7


  • Учителю
  • Конспект урока ИЗО. 6 класс. Тема. Натюрморт в графике.

Конспект урока ИЗО. 6 класс. Тема. Натюрморт в графике.

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Конспект урока ИЗО. 6 класс.

Тема. Натюрморт в графике.

Цель урока:

  • показать учащимся, что линия может выражать эмоциональное и духовное состояние рисунка;

  • научить видеть, что техника рисунка - это основа для многих художественных школ, что рисование карандашом, углём, сангиной, мелом, пастелью привело к исключительному богатству художественных и технических приёмов, которыми пользовались многие великие художники.



Задачи урока:

Развивающая

Научить видеть изменение картины мира и образа человека, поставив в центр духовные проблемы подчиняя им умение в способах изображения развитие чувств и эмоций.



Обучающая

Приобретение навыков и практического опыта, используя рисунок, цвет, пятно, тон, пространство согласью специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства.



Воспитательная

Воспитание художественно-эстетического вкуса, потребность в освоении знаний о жанрах и технических средствах их достижений.



Наглядность и оборудование

Для учащихся: альбомы, 3 карандаша (Т, ТМ, М), ластик.

Для учителя: презентация на компьютере (графика), рисунок на доске, плакаты, заготовки для натюрморта.



Ход урока:



Объяснение новой темы:

1. Теоретическая часть.

Сегодня на уроке мы познакомимся с таким жанром искусства, как натюрморт. Натюрморт, выполненный простым карандашом называется натюрморт в графике.

Слово учителя:

Простой карандаш имеет графитовый грифель и «деревянную рубашку» из кедра, ольхи или липы. Карандаши бывают твердые и мягкие. Буква Т (или Н) означает твердый, буква М (или В) - мягкий карандаш. Лучше пользоваться твердо-мягким карандашом для нанесения набросков и мягким для нанесения теней.

Своим существованием простой карандаш обязан одной расколотой чашке.

Однажды человек уронил глиняную чашку. Осколки чашки, пролетая, коснулись нечаянно бумаги и оставили на ней четкий, черный след. Уронивший чашку человек заинтересовался таким удивительным явлением. Он выяснил, что в глину для изготовления посуды был добавлен графит. Значит, если в графит добавить глины, стержень карандаша будет тверже, прочнее, не будет ломаться и крошиться, как это происходило с чисто графитовыми карандашами. Так появился простой карандаш. Это произошло двести лет назад.

Кстати, человека этого звали Йозеф Гартмут. Позднее Гартмут основал знаменитую фабрику, известную до сих пор великолепными чертежными карандашами.



Сказка о королевстве «Рисовандии» (рассказывает учащийся).

Королева «Рисовандии» устроила разноцветный бал, на который пригласила всех кто любит рисовать. Маленький графитовый карандаш просил своих братьев - цветных карандашей и сестер - красок, взять его с собой, но они не соглашались. «Ты серый и мрачный» - говорили они ему. «С тобой будет скучно на балу, да и места нет в паровозике для тебя». Я буду ехать в самом заднем вагоне, где возят уголь. Братья и сестры сжалились над младшим братом, сами сели в разноцветные вагончики, а карандашик в последний серый вагон.

На балу было красиво и весело. Краски с цветными карандашами хвастались перед королевой своими рисунками, но Рисовандии все это было давно знакомо. Ей хотелось чего-то необыкновенного. Вдруг она заметила в углу скромно стоявшего карандаша.

- Кто ты? Спросила королева.

- Я простой карандаш, ответил скромный гость.

- Как тебя зовут?

- Простой карандаш.

Королева очень удивилась такому странному имени.

-А что ты умеешь делать?

Карандашик взял лист бумаги и легким движением руки нарисовал то, что видел перед собой - натюрморт «Ваза с фруктами». Рисовандия была настолько поражена скромностью и талантом простого карандаша, что назначила его главным художником королевства. Братьям и сестрам карандашика было очень стыдно за свое поведение. Только теперь они поняли, насколько талантлив их брат.

2.Практическая часть.

Показ поэтапной работы на доске:

- нанесение набросков;

- соблюдение пропорций предметов;

- разметка светотени;

- определение самого светлого и самого темного места (блики, тень, светотень);

- окончательная доводка тонов.

Когда определена точка зрения, границы натюрморта и форма листа (вертикаль или горизонталь), можно приступать к рисованию. Рисовать карандашом натюрморт начинают, как всегда, с разметки будущей композиции натюрморта на листе

Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать, начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

Начинают с наброска всей группы - ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы. В этой работе вы встретитесь с задачей установить правильные соотношения размеров предметов. Рассмотрим все по порядку. Чтобы нарисовать что-либо на листе бумаги вначале надо построить изображение. Этим закладывается своеобразный фундамент для всего рисунка. Когда натюрморт построен в основном, необходимо уточнить пропорции предметов, их расположение и связи в группе.

Прежде всего, надо понять, что основная задача - изобразить форму предметов. Часто многие этого не понимают и считают, что если срисовать только контур предмета, то рисунок передаст и форму. На самом деле это не так.

Обрисовывая контур, можно совершенно упустить саму форму предмета и его объем. Обычно так и получается. Линия, как согнутая проволока, огибает предмет, а в середине, где он должен быть - пусто. Кроме того, задача срисовать контур очень сложна, более сложна, чем нарисовать сам предмет. В результате может получиться, что левая и правая стороны будут в чем-то отличаться одна от другой. Правильнее делать таким образом, чтобы контур получился в результате рисования формы.

Если перед вами, например, кувшин, то вначале рисуется общий его набросок, который определит место предмета в листе и установит основные его пропорции. Прямыми упрощенными линиями очерчиваете предмет, устанавливая его ширину при помощи осевой линии, которая поможет вам в построении левой и правой сторон. По листу определяете высоту кувшина и других предметов в пропорциях. Дно кувшина представляет собой круг, горлышко тоже имеет его в своей основе. Легкими движениями, в пределах первоначального наброска, наносим эти круги (конечно, сокращая их в перспективе). Необходимо проверить, достаточно ли устойчиво на листе «стоит» кувшин, не «перекосился» ли он. Это легко проверить, сравнивая расположение частей, главным образом верха и низа.

Внимательно глядя на натуру, вы придаете рисунку характерную форму стоящего перед вами натюрморта. Построить - не значит вычертить. Предметы рисуют тонкими линиями. Не надо торопиться, не надо «хвататься» за первое впечатление - сначала нужно построить основное, все предметы целиком, соблюдая пропорции, высоту, ширину предметов, их связь между собой. Лишь после этого переходят к более мелким деталям и уточнению формы предметов.

Внимание!

При выполнении рисунка мы должны стремиться передать:

- объем предметов натюрморта;

- фактуру предметов (их материальность);

- плановость натюрморта (передний, средний и дальний планы).

На доске новые понятия:

Блик - самое освещенное место в рисунке.

Рефлекс - это оптический эффект отражённого света, изменение тона или увеличение силы окраски предмета, возникающие при отражении света, падающего от окружающих его предметов. Рефлексы помогают передать не только богатство цветов и оттенков изображаемой натуры, но и усилить ощущение объема, которого так обычно не хватает, когда мы только учимся рисовать.

Падающая тень - самое тёмное пятно - выполняется мягким карандашом;

Собственная тень - темное пятно - плоскость стола.

Учитель в процессе урока делает акцент на новых понятиях.

3. Самостоятельная работа.

4. Рефлексия. Анализ работ (выставка работ у доски). Разбор ошибок.

Выставление оценок.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание: закончить рисунок, запомнить понятия.



Используемая литература:

Н. М. Сокольникова - «Основа рисунка»,

Н. М. Сокольникова - «Краткий словарь художественных терминов», Энциклопедический словарь юного художника,

И. И. Евдокимов - «Рисование», «Западно - европейская графика XV - XX веков».









 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал