- Учителю
- Урок по МХК в 10 классе 'Жемчужина русской архитектуры XVI века' с применением технологии критического мышления
Урок по МХК в 10 классе 'Жемчужина русской архитектуры XVI века' с применением технологии критического мышления
Урок по мировой художественной культуре в 10 классе с применением технологии критического мышления
Тема: Жемчужина русской архитектуры ХVI века.
Храм Покрова на рву
(Собор Василия Блаженного)
Цели:
1. Обучающая: определить культурную ценность памятника архитектуры с помощью метода формального анализа, научить понимать «язык» архитектуры русских храмов;
2. Развивающая: развивать умение анализировать архитектурное сооружение, развивать критическое мышление учащихся, творческие способности;
3. Воспитательная: формирование у учащихся гражданской позиции в вопросах любви к родине, её культурному наследию, историческому прошлому.
Вид урока: урок получения новых знаний и умений
Тип урока: урок-исследование с применением методов технологии критического мышления
Методы: эвристическая беседа, наблюдение, анализ, «бортовой журнал», синквейн, работа с Интернет-ресурсами
Урок основан на программе «МХК: программы для общеобразовательных учреждений 5-11 кл. / сост. Г.И.Данилова - М.: Дрофа, 2009».
Оборудование: 1) компьютер с подключением к сети Интернет, проектор, экран;
2) слайдовая презентация с изображениями русских храмов.
ХОД УРОКА
I. Стадия вызова. Актуализация изученного.
1. Беседа:
Учитель: Давайте вспомним, что такое архитектура как вид искусства?
Учащиеся: Понятие «архитектура» происходит от греческого языка и в переводе означает строитель, зодчество. Это искусство проектировать и строить здания и другие сооружения.
Учитель: Верно. А что является выразительными средствами архитектуры?
Учащиеся: Композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура, цвет материала.
Учитель: Сегодня мы будем говорить об архитектуре русских храмов. Запишите тему урока: «Жемчужина русской архитектуры ХVI века. Храм Покрова на рву (Собор Василия Блаженного)». Исходя из темы урока, какую цель мы себе поставим для работы?
Учащиеся: Поближе познакомиться с архитектурой храма Покрова на рву. Определить, почему этот храм считается жемчужиной русской архитектуры.
Учитель: Правильно. А еще я вас научу так называемому методу формального анализа как одного из методов анализа произведений культуры.
Сделаем еще несколько записей. Итак, что такое храм?
Храм - культовое здание для выполнения религиозных обрядов. Строительство храмов началось в древности. Основные типы храмов - христианская церковь, мусульманская мечеть, буддийский храм.
И еще одно определение нам сегодня понадобится:
Собор - главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо. Архитектура собора отличается монументальностью форм, отражает тенденции архитектурного стиля своего времени.
2. Лекция учителя.
Архитектуру называют «каменной летописью мира». Обратимся к истории Руси. Русь Х - ХI веков - эпоха славы и могущества единого феодального государства со столицей в Киеве. В 988 году официальной религией при князе Владимире стало христианство. С введением христианства на Руси начинает развиваться и культура: появляется азбука, возникает летописание, подвиги героев воспеваются в былинах. Появляется особая русская архитектура. С Х века деревянные храмы, дворцы, крепости воздвигаются по всей Руси. Конечно, огромное влияние на развитие культуры оказывала Византия, и должно будет пройти немало лет, чтобы русская культура приобрела свои, отличительные традиции и особенности.
Вспомните известные русские храмы, относящиеся к тому периоду из уроков истории, литературы.
Учитель демонстрирует слайды презентации, помогая ученикам вспомнить этот материал:
1. Десятинная церковь - первый каменный храм, построенный в 996 году. Посвящен Успению Богоматери. С этого времени многие русские храмы называются Успенскими: Богоматерь, по представлению христиан, стала защитницей Руси. Этот храм не сохранился, его разрушили монголо-татары. Но мы знаем о нем благодаря археологическим раскопкам. Храм строился с помощью византийских архитекторов, он был крестово-купольным. Этот тип строения возник в Византии в VI веке.
2. Церковь св.Софии в Киеве. Сохранилась до наших дней. Если вы обратите внимание, она тоже относится к крестово- купольному типу церквей.
3. Успенский собор, построенный в 1078 году в Киево-Печорском монастыре. Храм с одним куполом.
4. Успенский собор во Владимире (1158-1161). Выстроен на берегу реки Клязьмы. Уже в выборе места для собора проявились основные черты этого времени - её тесная связь с окружающей средой.
5. Знаментая церковь Покрова на Нерли (1165) - четырехстолпная и одноглавая. Идея создания - помощь Богоматери княжеству.
Что общего вы заметили в архитектуре древнерусских храмов?
Учащиеся: они все крестово-купольные, но с разным количеством башен. Все очень монументальны, грациозны. Очень красиво!
Учитель: Позднее, в ХVI веке вместо крестово-купольных церквей появляется столпообразное здание, у которого восточная часть не выделена. Это так называемые шатровые храмы.
Итак, архитектура церквей и храмов - часть истории государства. Почему?
Учащиеся: обычно церковь или храм строили в память о выдающихся событиях. Иногда в честь праздников.
Учитель: почему из глубокой древности до нас дошли здания и сооружение, связанные с религией, если они не были насильственно разрушены, а жилых домов сохранилось мало?
Учащиеся: Потому, что для своих богов люди строили дома из самого прочного материала - камня. Церкви строили по указу князей и царей самыми лучшими мастерами-зодчими.
Учитель, обобщая все сказанное: Благодаря им в нашем ХХI веке мы имеем возможность наслаждаться шедеврами архитектуры, «музыкой в камне». Все они очень разные, но все несут на себе «печать» своего времени, отражают взгляды, вкусы, привычки, обычаи создавших их людей.
II. Стадия осмысления. Анализ архитектуры Собора Василия Блаженного.
Учитель читает стихотворение «Зодчие» Дмитрия Кедрина:
Как побил государь
Золотую Орду под Казанью,
Указал на подворье свое
Приходить мастерам.
И велел благодетель, -
Гласит летописца сказанье, -
В память оной победы
Да выстроят каменный храм!
Мастера выплетали
Узоры из каменных кружев,
Выводили столбы
И, работой своею горды,-
Купол золотом жгли
Кровли крыли лазурью снаружи
И в свинцовые рамы
Вставляли чешуйки слюды.
…А как храм освятили,
То с посохом,
В шапке монашьей,
Обошел его царь -
От подвалов и служб
До креста.
И, окинувши взором,
Его узорчатые башни,
- Лепота! - молвил царь.
И ответили все: - Лепота!
И спросил благодетель:
- А можете ль сделать пригожей,
Благолепнее этого храма
Другой, говорю?-
И, тряхнув волосами,
Ответили зодчие:
- Можем!
Прикажи, государь! -
И ударились в ноги царю.
И тогда государь
Повелел ослепить этих зодчих,
Чтоб в земле его
Церковь
Стояла одна такова,
Чтобы в Суздальских землях,
И в землях Рязанских
И прочих
Не поставили лучшего храма,
Чем храм Покрова!..
Учитель: какому событию посвящено это стихотворение?
Учащиеся: Строительству собора Василия Блаженного.
Учитель: Правильно, но изначально этот собор назывался храмом Покрова на рву. Что вызнаете об этом храме? Предлагаю заполнить левую колонку «бортового журнала». (примечание авт. «Бортовой журнал» - это таблица с двумя колонками «Что я знаю по данной теме?» и «Что узнал?». К концу урока вторая часть таблицы будет заполнена информацией, полученной в ходе урока. Таким образом, учащиеся весь урок работают с таблицей, записывая данные)
Через 2-3 минуты у учащихся появляются примерно следующие записи:
«Что я знаю по данной теме?»
«Что узнал?»
· Построен в честь победы войска Ивана Грозного под Казанью в ХVI веке.
· Строили 2 зодчих, по завершению строителства, по преданию, их ослепили, чтобы они не могли построить второго такого же храма.
· Очень красивое здание со множеством куполов
· Построен на территории Кремля рядом с памятником Минину и Пожарскому
· Сейчас это здание - музей, сюда приходят тысячи туристов
· Это украшение Красной площади и всей Москвы
· Это памятник древнерусской архитектуры, как, например, «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы
Учитель: зачитаем, что у вас получилось.
Учащиеся знакомят друг друга с записями, корректируют при необходимости (например, храм построен не на территории Кремля, а на Красной площади), дополняют свои сведения вновь услышанными.
Учитель: хорошо. Следует уточнить, что храм строился с 1555 по 1561 год. Давайте присмотримся к сооружению повнимательней (демонстрируются разные изображения собора). Что мы видим?
Учащиеся: целый комплекс зданий, сооружений.
Учитель: В старину каждый день был посвящен какому-нибудь святому, вот и предполагалось возвести по церкви в честь каждого из святых, чей день совпадал с самыми трудными днями боев за Казань. Таких дней было восемь, значит, должно быть восемь башен на одном общем основании.
Учащиеся: Но если присмотреться, таких башен не восемь, а девять!
Учитель: верно, только даже и не девять, а десять. Но об этом по порядку. Зодчие, действительно, построили не восемь, а девять башен. Но как они посмели нарушить царский указ?
Учащиеся: Наверное, зодчие посчитали, что девять башен будет лучше выглядеть, чем восемь. Чтобы вся композиция приобрела большую соразмерность, уравновешенность, законченность.
Учитель: вы правы, а вот что написал об этом летописец: «Построена она … яко … разум даровался им в размерении основания», т.е. из архитектурных соображений, чтобы придать зданию большую выразительность. А десятая церковь была сооружена в 1588 году над могилой известного в Москве юродивого Василия Блаженного. Поэтому и храм приобрел название Собор Василия Блаженного. Это популярное, но более позднее название. А что вы знаете об именах строителей?
Учащиеся: У них были прозвища Постник и Барма.
Учитель: да, но некоторые исследователи склоняются к тому, что это имена одного человека. Делаем записи в «бортовой журнал», во вторую колонку.
Через 3-4 минуты у учащихся появляются примерно следующие записи: «Храм Покрова строился с 1555 по 1561 год. Имена зодчих - Посник и Барма. Девять церквей на одном основании объединены в единую симметричную выразительную композицию. На момент строительства другого равного по красоте храма на Руси не было. Это было настоящим произведением архитектурного искусства. Позднее, в 1588 году над могилой Василия Блаженного была сооружена десятая церковь».
Учитель: Обратимся к выбору места расположения храма, ведь этому в старину придавали особое значение. Давайте обратимся к записям. Чем отличается храм от собора?
Учащиеся: собор - главный храм города.
Учитель: храм Покрова построен между Кремлем и посадом. Почему?
Учащиеся: Может, чтобы быть доступнее народу?
Учитель: Да, столь крупное, полное праздничного ликования сооружение построено как воплощение события общенародного значения. Кроме того, главный собор города должен находиться в таком месте, чтобы быть видным издалека со всех сторон. Дополняем свои записи.
Учащиеся записывают: «Храм Покрова на рву построен на Красной площади, он доминировал над всеми кремлевскими соборами, расположение в центре Москвы определяло его общенародное значение»
Учитель: Вернемся к композиции самого храма. Собор состоит из нескольких церквей. К какому типу он относится: к крестово-купольному или шатровому?
Учащиеся: Если учитывать время строительства, то это шатровое здание.
Учитель: Обратите внимание на площадь, которую занимает сооружение. Если посмотреть на него сверху, то будет видно, что площадь центрального объема в два раза больше боковых, различных по форме объемов. Главный храм перекрыт шатром. Это самая высокая столпообразная церковь. Высотой 65 метров. Что она создает, какую роль играет?
Учащиеся: Это центр, главенство, вокруг которого объединены остальные постройки.
Учитель: Да, это основная, центральная вертикаль. Вспомним, что вертикаль, как архитектурная деталь, возникла гораздо раньше, в древнейших культурах как символ первого луча солнца и символ божественного бессмертия. Вспомните древнеегипетские обелиски-стелы, древнеримские колонны, маяки и т.д. башня как молитва, обращение к Богу присутствует во всех культурах средних веков - во всех типах и стилях храмов. С другой стороны, вертикаль, как символ, свидетельствовала о возможности гармоничного единения с божественным миром. Кроме того, до конца ХVII века собор был самым высоким зданием Москвы, в чем, наверное, присутствует и политический смысл, т.е Собор Василия Блаженного, как и колокольня Ивана Великого (81м), утверждали главенство Москвы не только как центра Московского государства, но и как центра православного мира. Сделайте записи в «бортовой журнал».
У учащихся появляются следующие записи: «Центральный храм - основная вертикаль, символ гармонии и единения с Богом, посвящен празднику Покрова Богоматери, дню, когда Казань была взята приступом»
Учитель: Вокруг главной церкви расположены еще четыре, меньшие высотой. Что они могут символизировать?
Учащиеся: Скорее всего, это крестообразное единство 4-ех сторон света, ось, может быть, некая религиозная открытость, доступность, но в то же время это гармония, уравновешенность.
Учитель: Хорошо, а остальные четыре?
Учащиеся: Они расположены между четырьмя осевыми башнями.
Учитель: Вспомним, что такое ритм в архитектуре. Можем ли мы применить это понятие к архитектуре данного храма?
Учащиеся: Конечно, ведь ритм - это определенное чередование каких-либо элементов. Высота церквей чередуется, вокруг большой, центральной, группируются меньшие размером, а между ними самые маленькие. Ритм создает особую образность, целостность, даже придает строению определенный порядок пропорций.
Учитель: Молодцы! Говорить о том, что в XVI веке мастера начинали с построения чертежей, с составления смет и т.п. вряд ли уместно. Вы можете мне возразить, но мое ощущение таково, что зодчие и сами не представляли, что у них получится. Но такой гармоничный, ритмизованный ансамбль свидетельствует о таланте русского человека, о его внутреннем видении красоты. Недаром поэт говорил о том, что все вслед за царем Иваном Васильевичем, глядя на храм, восклицали: «Лепота!», что значит «красота». Вспомните искусство знаменитого Левши из повести Н.С.Лескова. Русский человек талантлив, только зачастую ему не хватает образования. Итак, можно говорить о том, что собор выстроен по всем правилам архитектурного искусства.
Обратите внимание на кокошники церквей. Какие они?
Учащиеся: разной формы и размера.
Учитель: какую они выполняют роль?
Учащиеся: они вместе с разными формами куполов придают собору праздничную нарядность. Вообще, когда смотришь на собор, создается впечатление праздника, возникает какая-то особенная радость, чувство гордости за тех мастеровых, какими богата наша страна.
Учитель: Молодцы! Какими были сначала фундаменты, цоколь и детали?
Учащиеся: Храм первоначально, скорее всего был белого цвета, как и многие на Руси.
Учитель: правильно. Фундаменты, цоколь и детали первоначально были выполнены из белого камня, а церкви были выстроены из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая гамма и была окраской собора. Расписан он был позднее, в ХVII веке. Как вы думаете, для чего?
Учащиеся: Разнообразие декора придает собору нарядность, как и разнообразие куполов. Так наверное, красивее, выразительнее, своеобразнее, привлекательнее.
Учитель: У меня к вам последний вопрос. Почему собор Василия Блаженного можно считать памятником архитектуры?
Учащиеся: Своеобразие облика, отсутствие главного фасада, внушительное внешнее впечатление при относительно небольшом внутреннем пространстве - все это по праву позволяет называть это величественное сооружение памятником.
Учитель: Все верно. Остается добавить к этому, что Собор Василия Блаженного - это памятник истории, культурная ценность, это наследие, которое оставили нам великие предки. Мне остается только пожелать вам обязательно посетить Красную площадь и полюбоваться собором наяву. Сделайте последние записи в «бортовой журнал»
Учащиеся заканчивают письменную работу следующими записями: «Вокруг главной церкви расположены еще четыре, меньшие высотой. Это крестообразное единство 4-ех сторон света, ось, некая религиозная открытость, доступность, но в то же время это гармония, уравновешенность.
Остальные четыре расположены между четырьмя осевыми башнями. Кокошники церквей вместе с разными формами куполов придают собору праздничную нарядность. Фундаменты, цоколь и детали первоначально были выполнены из белого камня, а церкви были выстроены из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая гамма и была окраской собора. Расписан он был позднее, в ХVII веке. Разнообразие декора придает собору нарядность, как и разнообразие куполов. Своеобразие облика, отсутствие главного фасада, внушительное внешнее впечатление при относительно небольшом внутреннем пространстве - все это по праву позволяет называть это величественное сооружение памятником»
Учитель: для наиболее полного представления об архитектуре храма предлагаю воспользоваться Интернет-ресурсами.
Учитель предлагает учащимся разделиться на 4-5 групп и заняться поиском информации по указанным сайтам в сети Интернет.
Вот так примерно должен выглядеть «бортовой журнал» к концу урока:
«Что я знаю по данной теме?»
«Что узнал?»
· Построен в честь победы войска Ивана Грозного под Казанью в ХVI веке.
· Строили 2 зодчих, по завершению строителства, по преданию, их ослепили, чтобы они не могли построить второго такого же храма.
· Очень красивое здание со множеством куполов
· Построен на территории Кремля рядом с памятником Минину и Пожарскому
· Сейчас это здание - музей, сюда приходят тысячи туристов
· Это украшение Красной площади и всей Москвы
· Это памятник древнерусской архитектуры, как, например, «Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы
«Храм Покрова строился с 1555 по 1561 год. Имена зодчих - Посник и Барма. Девять церквей на одном основании объединены в единую симметричную выразительную композицию. На момент строительства другого равного по красоте храма на Руси не было. Это было настоящим произведением архитектурного искусства. Позднее, в 1588 году над могилой Василия Блаженного была сооружена десятая церковь».
«Храм Покрова на рву построен на Красной площади, он доминировал над всеми кремлевскими соборами, расположение в центре Москвы определяло его общенародное значение»
«Центральный храм - основная вертикаль, символ гармонии и единения с Богом, посвящен празднику Покрова Богоматери, дню, когда Казань была взята приступом. Его высота составляет 65 метров»
«Вокруг главной церкви расположены еще четыре, меньшие высотой. Это крестообразное единство 4-ех сторон света, ось, некая религиозная открытость, доступность, но в то же время это гармония, уравновешенность.
Остальные четыре расположены между четырьмя осевыми башнями. Кокошники церквей вместе с разными формами куполов придают собору праздничную нарядность. Фундаменты, цоколь и детали первоначально были выполнены из белого камня, а церкви были выстроены из кирпича. Эта строгая, естественная кирпично-белая гамма и была окраской собора. Расписан он был позднее, в ХVII веке. Разнообразие декора придает собору нарядность, как и разнообразие куполов. Своеобразие облика, отсутствие главного фасада, внушительное внешнее впечатление при относительно небольшом внутреннем пространстве - все это по праву позволяет называть это величественное сооружение памятником»
Информация с сайтов, предложенных учителем:
В настоящее время Покровский собор - филиал . Входит в .
Собор неоднократно реставрировался. В были добавлены асимметричные пристройки, шатры над крыльцами, затейливая декоративная обработка глав (первоначально они были золотыми), орнаментальная роспись снаружи и внутри (первоначально сам собор был белый).
В находится мемориальный храм, памяти , - , более известный как Спас на Крови (завершён в). Покровский собор послужил одним из прообразов при создании Спаса на Крови, поэтому оба сооружения имеют черты сходства.
III. Стадия рефлексии
Учитель: Спасибо за работу. Но у меня еще есть для вас творческое задание. Свои чувства, эмоции и приобретенные на уроке знания я попрошу использовать при составлении синквейна с заголовком: «Собор Василия Блаженного». Поделюсь, что у меня получилось:
СОБОР ВАСИЛИЯ БЛАЖЕННОГО
Величественный, необычайной красоты
Манит, удивляет, завораживает…
Учит нас хранить историю страны
Вечный…
Учащиеся делятся своими синквейнами. Обсуждение.
IV. Домашнее задание. Попробуйте проанализировать храм Серафима Соровского, что находится в нашем поселке, так, как мы сегодня анализировали архитектуру храма Василия Блаженного.