7


  • Учителю
  • Методическая разработка по теме «Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок»

Методическая разработка по теме «Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Министерство культуры и архивов Иркутской области

Областное государственное образовательное бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

«Иркутское художественное училище им. И.Л.Копылова» (колледж)





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ПО программе дистанционных курсов повышение квалификации

(Методика преподавания в 4 классе ДХШ)

НА ТЕМУ: «Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными цветами. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных. Орнамент с основными и составными цветами. Применение лессировок»



По дисциплине: «Живопись»

Автор-составитель: Шерстова Мария Олеговна, преподаватель МКОУ ДОД

Детская художественная школа п. Качуг.























Содержание

Пояснительная записка

Теоретическая часть. Цветоведение.

Практическая часть

Заключение

Перечень учебно-методического обеспечения

Список литературы

- 3 -

- 6 -

- 9 -

- 11 -

- 12 -

- 13 -

































Пояснительная записка (предисловие)

Программа учебного предмета «Живопись» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись».

Содержание программы отвечает целям и задачам, указанным в федеральных государственных требованиях.

Программа строится на раскрытии нескольких ключевых тем. Содержание тем постепенно усложняется с каждым годом обучения.

Основу программы «Живопись» составляют цветовые отношения, строящиеся на цветовой гармонии, поэтому большая часть тем в данной программе отводится цветовым гармониям. Затем следуют темы «Фигура человека», «Гризайль», в старших классах - «Интерьер».

Учебный предмет «Живопись» при 5 (6)-летнем сроке обучения реализуется 5-6 лет - с 4 по 8(9) класс.

В первый год обучения задания даются на построение простых гармоний, в основном контрастных, с применением насыщенных цветов. Для того чтобы работы были более эмоциональными, редко используется чёрный цвет.

Обучающиеся 4 класса знакомятся с основами цветоведения, со свойствами живописных материалов, приёмами работы акварелью. Учащиеся получают знания и навыки ведения последовательной работы над натюрмортом, начиная с композиции, конструктивного построения предметов, поиски цветовых отношений между предметами, предметами и фоном, первоначальные навыки построение цветовой гармонии.

Целью учебного предмета «Живопись» является художественно эстетическое развитие личности учащегося на основе приобретенных им в процессе освоения программы учебного предмета художественно исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков, а также выявление одаренных детей в области изобразительного искусства и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Задачи учебного предмета:

приобретение детьми знаний, умений и навыков по выполнению живописных работ, в том числе:

  • знаний свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;

  • знаний разнообразных техник живописи;

  • знаний художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;

  • умений видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;

  • умений изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;

  • навыков в использовании основных техник и материалов;

  • навыков последовательного ведения живописной работы;

формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.

Занятия по предмету «Живопись» и проведение консультаций осуществляется в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Продолжительность уроков - 45 минут.

Данная методическая работа составлена по дисциплине «Живопись» в преподавании 4 класса ДХШ. Тема данной работы реализуется в учебном процесс, срок реализации 5 часов, из них 3 часа практических занятий и 2 часа самостоятельных занятий. Возраст обучающихся 9-10 лет. Форма проведения урока комбинированная.

За основу методической разработки использовались следующие документы: Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа в области изобразительного искусства.

Методический замысел разработки, разработан с учётом - возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Вырабатывать у обучающихся умения, знания и навыки по теме «Характеристика цвета. Знакомство с ахроматическими и хроматическими, основными и составными цветами».

Способствующие основанию темы в соответствии с программными требованиями и особенностью методической разработки является создание условий для концентрации внимания обучающихся, а также взаимосвязь теории и практики.

Систематическое и последовательное изучение теории изобразительной грамоты является одним из важнейших условий успешного обучения изобразительному искусству. Только опираясь на прочные теоретические положения предпрофессиональной грамоты, начинающий художник может успешно усвоить практические навыки мастерства и заниматься творчеством.

Данная методическая разработка направлена на изучение основных характеристик цвета

Обучение последовательное, поэтапное от простого к сложному.

Основной целью предлагаемой методической разработки является формирование у учащихся знаний, умений, навыков смешивать и готовить цвета, применяя простые живописные приёмы.

Исходя из этого, ставятся следующие задачи:

Воспитательные:

1.Воспитывать у учащихся любовь и уважение к изобразительному искусству.

2.Вырабатывать потребность в систематическом совершенствовании своих художественных способностей.

Развивающие:

1.Развитие мышления (умений анализировать цвет, сравнивать, обобщать.)

2. Развитие художественных способностей, чувства цвета и гармонии ).

3.Способствование общекультурному и эстетическому развитию учащихся.

4.Развитие творческой индивидуальности.

Образовательные:

1.Освоение определенного объема знаний, умений, навыков и приемов живописи.

2.Расширение художественного кругозора учащихся.


В практике целесообразно применять методы, способствующие развитию учебно-познавательной активности:

1.Объяснительно-иллюстративный;

2.Репродуктивный;

3.Частично-поисковый;

4.Проблемный;

5.Иследовательский.


Данная методическая разработка выполняется в несколько этапов:


  1. Изучение теории, характеристику цвета;

  2. Знакомство с основными, правилами и приемами техники работы акварелью (лессировка).

  3. Выполнение упражнения на получение составных цветов из основных.

  4. Выполнение орнамента с основными и составными цветами.

Этап 1: Теоретическая часть. Цветоведение.

Чтобы процесс работы над учебным заданием проходил без проблем, необходимо спокойно разобраться не только с тем, что предстоит делать, но и какими средствами этого достичь, и уж потом приступать непосредственно к работе красками. Художник должен хорошо знать основы цветоведения; цветовой круг, законы оптического и механического смешения цветов.

Основные цвета круга - красный, желтый, голубой. Они лежат на вершинах равностороннего треугольника.



Это первичная триада.

В традиционной цветовой теории именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов.

Смешением основных цветов можно получить вторичную триаду: оранжевый, зеленый и фиолетовый.

Если же смешать цвета первичной триады с близлежащими цветами из вторичной, получатся промежуточные цвета, образующие дополнительные триады.

Чем больше секторов в круге, тем тоньше оттенки промежуточных цветов.

Диаметрально - противоположно расположенные на круге цвета солнечного спектра дают при оптическом смешивании белый цвет, а при механическом-серый. Эти цвета называют дополнительными.



По экспериментальным данным, это следующие пары:

СИНИЙ («ультрамарин темный») - ЖЕЛТО-ОРАНЖЕВЫЙ («кадмий желтый темный»),

ФИОЛЕТОВЫЙ («фиолетовый кобальт лиловый») - ЖЕЛТЫЙ («кадмий лимонный»),

ПУРПУРНЫЙ («фиолетовый краплак») - ЖЕЛТО - ЗЕЛЕНЫЙ («травяная зелень»),

ГОЛУБОЙ («берлинская лазурь») - ОРАНЖЕВЫЙ («кадмий оранж »),

КРАСНЫЙ («кадмий красный») - ГОЛУБОВАТО - ЗЕЛЕНЫЙ («изумрудная зелень»).

Все цвета спектра характеризуются цветовым тоном. Цветовой тон определяет место цвета в спектре. Это главная характеристика цвета. Цветовой тон определяется названием цвета: красный, синий, зеленый. Цвета, отличающиеся различной цветностью, называют хроматическими (цветными).

Черный и белый цвета и вся градация серых не имеют цветового тона, соответственно в спектре их нет. Они составляют особую группу и называются ахроматическими (бесцветными).





























Этап 2: Практическая часть.

Итак, рассмотрим этапы работы над выполнением упражнения, в данном случае орнамент. Чтобы ускорить и сохранить время для работы в цвете, преподаватель даёт заранее нарисованные орнаменты. Орнаменты не сложные, геометрические в полосе.

Для достижения наилучшего результата учащимся объясняются следующие правила, приёмы и технику работы акварелью: такие как заливка и лессировка. А так же краткую информацию о лессировочных, полулессировочных и кроющих цветах. При этом преподаватель объясняет последовательность ведения работы. Целесообразно будет показать учащимся , как это делать (мастер-класс).

Далее учащиеся приступают к практической работе самостоятельно. Начинают заливать первый элемент в орнаменте, например: жёлтый. Заливают аккуратно с верху в низ, не торопясь, дожидаясь высыхания первого красочного слоя. Затем следующий элемент, красный. И на конец синий. Также нужно следить за тем как учащиеся берут тональную разницу цветов.













В результате этой работы, правильного подбора цвета в тех местах где произошло наложения цветных фигур, получились смешанные цвета. Здесь же и применился способ техники работы акварелью лессировка.

Далее учащиеся выполняют ещё несколько упражнений в той же последовательности вовремя самостоятельной работы, с обучающимися ведётся индивидуальная и коллективная работа.

В конце замятий проводится просмотр всех работ, отмечаются наилучшие.

Даётся работа на дом, аналогично той, что была на уроке: орнамент из основных и составных цветов.



Заключение.

В методической разработке применялись комбинированные методики. В заключении можно сказать, что работа была проведена и доведена до той цели, которую мы себе поставили. Самое главное чтобы учащиеся усвоили основы цветоведения, для дальнейшей, успешной работы в живописи.









Приложение.

Для выполнения задания необходимы:

Материалы: набор художественных акварельных красок (ленинградских), белая акварельная бумага формата (5 листов). Инструменты: кисти №№ 3, 4, 5, 6, 7, (беличьи), палитра, салфетки, баночка. Оборудование : планшеты, натюрмортные столы, стулья, мольберты.

Перечень учебно-методического обеспечения.



  1. Таблицы, иллюстрирующие основные законы цветоведения.

  2. Наглядные пособия по различным техникам живописи.


  1. Работы учащихся из методического фонда школы.

  2. Дидактические пособия по методике ведения заданий. «Поэтапное ведение работы над орнаментом». Схемы и таблицы: «Цветовой круг».



























Список литературы:



1. Миронова Л.Н. Цветоведение. - Минск: Высш. шк., 1984.

2. Иттен Иоханнес. Искусство цвета / Пер. с нем.; предис. Л. Монаховой. - М.: Изд. Д. Аронов, 2000. - 96 с.; ил.

3. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. - М.: Искусство, 1986.

4. Кравцова Т.А., Зайцева Т.А., Милова Н.П. Основы цветоведения: Учеб.-метод. пособ. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. - 64 с.

5. Волков Н. « Цвет в живописи» М., 1965;

6. Зайцев А. «Наука о цвете и живопись» М., 1986;

7.Журнал «художественная школа»























Иркутск

2014



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал