- Учителю
- Открытый урок по ИЗО 'Колорит - душа живописи' 2 класс ФГОС
Открытый урок по ИЗО 'Колорит - душа живописи' 2 класс ФГОС
Конспект урока ИЗО для 2 класса по теме: «Колорит - душа картины».
Автор: Губеева Елена Михайловна, учитель изобразительного искусства и художественного труда в начальной школе МБУ лицея №19, высшей квалификационной категории, города Тольятти Самарской области.
Описание материала:
Предлагаю вам конспект урока для 2 класса по теме «Колорит - душа картины», по программе Куревиной О.А., Ковалевской Е.Д. «Изобразительное искусство» («Разноцветный мир»). Учебник, 2-й класс. - М.: Баласс, 2011.
Данный материал будет полезен учителям изобразительного искусства. Это конспект урока, направленный на комплексное формирование и развитие универсальных учебных действий у младших школьников.
Цель: создание условий для личностной самореализации каждого обучающегося в процессе овладения техникой графического рисунка; способствование развитию информационных, коммуникативных, образовательных, регулятивных компетенций у участников образовательного процесса.
Цели по линиям развития:
1ЛР: Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Уметь выполнять простейшие рисунки в определённом колорите. Овладеть приёмами работы в технике графического рисунка.
2ЛР: Уметь эмоционально воспринимать произведения живописи, уметь выражать своё отношение к ним на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Выполнять упражнения на штриховку.
Обязательный минимум содержания: колорит, графика (Н), тёплый и холодный колорит, тональный колорит, графический рисунок (П).
(Н - необходимый уровень, П - повышенный уровень.)
Задачи:
Образовательные:
- Расширить познавательную сферу обучающихся о различных видах изобразительного искусства, гармонии цветовых отношений и графических материалах.
- Формировать информационные компетенции через работу с учебником.
Развивающие:
- Развивать эмоциональную сферу обучающихся через систему воздействия различных видов искусства; рефлексивные умения через проведение анализа результатов урока; речь как показателя общего развития учащегося через представление собственных достижений на уроке;
Формировать регулятивные компетенции через умение понимать и принимать учебную задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Воспитывающие:
- развивать коммуникативные умения учащихся через организацию коллективной и индивидуальной деятельности на уроке.
Универсальные учебные действия:
Личностные УУД:
- умение использовать образный язык изобразительного искусства в графическом рисунке: цвет, ритм, композицию для достижения своих творческих замыслов,
- способность моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка),
- совершенствовать умение эстетически воспринимать окружающую природу.
Познавательные УУД:
- самостоятельный поиск и решение художественно-творческой задачи передачи настроения в пейзаже средствами графики;
- самостоятельное создание алгоритма деятельности;
- выбор оснований и критериев для сравнения произведений живописи и фрагментов музыкальных произведений,
- самостоятельное создание способов решения проблемы творческого характера.
Коммуникативные УУД:
- уметь пользоваться языком изобразительного искусства,
- уметь выказывать свое мнение,
- выслушивать мнение свих товарищей
Регулятивные УУД:
- уметь работать по предложенной учителем последовательности выполнения рисунка,
- обдумывание замысла, выполнение работы в материале,
- оценивание результата своего труда.
Материально-техническое обеспечение урока:
- учебник Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»), 2-й класс.- М.: Баласс, 2011;
- серия книг «Большая энциклопедия маленького мира» Калинина Т.В. «Первые успехи в рисовании. Большой лес» - М.: Сфера,2009.;
- презентация,
- репродукции пейзажей с изображением осени;
- таблицы по цветоведению;
- схемы построений и этапы выполнения рисунка;
- фрагменты из концерта фа мажор «Осень» соч. 8 №3 Антонио Вивальди (серия «Времена года») в исполнении Михаила Ваймана, скрипка, камерный оркестр Ленинградской филармонии; художественный руководитель Лев Шиндер: Allegro и Adagio molto;
- мольберты.
Вид занятия: рисунок по заданной теме - тематическое рисование; серия графических упражнений.
Тип урока: комбинированный.
Организация учебного пространства: пространство класса поделено на зоны для теоритической (парты) и практической (мольберты) работы.
План урока
-
Организационный момент.
-
Вводная беседа по картинам П. Кузнецова и М. Волошина.
-
Показ последовательности рисования осеннего пейзажа при помощи масленой пастели.
-
Самостоятельная работа учащихся. Изображение осеннего пейзажа в технике графического рисунка.
-
На протяжении самостоятельной работы учащихся звучит музыка Антонио Вивальди «Времена года».
-
Подведение итогов урока. Выставка, коллективное обсуждение детских работ.
Содержание урока
Организационный этап
Учитель: Здравствуйте, ребята. Я приветствую вас в этом кабинете, прошу приготовить к уроку за мольбертами бумагу для пастели формат А №3,набор масляной пастели и занять свои места за партами.
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД,
технология оценивания
1-й урок темы
действия учителя
действия учеников
I. Создание проблемной ситуации.
Учитель записывает тему урока: «Колорит - душа картины», рассказывает сказку о двух братьях-близнецах и просит ответить на вопросы:
- Жили-были два брата-близнеца, внешне они были очень похожи, их никто не мог отличить. Но вот по характеру эти братья были диаметрально противоположными. Однажды пригласили они к себе гостей на день рождения, собрали всех в каминном зале за большим столом, но хоть друг другу и пообещали, что не будут спорить и ругаться, опять затеяли ссору.
- Надо разжечь камин посильнее, мне хочется тепла, - говорил один из братьев.
- А мне хочется прохлады, надо погасить камин, - отвечал другой.
Долго бы они спорили, если бы не вмешался в спор их друг художник. Достал он из своей папки две картины, одну подарил одному брату, а другую - второму. Братья успокоились, любуясь картинами. Один нашёл свою прохладу, другой - тепло.
- Как художнику удалось разрешить спор двух братьев?
- Как вы думаете, эти картины были одинаковые?
- Что удалось передать художнику в одной и другой картинах?
Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):
- С помощью картин.
- Нет, разные.
- Прохладу и тепло
Познавательные действия
1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.
2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.
3. Небольшой пересказ простого текста.
4. Простой план.
Регулятивные действия
1. Совместно с учителем определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии.
2. Работать по предложенному плану, использовать учебник.
3. Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Коммуникативные действия
1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступать в беседу.
2. Слушать и понимать других, в т.ч. выразительно читать чужие тексты.
3. Договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.
Личностные результаты
1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции нравственных ценностей.
2. Объяснять оценки однозначно оцениваемых поступков (хорошо/плохо) с позиции нравственных ценностей.
3. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.
4. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.
5. Воспитание уважительного отношения к творчеству - как своему, так и других людей.
6. Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
II.
Формулирование проблемы.
- Какой вопрос возникает?
- Как художникам удаётся передавать прохладу или тепло в своих произведениях?
Возможен другой вариант проблемного вопроса.
III. Выдвижение гипотез. Актуализация знаний.
- Может быть, у вас есть какие-то предположения?
Предполагают. Вспоминают то, что знают о живописи и графике.
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 44, рассмотреть работы Павла Кузнецова «Натюрморт» и «Весна в Крыму» и ответить на вопросы:
- Чем отличаются эти картины?
- А теперь скажите, от какой картины веет теплом, а от какой - прохладой?
1. Дети рассматривают изображения, отвечают на вопросы.
- На одной изображён натюрморт, на другой - пейзаж.
Одна картина написана жёлто-оранжево-розовыми цветами, а вторая - зелёно-голубыми.
- «Натюрморт» - тепло, «Весна в Крыму» - прохлада.
2. Учитель предлагает ребятам поработать с текстом на с. 44 учебника, используя технологию продуктивного чтения.
До чтения.
- Прочитайте заголовок текста, выделенные слова и скажите, о чём будет текст?
- Предположите, что такое колорит.
Во время чтения.
Хорошо читающий ребёнок читает вслух текст, учитель останавливает чтеца, чтобы задать вопросы автору, спрогнозировать ответ, комментирует по необходимости.
После чтения.
- Какие цвета используют художники, чтобы получить тёплый колорит? А холодный колорит?
- О колорите. О тёплом, холодном колорите.
- Колорит - система соотношений цветовых тонов и их оттенков. Он может быть теплым или холодным, ярким или блеклым.
Выполняют.
Перечисляют.
3. Учитель предлагает рассмотреть картину М. Волошина «Пейзаж».
- Обратите внимание на работу Максимилиана Волошина «Пейзаж»: какую особенность колорита вы замечаете?
- Да, и такой колорит называется тональным, так как насыщенность цвета (светлее, темнее) можно назвать тоном.
3. Выполняют.
- Здесь тёплый колорит,
и похоже, что в картине использован в основном один цвет, но разной насыщенности.
V. Выражение решения проблемы.
Пластическое интонирование (олицетворение)
Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него.
-Сейчас мы с вами не только проведём разминку, но и постараемся представить, что мы осенние деревья. Под музыку А. Вивальди покажите с помощью рук и тела, как "живут" деревья:
- Как у дерева растут ветви?
- Как на них шелестят листочки, когда их трогает ветер?
- Вот ветер стал сильным, клонит все ветки в одну сторону.
- Разыгралась буря. Порывистый ветер налетает на деревья то с одной, то с другой стороны.
- Буря затихла. Снова подул лёгкий и тёплый ветерок, и листья закружились в воздухе.
Молодцы! Я надеюсь, что то, что вы сейчас почувствовали, поможет вам в выполнении ваших практических заданий.
Отвечают.
Выполняют.
VI. Применение знаний (продуктивные задания).
Учитель предлагает ребятам выполнить за мольбертами рисунок деревьев в тёплом или холодном колорите.
Если ребёнок выполнил работу быстро, то можно предложить ему затонировать фон.
- Большое значение имеет выбор формата. Правильно выбранный формат создает нужное ощущение. Рисуя высокое дерево и желая подчеркнуть его высоту, устремленность вверх, следует выбрать вертикальный формат.
- Есть и выразительные возможности композиции. Предметы, удаленные от зрителя, кажутся меньше своих размеров. Используя это свойство, можно передать пространство в рисунке. Например, нужно нарисовать два дерева одной высоты, одно из которых ближе к зрителю, другое - дальше; первое рисуется крупнее, основание его опущено к нижнему краю листа бумаги, второе - меньше, основание выше по отношению к нижнему краю листа бумаги.
Выполняют.
VII. Итог урока.
Рефлексия.
Учитель предлагает ученикам продемонстрировать свои работы друг другу и оценить свою деятельность. Несколько учеников демонстрируют технологию оценивания для всего класса по следующему алгоритму:
- Что тебе нужно было сделать?
- Какие краски нам приносит осень?
- Как называют художника, которой изображает природу?
- Что означает слово «графика»?
- Что тебе помогло передать красоту осени, её настроение?
- Задание выполнено в полном объёме? Без ошибок?
- Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?
- Как бы ты оценил свою работу?
- Ребята, наш урок подходит к концу. В благодарность за работу дарю вам раскраски на тему осени, которые дома вы можете оживить с помощью цветных карандашей и фломастеров вместе с родителями.
Отвечают.
Варианты ответов:
Художники, которые своё творчество посвятили изображению природы, называют пейзажистами, а их картины пейзажами.
Слово «графика» происходит от греческого «пишу», «рисую».
Отвечают.
VIII. Домашнее задание.
Домашнее задание предполагает поиск зрительного ряда (фотографий, рисунков зимних деревьев) для коллективной работы к следующей теме «Выразительные возможности графических материалов». Знакомство с углем сангиной.
Записывают.
Литература:
1. Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. «И учеба, и игра: изобразительное искусство». Ярославль:1997.
2. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты». М.: Просвещение, 1989.
3. «Энциклопедия художника». М.: Астрель, 2002.
4. Конева Л.С. «Пейзаж. Натюрморт». М.: Современный литератор,2002.
5. Алехин А.Д. «Когда начинается художник»: Кн. для учащихся. М.: Просвещение, владос,1994.