- Учителю
- Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по искусству 8 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кулешовская средняя общеобразовательная школа №16
Азовского района
«Утверждаю»
Директор МБОУ Кулешовской СОШ № 16
Приказ от 01.09.2016г. № 67
______________ А.Л. Микаэлян
Рабочая программа
по искусству (8класс)
основное общее образование
Программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений. «Искусство» 5-9 кл. - М.:Дрофа, 2014г.Составитель Данилова Г.И..
Учитель: Ишина Анна Олеговна
2016г.
Раздел №1. Пояснительная записка
Представленная программа по курсу «Искусство» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования.
Цель программы - создание условий для развития опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно - нравственных ориентации.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
-
Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ
-
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. №1897)
-
Фундаментальное ядро государственного стандарта общего образования
-
Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год
-
Программы для общеобразовательных учреждений. «Искусство» 5-9 кл. Составитель Данилова Г.И..- М.:Дрофа, 2014г.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Приобщение школьников к миру искусства в основной школе представляется как постепенный процесс отконкретно-чувственного восприятия произведений мировой художественной культуры (5-7 классы) к пониманиюи осмыслению основных законов развития искусства (8-9 классы).
В связи с этим рассматриваются два основныхэтапа изучения курса «Искусство» в основной школе: 5-7 классы - факультативный курс, представленный спецкурсами или образовательными модулями; 8-9 классы - пропедевтический курс, на котором осуществляется предпрофильная подготовка школьников.
Интегрированный курс «Искусство» для 8- классов направлен на систематизацию и обобщение полученных знаний при изучении предметов «Изобразительное искусство», «Музыка» в начальной и основной школе (1-7 классы). Кроме того, он призван расширить представления учащихся о современной классификации и взаимодействии искусств, способствовать постижению их специфического языка и средств художественной выразительности.
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений Российской Федерации на этапе основного общего образования на интегрированный предмет «Искусство» в 8 классе отводится 35 часов из расчета одного академического часа в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 35ч. В соответствии с годовым календарным учебным графиком на 2016-2017 учебный год и в связи с государственными праздниками (01.05.2017 - День Солидарности трудящихся, Международный женский день 8 Марта) программа по искусству будет реализована за 34ч. за счёт интеграции.
Учебно-методическое обеспечение образовательного процессаПрограмма для общеобразовательных учреждений «Искусство 5-9 класс». Составитель Данилова Г.И., - М.: Дрофа, 2014.
Учебник
Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9классы. Москва., изд-во «Дрофа», 2014г.
Данилова Г.И. Искусство: Виды искусства. 8кл.- М.:Дрофа, 2014.
Данилова Г.И. Искусство: Содружество искусств. 9кл.- М.:Дрофа, 2014.
Учебно-методические пособия для учителя
Данилова Г.И. Тематическое и поурочное планирование. Москва., изд-во «Дрофа», 2007.
Тесты и творческие задания к интегрированным урокам гуманитарного цикла. 5-11 классы / авт.-сост. И.В. Арисова. - Волгоград: Учитель., 2008.
Стандарты второго поколения. Примерные программы основного общего образования «Искусство»/.- М., «Просвещение»., 2010.
Дидактические материалы
Электронные пособия:
-
«Учимся понимать живопись»
-
«Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства»
-
«Шедевры русской живописи»
-
«Учимся понимать музыку»
-
«История древнего мира и средних веков» электронный вариант уроков МХК
-
«История развития архитектуры и скульптуры»
-
«Архитектура»
Раздел №2 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
В условиях работы по новым образовательным стандартам основного общего образования следует обратить особое внимание на формы и планируемые результаты учебной деятельности учащихся. Главный акцент необходимо сделать на достижении личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и воспитания школьников.
Личностные результаты изучения искусства подразумевают:
-формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах искусства;
-развитие умений и навыков познания и самопознания посредством искусства;
-накопление опыта эстетического переживания;
-формирование творческого отношения к проблемам;
-развитие образного восприятия и освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;
-гармонизацию интеллектуального и эмоционального развития личности;
-подготовку к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Метапредметные результаты изучения искусства отражают:
-формирование ключевых компетенций в процессе диалога с искусством;
-выявление причинно-следственных связей;
-поиск аналогов в искусстве;
-развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
-формирование исследовательских, коммуникативных и информационных умений;
-применение методов познания через художественныйобраз;
-использование анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации;
-определение целей и задач учебной деятельности;
-выбор средств реализации целей и задач и их применение на практике;
-самостоятельную оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты изучения искусства включают:
-наблюдение (восприятие) объектов и явлений искусства;
-восприятие смысла (концепции, специфики) художественного образа, произведения искусства;
-представление места и роли искусства в развитии мировой культуры, в жизни человека и общества;
-представление системы общечеловеческих ценностей; ориентацию в системе моральных норм и ценностей, представленных в произведениях искусства;
-усвоение особенностей языка разных видов искусства и художественных средств выразительности; понимание условности языка искусства;
-различение изученных видов и жанров искусств, определение зависимости художественной формы от цели творческого замысла;
-классификацию изученных объектов и явлений культуры; структурирование изученного материала, информации, полученной из различных источников;
-осознание ценности и места отечественного искусства, проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа;
-уважение и осознание ценности культуры другого народа, освоение ее духовного потенциала;
-формирование коммуникативной, информационной компетентности; описание явлений искусства с использованием специальной терминологии; высказывание собственного мнения о достоинствах произведений искусства; овладение культурой устной и письменной речи;
-развитие индивидуального художественного вкуса; расширение эстетического кругозора;
-умение видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой деятельности; освоение диалоговых форм общения с произведениями искусства;
-реализацию творческого потенциала; применение различных художественных материалов; использование выразительных средств искусства в собственном творчестве.
Раздел №3 Содержание учебного предмета
Искусство
8 класс. «Виды искусства». Основное внимание акцентировано на определении роли и места искусства в жизни человека и общества, формировании и развитии понятия «художественный образ» и выявлении его специфики в различных видах искусства. Постижение современной классификации видов искусства, выявление эстетической характеристики и специфических особенностей художественного языка пространственных и временных видов искусства определяют главное содержание курса.
I. Художественные представления о мире (8ч.)
Понятие о видах искусства. Семья муз Аполлона -покровителя искусств. Современные классификации искусств. Разделение искусств на пространственные, или пластические (архитектура, живопись, графика, фотография,скульптура, декоративно-прикладное искусство), временные (музыка) и пространственно-временные, или синтетические (литература, театр, опера, хореография, балет, телевидение, кино, эстрада, цирк). Условный характер подобногоделения. Визуально-пространственная природа пластических искусств, их эмоционально-эстетическое воздействиена человека и общество. Деление искусств на изобразительные (скульптура, живопись, фотография, эпос, драма, театр,кино) и выразительные (архитектура, декоративно-прикладное искусство, танец, музыка, лирическая поэзия, балет,опера). Подвижность и гибкость границ между искусствами.Их историческая изменчивость (внутреннее сходство, взаимопроникновение, противоборство).
Тайны художественного образа. «Мышление в образах».Понятие художественного образа как особого способа отражения окружающей действительности. Единство отраженной реальности и субъективной оценки, взгляда на мир еготворца. Характерные черты и свойства художественного образа: типизация, метафоричность, иносказательность и недоговоренность. Особенности его восприятия. Оригинальность, конкретность и неповторимость воплощения художественного образа в различных видах искусства. Правдаи правдоподобие в искусстве. Соотношение вымысла и
действительности в художественном произведении. Роль творческой фантазии художника. Условность в искусстве. Изменение привычных форм предметов и явлений по воле художника. Понятие условности как важнейшее средствопостижения сущности художественного образа. Условный характер произведений искусства на примере различных его видов (театра, оперы, живописи).
Художник и окружающий мир. Мир «сквозь магический кристалл». Многозначность понятия «художник». Художник-творец, преобразующий мир и открывающий в нем«невидимое посредством видимого». Мир материальный идуховный, особенности его отражения в произведениях искусства. Как рождается художник и что питает его вдохновение. Различие между автором и героем его произведения.Особенности мировоззрения художника и их отражение впроизведениях искусства, связь с культурно-историческойэпохой. Талант и мастерство художника. Необходимые предпосылки художественного творчества. Важнейшие составляющие таланта художника и особенности его проявления в детском возрасте (на примере творческой судьбыВ. Моцарта). Судьбы великих мастеров: становление, творческая индивидуальность и неповторимость стиля. Понятиемастерства в художественном творчестве. Упорный трудкак необходимое условие его достижения. Секреты художественного творчества. Процесс творчества: от наблюденияи накопления жизненных впечатлений к их осмыслениюи художественному воплощению. А. Пушкин о процессе художественного творчества. Рождение замысла будущего произведения и его реальное воплощение. Особая роль вдохновения в создании произведения искусства.
Возвышенное и низменное в искусстве.Эстетика - наукао прекрасном в искусстве и жизни. Искусство как высшаяформа эстетического освоения мира. Основные эстетическиекатегории, их роль и значение для восприятия и оценки произведений искусства. Возвышенное в искусстве. Возвышенное и его связь со всемирно-историческими поворотами вразвитии человечества, с переломными моментами в судьбахлюдей. Первые сведения о возвышенном в трактате античного философа Псевдо-Лонгина «О возвышенном». Эволюциятрактовки понятия. Статья Н. Чернышевского «Возвышенное и комическое». Возвышенное в архитектуре (пирамидыДревнего Египта, Парфенон). Возвышенность героев и событий в античной трагедии и произведениях У.Шекспира(царь Эдип и Антигона, Агамемнон и Андромаха, корольЛир и Гамлет). Возвышенный характер музыки Бетховена(финал Третьей («Героической») симфонии). Использованиеособых средств художественной выразительности для создания возвышенных образов и событий (на примере работыА. Пушкина над поэмой «Полтава»). Низменное в искусстве.Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Проявления низменного в искусстве и жизни. Пергамский алтарь Зевса, рельеф Микеланджело «Битва кентавров», рисунки Леонардо да Винчи «Битва при Ангиари».Контрасты возвышенного и низменного в произведениях мирового искусства (на примере балетного танца «Умирающийлебедь» на музыку К. Сен-Санса в исполнении А. Павловой). Особенности проявления красоты в обыденном, уродливоми безобразном. Проявления низменного в произведенияхмировой живописи: офорты Ф. Гойи «Капричос». Сюжетнаяоснова произведений и ее трагическое звучание. Сочетаниереальности и фантастики, гротеска и карикатуры.
Трагическое в искусстве. Законы трагического в искусстве и жизни. Общность и различия в их проявлении. Специфические законы и характерные особенности их проявленияв произведениях искусства. Неразрешимость конфликтов,непримиримое противоречие между идеалом и реальностью,новым и старым - основа трагического в искусстве. Рок исудьба в античной трагедии. Истоки трагического в древнегреческой трагедии (Эсхил, Софокл, Еврипид). Противоречивость и сложность характера трагического героя, осознание им личной «вины» за невозможность изменения жизни.Миф о Дионисе и рождение трагедии. Дифирамбы и их роль в организации дионисийских праздников. Учение Аристотеля о трагедии. Развитие понятия о катарсисе. Трагическоекак проявление возвышенного. История трагической и возвышенной любви Франчески да Римини и Паоло в «Божественной комедии» Данте («Ад», песнь пятая). Художественные интерпретации сюжета в произведениях живописи(А. Фейербах «Паоло и Франческа», У. Блейк «Вихрь влюбленных» - по выбору) и симфонической фантазии П. Чайковского «Франческа да Римини». «Реквием» Моцарта какобразец трагической музыки, проникнутой трепетным волнением и просветленной печалью.
Комическое в искусстве. Понятия смешного и комического. Смех - важнейшее средство нравственного воспитаниячеловека. Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешное» и «комическое». Социальный, общественно значимый характер комического. Противоречия между внешними поступками и поведением человека. Градации комического: от дружеской улыбки и иронии до явной неприязни и сарказма. «Тайна» юмора. Остроумие великих людей планеты. Комический эффект искусства карикатуры. Непримиримый и обличительный характер сатиры, ее тяготение к гротеску и фантастике. Сочетание трагического и комического в драматических произведениях литературы и театральном искусстве. Выдающиеся комики мира. Ч. Чаплин - выдающийся комик немого кинематографа. Актерская маска Чаплина, контраст внешнего облика и характера героя, его лучшие фильмы и роли. Ю. Никулин - клоун на все времена. Особый дар импровизации, умение незаметно вовлечь зрителя в свою игру. Творческое мастерство актера: чувство юмора, знание законов смешного, актерская техника, умение черпать материал из окружающей жизни, контрасты клоунской маски.
II. Азбука искусства(27 ч.)
Азбука архитектуры. «Каменная летопись мира». Произведения архитектуры - памятники материальной и духовной жизни общества. Архитектура как выражение основных идей времени. Создание искусственной среды для жизни и деятельности человека - главное назначение архитектуры. Создание среды обитания человека с помощью материально-технических и художественных средств - ее основная цель. Место архитектуры среди других видов искусства. «Прочность - Польза - Красота». Витрувий об основных свойствах архитектуры. Функциональные, технические и эстетические начала архитектуры. Пространство - язык архитектуры. Понятие о тектонике. Профессия архитектора. Оценка труда архитектора в различные исторические эпохи. Витрувий о задачах архитектора. Первые зодчиеРуси и их выдающиеся произведения. Расширение задач архитектора в современную эпоху. Сложность и многогранность профессии архитектора, ее творческое начало и универсальный характер. Основные этапы архитектурного строительства. Будущее профессии.
Художественный образ в архитектуре. Особенности архитектурного образа. Необходимые условия для создания архитектурного образа. Специфика художественного образа в архитектуре. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре. Особенности воздействия архитектурных сооружений на чувства и поведение человека. Связь архитектурных сооружений с окружающей природой. Зависимость архитектуры от географических и климатических условий. Средства создания архитектурного образа: симметрия, ритм, пропорции, светотеневая и цветовая моделировка, масштаб. Архитектурный ансамбль. Актуальность задачи объединения различных зданий в единое художественное целое. Архитектурный ансамбль как высшая форма проявления художественного творчества. Общность композиционного замысла с учетом архитектурного и природного окружения.
Стили архитектуры. Архитектурный стиль - устойчивое единство функционального содержания и художественного образа. Идея преемственности архитектурных стилей. Архитектурные стили Древнего Египта и Античности. Канонический стиль архитектуры Древнего Египта, его отличи-тельные признаки. Основные типы построек, их связь с религиозными верованиями египтян. Классический стиль архитектуры Древней Греции и Рима. Создание греческой ордерной системы. Инженерные достижения римских архитекторов. Архитектурные стили Средневековья. Романский
стиль, основные типы сооружений, их назначение. Характерные особенности стиля. Готический стиль. Каркасное перекрытие зданий - главная конструктивная особенность готических сооружений. Вклад древнерусских мастеров в развитие средневековой архитектуры. Уникальность древнерусского зодчества. Архитектурный стиль эпохи Возрождения. Следование идеям античного зодчества. Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Барокко. Стремление к пластичной выразительности архитектурных сооружений. Обилие пышных декоративных украшений.
Искажение классических пропорций, оптический обман, игра света и тени, преобладание сложных криволинейных форм. Диссонанс и асимметрия - основные принципы оформления фасадов. Классицизм в архитектуре. Практичность и целесообразность, простота и строгость форм, спокойная гармония пропорций, скромный декор. Ампир - стиль эпохи Наполеона. Следование архитектурным традициям императорского Рима. Выражение идей государственного могущества и воинской силы. Величие и подчеркнутая монументальность форм, академизм. Эклектика в архитек-туре XIX в. и ее особенности. Модерн - качественно новая ступень в развитии архитектуры. Роль декоративного оформления фасадов и интерьеров зданий, асимметрия. Органическое единство архитектуры с окружающей средой. Развитие современной архитектуры. Идеи рационализма и конструктивизма. Использование новых материалов и технологий. Стремление подчеркнуть интернациональный характер и функциональное назначение архитектурного сооружения. Абстракция геометрических форм, резкие контрасты композиционных решений, использование стилевых реминисценций. Постмодернизм в архитектуре. Стиль хай-тек. Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры.
Виды архитектуры. Архитектура объемных сооружений.
Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Общественная архитектура. Храмы, дворцы и замки. Административные здания. Зрелищные и выставочные сооружения: театры, концертные и выставочные залы, стадионы и спорткомплексы, магазины и супермаркеты, вокзалы
и аэропорты. Жилая архитектура. Древнейшие дома человека. Жилые дома различных народов мира. Жилые дома А. Гауди и Ле Корбюзье. Промышленная архитектура: заводы, фабрики, электростанции, мосты, тоннели, каналы, водопроводы и акведуки. Ландшафтная архитектура. За-рождение садово-паркового искусства. Висячие сады Семирамиды как одно из чудес света. Садово-парковое искусство Китая и Японии. Европейские традиции садово-паркового искусства. Тип французского регулярного и английского пейзажного парков. Аналоги французского и английского
парков в России, оригинальность замысла и творческого воплощения. Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Формирование облика городов. Законы, правила устройства города, реконструкция старых районов - главные задачи современного градостроения. Понятие современного города и его слагаемые. Проблемы его существования и их решение. Исторические типы планировки города. Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение в оригинальных проектах.
Язык изобразительного искусства. Как понять изображение? Живопись, скульптура, графика - древнейшие виды изобразительного искусства. Изображение предметов и явлений окружающего мира в зримых образах. Роль творческого воображения в создании произведений изобразительного искусства. Место изобразительных искусств в существующих классификациях. Изобразительные искусства как совокупность пластических искусств. Особенности создания художественного образа в реальных и абстрактных композициях. Особенности творческой манеры художника. Монументальные и станковые виды изобразительного искусства.
Основные виды монументального искусства: скульптурные памятники, панно, мозаики, фрески, плакаты, вывески. Станковое искусство и его предназначение. Основные видыстанкового искусства: картины, статуи, бюсты, станковые рельефы, эстампы, станковые рисунки. Способы и средства изображения. Богатство способов и средств изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления. Выразительность и многообразие видов художественной техники (техника живописи маслом, лаковыми красками, техника гравюры на дереве, техника мозаики или фрески). Роль композиционного замысла, основные правила композиции. Ритм в изобразительном искусстве. Метод перспективы (понятие линейной, воздушной и обратной перспективы). Линия, определяющая характер изображения на плоскости и в пространстве. Роль контрастов и нюансов, фактуры и текстуры в изобразительном искусстве. Роль светотени в создании образов.
Искусство живописи.Виды живописи. Характерные особенности монументальной живописи и ее предназначение. Масштабность композиций и их обусловленность организованной архитектурной средой. Техника фрески, мозаики и витража. Декорационная живопись. Плафонная живопись.
Настенные панно (десюдепорты) эпохи рококо. Характерные особенности станковой живописи и ее предназначение. Картина как основной вид станковой живописи. Театральная декорация, иконопись, миниатюра, панорама и диорама как особые виды живописи. Художественные средства живописи. Цвет как важнейшее средство передачи эмоционально-смыслового настроя художественного произведения. Основные качества цвета: цветовой тон, светлота и насыщенность.
Понятие о колорите - системе соотношений цветовых тонов и их оттенков. Деление цветов на теплые и холодные. Понятие локального и обусловленного цвета. Творчество Э. Делакруа как пример колористического мастерства. Светотень как закономерные градации светлого и темного на объемной форме предмета. Блик, свет, полутень, собственная или падающая тень, рефлекс - важнейшие средства передачи постоянных качеств предметного мира и изменчивости окружающей среды. Сфумато Леонардо да Винчи. Искусство светотени в живописных произведениях Караваджо. Роль линии в искусстве живописи и ее выразительные возможности.
Жанровое многообразие живописи. Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров в истории мировой живописи. Специфика деления живописи на жанры и ее условный характер. Любимые жанры великих мастеров. Изменения жанровой системы в искусстве XX в. Характеристика жанров в живописи. Особый статус исторической живописи в мировом искусстве. Диалог прошлого и настоящего. Мифологическая и библейская тематика как принадлежность к историческому жанру живописи. Русская историческая живопись XIX в. Основные цели и объекты изображения в произведениях батального жанра. Бытовой жанр живописи, его истоки и эволюция, цели и задачи. Жанр портрета. Разновидности портрета: парадный, исторический, камерный, психологический, автопортрет. Эволюция портретного жанра. Изображение естественной или преображенной человеком природы - главный объект пейзажной живописи. Цели и задачи пейзажа, его разновидности (лирический и эпический пейзажи). Понятие городского (архитектурного) пейзажа. Сельские и морские (марины) пейзажи. Индустриальный, фантастический (космический) пейзажи. Жанр натюрморта и его эволюция. Праздничные (фламандские) и камерные (голландские) натюрморты. Философские натюрморты vanitas («суета сует»). Цели и задачи натюрморта, продуманность композиции, ее колористическое решение. Натюрморт как экспериментальная площадка живописных исканий конца XIX-XX в. Анималистический жанр как древнейший жанр живописи. Цели и объекты изображения. Жанр интерьера, его близость к натюрморту и бытовой живописи. Эволюция жанра и характерные особенности его развития в различные эпохи.
Искусство графики. Графика: от возникновения до современности. Графика как один из древнейших видов изобразительного искусства. Эволюция графического искусства.
Роль графики после открытия книгопечатания. Графика - «муза XX века»? Графика в жизни современного человека. Компьютерная графика - новый инструмент художников, дизайнеров, конструкторов. Ее роль в оформлении печатнойпродукции, художественном проектировании архитектурных сооружений, торговой упаковки, создании фирменных знаков, произведений станковой графики. Стереометрия - создание реального трехмерного пространства (3D). Общность и различия между графикой и живописью. Характерные особенности искусства графики. На каком языке «говорит» графика? Особенности воспроизведения пространства в графических произведениях. Основные материалы художника-графика. Задачи образного отражения действительности в графическом искусстве. Изобразительно-выразительные средства графики: рисунок, линия, штрих, тон, пятно, цвет. Цвет, плоскость и пространство в искусстве графики. Виды графического искусства. Виды графики по технике исполнения. Уникальная, или рукотворная, графика (рисунки, наброски, зарисовки, шаржи, карикатуры, выполненные в одном экземпляре). Печатная графика, или эстамп. Гравюра - основной вид печатной графики. Разновидности гравюры: ксилография, литография, линография и офорт. Цветная ксилография японских мастеров.
Художественная фотография. Рождение и история фотографии. Фотография - зрительная память человечества. Первые дагеротипы. Эксперименты с новым способом создания изображений. Камера-обскура. Научные исследования У. Толбота. Дальнейшее совершенствование техники и создание ярких художественных образов. Изобразительно-выразительные возможности фотографии. Фотография сегодня - важнейшее средство массовой информации. Фотография и экранные искусства, ее использование в сфере дизайна, театра и журналистики, создании инсталляций. Создание голографических изображений. Использование новейших цифровых технологий в искусстве фотографии. Фотография и изобразительные искусства. Отличия художественной фотографии от изобразительных искусств. Сравнительный анализ фотопортрета с живописным и скульптурным портретом. Выразительные средства и жанры фотографии. Использование в фотографии традиционной системы жанров: общность и характерные различия. Фрагмент и фотомонтаж как специфические жанры фотографии. Художественные средства выразительности в искусстве фотографии: композиция, план, ракурс, свет и тень, ритм.
Язык скульптуры. История скульптуры. Скульптура как один из древнейших видов изобразительного искусства. Амулеты первобытного человека. Важнейшие достижения скульпторов Древнего Египта. Классический идеал античных мастеров. Средневековая скульптура - «книга» для верующих людей, ее связь с архитектурой. Гуманистический идеал в скульптуре Возрождения. Отличительные особенности скульптуры барокко и классицизма. Характерные особенности развития скульптуры в конце XIX-XX в.: стремление к символической трактовке образов, пластическая импровизация и эксперимент, поиск новых способов технической обработки материалов. Кинетическая скульптура как ярчайший пример смелого новаторства. Новизна и оригинальность художественных решений современных мастеров. Что значит видеть и понимать скульптуру? Скульптура, ваяние и пластика. Скульптура и ее отличия от других видов изобразительного искусства. Изобразительно-выразительные средства скульптуры: пластика, объем, движение, ритм,
светотень и цвет. Использование языка символов и аллегорий в скульптурных произведениях. Виды и жанры скульптуры. Характерные особенности портретного, анималистического, историко-бытового жанров и натюрморта. Круглая скульптура. Рельеф и его разновидности: барельеф, горельеф и контррельеф. Виды скульптуры по целевому назначению: монументальная, монументально-декоративная и станковая (характерные признаки). Материалы и техника их обработки. Выбор материала, его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения произведения и особенностей освещения. Использование традиционных мягких и твердых материалов для создания скульптурных произведений. Процесс создания скульптурного произведения и его основные этапы. Высекание из камня. Лепка из глины, пластилина, воска или гипса. Вырезание из дерева. Гальванопластика. Ковка, чеканка и гравировка.
Декоративно-прикладное искусство. Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Понятия декоративного и прикладного искусства. Китч. Основные критерии оценки художественных произведений декоративно-прикладного искусства: единство пользы и красоты, ис-
торическая значимость, авторское мастерство, соотношение формы и содержания, необходимость и достаточность, гармоничность и естественность. Истоки возникновения и особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительно-выразительные средства: орнамент, форма, материал, цвет, ритм и симметрия. Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций. Устойчивость тем, образов и мотивов народного творчества. Коллективное творческое начало. Универсальность художественного языка, понятного всем народам мира. Виды декоративно-прикладного искусства. Связь с другими видами искусств. Монументально-декоративное искусство:
организация предметно-пространственной среды человека (быта, жилища, архитектурных сооружений, улиц и площадей). Декорационно-оформительское искусство. Деление произведений декоративно-прикладного искусства по функциональному признаку, виду используемого материала, технике и способу изготовления. Основные способы производства предметов декоративно-прикладного искусства.
Искусство дизайна. Из истории дизайна. Истоки дизайна и его развитие. Дизайн и научно-технические достижения.Организация выставок «промышленного искусства» и их роль в становлении и развитии дизайна. Расширение функций дизайнеров на рубеже XIX-XX вв. Влияние стиля модерн на развитие дизайна. Преодоление разрыва между индустриальным производством и сферой художественной деятельности. Появление первых дизайнерских центров в Германии, России и США.Баухаус: роль высшей школы художественного конструирования и индустриального строительства. Творческие идеи В. Гропиуса и их практическое воплощение. Судьба дизайна в России. ВХУТЕМАС - центр подготовки дизайнерских кадров в России. Оригинальные творческие концепции В. Кандинского, К. Малевича, Л. Лисицкого, В. Татлина, А. Родченко и др. Дизайн как важнейший символ цивилизации, неотъемлемый фактор жизни человека в современном мире. Новые грани профессии дизайнера. Художественные возможности дизайна. Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды по законам пользы, прочности и красоты. Основные функции дизайна: конструктивная, эстетическая и воспитательная. Мир современного человека - мир дизайна. Дизайн и декоративно-прикладное искусство: их общность и различие. Виды дизайна. Многообразие сфер применения дизайна в жизни современного общества. Промышленный (индустриальный) дизайн и его характерные черты. Дизайн среды, экологический дизайн. Графический дизайн или промышленная графика. Искусство веб-дизайна (оформления страницы персонального сайта в Интернете). Фитодизайни его особая популярность в обществе. Арт-дизайн и сферы его использования. Виды дизайна, связанные с имиджем, внешним обликом человека: визаж, дизайн одежды, аксессуаров и прически. Задачи дизайнера-модельера.
Музыка как вид искусства. Музыка и мир чувств человека. Особенности восприятия музыки в различные культурно-исторические эпохи. Античные мифы о происхождении музыки (Орфей и Эвридика, Пан и Сиринг). Музыка и характер ее воздействия на переживания и эмоции человека (лирическая поэзия). Музыка среди других искусств. Звук - «первоэлемент» музыкального искусства. Жизнь человека в мире звуков. Звуковые колебания - инфразвуки и ультра-звуки. Понятие какофонии. Отличие музыки от других искусств, ее близость к хореографии и архитектуре. Сравнительный анализ картин зимнего пейзажа в лирике А. Пушкина и музыке П. Чайковского. Музыка - царица всех искусств.
Художественный образ в музыке. Условный характер музыкального образа. Специфика художественного образа в музыкальном произведении. Противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Отсутствие связи между музыкальным образом и предметностью реального мира, особая сила обобщения. Звуки реального мира в музыкальномпроизведении. Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа. Временной характер музыки. Существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. Способность музыкального художественного образа отражать действительность по законам реального времени. Проблема музыкального времени в различные культурно-исторические эпохи. От плавности и неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности. Гротеск, массовость, коллективизм - характерные черты музыки XX в.
Язык и форма музыкального произведения. Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения. Особое значение ритма и его воздействие на человека. Метр и темп как основные составляющие ритма. Зависимость ритма от жанра музыкального произведения и общего характера предназначения музыки. Ритм как выразитель художественного образа. Форма и интонация мелодии. Национальная самобытность классических мелодий. Гармония в музыке, понятие ладов - особой системы организации различных по высоте звуков (мажорный и минорный лад). Атональная музыка композиторов Новой венской школы, ее общий характер и особенности звучания. Полифония и ее основные жанры. Величайшие полифонисты мира: И. С. Бах, Д.Шостакович и Р.Щедрин. Тембр звука. Тембр музыкальных инструментов и человеческого голоса. Понятие о музыкальной форме. Единство содержания и формы в музыкальном произведении. Понятиео музыкальной форме как о композиционном строении произведения и совокупности художественных средств, выражающих содержание, идею музыкального сочинения. Выбор формы музыкального произведения. Музыкальная форма и ее протяженность во времени («форма-процесс»). Типы музыкальных форм: вариация, рондо, сонатная форма, цикл. Подвижность и гибкость музыкальных форм, их способность к изменению под воздействием содержания и определенных стилевых условий.
Раздел №4 Тематическое планирование курса «Искусство» 8 класс (35ч.)
урока
К-во
часов
Тема
Содержание
Виды деятельности ученика
Виды искусства (35ч.)
I Художественные представления о мире. (7ч.)
1
Введение. В мире классических искусств. Понятие о видах искусства.
Тайны искусства. Азбука искусств. Основные эстетические категории. Семья муз Аполлона. История классификации искусств. Современные классификации искусств. Подвижность и гибкость границ между искусствами; их историческая изменчивость.
Осознавать значение искусства в жизни современного человека;
знать причины возникновения искусства;
понимать роль искусства в освоении человеком мира, познании природы;
рассуждать о специфике воплощения духовного опыта человечества в искусстве;
эмоционально воспринимать художественные образы различных видов искусства;
уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;
ориентироваться в специфике выразительных средств отдельных видов искусства;
владеть отдельными специальными терминами из области различных видов искусства в рамках изучаемого курса;
понимать значение стиля в искусстве;
анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений искусств и культурные особенности эпохи;
оценивать произведения искусства с позиции восполнения мировой художественной культуры;
понимать специфику восприятия различных визуальных произведений
-
Знать основные эстетические категории, современные классификации искусств, понятие художественного образа, его характерные черты и свойства.
1
Тайны художественного образа.
Мышление в образах. Понятие художественного образа, творческий процесс его создания, характерные черты и свойства. Правда и правдоподобие, условность в искусстве
1
Художник и окружающий мир.
Мир «сквозь магический кристалл». Многозначность понятия «художник». Мир материальный и духовный, особенности его отражения в произведениях искусства. Талант и мастерство художника. Секреты художественного творчества. Понятие творческого процесса. Роль вдохновения.
1
Возвышенное и низменное в искусстве.
Эстетика - наука о прекрасном. Характеристика возвышенного и формы его выражения в искусстве. Категория низменного и ее противопоставление возвышенному. Контрасты возвышенного и низменного в произведениях мирового искусства.
1
Законы трагического в искусстве и жизни. Общность и различия, характерные особенности их проявления. Рок и судьба в античной трагедии.
Трагическое как одно из проявлений возвышенного. Истоки трагического в искусстве. Развитие понятия о катарсисе.
7.
1
Комическое в искусстве. Тест «Художественные представления о мире»
Эстетическая природа комического в искусстве и жизни. Разграничение понятий «смешное» и «комическое».
Источник и градации комического в искусстве. Трагикомедия. Выдающиеся комики мира.
II Азбука искусства (28ч.)
1. Архитектура(8ч.)
8-9.
2
Азбука архитектуры.
«Каменная летопись мира». Назначение и цель архитектуры. «Прочность - Польза - Красота». Понятие о тектонике. Элементы архитектуры. Место архитектуры среди других видов искусства. Профессия архитектора.
Понимать природу и специфику пространственных искусств;
понимать значение стиля в искусстве;
эмоционально воспринимать и давать эстетическую оценку произведений
архитектуры и дизайна;
анализировать и сопоставлять специфику отдельных произведений пространственных искусств и культурные особенности эпохи;
раскрывать особенности формы и содержания на примере отдельных произведений пластических искусств;
размышлять о значении архитектуры и дизайна в жизни современного человека;
оценивать с эстетических позиций архитектурный облик своего города, районного центра, села и др.;
участвовать в разработке коллективного архитектурного проекта «Наш новый город»;
понимать значение монументальной скульптуры в формировании образа городов мира;
10-11
2
Художественный образ в архитектуре.
Особенности архитектурного образа. Единство внешней и внутренней формы в архитектуре и особенности их восприятия. Средства создания архитектурного образа. Понятие архитектурного ансамбля.
12
1
Стили архитектуры.
Понятие архитектурного стиля. Рождение стилей в архитектуре и их преемственность. Архитектурные стили Древнего Египта, Античности, Средневековья и Возрождения. Архитектурные стили Нового и Новейшего времени. Стилистическое многообразие и оригинальность решений современной архитектуры.
13-14
15
2
1
Виды архитектуры.
Защита проектов.
Архитектура объемных сооружений. Понятие об общественной, жилой и промышленной архитектуре. Ландшафтная архитектура. Традиции садово-паркового искусства в различных странах мира. Градостроительство. Из истории градостроительного искусства. Главные задачи современного градостроения. Понятие современного города и его слагаемые. Исторические типы планировки.
Мечта о создании идеального города будущего и ее реальное воплощение.
2. Изобразительное искусство (14 ч.)
16-17
2
Язык изобразительного искусства.
Как понять изображение? Живопись, скульптура и графика - древнейшие виды изобразительного искусства. Понятие о монументальных и станковых видах изобразительного искусства. Способы и средства изображения, их зависимость от материалов, масштаба и техники изготовления. Роль композиционного замысла, основные правила композиции. Метод перспективы. Роль ритма, светотени и линии, контрастов и нюансов, фактуры и текстуры в изобразительном искусстве.
раскрывать особенности формы и содержания на примере отдельных произведений пластических искусств;
использовать в собственной художественной деятельности правила перспективы и пропорции;
размышлять о значении живописи, скульптуры, графики, декоративно прикладного искусства, архитектуры и дизайна в жизни современного человека;
изучать с помощью сети Интернет высокохудожественные образцы монументальной скульптуры, расположенные в столицах разных стран мира;
участвовать в коллективном проекте по разработке плакатов различной тематики;
понимать специфику фотоискусства;
использовать средства художественной выразительности в собственных фотоработах;
18
1
Искусство живописи.
Виды живописи и ее художественные средства.
19-20
2
Жанровое многообразие
живописи.
Понятие жанра в живописи. Становление и развитие системы жанров. Специфика деления на жанры и ее условный характер. Изменения в жанровой системе в наши дни. Характеристика жанров в живописи. Историческая живопись (мифологическая, библейская тематика). Батальный жанр и его великие мастера Бытовой жанр, его истоки и эволюция, цели и задачи. Жанр портрета и его разновидности. Цели и задачи пейзажа, его разновидности. Жанр натюрморта и его эволюция. Анималистический жанр. Характерные особенности интерьера.
21
1
Искусство графики.
Графика: от возникновения до современности. Графика - «муза XX века»? Роль графики в жизни современного человека. Понятие компьютерной графики. На каком языке «говорит» графика? Виды графического искусства.
22-23
2
Художественная фотография.
Рождение и история фотографии, ее изобразительно-выразительные возможности. Фотография сегодня (использование новейших цифровых технологий, голографические изображения) Фотография и изобразительные искусства. Выразительные средства и жанры фотографии.
24-25
2
Язык скульптуры.
История скульптуры. Что значит видеть и понимать скульптуру? Отличия скульптуры от других видов изобразительного искусства. Изобразительно - выразительные средства скульптуры Виды и жанры скульптуры, их характерные особенности. Мате-
риалы и техника их обработки. Выбор материала и его зависимость от авторского замысла, содержания, местонахождения и особенностей освещения. Процесс создания скульптурного произведения и его основные этапы.
26
1
Защита проектов.
Творческие, исследовательские работы учащихся.
применять компьютер для обработки визуальной информации, синтеза изображений;
воплощать творческие идеи с помощью современных компьютерных технологий;
самостоятельно применять отдельные компьютерные программы для подготовки презентаций, оформления иллюстрированных журналов и пр.;
принимать участие в разработке различных художественно-творческих проектов с применением ИКТ (реклама, открытка, визитная карточка, и т. д.)
27-28
2
Декоративно - прикладное искусство.
Художественные возможности декоративно-прикладного искусства. Понятия декоративного и прикладного искусства. Китч. Основные критерии оценки художественных произведений. Истоки возникновения и особенности исторического развития декоративно-прикладного искусства. Важнейшие изобразительно-выразительные средства. Декоративно-прикладное искусство как часть народного творчества. Сохранение и развитие национальных традиций. Устойчивость тем, образов и мотивов народного творчества. Виды декора-
тивно-прикладного искусства и их связь с другими видами
искусств.
Понимать природу и специфику пространственных искусств;
понимать значение стиля в искусстве;
различать в общих чертах основные художественные стили Европы;
эмоционально воспринимать и давать эстетическую оценку произведений живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства,
осознавать специфику творческих профессий и осваивать элементарные приемы в каком-либо виде пространственно-временных искусств (по выбору)
29
1
Искусство дизайна.
Из истории дизайна: его истоки и дальнейшее развитие. Дизайн в России. Художественные возможности дизайна. Методы проектирования и конструирования предметной и окружающей среды Мир современного человека - мир дизайна. Многообразие сфер его применения. Виды дизайна.
3. Музыка(6 ч.)
30
1
Музыка как вид искусства.
Музыка и мир чувств человека. Музыка среди других искусств. Звук как «первоэлемент» музыкального искусства. Понятие какофонии.
осознавать интонационно-образные, жанровые и стилевые основы музыки как вида искусства;
воспринимать и сравнивать разнообразные по смыслу музыкальные интонации;
исследовать разнообразие и специфику современной музыки (вокальной, театральной, симфонической);
сравнивать и определять музыкальные произведения разных жанров и стилей;
-
Знать художественно - выразительные средства различных видов искусства, виды и жанры, причины и историю их возникновения.
-
уметь анализировать и интерпретировать произведения искусства;
31-32
2
Художественный образ в музыке.
Условный характер музыкального образа, противоречивость и неоднозначность его интерпретации. Понятие программной музыки. Зримость и пластичность музыкального образа
Временной характер музыки. Способность музыкального образа отражать действительность по законам реального времени. От плавности и неспешности средневекового григорианского хорала к стремительным ритмам современности.
33-34
2
Язык и форма музыкального произведения.
Средства выразительности в музыке. Роль композитора в создании музыкального произведения. Понятие о музыкальной форме. Единство содержания и формы
в музыкальном произведении. Выбор формы и его зависимость от замысла композитора. Типы музыкальных форм, их подвижность и гибкость, способность к изменению под воздействием содержания и стилевых условий. Поиски нового видения мира и многообразие музыки 20 века.
35
1
Итоговый тест.
Приложение
к рабочей программе по искусству,
утверждённой приказом директора
МБОУ Кулешовской СОШ № 16
от 01.09.2016г. № 67
Контрольно измерительные материалы.
Тест по теме: « Семья муз Аполлона».
Вариант 1
1. Сколько муз в семье Аполлона (выберите один ответ):
a) 7;
b) 8;
c) 6;
d) 9?
2. Какая муза изображена на картинке:
a)Талия;
b)Полигимния;
c)Эрато;
d)Каллиопа?
3. Какими новыми видами искусства пополнилась семья муз Аполлона в последнее время (выберите несколько ответов):
a)Светомузыка;
b)Живопись;
c)Телевидение;
d)Цирк;
e)Графика;
f)Литература?
4. Парнас - это:
-
Гора, где жили музы с Аполлоном;
-
Музыкальный инструмент;
-
Имя Олимпийского Бога;
5. Назови имена всех муз:
Тест по теме: « Семья муз Аполлона»
Вариант 2
1. На какой горе жил Аполлон и его музы (выберите один ответ):
a)Олимп;
b)Арарат;
c)Парнас;
d)Афон</?
2. Какая муза изображена на картинке:
a)Урания;
b)Евтерпа;
c)Мельпомена;
d)Клио?
3. С каким атрибутом изображалась муза истории:
a)С двойной флейтой;
b)С лирой;
c)С комической маской;
d)Со свитком или вощеной дощечкой;
e)С кифарой;
f)С глобусом;
g)С трагической маской?
4. Скрижаль - это:
-
Древнегреческая одежда;
-
Вид живописи;
-
Музыкальный инструмент;
-
Вощеная дощечка
5. Музы - это: (продолжи )
Тест по теме: « Виды искусства».
1вариант
ЧастьА
1. К пространственным видам искусства относят-
А скульптуру
Б музыка
В опера
2. К временным видам искусства относят -
А живопись
Б графика
В музыка
3. Синтетическими называют искусства -
А рождённые в 21 веке
Б сочетающие в себе несколько видов искусства
В ненатуральные искусства
4. К основным ,натуральным видам искусства относят -
А кино
Б живопись
В цирк
5. Отличительной чертой современного , синтетического искусства является -
А способность привлекать большое количество зрителей
Б подвижность и гибкость границ между искусствами
В разнообразие направлений
ЧастьВ
1. Определи виды искусств, входящих в состав-
Оперы
Кино
Театра
Цирка
2. Подбери синонимы к слову художник - …………………………..
3. Перечисли выдающихся художников, чьи произведения стали находкой для создания шедевров синтетических искусств.
ЧастьС
Заполните таблицу. « Выдающиеся творцы всех времён и народов»
Тест по теме: « Изобразительное искусство» 8 класс.
ЧастьА
1 вариант
1. Перечислите виды ИЗО.
А
Б
В
Г
Д
2. Вид искусства рассчитанный на массовое восприятии , имеющий большие размеры называется-
А миниатюрой
В станковым
Б монументальным
3. Искусство предназначенное для музеев, выставок, коллекций называют -
А монументальным
Б станковым
В классическим
4. Перечислите жанры живописи.
А
Б
В
Г
Д
Е
5. Запишите жанр живописи которому соответствуют данные изображения.
Изображения важных исторических событий-………………
Сцены повседневной жизни -………….
Изображение природы -……………..
Изображение сцен военной тематики -………………..
ЧастьБ
Распределите сферы деятельности художника.
Живописец Делает эскизы денежных знаков, рисует плакаты.
График Высекает из дерева, камня, отливает из металла.
Скульптор Пишет пейзажи, натюрморты ,портреты.
Дизайнер Составляет хронику исторических событий.
Фотограф Украшает и продумывает быт человека.
Часть С
Заполните таблицу: Жанры ИЗО.
Тест по теме: Изобразительное искусство»
ЧастьА
2 вариант
1. Вид искусства рассчитанный на массовое восприятии , имеющий большие размеры называется-
А миниатюрой
В станковым
Б монументальным
2. Запишите жанр живописи которому соответствуют данные изображения.
Изображения важных исторических событий-………………
Сцены повседневной жизни -………….
Изображение природы -……………..
Изображение сцен военной тематики -………………..
3. Искусство предназначенное для музеев, выставок, коллекций называют -
А монументальным
Б станковым
В классическим
4. Перечислите жанры живописи.
А
Б
В
Г
Д
Е
5. Перечислите виды ИЗО.
А
Б
В
Г
Д
ЧастьБ
Распределите сферы деятельности художника.
Живописец Делает эскизы денежных знаков, рисует плакаты.
График Высекает из дерева, камня, отливает из металла.
Скульптор Пишет пейзажи, натюрморты ,портреты.
Дизайнер Составляет хронику исторических событий.
Фотограф Украшает и продумывает быт человека.
Часть С
Заполните таблицу: Жанры ИЗО.
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№
Разделы и темы
Кол-во
часов
Дата прохождения
Домашнее задание
По плану
фактически
I. Художественные представления о мире (8ч.)
8
1
Введение. В мире классических искусств.
1
П.1.1
2
Понятие о видах искусства.
1
П 1.2
3
Тайны художественного образа.
1
П.2
4
Художник и окружающий мир.
1
П.3
5
Возвышенное и низменное в искусстве.
1
П.4.1
6
Трагическое в искусстве.
1
П.5.1
7
Комическое в искусстве.
1
П.6.1.2
8
Тест «Виды искусства».
1
II. Азбука искусства. (28ч.)
1. Архитектура (8ч.)
9
Азбука архитектуры.
1
П.7.1
10
Место архитектуры среди других видов искусств.
1
П.7.2
11
Художественный образ в архитектуре.
1
П.8.1
12
Средства создания архитектурного образа.
1
П.8.2
13
Стили архитектуры.
1
П.9
14
Виды архитектуры.
1
П.10.1.2
15
Градостроительство. Защита проектов.
1
П.10.3
2. Изобразительное искусство (14ч.)
14
17
Язык изобразительного искусства.
1
П.11.1
18
Художественно-выразительные средства изобразительного искусства.
1
П.11.2
19
Искусство живописи.
1
П.12
20
Жанровое многообразие живописи.
1
П.13
21
Искусство графики.
1
П.14.2.3
22
Художественная фотография.
1
П.15.1
23
Выразительные средства и жанры фотографии.
1
П.15.2
24
Язык скульптуры.
1
П.16.2
25
Виды и жанры скульптуры.
1
П.16.3.4
26
Защита проектов.
1
27
Декоративно-прикладное искусство.
1
П.17.1.2
28
Виды декоративно-прикладного искусства.
1
П.17.3
29
Искусство дизайна.
1
П.18.2.3
3. Музыка (6ч.)
6
30
Музыка как вид искусства.
1
П.19
31
Художественный образ в музыке.
1
П.20
32
Язык и форма музыкального произведения.
1
П.21.1
33
Средства выразительности в музыке. Понятие о музыкальной форме.
1
П.21.2
35
Итоговый тест.
1
Всего:
35
Рабочая программа рассмотрена и рекомендована к утверждению
методическим объединением учителей общественных наук, искусства и
технологии
29 августа 2016 года, протокол № 1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
_____________Н.Ю. Верещагина
29 августа 2016 года