7


  • Учителю
  • Рабочая программа по ИЗО для 6 класса

Рабочая программа по ИЗО для 6 класса

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала







Рабочая программа

по изобразительному искусству


класс 6


уровень: базовый





Составил:

учитель __________________


2015-2016 уч.год










Пояснительная записка

Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского « Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2014г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования

( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)

1. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 13.07.2015);

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программначального общего и основного общего и среднего общего образования»

3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 № 08-548 «О Федеральном перечне учебников»

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253»;

5. Учебный план муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Тесовская основная школа имени В.В. Докучаева» на 2015-2016 учебный год.

6. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М. Просвещение, 2011 г.

7. Основная образовательная программа основногообщего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тесовская основная школа имени В.В. Докучаева»




Цель - развитие личности учащегося средствами приобщения к художественной культуре как к форме духовно-нравственного поиска человечества, формирование у школьника умений самостоятельного видения мира, размышления о нём, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Учебный материал ставит задачи:

- развития художественно-эстетического восприятия произведений искусства,

- практического обучения художественно-творческой изобразительной деятельности;

- формирования художественного эмоционально-ценностного восприятия окружающей действительности.


Общая характеристика учебного предмета


Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Освоение изобразительного искусства в основной школе - продолжение художественно-эстетического образования, воспитания учащихся в начальной школе и опирается на полученный ими художественный опыт.

Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Программа объединяет практические художественно-творческие задания (ребенок выступает в роли художника), художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности (ребенок выступает в роли зрителя, осваивает опыт художественной культуры) в единую образовательную структуру, образуя условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, инструменты, художественные техники. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого. Восприятие произведений искусств, предполагает развитие специальных навыков, чувств, а так же овладение образным языком искусств. Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого учащиеся работают со словарями, поиск разнообразной информации в Интернете.

Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает четкость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.

Формы проведения занятий: урок-беседа, дискуссия, урок-путешествие, урок-игра, урок-театр, урок-проект, урок-выставка, экскурсия…

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика, диалогичность, четкость поставленных задач и вариативность их решения, освоение художественных традиций и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, технологией. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения языка искусства, изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре. Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.



Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы в 6 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Количество часов в год - 34.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Так как предмет «Изобразительное искусство» в первую очередь направлен на становление личностных качеств ученика, то часто воспитательные задачи в глазах учителя стали превалировать, и последовательному развитию предметных знаний и умений уделяется недостаточное внимание. Между тем одно без другого не существует, потеря предметных умений ведёт к легковесности и бездейственности воспитательных намерений, а обучение только предметным навыкам ведёт к потере содержания обучения. Поэтому ориентация на результат обучения, понимаемый как триединство личностных, предметных и метапредметных результатов, - это важнейшая методологическая характеристика и установка новых Стандартов основного общего образования.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (УУД). Эти действия проявляются в познавательной, регулятивной и коммуникативной практической деятельности учащихся. Задача состоит в том, чтобы учить учащихся осознанному регулированию своей учебной деятельности. Это умение определять цель своей работы, выявлять её этапы, находить соответствующие средства и инструментарий с позиции адекватно поставленной цели, оценивать результат своей деятельности.

На уроке изобразительного искусства учитель имеет возможность создавать для этого педагогические условия, которые не могут дать никакие другие школьные предметы.

Главное, чтобы и учитель, и его ученики научились чётко определять обучающую цель каждого занятия и в соответствии с нею ставить задачи. В реальной жизни это пока не всегда так. Даже работая по темам программы, учитель часто боится использовать те методы, которые предлагаются в наших учебниках, не доверяет исследовательским, поисковым возможностям учеников: в этом случае у них получаются «изделия», а не произведения.

Предмет «Изобразительное искусство», в соответствии с концепцией и методологией художественно-педагогической школы Б. М. Неменского, служит становлению умений наблюдать окружающую жизнь на основе эмпатических и эстетических переживаний, т. е. с позиций прекрасного и безобразного, высокого и низкого, трагического и комического. Художественное познание связано с умением строить художественный образ, т. е., определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор. Художественное познание - это особый навык смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, мы называем этот мыследеятельный процесс умение видеть.

Метапредметный подход утверждает, что смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у детей опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования.

Под руководством учителя, который обучает инструментарию, художественному действию, ребёнок на основе своих переживаний, своего жизненный опыт и своих индивидуальных качеств учится искать и находить своё решение заданий по теме урока. Тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры - позитивной истории формирования человечности в человеке.

Язык изобразительного искусства - это особый язык, который является эмоционально-чувственным выражением зрительного образа мира. При этом, как и любой язык, язык искусства служит для передачи значимых смыслов, и все его элементы, правила являются средствами выражения содержания, средствами речи, т. е. средствами выразительности. Учебник раскрывает правила изобразительного языка (а не навыки изображения конкретного предмета) не как жёсткие нормы графической грамоты, а как средства выражения определённых смыслов. Правила изображения складывались в истории культуры как ответ на запросы времени, как выражение мировоззренческих, ценностных идеалов той или иной эпохи. Таким образом, правила изображения раскрываются в учебнике через понимание их мировоззренческого значения. И это, безусловно, является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей учебника.

Тем самым создаётся инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребёнка не только на основе заданных моральных правил, но и как творческое поисковое понимание человеческих отношений на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия и способности действовать в обстоятельствах, где необходима выдумка, неординарность решения.

Немного существует учебных предметов, где ученик обладает такой свободой реального воплощения своих размышлений и переживаний в конкретных видимых и обсуждаемых продуктах, что создаёт условия для коммуникативной значимости результата творческих усилий учащегося. На уроке можно создавать особые условия для развития коммуникативных умений учащхся, формирующихся на основе рефлексии смыслов и путей собственной деятельности и деятельности своих товарищей.

Вопросы развития коммуникативных способностей учащихся в процессе художественной деятельности можно рассматривать очень широко и многоаспектно. Результаты художественно-коммуникативных действий ребёнка в процессе обучения - это умения понимать намерения и интересы взаимодействующих с ним людей, вести свою роль в общей работе, соблюдать правила общения, отстаивать свои позиции без подавления прав окружающих, сотрудничать и вести диалог. К развитию коммуникативных качеств имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, ведь учащиеся стараются понять авторскую позицию художника и отражение в произведении исторической эпохи. Развитию коммуникативных умений способствуют обсуждения учащимися своих работ, разные формы коллективных работ, различные выставки и праздники.

Учебники, создаваемые под лозунгом «искусство как духовная культура» (Б. М. Неменский), по определению направлены на развитие коммуникативной компетентности, так как искусство рассматривается как инструмент размышления над жизнью, как средство обучения пониманию человека, как способ общения людей, как способ связи поколений.


Содержание учебного предмета


Содержание программы для 6 класса «Изобразительное искусство в жизни человека» посвящено изучению основ изобразительного искусства: виды искусства и основы его образного языка, жанры изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет, тематическая картина в истории искусства. Восприятие искусства. Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства. Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства. Практическая творческая художественная деятельность учащихся.

Содержание программы раскрывается в следующих разделах:

  1. Виды изобразительного искусства и основы образного языка. Основы представлений о языке изобразительного искусства. Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания. Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведение искусства через сопереживание его образному содержанию. Тематическая картина как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью. Знакомство с классическими произведениями, составляющими золотой фонд мирового и отечественного искусства. Место и роль картины в искусстве XX века.

  2. Мир наших вещей. Натюрморт. История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры. Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника. Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи. Художественно-выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

  3. Вглядываясь в человека. Портрет. Приобщение к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох. Содержание портрета - интерес к личности, наделенной индивидуальными качествами. Сходство портретируемого внешнее и внутреннее. Художественно-выразительные средства портрета (композиция, ритм, форма, линия, объем, свет). Портрет как способ наблюдения человека и понимания его. Изображение человека в графике, живописи, скульптуре. Пропорции и строение фигуры человека. Изображение человека в истории искусства разных эпох. Образ человека в европейском и русском искусстве, в современном мире. Монументальная скульптура и образ истории народа.

  4. Человек и пространство. Пейзаж. Жанры в изобразительном искусстве. Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника. Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа. Образ природы в произведениях русских и зарубежных художников-пейзажистов. Виды пейзажей. Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линия горизонта. Линейная и воздушная перспектива. Пейзаж настроения.







Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство», 6 класс

Тема

Количество часов

1

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка

Личностные УУД - называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

характеризовать три группы пространственных искусств: изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей;

объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе;

приобретать представление об изобразительном искусстве как о сфере художественного познания и создания образной картины мира;

рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях и культуре, о творческой активности зрителя.

характеризовать и объяснять восприятие произведений как творческую деятельность;

уметь определять, к какому виду искусства относится рассматриваемое произведение;

понимать, что восприятие произведения искусства - творческая деятельность на основе зрительской культуры, т. е. определенных знаний и умений.

Метапредметные УУД - иметь представление и высказываться о роли художественного материала в построении художественного образа;

характеризовать выразительные особенности различных художественных материалов при создании художественного образа;

называть и давать характеристики основным графическим и живописным материалам;

приобретать навыки работы графическими и живописными материалами в процессе создания творческой работы;

развивать композиционные навыки, чувство ритма, вкус в работе с художественными материалами;

Предметные УУД - приобретать представление о рисунке как виде художественного творчества;

различать виды рисунка по их целям и художественным задачам;

участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров;

овладевать начальными навыками рисунка с натуры;

учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы;

овладевать навыками размещения рисунка в листе;

овладевать навыками работы с графическими материалами в процессе выполнения творческих заданий.


8

2

Мир наших вещей. Натюрморт.


Личностные УУД - характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях;

объяснять понятия: цветовые отношения, теплые и холодные цвета, цветовой контраст, локальный цвет, сложный цвет;

различать и называть теплые и холодные оттенки цвета.

объяснять понятие «колорит»;

развивать навык колористического восприятия художественных произведений, умение любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни;

приобретать творческий опыт в процессе создания

красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

овладевать навыками живописного изображения.

Метапредметные УУД - формировать представления о различных целях и задачах изображения предметов быта в искусстве разных эпох;

узнавать о разных способах изображения предметов (знаковых, плоских, символических, объемных и т. д.) в зависимости от целей художественного изображения;

отрабатывать навык плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

осваивать простые композиционные умения организации.

Предметные УУД - уметь выделять композиционный центр в собственном изображении;

получать навыки художественного изображения способом аппликации;

развивать вкус, эстетические представления в процессе соотношения цветовых пятен и фактур на этапе создания практической творческой работы.


9

3

Вглядываясь в человека. Портрет.

Личностные УУД - знакомиться с великими произведениями портретного искусства разных эпох и формировать представления о месте и значении портретного образа человека в искусстве;

получать представление об изменчивости образа человека в истории;

формировать представление об истории портрета в русском искусстве, называть имена нескольких великих художников-портретистов;

понимать и объяснять, что при передаче художником внешнего сходства в художественном портрете

присутствует выражение идеалов эпохи и авторская позиция художника;

уметь различать виды портрета(парадный и лирический портрет);

рассказывать о своих художественных впечатлениях.


Метапредметные УУД - приобретать представления о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица;

понимать и объяснять роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника;

овладевать первичными навыками изображения головы человека в процессе творческой работы;

приобретать навыки создания портрета в рисунке и средствами аппликации.

Предметные УУД - приобретать представления о способах объемного изображения головы человека;

участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра;

приобретать представления о способах объемного изображения головы человека;

вглядываться в лица людей, в особенности личности каждого человека;

создавать зарисовки объемной конструкции головы.


9

4

Человек и пространство. Пейзаж.

Личностные УУД - знакомиться с примерами пейзажных изображений великих мастеров, приобретать опыт восприятия пейзажа;

получать знания о великих русских художниках-пейзажистах;

приобретать опыт и навыки рисования природы ;

получать представление о выразительных средствах пейзажного образа;

учиться по-новому видеть красоту природы.


Метапредметные УУД - узнавать и называть основные вехи в истории развития пейзажа;

приводить примеры известных пейзажей отечественных художников;

умение описывать словами изображенный пейзаж;

интересоваться пейзажной живописью и её отечественной и мировой историей.

Предметные УУД - приобретать интерес к изображениям природы как способу нового понимания и видения человеком пространства в картине;

развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать мимолетное в природе;

овладевать новыми умениями в рисунке;

выполнять пейзажные наброски и зарисовки, передавать особенности природы малой родины.


8

Итого


34

Календарно-тематическое планирование



п/п

Тема

Кол-во

часов

Деятельность учащихся:

Дата проведения

план

факт

ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА - 34 часа


ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ИХ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 часов)


1

Вводный инструктаж по ТБ


Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.

1

Проба различных живописных и графических материалов, создавая на листе пятна, линии, штрихи, добиваясь выразительных ритмических (беспредметных) композиционных решений.

02.09


2

Повторный инструктаж по ТБ


Рисунок - основа изобразительного творчества.

1

Наброски и зарисовки природных объектов (цветы, травы) или предметов.

09.09


3

Линия и ее выразительные возможности.

1

Задания на разнохарактерность линий, изображение колыхания трав на ветру.

16.09


4

Пятно как средство выражения.

1

Выполнение ступенчатой тональной шкалы. (Изображение природы в разных состояниях.)

23.09


5

Цвет. Основы цветоведения.

1

Учебные и игровые задания на понимание свойств цвета. Игровые задания: придумать сказочный мир цветной страны - Изумрудный город, Шоколадный замок, Солнечный город.

30.09


6

Цвет в произведениях живописи.

1

Составление «палитры настроений»: сочетаниями цветовых пятен передать состояние напряженности, тревоги, таинственности, нежности, радости. Создать натюрморты живописного осеннего букета, предав праздничное и грустное настроение.

07.10


7

Объемные изображения в скульптуре.

1

Создать в материале изображение животных (Пластилин, природные материалы, конструирование из бумаги, готовых форм).

14.10


8

Основы языка изображения. Обобщение темы.

1

Беседа или праздник искусства, или коллективная работа на тему «Роль изобразительного искусства в твоей жизни».

21.10


МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (9 часов).


9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

1

Беседа или практическое задание: изобразить или сконструировать какой-либо предмет (весёлый зонтик, фантастическое транспортное средство).

28.10


10

Изображение предметного мира - натюрморт.

1

Выполнение композиции натюрморта в технике аппликации.

11.11


11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

1

Рисовальная игра

«Выяви конструкцию» (нарисовать предметы, состоящие из геометрических тел).

18.11


12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива.

1

Линейные зарисовки геометрических тел (призма, куб).

25.11


13-14

Освещение. Свет и тень.

2

13. Наброски геометрических тел при направленном освещении.

14. Выполнение рисунка группы геометрических тел при направленном освещении.

02.12

09.12


15

Натюрморт в графике.

1

Выполнение натюрморта (по представлению или с натуры) черной гелиевой ручкой (или в гравюре наклейками.

16.12


16

Цвет в натюрморте.

1

Выполнение натюрморта, выражающего настроение (утреннее, вечернее, праздничное, грустное, торжественное, таинственное).

23.12


17

Выразительные возможности натюрморта.

1

Рассказать в натюрморте о своем характер, о своем понимании мира (монотипия или другая техника).

13.01


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (9 часов).


18

Образ человека - главная тема в искусстве.

1

Беседа о портрете.

20.01


19

Конструкция головы человека и её основные пропорции.

1

Выполнение портрета в технике аппликации.

27.01


20

Изображение головы человека в пространстве.

1

Выполнение набросков и зарисовок головы человека (простой карандаш или черная гелиевая ручка).

03.02


21

Протрет в скульптуре.

1

Создание скульптурного портрета литературного героя.

10.02

22

Графический портретный рисунок.

1

Создание портрета одноклассника, кого-либо из членов семьи или автопортрета.

17.02

23

Сатирические образы человека.

1

Создание дружеского шаржа-портрета одноклассника или литературного персонажа.

24.02

24

Образные возможности освещения в портрете.

1

Выполнение портретов при различном освещении (в технике аппликации, гуашью или в технике монотипии).

02.03

25

Великие портретисты прошлого. Роль цвета в портрете.

1

Беседа. Выполнение портрета знакомого человека или литературного героя в разных колоритах с целью передачи характера человека.

09.03


26

Портрет в изобразительном искусстве XX века.

1

Урок-беседа с использованием учебника или урок-экскурсия по выставке детских работ.

16.03

ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 ЧАСОВ)


27

Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства.

1

Беседа. Графические зарисовки различных вариантов решения пространства на основе анализа произведений мастеров и собственных наблюдений.

23.03


28

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

1

Изображение пейзажа ограниченной палитрой цветов с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы (только черная или белая гуашь).

06.04


29

Пейзаж - большой мир.

1

Изображение эпического пейзажа «Дорога в большой мир» или «Путь реки».

13.04


30

Пейзаж настроения. Природа и художник.

1

Создание пейзажа настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.

20.04


31

Пейзаж в русской живописи.

1

Работа над пейзажем на темы: «Страна моя родная» или «Дали моей Родины», «Поэтический образ природы», «Весенний мотив» (по выбору учащихся).

27.04


32

Пейзаж в графике.

1

Создание графического пейзажа на тему: «Весеннее пробуждение природы», «Весна в городе», «Весенние воды».

04.05


33

Городской пейзаж.

1

Работа над графическими зарисовками города на темы: «Мой город», «Улица моего детства», «Города, где я бывал».

11.05


34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и символ.

1

Организация итоговой выставки (вернисаж или праздник искусства). Экскурсия по выставке работ года.

18.05



Описание материально-технического и ресурсного обеспечения образовательного процесса

Литература для обучающихся

Автор

Название

Издательство

Год издательства

Количество экземпляров

1

Е. Каменева

Какого цвета радуга

М. : «Детская литература»

1975

1

2

А.Д. Алёхин

Когда начинается художник

М. ; «Просвещение» Владос

1994

1

3

И.Ю. Солютин

Учимся рисовать

М. : АСТ

2008

1

4

Б.В. Иогансон

Школа изобразительного искусства

М.: Изобразительное искусство

1988

1

5

А.А. Воротников

Литература и искусство (универсальная энциклопедия школьника)

Минск ТОО «Харвест»

1996

1

6

И.А. Кун

Легенды и мифы Древней Греции

Махачкала :Дагучпедгиз

1986

1

7

Платонова Н.И.

Синюков В.Д.

Энциклопедический словарь юного художника

М., Педагогика

1983

1

8

Медушевский В.В.

Очаковская О.О.

Энциклопедический словарь юного музыканта

М., Педагогика

1985

1

9

К. Аккизов

Учимся рисовать шаг за шагом

Белгород «Клуб семейного досуга»

2010

1

10

Ф.М. Капица

Т.М. Колядич

История мировой культуры. Справочник школьника

М. : Филологическое общество «СЛОВО»

1996

1

11

И. Бусева- Давыдова

Каменное зодчество Древней Руси

М. : «Детская литература»

1989

1

12

Т.Я. Шпикалова

Творения российских мастеров

М. : «Просвещение»

2006

1

13

И.О. Майорова

Русская история

«Белый город»

2006

1

14

А.М. Цирульников

Большая серия знаний

Новая и новейшая история

«Педагогика- Пресс»

2002

1

15

А.М. Цирульников

Большая серия знаний Древний мир. Средневековье

«Педагогика-Пресс»

2002

1

16

А. М. Цирульников

Большая серия знаний мифы народов мира

«Педагогика-Пресс»

2002

1

17

Н. Орлова

Цари и императоры

«Белый город»

2008

1

18

И. Ю. Фатиева

Серия «Эрудит» История XV-XX веков

М. : ООО «ТД «Издательство Мир книги»

2007

1

Методическая и справочная литература для учителя

Автор

Название

Издательство

Год издания

Количество экземпляров

1

Н. И. Пьянкова

Изобразительно искусство в современной школе

М., «Просвещение»

2006

1

2

М. В. Сластникова

И.В. Усова

Изобразительное искусство 5- 8 класс. Управление познавательной деятельностью учащихся

Волгоград: Учитель

2012

1

3

Т.Я. Шпиналова

М.А. Некрасова

Возвращение к истокам : Народное искусство и детское творчество

М.:ВЛАДОС

2000

1

4

В.И. Колякина

Методика организации уроков коллективного творчества

М.: ВЛАДОС

2002

1

5

И.А. Хапилина

Азбука народных промыслов

Волгоград: Учитель

2012

1

6

О.В. Свиридова

Изобразительное искусство 1-4 классы. Упражнения, задания, тесты.

Волгоград :Учитель

2009

1

7

Е. Л. Зеленина

Играем, познаем, рисуем.

М., «Просвещение»

1996

1

8

В.П. Ватаман

Мир народной скульптуры

Волгоград: Учитель

2009

1

9

З.А. Степанчук

О.А. Степанчук

Изобразительное искусство. Опыт творческой деятельности учащихся

Волгоград : Учитель

2009

1

10

С.А. Казначеева

С.А. Бондарева

Изобразительное искусство. Развитие цветового восприятия у школьников

Волгоград: Учитель

2009

1

11

О.В. Павлова

Изобразительное искусство 5-7 класс : терминологические диктанты, кроссворды, филворды, тесты, викторины

Волгоград : Учитель

2010

1

12

И.И. Доломанова

Музыкальное воспитание детей 9-12 лет

М.: ТЦ Сфера

2003

1

13

Л. Михеева

Музыкальный словарь в рассказах

М. «Советский композитор»

1988

2

14

С.Г. Зубанова

Н.И. Чеботарева

Занимательная история на уроках и внеклассных мероприятиях

М. : Издательство «Глобус»

2009

1

15

В.В. Фадин

Музыка для 1-7 классов (для учащихся, родителей, преподавателей)

Волгоград: Учитель

2000

1

16

Н.В. Мирецкая

Е.В Мирецкая

Прочтем, подумаем, поспорим..: беседы и размышления об искусстве и культуре античности

М. : «Просвещение»

1993

1

Методические и дидактические материалы по ИЗО

1

Комплект портретов для кабинета изобразительного искусства. Выпуск 1.

2

Набор таблиц по изобразительному искусству. Москва «Просвещение», 1976 г.

3

Альбом репродукций картин

а) Государственная Третьяковская галерея

- выпуск 1 (для 4- 6 кл.) М., «Советский художник», 1984 г.

- выпуск 4 (для 4-6 кл.) М., «Советский художник», 1987 г.

- выпуск 3 (для 1- 3 кл.) М., «Советский художник», 1987 г.

б) Французкая живопись середины XIX - начала XX в. М., «Советский художник», 1989 г.

4

. Демонстрационный материал

- Филимоновская игрушка- свистулька

- Роспись Полохов - Майдана

- Жостовская роспись

- Гжель

- Хохлома

Издательство «АЙРИСпресс», 2007 г.

5

Учебно- прикладная игра- лото «Народное творчество»

6

Учебно- наглядное пособие для проведения бесед по изобразительному искусству «Памятники русской архитектуры и скульптуры» Москва, «Просвещение», 1964 г.

Список канцтоваров для кабинета ИЗО


  1. Бумага для принтера, формат А4 (SvetoCopy, Снегурочка) - 1 упаковка (для конструирования из бумаги).

  2. Папка для черчения Школьная, 24 листа, формат А3 (297х420),Санкт-Пб. бумажная фабрика Гознака - 1 шт.

  3. Ватман формата А1 - 20 листов.

  4. Карандаши простые KOH-I-NOOR HARDMUTH 1500 - В - 10 шт., НВ - 10 шт.

  5. Маркеры черные (круглый стержень) средней толщины (PERMANENT) - 2 шт.

  6. Файлы для бумаг (мультифоры) - А4 - 100 шт.,

  7. Гуашь художественная (набор 12 цветов) - 1 уп.

  8. Гуашь Белила цинковые (баночки) - 2 шт.

  9. Тушь черная (жидкая) - 2 шт.

  10. Скоросшиватели средние (папки толщиной 5 см) - 2 шт.

  11. Клей ПВА (в тюбиках с тонким кончиком) - 5 шт.

  12. Пластилин (набор 6-12 цветов) - 1уп.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные:

  • знать имена выдающихся мастеров отечественного и зарубежного искусства и их наиболее известные произведения;

  • жанровую разновидность пейзажа (архитектурный пейзаж) и интерьер как жанр изобразительного искусства;

  • отличительные черты русской дворянской усадьбы XVIII- XIX вв. как архитектурного ансамбля, отражающего особенности классицизма;

  • зависимость общего цветового решения интерьера от его функционального назначения;


Метапредметные:

  • передавать в портрете строение, пропорции головы и лица, цветовое решение фона как важное дополнение к раскрытию образа;

  • выполнять зарисовки по представлению и описанию (интерьер дворянского особняка, фигуры участников бала);

  • передавать движение фигуры человека в пространстве;

  • проявлять творческую активность художественно-практической компетентности в выборе и овладении средствами художественной выразительности разных видов искусств;


Предметные:

  • выполнять план проектируемого объекта; конструировать простые геометрические формы при создании модели космического корабля;

  • выполнять художественные изделия, свободно используя задачи на повтор, вариацию, импровизацию как принципы народного творчества;

  • участвовать в творческих группах при выполнении коллективных работ разного вида.

  • применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • проявлять зрительскую компетентность в эмоционально-эстетическом восприятии художественных произведений и заключенных в них духовно-нравственных ценностей и идеалов, при посещении художественного музея, выставки, а также при просмотре кино, театральных постановок, чтении художественной литературы;

  • использовать свою художественно-практическую компетентность - владение средствами художественной выразительности разных видов искусства (изобразительного, народного и декоративно-прикладного), принимая участие в культурной жизни семьи, школы, своего города, родного края.


Анализ учебных и творческих работ учащихся на уроках ИЗО:

1. Правильное понимание поставленных задач при выполнении учебных и творческих работ.

2. Раскрытие темы:

− осмысление темы и достижение образной точности;

− импровизация и использование собственных впечатлений при выполнении работы;

− оригинальность замысла.

3. Композиция

− знание, понимание и применение на практике основных законов композиции;

− органичность и целостность композиционного решения.

4. Рисунок

− владение основами изобразительной грамоты (умение последовательного выполнения работы в заданном формате, передачи пропорций и характера изображаемого объекта, выявление конструктивных и пластических особенностей формы и объема посредством светотеневой проработки и расположения в пространстве, передачи тональных отношений при сохранении цельности изображения).

В зависимости от поставленных задач:

− степень сходства изображения с предметами реальной действительности (реалистический рисунок);

− умение решать задачи, основанные на ассоциативном восприятии окружающего мира через трансформацию природных и искусственных форм.

5. Цветовое решение

− знание ключевых понятий цветоведения из области физических основ цвета и основ его зрительного восприятия;

− умение использовать типы колорита для создания цветовой гармонии.

6. Техника исполнения

− умение использовать основные изобразительные средства выражения замысла: точка, штрих, линия, пятно, цвет, тон, фактура;

− владение различными техниками и приемами в области изобразительного искусства;

− использование современных материалов;

− наличие культуры исполнительского мастерства.

Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:

1) степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;

2) характер деятельности (репродуктивная, творческая);

3) качество выполняемых работ и итогового рисунка.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы.

При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

− качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;

− степень самостоятельности;

− уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).


4.Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.

Отметка «5» - уровень выполнения требований высокий, отсутствуют ошибки в разработке композиции, работа отличается грамотно продуманной цветовой гаммой, все объекты связаны между собой, верно переданы пропорции и размеры, при этом использованы интегрированные знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяются приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески.

Отметка «4» - уровень выполнения требований хороший, но допущены незначительные ошибки в разработке композиции, есть нарушения в передаче пропорций и размеров; обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

Отметка «3» - уровень выполнения требований достаточный, минимальный; допущены ошибки в разработке композиции, в передаче пропорции и размеров; владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательность создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности;

Отметка «2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования, не умеет пользоваться дополнительным материалом, не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определенными в образовательном стандарте.

Отметка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.

Устный ответ:

Отметка «5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу.



20




 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал