7


  • Учителю
  • Урок на тему 'Архитектура сквозь времена и страны' (9 класс)

Урок на тему 'Архитектура сквозь времена и страны' (9 класс)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Я в своём уроке поставила цель показать и рассказать детям на примере известных образцов архитектуры прошлого как изменяется архитектура с течением времени; как архитекторы ищут новые композиционные приёмы, более выразительные и оригинальные формы; как рождаются новые
предварительный просмотр материала

Тема: «Архитектура сквозь времена и страны».

Цель: Обобщить и закрепить знания о художественных стилях на примере архитектуры; почувствовать сопричастность архитектуры нашего родного города к великим творениям искусства.

Оборудование:

Презентация, слайды:

греко-римская архитектура,

романский стиль,

готика,

ренессанс,

барокко,

классицизм,

эклектика;

лента времени,

силуэты зданий.

План урока.

.

  1. Организационный момент

  2. Вступление.

  3. Постановка задач урока.

  4. Повторение.

  5. Представление презентаций.

  6. Рефлексия.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Вступление

«Наверх взгляни,

Над сизыми холмами увидишь ты

Увидишь ты застывшую мечту

Как дым костров в безветрии,

Как пламя, как песня

Храм струится в высоту.

А ты стоишь на каменном пороге,

И за людей душа твоя горда,

Приходят боги и уходят боги,

А человек бессмертен навсегда»

Бессмертие человека в деле рук его. Архитектура самое стойкое ко времени искусство. «Боятся все вещи времени, а оно пирамид, - сказал Е.Евтушенко об архитектурных сооружениях Древнего Египта. Более 4000 лет прошло со времени существования древнего Египта, но до сих пор египетские пирамиды вызывают восторг и восхищение.



3 .Постановка задач урока

Тема нашего урока «Архитектура сквозь времена и страны».

Сегодня на уроке мы с вами обобщим и закрепим знания о художественных стилях на примере архитектуры. А также я хочу, чтобы каждый из вас почувствовал сопричастность архитектуры нашего родного города к великим творениям искусства.

4. Повторение.

Сначала мы перенесемся в Древнюю Грецию, более чем на 2000 лет назад,народ которой создал богатую разностороннюю культуру. И хотя великолепные беломраморные храмы дошли до нас сильно разрушенными временем и людьми, они продолжают восхищать нас величием пропорций и красотой форм.

- О каких достижениях греков в области архитектуры вы знаете? ( ордерная система)

- Назовите архитектурные ордера.

( дорический, ионический, коринфский)



сл. Акрополь.

- Перед вами архитектурный комплекс Афинский Акрополь. Что вы о нем знаете?

( Афинский Акрополь стоял на высокой скале. В нем были сосредоточены храмы, посвященные греческим богам. Самый известный - большой дорический храм Парфенон. Он огромный и могучий. Он был в высшей степени гармоничным. Внутри Парфенона стояла колоссальная статуя Афины.)



- Напротив него находился храм Эрехтейон. Каковы его особенности



сл. Эрехтейон.



( Храм Эрехтейон. Акрополь. Особенности- в качестве колон ( т. е. несущих элементов) используются скульптуры женщин - кариатиды. Они относятся к ионическому ордеру)



- Римляне очень много позаимствовали у греков. Что же?

(. Самое главное - они взяли ордерную систему и добавили еще два ордера - тосканский и композитный.)



- С какими особенностями архитектуры римлян вы знакомы?

( Арочные конструкции: акведуки, Колизей, триумфальные арки, использовали бетон. Пантеон - первый купольный храм.)



сл. Колизей ,Пантеон.



- Вывод: Римская культура впитала в себя греческие черты и развила их. В конечном счете античная культура оказала большое влияние на западноевропейскую архитектуру и искусство Европы.



ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

- В Курске нет зданий в античном стиле, но элементы ордерной системы присутствуют во многих зданиях, мы можем их увидеть даже в самых современных постройках.



Ученик:

- Рассмотрим элементы античной архитектуры на примере Дворца культуры железнодорожников, который находится возле вокзала.



сл. ДК железнодорожников

Здесь мы видим портик с колоннами коринфского ордера, пилястры коринфского ордера. С обратной стороны здания мы можем видеть единственный в Курске полукруглый портик. Его еще называют полуротонда.Она довольно внушительных размеров. Мы можем судить об этом по фигуре человека,стоящего рядом. А ротонда в Курске тоже имеется,правда небольшая, на «Соловьиной роще»,как элемент садово-парковой архитектуры.

Кроме ДК железнодорожников колонны коринфского ордера имеются: у Знаменского собора, Дома Советов, администрации Курска и гостиницы «Центральная».

Колонны ионического ордера имеет здание больницы №1 Курска на ул. Садовая.

Колонны, которыми декорировано здание торгового центра «Пушкинский» можно отнести к дорическому ордеру.



Постепенно античная цивилизация приходила в упадок. Упадку способствовало и становление новой религии - христианства. Старые храмы становились не нужными, развлечения в виде гладиаторских боев, становились не интересными, были жестокими для сознания христианина. В Риме и Греции строились дома молитв, откуда и пошло распространение христианства повсеместно. Сначала эти здания были сделаны из дерева, или стены были каменные, а крыша деревянная. Так как жизнь средневековых людей была связана с верой в бога, от этого происходил упадок. Все технологии были забыты, люди забыли что такое бетон. Никаких построек тех лет не сохранилось, потому что они были не прочные. Так продолжалось до 10 века, примерно 600 лет с момента падения римской империи.



В 10-12 веках экономика выросла, благосостояние стран западной Европы улучшилось, церкви строились все прочнее и величественнее. Сформировался новый стиль в архитектуре - романский.

Почему стиль называется «романский»?

(Название стиля «романский» происходит от слова «римский».Империя романа- по латыни - римская империя, а город Рим на всех языках Европы назывался Рома)

Что создало романское искусство?

(Основное, что создало романское искусство - это храм-крепость и замок-крепость. Замок - крепость рыцаря, храм - крепость бога. Бог мыслился в образе высшего феодала, справедливого, но беспощадного).

Давайте посмотрим примеры зданий.

1.Церковь в Пуатье ( Франция)

2. Собор в Шпаере ( Германия)

Кроме церквей в этом стиле представлены замки феодалов.

3. Замок феодала.

Дайте характеристику романскому стилю,

(Замки не просто похожи на крепости - это и есть крепость феодала. Так как феодалы воевали между собой, то каждый старался построить себе настоящую крепость, которая имела мощные башни, массивные, глухие, тяжелые стены, прорезанные узкие окна. , Простота,грубоватость, суровость - отличительная особенность этих зданий.

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ

Ученик (видео-ролик)

В Курске есть здание, которое построено недавно по историческим меркам, всего примерно сто лет назад. Это здание банка на улице Ленина. В его облике проявляются многие черты романского стиля.

сл.

Оно имеет массивные стены, узкие окна, украшено характерной орнаментовкой. Это и красивые изразцы и упрощенный рельефный орнамент стен. Здание отличается простотой, ясностью объемов, внушительностью и монолитностью.



В 12-15 веках романский стиль плавно перешёл в готический.

- Готика - это суровый и одновременно изящный стиль.

- Основные типы построек в готический период?

( собор -крупный христианский храм, ратуша - здание городского самоуправления)

Рассмотрим примеры

1.Собор Парижской Богоматери (описанный в одноименном романе Виктора Гюго)

2. Собор в Реймсе (Франция. Здесь короновались французские короли. Великолепный памятник королевской власти и могуществу. В то же время это свидетельство силы и богатства самого города и его жителей.)

3. Собор в Кельне (Германия. Украшен множеством арок, шпилей, ажурной резьбой, стрельчатыми арками. И в наши дни царит над городом.)

4. Собор в Праге (Чехия)

5. Собор в Милане (Италия. Самый крупный храм готического периода - вмещавший 40 тыс. человек. Миланский собор богато украшен - здесь насчитывается 2300 только одних скульптур)

- Дайте характеристику этому стилю.

.В готических соборах стены становятся легче. Вдоль стен - скульптуры святых, а в череде узких простенков и больших окон зачаровывают «розы» - круглые витражи из цветного стекла. Ажурные колоны уходят ввысь в виде тонких пучков, делая интерьер воздушнее и светлее.

- Появляется вертикальность композиций, стрельчатая арка, каркасная система опор, ребристый свод

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ



Ученик (видео-ролик)

- На улице Марата находится здание католической церкви - костел. Это здание построено в конце 19 века. Архитекторы спроектировали его под готику.

сл.

Здесь угадываются все черты готического стиля: вертикальность композиций, стрельчатые арки, устремленность ввысь, легкость и ажурность образа.



В 15-16 веках европейская цивилизация снова открыла для себя античное искусство, которое стало эталоном, стандартом во всех сферах. Отсюда и название нового стиля - ренессанс, в переводе с французского - «возрождение», возрождение античных традиций в живописи, скульптуре, архитектуре.

Взлет искусства в эпоху Ренессанса связан с именами великих художников и архитекторов.

( Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля, Брунеллески.)

- Назовите тип здания в эпоху Возрождения.

( основным типом здания в эпоху Возрождения стал дворец( по итальянски - палаццо. Кстати, отсюда и русское слово - палаты).

- Назовите наиболее яркие здания того времени.

1.. Собор Санта Мария дель Фьоре о Флоренции.( архитектор Брунеллески.

Образец блестящего инженерного решения. Купол был построен без возведения лесов)

2.. Собор Святого Петра в Риме.(купол которого спроектировал Микеланджело)



- Что характерно для архитектуры ренессанса?

( Создание новых типов зданий на основе античных форм, наличие огромного красивого купола над главной частью собора, возвратились элементы античной архитектуры, которые не использовались в средние века: колоннады, портики. Эти произведения поражают своим совершенством, гармонией и удивительным разнообразием композиционных приемов.

К сожалению зданий, похожих на здания в эпоху Возрождения в Курске нет.



В отличии от предшествующих эпох, когда искусство развивалось в рамках одного стиля, 17-18 века характеризуют два стиля - барокко и классицизм.

(Барокко означало «искривленный», «искаженный», «неправильный», «вычурный», «странный», «причудливый».)

Стиль «барокко» является выражением централизованной мощи монархов. Завладев несметными богатствами, знать и церковь стремилась утвердить свое величие необыкновенной роскошью дворцов и храмов. Самым изысканным памятником стал дворцово-парковый ансамбль «Версаль», расположенный в пригороде Парижа

1. Версаль ( резиденция французских королей )

2.Был разбит великолепный парк, сооружена сложная система фонтанов и прудов.

Стиль барокко очень ярко проявился в России. Творчество архитектора Растрелли полностью протекало в рамках этого стиля.

  1. Зимний дворец. (Резиденция русских императоров. Сейчас один из крупнейших музеев мира - Эрмитаж)

  2. Смольный монастырь (в Петербурге)

- Назовите основные черты стиля барокко.

. Усложненность, изгибы и изломы форм. насыщенная пластика, придающая архитектуре внешнюю эффектность и пышность.

вывод: Фасад становится декорацией; окна - изобразительный элемент; появляются различного рода излишества ( детализация, обилие украшений ). Удивлять - вот цель этого стиля.

ЛЕНТА ВРЕМЕНИ



Ученик ( видео-ролик)

- Мы подошли к той эпохе, архитектура которой в нашем городе сохранилась в чистом виде. К тому же эта архитектура очень высокого качества. На улице Максима Горького находится здание Сергиево - Казанского собора. Оно является типичным представителем стиля барокко.

сл. Сергиево - Казанский собор

Здесь мы видим фигурные наличники, лепной декор, коринфские колонны и пилястры. Богатство пластики и украшений создаёт торжественную строгость, пышность и нарядность.Впечатление декоративной нарядности усиливает цветовая раскраска - бирюзово - белая. Мы неоднократно бывали внутри собора. В интерьерах церкви имеется иконостас с позолоченной резьбой и лепниной. Пышный декор - характерная черта стиля барокко.



Противопоставление пышному барокко - стиль классицизм. Слово «классицизм» в переводе с латинского означает «образцовый».

Авторитетом для классицизма была античная архитектура, гармоничная и рациональная.

Широкое распространение классицизм получил во Франции.

1.Лувр ( королевский дворец в Париже )



Примерно с 70-х годов 18 века классицизм стал господствующим архитектурным стилем в России.

Огромные работы ведутся по перестройке городов.

2.Казанский собор (Построен в Петербурге

В пригороде Петербурга возник великолепный дворцово-парковый ансамбль - Петродворец

3. Петродворец.

4. Петродворец.

5. Исакиевский собор(в Петербурге)

- - Дайте характеристику этому стилю.

( Мы видим обращение к ордерной системе, благородство пропорций. В оформлении парков большую роль играли статуи, скульптурные группы. Территория парка включала множество бассейнов, фонтанов, каналов. Стремление к пышности сочеталось с чувством меры.

ЛЕНТА ВТЕМЕНИ

Ученик (видео-ролик)

- Всем нам хорошо известен Знаменский собор в центре Курска. Он виден отовсюду. Это сооружение построено в стиле классицизм, в ту эпоху, когда этот стиль господствовал.

сл. Знаменский собор

Непререкаемым авторитетом для классицизма была античная архитектура, гармоничная и рациональная. Отсюда и обращение в архитектуре к строгости и спокойствию античной ордерной системы, конструктивность и благородство пропорций.

Мы видим портики с коринфскими колоннами. Купол собора расположен на огромном барабане, который опоясан коринфскими полуколоннами.



Вторая половина 19 века была временем господства эклектики. Эклектика - смешение в одном здании приемов и деталей различных стилей.

В Курске есть очень яркий пример этого стиля. Это Дом офицеров - бывшее дворянское собрание. Мы видим здесь и ордерную аркаду, которая появилась еще в древнем Риме, и элементы стиля барокко - торжественность, видим некую перегруженность элементами декора.

В 19-20 веках произошли глубокие изменения: научные и технические открытия. Появились новые конструктивные материалы и новые методы, облегчающие строительство. Возникли новые стили и направления в архитектуре и искусстве. Это модерн и арт-деко, конструктивизм и авангард, хай - тек и др

Мы видим, что ни одно архитектурное течение не заканчивает историю зодчества, а наоборот, подталкивает к новым поискам и находкам в стремительном и бесконечном изменении языка архитектурных форм. Как сказал немецкий архитектор В. Гропиус: «Архитектура не заканчивается, она лишь непрерывно меняется».

6. Рефлексия.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал