7


  • Учителю
  • Рабочая программа по предмету 'Изобразительное искусство' 7 класс.

Рабочая программа по предмету 'Изобразительное искусство' 7 класс.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 7 класс, основное общее образование, базовый уровень (с календарно-тематическим планированием и домашним заданием) на 2014-2015 учебный год.  Составлена на основе авторской Программы для общеобразовательных учрежде
предварительный просмотр материала

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шимолинская средняя общеобразовательная школа»

Благовещенского района Алтайского края



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

методическим объединением заместитель директора по УВР директор школы

учителей эстетического цикла Маленкова И.А. /____________ Красницкая Г.А./__________

и физической культуры «_____»________________2014г Приказ №___ от __________

Протокол № ___ от ________

Руководитель МО

Горовая Н.В. /____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

«Изобразительное искусство»

7 класс

основное общее образование,

базовый уровень



Составлена на основе авторской Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, 6-е издание, «Просвещение» 2010 год, под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского.


Составитель Маленкова И.А.,

учитель изобразительного искусства,

первой категории










с. Шимолино

2014 г.

Пояснительная записка


Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса разработана на основе Примерной программы; авторской программы народного художника России, академика РАО Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»; Положения о рабочей программе МБОУ «Шимолинская СОШ» в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования.

Программа Б.М. Неменского позволяет учителю менять блоки годов обучения - важно, сохранить единство каждого блока, обеспечивая целостность погружения в проблематику каждого вида искусства.

Рабочая программа «Изобразительное искусство» для 7 класса, составленная на основе программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.


Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.


В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:

- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;

- формирование художественно-творческой активности школьников;

- овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.


Общая характеристика учебного предмета


Программа по направлению «Изобразительное искусство и художественный труд» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Программа позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» входит в учебный комплект «Школа России» (для начальной школы) и строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источникам развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы

на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Тематическая цельность и последовательность развития программы помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

Три способа художественного освоения действительности - изобразительный, декоративный и конструктивный - в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Необходимо иметь в виду, что, будучи представлены в начальной школе в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют учащимся все годы обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

При всей предполагаемой свободе педагогического творчества необходимо постоянно видеть ясную структурную цельность программы, цели и задачи каждого года и каждой четверти, обеспечивающие поступательность развития учащихся.


ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

И ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ


1. Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных - живопись, графика, скульптура; конструктивных - архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства - традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли художника в синтетических искусствах экранных и театре.

Изучение такого многообразия искусства, необходимого для современного образования, возможно только благодаря выделению четких основ. Прежде всего, это триада художественной деятельности как системообразующая основа программы:

- изобразительная художественная деятельность;

- декоративная художественная деятельность;

- конструктивная художественная деятельность.

Эти виды художественной деятельности помогают понять роль искусства в жизни людей: в организации среды, в которой мы живем, окружающего предметного мира; в организации форм общения между людьми; в формировании человеком своего видения мира и своих чувств, своего отношения к окружающей реальности, своих представлений о прекрасном и безобразном.

2. Принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности по каждой теме. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми программного материала. Конечная цель - духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

З. Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы. Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материла. Необходимо понимать разницу между поставленной задачей обучения по каждой теме и заданием, которое выражает эту задачу. Последовательное выполнение тем и указанных в них задач уроков обеспечивает поступательное художественное развитие ребенка. Предложенные в программе задания являются наглядным выражением каждой поставленной задачи и способствуют успешному ее решению.

Однако учитель не ограничен в творческом поиске собственного решения указанной темы и, учитывая условия региона, характер класса, свои пристрастия, может предлагать свои задания. При этом всякое изучаемое явление и в искусстве, и в жизни должно рассматриваться в наиболее ярком, полном и наглядном своем проявлении.

4. Принцип единства восприятия и созидания. Творческий характер имеет и практическая художественная деятельность ученика (выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры). Труд восприятия произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчинённые общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия.

Разнообразие видов восприятия и практической деятельности подводит учащихся к пониманию многообразия явления художественной культуры и окружающей каждого человека жизни.

5. Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта - условие постижения искусства.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребёнком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

6. Развитие художественно-образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

Развитие художественного мышления строится на единстве двух его основ:

- наблюдательности, умения вглядываться в явления жизни;

- фантазии, т.е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая своё отношение к реальности.

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребёнка.


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 1 учебный час в неделю.

Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

  • введения в тему занятия,

  • восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

  • созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

  • обобщения и обсуждения итогов урока;

  • подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

  • сотворчество учителя и ученика;

  • диалогичность;

  • четкость поставленных задач и вариативность их решения;

  • освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разных видов: работа по группам; индивидуально-коллективный метод работы, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Необходимо постоянно уделять внимание и выделять время на обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности. Обсуждение работ активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок даёт детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы и стать прекрасным ее украшением.

На занятиях происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественных техник (аппликация и коллаж, монотипия, лепка, бумагопластика и др.).

От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. Поскольку в реальной практике школы в 5-9 классы приходят дети с разным уровнем художественной подготовки, то важнейший материал начальной школы, на новом уровне, присутствует в содержании программы для средней школы. От уровня подготовки учащихся в начальной школе зависит уровень углубления знаний, навыков и художественного развития учащихся в основной школе.

В отличие от начальной школы, где изучается всё многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусств.

Темы, изучаемые в VII классе, являются прямым продолжением учебного материала VI класса и посвящены основам изобразительного искусства. Здесь сохраняется тот же принцип содержательного единства восприятия произведений искусства и практической творческой работы учащихся, а также принцип постепенного нарастания сложности задач и ступенчатого, последовательного приобретения навыков и умений. Изменения языка изображения в истории искусства рассматриваются как выражение изменений ценностного понимания и видения мира.

Основное внимание уделяется развитию жанров тематической картины в истории искусства и соответственно углублению композиционного мышления учащихся: представлению о целостности композиции, образных возможностях изобразительного искусства, особенностях его метафорического строя. За период обучения учащиеся знакомятся с классическими картинами, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Здесь важно показать культуростроительную роль искусства, роль искусства в понимании людьми образа своего прошлого, место искусства в развитии особого характера и самосознания народа и образных его представлениях о жизни народов мира.

Определенное место в программе отведено знакомству с проблемами художественной жизни ХХ века, с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве.

Принцип «от жизни - через искусство - к жизни» способствует развитию творческой наблюдательности за окружающей реальностью, развивает самосознание и интерес к жизни других людей, поднимает содержательное значение каждого момента в жизни человека, вводит его собственное бытие в контексты культуры.

Проблема «слово и изображение» затрагивается через знакомство с особенностями художественной иллюстрации. Наиболее глубоко она раскрывается через библейские темы в изобразительном искусстве.

Итоговая художественно-практическая работа учащихся может осуществляться в форме художественно-творческих проектов с выполнением необходимых этапов работы, идентичных процессу профессиональной деятельности. Это позволяет добиться более глубокого понимания роли искусства в жизни людей, а также пройти интересный творческий путь, формирующий исследовательские и созидательные интересы учащихся.


Художественно-творческие проекты

Для завершения материала по изобразительному искусству возможен метод творческих проектов, когда группа учеников или один ученик выбирают и утверждают тему и работают над ней в течение четверти, получая на занятиях консультации от педагога и защищая впоследствии завершенный проект. Это могут быть как художественные композиции в разных материалах, так и подготовленный альбом с материалом на определенную тему по изобразительному искусству. Варианты тем для творческого проекта: «Жизнь в моем городе столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению» и т. п.

Этапы работы над проектом: замысел, эскизы, обсуждение идеи проекта, сбор материала, развитие идеи и уточнение эскизов, исполнение проекта. Работа может готовиться дома.

Материал - по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.

Программа основной школы выражает логику развития содержания учебного материала. Ступенчато построено овладение художественными навыками, умениями и знаниями. Но в связи с тем, что в практике современной школы количество часов на искусство вариативно, программа даёт возможность различного углубления каждой темы - в зависимости от конкретных условий.

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой, изменения в программу не внесены.

Учебно-методический комплект:

Учебно-методический комплект, включает в себя учебники для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского:

1. Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы. Под руководством и редакцией Б.М. Неменского, 2010 г,

М.: Просвещение.


Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа

Для обязательного изучения «Искусства» на этапе основного общего образования, которое представлено двумя образовательными компонентами: «Изобразительное искусство» и «Музыкальное искусство». В том числе: на «Изобразительное искусство» в V, VI и VII классах по 35 часов (105 часов), из расчета 1 учебный час в неделю, в VIII классе 35 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю и в IX - 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю (70 часов). Рабочая программа «Изобразительное искусство рассчитана на 175 учебных часов.

Для обязательного изучения в VI классе отводится 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю, (количество часов авторской программы (35ч)), согласно учебному плану и годовому календарному графику работы школы на 2014-2015 уч. год.

Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Рабочая программа составлена с учетом технического обеспечения школы.


Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

- введения в тему занятия,

- восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

- созидательной творческой практической деятельности ученика по этой же теме;

- обобщения и обсуждения итогов урока;

- подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умение организовать уроки-диспуты, уроки-путешествия и уроки-праздники.

Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость поставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлеченности и творческой активности.


Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

(требования к уровню подготовки учащихся 7 класса (базовый уровень))

По окончанию 7 класса обучающиеся должны знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

- о роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

- о процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

- о композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

- о поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

- о роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

- о роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

- о роли художественной иллюстрации;

  • о поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

- наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины ХIХ-ХХ столетий.

Учащиеся должны иметь представление:

об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах ее выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

- о сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в ХХ веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

- получить первичные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

- развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

- получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа ее выражения;

- получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.

Формы и средства контроля

Контроль проводиться в конце каждого урока в виде просмотра и оценивания детских работ. Оценка знания содержания учебного материала проводиться в виде опроса, разгадывание кроссвордов, тестов. Также на каждом уроке проводиться контроль за организацией рабочего места, за правильностью выполнения приемов работы, за объемом и качеством выполненной работы.

Контроль проводится и на протяжении всего года обучения в форме выставок, викторин.


Оценка качества знаний обучающихся по учебному предмету

Требования к проверке успеваемости:

1) объективность - ставить оценку независимо от симпатий или антипатий учителя;

2) гласность - доведение до учащихся обоснованных критериев оценки;

3) систематичность - проверку знаний проводить не от случая к случаю, а в течение учебного процесса;

4) всесторонность - учитывать объем, глубину, осмысленность, научность, прочность знаний;

5) индивидуализация учета - видеть каждого ученика, его достижения, неудачи, трудности;

6) дифференцированность учета - установление точных уровней знаний учащихся, что фиксируется в разных оценках.


Отметка

Показатели оценки результатов учебной деятельности

Оценка «5» (отлично)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня и уровня повышенной сложности учебных программ; выделяет главные положения в учебном материале и не затрудняется при ответах на видоизмененные вопросы; свободно применяет полученные знания на практике; не допускает ошибок в воспроизведении изученного материала, а также в письменных и практических работах, которые выполняет уверенно и аккуратно.

Обучающийся осознанно использует сведения об особенностях композиционного решения при передаче движения объекта, учебного материала о закономерностях колористического решения художественного образа, о способах изображения предметов реалистического, декоративного, фантазийного и абстрактного характера.

Демонстрирует свободное владение программным учебным материалом, передача основных закономерностей композиционного и колористического решения при изображении единичного объекта, натюрморта, пейзажа, выполнение композиции по заданному мотиву или сюжету.

Оценка «4» (хорошо)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного и частично повышенного уровня сложности учебных программ, отвечает без особых затруднений на вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике; в устных ответах не допускает серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных и практических работах делает незначительные ошибки.

Обучающийся воспроизводит содержания учебного материала, основанного на заучивании терминов, понятий, законов, без объяснения их смысла, изображение объекта с натуры с использованием композиционных и колористических схем, предложенных учителем.

Демонстрирует осознанное использование учебного теоретического материала, сведений о композиционном и цветовом (тоновом) решении образа, передача в рисунке общих и отличительных (индивидуальных) признаков объекта, самостоятельный выбор сюжета композиции, использование нетрадиционных размеров формата для решения художественного замысла

Оценка «3» (удовлетворительно)

Ученик обнаруживает усвоение обязательного уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера и испытывает затруднение при ответах на видоизмененные вопросы; допускает ошибки в письменных и практических работах.

Демонстрирует узнавание основных видов и жанров искусства, представленных учителем на учебных таблицах и индивидуальных карточках-заданиях, узнавание и различение отдельных специальных терминов, осуществление практических действий по рекомендациям и указаниям учителя при выполнении линейно-конструктивного рисунка объекта.

Обучающийся воспроизводит в устной или письменной форме фрагмента содержания теоретического учебного материала.


Оценка «2» (неудовлетворительно)

ставится, когда у ученика имеются отдельные представления об изученном материале, но все же большая часть обязательного уровня учебных программ не усвоена, в письменных и практических работах ученик допускает грубые ошибки.

При оценке результатов учебной деятельности учащихся учитывается характер допущенных ошибок: существенных и несущественных.

К категории существенных ошибок следует отнести такие, которые свидетельствуют о непонимании учащимися основных положений теории изобразительного искусства, значения специальной терминологии (лексики по предмету), а также о неумении правильно применить на уроке знания в процессе элементарного анализа воспринимаемого произведения и при выполнении практической работы. Как правило, существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью освоения учебного материала.

К категории несущественных ошибок относятся ошибки, связанные с подменой одного термина или понятия другим, но относящимся к данному виду или жанру искусства. К таким ошибкам относятся упущения в ответе, когда не описан нехарактерный факт (явление), упущен один из нескольких признаков, характеризующих явление, сферу применения, область воздействия.


VII КЛАСС (34 ч)

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА


I Раздел. Изображение фигуры человека и образ человека

  • Изображение фигуры человека в истории искусства

  • Пропорции и строение фигуры человека

  • Лепка фигуры человека

  • Набросок фигуры человека с натуры

  • Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве


II Раздел. Поэзия повседневности

  • Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов

  • Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры

  • Сюжет и содержание в картине

  • Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

  • Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

  • Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)


III Раздел. Великие темы жизни

  • Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

  • Тематическая картина в русском искусстве ХIХ века

  • Процесс работы над тематичёской картиной

  • Библейские темы в изобразительном искусстве

  • Монументальная скульптура и образ истории народа

  • Место и роль картины в искусстве ХХ века


IV Раздел. Реальность жизни и художественный образ

  • Искусство иллюстрации. Слово и изображение.

  • Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

  • Зрительские умения и их значение для современного человека

  • История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

  • Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

  • Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре


Содержание тем учебного предмета «Изобразительное искусство» в 7 классе


раздела

Темы разделов.

Кол-во

часов

I

«Изображение фигуры человека и образ человека»

8

II

«Поэзия повседневности»

8

III

«Великие темы жизни»

12

IV

«Реальность жизни и художественный образ»

6

Итого


34


Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (8 ч)


Образ человека стоит в центре искусства, но есть разница между изображением человека и задачей изображения его фигуры. Представление о красоте человека, о наиболее существенном в его облике и в его действиях менялись в истории искусства.

Овладение первичными навыками изображения фигуры и передача движений человека несомненно представляет трудность для ученика, однако представления о разных подходах и способах изображения облегчают эту задачу. Последовательность заданий позволяет постепенно наращивать этот навык. Материал четверти включает работу во всех основных видах изобразительной деятельности: рисунок, лепка, живопись. Художественно-практическая работа учащихся связана содержательно с изучением истории искусства и развитием навыков восприятия.


Тема. Изображение фигуры человека в истории искусства.

Изображение человека в древних культурах Египта, Ассирии, Индии. Изображение человека в искусстве Древней Греции: красота и совершенство конструкции идеального тела человека.

Задание: аналитические зарисовки изображений фигуры человека, характерных для разных древних культур.

Варианты задания: коллективное создание фризов, изображений древних шествий, характерных для древних культур (по представлению, на основе аналитического рассмотрения и обсуждения памятников древнего искусства). Коллективная работа создаётся как композиция из индивидуально исполненных фигур в едином масштабе.

Материалы: альбомные листы и графические материалы по выбору учителя; полотно обоев, ножницы, клей для коллективной работы.

Зрительный ряд: Египет: рельев «Зодчий Хесира», фрагменты фризовых изображений; античные изображения фигуры человека в росписи ваз и в скульптуре: Мирон. Дискобол; Поликлет. Дорифор.


Тема. Пропорции и строение фигуры человека.

Конструкция фигуры человека и основные пропорции. Пропорции, постоянные для фигуры человека и их индивидуальная изменчивость.

Схемы движения фигуры человека.

Задание: зарисовки схемы фигуры человека, схемы движения человека.

Материалы: карандаш, альбомные листы бумаги; для аппликации: вырезанные из тонированной бумаги части схемы фигуры.

Зрительный ряд: учебные пособия и таблицы; учебные рисунки фигуры человека в древнегреческой вазописи, рисунки великих мастеров Возрождения.

Тема. Лепка фигуры человека.

Изображение фигуры человека в истории скульптуры. Пластика и выразительность фигуры человека. Скульптурное изображение человека в искусстве Древнего Египта, в античном искусстве, в скульптуре Средневековья. Скульптура эпохи Возрождения: работы Донателло, Микеланджело. Новые представления о выразительности скульптурного изображения человека в искусстве конца XIX- начала XX века.

Задание: лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе (темы балета, цирка, спорта) с использованием проволочного каркаса. Выразительность пропорций и движений.

Материалы: пластилин, возможна проволока для каркаса.

Зрительный ряд: скульптурные работы Мирона, Поликлета, Донателло, Микеланджело, О. Родена, В. Мухиной.


Тема. Набросок фигуры человека с натуры.

Набросок как вид рисунка, особенности и виды набросков. Главное и второстепенное в изображении. Деталь, выразительность детали. Образная выразительность фигуры; форма и складки одежды на фигуре человека.

Задание: наброски с натуры одетой фигуры человека - наброски одноклассников в разных движениях.

Материалы: карандаш, фломастер, перо, чёрная акварель (по выбору).

Зрительный ряд: зарисовки и наброски фигуры человека в европейском и русском искусстве.


Тема. Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве (урок обобщения и систематизации знаний).

Проявление внутреннего мира человека в его внешнем облике. Соединение двух путей поиска красоты человека: первый - понимание красоты человека в античном искусстве; второй - духовная красота в искусстве Средних веков, Византийском искусстве, русской иконописи и готическом искусстве Европы.

Драматический образ человека в европейском и русском искусстве. Поиск счастья и радости жизни. Сострадание человеку и воспевание его духовной силы.

Интерес к жизни конкретного человека, значение индивидуального образа, высокое значение индивидуальной жизни. Потеря высоких идеалов человечности в европейском искусстве конца XX века. Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: примеры произведений изобразительного искусства указанных периодов.


Раздел II. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (8 ч)


Материал четверти посвящен бытовому жанру в изобразительном искусстве. Понятие жанра формируется в европейском искусстве Нового времени, однако изображение бытовых занятий присутствует в искусстве на всех этапах его истории и создает для нас возможность представить жизнь разных народов в их культурах.

Учащиеся должны осознать, что в произведениях бытового жанра, при изображении самых простых, обычных действий людей художник способен раскрыть глубину и поэзию понимания мира и себя в этом мире.

Материал четверти включает в себя последовательность ярких творческих заданий, направленных на развитие наблюдательности, поэтического видения реальной жизни и формирование навыков композиционного мышления учащихся.


Тема. Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

Картина мира и представления о ценностях жизни в изображении повседневности у разных народов.

Изображение труда и повседневных занятий человека в искусстве древних восточных цивилизаций и античности. Бытовые темы и их поэтическое воплощение в изобразительном искусстве Китая и Японии, Индии, в восточной миниатюре.

Задание: изображение учащимися выбранных мотивов из жизни разных народов в контексте традиций поэтики их искусства.

Материалы: гуашь, акварель или материалы для графического рисунка, бумага.

Зрительный ряд: фрагменты древнегреческой вазописи, фрески Помпеи, персидская миниатюра, японская гравюра.


Тема. Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры.

Понятие «жанр» в системе жанров изобразительного искусства. Жанры в живописи, графике, скульптуре. Подвижность границ между жанрами. Бытовой, мифологический, исторический жанры и тематическое богатство внутри них.

Появление и развитие интереса к повседневному бытию человека в европейском искусстве. Развитие интереса к индивидуальной жизни человека. Радости и горести в повседневной жизни. Любование жизнью и сострадание человеку.

Бытовой жанр в искусстве импрессионистов и в искусстве передвижников.

Беседа о восприятии произведений искусства.

Зрительный ряд: сцены крестьянской жизни в картинах П. Брейгеля, в картинах фламандских и голландских художников XVII века; Ж.-Б. Шарден. Молитва перед обедом; А. Ватто. Общество в парке; А. Венецианов. На жатве; П. Федотов. Сватовство майора. и т.д.


Тема. Сюжет и содержание в картине.

Понятие сюжета, темы и содержания в произведениях изобразительного искусства. Разница между сюжетом и содержанием. Различные уровни понимания произведения. Разное содержание в картинах с похожим сюжетом.

Задание: работа над композицией с простым, доступным для наблюдений сюжетом из своей жизни, например «Завтрак», «Ужин», «Утро (или вечер) в моём доме», «Чтение письма», «Прогулка в парке», «Ожидание» и т.п.

Материалы: гуашь или акварель, возможны также графические материалы по усмотрению учителя, бумага.

Зрительный ряд: по нескольку произведений с похожим сюжетом разных авторов: Ян Вермеер. Служанка с кувшином молока; А. Пластов. Ужин трактористов; И. Левитан. Осенний день. Сокольники; К. Моне. Прогулка в парке; и др.


Тема. Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

Произведения искусства на тему будней и их значение в понимании человеком своего бытия. Поэтическое восприятие жизни.

Выражение ценной картины мира в произведениях бытового жанра. Интерес к человеку, к окружающим людям - необходимое качество деятельности художника. Умение видеть значимость каждого момента жизни. Развитие способности быть наблюдательным.

Задания: 1) жизнь моей семьи: увидеть глазами художника, как дома проходят утро, вечер, воскресные и будние дни. (То же самое может относиться к жизни в школе.) Выделить один или несколько простых сюжетов, например: «Мама готовит ужин», «Семейный вечер», «Поездка к бабушке», «Завтрак» и т.д. Сделать композиционные рисунки на выбранные темы. Расширение задания: композиция (изобразительное сочинение) на выбранную тему после подготовительных зарисовок;

2) жизнь людей на моей улице: выполнение набросков или зарисовок, сценок на улице - по возможности с натуры, по памяти и по представлению, например: «Продавцы цветов», «У киоска», «Во дворе», «У витрины магазина».

Материалы: карандаш, фломастер, перо или гуашь (по выбору), бумага.

Зрительный ряд: произведения графики и живописи российских художников XX века с ярким пластическим выражением сценок из жизни города или села, например: работы Л. Сойфертиса, А. Кокорина, Ю. Пименова, В. Попкова и др.


Тема. Жизнь в моем городе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре).

Бытовые сюжеты на тему жизни в прошлом. Интерес к истории и укладу жизни своего народа. Образ прошлого, созданный художниками, и его значение в представлении народа о самом себе.

Задание: создание композиции на темы жизни людей своего города или села в прошлом.

Материалы: гуашь или акварель, возможны также графические материалы по усмотрению учителя, бумага.

Зрительный ряд: Б. Кустодиев. Серия «Российские типажи»; П. Федотов. Зарисовки жизни города; работы А. Рябушкина, Ап. Васнецова, а также В. Петрова и других передвижников,

Произведения местных художников.

Литературный ряд: литературные отрывки и воспоминания о жизни в данном месте.


Тема. Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

Сюжеты праздника в изобразительном искусстве. Праздник как яркое проявление народного духа, национального характера. Праздник - это игра, танцы, песни, неожиданные ситуации, карнавал, маскарад, т.е. превращение обычного в необычное.

Задание: создание композиции в технике коллажа на тему праздника (индивидуальная или коллективная работа).

Материалы: гуашь, кисти, бумага, вырезки из журналов, цветная бумага, ножницы, клей..

Зрительный ряд: произведения К. Сомова, А. Бенуа, Б. Кустодиева, М. Врубеля, а также П. Брейгеля, Ф. Гойи, А. Ватто и т. п.


Раздел III. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (12ч)


Тема. Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох.

Живопись монументальная и станковая. Монументальные росписи - фрески. Фрески в эпоху возрождения. Мозаика.

Появление станкового искусства. Обращенность монументального искусства к массе людей; обращенность станкового искусства к индивидуальному восприятию. Темперная и масляная живопись. Исторический и мифологический жанры в искусстве XVII века.

Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: примеры монументальных фресок эпохи Возрождения художников Т. Мазаччо, А. Мантеньи, Пьеро делла Франчески, С. Боттичелли, Рафаэля; исторические и мифологические картины Д. Веласкеса, П.-П. Рубенса, П. Пуссена, исторические произведения Э. Делакруа, Ф. Гойи, Ж.-Л. Давида.


Тема. Тематическая картина в русском искусстве XIX века.

Значение изобразительной станковой картины в русском искусстве. Большая тематическая картина и ее особая роль в искусстве России. Картина - философское размышление. Понимание роли живописной картины как события общественной жизни. Отношение к прошлому как понимание современности. Правда жизни и правда искусства.

Беседа о великих русских живописцах XIX столетия (выбор произведений для более углубленного рассмотрения - за учителем).

Зрительный ряд: К.Брюллов. Последний день Помпеи; А.Иванов. Явление Христа народу; В.Суриков. Боярыня Морозова, Утро стрелецкой казни; И.Репин. Бурлаки на Волге; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Библейский цикл картин; М.Нестеров. Видение отроку Варфоломею.


Тема. Процесс работы над тематической картиной.

Понятия темы, сюжета и содержания. Этапы создания картины: эскизы - поиски композиции; рисунки, зарисовки и этюды - сбор натурного материала; подготовительный рисунок и процесс живописного исполнения произведения. Понятие изобразительной метафоры. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и детализация. Выразительность детали. Проблема правдоподобия и условности в изобразительном искусстве. Беседа.

Задание: выбор темы из истории нашей Родины; сбор зрительного материала и зарисовки необходимых деталей (из книг и альбомов): костюмов, предметной и архитектурной среды, соответствующей теме; композиционные поисковые эскизы; исполнение композиции. Темы могут быть найдены учениками, но может быть общая для всего класса тема, предложенная учителем, подготовленная под его руководством и получившая разное решение в работах учеников. Подготовительные материалы к картинам А. Пластова, Е. Моисеенко см. в главе («Открытая мастерская» в книге Б. Йеменского «Познание искусством» (М., 2000).

Материалы: карандаши, альбомные листы для подготовительной работы, краски гуашь или акварель, более крупный формат бумаги для исполнения композиции.


Тема. Библейские темы в изобразительном искусстве

Вечные темы в искусстве.

Занятие 1. Особый язык изображения в христианском искусстве Средних веков. Особенности византийских мозаик. Древнерусская иконопись и ее особое значение. Великие русские иконописцы Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий.

Занятие 2. Библейские темы в живописи Западной Европы и в русском искусстве.

Задание: создание композиции на библейские темы: «Святое семейство», «Поклонение волхвов», «Рождество», «Возвращение блудного сына» и др. по выбору учителя (следует проявлять такт в выборе темы и понимать, что тема должна соответствовать возрасту и практическим возможностям детей).

Материалы: гуашь или графические материалы по выбору учителя, бумага.

Зрительный ряд: 1) иконы «Владимирская Богоматерь», «Ангел Златые Власы»; А.Рублев. Троица; Ф. Грек. Фрески церкви Спаса Преображения в Новгороде; Дионисий. Спас в силах; другие произведения древнерусской иконописи по выбору учителя; 2) Леонардо да Винчи. Благовещение, Тайная вечеря; Рафаэль. Сикстинская мадонна; Микеланджело. Страшный суд; Рембрандт. Возвращение блудного сына, Святое семейство; А.Иванов. Явление Христа народу; И.Крамской. Христос в пустыне; Н. Ге. Тайная вечеря; Г.Доре. Гравюры к Библии.


Тема. Монументальная скульптура и образ истории народа

Роль монументальных памятников в формировании исторической памяти народа и в народном самосознании. Героические образы в скульптуре. Памятники великим деятелям культуры. Мемориалы.

Задание: создание проекта памятника, посвященного выбранному историческому событию или историческому герою.

Материалы: пластилин (глина), стеки, дощечка.

Зрительный ряд: Э.-М. Фальконе. Медный всадник (Санкт-Петербург); И. Март о с. Памятник Минину и Пожарскому (Москва); С. Орлов. Памятник Юрию Долгорукому (Москва); А. Опекушин. Памятник А.С.Пушкину (Москва); Н.Андреев. Памятник Н. В. Гоголю (Москва); Е. Вучетич. Воин-освободитель в Трептов-парке (Берлин); В.Мухина. Рабочий и колхозница (Москва); мемориалы, посвященные памяти героев Великой Отечественной войны в Волгограде, Санкт-Петербурге.


Тема. Место и роль картины в искусстве XX века

Множественность направлений и языков изображения в искусстве XX века. Искусство светлой мечты и печали (М. Шагал, П. Пикассо). Искусство протеста и борьбы. Драматизм изобразительного искусства. Активность воздействия на зрителя, несозерцательность, метафоризм (П.Пикассо. Герника; работы К.Коль-виц, Р.Гуттузо; Ири и Тосико М ар у к и. Серия панно «Хиросима»). Монументальная живопись Мексики. Сюрреализм Сальватора Дали. Искусство плаката и плакатность в изобразительном искусстве.

Трагические темы в искусстве середины века.

Драматизм истории и личностные переживания человека в искусстве российских художников. Драматический лиризм. Возрастание личностной позиции художника во второй половине XX века.

Проблема взаимоотношений поколений, личности и общества, природы и человека.

Множественность изобразительных языков в российском искусстве второй половины XX века (В. Попков, Д. Жилинский, И. Обросов, Б. Неменский, братья Смолины, братья С. и А. Ткачевы, В. Иванов, Н. Нестерова, Т. Назаренко и другие по выбору учителя).

Беседа и дискуссия о современном искусстве.


Раздел IV. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (6 ч)


Художественно-творческие проекты

Темы для практической художественной работы в форме проектной деятельности (коллективно по группам или индивидуально): «Жизнь в моем городе (селе) столетие назад», «Иллюстрации к любимому литературному произведению». Это также может быть альбом по истории искусства на определенную тему.

Выражение идеи; замысел, эскизы. Обсуждение идеи проекта, замысел, эскизы, сбор материала, развитие идеи, уточнение эскизов и исполнение проекта. Работа может быть подготовлена учащимися дома.

Материал: по выбору учащихся в соответствии с содержанием проекта.


Тема. Искусство иллюстрации. Слово и изображение

Слово и изображение. Искусства временные и пространственные.

Видимая сторона реальности, зримый художественный образ.

Иллюстрация как форма взаимосвязи слова с изображением.

Самостоятельность иллюстрации. Наглядность литературных событий и способность иллюстрации выражать глубинные смыслы литературного произведения, стиль автора, настроение и атмосферу произведения, а также своеобразие понимания его личностью художника, его отношение к предмету рассказа. Известные иллюстраторы книги.

Задание: выбрать литературное произведение и ряд интересных эпизодов из него; собрать необходимый для иллюстрирования материал (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные бытовые детали и т. д.); построить эскизы будущих иллюстраций и исполнить.

Материалы: графические материалы (по выбору) или гуашь, акварель, кисти, бумага.

Зрительный ряд: иллюстрации В. Фаворского, Д. Шмаринова, Н. Куприянова, Кукрыниксов, Д. Бисти и других отечественных художников, а также Г. Доре, О. Домье.


Тема. Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве

Конструктивное начало - организующее начало в изобразительном произведении. Композиция как конструирование реальности в пространстве картины. Построение произведения как целого. Зрительная и смысловая организация пространства картины.

Активное конструирование художественной реальности в беспредметном или абстрактном искусстве начала XX века.

Изобразительность как выражение чувственных ощущений и переживаний явлений жизни. Сопереживание. Художественное познание.

Декоративное значение произведений изобразительного искусства и декоративность как свойство и средство выразительности в произведении изобразительного искусства.

Задание: конструктивный анализ произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: примеры знакомых произведений.

Тема. Зрительские умения и их значение для современного человека

Язык искусства и средства выразительности. Понятие «художественный образ».

Разные уровни понимания произведения изобразительного искусства: предметный уровень и уровень сюжета; уровень эмоциональной оценки, сопереживания; уровень ценностных представлений художника о мире в целом, о связи явлений, о том, что прекрасно и что безобразно.

Личность художника, его творческая позиция и мир его времени в произведении искусства. Личностный характер создания и восприятия произведений искусства.

Творческий характер зрительского восприятия. Культура восприятия как умение построить в себе личностные зрительские переживания. Произведения искусства - звенья культурной цепи.

Задание: более глубокий и системный аналитический разбор произведений изобразительного искусства.

Зрительный ряд: возвращение к уже знакомым по предыдущим урокам произведениям.


Тема. История искусства и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве

Историко-художественный процесс в искусстве. Стиль как художественное выражение восприятия мира, свойственное людям данной культурной эпохи; строй искусства определенной эпохи, страны. Меняющиеся образы различных эпох и изменчивость языка искусства. Примеры различных больших стилей: готический стиль средневековой Европы, стиль мусульманского Востока, эпоха Возрождения, русский стиль XVII века, барокко и классицизм, модерн.

Направления в искусстве Нового времени. Направление как идейное объединение художников, близких в понимании цели и методов своего искусства. Однако направление не становится общей нормой художественной культуры своего времени.

Импрессионизм и постимпрессионизм. Передвижники. «Мир искусства». Примеры художественных направлений XX века.

Задание: анализ произведений с точки зрения принадлежности их стилю, направлению.

Зрительный ряд не выходит (или почти не выходит) за пределы уже известных по предыдущим занятиям произведений.


Тема. Личность художника и мир его времени в произведениях искусства

Беседа. Соотношение всеобщего и личного в искусстве. Стиль автора и возрастание творческой свободы и оригинальной инициативы художника. Направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Великие художники в истории искусства и их произведения.

Целостный образ творчества выбранных учителем двух-трех великих художников.

Задание: произведения, выбранные для беседы о художниках.


Тема. Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

Музеи мира: Третьяковская галерея в Москве, Эрмитаж и Русский музей в Санкт-Петербурге, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве, Лувр в Париже, Картинная галерея старых мастеров в Дрездене, Прадо в Мадриде, Метрополитен в Нью-Йорке.

Каждый музей имеет свою историю становления. Принципы, по которым сложились национальные музейные коллекции, в значительной степени повлияли на представление народа о ценностях в искусстве и на дальнейшее развитие искусства (например: роль Третьяковской галереи в становлении особого лица русской живописи).

Знания о российских музеях должны быть дополнены знакомством с музеями местного значения. Список зарубежных музеев может быть изменен и дополнен.

Главным содержанием занятия должно стать представление о роли художественного музея в национальной и мировой культуре, о высочайшей ценности музейных собраний и естественной потребности людей в общении с искусством.

Зрительный ряд: альбомы, подборки слайдов, видеофильмы, посвященные коллекциям музеев.

Итоговые обобщения материала на уроках могут проходить в формах беседы, дискуссии, могут быть построены в игровых, театрализованных формах. Зрительный материал для восприятия не следует расширять, задачей является систематизация фактически уже сформированных знаний и представлений.


Тематическое планирование по изобразительному искусству, 7 класс


№ темы

п/п

Тема раздела и урока

Кол-во часов

Контрольная работа по теме

Дата

Домашнее задание

Раздел I «Изображение фигуры человека и образ человека» (8 часов)

1

Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств

Техника безопасности на уроке ИЗО.

1


05.09

Подобрать зрительный материал по видам искусств.

2

Пропорции и строение фигуры человека. (Зарисовки схемы фигуры человека).

1


12.09

Зарисовки с натуры

членов своей семьи.

3

Пропорции и строение фигуры человека. (Аппликация схемы движения человека).

1


19.09

Понаблюдать за людьми, их движениями, фигурой.

4

Лепка фигуры человека


1


26.09

Подобрать зрительный материал с изображением человека.

5

Лепка фигуры человека в движении на сюжетной основе.


1


03.10

Подобрать иллюстративный материал по теме урока

6

Набросок фигуры человека с натуры. Наброски одноклассников в разных движениях.

1


10.10

Наброски с натуры друзей и знакомых.

7

Набросок фигуры человека с натуры. Выполнение наброска человека.

1


17.10

Подобрать иллюстративный материал по теме урока

8

Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве.

1


24.10

Наблюдения за цветом предметов, которые окружают нас в быту.

Раздел II «Поэзия повседневности» (8 часов)


9

Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов.

1


31.10

Подобрать иллюстрации или подготовить презентацию о жанрах.

10

Тематическая картина. Бытовой и исторический жанр

1


14.11

Подобрать иллюстрации картин разных жанров.

11

Сюжет и содержание в картине.

1


21.11

Наброски с натуры предметов, необходимых

для сюжета картины бытового жанра.

12

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве.

1


28.11

Наброски с натуры или по памяти сценок на улице или

дома

13

Жизнь в моём районе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1


05.12

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

14

Жизнь в моём районе в прошлых веках (историческая тема в бытовом жанре)

1


12.12

Подобрать зрительный материал к своей работе на тему праздника.

15

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

1


19.12

Выполнить наброски карнавального костюма к новогоднему празднику.

16

Праздник и карнавал в изобразительном искусстве (тема праздника в бытовом жанре)

1


26.12

По возможности посещение музея, выставочного зала.

Раздел III «Великие темы жизни» (12 часов)


17

Исторические и мифологические темы в искусстве разных эпох

1


16.01

Подобрать зрительный ряд с тематическими картинами русских живописцев

18

Тематическая картина в русском искусстве XIX века

1


23.01

Подобрать сообщение или презентацию о художниках Алтайского края

19

Процесс работы над тематической картиной

1


30.01

Принести репродукции картин на библейские темы.

20

Процесс работы над тематической картиной

1


06.02

Подобрать иллюстративный материал.

21

Процесс работы над тематической картиной

1


13.02

Подобрать иллюстративный материал.

22

Библейские темы в изобразительном искусстве

1


20.02

Подобрать репродукции с изображением монументальной скульптуры.

23

Библейские темы в изобразительном искусстве

1


27.02

Изучить памятники нашего района.

24

Библейские темы в изобразительном искусстве

1


06.03

Подобрать иллюстративный материал.

25

Монументальная скульптура и образ истории народа

1


13.03

Подобрать иллюстративный материал.

26

Монументальная скульптура и образ истории народа

1


20.03


27

Монументальная скульптура и образ истории народа

1


03.04

Подготовить свои работы к творческому отчёту.

28

Место и роль картины в искусстве XX века

1


10.04

Подобрать репродукции с изображением монументальной живописи

Раздел IV. «Реальность жизни и художественный образ» (6 часов)

29

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1


17.04

Сбор материала,

эскизы для проекта.

30

Искусство иллюстрации. Слово и изображение

1


24.04

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

31

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1


08.05

Подготовить сообщения (презентации) по теме «История искусства и стили в ИЗО»

32

Зрительские умения и их значение для современного человека.

1


15.05

Подобрать иллюстративный материал по теме урока.

33

История искусств и история человечества. Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм)

1


22.05

Подобрать иллюстративный материал по теме урока для беседы о художниках и их творчестве.

34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре.

1


29.05

Подготовить сообщения (презентации) по теме «Музеи мира»














Информационное и учебно-методическое обеспечение программы


Федеральный перечень учебников по предмету «Изобразительное искусство», рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования.

1. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 7 класс. Поурочные планы по программе Б.М. Неменского - Волгоград: Учитель, 2010г.;

2. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты - Волгоград: Учитель, 2013г.


Дополнительные пособия для учителя:


1. Алехин А. Д. Когда начинается художник. - М.: Просвещение, 1994.

2. Неменский Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2003.

3. Неменский Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-9 классы. - М.: Просвещение, 2010.

4. Сокольникова Н. М. Краткий словарь художественных терминов. - Обнинск: Титул, 1998.

5. Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.

6. Сокольникова Н. М. Основы композиции. Ч. 2. - Обнинск: Титул, 1998.

7. Сокольникова Н. М. Основы живописи. Ч. 3. - Обнинск: Титул, 1998.

8. Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» 1-9 классы, 6-е издание, «Просвещение», 2010 год под редакцией и руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского.

Лист изменений к рабочей программе по изобразительному искусству 7 класс


п/п

Дата

по плану

Дата

фактически

Тема урока


Причина

Обоснование


Форма 1. Выполнение программы 2014 - 2015 уч. г.


ФИО учителя: Маленкова И.А. Предмет: Изобразительное искусство Класс(ы): 7


Период

По плану

Фактически

Отставание

Причина

Способ устранения отставания

I четверть


II четверть


III четверть


IV четверть


Год





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал