7


  • Учителю
  • Творческое задание по МХК в 11 классе на тему 'Памятники классицизма'

Творческое задание по МХК в 11 классе на тему 'Памятники классицизма'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание:
предварительный просмотр материала

Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) Владимирской области

«Владимирский институт повышения квалификации работников образования имени Л.И. Новиковой»

Творческое задание по МХК

предмет

«МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»



Выполнила

учитель МХК МБОУ СОШ № 8

г. Карабаново

Александровского района

Т.М. Усубова











Предмет: «мировая художественная культура» 11 класс

Раздел: I. Художественная культура XVII- XVIII в.в

Тема: Памятники классицизма

1.Прочитайте текст, выполните задания:

Классицизм сложился в XVII веке во Франции, отразив подъем абсолютизма, или абсолютной монархии. Монархом, правление которого во Франции явилось апогеем абсолютизма, был Людовик 14, король из династии Бурбонов. Его называли "король-солнце". Людовик не получил глубокого образования, но обладал незаурядными природными способностями и превосходным вкусом. Согласно легенде, в 1655 году молодой король явился на заседание парижского парламента в охотничьем костюме и произнес: "Государство - это я". Тем самым он дал присутствующим понять, что служение государству это прежде всего служение ему лично. Не менее знаменитой личностью при дворе Людовика XIV был кардинал Ришелье, Арман Жан дю Плесси. Благодаря усилиям Дюма-отца мы знаем увлекательную историю приключений трех храбрых мушкетеров: Атоса, Портоса и Арамиса и их друга дАртаньяна, смело и бескорыстно борющихся против козней Ришелье. Политика Ришелье была такова: искусство призвано прославлять монарха, служить украшением двора, и потому первый министр всячески содействовал развитию культуры. При его поддержке была основана Французская Академия, прошла реконструкция Сорбонны (по завещанию Ришелье оставил ей свою богатейшую библиотеку). Герцог покровительствовал художникам и литераторам, поощрял таланты.С возникновением классицизма связано и имя философа, физика, математика Декарта. Рене Декарт ввел систему координат на плоскости или в пространстве со взаимно перпендикулярными осями. Рационализм Декарта выражен во фразе: "Мыслю, следовательно, существую". Само название классицизм (от лат. Сlassicus - образцовый) подчеркивало тот факт, что художники этого направления наследовали античную "классику". Но классицисты взяли у греков и римлян не все, а только то, что считали воплощением порядка, логики, гармонии. Как известно, в основе античной архитектуры лежит принцип прямых линий или идеального круга. Классицисты воспринимали его как выражение приоритета разума, логики над чувствами. Античное искусство импонировало классицистам еще и тем, что в нем широко была представлена патриотическая, гражданская тематика. А служение монархии, преданность королю, как мы уже говорили, много значили во Франции XVII века. Классицизм должен воспевать государство.

Существует несколько основных принципы классицизма в литературе:

1. Герои - "образы без лиц". Они не меняются, являясь выразителями общих истин.

Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий.
От недостойных чувств пусть будет он свободен
И даже в слабостях могуч и благороден!
Великие дела он должен совершать.

2. Исключалось использование простонародного языка

Бегите подлых слов и грубого уродства.
Пусть низкий слог хранит и строй и благородство

3. Требование композиционной строгости

4. Соблюдение в произведении трех единств: времени, места и действия .

Вы нас, не мешкая, должны в сюжет ввести.
Единство места в нем вам следует блюсти.
Но забывать нельзя, поэты, о рассудке:
Одно событие, вместившееся в сутки,
В едином месте пусть на сцене протечет;
Лишь в этом случае оно нас увлечет.

5. Строгое деление на жанры.

"Высокие": трагедии, эпические поэмы, оды, гимны

Они должны разрабатывать важные общественные проблемы, прибегая к античным сюжетам. Их сфера - жизнь государства и двора, религия. Язык торжествен, украшен эпитетами и мифологическими параллелями, эпитетами

"Низкие": комедии, сатиры, басни

Их тематика - жизнь частных лиц, народный быт. Язык - просторечный.

Смешивать жанры считалось недопустимым!

Крупнейшие художественные достижения французского театра связаны с именами Пьера Корнеля, Жана Расина и Жана-Батиста Мольера. Первые двое писали трагедии, а Мольер - комедии. Кстати, Корнелю покровительствовал Ришелье.

Обратимся снова к Буало.

Писать отточенно, изящно, вдохновенно,
Порою глубоко, порою дерзновенно
И шлифовать стихи, чтобы в уме свой след
Они оставили на много дней и лет, -
Вот в чем Трагедии высокая идея.
Коль вы прославиться в Комедии хотите,
Себе в наставницы природу изберите.

А вот мнение Мольера: "Задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки".

Мода, как известно, также отражает веяния и требования эпохи. Кстати, склонность Людовика 14 к роскоши и увеселениям сделали Версаль самым блестящим двором Европы и законодателем моды. Как мужская, так и женская одежда этого времени свободна, легка, живописна. Круглый кружевной мужской воротник, до этого падавший на плечи, уменьшился и превратился в легкий кружевной платок. Штаны так расширились вокруг колен, что стали похожи скорее на короткую женскую юбку. Под эти штаны надевались более короткие штаны с выходящими наружу кружевными манжетами. К концу XVII века сформировались три важнейших компонента, из которых сегодня состоит мужская одежда, - сюртук, жилет и штаны. Довольно узкие штаны до колен закреплялись над коленями и удерживали чулки, большей частью цветные - красные или светло-синие. Плотные полусапожки были на высоких, большей частью красных каблуках. В женском костюме сохраняется плотный удлиненный лиф и разделенная спереди юбка Характерным является широкий вырез. Рукава и корсаж обильно украшены кружевами и лентами. После того, как Людовик XIV начал лысеть, стали модными мужские парики, заменяющие настоящие волосы. Парики были большими завитыми, золотистыми или рыжеватыми, расчесанные на пробор посередине темени. Мужская голова становится похожей на голову льва. При таком обилии волос на голове с лица они полностью исчезают. Лицо украшали маленькими черными наклейками - мушками. Музыка менее всего подчинялась регламентации и нормативности. Тем не менее, композитор Люлли стал создателем классицистической оперы. Примером классицизма в музыке может быть клавирная соната Моцарта, пронизанная светом и ясной гармонией. Нам она известна под названием "Турецкое рондо".

  1. Кому принадлежат эти слова: "Государство - это я"?

  2. Назовите автора утверждения "Мыслю, следовательно, существую"

  3. Под каким именем в романе Дюма изображен Арман Жан дю Плесси?

  4. Кого называли Королем-Солнцем?

  5. Кто считал, что "задача комедии состоит в том, чтобы бичевать пороки"?

  6. Почему аллеи версальского парка соотносятся не под прямыми углами, а расходятся от центра, как спицы колеса?

  7. Символом чего является лев в скульптуре Михаила Козловского "Самсон, разрывающий пасть льва"?

  8. Что такое абсолютизм? (Форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная власть)

  9. С каким произведением и художественным фильмом связано имя Ришелье ? ("Три мушкетера")

  10. . С какими ассоциациями связано имя Декарт? (С системой координат)

  11. Что такое классицизм и каковы его признаки? ( Пройдите по ссылке http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%EB%E0%F1%F1%E8%F6%E8%E7%EC,

изучите теоретический материал и заполните таблицу на основе текста и материалов Википедии)

  1. Принципы классицизма

Основа всего

Главная задача

Главная тема

Высшее достоинство человека

Наследование античности как образцу

Подражание чему?

Главная категория

(разум)

(укрепление абсолютной монархии)

(конфликт личных и гражданских интересов, чувства и долга)

(исполнение долга, служение государственной идее)

(действие переносилось в другое время не только с целью подражания античным образцам, но и для того, чтобы знакомая жизнь не мешала зрителю, читателю воспринимать идеи)

("украшенной" природе)

(красота)



2. У Г.Р. Державина и А.С. Пушкина есть стихотворение с одинаковым названием - «Памятник». Однако на этом совпадения этих двух произведений не заканчиваются. Оба стихотворения восходят к вольному переводу оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене», сделанному М.В. Ломоносовым.
Больше того, по форме стихотворения Державина и Пушкина очень похожи.
Сравни предложенные стихотворения , свои открытия запиши в виде эссе . Какое из этих стихотворений является истинным памятником классической литературы?

: .


ПАМЯТНИК

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.

Так! - весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.

1795

. .


* * *

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
.

Нет, весь я не умру - душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит -
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век
.

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Сам Пушкин датирует стихотворение так: «1836 авг.21» (эта временная атрибуция заявлена в рукописи поэта).

3. Памятник - (в узком смысле слова) сооружение, предназначенное для увековечения людей, событий, объектов, иногда животных, а также литературных и кинематографических персонажей. Чаще всего никакой другой функции, кроме мемориальной, памятник не несёт. Наиболее распространённые виды памятников - скульптурная группа, , , плита с рельефом или надписью, , , и т. д.

  • ;

  • , , , ;

  • ;

  • Памятный знак, ;

  • . Нередко в качестве памятников устанавливают технические устройства, чаще всего - транспорт (паровозы, автомобили, танки, пушки, самолеты и т. д.).

По размещению

  • . В Египте, город Хургада, есть подводный памятник, изображающий акулу с вонзенным ножом.

Рассмотрите иллюстрации, укажите памятники эпохи классицизма. Допишите недостающую информацию.

а.

Памятник ____?___: Большой театр в Варшаве ( ? )

б.

Памятник живописи : Никола Пуссен «___________?_____________» (1636).

в.

Памятник __?_: . «Ганимед, кормящий Зевесова орла» (1817).

г.

Памятник ____?___ : . Портрет Г.Р. Державина ( ? )



4. Просмотрите фильм «Памятники эпохи классицизма».

Соответствует ли он заявленной теме? Всё ли в нём гармонично? Что бы вы хотели в нём изменить?

5. Создайте небольшой фильм или презентацию на тему «Памятники русского классицизма»





 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал