритмичности гениальной соразмерности частей. Пропорции Парфенона рассчитаны так, что человек, приближаясь к нему, чувствует себя выше, шире в плечах: греки стремились к тому, чтобы архитектура вселяла в человека бодрость и внушала уверенность в себе. Главным зодчим храма Перикл назначил крупнейшего архитектора Греции Иктина, а его помощником - Калликрата. Строительство здания продолжалось девять лет. По своему плану Парфенон - дорический периптер, окруженный сорока шестью колоннами. Однако Иктин обогатил архитектуру храма многими элементами ионического ордера: вместо обычного шестиколонного портика на фасадах здания поставлены великолепные восьмиколонные портики; сами колонны высотой в 10.5 м стали более стройными, чем в предшествующих дорических храмах; наконец, для украшения Парфенона использован ионический фриз, сплошной лентой проходящий за колоннами по стене здания. При сооружении храмов на Акрополе архитекторы стремились к гармоническому сочетанию обоих ордеров, когда мужественная и строгая дорика согласовывалась с утонченной и грациозной ионикой. Главная точка зрения на Парфенон, на которую рассчитывали его создатели, - с угла, с северо-запада. Именно оттуда монументальный храм, целиком смотрящийся на фоне ярко-голубого южного неба, производит наиболее сильное впечатление. 11-й слайд. На восточном фронтоне изображена сцена из мифа о рождении Афины. 12-й слайд.

10. Статуя Афины внутри храма.

Двенадцатиметровая фигура богини возвышалась на невысоком постаменте, украшенном рельефами. Роскошный шлем с изображением сфинкса и крылатых коней, празднично нарядная одежда, козья шкура - эгида на груди, украшенная в центре маской Медузы Горгоны, двухметровая крылатая богиня победы Ника на правой руке Афины, опорой которой служила колонна. Копье у левого плеча богини и стоявший рядом с ней на постаменте круглый щит придавали статуе особую торжественность. 13-й слайд.

11. Скульптор Фидий.

Считается, что на щите Афины в числе прочих изваяний поместил себя и изображения своего друга (предположительно, в виде и ). Кстати, это оказалось для него фатальным - его обвинили в оскорблении божества, бросили в тюрьму, где он покончил с собой ядом, или умер от лишений и горя

Особенно его обвиняли в том, что он, изображая на щите битву с амазонками, вычеканил свое собственное изображение в виде плешивого старика. 14-й слайд.

12. Эрехтейон.

В северной части холма воздвигнут небольшой храм ионического ордера, посвященный Афине, Посейдону и мифическому царю, от его имени которого храм получил название. В нем хранились древнейшие святыни. Эрехтейон стоит на месте, где в древности, согласно мифам, происходил спор Афины с Посейдоном. В полу храма было отверстие, через которое показывали след на скале, оставленный трезубец Посейдона, а перед храмом росла священная олива. По-видимому, проект Эрехтейона был задуман еще при жизни Перикла и Фидия. Сооружая здание, строители должны были считаться со священными местами Акрополя. Особенность храма - совершенно необычная планировка и асимметричное расположение помещений. Умело использовав неровности почвы, строители искусно подчинили композицию храма окружающему рельефу: восточная половина здания на 3 м выше западной. Три различных портика примыкают к храму. Стройные ионические колонны поддерживают два из них, в третьем крышу несут скульптурные изображения девушек, так называемые кариатиды. 15-й слайд. Пропорции здания таковы, что у зрителя не возникает впечатления, будто ноша тяжела для девушек. Статуи органично coгласованы с архитектурой: они выполняют конструктивную роль, заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятся на фоне мраморной стены храма. Девушки представлены в свободных позах, их одежды ниспадают богатыми складками. Кажется, что они медленно шествуют вперед, словно направляясь в сторону Парфенона. 16-й слайд.


Выводы.


Веками стоит Акрополь под палящими лучами солнца, и мрамор его как будто с каждым днем все больше и больше приобретает золотистый цвет. Лишь увидев с Акрополя расстилающуюся у ваших ног Аттику, можно понять, что только здесь и мог расцвести эллинский гений, только среди этой природы и обстановки ясно предстанет перед вами законченная форма идеала. Потому что прекраснейшие древнегреческие сооружения, представ даже в остатках и развалинах, являют собой всю мощь эллинского духа и величайшего человеческого творчества.


Закрепление.


Оформите в тетради план экскурсии, используя раздаточный материал (см. приложение) и слова для справок - 17-й слайд.

Материалы для творческой работы.

Самопроверка - 18-й слайд.

Домашнее задание.


Стр. 185-191.


Приложение.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал