- Учителю
- План-конспект урока по изо для 3 класса «Акробаты на арене цирка»
План-конспект урока по изо для 3 класса «Акробаты на арене цирка»
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская художественная школа № 2» ЕМР
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
ТЕМА:
«Акробаты на арене цирка».
2 класс
Преподаватель ДХШ № 2
Васильева Н.В.
г. Елабуга
2011 год
Дата: 25.02.2011.
Цель: развить кругозор детей и интерес к культурно-развлекательным
мероприятиям. Способствовать развитию воображения, стремления к творчеству. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Передать в работе впечатление от цирка, атмосферу радостного, таинственного циркового действа.
Задачи: научить рисовать фигуру человека в движении, связывать по смыслу
между собой персонажей, подбирать цветовую композицию, развивать технические навыки работы графическими материалами, аккуратность исполнения.
Музыкальный и литературный материал:
-
"Выходной марш" их кинофильма "Цирк" И.О.Дунаевского.
-
«Куда уехал цирк» А. Пугачева.
-
«Товарищ цирк», «Мой старый цирк», «Берегите клоунов», «Старый клоун», «Марш» Ю. Никулин.
-
Ольга Чернорицкая «Цирк», Юнна Мориц «В цирке», М. Пляцковский «Песенка о цирке».
Материал по ИЗО:
-
Цирковая афиша (на доске).
-
Рисунки цирковых животных.
-
Рисунки клоунов.
-
Рисунок акробатов.
-
Слайд-шоу «Цирк глазами художников».
-
Схема изображения фигуры человека.
-
Цветные карандаши, гелевые ручки, цветной картон формата А3, тетрадный лист в клетку.
ЛИТЕРАТУРА
-
Искусство вокруг нас. Учебник для 3 класса четырехлетней начальной школы. Под редакцией Б. М. Неменского, М. 2000
-
Изобразительное искусство и художественный труд, М. 1991
-
Учитесь рисовать. Л. П. Стебловская, Киев. 1980
-
Интернет ресурсы.
ПЛАН.
1. Подготовка детей к восприятию нового материала
2. Изложение нового материала
3. Анализ задания
4. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа с детьми.
5. Анализ детских работ.
6. Итог работы: выставка детских работ.
ХОД УРОКА.
Звучит веселая музыка о цирке. Дети рассаживаются по местам. Педагог проверяет готовность детей к занятию.
Учитель:
Огни сияют ярко,
Как солнечная арка.
И ждет нас всех сегодня
Наш славный милый цирк!
Пришли сегодня вы не зря,
добро пожаловать, друзья!
Здравствуйте ребята, здравствуйте уважаемые гости!
Давайте представим, что мы с вами находимся в цирке. Как тихо здесь сейчас. Наша арена пуста и под куполом никого нет. А теперь закройте глаза и представьте, что зажигаются огни, звучит музыка, на арену собираются цирковые артисты и начинается представление…
Звучит музыка «Выходной марш» И. О. Дунаевского из к-ф «Цирк».
Выходят дети и читают стихи:
Ольга Чернорицкая
ЦИРК
Проходите, проходите,
Уважаемые зрители!
Ждет вас представление
Всем на удивление!
Вот грохочут барабаны
И довольные вполне
Выезжают обезьяны
На жирафовой спине.
Львы летят через огонь,
В бубен бьет копытом конь.
Петухи качаются,
На лету встречаются.
Поглядите, три медведя
В чепчиках и платьицах
На больших велосипедах
По арене катятся!
Бах! Тут что-то на пути,
Ни проехать, ни пройти!
Ёж - веселый акробат,
Насмешил он всех ребят,
Сел лисице на носок,
Как из сказки колобок:
- Ну-ка съешь меня, плутовка!..
И жонглирует он ловко!
Кенгурята-акробаты
Очень храбрые ребята.
Крики «браво» лишь услышат -
И в карман, сидят, не дышат.
Бегемот, скорей сыграй-ка
Что-нибудь на балалайке!
Громко бегемот поет:
- Я совсем не знаю нот!
Учитель: Ребята, кто из вас был в цирке? На каком представлении? Кого вы там видели? Поделитесь своими впечатлениями. Какая атмосфера царит в цирке? Кто является главными артистами цирка? (беседа о цирке, ответы детей: клоуны, жонглеры, фокусники, акробаты, дрессировщики со своими животными).
Цирк - зрелище красочное, радостное, поэтому его так любят все дети. Цирк - это зрелище, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека.
Выступления , , с древнейших времен привлекали художников и скульпторов возможностью отобразить гармонию и совершенство человеческого тела, передать динамику его движений.
Давайте посмотрим на цирк глазами художников.
Демонстрация слайдов с изображением артистов цирка «Цирк глазами художников».. (Во время нее учитель читает стихи).
В ЦИРКЕ
(Юнна Мориц)
Акробат и акробатка -
На арене цирковой!
Замирает сердце сладко,
И верчу я головой!
Бьют тревожно барабаны,
Акробат ушёл в полёт!
Словно лебедь сквозь туманы,
Он по воздуху плывёт!
А над ним, как синий факел,
Вся искрится на лету
Акробатка, в полумраке
Набирая высоту!
Он в зубах кольцо сжимает,
И с улыбкой на лице
Акробатка начинает
Кувыркаться на кольце!
И летят они под купол!
И вернутся ли назад?
Но петлю рукой нащупал
Незаметно акробат.
И с высот съезжают гладко
Под литавров медный звон
Акробат и акробатка,
Сделав публике поклон!
...Выбегают тигры с рёвом,
А за сценой акробат
Полотенечком махровым
Утирает пот со лба!
ПЕСЕНКА О ЦИРКЕ
(из телефильма «Любимый внук»)
слова М. Пляцковского
музыка В. Шаинского
Цирк, цирк, цирк -
Это сказочный сверкающий шатер.
Цирк, цирк, цирк -
Это кольцами играющий жонглер.
Это - тигров полосатых грустный рев,
Это - музыка и свет прожекторов.
Цирк, цирк, цирк -
Это делающий сальто акробат.
Цирк, цирк, цирк -
Это вечный праздник взрослых и ребят.
Это - сила, это - ловкость, это - труд.
А к победе путь, поверьте, очень крут.
Цирк, цирк, цирк -
Это фокусник, творящий чудеса.
Цирк, цирк, цирк -
Это детства удивленные глаза.
Это - пестрые летящие мячи,
Это - гнущие подковы силачи.
Цирк, цирк, цирк -
Это лошади, танцующие вальс.
Цирк, цирк, цирк -
Это клоун, рассмешить сумевший вас.
Это - смелые под куполом прыжки,
Это - зрителей горячие хлопки
Героями наших рисунков сегодня будут акробаты и гимнасты. Кто такие акробаты? Что они делают? Какие у них костюмы? (Ответы детей). (Смелы и легки артисты цирка: эквилибристы на проволоке, жонглеры и акробаты, дрессировщики, наездники. Силу, ловкость, могущество артистов подчеркивает гибкость тела - пластика. Зрители цирка сидят далеко от арены, поэтому костюмы для артистов делают яркими, с крупным рисунком. Костюмы, реквизит, свет придумывают художники.)
А вы знаете, что термин "акробатика" родился в Древней Греции. "Akrobates" в переводе с греческого означает "тот, кто ходит на носках" ("akros" - тот, кто па конце, "bitis" - ходить). В основе акробатики - мастерское владение телом, высокое развитие мускулатуры.
За много лет до нашей эры акробатика была известна в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Причем акробатами тогда называли не только собственно акробатов, но и странствующих артистов, канатоходцев, танцовщиков.
Благодаря чрезвычайному разнообразию видов, величайшему множеству упражнений и различных форм исполнения акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц.
Существует множество приемов исполнения акробатических элементов. Их можно демонстрировать на манеже и над манежем, используя реквизит или снаряды (кольца, шары, трапеция, канаты и т. д.), а также и не используя их. Акробатические упражнения исполняются группой и соло, динамично и в статике - в зависимости от характера номера и творческой задачи. Однако при всем трюковом многообразии акробатики ее основу составляют два элемента - сальто и стойка на руках. На них держатся почти все трюковые комбинации всех разновидностей акробатики.
Ваше задание - нарисовать акробатическое представление, передать в своей работе впечатление от цирка, атмосферу радостного таинственного действа. Совсем не обязательно изображать большое количество персонажей. Достаточно показать один какой-то запоминающийся номер, трюк. Главная задача - изобразить фигуру человека в движении и правильно передать пропорции человеческого тела. А для этого сейчас выполним небольшое упражнение.
У вас на столах лежат квадратные листочки бумаги. Если разделить лист по вертикали на три части и потом еще, как показано на рисунке (приложение 1), можно составить схематическое изображение человеческой фигуры. Из таких частей можно легко составить изображение фигуры человека в разных положениях. ( Дети составляют фигуры людей в разных положениях: бег, прыжок, наклон, и т. д.)
Обратите внимание, какие у людей разные фигуры, но строение у всех сходное. (Демонстрация таблицы «Пропорции фигуры человека»). Середина ее находится там, где соединяются туловище и ноги, в этом месте фигура может сгибаться. Опущенные руки оканчиваются чуть ниже середины фигуры.
Наша работа будет выполнена в необычной смешанной технике: мы будем рисовать на цветном картоне серебряными или золотыми гелевыми ручками и цветными карандашами.
Учитель рассказывает последовательность выполнения работы:
- наметить общую композицию (обратить внимание на размер фигур и на размещение их в листе),
- выполнить детальный рисунок главных героев (движение, костюмы),
- обвести работу гелевой ручкой, с частичной штриховкой,
- раскрасить рисунок цветными карандашами.
Ученики приступают к выполнению задания (задание на один урок - 2 часа). Индивидуальная работа с детьми. Во время работы звучит музыка о цирке.
Физкультминутка.
Учитель: Вы молодцы! Но мне, кажется, что вы подустали, Давайте немного отдохнем, я предлагаю вам поиграть. Представьте, что вы все дрессированные собачки, а я дрессировщик. Вы должны отвечать на мои вопросы, так, как ответили бы собачки. - Сколько будет мяч и мяч? - Сколько глаз у куклы Кати? - Как собачка говорит? - Сколько будет нос и носик? - Как овчарка зарычит? - Сколько бантиков пес носит? - Вы устали отвечать? Тогда вам надо поскакать!
Ученики продолжают работу.
Учитель: Ну а теперь наш урок подходит к концу. Понравился вам урок? А ваши работы? А что больше всего вам запомнилось? Давайте устроим из ваших работ выставку, и пусть они радуют всех, кто придет к нам в школу.
Ученики: Да!
Учитель: Всем спасибо!
Жаль, но надо расставаться,
Цирк - прекрасная страна.
В ней все люди улыбаться,
Удивляться и смеяться
Начинают аж с утра!
В цирк еще не раз пойдете,
Посмотреть на клоуна,
А сегодня унесете шарик счастья и добра!
Ученики: Спасибо!
Учитель раздает надувные шарики каждому ученику. Занятие заканчивается песней «Куда уехал цирк?»
Уборка рабочего места, запись домашнего задания.
Словарь терминов.
Акробатика
Термин "акробатика" родился в Древней Греции. "Akrobates" в переводе с греческого означает "тот, кто ходит на носках" ("akros" - тот, кто па конце, "bitis" - ходить). Древние эллины придавали большое значение гармоническому развитию человека; особое внимание они уделяли его физическому совершенству. В основе акробатики - мастерское владение телом, высокое развитие мускулатуры.
За много лет до нашей эры акробатика была известна в Древнем Египте, Древнем Риме, Древней Греции, Византии. Причем акробатами тогда называли не только собственно акробатов, по и странствующих артистов, канатоходцев, танцовщиков. В одной из песен гомеровской "Одиссеи" автор рассказывал, как пирующих развлекали два "прыгуна", которые "соглашая со звонкою лирой прыжки ... проворно скакали". На о. Крит в 1500 до н.э. были широко распространены акробатические игры с быками (запечатлены на фресках и рельефах Кносского дворца) резные рисунки на камне из Египта (1150 до н.э.) свидетельствуют, что египетские акробаты умели стоять на голове, на руках, прыгать с ног на руки и с рук на ноги через острые мечи, переворачиваться вдвоём назад через спину, исполнять мост. Греч, историк Ксенофонт (430-354 до н.э.) поведал о сиракузской танцовщице, которая показывала "выворачивание тела и подражание колесу". Она же прыгала сквозь обруч, унизанный острыми мечами. Не заглох интерес к акробатике и в эпоху средневековья. На дошедших до нас изображениях (церковь Сен-Дени в Амбуазе, церковь Ла-Шез ле Виконт, маргинальные рисунки книги Роман об Александре") зафиксированы акробаты 14 вв., исполнявшие стойки на руках и на голове, сальто-мортале, прыжки с шестом".
Известны книги по акробатике, написанные еще в XVI в. Это "Учебник сальто-мортале" (по существу, первое руководство по акробатике) и "Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе" (1599), написанные видным французским акробатом Тюкарро, который систематизировал известные в те времена акробатические элементы.
На гравюре 16 в. неизвестный художник изобразил акробатов, прыгающих с трамплина передним сальто-мортале сквозь 10 обручей. В грамоте рус. царя Алексея Михайловича (1648), порицавшей "богомерзкие" скоморошьи игры упоминалось и об обычае "скакать на досках".
В эпоху Возрождения в Венеции устраивали конкурсы "живой архитектуры". Акробаты состязались в умении строить пирамиды, высота которых доходила до 9 м , а число акробатов в одной пирамиде - до 30. Искусство ср. вековых акробатов ещё не знало деления на различные Амплуа.
В цирке профессиональная акробатика появилась в конце XVIII в. и стала успешно развиваться как самостоятельный жанр. Благодаря чрезвычайному разнообразию видов, величайшему множеству упражнений и различных форм исполнения акробатика занимает в цирке доминирующее положение по сравнению с другими жанрами. Владение приемами акробатики необходимо каждому артисту цирка - и клоуну, и гимнасту, и жокею, и жонглеру. Занятие акробатикой дает отличное развитие всех мышц.
Известно, что примерно 45 процентов веса взрослого человека приходится на мышцы. Если учесть, что у человека до шестисот мышц, то нетрудно представить, каким мощным двигательным аппаратом обладает акробат, так как в выполняемых им упражнениях участвуют все группы мышц. Всестороннее физическое развитие, какое дает акробатика, позволяет исполнителю успешно осваивать и другие жанры, например гимнастику, эквилибристику.
Некоторые разновидности акробатики - силовая, прыжковая - получили широкое распространение и в спорте. Этому в определенной степени когда-то способствовали артисты цирка, оставившие по разным причинам работу на манеже и обосновавшиеся в спортзалах в качестве тренеров. Многие артисты цирка участвовали в спортивных соревнованиях по акробатике. Демонстрируя высокий класс, они занимали призовые места, что, безусловно, служило популяризации и развитию акробатики в советском спорте.
Несмотря на некоторую общность многих упражнений, приемов исполнения и мышечных усилий, цирковая и спортивная акробатика во многом различны. Спортивная акробатика является средством физического развития и воспитания человека. Результаты спортивных достижений выявляются во время соревнований. А цирковая акробатика, кроме того, служит созданию художественного произведения (номера), в котором каждый акробатический элемент не самоцель, а средство выражения художественного замысла.
Существует множество приемов исполнения акробатических элементов. Их можно демонстрировать на манеже и над манежем, используя реквизит или снаряды, а также и не используя их. Акробатические упражнения исполняются группой и соло, динамично и в статике - и зависимости от характера помора и творческой задачи. Однако при псом трюковом многообразии акробатики ее основу составляют два элемента - сальто в стойка на руках. На них держатся почти все трюковые комбинации всех разновидностей акробатики. Без сальто трюковые комбинации очень ограничены, без него не обойтись в работе с трамплином, батутом, подкидными досками, в икарийских играх, в плечевой акробатике. Причем значительно чаще применяется заднее сальто, чем переднее (за исключением прыжков с трамплина и на батуте). Некоторые технические особенности выполнения переднего сальто ограничивают его использование - оно труднее для ориентировки акробата, который видит точку приземления несколько позже, чем при исполнении заднего сальто, а главное, акробата, выполняющего переднее сальто, нижнему сложно ловить на плечи.
А силовой и вольтижной акробатики не может быть без стойки на руках. Она широко применяется не только в акробатике, но и в эквилибристике; ею пользуются и гимнасты на кольцах и даже клоуны. По своей значимости и по масштабу применения сальто и стойка на руках являются главенствующими выразительными средствами циркового искусства.
Цирк ( circus (что означает "круг") - вид зрелищного искусства, по законам которого строится развлекательное представление, как правило, на - манеже (13 метров в диаметре) - специального здания (круглой формы с высоким ). Основой циркового искусства считается демонстрация необычного () и смешного; характерной принадлежностью современного цирка является демонстрация фокусов, , , исключительных способностей, часто связанных с риском (шпагоглотание, огнеглотание, физическая сила, , эквилибристика, прыжки), животных. Цирковая труппа может постоянно базироваться в городе и иметь определённое здание, большую роль в истории жанра играл бродячий цирк. Международный День Цирка отмечается 17 апреля.
ИТОГ УРОКА
Выставка работ учащихся 2 «А» класса.
Гадиева Диана Айриян Ксения Льдокова Софья
Крюкова Валерия Ананьева Татьяна Закиев Роберт
ЭТАПЫ УРОКА
1.
Дети читают стихи «Цирк» О. Чернорицкая.
2.
Демонстрация презентации «Цирк глазми художников».
3.
Выполнение упражнения: составление фигуры человека из модулей.
4.
Выполнение упражнения: составление фигуры человека из модулей.
Выполнение упражнения: составление фигуры человека из модулей.
Выполнение практического задания.
Физкультминутка.
Выполнение практического задания.