7


  • Учителю
  • Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс (по Неменскому)

Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс (по Неменскому)

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Пояснительная записка.

Значение предмета

Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическое художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имест интегративный характер, включающий в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах. Программа учитывает традиции российского художественного образования, современные инновационные методы, анализ зарубежных художественно-педагогических практик. Смысловая и логическая последовательность про граммы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

Тема 6 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребенок сталкивается с его бесконечной изменчивостью в истории искусства. Изучая изменения как будто бы внешние, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.

Искусство обостряет способность человека чувствовать, сопереживать, входить в чужие миры, учит живому ощущению жизни, дает возможность проникнуть в иной человеческий опыт и этим преобразить жизнь собственную. Понимание искусства - это большая работа, требующая и знаний, и умений.

Программа «Изобразительное искусство» дает широкие возможности для педагогического творчества, проявления индивидуальности учителя, учета особенностей конкретного региона России.

Цели и задачи

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека. Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально- нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка - главный смысловой стержень программы. При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества. Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала. Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры. Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру. Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия - часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.



Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства - архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно - нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно - прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно - образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

«Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же - без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.



Нормативная база.

Рабочая программа «Изобразительное искусство и художественный труд» в 6 классе составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).

  • Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  • Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  • Устав МБОУ СОШ № 6

  • Образовательная программа Донсковской ООШ филиала МБОУ СОШ № 6

  • Авторской программы «Изобразительное искусство и художественный труд», Б.М.Неменского 1-9 классы 2010 г.

Место учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет представлен в инвариантной части учебного плана. Учебный предмет «Изобразительное искусство» относится к предметной области «Искусство» Федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, изучается по 1 часу в неделю в каждом классе, с 5 по 7.

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала в 6 классе

Название раздела

Кол-во часов

1

Виды. Изо и основы их образного языка

8

2

Мир наших вещей. Натюрморт.

8

3

Вглядываясь в человека. Портрет в ИЗО

12

4

Человек и пространство в ИЗО

7

5

Всего за год

35

Планируемые результаты

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:



  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивилуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни. уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:



  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение монологической контекстной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).



Предметные результаты характеризуют опыт учащихся.



Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учетом общих требований стандарта и специфики изучаемых предметов, входяших в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.

Предметные результаты изучения предметной области «Изобразительное искусство» должны отражать:



  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;

  • развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира, наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);

  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространстве нной среды, в понимании красоты человека;

  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне;

  • приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);

  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);

  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства;

  • формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности.

Выпускник 6 класса научится:

 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;

 классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;

 объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;

 композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;

 создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;

 простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;

 навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);

 изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;

 создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;

 строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;

 характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;

 передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;  творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;

 выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;

 рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;

 применять перспективу в практической творческой работе;

 навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;

 навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;

 видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;

 навыкам создания пейзажных зарисовок;

 различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;

 пользоваться правилами работы на пленэре;

 использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;

 навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;

 различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);

 определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;

 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;

 различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;

 различать и характеризовать виды портрета;

 понимать и характеризовать основы изображения головы человека;

 пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;

 видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;

 видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;

 использовать графические материалы в работе над портретом;

 использовать образные возможности освещения в портрете;

 пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;

 называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;

 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;

 навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;

 навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;

 рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;

 приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы.

Выпускник получит возможность научиться:

 активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);

 владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;

 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства.



Содержание учебного предмета

6 класс

Изобразительное искусство в жизни человека - 35 часа

Тема I: «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» (8 ч)

В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.

Тема II: «Мир наших вещей. Натюрморт» (8 ч)

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.

Тема III: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве» (12 ч)

Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.

Тема IV: «Человек и пространство в изобразительном искусстве» (7 ч)

Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Виды пейзажа и их особенности. Творчество великих художников - пейзажистов.





Тематический план



Исследование взаимодействия красочных фактур (творческий поиск). Выполнение заданий: с.22,23 учебника

Тематический рисунок (произвольная тема и материал).

Рисунок основа изобразительного искусства.

Рисунок - основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств.зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы и их выразительные возможности.

Упражнения в выполнении различных линий, штрихов.

Выполнение композиций: «Травы и ветер», «Водоросли»

Выполнение творческого рисунка. Выполнение заданий: с. 24, 25

Рисование с натуры (зарисовки, графика).

Линия и её выразительные возможности

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа.



Задание в игровой форме, подводящее к понятию ритм. Выполнение творческого рисунка



Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тональная шкала. Ритм пятен. Линия и пятно.



Работа без предварительного рисунка кистями разного размера, состояние природы по выбору (творческий поиск).

Выполнение заданий: С.37



Цвет. Основы цветоведения.

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Цветовой контраст. Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Составить гармонию теплых пятен «В солнечном городе», «В зеркале солнце».

Составить гармонию холодных пятен «В царстве Снежной Королевы», «В зеркале Снегурочка».

Как сделать цвет светлее и темнее? Практическое задание 5, с. 42. Практическое задание с использованием множества оттенков одного цвета. Задание 6, С.42

Рисование по представлению (живопись).

Цвет в произведениях живописи.

Живописное изображение букета по воображению. Выполнение заданий: с.46. Материалы: 'гуашь, бумага, кисти

Рисование с натуры (живопись).

Объёмное изображение в скульптуре

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением. Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др. - и их выразительные свойства.

Лепка из пластилина человека, с передачей различного состояния.



Лепка животного (по представлению). Выполнение заданий: с. 51. Материалы: пластилин или глина



Основы языка изображения.

Обобщение знаний по теме«Виды изо и основы их образного языка»

Задание 1. Поиграем в «пятнографию», Задание 2. Нарисуем зоологический алфавит. Задание 3. Нарисуем любые фрукты и овощи, лежащие на столе

Тематическое рисование (свободная тема, материал произвольный).

Мир наших вещей. Натюрморт-8 ч

Художественное познание: реальность и фантазия.

 Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому. Выразительные средства и правила изображения 13 изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Беседа, рассматриваниезрительного ряда: произведения искусства, характерные для различных эпох и контрастные между собой по языку изображения.



Изображение предметного мира. Натюрморт.

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Плоскостное изображение и его место в истории искусства.

Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке



Работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов (например, кухонной утвари) с акцентом на композицию, ритм.



Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Выполнение заданий: с.62,63

Конструирование из бумаги или картона простых геометрических тел.



Изображение предмета на плоскости. Линейная перспектива.

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Выполнение одного из заданий по выбору. Выполнение заданий: с. 67

Рисование с натуры (карандаш, графика): изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).



Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.

 Выполнение заданий: с. 73. Рисование с натуры (графика): изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.



Натюрморт (графика).

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний представлений об окружающем его мире.

Выполнение натюрморта в графике из геометрических тел.

Создание гравюры в условиях урока (жанр натюрморт). Выполнение задания 1, С.77.

Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта - ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Изображение натюрморта из 2-4-х предметов.



Задание: написать натюрморт, выражающий то или иное настроение. Выполнение задания 2, с.85



Выразительные возможности натюрморта.

 Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве х1х-хх веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Выполнение творческой работы. Диатипия

Заслушивание докладов.Работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».



Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве-12 ч

Образ человека - главная тема искусства.

Беседа о портрете. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.

Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Беседа по произведениям искусства.



Задание детям выборочно: сделать зарисовку. Выполнение заданий: с. 106

Рисование с натуры (карандаш, графика).

Конструкция головы человека и её пропорции.

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Работа над рисунком или аппликацией --- изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).



Изображение головы человека в пространстве.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация.шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.

 Объемное конструктивное изображение головы.



Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства. Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно.выразительность графического материала.

Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Рисование с фотографий (графика).

Портрет в скульптуре.

Человек - основной предмет изображения в скульптуре.

Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.



Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.

Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.



Образные возможности освещения в портрете.

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Задание: наблюдения натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.



Портрет в живописи.

Роль и место живописного портрета в истории искусства.

Обобщенный образ человека в живописи Возрождения, в ХVII-XIX веках, в ХХ веке. Композиция в парадном и лирическом портрете. Роль рук в раскрытии образа портретируемого.

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.



Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).



Великие портретисты.

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников.

Участие в беседе, рассказы об изученных картинах, выставка работ.

Человек и пространство в изобразительном искусстве-7 ч

Жанры в изобразительном искусстве.

 Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой и исторический жанры.

Участие в беседа. Рассматривание примеров по каждому из жанров.



Изображение пространства.

 Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом. Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве Древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы и его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.

Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве.

Изучение зрительного ряда: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро деллаФранчески, АндреаМантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана

Правила линейной и воздушной перспективы.

Перспектива -учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов - перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.



Пейзаж - большой мир. Организация изображаемого пространства.

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение

пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Огромный и легендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.



Пейзаж-настроение. Природа и художник.

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника.

Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний при роды в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).



Сельский пейзаж.

Разные образы сёл в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.

Работа над графической композицией «Сельский пейзаж».

предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа.

 Создание графической композиции «Наш хутор».



Выразительные возможности изобразительного искусства

Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни пони мания произведения искусства. Понимание искусства - труд души.

Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.

Участие в беседе: обобщение материала учебного года. Рассматривание зрительного ряда: произведения живописи, графики и скульптуры; портреты, пейзажи и натюрморты разных народов и эпох. Выставка работ.





Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ОП

Для учителя:

  • программа изобразительное искусство и художественный труд под руководством Б.М.Неменского 2015 г.

  • учебника автора Неменской Л.А.. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс. Рекомендован Министерством образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2015 г.

Для учащегося:

учебника автора Неменской Л.А.. «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека» 6 класс. Рекомендован Министерством образования и науки РФ. М.: Просвещение, 2015 г.



Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами.

Цифровые образовательные ресурсы:

Собственные компьютерные презентации.

Интернет - ресурсы:

Музейные головоломки muzeinie-golovolomki.ru/

Художественная галерея Собрание работ всемирно известных художников gallery.lariel.ru/inc/ui/index.php

Виртуальный музей искусств www.museum-online.ru/Академия художеств "Бибигон"www.bibigon.ru/brand.html?brand_id=184&episode_id=502&=5

Сайт словарь терминов искусства www.artdic.ru/index.htm



Приложение 1.



Календарно-тематический план

Виды изобразительного искусства и основы их образного языка



8





1

7.09



Изобразительное искусство в семье пластических искусств.

1

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (деление пространственных искусств на две группы), сравнивать объекты по заданным критериям (конструктивность, декоративность, художественные материалы); подразделять пространственные искусства на две группы и сравнивать их по заданным критериям; познакомиться с художественными материалами и их выразительными возможностями.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различное назначение видов искусства в жизни людей, соответственно различные художественные средства и возможности), излагать свое мнение в диалоге.

Личностные: осознавать свои интересы (что значит понимать искусство и почему этому надо учиться?),

навык сотрудничества с взрослыми и сверстниками

Исследование взаимодействия красочных фактур (творческий поиск). Выполнение заданий: с.22,23 учебника

Тематический рисунок (произвольная тема и материал).

2

14.09



Рисунок основа изобразительного искусства.

1

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (виды рисунка), самостоятельно сравнивать объекты, определять виды рисунка, графические материалы.

Метапредметные: выдвигать версии (об увиденном), работать по плану, сверяясь с целью (команда выполняет зарисовки одного предмета); планировать деятельность в учебной ситуации (выполнение творческого рисунка); излагать свое мнение в диалоге, корректировать

свое мнение (в соответствии с мнением своих товарищей): организовывать работу в группе.

Личностные: осознавать свои интересы (что значит учиться видеть?); осваивать новые социальные роли (критически осмысливать), понимать значение знаний для человека

Выполнение творческого рисунка. Выполнение заданий: с. 24, 25

Рисование с натуры (зарисовки, графика).

3

21.09



Линия и её выразительные возможности

1

Предметные: научиться находить решение поставленных учебных задач, различать свойства линий, виды и характер, ритм, условность и образность линейного изображения.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной и практической деятельности; анализировать работы товарищей, корректировать свое мнение, излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его; оценивать свои достижения на уроке.

Личностные: осознавать свои интересы (основной элемент рисунка, его значение и основная задача); осознавать свои эмоции, понимать эмоции других людей

Задание в игровой форме, подводящее к понятию ритм. Выполнение творческого рисунка



4

28.09



Пятно как средство выражения.

1

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (контраст, тон, тональные отношения), сравнивать по заданным критериям (свойства пятен и их выразительные возможности).

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (различают ахроматические пятна в изображении, их выразительные возможности); излагать свое мнение в диалоге, делать выводы. Личностные: осознавать свои интересы (пятно в изображении, его выразительные возможности); иметь мотивацию учебной деятельности

Работа без предварительного рисунка кистями разного размера, состояние природы по выбору (творческий поиск).

Выполнение заданий: С.37



5

5.10



Цвет. Основы цветоведения.

1

Предметные: научиться классифицировать по заданным основаниям (спектр, цветовой круг); изучать свойства цвета; научиться создавать рисунок в одном цвете разными оттенками.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности (знать свойства цвета, планировать деятельность в учебной ситуации); излагать свое мнение в диалоге, обмениваться мнениями; принимать самостоятельные решения.

Личностные: осознавать свои интересы (изучение свойств цвета)



Как сделать цвет светлее и темнее? Практическое задание 5, с. 42. Практическое задание с использованием множества оттенков одного цвета. Задание 6, С.42

Рисование по представлению (живопись).

6

12.10



Цвет в произведениях живописи.

1

Предметные: научиться самостоятельно классифицировать группы цветов, сравнивать цветовые отношения по заданным критериям; понимать суть цветовых отношений.

Метапредметные: определять цель, ставить проблему в учебной деятельности; излагать свое мнение в диалоге; адекватно, принимать и сохранять учебную задачу; работать в группе, обмениваться мнениями, учиться понимать позицию партнера; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства.

Личностные: иметь мотивацию учебной деятельности, быть готовыми к сотрудничеству в разных учебных ситуациях

Живописное изображение букета по воображению. Выполнение заданий: с.46. Материалы: 'гуашь, бумага, кисти

Рисование с натуры (живопись).

7,8

19,

26.10



Объёмное изображение

2

Предметные: изучать выразительные возможности объемного изображения; классифицировать по заданным основаниям (виды скульптуры); пользоваться художественными материалами и инструментами; организовывать рабочее место.

Метапредметные. определять цель, проблему в учебной деятельности, осознавать недостаточность своих знаний; самостоятельно различать художественные материалы и искать способы работы с ними; понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения учебной деятельности; осознанно использовать речевые средства в соответствии учебной ситуацией.

Личностные: понимать значение знаний для человека, стремиться к приобретению новых знаний; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; учиться критически оценивать свою деятельность

Лепка животного (по представлению ). Выполнение заданий: с. 51. Материалы: пластилин или глина



II



Мир наших вещей. Натюрморт.



8





9

9/11



Реальность и фантазия.

1

Предметные: учиться понимать условности и правдоподобие в изобразительном искусстве, реальность

и фантазии в творчестве художника; составлять речевое высказывание по алгоритму; использовать знания о выразительных возможностях живописи, колорите, композиции, цветовых отношениях; понимать особенности творчества великих русских художников. Метапредметные. научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение; выдвигать контраргументы в дискуссии; делать выводы; различать художественные средства и их возможности; адекватно выражать

и контролировать свои эмоции; аргументированно оценивать свою работу; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче; осознавать свои эмоции; осознавать многообразие взглядов

Чтение отрывков из стихотворения по описанию и заданной теме. Тематическое рисование.

10

16/11



Натюрморт.

1

Предметные: научиться устанавливать аналогии, создавать модель объектов; сравнивать объекты по заданным критериям; строить логически обоснованные рассуждения; познакомиться с жанром натюрморта, его местом в истории искусства; знать имена выдающихся художников, работавших в жанре натюрморта; получить навыки составления композиции натюрморта. Метапредметные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности, принимать учебную задачу; излагать свое мнение, выдвигать контраргументы в дискуссии, делать выводы; различать художественные средства и их возможности; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; аргументированно оценивать свою работу, корректировать свое мнение.

Личностные: проявлять интерес к поставленной задаче; иметь мотивацию учебной деятельности

Создание натюрморта из силуэтов бытовых предметов в технике аппликации. Выполнение заданий: с.61

Рисование с натуры (живопись).

11

23/11



Многообразие форм окружающего мира.

1

Предметные: учиться видеть внутреннюю структуру предмета, его конструкцию; организовывать рабочее место, работать определенными материалами и инструментами, конструировать из бумаги; понимать линейные, плоскостные и объемные формы; различать конструкцию предметов в соотношении простых геометрических тел.

Метапредметные: проявлять интерес к изучению нового материала и поставленной задаче; соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации; наблюдать окружающие предметы, использовать ассоциативные качества мышления, выдумку, неординарный образ мышления; работать в группе, корректировать свою деятельность.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; стремиться к достижению поставленной цели

Выполнение заданий: с.62,63

Конструирование из бумаги или картона.

12

30/11



Линейная перспектива.

1

Предметные: ознакомиться с перспективой; научиться различать фронтальную и угловую перспективу; освоить основные правила линейной перспективы; научиться строить в перспективе предметы; учиться выполнять рисунок карандашом; сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи; анализировать и обобщать; определять понятия.

Метапредметные: воспитывать мотивацию к учебной деятельности; развивать психические познавательные процессы (восприятие. внимание, память, наглядно-образное и логическое мышление, речь); развивать воображение, фантазию, навыки художественно-творческой деятельности, способности творческого самовыражения, используя различные художественные языки и средства; развивать навыки овладения техникой рисования.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала: стремиться к достижению поставленной цели

Выполнение одного из заданий по выбору. Выполнение заданий: с. 67

Рисование с натуры (карандаш, графика)

13

7/12



Освещение. Свет и тень.

1

Предметные: принимать активное участие в обсуждении нового материала, определять понятия - свет, блик, рефлекс; научиться сравнивать объекты по заданным критериям, устанавливать причины выявления объема предмета; анализировать работы великих художников, использовавших выразительные возможности светотени; выполнять изображения геометрических тел с передачей объема.

Метапредметные: научиться определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации, определять способы достижения цели; понимать позицию одноклассников; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, контролировать их; проявлять познавательную активность; осознавать свои интересы и цели

Создание драматического по содержанию, напряженного натюрморта. Выполнение заданий:

с. 73. Рисование с натуры (графика).

14

14/12



Натюрморт (графика).

1

Предметные: знать понятие гравюра и ее свойства; принимать активное участие в обсуждении нового материала; сравнивать объекты по заданным критериям; анализировать работы великих художников, использовавших технику резьбы, ксилографии, линогравюры; освоить основные этапы выполнения гравюры на картоне; применять подручные средства для выполнения отпечатков.

Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; учиться задавать вопросы; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; понимать позицию другого; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией;

поддерживать товарища; оценивать конечный результат, осознавать правила контроля.

Личностные: понимать значение внимания и наблюдательности для человека; проявлять интерес к видам изобразительного искусства; осознавать свои интересы и цели

Создание гравюры в условиях урока (жанр натюрморт). Выполнение задания 1, С.77.

15

21/12



Цвет в натюрморте.

1

Предметные: познакомиться с именами выдающихся живописцев; принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучать богатство выразительных возможностей цвета в живописи; научиться анализировать новый материал, определять понятие импрессионизм; анализировать работы великих художников-импрессионистов в жанре натюрморта; приобретать творческие навыки; научиться передавать цветом настроение в натюрморте.

Метапредметные: научиться планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы передачи чувств и эмоций посредством цвета и техники импрессионистов; понимать позицию одноклассника; использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; уметь слушать друг друга, обмениваться мнениями; планировать деятельность и работать по плану.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; осознавать свои эмоции, уметь чувствовать настроение в картине; проявлять интерес к произведениям искусства; осознавать многообразие и богатство выразительных возможностей цвета

Задание: написать натюрморт, выражающий то или иное настроение. Выполнение задания 2, с.85



16

28/12



Выразительные возможности натюрморта.

1

Предметные: научиться обобщать полученные знания, осваивать новые технологии ХХ века как богатство выразительных возможностей в жанре натюрморта; анализировать и обобщать по заданным основаниям произведения искусства; познакомиться с приемами работы художника-монотиписта, особенностями использования

новой технологии для передачи ассоциативных и эмоциональных возможностей в жанре натюрморта. Метапредметные: излагать свое мнение в диалоге, аргументировать его, отвечать на вопросы; осознанно

использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения; корректировать свои действия в соответствии с алгоритмом; самостоятельно принимать решения на основе полученных ранее знаний и умений; определять цель, проблему в деятельности.

Личностные: осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию; проявлять интерес к новой технике создания картины и желание использовать ее в своем творчестве; получать эстетическое наслаждение от произведений искусства

Выполнение творческой работы. Диатипия

Заслушивание докладов.

III



Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве.



12



Задание детям выборочно: сделать зарисовку. Выполнение заданий: с. 106

Рисование с натуры (карандаш, графика).

17

11/01



Образ человека

1

Предметные: научиться самостоятельно осваивать новую тему; уметь находить информацию, необходимую для решения учебной задачи; владеть смысловым чтением; самостоятельно вычитывать фактическую информацию, составлять произвольное речевое высказывание в устной форме об изображении человека в искусстве разных эпох; знакомиться с именами великих художников и их произведениями; воспринимать и анализировать произведения искусства.

Метапредметные: понимать значение знаний для человека, осознавать свои интересы и цели; работать в группах, обмениваться мнениями, излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания; адекватно выражать и контролировать свои эмоции.

Личностные: осваивать новые правила, осознавать многообразие взглядов; понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; понимать значение знаний для человека

Работа над рисунком или аппликацией --- изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица (нос, губы, глаза, брови, подбородок, скулы и т. д.).



18,

19

18,25/01



Конструкция головы человека и её пропорции.

2

Предметные: получить новые знания о закономерностях в конструкции головы человека, пропорции лица; определять понятия - конструкция, пропорции; анализировать, обобщать и сравнивать объекты, устанавливать аналогии; учиться творчески экспериментировать, устанавливать аналогии, использовать их в решении учебной задачи; использовать выразительные возможности художественных материалов.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; обмениваться мнениями, слушать друг друга; планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели; излагать свое мнение в диалоге; строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания.

Личностные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; вырабатывать доброжелательное отношение к своим товарищам; учиться критически осмысливать психологические состояния человека

 Объемное конструктивное изображение головы.



20

1/02



Изображение головы в пространстве.

1

Предметные: научиться пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать, создавать объемное конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве.

 Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями; планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать свое мнение в диалоге. Личностные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; иметь мотивацию к учебной деятельности

Задание: рисунок (набросок) с натуры друга или одноклассника. Рисование с фотографий (графика).

21

8/02



Графический портретный рисунок

1

Предметные: пользоваться необходимой информацией; анализировать, обобщать и создавать объемное конструктивное изображение головы; изучать поворот и ракурс головы человека, соотношение лицевой и черепной части; выполнять зарисовки с целью изучения строения головы человека, ее пропорций и расположения в пространстве.

Метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; организовывать работу в паре, обмениваться мнениями; планировать деятельность, выбирать способы достижения цели, самостоятельно исправлять ошибки; излагать свое мнение в диалоге. Личностные: понимать значение знаний для человека; осознавать свои интересы и цели; иметь мотивацию к учебной деятельности

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.



22,

23

15,22/02



Портрет в скульптуре.

2

Предметные: изучать скульптурный портрет в истории искусства, скульптурные материалы; сравнивать портреты по определенным критериям; анализировать скульптурные образы; работать над изображением выбранного литературного героя; совершенствовать умение передавать индивидуальные особенности литературного героя; учиться основам скульптурной техники, работать со скульптурным материалом.

Метапредметные: определять цель, принимать учебную задачу, осознавать недостаточность своих знаний. Определять проблему учебной деятельности. Планировать деятельность в учебной ситуации.

Личностные: осознавать разнообразие средств и материалов мира искусств; иметь мотивацию учебной деятельности; вырабатывать внимание, наблюдательность, творческое воображение; проявлять интерес к произведениям скульптурного искусства; осознавать свою цель включаться в определенный вид деятельности

Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером.



24

1/03



Сатирические образы человека.

1

Предметные: научиться определять понятия, художественные термины; знакомиться с приемами художественного преувеличения, с известными карикатуристами нашей страны; проявлять положительное отношение к юмору; учиться приемам художественного преувеличения, отбирать детали, обострять образы.

Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему художественного преувеличения, способы достижения цели; создавать письменный текст; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; поддерживать товарища, выдвигать версии, работать по плану.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; проявлять познавательную активность; осознавать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать; понимать эмоциональное состояние других людей; идти на взаимные уступки в разных ситуациях

 Изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.



25

15/03



Образные возможности освещения в портрете.

1

Предметные: научиться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естественном освещении; знакомиться с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивать приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учиться воспринимать контрастность освещения. Метапредметные: соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели; корректировать свое мнение.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, проявлять познавательную активность; вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать их; осознавать свои интересы и цели

Аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.



26

22/03



Портрет в живописи.

1

Предметные: научиться обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения, аналитически воспринимать композиции в парадном и лирическом портретах.

Метапредметные. определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать свое мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать свое мнение, принимать позицию одноклассников; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознавать свои эмоции; вырабатывать свои мировоззренческие позиции, осознавать свой мировоззренческий выбор; аргументированно оценивать свои и чужие работы

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).



27

5/04



Роль цвета в портрете.

1

Предметные: классифицировать по заданным основаниям цветовое решение образа в портрете: сравнивать по определенным критериям тон и цвет, цвет и освещение; осваивать навыки использования живописной фактуры.

Метапредметные: определять цель и проблему в учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; организовывать работу в группе; оценивать степень достижения цели; планировать деятельность в учебной ситуации, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; критически оценивать свою деятельность; осознавать свои эмоции, адекватно их выражать

Работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).



28

12/04



Великие портретисты.

1

Предметные: знать имена выдающихся художников-портретистов и их место в определенной эпохе; определять индивидуальность произведений в портретном жанре, находить и представлять информацию о портрете; выполнять художественный анализ своих работ.

Метапредметные: определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; оценивать степень достижения поставленной цели.

Личностные: осваивать новые правила; проявлять познавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Участие в беседе, рассказы об изученных картинах, выставка работ.

IV



Человек и пространство в изобразительном искусстве.



7





29

19/04



Жанры в изобразительном искусстве.

1

Предметные: анализировать, выделять главное в картине и обобщать; определять термин жанр и его виды: портрет, натюрморт, пейзаж, исторический жанр, батальный, бытовой; анализировать картины, написанных в разных жанрах; обобщать полученные знания, сравнивать объекты и определять термин тематическая картина и ее виды; сравнивать объекты по заданным критериям; устанавливать аналогии и использовать

их в решении практической задачи.

Метапредметные: определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность.

Личностные: иметь желание учиться; проявлять познавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков

Участие в беседа. Рассматривание примеров по каждому из жанров.

30

26/04



Изображение пространства.

1

Предметные: показать отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего мира и связь персонажей общим сюжетом; знакомиться с перспективой как изобразительной грамотой; научиться анализировать, выделять главное и обобщать, показывать возникновение потребности в изображении глубины пространства;

научиться определять понятие точка зрения, сравнивать объекты по заданным критериям; уметь определять особенности обратной перспективы, устанавливать связь и отличия, знакомиться с нарушением правил перспективы в искусстве ХХ века и его образным смыслом; использовать закономерности многомерного пространства при решении творческой задачи. Метапредметные: научиться определять цель учебной деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; планировать и организовывать свою деятельность; выбирать свои мировоззренческие позиции.

Личностные: иметь желание учиться; про являть познавательную активность; понимать значение знаний для человека; приобретать мотивацию процесса становления художественно-творческих навыков; идти на взаимные уступки в разных ситуациях



Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве.

Изучение зрительного ряда: древнеегипетские росписи стен с фризовой композицией; примеры древнегреческой вазописи; помпейские фрески; византийская мозаика и древнерусская иконопись; эпоха Возрождения: работы Пьеро делла Франчески, Андреа Мантеньи, Яна Ван Эйка, Леонардо да Винчи (Благовещение, Тайная вечеря), пространство в произведениях П. Веронезе и Тициана

31

3/05



Правила линейной и воздушной перспективы.

1

Предметные: научиться сравнивать объекты по заданным критериям, решать учебные задачи, анализировать и обобщать; определять понятия точка зрения, линейная перспектива, картинная плоскость, горизонт и его высота; осуществлять поиск ответа на поставленный вопрос с помощью эксперимента; самостоятельно искать способы завершения учебной задачи; уметь на практике усваивать понятие точка схода, изображать глубину в картине, применять на практике знание правил линейной и воздушной перспективы.

Метапредметные: определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы

достижения цели; организовывать работу в группе; корректировать свои действия под воздействием контраргументов; преодолевать конфликты, договариваясь друг с другом; определять цель деятельности, конечный результат; самостоятельно исправлять ошибки.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознавать свои интересы и цели

Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.



32

10/05



Пейзаж - большой мир. Организация пространства.

1

Предметные: научиться самостоятельно применять полученные ранее знания о правилах линейной и воздушной перспективы, представлять информацию в устной форме, систематизировать полученные знания

в свете новой информации о возникновении пейзажа как самостоятельного жанра; находить необходимую информацию, владеть смысловым чтением; сравнивать картины по заданным критериям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей при создании эпических и романтических пейзажей; организовывать перспективу в картинной плоскости.

Метапредметные: определять учебную цель; соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; работать по плану; определять способы достижения цели.

Личностные: проявлять интерес к новым видам деятельности, познавательную активность; осознавать свои интересы и цели, эмоции, адекватно их выражать; осознавать свой мировоззренческий выбор; вырабатывать уважительное отношение к своим товарищам

Работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорога в большой мир», «Путь реки» и пр. Выполнение задания может быть как индивидуальным, так и коллективным с использованием аппликации для изображения уходящих планов и наполнения их деталями.

33

17/05



Пейзаж-настроение.

1

Предметные: научиться осуществлять поиск особенностей роли колорита в пейзаже-настроении, определять характер цветовых отношений; познакомиться

с художниками-импрессионистами, особенностями их творчества, многообразием форм и красок окружающего мира; научиться применять в творческой работе различные средства выражения, характер освещения, цветовые отношения, применять правила перспективы, анализировать, выделять главное и обобщать изобразительные средства для передачи настроения в пейзаже.

Метапредметные: определять проблему будущей деятельности; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; выполнять работу по памяти и по представлению давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать использование перспективы.

Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; определять свое настроение: проявлять познавательную активность; осознавать свои эмоции, интересы и цели, свои мировоззренческие позиции; учиться критически, осмысливать результаты деятельности

Создание пейзажа-настроения - работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе (например, изменчивые и яркие цветовые состояния весны, разноцветье и ароматы лета).



34

24/05



Городской пейзаж

1

Предметные: научиться анализировать графические средства выразительности, выделять главные функции основных элементов - линии, штриха, пятна, точки: определять понятие городской пейзаж; самостоятельно делать выводы об организации перспективы в картинной плоскости художника; знать правила линейной

и воздушной перспективы; уметь организовывать перспективу в картинной плоскости, анализировать,

выделять главное, обобщать графические средства и правила перспективы.

Метапредметные. определять тему урока; соблюдать нормы коллективного общения; излагать свое мнение; планировать деятельность в учебной ситуации; определять способы достижения цели; выполнять работу

по памяти; давать эстетическую оценку выполненным работам; анализировать использование перспективы. Личностные: проявлять интерес к изучению нового материала; проявлять познавательную активность; критически оценивать художественные произведения; осознавать свои интересы и цели, мировоззренческие позиции; учиться критически осмысливать результаты деятельности

Создание живописной композиции «Улицы города».



35

</<font face="Times New Roman, serif">31/05



Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл



1

Предметные: уметь самостоятельно классифицирован материал по жанрам, находить необходимую информацию для решения учебных задач, самостоятельно выбирать и использовать «просмотровой» вид чтения; составлять логически обоснованный, информативный рассказ о месте и роли жанров портрет, пейзаж

и натюрморт в истории искусств; представлять информацию и подкреплять ее рисунками, репродукциями, портретами художников.

Метапредметные; определять цель урока. Организовывать работу в группе; излагать свое мнение в диалоге с товарищами; понимать позицию одноклассника; корректировать свое мнение под воздействием контраргументов; создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения; преодолевать конфликты; планировать деятельность, работать по плану. Личностные: осознавать свои интересы, опыт и знания; осваивать новую учебную ситуацию; адекватно выражать и контролировать свои эмоции; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него

Слушание стихов и в соответствии с темой переход к экспозициям. Слушание экскурсоводов



Приложение 2.

Оценочные материалы



Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины.

  2. Кроссворды.

  3. Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ.

  4. Тестирование.





















41



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал