- Учителю
- Конспект урока по МХК на тему 'Заупокойный культ. Его влияние на искусство Древнего Египта'
Конспект урока по МХК на тему 'Заупокойный культ. Его влияние на искусство Древнего Египта'
Урок № 13
Раздел : В СТРАНЕ СФИНКСОВ И ПИРАМИД
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Тема урока: Заупокойный культ. Его влияние на искусство
Древнего Египта.
Цели урока:
-
Закрепление знаний об особенностях древнеегипетского мифотворчества как картины мира и системы религиозных убеждений; раскрытие сущности заупокойного культа; выявление логической связи между заупокойным культом и особенностями различных видов искусства на примере ДПИ и памятников литературы; обогащение лексики в пределах темы урока: мумификация, каноны, ушебти.
Задачи:
-
Воспитывать у учащихся эстетический вкус
-
Развивать у учащихся умение пространственно мыслить, ориентируясь по представленным слайдам
-
Воспитывать интерес к культуре прошлого.
Оборудование: экран, медиапроектор.
Литература:
-
Г.И. Данилова, Дрофа, 2007г.
-
МХК. Поурочные планы 8 класс.
Тип урока: урок - лекция
Оформление:
-
Презентация Power Point по теме урока;
-
На доске тезис: «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни».
-
Кроссворд
Ход урока
І. Организационный момент
ІІ. Обобщение пройденного
--Сегодня на уроке мы продолжаем путешествие в страну-сказку, страну-загадку, в страну сфинксов и пирамид - Древний Египет.
--Прежде чем перейти к сегодняшней теме урока и узнать что-то новое, давайте вспомним, что мы уже узнали об этой великой древней цивилизации.
--Кто назвал эту страну «Египет» и что означает это слово?(Греки, «загадка, тайна»)
--За какими пустынями была скрыта эта страна? (Ливийской и Аравийской)
--Как сами египтяне называли свою страну? («Та-кемет»- чёрная земля, т.е земля плодородная, в отличие от земли «красной» - пустыни)
--Как называются первые поселения Древнего Египта? (Номы)
--Перечислите этапы исторического развития Древнего Египта
-
Додинастический период (ІV тысяч. До н.э.)
-
Раннее царство (І-ІІ династии. 30 - 28-й вв. до н.э.)
-
Древнее царство (ІІІ - VІ династии. 28 - 23-й вв. до н.э.)
-
Среднее царство (ХІ - ХІІІ династии. 21 - 18-й вв. до н.э.)
-
Новое царство (ХVІІІ - ХХ династии. 16 - 11-й вв. до н.э.)
-
Позднее время (ХХІ - ХХХ династии. 11-й в. - 332 г. До н.э.)
--В 332 году до н.э. Египет был завоёван Александром Македонским.
--Назовите имя человека, впервые открывшего Египет европейцам (Геродот)
--Как называется вера во многих богов? (Политемизм)
--Каким же богам строили храмы и возносили молитвы древние египтяне? Чтобы вспомнить, это, мы заполним кроссворд.
1
Н
У
Т
2
Г
Е
Б
3
Т
Е
Ф
Н
У
Т
4
С
Е
Т
5
О
С
И
Р
И
С
6
И
С
И
Д
А
7
Р
А
Вопросы:
-
Богиня неба (Нут)
-
Бог земли (Геб)
-
Любимое око бога Ра, сжигающее его врагов и охраняющее его от злых демонов мира.(Тефнут)
-
Бог, олицетворяющий враждебную плодородию пустыню, символизирует разрушительное начало.(Сет)
-
Бог, символизирующий воскрешение.(Осирис)
-
Богиня. Изображение которой, считают учёные, послужило прообразом Богоматери (Исида)
-
Бог всех богов, Владыка Верхнего и Нижнего Египта (Ра)
Нефтида(владычица дома. Жена Сета и сестра Исиды)
ІІ. Введение в тему
--Сегодня на уроке мы с вами будем говорить об особенности религиозной системы египтян, заключающуюся в вере в существование загробной жизни (что кстати характерно и для большинства современных религиозных учений).
--Убеждение в том, что человек после смерти продолжает существовать в месте своего погребения, привело к возникновению в Древнем Египте культа умерших.
--Заупокойный культ красной нитью прошёл через всю египетскую культуру. Культ умерших был для египтян не отвлечённой религиозной обязанностью, а как бы практической необходимостью. Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни.
--Этот тезиз мы будем подтверждать в течение нескольких уроков на примере различных видов искусства.
--Запишите пожалуйста тему урока : Заупокойный культ. Его влияние на искусство Древнего Египта
ІІІ. Изучение нового материала
--Для начала давайте разберём, в чём заключается сущность заупокойного культа. По представлениям египтян, сущность человека состоит из двух основ - материальной (тело) и нематериальной (душа). Со смертью погибает лишь тело умершего, а вот душа («Ба») может жить вечно. «Ба» воспринималась как нечто, существующее только после смерти человека. Существование души возможно лишь в том случае, если сохранить тело умершего и создать его «двойника» - «Ка», куда душа может возвращаться.
Демонстрация. «Ка» фараона Тутанхамона.
Дерево, золото. Новое царство, 18династия. Каирский музей.
--«Ка» фараона Тутанхамона - одна из двух статуй, стоявших у замурованного проёма в погребальный покой Тутанхамона. Размер статуи соответствовал размеру мумии Тутанхамона и ровнялся 1м. 92 см. На переднике надпись: «Ка Гора двух горизонтов Осириса, Царя Небхепрура» (второе престольное имя царя).
Демонстрация «Ба» Дерево.Эрмитаж.
--Это «Ба» покойного. Считалось, что она (оно) может отделяться от тела человека, передвигаться, осуществлять физические функции человека. Изображались в виде птицы с головой (иногда и с руками) «Ба» богов - в виде священных животных.
--Итак, когда человек умирает, душа» Ба» отделяется от него, и воскрешение возможно лишь в том случае, если тело будет сохранено и из него будет сделан «двойник» человека -«Ка», куда душа человека сможет возвращаться.
--Вот почему египтяне так заботились о сохранении тела покойного. Сначала они зарывали трупы в сухой песок пустынь, что в условиях местного климата обеспечивало длительную консервацию. Затем, с появлением гробниц, умерших мумифицировали - предохраняли от тления при помощи специальных растворов, а так же повязок и бинтов, пропитанных ароматическими смолами - благодаря этому до наших дней сохранились мумии многих фараонов. (Но это касается лишь богатых и знатных египтян).
--Согласно легенде, первым, кто изобрёл способ хранения тела после смерти, был Анубис. Именно он сложил все части тела Осириса, собранные Исидой, пропитал их смолами и обмотал бинтами. Так получилась первая мумия. Поэтому в дальнейшем главный бальзамировщик, прежде чем приступить к своей работе, надевал маску Анубиса, дабы обрести волшебную мудрость бога.
--Как же происходила мумификация (предохранение тела от тления)?
Вначале тело умершего омывали водой Нила, после чего оно становилось священным. Затем к телу приближался начертатель знака, который красной краской отмечал место надреза. После этого парасхит - вскрыватель трупов - каменным ножом разрезал тело на отмеченном месте (и быстро убегал, так как каждый, кто причинял увечье священному телу, был презираем). Затем начиналась работа бальзамировщиков. Вынутые внутренности промывали пальмовым вином, натирали благовониями и складывали в специальные сосуды - канопы.
Демонстрация.Крышка канопы в виде головы Тутанхамона.
Алебастр, чёрная краска. Каирский музей.
--Перед вами крышка такого сосуда, сделанная в виде головы фараона Тутанхомона. Инкрустация глаз придаёт скульптуре поразительную жизненность, хотя перехватить взгляд, устремлённый в вечность, невозможно.
--Металлическими крючьями через ноздри бальзамировщики удаляли мозг, тело внутри промывали и на 70 дней укладывали в ванну со специальным раствором. Пропитанное благовонными маслами и просушенное тело наполняли смоляными опилками и песком. В глазницы вставляли искусно сделанные глаза из хрусталя или слоновой кости и драгоценных камней, на пальцы рук и ног надевали кольца. На грудь умершего клали священные амулеты - анх, столбик джед и скарабея, - и обматывали тело бинтами, пропитанными клейкими веществами.
--Обёртывали тело так тщательно и плотно, что длина бинтов доходила до нескольких сот метров.
Демонстрация. Погребальная пелена.
Фаюм. Позднее царство. Москва, ГМИИ.
--Перед вами погребальная пелена. Рядом с умершим изображены Осирис в виде мумии (как властитель царства умерших) и Анубис - бог бальзамирования, покровитель умерших.
--На голову мумии возлагалась маска-портрет, чтобы душа не ошиблась и возвратилась именно в тело хозяина.
Демонстрация. Портретная маска Тутанхамона.
Золото, лазурит, сердолик, цветная смальта. Каирский музей.
--Это портретная маска Тутанхамона - один из самых выдающихся памятников египетского изобразительного искусства.
--Приготовленного таким образом к вечной жизни фараона клали в богато украшенный гроб-саркофаг (Саркофаг по греч. -пожиратель мяса).
Демонстрация. Саркофаг Тутанхамона.
Дерево, золото, инкрустация фаянсом. Каирский музей.
--Рядом с телом помещалась фигурка бога воздуха Шу, для того чтобы умерший не задохнулся под землёй, и статуэтки (ушебти) - слуги, которые в загробном мире должны были обслуживать своих хозяев.
Демонстрация. Ушебти. Дерево, позолота.
Новое царство, 15 в. До н.э. Москва, ГМИИ.
--Ушебти выполнялись в виде фигурок ремесленников и земледельцев. Их число соответствовало числу дней в году - по одному на каждый день.
--Затем саркофаг устанавливали на погребальную ладью. Оглашая окрестности стонами и плачем, погребальная процессия, переплывала Нил и высаживалась на западном берегу. Здесь жрец в маске Гора касался волшебным жезлом губ изображённого на саркофаге лица. Это означало, что он возвратил ему жизненную силу, которая понадобится в вечной жизни. После совершения обряда саркофаг относили в усыпальницу, и за ним навсегда закрывался вход в дом вечности.
--Вы наверное заметили, что саркофаги и ушебти покрыты различными письменами. Это молитвенные тексты и гимны, обращённые к различным божествам с просьбой о благополучном существовании в загробной жизни. Этими текстами покрывались так же стены усыпальниц и погребальные пелены.
--Из таких текстов была составлена целая книга - «Книга мёртвых».
Демонстрация. «Книга мёртвых»
Папирус.4 в. До н.э.
--Эта книга насчитывала около 200 глав; была составлена во 2 тысячелетии до н.э. на основе «Текстов пирамид» и «Текстов саркофагов». Она содержит религиозно-магические заклинания, руководствуясь которыми умершие преодолевали все препятствия на пути к достижению загробного блаженства.
ІV. Итог урока.
--Подтвердился ли тезиз «Искусство Древнего Египта выросло из идеи вечной жизни»?
--На примере каких видов искусства мы пробовали подтвердить этот тезиз? (ДПИ, литература).
--Давайте нарисуем схему, которую будем дополнять на следующих уроках.
Заупокойный культ
Заупокойный культ
Виды искусства
Декоративно-прикладное Литература
искусство (мумификация, («Книга мёртвых»,
культовые предметы) «Тексты пирамид»)
НОВЫЕ СЛОВА:
-
Мумификация - предохранение тела от тления при помощи специальных растворов, а так же повязок и бинтов, пропитанных ароматическими смолами.
-
Канопа - специальный сосуд для бальзамирования внутренностей
-
Саркофаг - богато украшенный гроб
-
Ушебти - статуэтки- слуги, которые в загробном мире должны были обслуживать своих хозяев.
-
«Книга мёртвых» - содержит религиозно-магические заклинания, руководствуясь которыми умершие преодолевали все препятствия на пути к достижению загробного блаженства.
V. Домашнее задание:
-
В словарях найти значение слова «канон».