- Учителю
- Конспект урока 'История создания Эрмитажа' 8 класс
Конспект урока 'История создания Эрмитажа' 8 класс
История создания «Эрмитажа »
В центре Санкт-Петербурга, на набережной Невы, напротив Петропавловской крепости, расположен крупнейший в России музей - Государственный Эрмитаж. В его коллекциях хранится около трех миллионов экспонатов - произведений живописи, скульптуры, графики, предметов прикладного искусства, монет, орденов и знаков, образцов оружия, археологических памятников и других ценностей, созданных многими народами мира с древнейших времен до наших дней.
По масштабам и значению коллекций в один ряд с Эрмитажем могут быть поставлены лишь Британский музей в Лондоне и Лувр в Париже. Большой многоплановостью отличаются материалы, сосредоточенные в Эрмитаже.
Эрмитаж - это удивительный мир, полный чудес. Коллекции музея всегда привлекали, и продолжают привлекать тысячи людей, разных возрастов и профессий, разных стран и народов, разных поколений и разного мировоззрения. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе.
Цель урока: познакомить детей с историей создания «Эрмитажа».
Тип урока: комбинированный.
Задачи.
-
Сформировать представление о создании «Эрмитажа» его историческом значении.
-
Дать основные сведения об основных исторических периодах развития "Эрмитажа".
-
Воспитание патриотических чувств.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «История создания Эрмитажа», компьютер.
Ход урока
-
На экране фотография с современным изображением «Эрмитажа».
Учитель:
Перед нами архитектурное сооружение. Кто знает, что это за здание и где оно находится? Кто хочет ответить?
Дети: Это здание «Эрмитажа», находится в Санкт-Петербурге.
Учитель: Это архитектурное сооружение - «Эрмитаж».
Государственный Эрмитаж - крупнейший музей нашей страны, один из величайших музеев мира, гигантское собрание произведений искусства и памятников культуры народов мира с древнейших времен до середины XX века. В музее хранится около 2 миллионов 700 тысяч подлинных вещей, из них почти 65 тысяч представлено в экспозиции. В Эрмитаже шесть отделов: первобытной культуры, культуры и искусства античного мира, культуры и искусства народов Востока, русской культуры, западноевропейского искусства и нумизматики. Экспонаты размещены в четырех зданиях и занимают 400 залов.
-
На экране фотография с современным изображением архитектурного комплекса «Эрмитажа».
Сейчас музейный комплекс Эрмитажа составляют пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной:
-
Зимний дворец архитектора Б. Ф. Растрелли;
-
Малый Эрмитаж архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота, Ю. М. Фельтена, В. П. Стасова. В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад;
-
Большой Эрмитаж архитектора Ю. М. Фельтена;
-
Новый Эрмитаж архитекторов Лео фон Кленце, В. П. Стасова, Н. Е. Ефимова;
-
Эрмитажный театр архитектора Дж. Кваренги, который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I;
Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:
-
Запасной дом Зимнего дворца;
-
Эрмитажный гараж архитектора Н. И. Крамского.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия
Коллекции Эрмитажа формировались на протяжении длительного времени. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда от берлинского купца Гоцковского, в счет погашения его долга русской казне, поступила первая крупная коллекция картин, положившая начало собиранию художественных ценностей.
В дальнейшем, помимо отдельных покупок, приобретены были крупные собрания графа Брюля (Дрезден, 1769 г.), банкира Кроза (Париж, 1772 г.), лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и многих других коллекционеров.
В начале XX века коллекция Эрмитажа содержала около нескольких тысяч произведений искусства и памятников старины. После Октябрьского переворота коллекции музея выросли в 4,5 раза; были созданы новые отделы; помимо здания Нового Эрмитажа, которое музей занимал перед первой мировой войной, ему были переданы помещения Малого и Старого Эрмитажей, Эрмитажного театра, а в дальнейшем и грандиозное здание Зимнего дворца. Эрмитаж стал наиболее посещаемым художественным музеем страны: здесь бывает около 3,5 миллиона человек в год.
Его название - Эрмитаж (ermitage) - в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель - Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.
-
"Эрмитаж. Большой Тронный зал
Коллекции Эрмитажа формировались на протяжении длительного времени. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда от берлинского купца Гоцковского, в счет погашения его долга русской казне, поступила первая крупная коллекция картин, положившая начало собиранию художественных ценностей.
В дальнейшем, помимо отдельных покупок, приобретены были крупные собрания графа Брюля (Дрезден, 1769 г.), банкира Кроза (Париж, 1772 г.), лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и многих других коллекционеров.
В начале XX века коллекция Эрмитажа содержала около нескольких тысяч произведений искусства и памятников старины. После Октябрьского переворота коллекции музея выросли в 4,5 раза; были созданы новые отделы; помимо здания Нового Эрмитажа, которое музей занимал перед первой мировой войной, ему были переданы помещения Малого и Старого Эрмитажей, Эрмитажного театра, а в дальнейшем и грандиозное здание Зимнего дворца. Эрмитаж стал наиболее посещаемым художественным музеем страны: здесь бывает около 3,5 миллиона человек в год.
Зимний дворец - главное здание в едином комплексе помещений Эрмитажа - создан в 1754-1762 годах известным зодчим Б.Ф.Растрелли. Здание выстроено в парадном стиле барокко и является одним из лучших архитектурных памятников нашей страны. Помимо Растрелли в разные годы над оформлением его интерьеров работали многие прославленные архитекторы: Дж.Кваренги, О.Монферран, К.И.Росси, А.П.Брюллов и другие.
В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство - выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу "просвещенной государыни", ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.
Северный павильон Малого Эрмитажа построен в 1764-1775 годах архитекторами Ж.-Б.Валлен-Деламотом и Ю.М.Фельтеном. На втором этаже находилось несколько небольших залов и зимний сад - «Оранжерейный дом».
В середине XIX века помещения второго этажа были перестроены архитектором А.И.Штакеншнейдером и на их месте создан нарядный Павильонный зал - один из красивейших залов Эрмитажа. Южный павильон Малого Эрмитажа (его фасад выходит на улицу Миллионная) был создан в середине XVIII века архитектором Ю.М.Фельтеном.
Центральную часть Малого Эрмитажа занимает Висячий сад, расположенный на уровне второго этажа, над помещениями бывших конюшен и каретного сарая (ныне в них оборудованы залы музея). В саду растут деревья и кустарники. Эрмитажные садовники ухаживают за травяным покровом сада и многочисленными цветами на его клумбах. С двух сторон вдоль сада идут галереи. В конце XVIII века в этих галерях размещались первые коллекции музея.
Старый Эрмитаж сооружен в 1771-1787 годах архитектором Ю.М.Фельтеном. В середине XIX века интерьеры Старого Эрмитажа были перестроеныА.И.Штакеншнейдером. Сейчас в залах Старого Эрмитажа экспонируются произведения западноевропейского искусства. Многие залы посвящены работам итальянских художников. Здесь есть две знаменитые картины Леонардо да Винчи - "Мадонна Бенуа" и "Мадонна Литта" (жемчужины эрмитажной коллекции), картины Рафаэля, Перуджино, Джорджоне, Тициана, Ботичелли, Веронезе, Караваджо.
После пожара 1837 года восстановительные работы во дворце велись под руководством В.П.Стасова. При этом фасад здания и отдельные интерьеры были сохранены в первоначальном виде, но многие помещения перестроены в соответствии с новыми вкусами, характерными для 30-х годов XIX века.
До Февральской революции 1917 года Зимний дворец был царской резиденцией, а затем резиденцией буржуазного Временного правительства.
В настоящее время поражают воображение посетителей своей красотой прекрасные залы, гордость русского искусства - Георгиевский, Малахитовый, Гербовый, Малиновый кабинет, Золотая гостиная, Военная галерея 1812 года и другие.
В залах Старого Эрмитажа экспонируются произведения западноевропейского искусства. Рафаэля, Перуджино, Джорджоне, Тициана, Ботичелли,Веронезе, Караваджо.
Один из русских царей, побывав в Ватиканских дворцах, был так очарован работами Рафаэля, что приказал построить в Старом Эрмитаже галерею и расписать ее копиями фресок Мастера. Теперь здесь есть замечательные по красоте Лоджии Рафаэля.
В дальнейшем, помимо отдельных покупок, приобретены были крупные собрания графа Брюля (Дрезден, 1769 г.), банкира Кроза (Париж, 1772 г.), лорда Уолполя (Лондон, 1779 г.), императрицы Жозефины (Париж, 1814 г.) и многих других коллекционеров.
Новый Эрмитаж - последнее по времени постройки здание музея, возведенное в 1839-1850 годах В.П.Стасовым и Н.Е.Ефимовым по проектуЛ.Кленце. Оно предназначалось специально для размещения выставок императорского Эрмитажа - публичного музея, открытого в 1852 году. Коллекции Эрмитажа формировались на протяжении длительного времени. Датой основания музея принято считать 1764 год, когда от берлинского купца Гоцковского, в счет погашения его долга русской казне, поступила первая крупная коллекция картин, положившая начало собиранию художественных ценностей.
Портик Главного подъезда Нового Эрмитажа, где до середины 1920-х годов был вход в музей, украшают десять гранитных фигур атлантов, созданных скульптором А.И.Теребеневым.
Про коллекции Эрмитажа можно говорить бесконечно. Многообразие коллекций наглядно показывает, сколь сложны, не похожи друг на друга могут быть пути развития человеческой культуры. Огромный хронологический диапазон эрмитажных коллекций, возможности сопоставления творений, создававшихся в разных странах, помогают человеку ощутить движение истории и осознать себя в ее потоке, подводят к пониманию культуры и искусства сегодняшнего дня.
Не покидая пределы Эрмитажа, пользуясь только его памятниками, можно наглядно представить себе всю художественную историю человечества, начиная с древнего каменного века и до наших дней.
Очень важным является то, что музей не стоит на месте - он постоянно совершенствует, расширяет свои экспозиции.
Очень важно, какими глазами посетители Эрмитажа смотрят на его богатства. Это должны быть глаза не любопытствующие, а глаза знающие. Наверное, исходя из этого, можно сформулировать основную цель существования музея, - помочь людям вступить в мир искусства не как его пассивный наблюдатель, а как его полноправный участник.
В настоящей работе была совершена попытка охватить такие аспекты темы, как история и настоящее существование Эрмитажа. Работа лишь обозначила вехи и штрихи в богатом и многозначном мире музея. Однако, даже это позволяет нам с полным правом сделать вывод о том, что наряду с крупнейшими музеями мира,
Эрмитаж в силу масштабности и исключительно высокого уровня своих коллекций представляет собой явление общечеловеческой значимости.
Эрмитаж - это не музей, вернее, это не просто музей. Это сама история, сама красота и само величие Искусства в его все историческом и вселенском масштабе. «Музей - это не механическая сумма инвентарных номеров, это нечто вроде эпической поэмы, к которой приложили руку многие поколения».
Учитель:
Итак, ребята, понравилась ли вам наша сегодняшняя тема урока? Кто был в Эрмитаже? Что больше всего запомнилось?
Рефлексия:
- самым интересным для меня на уроке было…
- самым трудным для меня на уроке было…
- я научился…
- теперь бы я хотел еще узнать…
- мне не понравилось…
- мне понравилось