- Учителю
- Конспект урока 'Дымковская игрушка'
Конспект урока 'Дымковская игрушка'
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»
Конспект урока
«Дымковская игрушка»
5 класс
Учитель изобразительного искусства
Павлова Наталья Сергеевна
2015 год
Цель:
формировать понятие о народной глиняной игрушке.
Воспитать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.
Формировать навыки работы с художественной росписью.
Развивать творческую и познавательную активность, художественную фантазию и эстетический вкус.
Оборудование и материалы:
-презентация «Дымковская игрушка»
-альбом, акварель, гуашь, кисти, ластик, таблицы с иллюстрациями игрушек, таблицы с изображением орнаментов росписи игрушек, таблицы - схемы с изображением порядка изготовления игрушек.
План урока:
Беседа об истории Дымковской игрушки, отличительных особенностях и традиционных орнаментах.
Презентация.
Постановка художественной задачи
Практическое выполнение задания.
Анализ работ и домашнее задание.
Ход урока.
Организационный момент.
Подготовка мест.
Беседа.
Учитель. Дымковская игрушка - уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV-XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. (Слайд №3)
Ученик.
Возникновение игрушки связывают с весенним праздником Свистунья, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки. (Слайд №4)
Ученик.
Возрождение промысла произошло в советское время в 30-е года XX века и связано с именем А. И. Деньшина, который сумел уговорить потомственных мастериц , Е. Пенкину, Е. Кошкину не бросать ремесло и организовать артель «Вятская игрушка». Лишь только одна мастерица продолжала по старинке лепить из глины игрушки. Это была Анна Афанасьевна Мезрина (1853-1938), творчество которой стало связующей нитью между прошлым и будущим дымковского промысла, классикой для современных мастериц. (Слайд №5)
Учитель.
Она обучила этому искусству двух своих дочерей Александру Ивановну Мезрину (1874-1934) и Ольгу Ивановну Коновалову (1886-1979). В этот момент решающую роль в судьбе всего промысла, а, значит, и в частных судьбах отдельных игрушечниц, сыграл вятский художник-пейзажист, подвижник и знаток дымковского ремесла Алексей Иванович Деньшин (1893-1948). С 15-ти лет он увлекся творчеством малограмотных мастериц, зарисовывал их игрушки, изучал процесс работы, сумел разглядеть в их работах настоящее искусство. Особую любовь он питал к творчеству А.А. Мезриной. (Слайд №6)
Ученик.
Дымковская игрушка - изделие ручной работы. Каждая игрушка - создание одного мастера. Изготовление игрушки, от лепки и до росписи - процесс творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна. (Слайд №7)
Ученик.
Для её производства используется местная красная глина , тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают для придания изделию ровной поверхности.
(Слайд №8)
Учитель.
После полной просушки в течение от двух до двадцати дней игрушки обжигают при температуре 700-800 градусов (Слайд №9) , игрушки покрывают темперными белилами в два-три слоя (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали темперными красками, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость.
Использование широкой гаммы, в которой много красного, жёлтого, синего, зелёного, алого, придаёт дымковской игрушке особую яркость и нарядность.
(Слайд №10)
Ученик.
Строго геометрический орнамент строится по разнообразным композиционным схемам: клетки, полоски, круги, точки наносятся в различных сочетаниях. Завершают украшение игрушки-ромбики из потали или сусального золота наклеенные поверх узора. (Слайд №11)
Ученик.
Наиболее распространённые сюжеты: няньки с детьми, водоноски, бараны с золотыми рогами, индюшки, петухи, олени и, конечно, молодые люди, скоморохи, бараны.
Дымковской игрушке чужды полутона и незаметные переходы.
(Слайд №12 - №15)
Учитель.
На протяжении ХХ века изменился ассортимент изготовляемых игрушек. Современную дымковскую игрушку по назначению можно поделить на две основные группы: традиционная по размеру, цвету и орнаменту, рассчитанная на продажу, и выставочная, где чаще идут творческие поиски.
Тематика современной дымковской игрушки очень обширна. Можно выделить основные темы, распространенные в дымковской игрушке: историческая, бытовая (провинциальный город и деревня), сказочно-былинная, литературная, музыкально-фольклорная (сказки, былины, песни, частушки), архитектура, пейзаж. Все это тематическое и сюжетное разнообразие выражается не только в круглой пластике, но и в рельефе.
(Слайд №16)
Более 400 лет народное творчество изготовления Дымковской игрушки прославляет на весь мир Вятскую землю. Памятник Дымковской игрушке представляет собой настоящий символ родного края, украшение и легенду города Киров, радующую глаз и детям и взрослым.
(Слайд №17)
Практическая работа: роспись дымковской игрушки. (Слайд №18)
Внимательно рассмотрите элементы узоров.
(Слайд №19-20)
Итог урока.
Выставка работ учащихся.