7


  • Учителю
  • Рабочая программа «Изобразительное искусство» 5-8 классы

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 5-8 классы

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Рабочая программа «Изобразительное искусство».

Пояснительная записка

Рабочая программа «Изобразительное искусство» рассчитана для 5-6 общеобразовательного класса.

Программа составлена с учетом требований:

- Федерального закона «Об образовании» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования № 1897 от 17.12.2010;

- Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, М.: Просвещение, 2010;

- Приказа Министерства образования и науки № 986 от 4 октября 2010 г. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

- Федерального перечня учебников, рекомендуемых для общеобразовательных учреждений на 2015-2016 уч. год…

- «Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального общеобразовательного учреждения Борисоглебской средней общеобразовательной школы № 2»;

- на основе авторской программы «Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б. М. Неменского 5-9» М.: Просвещение, 2014.

Цель программы - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, дающего возможность самовыражения и ориентации в художественном, нравственном пространстве культуры; приобретение практических навыков работы различными материалами.

Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:

• формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;

• освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;

• формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;

• развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;

• формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

• воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;

• развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;

• овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;

• овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания (ребенок выступает в роли художника), художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-театр, урок-проект, урок-выставка, экскурсия…

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства.

Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни. При изучении темы этого года необходим акцент на местные художественные традиции и конкретные промыслы.

Тема 6-7 классов - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Тема 8 класса - «Дизайн и архитектура в жизни человека. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» - посвящены изучению архитектуры и дизайна, т. е. конструктивных видов искусства, организующих среду нашей жизни. Изучение конструктивных искусств в ряду других видов пластических искусств опирается на уже сформированный за предыдущий период уровень художественной культуры учащихся. Развитие и расширение курса визуально-пространственных искусств. XX век дал немыслимые ранее возможности влияния на людей зрительных образов при слиянии их со словом и звуком. Синтетические искусства - театр, кино, телевидение - непосредственно связанные с изобразительными и являются сегодня господствующими.



Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».

Предмет «Изобразительное искусство» входит в образовательную область «Искусство». В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом школы на изучение предмета в 5 - 8 классах отводится 1 час в неделю, 35 часов в год, 140 часов за курс.



Личностные, метапредметные и предметные результаты

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигнуть в нем взаимопонимания;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.



Содержание учебного предмета

Содержание программы для 5 класса «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» посвящено изучению группы декоративных искусств, в которых сохраняется наглядный для детей их практический смысл, связь с фольклором, с национальными и народными корнями искусства. Многообразие декоративно-прикладного искусства (народное традиционное, классическое, современное) специфика образно-символического языка, социально-коммуникативной роли в обществе. Образно-символический язык народного (крестьянского) прикладного искусства. Картина мира в образном строе бытового крестьянского искусства. Народные промыслы - современная форма бытования народной традиции, наше национальное достояние. Местные художественные традиции и конкретные художественные промыслы. Декоративно-прикладное искусство Древнего Египта, средневековой Западной Европы, Франции XVII века (эпоха барокко). Декоративно-прикладное искусство в классовом обществе (его социальная роль). Декор как обозначение принадлежности к определенной человеческой общности. Выставочное декоративное искусство - область дерзкого, смелого эксперимента, поиска нового выразительного, образного языка. Профессионализм современного художника декоративно-прикладного искусства. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Древние корни народного искусства. Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство - уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом, эпосом, мировосприятием земледельца. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса-неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.

  2. Связь времен в народном искусстве. Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.

  3. Декор - человек, общество, время. Роль декоративных искусств в жизни общества, в различении людей по социальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркиваю­щий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произве­дений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы XVII века.

  4. Декоративное искусство в современном мире. Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл, гобелен, ба­тик и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-приклад­ное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративнос­ти, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспери­ментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале - от замысла до воплощения.



Содержание программы для 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящено изучению основ изобразительного искусства: виды искусства и основы его образного языка, жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина в истории искусства. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зри­мый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художест­венного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отноше­ния к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Практическая творческая художественная деятельность учащихся.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка слу­жат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформирован­ных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.

  2. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

  3. Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Монументальная скульптура и образ истории народа.

  4. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.



Содержание программы для 7 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» - продолжение учебного материала 6 класса, посвященного основам изобразительного искусства. Развитие жанров тематической картины в истории искусства: роль искусства в понимании людьми образа своего прош­лого, в образном и ценностном понимании окружающего мира. Место искусства в развитии самосознания народа и образных его представлений о жизни народов мира. Изменение языка изображения как выраже­ние изменений ценностного понимания и видения мира. Знакомство с проблемами художественной жизни XX в., с множественностью одновременных и очень разных процессов в искусстве. Практическая творческая художественная деятельность учащихся. Выявление личностных ценностно-смысловых ориентации, эффективное решение познавательных, регулятивных задач, сотрудничество и навыки самоорганизации.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

1. Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире.

2. Поэзия повседневности. Изображения обыденной жизни людей в истории искусства. Бытовой жанр в изобразительном искусстве и его значение в понимании истории человечества и сов- ременной жизни человека. Выражение мировоззрения и общественных идеалов в изображении повседневной жизни в искусстве разных эпох и народов. Поэзия понимания мира и себя в этом мире. Углубление и развитие композиционного мышления: представления о целостности композиции, об образных возможностях изобразительного искусства и особенностях его метафорического строя. Развитие наблюдательности и интереса к жизни людей, образного видения обыденных сюжетов окружающей повседневной жизни. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства.

3. Великие темы жизни. Историческая тема в искусстве как изображение наиболее значительных событий в жизни общества. Мифологические и библейские темы в искусстве и их особое значение в развитии самосознания обще­ства. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Историческая картина в европейском и русском искусстве. Значение исторической картины в становле­нии национального самосознания. Монументальная скульптура и образ истории народа. Место и роль картины в искусстве XX века. Проб­лемы современного развития изобразительного искусства.

4. Реальность жизни и художественный образ. Обобщение и систематизация полученных знаний и представлений об искусстве. Главная задача обучения искусству - живое, эмоциональное, глубокое восприятие произведений изобразительного искусства ради нового понимания и богатого переживания жизни, Создание коллективных или индивидуальных творческих проектов.

Содержание программы для 8 класса «Дизайн и архитектура в жизни человека. Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» посвящено изучению синтеза искусств: синтеза искусств в архитектуре, дизайне, полиграфии, формирующих художественно-образное мышление, духовно-нравственное мировоззрение, эстетические идеалы. Этот учебный год посвящён содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества. На занятиях по изобразительному искусству учащиеся знакомятся с творчеством выдающихся мастеров России, зарубежных стран и местного региона. Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объёмной композиции одинаковы и для архитектуры и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объёмно-пространственной. Изучение конструктивных искусств в 8 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет. Расширение курса визуально-пластических искусств и осознанию их прочной связи с синтетическими искусствами (кино, телевидение и др). Именно синтетические искусства, непосредственно происходящие от изобразительных, являются сегодня господствующими во всей системе видеокультуры. Экранное изображение является прямым развитием мира изобразительных искусств на уровне современных технологий (телевизор, видео, компьютер). В основе развития синтетических искусств лежат все основные виды изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Знакомство людей с любыми видами культуры и искусства происходит большей частью не в музеях, а на экранах. Традиционные образы, основанные на современной технике видеоискусств, обступают человека со всех сторон и строят его миропонимание. Эти искусства несут как позитивную, нравственную, эстетическую, так и негативную информацию. Школа должна обеспечить подростку способность относительно свободно, грамотно ориентироваться во всей этой сложнейшей информации, кроме этого, школа должна научить учащихся используют в своём быту, как фотоаппарат, так и видеокамеру, т.к. сегодня это чаще всего происходит на техническом, а не на художественном уровне. Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

1. Архитектура и дизайн - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создает человек. В мире вещей и зданий. Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы», рукотворной среды нашего обитания. Единство целесообразности и красоты, функционального и художественного. Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности. Плоскостная композиция в дизайне. Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и изображение. Основные композиционные приемы: поиск уравновешенности (симметрия и асимметрия, динамическое равновесие), динамика и статика, ритм, цветовая гармония. Разнообразные формы графического дизайна, его художественно-композиционные, визуально-психологические и социальные аспекты. От плоскостного изображения - к макетированию объемно-пространственных композиций. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства. Здание - объем в пространстве и объект в градостроительстве. Основы формообразования. Композиция объемов в структуре зданий. Структура дома и его основные элементы. Развитие строительных технологий и историческое видоизменение основных элементов здания. Унификация - важное звено архитектурно-дизайнерской деятельности. Модуль в конструкции здания. Модульное макетирование. Дизайн как эстетизация машинного тиражирования вещей. Геометрическая структура вещи. Несущая конструкция - каркас дома и корпус вещи. Отражение времени в вещи. Взаимосвязь материала и формы в дизайне. Роль цвета в архитектурной композиции и в дизайнерском проекте. Формообразующее и эстетическое значение цвета в архитектуре и дизайне.

2. Город и человек. Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Исторические аспекты развития художественного языка конструктивных искусств. От шалаша, менгиров и дольменов до индустриального градостроительства. История архитектуры и дизайна как развитие образно-стилевого языка конструктивных искусств и технических возможностей эпохи. Массово-промышленное производство вещей и зданий, их влияние на образ жизни и сознание людей. Организация городской среды. Проживание пространства - основа образной выразительности архитектуры. Взаимосвязь дизайна и архитектуры в обустройстве интерьерных пространств. Природа в городе или город в природе. Взаимоотношения первичной природы и рукотворного мира, соз­данного человеком. Ландшафтно-парковая архитектура и ландшафтный дизайн. Использование природных и имитационных материалов в макете. Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа, индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре. Проектные работы по созданию облика собственного дома, комнаты и сада. Живая природа в доме. Социопсихология, мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта одежды. Грим, прическа, одежда и аксессуары в дизайнерском проекте по конструированию имиджа персонажа или общественной персоны. Моделируя свой облик и среду, человек моделирует современный мир.

3. Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. Театр и кино - синтетические искусства, т. е. искусства, использующие в своих произведениях выразительные средства различных видов художественного творчества. Визуально-эстетическая общность театра и кино с изобразительным искусством, говорящих на едином языке изображений, зримых образов. Исследование природы и специфики синтетических искусств на примере театра - самого древнего пространственно-временного искусства. Коллективность творчества. Спектакль, фильм - неразрывное авторство многих, когда замысел одного развивается другим и воплощается третьим. Визуальный облик спектакля, его художественное решение перестает быть делом только одного художника. Вместе с ним его создают режиссер, актеры и целые цеха. Восприятие спектакля не из зала, а изнутри, в процессе его создания. Знакомство с жанровым многообразием театральных зрелищ, эволюцией сцены и спецификой художественного творчества в театре. Роль визуально-пластического решения в создании образа спектакля. Виды различных театрально-зрелищных и игровых представлений, место в них изобразительного компонента. Исследовательские и практические задания, представленные в творчески развивающей системе. Эволюция изображения в искусстве как следствие развития технических средств и способов получения изображения (от ручного к механическому, электронному и т. д.). Расширенное понимание художественного в визуальных искусствах (от рисунка к фотографии). Природа творчества в фотографии, в которой реализуется дар видения мира, искусство отбора и компо­зиции. Фотоснимок - изображение действительности в формах самой действительности. Фотография - не синтетическое искусство, но технологически она предтеча кинематографа и поворот­ный пункт в истории изобразительных искусств, в семью которых она, безусловно, входит. Фотография - вид художественного творчества со своими образно-выразительными средствами. Общность и различия между картиной и фотографией. Фотоснимок как информационно-художественный и исторически-документальный фиксатор нашей жизни. Краткая история фотографии: от дагеротипа до компьютерных технологий. Фотография расширила творчес­кие возможности художника, дала ему новый взгляд на мир, его мгновенную фиксацию одним движением пальца на фотоаппарате. Сегодняшняя доступность фотоаппарата - не гарантия художественной ценности снимка, которая дости­гается не только дарованием, но и знанием операторской фотограмоты. Освоение основ художественно-съемочной культуры в форме анализа предлагаемых снимков или в проект-но-творческой практике.

4. Фильм - творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? Телевидение - пространство культуры? Обобщение своих знаний о кинематографе с точки зрения искусства. Раскрытие основ экранной куль­туры в ходе анализа произведений киноискусства («извне», с точки зрения зрителя), а также в практи­ческих упражнениях и в проекте «Фильм: грамота творчества» («изнутри», с точки зрения создателя до­машнего видео). Синтетическая природа образа в фильме, в создании которого помимо изображения задействованы слово, звук, музыка (а в игровом фильме еще и актерская игра). Условность изображения и времени в кино, роль монтажа как основы киноязыка. Многообразие жанров и возможностей кинозрелища (раскрывается при ознакомлении с историей раз­вития кинематографа, приходом в него звука и цвета). Специфика работы художника-постановщика в игровом фильме, акцент на коллективность художест­венного творчества в кино. В отличие от изобразительного искусства визуальный образ в художествен­ном фильме рождается не только художником, но и - прежде всего - режиссером, оператором. В до­кументальном фильме художник вообще отсутствует (но это не значит, что исчезает необходимость ре­шения художнических, визуально-образных задач в фильме). Съемка маленького видеосюжета самостоятельно без киногруппы (ребенок выступает в одном лице и как сценарист, и как режиссер, и как оператор, и как художник). Необходимость овладения азами сценарного, режиссерского, операторского мастерства, художнической грамотой, компьютерной анимацией (для рисованного фильма). Овладение основами кинограмоты в качестве зрителей, ценителей киноискусства и создателей своего домашнего видео. Выполнение практических заданий, предлагаемых в системе творческих упражнений по созданию и прочтению «кинослова» и «кинофразы». Единство теории и практики - фундамент эффективности ос­воения кинокультуры. Феномен телевидения и роль, которую играют СМИ, и частности телевидение, как главное коммуникативное средство для формирования культурного пространства современного общества и каждого человека. Сущностно этот раздел программы связан с предыдущим настолько, насколько телевидение связано с кинематографом, в особенности с документальным. Взяв на вооружение опыт театра, журналистики тем не менее телевидение более всего пользуется и развивает наработки кино, ибо говорит с ним на одном языке экранно-визуальных изображений и образов. Практическое освоение грамоты киноязыка через систему творческих упражнений и заданий Визуально-коммуникативная природа телевизионного зрелища и множество функций телевидения -просветительская, развлекательная, художественная, но прежде всего информационная. Телевидение - мощнейшее средство массовой коммуникации, транслятор самых различных зрелищ, в том числе и произведений искусства, но при этом само оно является новым видом искусства. Специфика телевидения - это «сиюминутность» происходящего на экране, транслируемая в реальном времени т. е. прямой эфир. Опыт документального репортажа - основа телеинформации. Принципиальная общность творческого процесса при создании телевизионного и любительского видео­сюжета - от этюда до репортажа. Способы и природа правдивого изображения на экране события и челове­ка. Правда жизни и естественность поведения человека в кадре достигаются наблюдением, стремлением фиксировать реальный факт, а не его инсценировку или фальсификацию. Сила художественного воздействия документальной тележурналистики, природа образности в репорт и очерке Современные формы экранного языка не являются застывшими и неизменными. Сильный толчок для авторского видеовыражения дал Интернет. Необходимость овладения молодежью основами кинокульту­ры при создании любого экранного сообщения - от информационной зарисовки из своей жизни до видео- клипа любимой песни. Позитивная и негативная роли телевидения в формировании сознания и культуры общества. Телевиде­ние - мощнейший социально-политический манипулятор и регулятор интересов и запросов общества потребления, внедряющий моду и стандарты масскультуры. Экран в этом случае становится не пространством культуры а зоной пошлости и попсы. Воспитание художественного вкуса и повышение уровня собственной культуры - важнейшее средство «фильтрации» и защиты от пошлости, льющейся с телеэкрана. Обретение себя и понимание мира и человека посредством лучших - глубоких и талантливых - просветительских телепередач.































































Календарно - тематическое планирование по ИЗО 5 класс (34 часа)



или мужского) северных или южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съёмных деталей одежды для картонной игрушки - куклы;

б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.



8

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Связь времён в народном искусстве (8 ч)



9

Древние образы в современных народных игрушках



10

Древние образы в народных игрушках: Дымковская, Филимоновская, Каргопольская игрушки. Украшение декоративной росписью игрушки из пластилина по мотивам народных промыслов.



11

Искусство Гжели



12

Городецкая роспись



13

Хохлома. Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие

росписи.



14

Жостово. Роспись по металлу



15

Щепa. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте



16

Роль народных художественных промыслов в современной жизни

(обобщение темы)

Декор - человек, общество, время (12 ч)



17

Зачем людям украшения



18

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества



19

Одежда говорит о человеке



20

Единство образа национального костюма и предметного мира, связь с природой. Выполнение эскизов одежды и ук­рашение характерными знаками-символами.



21

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы



22

Рисование по представлению тематической картины исторического жанра на тему «Рыцарский турнир», «Улицы ремесленников Средних веков».



23

Символы и эмблемы в современном обществе. Создание эмблемы класса или объединения.



24

Декоративно-прикладное искусство Древнего Китая. Регламента­ция в одежде у людей разных сословий.



25

Одежда Древнего Китая. Рисование по представлению человека в китайском национальном костюме.



26

Связь интерьера, мебели, одежды со стилем эпохи барокко (Западная Европа XVII век). Выполнение коллективного проекта «Бал во дворце».



27

Различение национальных особенностей орнаментов народов зарубежных стран. Выполнение коллективного проекта «Бал во дворце».



28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества

(обобщение темы)

Декоративное искусство в современном мире (6 ч)



29

Современное выставочное искусство



30

Многообразие материалов и тех­ник современного ДПИ. Виртуальное посещение музея в Суздале, в Кижах, выставки произведений современ­ных мастеров декоративно-прикладного искусства.



31

Проектная работа на тему «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства». Создание эскиза витражной композиции для украшения интерьера.



32

Выразительное использование фактуры, формы, объема, цвета при создании предметов ДПИ.



33

Связь времен в народном искусстве. Создание дизайна компьютерной мыши по мотивам народных промыслов.



34

Для восприятия формы предмета важны его конфигурация, величина, положение в пространстве. Рисование с натуры натюрморта из предметов современного декоративного искусства.









ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:

знать истоки и специфику образного языка декоративно - прикладного искусства;

знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);

знать несколько народных художественных промыслов России; различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней

Греции, Китая, Западной Европы XVII века);

различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно - прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);

выявлять в произведениях декоративно - прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;

умело пользоваться языком декоративно - прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство

формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);

выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели,

Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;

создавать художественно - декоративные объекты предметной среды,

объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);

владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания

в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;

владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);







Календарно - тематическое планирование. ИЗО. 6 класс. (34 часа)



Цвет. Основы Цветоведения.

Цвет в произведениях живописи.



7

Объемные изображения в скульптуре. Анималистический жанр



8

Основы языка изображения (обобщение темы)





Раздел 2. Мир наших вещей. Натюрморт. 8



9

Реальность и фантазия в творчестве художника.



10

Изображение предметного мира - натюрморт



11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира



12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива



13

Освещение. Свет и тень



14

Натюрморт в графике



15

Цвет в натюрморте



16

Выразительные возможности натюрморта

(обобщение темы)

Вглядываясь в человека. Портрет (11 ч)



17

Образ человека - главная тема искусства



18

Конструкция головы человека и её основные пропорции



19

Изображение головы человека в пространстве



20

Портрет в скульптуре



21

Графический портретный рисунок



22

Сатирические образы человека



23

Образные возможности освещения в портрете



24

Роль цвета в портрете



25

Великие портретисты прошлого



26

Портрет в изобразительном искусстве XX века

Человек и пространство. Пейзаж (7 ч)



27

Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр.



28

Изображение пространства



29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива



30

Пейзаж - большой мир



31

Пейзаж настроения. Природа и художник



32

Пейзаж в русской живописи



33

Пейзаж в графике. Городской пейзаж



34

Выразительные возможности изобразительного искусства.

Язык и смысл (обобщение темы)











ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

6 класс:

знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;

знать о существовании изобразительного искусства во все времена,

иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;

понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;

знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь

представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;

называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;

понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников - пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;

знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;

знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;

видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы; видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;

создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;































Календарно - тематическое планирование по ИЗО. 7 класс.Художник - дизайн - архитектура. Искусство композиции -

основа дизайна и архитектуры (8 ч)



1

Основы композиции в конструктивных искусствах.



2

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»



3

Прямые линии и организация пространства



4

Цвет - элемент композиционного творчества.

Свободные формы: линии и тоновые пятна



5

Буква - строка - текст. Искусство шрифта



6

Когда текст и изображение вместе.

Композиционные основы макетирования в графическом дизайне



7

В бескрайнем море книг и журналов.

Многообразие форм графического дизайна



8

Практическая работа по теме «Коллективная деловая игра: проектирование книги (журнала), создание макета журнала» (в технике

коллажа или на компьютере).

В мире вещей и зданий

Художественный язык конструктивных искусств (8 ч)



9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету



10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете



11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля



12

Важнейшие архитектурные элементы здания



13

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени



14

Форма и материал



15

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве



16

Выполнение коллективной практической работы по теме «Цвет как конструктивный, пространственный и декоративный элемент композиции» (создание комплекта упаковок из 3-5 предметов; макета цветового решения пространства микрорайона).





Город и человек

Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 ч)



17/1

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого



18/2

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна



19/3

Образ современного города и архитектурного стиля будущего»

(коллаж; графическая фантазийная зарисовка города будущего; графическая

«визитная карточка» одной из столиц мира).



20/4

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица



21/5

Практическая работа по теме «Композиционная организация городского пространства» (создание макетной или графической схемы («карты») организации городского пространства; создание проекта расположения современного здания в исторически сложившейся городской среде;

создание макета небольшой части города, подчинение его элементов какому_

либо главному объекту).



22/6

Вещь в городе и дома. Городской дизайн



23/7

Выполнение практических работ по теме «Проектирование дизайна объектов городской среды» (создание коллажно - графической композиции и дизайн - проекта оформления витрины магазина).



24/8

Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно - вещной среды интерьера



25/9

Природа и архитектура. Организация архитектурно - ландшафтного пространства



26/10

Ты - архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление



27/11

Выполнение практической творческой коллективной работы по теме «Проектирование архитектурного образа города» («Исторический город»,

«Сказочный город», «Город будущего»).



28/12

Единство эстетического и функционального в объёмно - пространственной

организации среды жизнедеятельности людей.

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

Образ человека и индивидуальное проектирование (7 ч)



29/1

Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом



30/2

Интерьер, который мы создаём



31/3

Пугало в огороде, или… Под шёпот фонтанных струй



32/4

Мода, культура и ты. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды



33/5

Встречают по одёжке



34/6

Автопортрет на каждый день. Моделируя себя - моделируешь мир

(обобщение темы)



7 класс: Планируемые результаты.

уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать

место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно - образных начал и их социальную роль;

знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна,

тенденции современного конструктивного искусства;

конструировать объёмно - пространственные композиции, моделировать архитектурно - дизайнерские объекты (в графике и объёме);

моделировать в своём творчестве основные этапы художественно - производственного процесса в конструктивных искусствах;

работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

конструировать основные объёмно - пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно - пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;

владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

использовать разнообразные художественные материалы;

Календарно - тематической планирование. 8 класс.



Безграничное пространство сцены.

Сценография - особый вид художественного творчества



4

Сценография - искусство и производство



5

Тайны актёрского перевоплощения.

Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы»



6

Привет от Карабаса- Барабаса! Художник в театре кукол



7

Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению



8

Проект «Театр - спектакль - художник»

Эстафета искусств: от рисунка к фотографии

Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч)



9

Фотография - взгляд, сохранённый навсегда.

Фотография - новое изображение реальности



10

Грамота фотокомпозиции и съёмки.

Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать



11

Фотография - искусство светописи.

Вещь: свет и фактура



12

«На фоне Пушкина снимается семейство».

Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера



13

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета



14

Событие в кадре.

Искусство фоторепортажа



15

Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт

и его компьютерная трактовка



16

Проектно - съёмочный практикум на тему «От фотозабавы к фототворчеству»

Фильм - творец и зритель

Что мы знаем об искусстве кино? (11 ч)



17

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж.



18

Пространство и время в кино



19

Художник - режиссёр - оператор.

Художественное творчество в игровом фильме



20

От большого экрана к твоему видео.

Азбука киноязыка



21

Фильм - «рассказ в картинках»



22

Выполнение аналитических разработок, исследующих роль сценария для большого экрана и любительского фильма;



23

Воплощение замысла. Организация действия в кадре - главная задача режиссёра.



24

Чудо движения: увидеть и снять



25

Бесконечный мир кинематографа

Искусство анимации, или когда художник больше, чем художник



26

Живые рисунки на твоём компьютере



27

Съёмка маленького видеосюжета самостоятельно, без киногруппы







Телевидение - пространство культуры?

Экран - искусство - зритель (7 ч)



28

Мир на экране: здесь и сейчас.

Информационная и художественная природа телевизионного

изображения



29

Телевидение и документальное кино.

Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка



30

Жизнь врасплох, или Киноглаз



31

Телевидение, видео, Интернет… Что дальше?



32

Современные формы экранного языка



33

В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства

(обобщение темы)



34

Итоговый просмотр учебно - аналитических и проектно-творческих работ по теме четверти и года и их коллективное обсуждение.









Планируемые результаты:

8 класс:

освоить азбуку фотографирования;

анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности; применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;

усвоить принципы построения изображения и пространственно - временного развития и построения видеоряда (раскадровки);

усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе

над простейшими учебными и домашними кино - и видеоработами;

быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.



18





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал