7


  • Учителю
  • Урок МХК для 11 класса на тему 'Исторический жанр в живописи В. И. Сурикова'

Урок МХК для 11 класса на тему 'Исторический жанр в живописи В. И. Сурикова'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цели и задачи урока: - дать представление об особенностях исторического жанра в изобразительном искусстве России 19 века на основе творчества В.И. Сурикова, как наиболее значительного художника эпохи; - развитие способностей эстетического восприятия и осмысления творче
предварительный просмотр материала










Разработка урока по мировой художественной культуре для 11 класса.







Тема урока:

«Исторический жанр в живописи В.И. Сурикова»


(по программе Г.И. Даниловой).









Выполнил: Лапенко Владимир Викторович,


учитель изобразительного искусства и мировой художественной культуры


МБОУ Островянской СОШ




















Урок МХК для 11 класса по теме:

«Исторический жанр в живописи В.И. Сурикова».


Цели и задачи урока:


- дать представление об особенностях исторического жанра в изобразительном искусстве России 19 века на основе творчества В.И. Сурикова, как наиболее значительного художника эпохи;


- развитие способностей эстетического восприятия и осмысления творчества В.И. Сурикова как представителя исторического жанра в русской живописи;


- формирование навыков постижения произведений передвижников как составной части культуры и искусства России 19 века;


- развитие образного, ассоциативного мышления на примере произведений исторического жанра в живописи В.Сурикова;


- развитие умений анализировать произведение живописи и вырабатывать собственную эстетическую оценку;


- воспитание чувства сопереживания, осмысления трагических периодов нашей Родины, преемственности поколений, патриотизма и уважения к истории, культурному наследию нашей страны.

Оборудование урока:


- компьютер, мультимедийный проектор с экраном;


- слайды с иллюстрациями произведений В.И. Сурикова;


- фонограмма музыки к теме и звуковоспроизводящая аппаратура;


- книга-монография о В.И. Сурикове с репродукциями.

Этап 1. Актуализация темы.


Учитель:

Очень давно, много лет назад, в популярной передаче «Что, где, когда?» прозвучал вопрос из области изобразительного искусства - знатокам предлагалось за 1 минуту ответить на вопрос : «Какую ошибку сделал художник Суриков в своей картине «Переход Суворова через Альпы»?

Посмотрите, на экране репродукция этой картины.


Слайд 1. «Переход Суворова через Альпы» 1899 г.


Знатоки ответить на этот вопрос не смогли.

А вы можете ответить на этот детский вопрос? Почему детский? Потому что мне, например, ответ был известен еще со школьной скамьи, от моих учителей. Поэтому. свои знания я хочу передать и вам.

Посмотрите, Суриков допустил историческую ошибку - нарисовал штыки на ружьях русских солдат, а на самом деле, во время похода штыки обязательно снимались, чтобы не пораниться.

А потом я узнал, что Суворов не мог так стоять на коне над пропастью, солдаты разных частей не могут так перемешаться друг с другом в походе и т. д.

Да и в других картинах Сурикова, например, в «Покорении Сибири Ермаком», ружья художник нарисовал не те: нужно было кремневые, а на картине фитильные.


Слайд 2. «Покорение Сибири Ермаком» 1895 г.


Но столь ли важны для искусства, исторического жанра в живописи, такие исторические ошибки?

Не кажется ли вам, что за картинами великих художников стоит нечто большее, чем просто желание «отобразить» историю?


Этап 2. Постановка проблемы и определение цели урока.


Я предлагаю вам сегодня, на примере творчества Василия Ивановича Сурикова, ответить на вопрос:

«Можно ли исторические картины считать правдивыми?»

- это проблема нашего урока, из которой вытекает цель урока: «определить, что важнее в искусстве историческая правда, или художественная выразительность, творчество?».


Слайд 3: Тема, проблема и цель урока.


Слайд 4: Автопортрет Сурикова; краткие биографические сведения.

Этап 3. Краткая биографическая справка о жизни и творчестве

В.И. Сурикова.


Учитель:

24 января 2008 года исполнилось 160 лет со дня рождения великого русского художника Василия Ивановича Сурикова (1848-1916 г.), которого называют «Толстой русской живописи».

Творчество Сурикова - высшая точка в развитии исторической живописи России 19 столетия, а его роль в русском искусстве той эпохи может быть сравнима лишь с творчеством Репина.


Родился Суриков в далеком Красноярске. Его предки по отцовской линии пришли в Сибирь с Дона в дружине Ермака.

Рисовать начал в раннем детстве, с 8 лет уже серьезно стал постигать это искусство, когда его отдали учиться в уездное училище. Здесь его первым учителем рисования стал художник Гребнев Н.В., который и увлек его творчеством и мечтой учиться в Академии художеств.

Но казачья семья Суриковых жила небогато, рано умер отец, надо было прокормить мать и младших брата и сестру. Поэтому, в 16 лет он вынужден был оставить дальнейшую учебу, и поступил на службу писарем.

Время шло, вот уже и 20 лет стукнуло, казалось, что придется Сурикову расстаться со своей мечтой стать художником, но помог случай. Однажды, развлекаясь, он нарисовал на чистом листе бумаги муху. Муха была как живая, и начальник канцелярии Замятин, пытаясь несколько раз смахнуть муху с листа, заинтересовался этой проделкой и пригласил Сурикова к себе в кабинет. Познакомившись с ним, он попросил показать рисунки, а затем, предложил Сурикову давать уроки рисования для своей дочери.

Позднее Замятин, выхлопотал Сурикову разрешение учиться в Петербуржской академии художеств, но денег на поездку из Сибири в Петербург не было.

Один из крупных сибирских золотопромышленников заинтересовался судьбой юноши и предложил ему средства на поездку и обучение в академии. Было Сурикову тогда 21 год.

Но на первом экзамене по рисованию гипсовых моделей, Суриков провалился. Он был на грани отчаяния, но всеже решил упорно добивался цели - стал готовиться к поступлению в академию, учась в Рисовальной школе.

В итоге, Суриков блестяще сдал экзамены и стал посещать классы академии.

Учеба в академии шла успешно, за свои живописные работы Суриков получал серебряные и золотые медали, а так же премии.

Но получить большую золотую медаль по окончанию академии и поездку за границу на 2 года за счет академии, ему было не суждено.

Только спустя нескольких месяцев, ему все-таки решили дать такую возможность, но он гордо отказался от поездки и принял заказ на роспись храма Христа Спасителя в Москве.

Всю свою жизнь и творчество Суриков посвятил историческому жанру в живописи - великим темам русской истории. Но еще при жизни художника, его обвиняли в многочисленных исторических ошибках на его картинах, в искажении истории.


Так можно ли считать картины на исторические темы правдивыми, и что важнее в искусстве: правда, или художественная выразительность, творчество?


Этап 4. Осмысление произведений исторической живописи - диспут.


Учитель:

Чтобы обсудить проблему нашего урока, я предлагаю разделиться на

2 группы:

1 группа - историки-критики (юноши);

2 группа - искусствоведы-эксперты (девушки).


Мы проведем исследование трех главных произведений В.И. Сурикова:


  1. «Утро стрелецкой казни» 1881 г.

  2. «Меньшиков в Березове» 1883 г.

  3. «Боярыня Морозова» 1887 г.


Вы заранее получили исследовательский материал по теме, вам нужно было его систематизировать, запомнить и грамотно использовать в нашем диспуте. Аргументировано представить убедительные доказательства исторических ошибок Сурикова, с позиции историков, и объяснить эти «ошибки» с позиции искусствоведов.

В конце урока мы подведем итоги нашим дебатам, и определим, кто будет убедительнее в своих выводах: историки-критики, или искусствоведы-эксперты. Что важнее в искусстве: правда, или творчество?


Я буду выступать в роли независимого ведущего.


Слайд 5. «Утро стрелецкой казни».


Сначала послушайте краткую историю создания картины.

Это первое значительное полотно художника, которое он задумал написать еще по дороге из Сибири в Петербург.

Сюжетом исторической картины «Утро стрелецкой казни» стал бунт стрельцов 1698 года. В это время шла острая борьба между сторонниками и противниками петровских реформ.

Реформы в армии лишили стрельцов больших привилегий и полного государственного обеспечения, и они заручившись поддержкой царевны Софьи, попытались свергнуть молодого царя, но их бунт был жестоко подавлен и виновные были казнены.

Царевна Софья по приказу царя была пострижена в монахини и находилась в заточении 5 лет, пока не умерла. Сам Петр принимал участие в казне - лично отрубил головы пятерым стрельцам.

Идея картины у Сурикова появилась неожиданно в виде яркого зрительного образа, когда однажды он увидел зажженную днем, рефлексирующую на фоне белой рубахи свечу.

Художник долго искал композицию, обдумывал колорит, архитектурный фон, и особенно тщательно подбирал модели-типажи героев, ведь он впервые писал такую многофигурную картину. С натуры писал детали одежды и обстановки, портрет Петра1 писал со скульптурного портрета того времени, и даже грязь на колесах телег написал - ведь Москва того времени не мощеная была.

Картина получилась очень эмоциональной, создает образ трудного, мучительного рождения нового дня и воспринимается как поэтическая метафора написанная Пушкиным: «начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни».

Суриков показал трагическое противостояние двух миров - старой Руси, и петровской России.


Выступления историков-критиков и искусствоведов-экспертов.


Слайд 6. «Меньшиков в Березове».


Вторая большая работа Сурикова.

Идея картины возникла, когда он с женой и двумя маленькими дочками жил под Москвой на даче, которая была очень маленькой и невзрачной избушкой. Из-за плохой погоды, Суриковы часто сидели вместе за одним столом, и художнику представился образ соратника Петра - Меньшикова, лишенного всех почестей и богатств, сосланного в глушь, где он доживал свои дни.

Меньшиков - выходец из народа «счастья баловень безродный», был незаурядной личностью и неоспоримо занимал место самого близкого к Петру человека - пользовался полным доверием царя. Он проявлял несомненный военный талант и большие государственные способности, но в то же время, был безмерно честолюбив и алчен (на свои счета в английские банки он перевел 5 миллионов рублей, что составляло, примерно годовой бюджет Российской империи того времени).

Печален итог его жизни - дети обречены разделить его участь, на их судьбе Меньшиков сам поставил крест, который художник изобразил образно в виде витого подсвечника и свечи.

Меня лично эта картина наводит на современные аналогии из российской новой истории, я бы ее назвал «Ходорковский в Березове», или лучше «Березовский в Березове».

Выступления историков-критиков и искусствоведов-экспертов.


Слайд 7. «Боярыня Морозова».


Третья картина Сурикова - вершина его живописного мастерства.

Толчком к созданию картины послужил образ вороны на снегу, который художник увидел много лет назад, но не мог забыть.

Сурикову удалось через колорит, свет и цвет выразить конфликт, драматичность изображенного события.

Историческим фоном этого произведения послужило движение раскольников 17 века, когда в России в 1655 году была проведена церковная реформа.

Были внесены изменения в обряды, например, молиться теперь следовало не двумя, а тремя пальцами и т. д.

Это событие вызвало раскол общества - тех, кто не признавал новые обряды, называли раскольниками или староверами (среди них было много казаков). Их преследовали власти, отправляли в ссылку, казнили.

Среди наиболее фанатично преданных старой вере, и погибших за эту веру, была знатная боярыня Морозова.

Эта женщина приняла монашество и раздала свои богатства нищим.

Ни смотря на близость к царю, она была схвачена и подвергнута жестоким пыткам, но ничто не смогло заставить ее отречься от своей веры (не такой ли подвиг во имя своих убеждений, повторили потом декабристы?).

На картине изображен момент, когда Морозову, скованную цепями, везут по Москве, и она в последний раз прощается с народом, высоко подняв руку сложенную двуперстным крестом как знаменем старообрядчества.

Выступления историков-критиков и искусствоведов-экспертов.


Этап 5. Подведение итогов.


Учитель:

Наверно правы те, кто считает, что историю изучать по суриковским полотнам сложно.

Но если мы попросим этих критиков назвать нам, например, имена царей, при которых творили великие русские художники: Андрей Рублев, Карл Брюллов, Александр Иванов, Василий Суриков, то вряд ли они их вспомнят, да и неважно это сейчас - ведь произведения этих творцов вне времени и власти.

В картинах Сурикова мы можем увидеть гораздо больше, чем просто точное отражение событий прошлого нашей Родины - там поэзия прошлого, «там русский дух, там Русью пахнет…».

И в самом деле, всякий, кто хоть раз увидел суриковских стрельцов, Меньшикова, Морозову, уже не сможет себе представить их иначе.

Ибо образы, почерпнутые Суриковым из жизни и поднятые до высот художественного обобщения, стали ярче и убедительнее самой жизни.


Перед вами на доске несколько эпиграфов к теме сегодняшнего урока, выберете себе один из них и запишите в тетрадь тот, который, по вашему мнению, раскрывает проблему нашего урока: «Можно ли исторические картины считать правдивыми?».


  1. Для того, чтобы изобразить прошедшие события с такой ясностью, нужно было перечитать и пересмотреть целые библиотеки. Однако Суриков не только великий реалист-ученый, но по существу своему поэт. А. Бенуа


  1. Без ошибки такая пакость, что и глядеть тошно. В исторической картине ведь и не нужно, чтобы было совсем так, а чтобы возможность была, что бы похоже было. Суть-то исторической картины - угадывание. Если только сам дух времени соблюден - в деталях можно какие угодно ошибки делать. А когда все точка в тоску - противно даже. В. Суриков


  1. Нам напротив того, кажется, что техническая сторона картин Сурикова не только удовлетворительна, но и прямо прекрасна, так как она вполне передает намерения автора, и что в сущности все эти подмеченные недостатки - скорее даже достоинства, а не недостатки.

А. Бенуа


Слайд 8. «Степан Разин» 1910.


Звучит народная песня «Ой, то не вечер…» (Дума Стеньки Разина).


Последней и самой трудной картиной Сурикова стало историческое полотно «Степан Разин» - 1910 год.

Больше всего бросается в глаза сходство портрета Разина с самим Суриковым - их духовное родство, бунтарский былинный характер.



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал