7


  • Учителю
  • Рабочая программа краеведение 5 класс (Искусство)

Рабочая программа краеведение 5 класс (Искусство)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Холуй


«Принято»

на заседании

педагогического совета


протокол № ____от «___»_______20__ г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УР МКОУСОШ с.Холуй


____________/Сироткин М.А../

ФИО

«___»____________20___г.


«Утверждаю»

Директор МКОУСОШ с.Холуй


____________/Кузьмикова И.Ю.

ФИО

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.


Рабочая программа

по краеведению

(изобразительное искусство)

5 класс








составила учитель изобразительного искусства:

Туканова М.И.




учебный год 2014 - 2015

1. Пояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры при ограниченном времени на изучение искусства в школе важнейшей задачей становится интенсификация, повышение эффективности художественного образования. Данная программа решает эту задачу, исходя из синкретического характера народного искусства, соединив в интеграционном курсе такие дисциплины, как изобразительное искусство, технологию, художественное краеведение.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественного вкуса. Основу декоративно- прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

Художественные промыслы в нашей стране имеют многовековую историю своего развития. Каждый центр народных ремесел обладает неповторимыми характерными только для него чертами. В творчестве современных мастеров декоративно-прикладного искусства продолжают жить ранее созданные образы, рождаются новые сюжеты. Прикладное искусство является неотъемлемой частью всей нашей культуры. Знакомство с народным искусством развивает художественно-образное видение у детей. Они не просто копируют предметы декоративно-прикладного искусства, но и выражают свое отношение к нему, создают обособленные творческие работы.

Современная школа, используя разнообразные формы трудового обучения, воспитания и профориентации, призвана помочь не только сохранению богатства и традиций народного декоративно-прикладного искусства, но и его развитию. На уроках художественного краеведения учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти уроки не только формируют эстетический вкус, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки, т.е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору будущей профессии.

Содержание курса «Искусство Холуя, история, традиции, особенности» рассчитано на изучение учащимися 5 класса народного промысла села Холуй. Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1часу. Всего 34 часа. Данная программа направлена на воспитание художественной культуры школьников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию.

Народное искусство Холуя рассматривается как часть материальной и духовной культуры общества. Учебный курс, раскрывая понятие красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и отражения окружающей действительности, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Программа направлена на сохранение живого наследия наших предков, она рассматривает его как часть современной жизни, предусматривает знакомство с мастерами, которые поражают нас своими творческими свершениями и усердием. Ведь основа мастерства - «божий дар, да великий труд».


Цель курса:

- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной;

- формирование основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти;

- развитие творческих способностей учащихся, понимания ими языка народного искусства;

- изучение основ декоративной композиции, видов, форм, мотивов композиционного орнамента, как главного элемента декорирования изделий прикладного искусства, при дальнейшем применении этих знаний для создания своих работ.

Основные задачи:

-раскрывать истоки народного творчества и роль декоративно-прикладного искусства в жизни общества;

-прививать любовь к традиционному народному искусству, воспитывать гордость за малую родину;

-формировать представление о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;

-усвоить специфику художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);

-овладевать художественным строем орнамента в процессе изучения основных видов народного декоративно-прикладного искусства;

-развивать художественно-творческие способности учащихся;

-обучать учащихся навыкам и приёмам традиционной художественной обработки материалов.


Ожидаемые результаты.

Программа строится по принципу от простого к сложному.

По окончанию курса «Искусство Холуя, история, традиции, особенности» учащиеся должны знать:

-историю зарождения ремесла в поселке Холуй;

- историю возникновения русских лаков;

-названия и характерные особенности четырех промыслов русской лаковой миниатюры;

- художественно-выразительные средства каждого промысла;

- знать оборудование, инструменты и материалы, используемые в работе;

-особенности выполнения шкатулок из папье-маше;

-назначение и этапы изготовления и росписи шкатулок из папье-маше;

- принципы создания орнамента в холуйском стиле;

-закономерности построения композиции в лаковой миниатюре.

Учащиеся должны уметь:

-владеть терминами народного искусства;

-выполнять творческие работы в технике холуйского орнамента, используя опыт народных умельцев;

- закрепить теоретические положения практическими заданиями.

-оформить выставку творческих работ.

-анализировать произведения выдающихся мастеров лаковой миниатюры;


Методические рекомендации.

В основе создания изделий народных мастеров, а особенно орнаментального украшения шкатулки, лежит художественный декоративный образ, подсказанный мастеру природными мотивами. Органическая связь узора с вещью - обязательные условия для создания подлинно художественных произведений в творчестве народных мастеров.

В процессе теоретического обучения следует знакомить учащихся с истоками возникновения и развития разных видов народного декоративно-прикладного искусства, раскрывать их тесную связь с природой, традициями, жизнью народа, его историей.

Очень важно дать школьникам представление о разных видах народного искусства, их целостности и своеобразии, гармонического сочетания с окружающей средой.

Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются: организация встреч и бесед с известными народными мастерами, художниками-прикладниками, студентами ХХУ им. Харламова; проведение экскурсий и уроков в музее холуйской лаковой миниатюры; посещение выставок народного и декоративно-прикладного искусства.

Научить ребят любить и понимать красоту и совершенство окружающего мира помогут экскурсии на природу, во время которых целесообразно делать зарисовки растений.

В процессе изготовления школьниками художественной вещи следует обращать внимание на то, чтобы выполняемые вещи имели яркий национальный колорит, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения.

Большие изделия целесообразнее выполнять коллективно, что ускорит процесс творчества, даст учащимся навыки совместной работы.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс 1урок в неделю.


п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Дата проведения

план

факт

Русские лаки - 5 часов

1

Декоративно-прикладное искусство. Вступительная беседа.


1

03.09


2

Художественные лаки в истории мировой художественной культуры


1

10.09


3

Русские лаки. Палех. Знакомство с искусством и традициями промысла.


1

17.09


4

Федоскино. Традиции промысла. Особенности работ, связанные с письмом маслом.


1

24.09


5

Мстера. Характерные особенности мсерских работ.


1

01.10


Холуйская лаковая миниатюра - 4 часа

6

Холуйская лаковая миниатюра. История возникновения. "От иконы к миниатюре"


1

08.10


7

Знакомство с работами художников основоположников промысла и работами ведущих художников.


1

15.10


8

Принцип создания шкатулок из папье-маше.


1

22.10


9

Устройство рабочего места художника миниатюриста. Инструменты и материалы, необходимые для работы.


1

05.11


Орнамент - 8 часов

10

Орнамент. Понятие растительного и геометрического орнамента. Элементы орнамента.


1

12.11


11

От простого к сложному. Геометрический орнамент по собственной композиции.


1

19.11


12

Растительный орнамент. Карандаш.


1

26.11


13

Цвет. Знакомство с принципом приготовления темперных красок.


1

03.12


14

Осенние листья. Силуэт. (Работа тушью).


1

10.12


15

Стилизация. Декоративное изображение и украшение листка.


1

17.12


16

Стилизация. Понятие тон, насыщенность. (гуашь, используются оттенки серого цвета).


1

24.12


17

Экскурсия в худ. училище им. Харламова. Знакомство с работами учеников 1 курса.


1

14.01


Создание орнаментальной полосы в стиле холуйской росписи - 5 часов

18

Орнаментальная полоса. Собственная композиция. Набросок.


1

21.01


19

Орнаментальная полоса. Выполнение рисунка.


1

28.01


20-21

Орнаментальная полоса. Работа цветом. Эскиз.


2

04.02

11.02


22

Орнаментальное оформление работ художниками Холуя. (Экскурсия в музей)


1

18.02


Создание орнаментального уголка в стиле холуйской росписи - 5 часов

23

Принцип создания орнаментального уголка. Выбор темы.


1

25.02


24

Орнаментальный уголок. Рисунок карандашом.


1

04.03


25

Орнаментальный уголок. Цветовой эскиз.


1

11.03


26-27

Орнаментальный уголок. Работа цветом.


2

18.03

01.04


Создание орнаментальной плоскости в стиле холуйской росписи - 6 часов

28

Орнаментальная плоскость. Симметрия и ассиметрия. Схемы расположения элементов орнамента.


1

08.04


29

Орнаментальная плоскость. "Сказка". Собственная композиция.


1

15.04


30

Орнаментальная плоскость. Выполнение рисунка.


1

22.04


31-33

Орнаментальная плоскость. Работа цветом.


3

29.04

06.05

13.05


34

Обобщающий урок.

Выставка работ, выполненных в течение года.


1

20.05


ИТОГО


34 урока



Содержание курса


Декоративно-прикладное искусство. Вступительная беседа.

Декоративно- прикладное искусство, его особенности. Традиционное народное декоративно-прикладное искусство, самодеятельное народное декоративно-прикладное искусство. Возникновение и развитие декоративно-прикладного искусства. Понимание композиции в широком и узком смысле слова. Отличие декоративно-прикладной композиции от станковой. Специфика воплощения темы в произведениях декоративно-прикладного искусства. Выверенная на протяжении веков система образцов, совершенство технических приемов. Выявление красоты фактурных свойств материала.


Русские лаки - 5 часов


Художественные лаки в истории мировой художественной культуры

Краткая история возникновения художественных лаков в России. Отличительные особенности в тематике, технологии и техническом исполнении. Классификация изделий. Современное развитие промыслов лаковой живописи и миниатюры.


Русские лаки. Палех. Знакомство с искусством и традициями промысла.

Влияние древнерусской живописи. Круг расписываемых изделий. Тематика: сказки, былины, литературные произведения. Композиционное построение росписи. Старейшие мастера: И.И.Голиков, И.М.Баканов, А.В. Котухин, И.В. Вакуров. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, применяемые в росписи. Цветовая гамма. Приготовление темперных красок для письма. Основные приемы выполнения. Закрепление росписи. Художественно-стилистические особенности.


Федоскино. Традиции промысла. Особенности работ, связанные с письмом маслом.

Заимствование классической русской живописи: сюжеты русской гравюры и русского лубка, народные гуляния, пляски, в народных костюмах. Портретные и пейзажные миниатюры. Роспись масляными красками с использованием перламутра. Характеристика росписи. Круг расписываемых изделий. Тематика и композиционное построение росписи. Знаменитые федоскинские мастера: В.П. Лукутин, А.А.Кругликов, В.С. Бородкин, И.С.Семенов, В.Д. Липицкий. Художественно-стилистические особенности. Тематика художественных изделий. Основные приемы выполнения


Мстера. Характерные особенности мсерских работ.

Характер древнерусской живописи. Свето-воздушная среда мастерских миниатюр. Сказочная тематика, жанровые мотивы, исторические события, героические батальные композиции. Знаменитые мастерские мастера: Н.П. Клыков, А.В. Котягин, А.И. Брагин, Л.А.Фомичев Инструменты и материалы, применяемые в росписи. Цветовая гамма. Основные приемы выполнения


Холуйская лаковая миниатюра - 4 часа

История возникновения промысла. Характеристика росписи. Непосредственность и жизненность в передаче событий. Использование темперных красок. Тематика миниатюр: сказки и былины. Знаменитые мастера: В.А.Белов, Б.И.Киселев, Н.И.Бабурин. Инструменты и материалы, применяемые в росписи. Цветовая гамма. Приготовление красок для росписи шкатулок. Устройство рабочего места художника миниатюриста. Принципы изготовления шкатулки из папье-маше.


Орнамент - 8 часов

Ознакомление обучающихся с орнаментом, с его видами. Структура орнамента, многообразие и единство орнаментальных мотивов. Особенности орнаментов, используемых в традиционных народных промыслах. Понятие геометрического и растительного орнамента. Изобразительные возможности орнамента. Правила построения орнамента. Знакомство с такими понятиями, как : движение, рапорт, шаг. Динамика и статика в орнаменте

Стилизация и трансформация растительных форм в орнаментальные мотивы. Направление творческой переработки формы природного мотива: изучение природной формы, стилизация. Разнообразие видов штриха: волнообразные линии, зигзаги и росчерки; сочетание зигзагов и прямых линий, вариации прямых и кривых линий, точечные растяжки, наложение различных видов орнаментальных мотивов. Линия, точка, пятно - основные средства выразительности декоративной графики.

Практическая работа по составлению геометрического и растительного орнаментов. Копирование и создание собственных элементов орнамента. Выполнение стилизации растительного листа с применением в дальнейших композициях.


Создание орнаментальной полосы в стиле холуйской росписи - 5 часов

Правила построения орнаментальной композиции. Особенности построения композиции орнаментальной полосы. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Выбор ритмичного строя рисунка с рапортом - прямым, «шахматным» или со сдвигом. Выполнение работы без использования цвета (тоновое - графическое решение). Выполнение цветового эскиза орнаментальной композиции. Цветовое решение 3-4 цвета с использованием гармонии родственных цветов. Закрепление теоретических знаний практической разработкой собственной композиции растительного орнамента на тему «Цветы России». Разработка эскиза (композиция ,цветовая гамма и т.д.) Владение гуашевыми и акварельными красками, графическим материалом.


Создание орнаментального уголка в стиле холуйской росписи - 5 часов

Правила построения орнаментальной композиции. Особенности построения композиции орнаментального уголка. Подчиненность расположения изобразительных мотивов законами симметрии, ритмам повторов. Эффект теплых и холодных цветов, их эмоциональная характеристика. Цветовой круг. Гармония цветовых отношений в природе Основные свойства цвета: светлота, насыщенность, тон. Гармония родственно-контрастных цветов. Умение добиться эмоционального выразительного художественного решения, используя 5-6 цветов. Использование традиционных приемов письма орнамента холуйского промысла. Разработка собственного варианта орнаментального уголка на тему «Сказка»

Создание орнаментальной плоскости в стиле холуйской росписи - 6 часов

Особенности построения орнаментальной композиции на плоскости. Приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Понятие симметрии, виды симметрий. Правильная компоновка фигур и элементов орнамента на плоскости. Закрепление основ построения декоративной композиции. Органичность связи орнаментального мотива с декорируемой плоскостью. Построение смысловой композиции на тему «Животные и растительные мотивы». Умение грамотно учитывать пропорциональное отношение фона и рисунка. Умение создавать усложненную по цвету композицию, варьирование цветовыми оттенками, не забывая о весовых отношениях. Смысловая и логическая связь между выбором орнаментальных мотивов и темой композиции. Грамотное использование художественных приемов в соответствии со своим замыслом. Возможно применение любого количества цветовых оттенков.

Критерии оценивания


Оценка "5"

учащийся полностью справляется с поставленной целью урока, к выполнению задания относится творчески, оригинально

правильно умеет применить полученные знания на практике; легко использует различные техники и приемы для изображения

верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения, работу выполняет грамотно, умеет правильно передать фактуру, форму, цвет изображаемого, умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное, хорошо передает основную идею своего замысла

Учащийся сам удовлетворен результатом своего труда, выполнение работы доставляет ему удовольствие

Оценка "4"

учащийся полностью овладел программным материалом,

гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; но при выполнении работы допускает неточности второстепенного характера; не всегда бывает настойчив в поиске решения проблем.

умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное, умеет передать основную идею замысла

Умеет использовать в своей работе различные художественные техники и приемы.

Оценка "3"

учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;

малоинициативен, к работе подходит не творчески, слабо умеет применять художественные техники и приемы

допускает ошибки при составлении композиции, идея в работе просматривается слабо,

работает неаккуратно, выполнение работы не доставляет самому учащемуся удовлетворения

Оценка "2"

Учащийся не справляется с поставленной целью урока, не умеет на практике применить полученные знания и умения



Учебно методические пособия

Ю.Г. Дорожин Сказочная гжель, АДТ, Москва, 2002.

Т. Луговая Первые уроки дизайна, АДТ, 2002.

Ю.Г. Дорожин Мезенская роспись, АДТ, 2002.

Ю.Г. Дорожин Простые узоры и орнаменты, АДТ,

Аксенов Ю.Г. Левидова М.М. Цвет и линия.-М., 1976

Л.В. Фокина Орнамент (учебное пособие), Ростов-на-Дону, 2000.

Л.С. Зазнобина. С.И. Гудилина. Цветоведение (учебное пособие), Москва, 1997.

Н.Малахов Федоскино, Изобразительное искусство, 1984

В.Барадулин, Б.Коромыслов, Т.Митлянская Основы художественного ремесла, Просвещение 1979

И.Крапивина «Искусство Жостова» Советская Россия 1987

Л.Л.Пирогова «Лаковая миниатюра. Палех»

«Искусство холуйской миниатюрной живописи» Художник РСФСР 1975

«Искусство Холуя» В. В. Стариков , Л. А. Вдовина; Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1980

Розова Л. К. Искусство холуйской миниатюрной живописи. [Альбом]. - Л.: Изд-во «Художник РСФСР», 1970.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал