7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский

Рабочая программа по ИЗО 6 класс Неменский

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа «Изобразительное искусство» 6 класс составлена в соответствии с

- ФГОС основного общего образования утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ №1897 от 17.12.2010г. п 18.2.2;

- авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2010г;

- программой развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях 2013г;

- основной образовательной программой школы, утверждённой приказом № 127 от 1.09 2015 г.;

На основании:

статьи 12. Образовательные программы Федерального закона об образовании № 273-ФЗ утверждённого 29.12.2012 г.

- Устава МБОУ: Побединская СОШ;

- положения о рабочей программе по учебному предмету (курсу), дисциплине (модулю) педагога, осуществляющего функции введения ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФКГСОО. Приказ № 120 от 01.09.2014


Данная рабочая программа является гибкой и позволяет вносить изменения в ходе реализации в учебном процессе.


Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 6 классе -35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю

Основное направление учебного предмета - культуротворческое и эстетическое воспитание, которое содержит следующие цели:

- формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;

- формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;

- формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;

- формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;

- формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;

- формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.

Рабочая программа «Изобразительное искусство в жизни человека» для 6 класса - второй год обучения основной школы посвящен изобразительному искусству, где обучающиеся знакомятся с искусством изображения как способом художественного познания мира и выражения отношения к нему, как особой и необходимой формой духовной культуры общества.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Программа является целостным интегративным курсом, который системно соединяет в себе изучение основ всех видов и жанров изобразительного искусства. Рабочая программа направлена на развитие обучающегося, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком изображения. Тематическая цельность и последовательность даёт возможность обучающемуся от урока к уроку постигать изобразительное искусство как необходимой и естественной составляющее его повседневной жизни.

Восприятие произведения искусства происходит через визуальное знакомство и собственное практическое художественное творчество. Материал подчинён принципу постепенного нарастания сложности задач и поэтапного формирования художественных знаний, умений, навыков. Рабочая программа раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающегося средствами учебного предмета. Программа позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать художественно-творческие проекты, возможности и интересы обучающегося

Содержание рабочей программы направлено на развитие художественно-творческих способностей и образного мышления обучающегося при эмоционально-ценностном отношении к видам и жанрам изобразительного искусства и окружающему миру.

В определённой последовательности обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно конкретного вида и жанра изобразительного искусства.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека


Тема I четверти:

«Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (9 ч)

В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. Знакомство с выразительными свойствами книжной графики в творчестве белгородского художника С. Косенкова. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

  1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

  2. Рисунок - основа изобразительного творчества.

  3. Линия и её выразительные возможности

  4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

  5. Цвет. Основы цветоведения.

  6. Цвет в произведениях живописи.

  7. Объемные изображения в скульптуре.

  8. Основы языка изображения.

Тема II четверти:

«Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

  1. Художественное познание: реальность и фантазия.

  2. Изображение предметного мира - натюрморт.

  3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

  4. Изображение предмета на плоскости и линейная перспектива.

  5. Освещение. Свет и тень.

  6. Натюрморт в графике.

  7. Цвет в натюрморте.

  8. Выразительные возможности натюрморта.


Тема III четверти:

«Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (10 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике ,живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

  1. Образ человека - главная тема искусства.

  2. Конструкция головы человека и ее пропорции.

  3. Изображение головы человека в пространстве.

  4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

  5. Портрет в скульптуре.

  6. Сатирические образы человека.

  7. Образные возможности освещения в портрете.

  8. Портрет в живописи.

  9. Роль цвета в портрете.

  10. Великие портретисты.


Тема IV четверти:

«Человек и пространство в изобразительном искусстве» (9 ч)


Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства. Работа над графической композицией «Мой город».

  1. Жанры в изобразительном искусстве.

  2. Изображение пространства.

  3. Правила линейной и воздушной перспективы.

  4. Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

  5. Пейзаж - настроение. Природа в творчестве художников.

  6. Городской пейзаж. Мой город.

  7. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.





Календарно-тематическое планирование в 6 классе

Тема урока

Тип урока

Учебно-творческое задание

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся

Формы контроля


Дата проведения

Домашнее задание

1 тема «Виды изобразительного искусства» - 8 часов


1.

Изобразительное искусство в семье пластиче-ских ис­кусств

Урок форми­рования новых знаний

Виды пластических ис­кусств. Виды изобрази­тельного искусства: жи­вопись, графика, скульп­тура. Художественные материалы и их вырази­тельность в изобразитель­ном искусстве

Знать виды пластических и изобразительных искусств; различные художественные материалы и их значение в создании художественного образа

Сгруппировать предложенные фото и репро­дукции произве­дений по видам изобразительных (пластических) искусств

3.09

Принести при­родный мате­риал (веточки, колоски, зон­тичные расте­ния)

2.

Рисунок -основа изобрази­тельного творчест­ва

Урок форми­рования новых знаний

Зарисовки с на­туры отдельных растений или ве­точек (колоски, ковыль, зонтичные растения и др.) с использо­ванием графиче­ских материалов (карандаш, уголь, фломастер)

Виды графики. Рисунок как самостоятельное гра­фическое произведение. Рисунок - основа мастер­ства художника. Графиче­ские материалы и их вы­разительные возможности

Знать виды графики, графиче­ские художественные мате­риалы и их значение в созда­нии художественного образа. Уметь использовать вырази­тельные возможности графи­ческих материалов при работе с натуры (карандаш, флома­стер)

Фронтальный устный опрос. Просмотр и ана­лиз работ


10.09.

Принести тра­вянистые рас­тения

3.

Линия и ее выра­зитель­ные возможности

Комбинированный урок

Выполнение ли­нейных рисунков трав, которые ко­лышет ветер (ли­нейный ритм, ли­нейные узоры травянистых со­цветий, разнооб­разие в характере линий: тонких, широких, ломких, корявых, волни­стых и т. д.). Ма­териалы: каран­даш, уголь

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и об­разность линейного изо­бражения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные рисунки А. Ма­тисса, П. Пикассо, В. Се­рова

Знать основы языка изобрази­тельного искусства: ритм. Понимать значение ритма и характера линий в создании художественного образа. Уметь использовать язык гра­фики (характер и ритм линий), выразительные возможности материала (карандаш, уголь) в собственнойхудожественной деятельности с натуры

Анализ резуль­татов собствен­ной художест­венной деятель­ности

17.09

Подобрать ре­продукции графических работ А. Ма­тисса, П. Пи­кассо, В. Се­рова

4.

Пятно каксредство выраже­ния.

Ком­позиция как ритм пятен

Комбинированный урок

Изображение раз­
личных состоя­
ний в природе
(ветер,тучи,

дождь, туман, яр­кое солнце и те­ни) черной и бе­лой гуашью

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выра­зительные возможности. Тон и тональные отноше­ния: тёмное - светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно. Графические рисунки Ф. Васильева, И. Левита­на; черно-белая графика А. Остроумовой-Лебеде­вой

Знать основы языка изобрази­тельного искусства: тон, вы­разительные возможности то­на и ритма в изобразительном искусстве. Уметь использо­вать выразительные средства графики (тон, линия, ритм, пятно) в собственной художе­ственно-творческой деятель­ности; активно воспринимать произведения станковой гра­фики

Просмотр и ана­лиз работ


24.09

Подобрать ре­продукции произведений графики с яр­ко выражен­ными тональ­ными отно­шениями

5.

Цвет. Основы цветоведения

Комбинированный урок

Фантазийное изо­бражение сказоч­ных царств огра­ниченной палит­рой и с показом вариативных воз­можностей цвета («Царство снеж­ной королевы», «Изумрудный го­род», «Страна зо­лотого солнца»). Материалы: гу­ашь, кисть

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Те­плые и холодные цвета. Цветовой контраст. На­сыщенность цвета и его светлота.

Изучение свойств цвета. Механическое смешение цветов

Знать основные характери­стики и свойства цвета. Уметь выполнять цветовые растяжки по заданному свойству, вла­деть навыками механического смешения цветов

Экспресс-выставка

1.10.

Подобрать осенние ли­стья одного цветового то­на, но разной светлоты (насыщенности)

6.

Цвет в

произведенияхживописи

Комбинированный урок

Изображение осеннего букета с разным настрое­нием: радостный, грустный, торже­ственный, тихий

Понятие «колорит», «гармония цвета». Механическое смешение цветов. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая компо­зиция.

Выразительность мазка. Фактура живописи.
Выражение в живописи
эмоциональных состояний: радость, грусть, неж­ность и т. Д. Зрительный ряд:

И. Грабарь, «Хризантемы»;

К. Коровин, «Цве­ты и фрукты»; «На берегу моря»

Понимать значение слова «колорит» и его роль в созда­ИИ художественного образа.

Уметь: владеть навыками механиче­ского смешения цветов; пере­давать эмоциональное состоя­ние средствами живописи; ак­тивно воспринимать произве­дения станковой живописи

Диктант по жи­вописи. Про­смотр, анализ и оценивание ра­бот

8.10.

Принести иллюстрирован­ные книги о животных или рисунки, фотографии животных



7.

Объем­ные изо­бражения в скульп­туре

Комбинированный урок

Выполнение объ­емных изображе­ний животных. Материалы: пла­стилин, стеки

Выразительные возможности объемного изобра­жения. Связь объема с ок­ружающим

пространством
и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, металл, дерево и др., их вырази­тельные возможности. Произведения анималистического жанра

В. Ватагина, В. Серова

Знать определение термина «анималистический жанр», выразительные средства и ма­териалы скульптуры. Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе

Опрос. Просмотр и ана­лиз работ


15.10.

Подготовить вопросы к викторине по содержанию учебного ма­териала чет­верти

8.

Основы языка изобра­жения

Повторительно-обобщающий

Конкурс знатоков

Выполнение конкурсных заданий

Обобщение материала: виды изобразительного искусства, виды графики, художественные материа­лы и их выразительные возможности, художест­венное творчество и ху­дожественное восприятие, зрительские умения

Знать: виды пластических и изобразительных искусств, виды графики; основы изо­бразительной грамоты (ритм, цвет, тон, композиция); сред­ства выразительности графи­ки, скульптуры, живописи; имена и произведения вы­дающихся художников, твор­чество которых рассматрива­лось на уроках четверти. Уметь воспринимать и анали­зировать знакомые

произведения искусства

Балльная оценка конкурсных за­даний

22.10.

Составить кроссворд

(5-6 слов), исполь­зуя приобре­тенные знания

2 тема «Мир наших вещей. Натюрморт» - 8 часов


9.

Реаль­ность ифантазия в творче­стве ху­дожника

Урок форми­рования новых знаний

Изображение как познание окружающего мира и
отношения к нему человека. Реальность и фантазия
в творческой деятельности художника. Выразительные средства и правила изображения

Понимать значение изобрази­тельного искусства в жизни человека и общества; взаимо­связь реальной действитель­ности и ее художественного изображения в искусстве

Ответить на во­
прос: «Почему
люди хранят

произведения изобразительно­го искусства и высоко их ценят, передавая из по­коления в поко­ление?».


5.11.

Подобрать произведения изобразитель­ного искусст­ва, контраст­ные между собой по язы­ку изображе­ния

10

Изобра­жениепредмет­ного ми­ра - натюрморт

Комбинированный урок

Работа над на­тюрмортом из плоских изобра­жений знакомых предметов с ак­центом на композицию , ритм. Ма­териалы: бумага формата А4, ка­рандаш, мелки

Многообразие форм изо­бражения мира вещей в ис­тории искусства. О чём рассказывают изображения пещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. На­тюрморт в живописи, гра­фике, скульптуре. Плоско­стное изображение и его место в истории искусства. Повествовательность пло­ских рисунков

Знать определение термина «натюрморт», выдающихся художников и их произведе­ния в жанре натюрморта. Уметь активно воспринимать произведения искусства натюрмортного жанра; творчески работать, используя выразительные возможности графических материалов (каран­
даш, мелки) и язык изобразительного искусства (ритм,
пятно, композиция)

Просмотр и ана­лиз работ


12.11.

Подобрать репродукции натюрмортного жанра

11

Понятие формы, Много­образие форм окружающего мира

Комбинированный урок

Конструирование из бумаги про­стых геометриче­ских тел (конус, цилиндр, куб, призма)

Понятие формы. Линей­ные, плоскостные и объ­ёмные формы. Геометри­ческие тела, которые со­ставляют основу всего многообразия форм

Иметь представление о мно­гообразии и выразительности форм

Игра «Определи произведение и его автор?, по фрагменту» Просмотр и ана­лиз работ


19.11.

Подобрать изображения природных форм и форм, созданных человеком

12

Изобра­жение объёма на плоско­сти и ли­нейная перспек­тива

Комбинированный урок

Зарисовки конст­рукции из не­скольких геомет­рических тел. Материалы: ка­рандаш, бумага формата А4

Плоскость и объём. Пер­спектива как способ изо­бражения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры. Композиция на плоскости

Знать правила объемного изо­бражения геометрических тел с натуры; основы" композиции на плоскости. Уметь приме­нять полученные знания в практической работе с натуры

Экспресс-опрос. Просмотр и ана­лиз работ


26.11.

13

Освеще­ние. Свет и тень

Комбинированный урок

Зарисовки гео­метрических тел из гипса или бу­маги с боковым освещением. Ма­териалы: черная и белая гуашь или акварель, бумага формата А4

Освещение как средство выявления объёма пред­мета. Источник освеще­ния. Понятие «свет», «блик», «полутень», «соб­ственная тень», «реф­лекс», «падающая тень». Свет как средство органи­зации композиции в кар­тине

Знать основы изобразитель­ной грамоты: светотень. Уметь видеть и использовать в качестве средства выраже­ния характер освещения при изображении с натуры

Фронтальный
опрос (устно), Самоана­лиз работ уча­щимися


3.12.

Сбор матери­ала на тему «Выдающиеся русские и за­рубежный ху­дожники и их произведения натюрмортно-го жанра» (П. Сезанн, В. Ван-Гог, И. Машков и

др.)

14

Натюрморт в графике.

Комбинированный урок

Выполнение на­тюрморта в тех­нике печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)

Графическое изображение натюрмортов. Компози­ция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и по­рядок. Натюрморт как вы­ражение художником своих переживаний и пред­ставлений об окружаю­щем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность худо­жественных техник. .Твор­чество А. Дюрера, В. Фа­ворского

Понимать роль языка изобра­зительного искусства в выра­жении художником своих пе­реживаний, своего отношения к окружающему миру в жанре натюрморта. Знать выдаю­щихся художников-графиков. Уметь составлять натюрмортную композицию на плоско­сти, применяя язык изобрази­тельного искусства и вырази­тельные средства графики; работать в технике печатной графики

Просмотр и ана­лиз работ

10.12.

Продолжение работы над проектом

15

Цвет в натюр­морте

Тестовая проверочная работа по теме «Мир вещей. Натюрморт»

Комбинированный урок

Работа над изо­бражением на­тюрморта в за­данном эмоцио­нальном состоя­нии: празднич­ный, грустный, таинственный. Материалы: гу­ашь, кисти, бума­га формата A3

Цвет в живописи и богат­ство его выразительных возможностей. Собствен­ный цвет предмета (ло­кальный) и цвет в живо­писи (обусловленный). Цветовая организация на­тюрморта - ритм цвето­вых пятен: И. Машков, «Синие сливы»; А. Ма­тисс, «Красные рыбки»; К. Петров-Водкин, «Ут­ренний натюрморт», «Скрипка». Выражение цветом в натюрморте на­строений и переживаний художника

Знать выразительные возмож­ности цвета. Уметь: с помо­щью цвета передавать на­строение в натюрморте; рабо­тать гуашью; анализировать цветовой строй знакомых произведений натюрмортного жанра

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венного художе­ственного твор­чества


17.12.

Завершение работы над

проектом

16

Вырази­тельные возмож­ности на­тюрморта

Урок-обобще­ние

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представ­лений и представлений людей его эпохи об окру­жающем мире и о самих себе. Натюрморт в искус­стве XIX-XX веков. На­тюрморт и выражение творческой индивидуаль­ности художника. Зри­тельный ряд: И. Грабарь, «Неприбранный стол»; И. Машков, «Хлебы»; Н. Сапунов, «Ваза, Цветы и фрукты». Натюрморты В. Ван-Гога, К. Моне и П. Сезанна

Знать такой жанр изобрази­тельного искусства, как на­тюрморт; выдающихся худож­ников и их произведения на­тюрмортного жанра (В. Ван-Гог, К. Моне, Й. Машков). Уметь анализировать образ­ный язык произведений на­тюрмортного жанра

Защита проек­тов. Анализ и оценка результа­тов проекгной деятельности

24.12.



3 тема «Вглядываясь в человека. Портрет» - 10 часов


17

Образ че­ловека - главная тема ис­кусства

Урок форми­рования новых знаний, умений, навыков

Портрет как образ опре­делённого реального че­ловека. История развития жанра. Изображение че­ловека в искусстве разных эпох. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Вели­кие художники-портре­тисты: Рембрант, Ф. Роко­тов, В. Боровиковский, Д. Левицкий, И. Репин

Знать жанры изобразительно­го искусства: портрет; выдаю­щихся художников-портре­тистов русского и мирового искусства (Рембрант, И. Ре­пин). Уметь активно воспри­нимать произведения порт­ретного жанр

14.01.

Подобрать ре­продукции портретов И. Е. Репина, которые не рассматрива­лись на уроке


18

Конст­рукция головы человека и её про­порции

Урок форми­рования новых знаний, умений

Работа над изо­бражением голо­вы человека с со­отнесенными по-разному деталями лица (аппликация вырезанных из бумаги форм)

Закономерности в конст­рукции головы человека. Большая цельная форма головы и её части. Про­порции лица человека. Средняя линия симметрии лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта

Понимать роль пропорций в изображении головы, лица че­ловека

Просмотр и ана­лиз работ

21.01.

Оформить ра­мку для порт­рета в технике коллажа, ко­торая отража­ла бы ваши личные инте­ресы и увле­чения. При­нести зеркало


19

Графиче­ский портрет­ный ри­сунок и вырази­тельность образа человека

Комбинированный урок

Выполнение ав­топортрета с на­туры. Материа­лы: бумага фор­мата А4, уголь, мелки, карандаш

Образ человека в графи­ческом портрете. Распо­ложение портрета на лис­те. Выразительность гра­фических материалов. Графические пор!реты О. Кипренского, И. Репи­на, В. Серова

Знать пропорции головы и лица человека; выдающихся представителей русского и мирового искусства (А. Дю­рер, Леонардо да Винчи, В. Серов) и их основные про­изведения портретного жанра. Уметь использовать вырази­тельность графических средств и материала (уголь, мелки, карандаш) при работе с натуры

Просмотр и ана­лиз работ

28.01


20

Портрет в графике

Комбинированный урок

Портрет соседа по парте в техни­ке силуэта (про­филь). Материа­лы: черная тушь, гуашь, бумага

Знать пропорции головы и лица человека; выразительные средства графики (линия, пят­но) и уметь применять их в творческой работе с натуры

Просмотр, ана­лиз и оценка ра­бот

4.02.

Подобрать не­большие литературные

.фрагменты, характери­зующие чело­века по его предметному окружению


21

Портрет в

скульп­туре

Комбинированный урок

Работа над изо­бражением в скульптурном портрете выбран­ного литератур­ного героя с ярко выраженным ха­рактером (Баба Яга, Кощей Бес­смертный, Домо­вой и т. д.)

Человек - основной пред­мет изображения в скульптуре. Материалы скульптуры. Скульптур­ный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурные портреты В. И. Мухиной и С. Т. Коненкова

Знать материалы и вырази­тельные возможности скульп­туры. Уметь передать харак­тер героя в скульптурном портрете, используя вырази­тельные возможности скульп­туры; владеть знаниями про­порций и пропорциональных соотношений головы и лица человека

Презентация ра­боты с произне­сением коротко­го монолога от имени вылеп­ленного литера­турного героя. Анализ и оценка работ

11.02.


22

Сатири­ческие образы человека

Комбинированный урок

Изображение са­тирических обра­зов литературных героев (бумага формата А4, чер­ная акварель или гелевая ручка, тушь)

Уметь анализировать образ­ный язык произведений порт­ретного жанра; работать с графическими материалами

Тест. Просмотр и анализ работ

18.02.

Сбор матери­ала на тему «Художники-портретисты и их произведе­ния»


23

Образные возмож­ности ос­вещения в портре­те

Комбинированный урок

Наблюдение на­туры и наброски (пятном) головы в различном ос­вещении (бумага формата А4, чер­ная акварель, кисть)

Изменение образа челове­ка при различном освеще­нии.

Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сверху, снизу, сбоку, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Знать основы изобразитель­ной грамоты (светотень); по­нимать роль освещения в произведениях портретного жанра. Уметь применять по­лученные знания при работе с натуры

Просмотр и ана­лиз работ

25.02

Подобрать ре­продукции (фото) с изо­бражением че­ловека в раз­личном осве­щении


24

Портрет в живописи

Комбинированный урок

Ассоциативный портрет в технике коллажа («Ма­ма», «Папа», «Де­душка», «Друг», «Сестра» и т. п.).

Групповая работа

Роль и место живописного портрета в истории искус­ства. Обобщенный образ человека в живописи Воз­рождения, в XVH-X1X веках, в XX веке. Портре­ты Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Ф. Рокотова, В. Боровиковско­го, О. Кипренского, В. Се­рова, М. Врубеля

Знать выдающихся художни­ков-портретистов, представи­телей русского и зарубежного искусства: Леонардо да Вин­чи, Рафаэль Санти, М. Врубель. Уметь активно воспри­нимать и анализировать про­изведения портретного жанра; работать в технике коллажа

Представление работ, анализ и оцени­вание

3.03.

Продолжение работы над

проектом


25

Роль цве­та в порт­рете

Комбинированный урок

Анализ цветового решения образа в портрете. Мате­риалы: бумага, гуашь, кисть

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как средство выражения настроения и характера героя. Живописная фак­тура

Знать о выразительных воз­можностях цвета и освещения в произведениях портретного жанра. Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи

Ответить на во­прос: «Кому из известных тебе художников ты заказал бы свой портрет? Поче­му?». Просмотр и анализ работ

10.03.

Завершение работы над проектом


26

Великие портретисты

Повторительно-обобщающий

урок


Выражение творческой индивидуальности ху­дожника в созданных им портретных образах. Лич­ность художника и его эпоха. Личность героев портрета и творческая ин­терпретация её художни­ком. Индивидуальность образного языка в произ­ведениях великих худож­ников. Презентация рефе­ратов на тему «Художни­ки-портретисты и их про­изведения»

Знать художников-портрети­стов и их творчество (В. Серов, И. Репин, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Рембрант). Уметь активно воспринимать и анализиро­вать произведения портретно­го жанра

Презентация проектов на тему «Художники-портретисты и их произведе­ния»

17.03.


Тема 4 «Человек и пространство в изобразительном искусстве» - 9 часов


27

Жанры в изобрази­тельном искусстве

Урок формирования новых знаний


Предмет изображения и картина мира в изобрази­тельном искусстве. Изме­нения видения мира в раз­ные эпохи. Жанры в изо­бразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исто­рический жанры

Знать жанры изобразительно­го искусства. Иметь представ­ление об историческом харак­тере художественного процес­са; ориентироваться в основ­ных явлениях русского и ми­рового искусства. Уметь ак­тивно воспринимать произве­дения изобразительного ис­кусства

Сгруппировать предложенные произведения по жанрам

31.03.

Выписать

на­звания нескольких произведений, от­носящихся к разным жан­рам, одного художника: И. Е. Репина или В. Васне­цова (на вы­бор)

28

Изображение пространства

Урок формирования новых знаний

Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве XX века и его образный смысл

Понимать значение перспективы в изобразительном искусстве

Тест

7.04.

2930

Правила линейной и воздушной перспективы

Урок формирования новых знаний, умений, навыков

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.

Материалы: ф. А4, карандаш, гуашь с ограниченной палитрой

Перспектива - учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Зрительный ряд: И. Шишкин «Рожь», И. Левитан «Владимирка», «Осенний день»

Знать правила линейной и воздушной перспективы. Уметь использовать правила перспективы в собственной творческой работе.

Соотнести репродукции произведений различных жанров (портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов

Просмотр, анализ и оценка работ

14.04.

21.04

Сбор материала для кроссворда

31

Пейзаж - большой мир. Организация пространства

Комбинированный урок

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Путь реки», изображение уходящих планов и наполнение их деталями

Материалы: ф. А4, гуашь, большие кисти, бумага, клей, ножницы, карандаш

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Зрительный ряд:

П. Бригель «Времена года», Н. Рерих «Гималаи», И.Левитан «Над вечным покоем»

Знать: правила перспективы; выдающихся художников-пейзажистов и их произведения

(И. Левитан)

Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа

Опрос. Анализ и оценка результатов собственного художественного творчества (выборочно) Просмотр и оценка работ

28.04.

Подобрать репродукции или фото, иллюстрируюшие правила перспективы

32

Пейзаж - настроение.

Природа и художник

Комбинированный урок

Создание пейзажа - настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета)

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении. Беседа по пейзажам К. Моне, П. Сезана,

И. Грабаря, К. Юона

Понимать роль колорита в пейзаже-настроении. Уметь работать гуашью, используя основные средства художественной изобразительности (композиция, цвет, светотень, перспектива) в творческой работе по памяти и по представлению

Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят: «Мало нот- много музыки?» Просмотр, анализ и оценка работ

5.05

Наброски с натуры городских пейзажных видов

3334

Город­ской пей­заж .

Контрольная работа по теме «Изобразительное искусство в жизни человека»

Урок-творче­ского приме­нения знаний, умений, :навыков

Работа над гра­фической компо­зицией «Мой го­род» (бумагафор­мата A3, гуашь с ограниченной па­литрой или от­тиски сапплика­ции на картоне)

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве XX века

Знать основы изобразитель­ной грамоты иуметь приме­нять приобретенные знания на практике

Анализ и оценка процесса и ре­зультатов собст­венной художе­ственной дея­тельности

12.05.

19.05

Подготовка к КВН (соста­вить кросс­ворд для ко­манды сопер­ников)

35

Вырази­тельные возмож­ности изобрази­тельного искусст­ва. Язык и смысл

Повторительно-обобщающий

КВН

Обобщение материала учебного года

Знать основные виды и жанры изобразительных (пластиче­ских) искусств; виды графики; выдающихся художников и их произведения, изученные в течение года; основные сред­ства художественной вырази­тельности; разные художест­венные материалы, художест­венные техники и их значение в создании художественного образа. Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортного и пейзажного жанров

Оценка конкурс­ных заданий

26.05.



Методическое обеспечение

  • Л.А. Неменская Искусство в жизни человека: Учебник по изобразительному искусству для 6 класса М.: Просвещение, 2013

  • Гусева О.М. Поурочные разработки по изобразительному искусству 6 класс М: «Вако» 2012

  • CD «Изобразительное искусство» 5-8 класс Издательство «Учитель» 2013

  • И.Э. Кашекова, Е.П. Олесина Изобразительное искусство. Планируемые результаты. Система заданий 5-8 класс. Москва.: «Просвещение» 2013

Список дополнительной литературы для 6 класса


1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 1984

2. Журналы « Простые уроки рисования» ЗАО «Издательство «Газетный мир» .

3. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. - М.: Агар, 1988..

4. Неменский, Б. М. ИЗО и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003.

5. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. - Обнинск: Титул, 1998.


Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.

Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения - умения, навыки и результатов воспитания - мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.

1.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.

2.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме теста, викторины.

3.Заключительный контроль. Методы диагностики - тест.


График контрольных работ


Дата

Тема

17.12

Тестовая проверочная работа по теме «Мир вещей. Натюрморт»

19.05

Контрольная работа по теме «Изобразительное искусство в жизни человека»



Планируемые результаты изучения предмета

«Изобразительное искусство»

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса ИЗО в основной школе

Личностные результаты освоения курса ИЗО:

а) формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
б) воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
в) развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
г) формирование духовных и эстетических потребностей;
д) овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
е) воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;

ж) отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

Предметные результаты:

а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых
поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс. Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса. «Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


В процессе практической работы на уроках учащиеся получат возможность научиться:

  • умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;

  • передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

  • умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

  • создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи)

  • владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;

  • владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.)..

Критерии оценки художественно-творческой работы:

- адекватность выбранного художественного материала;

- оригинальность замысла;

- использование языка художественного материала и средств художественной выразительности для создания образа.

критериями Оценки проектной деятельности может являться следующее:

- решение проектной проблемы;

- новизна и Оригинальность;

- владение материалом, в котором проект выполнен;

- экономичность;

- эстетичность.

Оценка "5"

обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока;

правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.

Оценка "4"

обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее
характерное.

Оценка "3"

обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока;

 допускает неточность в изложении изученного материала.

Оценка "2"

обучающийся допускает грубые ошибки в ответе;

не справляется с поставленной целью урока;

Оценка "1"

обучающийся обнаруживает полное незнание учебного материала.











СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

Методического совета

МБОУ: Побединская СОШ

№____ от ________________

Руководитель МС

______________

ФИО


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________ С.В. Гроголь


«1» сентября 2015 г.



34





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал