- Учителю
- Рабочая программа для 5 класса
Рабочая программа для 5 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классов оставлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
-
примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству;
-
авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 1-9 кл.»: прогр. /Сост. Б.М. Неменский.- М. Просвещение, 2012; Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Н.А Горяева, О.В.Островская; под ред. Б. М. Неменского. - М.: Просвещение, 2010г.
Цели и задачи учебного предмета (в соответствии с ФГОС, с примерной программой, с учетом специфики образовательного учреждения).
Главная цель изучения избразительного исусства в современной школе - образование, и развитие многогранной личности учащегося средствами художественного воспитания на основе деятельностного подхода и формирования визуально-пространственного мышления учащихся; духовно- нравственное развитие ребенка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте, культурной полноценности в восприятии мира; культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма.
Задачи изучения изобразительного искусства в 5 классе:
-
Формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и о формах его существования в повседневном окружении людей, знакомство с историей декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
-
Овладение и закрепление умений, навыков, способов художественной деятельности на основе культуры практической работы различными материалами и инструментами в бытовой и профессиональной деятельности, в эстетической организации и оформлении бытовой и производственной среды;
-
Развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры и эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-
Воспитание культуры восприятия произведений народного изобразительного искусства: умение выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; любви к своему народу и уважения к ее традициям, прошлому, многонациональной культуре;
-
Активизация самостоятельной и творческой работы учащихся на основе собственного замысла, предопределяющего способности к действиям в ситуации неопределённости.
Общая характеристика учебного предмета, курса.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.
Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.
Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе, которое опирается на полученный ими художественный опыт и является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности - практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
В рабочей программе объединены практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Содержание предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество всех участников образовательного процесса, что способствует качеству обучения и достижению более высокого уровня как предметных, так и личностных и метапредметных результатов обучения.
Место учебного предмета, курса в учебном плане.
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство».
Класс - 5
Количество часов в неделю - 1 ч.
Количество часов в год - 34ч.
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций и промыслов Кировской области.
Изменения и дополнения, внесённые в авторскую программу Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»: региональный компонент при изучении учебного курса с целью приобщения обучающихся к истории и культуре родного края.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.
Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса к концу 5-го класса.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты: отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
-
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты: характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
-
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
-
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты изучения изобразительного искусства: характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-
развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
-
приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
-
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета, курса.
Тема года: Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
«Древние корни народного искусства» (8 ч).
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Кировской области и народно-праздничными обрядами.
1 тема. Древние образы в народном искусстве.
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства - солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни - как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
2тема. Убранство русской избы.
Дом - мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
3 тема. Внутренний мир русской избы.
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет и т.д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
4 тема. Конструкция, декор предметов народного быта.
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
5 тема. Русская народная вышивка.
Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
6-7 тема. Народный праздничный костюм.
Народный праздничный костюм - целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
8 тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы).
Календарные народные праздники - это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч.)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Городца, Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях вятского промысла.
9 тема. Древние образы в современных народных игрушках.
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
10 тема. Искусство Гжели.
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приёмов письма. Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, гуашь, большие и маленькие круглые кисти, плосая кисть.
11 тема. Городецкая роспись.
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца - национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки - традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь - традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
12-13 тема. Хохлома.
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор, Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
14 тема Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
15 тема Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.
Краткие сведения из истории северных народных промыслов (Архангельская щепная птица, мезенская роспись, изделия из бересты). Своеобразие каждого из них.
Задание: выбрать один из предметов народных северных промыслов, сделать эскиз и украсить предмет в стиле этого промысла.
Материалы: плотная бумага или картон, цветная бумага, клей, гуашь.
16 тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
«Декор - человек, общество, время» (10ч).
Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Кировской области происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.
17 тема. Зачем людям украшения.
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
18-19 тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
20-21-22 тема. Одежда «говорит» о человеке.
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: индивидуально-коллективная работа - создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш.Перро «Золушка» (выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.
23-24 тема. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы
Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба История создания герба России.
Задание: Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно - символического языка геральдики
Материалы: бумага, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
25 тема. Символы и эмблемы в современном обществе.
Символы и эмблемы в современном обществе Значение геральдического искусства в жизни современного общества. О чём рассказывает нам герб Кировской области.
Задания: Изображение знаков визуальной коммуникации на тему школьной жизни.
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
26 тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы.).
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.
Декоративное искусство в современном мире. (8 ч)
Знакомство на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., определение образного строя произведений, восприятие их с точки зрения единства формы, способствует выявлению средств, используемых художником в процессе воплощения замысла.
27 тема. Современное выставочное искусство.
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.
28-29 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж).
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
30-31тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно).
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги
Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага.
32-33 тема. Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Создание художественно-декоративных проектов, объединённых одной стилистикой.
Создание декоративной работы в материале (творческий проект).
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.
Оформление школьной выставки по итогам года
Задания: Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.
34 тема. Связь времён в народном искусстве.
Анализ и оценка процесса и результатов собственного и совместного художественного творчества.
Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим школу своими руками».
Учебно-тематический план
№
Учебный период
Тема учебного периода
Количество часов
1
I четверть
«Древние корни народного искусства»
8
2
II четверть
«Связь времен в народном искусстве»
8
3
III четверть
«Декор - человек, общество, время»
10
4
IV четверть
«Декоративное искусство в современном мире»
8
Итого:
34
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Дата
Тема урока
Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФГОС ООО
Основные виды учебной деятельности
Контроль
Планируемые результаты обучения
ЦОР
план
факт
личностные
метапредметные
предметные
Древние корни в народном искусстве. (8часов)
1
Древние образы в народном
искусстве.
Древние образы в произведениях народного декоративно - прикладного искусства Традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа.
Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки - декоративное изображение и их условно-символический характер)
Использование языка декоративно-прикладного искусства в собственной художественно-творческой деятельности. использование в работе графических материалов (карандаш, пастель, восковые мелки,
фломастеры). Работа над декоративной композицией на тему древних образов в резьбе и росписи по дереву, в орнаментах народной вышивки (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Фронтальный опрос
•воспитание патриотических чувств, чувства гордости за свою Родину, многонациональный народ России, освоение древних корней искусства своего народа; воспитание бережного отношения к рукотворным памятникам
старины, к поликультурному наследию нашей
страны, осознание себя гражданами России, ответственными за сохранение народных художественных традиций, спасение культурных ценностей;
• формирование уважительного и доброжелательного отношения к традициям, культуре другого народа, готовности достигать взаимопонимания при обсуждении спорных вопросов;
• формирование ответственного отношения к обучению и познанию искусства, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
•развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным
искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,
эмоционально-ценностного
отношения к народным
мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.
• умение осознавать народное (крестьянское) прикладное искусство как единый образ цельного и стройного мира, несущий упорядоченность космоса, постигать народные представления о красоте, мироздании, которые «были и мирочувствованием и самой жизнью» (М. А. Некрасова); понимание ценности памятников крестьянского искусства для зрителя XXI века
•умение ориентироваться в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России; умение сравнивать, объяснять, в чём отличие, жилища, одежды народов Русского Севера и
Закавказья, иных регионов России;
•умение самостоятельно определять цели и задачи в учёбе, планировать пути достижения цели, приобретать основы умения учиться, развивать интерес к познавательной деятельности, например, через более глубокое освоение программного материала
(возможная тематика: «Традиционные образы народного искусства - солнце, древо, птица, конь - в картинах, народных сказках и песнях», «Искусства, которые объединяют образ народного праздника» и т. д.), умение выявлять родство, близость орнамента народной вышивки с памятниками
устно-поэтического творчества (народные песни, былины), выстраивание связей между смежными предметными областями (литература, история, география);
•умение осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих и
познавательных задач (ученик сам выбирает художественный материал для создания декоративного изображения; организует самостоятельный поиск художественно-познавательного материала по конкретной тематике,
используя для этого журналы, книги по искусству, Интернет; готовит выступление-презентацию совместно со сверстниками, организует выставку изделий народного творчества, реализует себя в качестве экскурсовода);
•умение определять способы действия в рамках необходимых требований, оценивать результат - художественный «ответ» - на поставленную учебную задачу, его соответствие задаче, умение адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников
• осознание древних корней, места и значения уникального народного (крестьянского) прикладного искусства в жизни отдельного человека и сообщества людей, территориально связанных между собой;
• знание и понимание специфики образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки);
•умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора,
использовать эти знания в практической деятельности;
•освоение в практических формах работы образного языка произведений крестьянского прикладного искусства, его специфики, а также приобретение опыта выполнения условного, лаконичного декоративно-обобщённого изображения в опоре на существующие народные традиции
• приобретение опыта выполнения декоративной работы, творческих проектов, эскизов (деревянная утварь, надомная резьба, орнамент вышивки, украшение женского праздничного костюма и т. д.) на основе народной традиции в
различных художественных материалах и техниках
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, связанной с изучением древних корней и особенностей крестьянского прикладного искусства
Мультимедийная презентация
2
Убранство русской избы
Связь времён в народном искусстве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека.
Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
3
Внутренний мир русской избы
Связь времён в народном искусстве. Русская изба: единство конструкции и декора. Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы. (потолок - небо, пол - земля, подпол - подземный мир, окна - очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага. Построение пространства (линейная и воздушная перспектива, плановость; пропорции и пропорциональные отношения; фактура; ритм; формат и композиция.). Выбор композиции на плоскости, выполнение акварельного подмалевка.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
4
Конструкция и декор предметов народного быта.
Древние корни народного художественного творчества, специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца. Органичное единство пользы и красоты, конструкции и декора. Орнамент как основа декоративного украшения.
Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре.
Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптурность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи
Плоское и объёмное изображение формы предмета. Выполнение эскиза по воображению декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
5
Русская народная вышивка
Орнамент как основа декоративного украшения. Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивке. Специфика образно-символического языка в произведении декоративно-прикладного искусства. Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности.
Композиция на плоскости, творческая работа. Художественная техника декорирования по выбору автора. Создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
6-7
Народный праздничный костюм
Праздничный народный костюм - целостный художественный образ. Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм - образная модель мира, мироздания. Различие национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России.
Создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом. Использование различных художественных техник и материалов
(бумажная пластика, рисунок, коллаж и т.п.)
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Тест
Мультимедийная презентация
8
Народные праздничные обряды (обобщение темы).
Связь времён в народном искусстве Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Различение произведений народного (фольклорного) искусства от профессионального декоративно-прикладного. Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества.
Активная беседа по данной проблематике. Выступление поисковых групп. Создание коллективного панно «Народные праздники» в технике коллаж
Проведение занимательной викторины.
Мультимедийная презентация
Связь времён в народном искусстве (8 часов).
9
Древние образы в современных народных игрушках.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Истоки и современное развитие народных промыслов России и Кировской области. Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Использование языка скульптуры, дизайна, декоративно-прикладного искусства. в собственной художественно-творческой деятельности в объеме. Изготовление изделий в стиле художественных промыслов. Создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов. Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Фронтальный опрос
•воспитание российской гражданской идентичности, чувства гордости за традиционное искусство своего народа и других народов России, усвоение традиционных ценностей многонационального народа России; приобретение представлений об
особенностях ведущих центров народных
художественных промыслов России, их значении в современной жизни;
• формирование готовности и способности учащихся к обучению, самообразованию на основе мотивации (участие в поисковой работе
по сбору и классификации материала по народным художественным промыслам, не включённого для изучения на уроке);
•формирование целостного взгляда на мир народного искусства: крестьянское бытовое искусство и современные народные промыслы, которые
объединяет верность традиции как незыблемому закону народного творчества;
• формирование умения вести диалог, обсуждать вопросы, связанные с современными народными промыслами разных регионов России и ближайшего зарубежья, достигая взаимопонимания со сверстниками -
представителями других национальностей, сохраняя уважительное отношение друг к другу;
•формирование эстетического сознания (эстетические потребности, эстетический вкус, эстетические чувства, эстетический идеал) через освоение
особенностей современных художественных промыслов как формы народного творчества, воспроизводящего единство человека с природой, необходимые человечеству ценности.
• умение оценивать искусство современных народных художественных промыслов как часть культуры народа, как самобытную предметно-преобразовательную творческую деятельность, связанную с традициями;
умение сознавать
народные художественные промыслы как прошлое в настоящем, обращенном в будущее и осуществляющем связь времён;
•умение осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами, определять способы действий, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, давать ей оценку;
• умение на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, классифицировать их по принадлежности к тому или иному современному традиционному промыслу;
•умение творчески сотрудничать со сверстниками в процессе выполнения коллективных творческих работ и исследовательских проектов, строить продуктивное общение, межличностные отношения, распределять роли в соответствии с индивидуальными особенностями учеников, разрешать конфликты и т. д.;
• умение ориентироваться в современных художественных промыслах России, не включённых в программное содержание, отмечать в них характерные особенности, черты национального своеобразия, единство с природой, связь элементов орнамента с местными народными традициями;
•умение реализовать себя в разных направлениях внеурочной деятельности (экскурсии, школьные олимпиады по
декоративно-прикладному искусству, диспуты, беседы и т. д.), применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни школы.
• осознание места и значения современных народных художественных промыслов в современной жизни, формирование эмоционально-ценностного отношения к произведениям ведущих центров художественных промыслов России;
• знание ведущих
центров художественных промыслов России, их особенностей; умение распознавать, сопоставлять, анализировать произведения разных художественных промыслов,
обнаруживать в них общее (верность народной традиции, природное начало) и особенное (особенность
росписи, цветового строя, элементов орнамента, их выстраивания в изобразительно-декоративную композицию), умение выявлять в произведениях традиционных промыслов
единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальное как принципа изобразительной композиции;
• приобретение опыта выполнения эскизов или моделей игрушки в соответствии с традициями
различных народных промыслов глиняной игрушки, передача особенностей формы, традиционной орнаментики и колористики;
• приобретение элементарных навыков декоративной росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности выполнения росписи, её цветового строя;
• приобретение опыта проектной деятельности по углублённому изучению современных
народных художественных промыслов, не входящих в содержание уроков.
Мультимедийная презентация
10
Искусство Гжели.
Истоки и современное развитие народного промысла России. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели). Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленнстью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Выполнение эскиза. Композиция на плоскости. Вырезание из бумаги форм посуды и украшение их росписью с использованием традиционных для данного промысла приёмов письма. Изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, гуашь, большие и маленькие круглые кисти, плоские кисти.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
11
Городецкая роспись
Истоки и современное развитие народного промысла России. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Городецкая роспись). Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца - национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки - традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь - традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Композиция орнаментальной и сюжетной росписи на плоскости. Выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Решение кроссвордов
Мультимедийная презентация
12-13
Искусство Хохломы.
Истоки и современное развитие народного промысла России. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Хохлома). Краткие сведения из истории развития хохломского промысла.
Разнообразие растительного орнамента, его связь с образом плодородной земли. Связь времен в народном искусстве. Повторение (древние символы плодородия). Сохранение крестьянских традиций в творчестве современных мастеров. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Образы хохломских птиц и их травное узорочье.
Плоское изображение формы. Композиция на плоскости. Мини-упражнения на освоение элементов травного узора.
Роспись придуманной интересной формы на тонированной бумаге в живой импровизационной манере под хохлому..Выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Решение кроссвордов.
Мультимедийная презентация
14
Жостово. Роспись по металлу.
Истоки и современное развитие народного промысла России. Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Жостово). Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов.
Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка,
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Выполнение творческой работы по впечатлению в стиле народного промысла, моделировка цветом. Выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
15
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Теснение и резьба по бересте.
Истоки и современное развитие народных промыслов. Композиционное , стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (щепа, роспись по лубу и дереву, теснеие и резьба по бересте). Связь времён в народном искусстве.
Краткие сведения из истории северных народных промыслов (Архангельская щепная птица, мезенская роспись, изделия из бересты). Своеобразие каждого из них.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества. Выполнение творческой работы по впечатлению в стиле народного промысла. Выбрать один из предметов народных северных промыслов, сделать эскиз и украсить предмет в стиле этого промысла.
Материалы: плотная бумага или картон, цветная бумага, клей, гуашь.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
16
Роль художественных народных промыслов в современной жизни (обобщение темы).
Обобщение. Связь времен в народном искусстве. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека.
Анализ и оценка результатов собственного творчества. Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы - гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Проведение занимательной викторины.
Проведение занимательной викторины.
Мультимедийная презентация
Декор-человек, общество, время (10 часов).
17
Зачем людям украшения
Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов России. Художник - творец - гражданин-выразитель ценностей эпохи Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних о охотников, вождя племени, царя и т. д.
Беседа на тему: « Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
Фронтальный опрос
• воспитание уважения и интереса к художественной культуре других стран и народов, в частности к классическому декоративно-прикладному искусству - сокровищнице мировой цивилизации;
• формирование целостного, социально ориентированного видения предметного мира классического декоративно-прикладного искусства, позволяющего Воспринимать предметы, вещи, их эстетические достоинства не обособленно, а в контексте своего времени;
художественно-творческую деятельность;
• формирование активного и заинтересованного отношения к познанию, а также готовности и способности обучающихся к самообразованию на основе мотивации и осознания творчества как созидательной, преобразующий мир деятельности человека;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и практическую
•формирование коммуникативных навыков в процессе сотрудничества с учителем и сверстниками при
выполнении коллективных работ, организации итоговой выставки детского творчества.
• умение ориентироваться в широком зрительном материале - в произведениях классического профессионального декоративно-прикладного искусства разных стран, эпох, отмечать в форме и декоре предметов, в украшениях интерьера, костюмах особенности социального положения людей; проявлять заинтересованное отношение к знаково-символическому языку геральдики; интегрировать полученные знания и представления в смежных предметных областях (история, география);
• приобретение основы для адекватного восприятия декоративной формы вещи в её содержательно-смысловой наполненности, умение реализовать приобретённые знания, умения и навыки во внеурочной деятельности (посещение выставок, организация и проведение выставок творческих работ по теме данного раздела для младших школьников, родителей, участие в разнообразных формах обсуждений по данной тематике, например, «Чем значимы и интересны произведения декоративно-прикладного искусства
других стран и эпох для современного человека?» и т. д.);
•умение принимать необходимые решения, осуществлять осознанный выбор объектов изображения, художественных материалов, направлений поисковой деятельности, содержательного искусствоведческого и познавательного
материала, проливающего свет на предмет изучения классического декоративно-прикладного искусства, умение классифицировать произведения, определяя их родство по художественно-стилистическим и социальным признакам, осуществлять контроль своей деятельности, адекватно оценивать результат;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; умение работать индивидуально и в
коллективе (выполнение коллективной работы «Бал во дворце»), находить общее решение на основе согласования позиций, отражающих индивидуальные интересы учащихся.
• осознание роли декоративно-прикладного искусства разных стран и времён в жизни человека и общества, его социальных функций;
• расширение представлений о многообразии форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства, художественно-познавательного, культурного кругозора;
(владельца) в обществе, понимать символический характер языка герба как отличительного знака,
•умение выявлять образно-смысловую, социальную окрашенность в образном строе произведений декоративно-прикладного искусства (костюм, украшения, предметы быта) в процессе восприятия,
соотносить образный строй костюма как социального знака с положением его хозяина
символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики;
• умение распознавать по стилистическим особенностям образного строя произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII в., систематизировать
материал по художественно-стилистическим и социальным признакам;
• приобретение опыта работы над совместным творческим проектом (создание декоративно-живописной композиции «Бал во дворце»); умение осознанно применять выразительные средства (форма, линия, цвет, ритм и т. д.) в коллективной работе;
• приобретение опыта совместной поисковой деятельности, проектной деятельности по изучению темы данного раздела.
Мультимедийная презентация
18-19
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.). Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества - государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений. История возникновения и развития геральдического искусства. Значение герба. Символика цвета и изображение в геральдике. Части классического герба История создания герба России.
Использование языка декоративно-прикладного искусства в собственной художественно - творческой деятельности. Плоское изображение формы предмета, моделировка цветом. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
декоративно - символического языка геральдики Использование в работе различных художественных материалов) и художественных техник (коллаж, аппликация).
Материалы: бумага, гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
20-21-22
Одежда «говорит» о человеке.
Различение национальных особенностей русского орнамента и орнаментов других народов зарубежных стран. Синтез декоративно-прикладного искусства и архитектуры в искусстве Западной Европы в стиле барокко. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Подчеркнуть определенную общность людей по классовому, социальному и профессиональному признакам. Вкус и мода
Создание художественно-декоративного проекта , объединённого единой стилистикой(предметы быта, одежда, мебель, детали интерьера и др
1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции, Древнего Рима или Древнего Китая с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
2.индивидуально-коллективная работа - создание декоративного панно на тему «Бал в интерьере дворца» по мотивам сказки Ш. Перро «Золушка» в технике «коллаж». Выбор композиции; передача стилевого единства декора одежды, предметов интерьера; выявление социальных принципов в изображаемых костюмах).
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
23-24
О чём рассказывают гербы
Связь времен. Специфика образно-символического языка в произведениях декоративно-прикладного искусства. Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества.
Создание проекта собственного герба или герба своей семьи с использованием декоративно - символического языка геральдики.
Фронтальный опрос
Мультимедийная презентация
25
Символы и эмблемы в современном обществе.
Символы и эмблемы в современном обществе Значение геральдического искусства в жизни современного общества. О чём рассказывает нам герб Кировской области.
Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности оформления школы.
Задания: Изображение знаков визуальной коммуникации на тему школьной жизни.
Материалы: картон, цветная бумага, клей, ножницы.
Тест
Мультимедийная презентация
26
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества
(обобщение темы).
Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства. Художник- творец-гражданин-выразитель ценностей эпохи. Обобщение полученных знаний по теме четверти.
Анализ и оценка процесса и результатов собственного художественного творчества и совместных художественно-декоративных проектов. Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен.
Проведение виторины.
Декоративное искусство в современном мире (8 часов).
27
Современное выставочное искусство
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Самоопределение в видах и формах художественного творчества.
Восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея.
Фронтальный опрос
•воспитание эмоционально-ценностного, эстетического отношения к современному декоративно-прикладному искусству, уважения к творчеству профессиональных художников,
интереса и потребности в общении с произведениями современного искусства и к декоративному творчеству;
• развитие образно-ассоциативного мышления как формы освоения мира, творческих способностей, эстетических чувств, зрительной памяти, фантазии и воображения;
• формирование целостной картины мира средствами декоративно-прикладного искусства во всём многообразии его проявлений (художественное стекло, художественный металл, керамика, гобелен, роспись по тканям и т. д.);
•развитие самостоятельности и навыков сотрудничества (коммуникативной компетентности) в процессе
осуществления коллективных форм
деятельности, связанных с созданием общественно значимого художественного продукта для украшения школьных интерьеров.
•умение ориентироваться в многообразии проявлений образного языка современного декоративно-прикладного искусства; умение отмечать смелые образные решения в разных видах декоративного творчества;
формирование понимания красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства; умения видеть
жизнь произведений во взаимодействии с архитектурно-пространственной средой;
• выработка сознательного критического отношения к низким образцам массовой культуры, т. е. к китчу;
• осознание своей роли и возможностей в преображении окружающего мира, овладение базовыми знаниями и умениями, алгоритмом операциональных действий при выполнении работы в материале (для украшения своей школы, дома и
т. д.);
•умение оценивать свой творческий результат, свои творческие возможности в
соотнесении с другими участниками художественной деятельности.
•понимание места и значения современ-ного декоративного искусства в жизни человека и общест-ва, знание разнообразных видов современного декоративного творчества, матери-алов, техник (художественное стекло, керамика,
ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани и т. д.); расширение общекультурного художественно-познавательного кругозора;
•осознание богатых возможностей современного пластического языка, а также различий в творчестве художника, работающего в области современного декоративного искусства и в области традиционного декоративно-прикладного искусства
•умение выявлять в процессе восприятия произведений современного выставочного декоративно-прикладного искусства единство материала, формы и декора, а также средства, используемые художником для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества; умение осознанно использовать образные средства в работе над декоративной композицией в конкретном материале;
• приобретение
опыта работы над декоративной композицией, связанной с украшением школьных интерьеров: освоение практических навыков выполнения эскизов, подготовительного рисунка в натуральную величину (картона), экспериментиро-вание с материалом, цветом, фактурой;
умение осуществлять работу в определённой последовательности, используя знание языка декоративного искусства (декоративная обобщённость изображения, локальность цветовых пятен, выразительная пластика ритмически организованных линий в изображении, красота и разнообразие фактур).
Мультимедийная презентация
28-29
Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале (Витраж).
Роль и возможности человека в преображении окружающего мира.
Единство материала, формы и декора, а также средства, используемые для выражения своего замысла в конкретном виде декоративного творчества. Использование образных средств в работе над декоративной композицией в конкретном материале. Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства: орнамент, ритм, мотив, стилизация, композиция и т.д.
Композиции на плоскости и в пространстве. Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выполнение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
30-31
Ты сам - мастер декоративно - прикладного искусства.
Создание декоративной работы в материале (мозаичное панно).
Изобразительное искусство как способ познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека. Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Материалы: материалы для аппликации: цветная, бархатная, гофрированная, салфеточная, оберточная, жатая бумага.
32-33
Ты сам - мастер декоративно-прикладного искусства. Создание художественно-декоративных проектов, объединённых одной стилистикой.
Роль выразительных средств (форма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной композиции.
Реализация разнообразных творческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.
Технология работы с нетрадиционными материалами.
Творческий проект.
Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.
Материалы: материалы для аппликации: ткань цветная и однотонная, рогожка, сезаль, веревки, ленты, тесьма и т. д.
34
Связь времён в народном искусстве. Обобщающий урок.
Связь времен в декоративно-прикладном искусстве. Анализ и оценка процесса и результатов собственного и совместного художественного творчества.
Реализация совместных творческих идей в проектной деятельности:
оформление интерьера школы. Оформление школьной выставки по итогам года.
Проведение виторины.
Мультимедийная презентация
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Основная литература:
-
Учебник: Горяева Н.А.,Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2010г.
Дополнительная литература:
-
Федотов Г., Дарите людям красоту.- М.: Просвещение, 1985г.
-
Клиентов А., Народные промыслы. - М.: Белый город, 2004г.
-
Соловьёв С.А., Декоративное оформление.- М.: Просвещение, 1987г.
-
Неменский Б.М., Искусство вокруг нас.- М.: Просвещение, 2003г.
-
Неменский Б.М., Твоя мастерская.- М.: Просвещение, 2003г.
-
Неменский Б.М., Изобразительное искусство и художественный труд:1-8 классы. - М.: Просвещение, 2003г.
-
Сокольникова Н.М., Краткий словарь художественных терминов. -
-
Обнинск: Титул, 1998г.
-
Сокольникова Н.М., Основы рисунка. Ч 1.- Обнинск: Титул, 1998г.
-
Сокольникова Н.М., Основы композиции. Ч 2.- Обнинск: Титул, 1998г.
-
Сокольникова Н.М., Основы живописи. Ч.3.- Обнинск: Титул, 1998г.
Электронные пособия:
-
детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007;
-
большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007;
Интернет - ресурсы:
-
Музейные головоломки
-
Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников
-
Виртуальный музей искусств
-
Академия художеств "Бибигон"
-
Сайт словарь терминов искусства http://www.artdic.ru/index.htm
Медиа ресурсы:
Дидактико- технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, электронные версии уроков по ПИ, медиатеку и т.п.
Печатные пособия:
Репродукции картин, плакаты, таблицы с изображением поэтапного рисунка орнамента и примерами основных элементов различных видов росписей художественных промыслов России; схемы изображения растений, деревьев, животных, птиц, фигуры человека в русском и древнегреческом орнаментах; схемы поэтапного изображения предметов народного промысла.