7


  • Учителю
  • Проект по изобразительному искусству 'Дымковская игрушка'

Проект по изобразительному искусству 'Дымковская игрушка'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный Университет»

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования



Творческая проектная работа

на тему:

«ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА»



Выполнила Трибушинина Р.А.,

учитель первой квалификационной категории

МБОУ «СОШ № 84» г. Казани

Руководитель: Гобанов Ю.Н.





Казань 2013 г.

Содержание

  1. Введение

    1. Обоснование возникшей проблемы и потребности …………………… 3

    2. Схема обдумывания ……………………………………………………... 4

    3. Выявление основных параметров и ограничений ……………………... 5

    4. Историческая справка …..……………………………………………….. 6

    5. Первоначальные идеи …...………………………………………………. 9

  2. Основная часть

    1. Оценка первоначальных идей………….……………………...………. 11

    2. Выбор идеи ……..………………………………………………………. 11

    3. Эскиз …………………………………………………………………….. 12

    4. Дизайн-спецификация …………………………………………………. 13

    5. Материалы и инструменты ……………………………………………. 13

    6. Технология изготовления ……………………………………………… 14

    7. Технологическая карта ………………………………………………… 15

    8. Техника безопасности …………………………..……………………… 17

    9. Контроль качества …………..………………………………………….. 17

    10. Экономическое обоснование …………………………………………...18

    11. Экологическое обоснование …………………………………………... 19

  3. Заключение

    1. Реклама …………………………………………………………………. 20

    2. Самооценка ……………………………………………………………... 21

    3. Словарь терминов ……………………………………………………… 22

    4. Литература и источники ……………………………………………….. 22

Обоснование

В создании дымковской игрушки есть какая-то магическая притягательность. Изготовление игрушек из глины - это не только очень интересное занятие, но и занятие, не требующее огромных финансовых затрат. Содержание данного проекта направлено на изучение техники изготовления, приемов лепки, этапов росписи и создания традиционных народных игрушек из глины с учетом определённых художественно-конструкторских правил (законов дизайна). В ходе занятий у детей происходит знакомство с основополагающими законами изобразительного искусства, знакомство с историей народной дымковской игрушки.

Мне хотелось подобрать изделие, которое бы привлекло своей красотой и оригинальностью, и было бы не сложно в изготовлении. И я решила выполнить дымковского петушка.

До изготовления глиняной игрушки , я провела подготовительную работу:

  1. Изучение истории изготовления изделий из глины, как одного из видов декоративно-прикладного искусства.

  2. Влияние технологии изготовления изделий из глины на окружающую среду.

А при выполнении практической работы над проектом - закрепила имеющиеся и получила новые знания и умения.

Итог этого проекта - глиняная игрушка «Дымковский петушок». Это изделие можно использовать как наглядное пособие, при изучении раздела «Народные художественные промыслы» в 5классе по программе Б. М. Неменского, а также в качестве подарка-сувенира или по прямому назначению, в качестве украшения интерьера, придания ему теплоты, уюта и оригинальности.

Если и вы любите необычные вещи, создавайте смелые и оригинальные идеи своими руками. Не бойтесь воплощать свои фантазии в жизнь, вот увидите, они заживут своей жизнью и будут приносить окружающим радость. А посвятив досуг этому увлечению, вы обогатите свою жизнь новыми идеями, вызовите удивление близких и друзей, да мало ли ещё чудес может с вами приключиться с таким хобби!



Схема обдумывания





Выявление основных параметров и ограничений

Чтобы выбрать наиболее интересную идею, я отобрала основные критерии, которым должно, по моему мнению, соответствовать выполненное мною изделие. Проанализировав все идеи, я смогу выбрать наиболее подходящее изделие для проектной работы.





Историческая справка

Глиняная игрушка - особый вид народного творчества. Она предназначается не только для игры ,а служит для украшения быта. Образы игрушек достаточно просты, оригинальны и выразительны. Глиняную игрушку лепили повсюду, где занимались гончарным ремеслом. Не придавали значения мастера игрушкам, делали лишь потехи ради. Чаще лепили глиняные игрушки женщины для детей. Именно женщины стали расписывать глиняную игрушку, создавая неповторимые образы. Постепенно в отдельных местах глиняная игрушка стала самостоятельным промыслом. Многими поколениями отрабатывались приемы лепки, обобщались формы и образы. В разных местностях характер и внешний вид игрушек был различным Наиболее распространенные виды глиняной игрушки: тверская, филимоновская, каргопольская, владимирская, ярославская, абашевская и другие. Из всех русских глиняных игрушек наибольшей популярностью пользуется дымковская игрушка.

Происхождение и история дымковской игрушки неотделимы от древнего праздника Свистопляски, к которому приурочивали их изготовление и продажу. К древнейшим видам дымковской игрушки нужно отнести полые шары с катающимися внутри горошинами. Древний по происхождению слой дымковской игрушки составляют свистульки, исполненные в виде животных. Дымковский промысел - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что он возник в XV-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. В прошлом изготовляли игрушки в слободе Дымково целыми семьями, копали и месили глину, вручную толкли и растирали краскотерками комовой мел, с осени до весны лепили, сушили и обжигали. Ближе к началу ярмарки «Свистуньи-свистопляски», что проходила в четвертую субботу после Пасхи, игрушки белили мелом, разведенным на снятом коровьем молоке, расписывали яичными красками, украшали большими пятнами золотистой потали. Яркий, самобытный товар на лодках привозили в город Вятку на праздник, радуя своим искусством детей и взрослых. Старейшая мастерица дымковской игрушки Е.И. Пенкина вспоминала свое детство: «Все горожане шли на Свистунью с детьми, ребята свистели в свистульки на улице и получали всяких игрушек на целый год…» К сожалению ,сейчас этот праздник утрачен ,но представление о нем нам дают композиции дымковских мастеров. В конце 19- начале 20 века дымковская игрушка представляла собой одиночные фигурки людей, животных, птиц ,свистульки, несущие в себе древние образы представления людей о мире. Сюжетами для игрушки в средние века являлись мифологические персонажи - птица Сирин, двуглавый конь, «бабы» как образы плодородия. Со временем они трансформировались в сказочных персонажей бытового жанра. В игрушке фигурируют всадники, дамы и кавалеры, няньки и кормилицы. Именно тогда, сто лет назад встала серьезная угроза существованию старинного дымковского промысла. Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки - Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущем дымковской игрушки. Она обучила этому искусству двух своих дочерей. За четыреста с лишним лет существования дымковского промысла в нем сложились традиционные темы, сюжеты и образы, нашли отображение и закрепление выразительные средства, присущие гончарной красной глине, несложные орнаменты росписи, в которой преобладают красный, желтый, синий, зеленый цвета. Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы. Вся она - бьющая через край полнота ощущения радости и жизни.

Технология производства. Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с просеянным речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комов. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают водно-эмульсионными белилами. По белому фону выполняют роспись темперными красками. Традиционно используют тона красного, желтого, зеленого, синего цветов, иногда дополненные медной поталью. В свистульках прокалывают отверстия палочкой. Каждая фигурка- это ручная работа, существующая в одном экземпляре, поэтому промысел до сих пор не имеет серийного поточного производства . Дымковская игрушка - удивительное явление русского народного искусства. Питающая ее многовековая традиция донесла до наших дней неповторимое мастерство малой декоративной скульптуры в веселых и красочных фигурках барынь, водоносок, кормилиц, жанровых сценках, в изображении зверей и птиц. Яркая, нарядная дымковская игрушка не любит « одиночества». Нередко мастерицы создают целые тематические композиции. В наши дни дымковская игрушка по праву считается настоящим символом Вятского края . Сохранением древнего вятского промысла занимается целое поколение современных дымковских мастериц ( около 2 тысяч человек), работающих в Кировском городском отделении Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России - «Народный художественный промысел «Дымковская игрушка». С октября 2000 года данной организации принадлежит Свидетельство Роспатента на Товарный знак и наименование изделия - дымковская игрушка.

Первоначальные идеи

Для проектной работы я решила вылепить дымковскую игрушку из пластилина для украшения интерьера. Было множество вариантов. Первоначально я выбрала два образа : образ дымковской барышни и петушка. Среди глиняных фигурок частым объектом изображения были барышни прошлого столетия - дамы в корсетах и кринолинах, в шляпках под зонтиками или разряженные няни с младенцами на руках, кавалеры на лошадях. Дымковские мастерицы остро подмечали особенности одежды, и на основе наблюдений создавали условные по форме образы. Со временем мода становилась более универсальной, утратив особенности народного стиля, и дымковская игрушка осталась уникальным отражением одежды минувших эпох. Постепенно забылся смысл отдельных деталей: золотое шитье на платьях, золото эполет и орденов становилось непонятными пятнами, делавшими фигуру красочной и выразительной. Фигуркам животных - козлам, оленям, индюкам и петухам придавали своеобразную веселую красоту, веселую и жизнерадостную. Вот и мне захотелось вылепить эти очень яркие образы .

Идея № 1

Идея № 2

Оценка первоначальных идей

Критерии оценки

1

2


Соответствие назначению

+

+


Оригинальность конструкции

+

+


Наличие материала

+

+


Инструменты и материалы

+

+


Простота в изготовлении

-

-


Экономичность/вторичное использование материала/

+

+




Итого:идея № 1 получила 5(+) и 1(-); идея № 2 получила 5(+) и 1(-)

Вывод: по результатам анализа идеи равноценные. Кроме того, мне хотелось выполнить такое изделие, чтобы оно сочетало в себе оригинальность, красоту и простоту в изготовлении, что увлекло бы ребят и настроило их на работу. Из этих идей я выбрала красочного петушка или индюка.



Выбор идеи

По критериям оценки идей - идея №2 мне понравилась больше остальных. Так как она показалась мне интереснее и оригинальнее других идей. Для изготовления игрушки «Дымковский петушок» у меня в наличие были все необходимые материалы и инструменты. Кроме того, на уроках ребята уже выполняли стандартные формы . Эти знания и умения я решила использовать для создания игрушки.



Эскиз

Дизайн-спецификация



Материалы и инструменты

Для реализации идеи по изготовлению дымковской игрушки «Дымковский петушок» мне необходимо было подобрать правильно материал и инструменты, используемые при его изготовлении, т.к. конечный результат во многом зависит от качества исходного сырья. Я выбрала следующие материалы:

Пластилин для детского творчества. Его легко использовать на уроках изобразительного искусства: пластичный, не требует процесса замешивания и обжига; Акриловые краски представляют собой пигменты, смешанные с синтетическими смолами, они сохраняют блеск и эластичность даже после высыхания. Обычно акрил кладется густо, краска на водной основе без запаха. Для грунтования пластилинового дымковского петушка используется картофельный крахмал и клей ПВА

Инструменты : для лепки дымковской игрушки не требуется какого либо особого специального инструмента, возможно использование стеков.Для грунтования игрушки и росписи используются кисти №1, №2, №5.

Подобрав весь необходимый материал, можно приступать к работе.



Технология изготовления

Лепка. Дымковскую игрушку лепят по частям. Заготовкой обычно является цилиндрик, который в нужных местах вытягивают,изгибают, расширяют и сужают, оттягивают выступающие детали. Приступая к выполнению барыни или кормилицы, прежде всего лепят юбку - широкий у основания пустотелый конус. На него насаживают торс, оттягивают шею и закрепляют шарик - голову, к плечам прикрепляют руки - жгутики и закрепляют их у талии. Затем игрушку наряжают: кудри на голове, кокошник или шляпа, по низу юбки оборка. В основе дымковского петушка лежит также цилиндрик, из которого вытягиваем ноги. Выполняется хвост из большого комка глины в виде шара, который расплющивается в лепешку. Затем из овалов делаются крылья, гребень, бородка в виде капелек ,оборками оформляются крылья и хвост. Роспись. Дымковская игрушка отбеливается. В нашем случае пластилиновая игрушка грунтуется - покрывается слоем крахмала, затем клеем ПВА и акриловыми белилами. Побеленная игрушка расписывается. Узор строго геометрический, состоящий из комбинаций полос, клеток, кругов, круглых пятен. Обычно роспись строится по такой схеме: у человечков круглые красные щеки и рот, черные дуги бровей над точками глаз, черные или коричневые волосы .Характерные цвета одежды - желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный. Роспись дымковских животных и птиц имеет такую же стилистику. Кроме яркой и своеобразной росписи, дымковская игрушка имеет отделку золотом.

Маленькие хитрости в работе:

  1. Для достижения успешного результата в работе необходимо тщательно раскатывать пластилин между ладонями.

  2. В конце лепки игрушку старательно огладить, убирая все неровности и трещины.

  3. Важно соблюдать определенную последовательность в росписи игрушки.

  4. При росписи игрушки используется х/б тряпочка.



Технологическая карта

№ п/п

Формы

количество

Выполняемая операция

Графическое изображение

Инструменты и приспособления

1

Туловище петушка

Лепим основу игрушки в форме овала Формируем две ноги техникой вытягивания



Пластилин, стеки, досочка для лепки

2

Хвост петушка


Выполняем хвост. Из большого комка пластилина катаем шар, расплющиваем его в лепешку толщиной 1 см. Примазываем хвост-лепешку к туловищу.



Пластилин стеки досочка для лепки

3







Крылья

Из двух овальных лепешек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху.


Пластилин стеки досочка для лепки

4

Детали: гребень, бородка, оборки

Выполняем детали: гребень, бородку из «капелек» пластилина, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву. Оформляем оборками крылья и хвост. Петушок вылеплен


Пластилин стеки досочка для лепки

5

Загрунтовать игрушку

Пластилиновый петушок грунтуется для прочности и росписи. Покрыть петушка сухим картофельным крахмалом при помощи кисти. Затем покрыть слоем клея ПВА. Дать просохнуть и покрыть белыми акриловыми белилами.


Картофельный крахмал

Клей ПВА Акриловые краски белила Кисть


6

Роспись петушка

Расписывать загрунтованную игрушку начинают с головки - гребень и бородку покрывают красной краской, желтый клюв, и тонкой линией глаза; яркая оранжевая полоса обрамляет хвост, желтая - крылья; наносят дымковские узоры - круги с точками на хвосте и крыльях; на грудке петушка наносят круг с точками и полосками; на ножках появляются черные «копытца»; в конце росписи золотой краской наносят пятна на грудь и бородку петушка


Акриловые краски тонкие кисти тряпочка

Техника безопасности

Правила техники безопасности при выполнении ручных работ

  1. Что нужно сделать до начала работы:

положить инструменты и приспособления в отведённое для них место.

  1. Что нужно делать во время работы:

быть внимательной к работе.

3. Что нужно сделать по окончании работы:

убрать рабочее место.



Правила техники безопасности при работе с клеем и акриловыми красками

  1. Перед работой проветрить помещение.

  2. Беречь глаза от попадания клея. При попадании клея в глаза промыть глаза большим количеством воды.

  3. После работы с клеем и красками вымыть инструменты и руки.



Контроль качества

Контроль качества при изготовлении любого изделия - важнейший, после технологии изготовления, аспект. Если изделие выполнено некачественно, не может быть и речи о функциональности этого изделия. Качество является первоосновой для последующего его использования; а также, безусловно, спроса на него. Работа в технике лепки должна быть выполнена аккуратно , высота деталей должна быть одинаковой, не должно быть неровностей.



Экономическое обоснование

Изделие должно быть не дорогим в изготовлении. И данное изделие на 100% соответствует этому условию.

1

Пластилин

4руб

5шт

20руб

2

Акриловые краски

20руб

5шт

100руб

3

Клей ПВА

12руб.


½ тюбика

6руб



Итого:



126руб.



Вывод: Данное изделие привлекает не только своей оригинальностью, средней сложностью выполнения, но и экономичностью. Можно с уверенностью сказать, что такого сувенира, подарка приобрести за 126руб. просто невозможно.

Экологичность

Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов принадлежит к числу наиболее сложных и актуальных задач современности.

Всё большее значение приобретает гармоничное взаимодействие человека и окружающей среды. Развитие современного производства наносит большой урон природе. Поэтому необходимо выбирать такие производства изделий, которые меньше наносят вред природе. Чем шире получат распространение безотходные и малоотходные технологии, тем меньше будет выбросов веществ, загрязняющих атмосферу, водоёмы…

Изготовление моего изделия является экологически безопасным: не вредит земной атмосфере, не загрязняется окружающая среда отходами, А также при изготовлении изделий из бумаги не тратиться электроэнергия, не нужно оборудование, т.к. всё изготавливается вручную.

Реклама

Реклама считается двигателем торговли, благодаря ей покупатели узнают о новых товарах, о том, где можно приобрести тот или иной товар. Особенно реклама важна для начинающих предпринимателей. Для того, чтобы бизнес был успешным необходимо заботиться о качестве товара и о торговой марке.

Я решила, что не будет лишним, если у моих изделий будет какая-то своя торговая марка, по которой будут узнавать мои изделия.





Самооценка

Работа закончена! Можно подвести итоги работы. Дымковский петушок получился таким, каким я его задумала:

• красивый

• оригинальный

• стильный

• соответствующий своему назначению

• экологически безопасный.



В целом я довольна результатом своей работой.

Новизна темы исследования состоит в том, что в ходе проектной деятельности изготавливается не просто петушок , а народная дымковская игрушка. При выполнении проектной работы проводится исследовательская работа:

  1. Изучение истории дымковской игрушки

  2. Технология изготовления

  3. Изучение отдельных форм

  4. Работа с интернетом.

А при выполнении практической работы над проектом - закрепила знания и умения работы с прикладным материалом, по оформлению изделий.

Итог этого проекта - игрушка «Дымковский петушок». Это изделие можно использовать как наглядное пособие при изучении народной игрушки, а также в качестве подарка-сувенира или по прямому назначению, в качестве детали интерьера.

Словарь терминов

Дымковская игрушка - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из 15-16 веков; родился народный промысел в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова ( Кирова).



Литература и источники

  1. Горичева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина \ В.С. Горичева, М.И. Нагибина. - Ярославль: Академия развития, 1998.;

  2. Лыкова И.А. Дымковская игрушка. Альбом для детского художественного творчества / И.А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2009.- 16 с.;

  3. [. -проверено. 13.06.13]

  4. [. -проверено. 13.06.13]



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал