- Учителю
- «ОСВОЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА - ХУДОЖНИКА. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ».
«ОСВОЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА - ХУДОЖНИКА. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ».
Горбачева М. Е.
«ОСВОЕНИЕ ТРАДИЦИЙ НАРОДНОГО ИСКУССТВА
В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГА - ХУДОЖНИКА. РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ».
В практике педагога-художника, работающего с детьми школьного возраста, большое место занимают занятия с детьми материально-художественным творчеством (декоративно-прикладным искусством). Детям свойственно стремление к рукоделию и творчеству в разных материалах: лепка, роспись по керамике, роспись текстиля, основы ткачества, роспись по дереву и др. Для подготовки к этой работе обучающихся на уроках изобразительного искусства есть занятия декоративным рисованием на примере росписи деревянных изделий.
Основная задача этих уроков - привлечение внимания талантливых детей к сохранению и развитию лучших традиций народных промыслов в различных видах живописных и графических росписей разных регионов России.
Только методом углубленного изучения исконно русских произведений декоративно-прикладного искусства можно осознать подлинную традицию народной живописи. Для этого необходимо широкое представление об истории народной культуры, фольклоре, декоративно-прикладном искусстве и праздниках.
С обучающимися осуществляется исторический обзор, просмотр памятников народного искусства в музее, анализ технологических приемов письма в народной живописи, их копирование, последовательное выполнение творческой работы (от эскиза до завершенного рисунка с цветовым решением) и обоснование возможных связей с эстетикой современной жизни. Необходим показ примеров использования данной техники письма в современной жизни (оформление жилых и общественных помещений).
Роспись деревянных изделий, как русский вид народного художественного творчества, использовалась для оформления и украшения быта.
Ее значение было многофункционально:
-
художественно-оформительская (эстетическая и прикладная),
-
символичекая (ритуальная),
-
образовательная (представление людей о мире и своем месте в нем),
-
воспитательная (отношение к труду, к природе, к людям).
Дерево - доступный природный материал для изготовления бытовых изделий (мебель, посуда, хозяйственные инструменты), которые сопровождали хозяев дома на протяжении всей жизни и разнообразно использовались в быту.
Ассортимент бытовых предметов был обширен: прялки, ковши, скобкари (праздничная посуда для хмельных напитков), набируха (кузовок для ягод), расписные санки, люльки, сундуки, ларцы и т.д. Этот список обширен, так же как и названия самих видов росписей.
При том, что дерево - мягкий, теплый и декоративный материал (текстура, фактура и цвет), художественная потребность народных мастеров вдохновляла их еще и на украшение этих изделий росписью. Народный мастер зачастую был и резчиком, и живописцем в одном лице, что являлось условием целостности и органичного единства формы с декором. Многие поколения мастеров работали в разнообразных мастерских, создавая особые традиции художественного решения изделий. Не каждому человеку даны способности воплощать творческий замысел в реальность, поэтому, в скором времени, произошло разделение промысловиков и художников. Ремесленники достигали большого мастерства в повторе и воспроизведении готовых образцов, решая проблемы рынка, на это работали целые артели. Художники стремились к творческому самовыражению и создавали новые образцы, которые потом повторялись ремесленниками. Так происходило развитие и закрепление традиций.
В зависимости от места зарождения промысла, востребованности его продукции, духовных традиций народа, природных условий, развивается и утверждается особый художественный облик росписей. В истории народного искусства России отмечаются разные крупные территориальные центры искусства росписи по дереву: Северодвинские росписи: Пермогорье (пермогорская роспись), Пучуга (пучугская роспись), Борок, р.Ракулка (ракульская роспись), р.Шексна (шекснинская золоченка), Нижегородская область: Хохломской промысел, Городецкая роспись, Ленинградская область р.Волхов (волховская роспись), Украина (петриковская роспись), Вологда (глубоковская роспись) и т.д.
Приобщение обучающихся к народному искусству - важная образовательно-воспитательная задача. К этому обращаются многие педагоги - художники, исследователи изобразительного творчества.
Выход на развитие художественных навыков у обучающихся происходит за счет предложения различных интересных заданий на уроках по декоративному рисованию по теме: «Роспись по дереву», а именно:
-
Сбор материалов и зарисовок;
-
Выбор образца для копирования (создается характерный образ промысла и его специфических качеств);
-
Копия (все технологические процессы связанные с той или иной росписью);
-
Работа над росписью: эскиз и исполнение в материале.
В процессе выполнения подобных учебных заданий можно увидеть, насколько маленькие художники способны к декоративному творчеству, обнаружить их творческую активность и успешность.
Руководитель должен наблюдать за выполнением заданий и во время указать на стилистическую неточность, и нарушение технологической последовательности.
С помощью различных творческих заданий можно развить интерес обучающихся к этому виду творчества. Универсальной темой урока можно использовать: "Оформление домашней кухни в виде серии декоративных досок (панно)". Примерами заданий для обучающихся могут быть: «Древо жизни», «Райское дерево», народные гуляния и праздники («Масленица», «Ярмарка»), бытовые жанровые сцены (чаепитие, сенокос, катание на санках и пр.), многочисленные изображения животных (лошади и олени, львы и единороги и др.), мифические и домашние птицы (сирины, алконосты, петухи) и мн. мн. др. Сюжетные композиции могут быть обрамлены орнаментами и узорами, и превращены в истинное произведение народного искусства. Такое задание, как большое настенное декоративное панно, позволяет выявить готовность обучающихся к решению сложных и интересных задач, с которыми они столкнуться в будущей творческой деятельности.
Методика построения уроков базируется на принципах понимания специфических особенностей каждого промысла и на освоении технологических приемов письма, а также на творческом преобразовании этих традиций в собственной практике.
Отточенное мастерство и опыт поколений представляют собой истинные каноны декоративного творчества, дают основу для хорошей художественной работы, которые помогают, выстраивают и направляют к развитию творческих способностей обучающихся.
Преодолевать правила, сковывающие творчество, необходимо для обучающихся, но еще важно знать тонкую грань, которую должен чувствовать каждый современный художник, чтобы не переходить в «безвкусицу», а создавать подлинное декоративное искусство. Народная декоративная живопись остается до сих пор ярким художественным явлением в современной жизни.