7


  • Учителю
  • Искусство 9 класс. План-конспект урока на тему: «Храмовый синтез искусства»

Искусство 9 класс. План-конспект урока на тему: «Храмовый синтез искусства»

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: На протяжении всего периода существования человечества существует и искусство. В масштабах всего общества, искусство – особый способ познания и отражения действительности, часть духовной культуры человека, так и всего человечества, многообразный результат творческой
предварительный просмотр материала

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ.

КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.





Искусство 9 класс

Тема урока: «Храмовый синтез искусства»







Работа выполнена слушателем КПК

учителей музыки, в т.ч. преподающих ХК

Абдуллаевой Леннарой Тефиковной,

учителя Феодосийской специализированной школы I - III ступеней №1






Симферополь, 2014

Тема: «Храмовый синтез искусства»

Цель: расширение знаний школьников значении искусства в религиях мира, его комплексном воздействии на духовную сферу человека; выявления особенностей синтеза искусств в христианских культовых постройках (православных, католических); обобщение имеющихся знаний и художественных представлений, полученных при изучении истории, основ религиозной культуры и светской этики, музыки, изобразительного искусства.

Планируемые результаты:

1. Предметные: научатся понимать значение искусства в религиях мира, воздействие его на духовную сферу человека; выявлять особенности синтеза искусств в христианских культовых постройках, а также и других религий.

2. Метапредметные: регулятивные - целенаправленное изучение особенностей искусства разных религий, его эмоциональное восприятие и позитивная оценка; познавательные - пробуждение интереса к изучению религий мира, развитие способности уважать чувства представителей разных религий; коммуникативные - формирование толерантного отношения к воззрениям верующих разных религиозных конфессий, выработка умения вступать с ними в диалог; информационные - осуществление поиска информации о храмовом синтезе искусства.

3. Личностные - постижение красоты и величия религиозного искусства;

Форма урока: урок обобщения и систематизации знаний. Традиционный урок.

Ресурсный материал: презентация «Храмовый синтез искусства» (изображения различных видов храмов, икон, фресок, мозаик, витражей), знаменный распев «Тело Христово», М. Березовский Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».


Ход урока:

«Указав на Храм, мы издалека показали и на мир»

М. Хайдеггер.

«Искусства обходят кругом весь мир
и циркулируют, как кровь в наших жилах»
Вольтер

I. Организационный момент.

Первый этап урока - проверка выполнения домашнего задания. Беседа с классом о возможности мирного сосуществования разных религий. Поиск ответов на вопросы:

- Что такое храм?

- Есть ли что-то общее в изображениях храмов православного, католического, буддийского, мусульманского?

- В чем специфичность каждого?

- Какие виды искусства взаимодействуют при церковном богослужении? (С привлечением регионального материала).

Второй этап урока - изучение текста учебника (с. 116-117).

Храмовый синтез искусств

Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного яв­ления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной де­ятельности. С древних времен извес­тен синтез архитектуры, декоративно - прикладных и монументальных ис­кусств, скульптуры и живописи.

Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об обще­человеческих законах искусства, ко­торые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформле­нии храмов, музыкальном сопро­вождении богослужения отразились представления человека о мире, ми­роощущение эпохи и народа, их со­здавших.

Храмы - это культовые построй­ки, которые воплощают образ миро­устройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесу­щего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом че­рез таинство, место спасения души...

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы челове­ческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представ­ления о мироустройстве. В Храме че­ловек ищет убежище от мирской суе­ты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древ­них икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодия­ми, предметы декоративно-прикладного искусства - все это вызывает высо­кие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и иде­алу. Религиозное искусство обращает­ся к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и оду­хотворение.

В православном храме для моля­щихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное про­странство. Алтарная часть - для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одно­голосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представлен­ным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизи­рующие могущество и единение свет­ского и церковного начал, как основы государственности России.

Золотой фон словно уносит фигу­ры святых в недосягаемые светящи­еся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают вырази­тельность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количест­ва лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обря­да молитвой есть дело находящихся в храме людей.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами - витра­жами - делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинствен­ный свет, создавая в храме необыч­ную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в пра­вославном храме соотносятся с хоро­вым пением без сопровождения (а капелла). В католическом - не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть)сво­им великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) - его проро­ка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства - открытый двор и за­тененный молитвенный зал.

Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для фор­мирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитек­турные «сталактиты» - ниши, нависа­ющие друг над другом, создают иллю­зию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет - божественное величие. На стенах ме­чети размещаются декоративно офор­мленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество по­лучили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому ху­дожественный стиль ислама - деко­ративный, орнаментальный.

Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художес­твенного выражения исламского ми­роощущения. Именно орнамент стро­ится на ритмическом повторении ос­новных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из на­дежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Древний буддийский храм, соору­женный из мощных обтесанных кам­ней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скуль­птурного декора, охватывающего поч­ти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные коло­кольчики. Они раскачиваются при ма­лейшем порыве ветра, наполняя окру­жающее пространство нежным мело­дичным звоном. Одновременно коло­кольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

II. Актуализация опорных знаний.

  • Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианс­кую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?

  • Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?

  • Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.

  • Какие знаменитые православные храмы и католические соборы вы знаете?

  • Чем эти постройки отличаются друг от друга? Каково их внутреннее убранство?

  • Какая музыка звучит в них, на каких музыкальных инструментах исполняется, на каком языке произносятся или поются богослужебные тексты?

  • В чем специфика богослужебного действия?

  • Какие религиозные праздники вы знаете?

III. Мотивация учебной деятельности.

Каждое искусство оказывает колоссальное воздействие на эмоции человека, средствами нескольких искусств можно создать такую атмосферу, в которой эффективность его воздействия возрастет в несколько раз. самыми яркими историческими примерами синтеза искусств, влияющего на эмоции, чувства, разум человека, являются религиозные обряды. Это значит, что люди с древнейших времен знали об удивительной силе искусства и умели ее использовать.

Во все времена, наряду с организацией быта, человека занимала тайна жизни и смерти, Космоса и мироустройства. Представления людей о мироздании отражены в храмовой архитектуре. Храм символизирует центр Вселенной. Цель храмового ритуала в том, чтобы помочь человеку ощутить божественное присутствие и найти убежище от мирских забот. Этому способствует особая атмосфера, создать которую помогают искусства.

Христианское искусство обращается к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и одухотворение. Высокую эстетическую значимость в христианстве во все времена имел религиозный праздник - праздник духовный. Символической значимостью наделялось не только канонизированное действие, но и внешнее оформление торжества. Символично пространство храма - дома Бога, центра спасения, ковчега для душ верующих. Все образы, символы и знаки христианства включались в образно - культовую систему церковного праздника. Она была направлена на возведение человека «от видимого к невидимому» т. е. погружала его в особый духовный мир. Многие виды искусства - архитектура, живопись, декоративно-прикладное искусство, музыка (многоголосные хоры), объединенные и задействованные во время богослужения, интенсивно воздействовали на эмоции и духовное состояние верующих. Храмовый синтез искусств вызывает у прихожан чувство единения с богом и светлой радости.

Огромное значение уделялось свету и запаху. Горний свет, льющийся в окна светового барабана, и мерцающий свет лампад и свечей «представляют собой мысленный свет». Они призваны «напомнить человеку, что дом его души должен быть также наполнен духовным светом, как и церковь - светом лампад. В нем надлежит сиять добродетели, которая не оставляет неосвещенным ни одного уголка» (В. В. Бычков). Символично и благоухание, исходящее от кадил. Оно символизирует гармонию духовных сил человека и аромат древа жизни.

Святые, представленные на мозаиках, фресках, иконах, строго взирают на прихожанина. Эти фигуры наделены глубокой эмоционально - образной сущностью. Изображая сцены из Священного Писания, а также святых: их лики, одежду, атрибуты, художники обязаны были следить за утвержденными церковью иконографическими канонами. В Византии особой популярностью пользовались произведения из мозаики, на Руси прижились и получили развитие фрески и иконы.

Католическая готическая архитектура успешно решала невиданную до сих пор задачу: рационального выражения иррационального. Готический собор вздымался над городом как громадный прекрасный корабль. Ярусы западного фасада, разделяющиеся на порталы, окна, скульптурные галереи, балюстрады, неудержимо поднимаются вверх. Архитектурные формы нарастают, уводя взгляд в небеса. Тяжелая каменная масса не давит на город, не подавляет его, а, словно торжествуя, легко возносится над ним.

Архитектура полностью подчиняет своему складу и ритму скульптуру и живопись. католическая церковь умело использует скульптуру в качестве «проповеди в камне». Выполненные в рельефе фигуры святых или сцены из Священного Писания украшают западные фасады храмов, располагаются вдоль порталов, на столбах, колоннах в тимпане. В скульптурном декоре фольклорно-магические образы соседствуют и переплетаются с христианскими представлениями. скульптура не только создает пластические акценты на плоскости здания, подчеркивая ее ритм и динамику архитектуры, она не только просвещает верующих в основных положениях христианского вероучения, но и творит образную стихию готического собора. Многочисленные и разнообразные фигуры на порталах, в нишах, галереях безмолвно и сосредоточено создают атмосферу духовного напряжения, которое овладевает каждым входящим в храм.

Грандиозность и величественность архитектурного образа собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Интерьеры храмов украшают роскошные витражи, сквозь которые льется внутрь таинственный приглушенный свет. Огромные витражные окна, занимающие почти все стены соборов, делают эфемерной и зыбкой границу между пространством храма и внешним миром.

«В осознанной направленности возможностей воздействия всех видов искусства - архитектуры, скульптуры, живописи (витраж), музыки, наконец, самого литургического действа, - в создании определенного художественного образа и атмосферы особой эмоциональной возвышенности состоит сущность готического синтеза искусств. Как голоса в средневековой полифонии, обладая каждый своей ритмической и мелодической самостоятельностью, сливали свои «звукокрасочные переливы» в стройное созвучие, так в готическом соборе все виды искусства соединялись в сложном многоголосном звучании художественного ансамбля»
(К. М. Муратова).

Особенности храмового зодчества.

Храмам каждой мировой религии, будь то христианство, буддизм, или ислам, присущи оригинальная конструкция и свои определенные черты. Китайскую пагоду невозможно спутать с западноевропейским костелом или готическим собором, а мусульманскую мечеть м православным христианским храмом. Любой человек, даже не искушенный в искусстве увидев на репродукции колоннаду Парфенона скажет: «Это - Греция». При виде огромного сооружения, напоминающего высокую заостренную к верху шапку, испещренную резьбой и скульптурой, соотнесет ее с Индией. А легкая изящная постройка, состоящая из множества летящих крыш, похожих на птиц, не успевших сложить крылья напомнит о Японии или Кореи. Следовательно, в основе самобытности храмового зодчества лежат традиции народно архитектуры.

Очень часто храм называют моделью мира. И это действительно так, потому что в храмовом строительстве нашли воплощение представления людей о структуре мироздания. У многих народов сохранились легенды и предания о небесном происхождении храма. Одним его образ являлся во сне или в таинственном видении, другим - в откровении свыше, от Бога. В глаза восхищенных верующих храм всегда был свидетельством его небесного, а не земного происхождения.

Следует особо подчеркнуть, что ни одна мировая цивилизация не обходилась без храма, имеющего культовое значение. Даже в эпоху бронзы и неолита рядом с человеческими жилищами возводились мощные каменные сооружения - дольмены и кромлехи, служащие местом культовых обрядов и поклонение таинственным силам природы.

Прежде всего, обратимся к христианскому храму, как известно, христианские храмы возникли не сразу. На протяжении первых трех веков, в условиях жесточайших гонений и преследованиях христиан, не было возможности возводить храмы. Верующие вынуждены были совершать богослужения, скрываясь глубоко под землей, в катакомбах. Лишь с начала IV века в связи с распространением христианства начнется повсеместное строительство храмов.

Основой христианского храма стала базилика (от греч. - «царский дом») - вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, то есть нефы, число которых достигало трех или пяти. Все храмы строго были ориентированы на восток, так как там, по преданиям христиан, находился Иерусалим - центр Земли. На востоке к основному прямоугольному объёму примыкала полукруглая ниша - апсида с расположенным в ней алтарём - священной частью храма. Характерную черту подобных храмов составляют деревянные балочные перекрытия.

Внешний облик базилики подчёркнуто скуп и строг, он поражает суровой гладкостью мощных стен, прорезанных редкими узкими окнами, отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов, то есть наружных стен храма. Однако внутреннее их убранство отличалось особой пышностью и великолепием. Стены украшались облицовками из мрамора и гранита, фресковыми и мозаичными росписями, роскошными предметами церковной утвари. Такой тип храма стал принадлежностью католического христианства.

На Руси широкое распространение получает крестово-купольный тип храма, имеющий в плане форму креста и завершённый в центре куполом… Такой храм стал символом христианского православия.

Итак, мы на пороге православного храма… За ним удивительный мир со своей особой историей и выразительной символикой. Здесь все обращает на себя внимание. Здесь нет ни одной мелочи. Ни одной детали. Лишенной глубокого духовного смысла. Внешне храм напоминает очертание корабля, победоносно рассекающего волны житейского моря, несущегося в вечность…

Во внешнем облике храма мы обратим внимание на количество венчающих его куполов. Оно строго символично. Первоначально на Руси храмы имели одну главу, что означало Единого Бога. Позднее стали возводить храмы с несколькими куполами. Три главы символизирует Святую Троицу, пять куполов - Христа и четырёх евангелистов, семь глав -семь священных таинств Церкви, девять ставится по числу ангельских чинов, тринадцать символизирует Христа и двенадцать апостолов. Число глав могло доходить и до тридцати. Так, например, Преображенская церковь Кижского погоста в Карелии имеет 22 главы, а общее количество глав трёх основных соборов в Кижах составляет 33 и соответствует числу земной жизни Иисуса Христа.

Форма купола также имеет символический смысл. Более древняя шлемовидная форма купола напоминала о доблестных воинах и богатырях - защитниках Отечества. Луковичная форма купола символизировала пламя свечи. Не менее знаменателен и цвет купола. Золотые купола главных храмов, посвящённых Христу или двунадесятым праздникам, - символ небесной славы. Синие купола со звёздами посвящены Пресвятой Богородице и напоминают рождение Христа от Девы Марии. Зелёные купола посвящались Троице и символизировали цвет Святого Духа. Храмы посвящённые святым, увенчаны куполами зелёного и серебряного цвета.

С XVII века на Руси стали возводить шатровые храмы с восьмигранным завершением. Самым замечательным сооружением этого типа стала церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой.

Над входом в храм, а иногда рядом с ним строилась колокольня или звонница.

Медленно поднимемся по ступеням, ведущим к дверям храма, и войдём в его притвор, знаменующий начальную ступень духовной жизни человека. Раньше здесь находились христиане, отлучённые за тяжкие грехи от Святого Причастия. Они смиренно просили входящих помолиться за них с надеждой на милость Божию.


Заходил я в притвор, и смиренно в дверях становился,

И смотрел в глубину, погружённую в сумрак на треть.

Замирала душа, и дрожало свечное мерцанье,

А гремящие хоры свергали волну за волной.

И всё чудилось мне, что ступил я в предел Мирозданья

И что вечность сама возжигала огни предо мной.

Н. Тряпкин

Да, здесь всё поражает необычностью и внутренней значимостью. Взор устремляется вперёд, к царским вратам, распахнутым во время богослужения. В их освещенном проёме вы видите образ Спасителя, облачённого в белые, сверкающие одежды.

Главная часть храма - это алтарь, где на престоле находятся святые реликвии. С правой стороны алтаря расположилась ризница, в которой хранятся священные одежды, церковные сосуды и книги, используемые во время богослужения. От средней части храма алтарь отделяется иконостасом. Возвышение, на котором находятся алтарь и иконостас, значительно выступает вперёд, в среднюю часть храма. Оно называется солеей. В середине солеи находится амвон - место, откуда священник читает Евангелие и произносит проповедь. По краям солеи расположены клиросы - места для чтецов и хора. Иногда в одном храме бывает несколько алтарей, называемых приделами. Они освящены в память каких-либо событий или в честь определённых святых…

Далее познакомимся с традиционными буддийскими храмами. Для этого отправимся в Юго-Восточную Азию, на остров Ява в Индонезии, где наиболее полно представлены традиции буддийской храмовой архитектуры. В центральной части острова находится один из крупнейших памятников буддизма - Борободур, что в переводе означает «множество будд». Храм расположен на вершине холма, поэтому хорошо виден издали. Храмовые постройки Борободура представляют собой кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием. Борободур состоит из девяти

частей : из прямоугольного основания, пяти квадратных террас и трех круглых ярусов. Нанизанных на одну ось, как кольца игрушечной пирамидки. Но только не посвященным этот храм представляется нагромождением круглых и квадратных террас. Паломники, приходившие сюда еще в VIII-IХ веках, за помощью и утешением видели во всем нечто большее.

Храм Борободур воспринимался как центр мира, в котором находится дом Будды. Все его постройки и декоративное убранство имели символический смысл, отражающий представления верующих об устройстве мироздания. Посмотрите на план Борободура и вы заметите круги внутри нескольких квадратов. Древние мудрецы считали, что мир держится на равновесии добра и зла, неба и земли. Квадрат воспринимался знаком земли. А круг - знаком неба. Таким образом, круг, вписанный в квадрат, символизировал Вселенную.

Более того, Борободур связан с идеей ступенчатого восхождения наверх, то есть с буддийским учением о священном пути к просветлению. Храм Борободур воспринимался как центр мира, в котором находится дом Будды. Храм Борободур с буддийским учением о священном пути к просветлению. Паломники преодолевая путь по открытым галереям, расположенным на разных уровнях, обретали различную степень такого просветления. В целом Борободур воспринимается как грандиозная иллюстрированная книга буддизма.

В Х-ХI веках Боробудур был заброшен, на много лет это «восьмое чудо света» поглотила пышная тропическая растительность. Лишь в 70-е годы ХХ века по инициативе ЮНЕСКО Борободур отреставрировали. И вновь он обрел множество паломников и посетителей со всех концов света.

Не менее примечательны культовые постройки ислама. Основной храмовой постройкой мусульман является мечеть ( от арабского - «место для совершения земных поклонов»). Первоначально к зданию мечети не предъявляли особых требований. Необходим был лишь открытый, огороженный широкий участок, где молящиеся, разместившись поперечными рядами, обращались лицом в сторону Мекки. В мечети не должно было быть объектов поклонения и изображения живых существ.

Со временем сооружение мечети потребовало выполнения многих условий. С VII века сложился тип колонной арабской мечети, напоминающий крепость, окруженную глухими стенами, в которой намечены входы. Богослужение осуществлялось внутри открытого квадратного или прямоугольного двора, обнесенного арочными галереями.

Внутри мечети в одной из стен располагался михраб, то есть ниша, обозначающая направление в сторону Мекки. Лицо молящегося обращено именно в эту сторону. Стоять перед михрабом означало стоять перед лицом самого Аллаха. Справа от михраба воздвигался минбар - место на возвышении, предназначенное для проповедей священника. Пол мечети, на котором сидели мусульмане, застилался коврами или тростниковыми циновками.

С самого начала мечеть являлась не только молитвенным, но и общественным зданием. В первые столетия существования ислама, рядом с резиденцией правителя строили так называемые соборные мечети, в котрых хранили казну и важнейшие документы. Здесь объявляли указы, вели судебные разбирательства. До X -XI веков в них преподавали различные религиозные дисциплины. Вход в мечеть надлежало всегда держать открытым, так как это означало вступление в пределы счастья, то есть во владения Аллаха.

С конца VIII века радом с мечетью стали возводить минареты (от арабского - « маяк») - башни, с верхней площадки которых священник(муэдзин) пять раз в день созывал верующих на молитву. Мечеть может иметь несколько минаретов, но их число не должно превышать количество минаретов в священной Мекке, то есть должно быть не более восьми. Таким образом, минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль. Если же минарет стоит отдельно. То ему лают свое название.

Например, минарет Кутб-Минар («мощь ислама») в Индии имеет второе название - Башня Победы. Чрезвычайно строгий по архитектуре, он достигает в высоту 73 метров, а диаметр его основания равен 16 метрам. Минарет опоясан пятью ярусами балконов и украшен орнаментальными росписями. По направлению верх ярусы постепенно уменьшаются как по высоте, так и в диаметре, что еще в большей степени подчеркивает его устремленность вверх, в небо. Над третьим ярусом в красный песчаник, основной строительный материал, вделаны полосы белого мрамора, придающие ему особую нарядность и праздничность. До сих пор Кутб-Минар считается одним из самых красивых и высоких сооружений исламского зодчества.

В подобный архитектурный комплекс нередко входит медресе - мусульманские учебные заведения. От мечети они отличаются тем, что галереи двора делятся на небольшие помещения - худжры, в которых проживают семинаристы. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) - жемчужины архитектуры Средней Азии. Выходящий на площадь фасад здания украшает грандиозный портал с расположенными в глубине дверями. Портальная ниша и дверь открывают путь в глубину пространства, а высокая стена фасада заставляет входящего сюда остановиться в почтительном изумлении перед величием и красотой здания. Цветной узорный покров главного фасада медресе скрывает глухость и тяжесть стен. Придавая ему легкости и нарядности. По углам всего ансамбля возвышаются четыре стройных минарета.

Музыка в храме

«Ничто так не возвышает душу, ничто так её не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение», - говорил известный византийский писатель и богослов Иоанн Златоуст (около 350-470).

Действительно, когда мы приходим в храм и вслушиваемся в чуд­ные песнопения, нас не оставляет чувство прикосновения к тайне...

Любил я в детстве сумрак в храме,

Любил вечернею порой Его, сияющий огнями

Перед молящейся толпой;

Любил я всенощное бденье,

Когда в напевах и словах

Звучит покорное смиренье

И покаяние в грехах...

И в час, когда хор тихо пел

О «Свете тихом», - в умиленье

Я забывал свои волненья

И сердцем радостно светлел... -


так выразил свои чувства от услышанной музыки в храме поэт И. А. Бунин (1870-1853).

Хоровое церковное пение и колокольные звоны составляют основу музыкальной традиции православия. Если на Западе, в католических и протестантских храмах, с конца средних веков в богослужении использовался орган, а затем и другие музыкальные инструменты и даже целые оркестры, то на Руси самым совершенным инструментом считался человеческий голос.

Музыка, звучащая в храме, представлялась божественной, а её исполнение - ангельским, небесным. Это не противоречило библейскому писанию, в котором говорилось, что ангелы, окружающие небесный престол, непрерывно воздают хвалу Господу в божественных песнопениях. Кроме того, считалось, что во время богослужения голоса ангельские сливаются с голосами человеческими, воссоздают в песнопениях божественный образ. Следовательно, хоровое церковное пение, преобладавшее до конца XVII века, воспринималось как стремление к гармоническому единству человека с Богом.

В основе древнерусского певческого искусства лежит знаменный распев, то есть распевно произнесённое слово. (Такое название он получил от славянского слова «знамя», то есть «знак», с помощью которого записывали песнопения.) Действительно, во время богослужения чтение было распевным, медленным и выразительным и во многом напоминало декламацию. Мелодии для чтения текстов приковывали внимание слушателей, они были просты и выразительны, так что их легко можно было различить и запомнить. Чтение нараспев без особых трудностей усваивалось чтецами прямо на клиросе во время службы.

На протяжении длительного времени церковная музыка претерпела многое изменений. К концу XVI века музыкальные композиции становятся более сложными и приближаются к сочинительству. В XVIII веке особой популярностью стало пользоваться так называемое партесное (многоголосное) пение требовавшее особого виртуозного исполнения.

Музыка вместе с иконописью и архитектурой воспринималась как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо, составившее одну из самых оригинальных страниц русский культуры. Церковная музыка имеет не только эстетическое значение, она несёт в себе глубокий смысл, помогающий пониманию сущности православной веры. Церковная музыка прежде всего обращена к чувствам, переживаниям, а главное - к мыслям человека.

В дальнейшем, в XVIII-XIX веках, к сочинению церковной музыки обращались многие знаменитые композиторы: Д. Бортнянский («Концерт для хора»), А. Гречанинов («Верую»), П. Чесноков («Херувимская песнь»), П. Чайковский («Литургия св. Иоанна Златоуста»), С. Рахманинов («Всенощное бдение») и др.


Иной характер носит культовая музыка ислама. Мусульманская религия строго регламентировала не только архитектуру, изобразительное искусство и зрелищные представления, но и музыкальное творчество. С одной стороны, музыка попала в ранг запрещённых Исламом искусств, а с другой - было создано богатейшее музыкальное наследство с Характерными национальными традициями.

Основное требование ислама гласит: человек и его переживания не могут быть объектом изображения художника. Не менее жёстко было от вергнуто и инструментальное исполнение музыки, вот почему она носит исключительно вокальный характер. Выразительный и динамичный голое служителя ислама - муэдзина (от араб. - «призывающий») должен был пять раз в день созывать верующих для молитвы Аллаху и обращать все их помыслы к Богу. Его главная задача сводилась к тому, чтобы донести смысловое, словесное значение призыва к молитве. Как правило, муэдзин обладает особым творческим даром, сильным и красивым голосом. Его призыв к молитве неизменно содержит одни и те же слова: «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - пророк его». А между тем всякий раз он импровизирует, по-новому и по-своему распевает их. Вот как это звучит на арабском языке:


«Лэ иллаху, илла лахху,

Мухамме дун русул лаху».


Призыв мусульман к молитве получил название азан. Он был установлен пророком Мухаммедом в 622-623 годах. С чем же это было связано? Как рассказывает предание, раньше мусульмане никогда не собирались на молитву в одно и то же время: одни раньше, другие позже. Тогда было решено завести большой колокол, в который следовало ударять в строго установленные часы. Для укрепления колокола понадобилось большое бревно, и один из священников отправился за ним, но на следующий день он явился к пророку Мухаммеду с пустыми руками, сказав, что во сне ему было видение: «Не делай колокола, а призывай на молитву азаном». Мухаммед с улыбкой ответил «Откровение упредило тебя». Пророку заранее свыше было известно такое предопределение.

Церемония азана очень театральна. Представьте: на живописном фоне красочной южной природы изящно возвышается устремлённый ввысь минарет мечети с одинокой фигурой взывающего к Богу муэдзина. Его облик артистичен: на смуглом лице ослепительно белея чалма, свободные одежды, охваченные ярким кушаком, до пояса ниспадает борода... Привлекает и особая, гордая манера держаться. Интересно, что в наши дни в больших городах эти музыкальные призывы к молитве радиофицированы. В настоящее время азан превратился в неотъемлемую принадлежность народной жизни.

В Казани много мусульман и несколько десятков мечетей. Из некоторых перед молитвой через громкоговоритель транслируется азан.

Среди религиозных мусульманских обрядов, кроме азана, существуют и другие разновидности культовой музыки. Одна из них связана с особой, мелодичной декламацией свяще нного Корана, а другая - дикр - представляет собой вид культовых песнопений, сопровождаемых ритмическими телодвижениями. На больших площадях городов устраиваются специальные музыкальные чтения избранных сур (то есть глав) Корана. Для этого возводятся нарядные шатры, украшенные коврами и богатой утварью. Священник начинает мелодекламировать страницы священной книги. Музыка при этом носит прикладной характер, но в целом она существенно облегчает восприятие глубокомысленных и строгих изречений Корана, требующих напряжённого и внимательного вслушивания.

Каждый человек читает суры по-своему, со своими интонациями. Вообще, религиозная музыка очень красивая…


Буддийская музыка непривычна для слуха европейца, она кажется ему резкой и немелодичной. Но так ли это на самом деле? Попробуем вслушаться и понять её характерные особенности. Но прежде посмотрим, как в буддизме воспринимали музыку вообще.

Считалось, что звук играет важнейшую роль в мироздании. Бесчисленные согласованные и соразмерные звуковые колебания рождают божественную гармонию мира, а поэтому отношение к музыке было более благосклонным, чем в мусульманских странах. Более того, к миру музыки причисляли многих богов и персонажей буддийского пантеона. Об этом свидетельствуют их изображения в обществе музыкантов или с инструментами в руках. Прекрасное пение, танцы, звуки, воспроизведённые драгоценными инструментами, воспринимались как неотъемлемая принадлежность к «стране, совершенного блаженства».

По мнению верующих, не менее сверхъестественной силой обладают важнейшие буддийские молитвы-заклинания, сопровождающие обряды богослужения; многократное пение молитв приближало их к вечному блаженству - нирване.

В настоящее время создана довольно сложная и пёстрая система буддийских музыкальных традиций. В первую очередь музыка включается в сферу храмового ритуала, она также исполняется странствующими монахами и музыкантами. Существуют и сольные музицирования, связанные с определёнными формами медитации, то есть с состояниями углублённости» сосредоточенности и отрешённости от внешнего мира.

Буддийские монастыри, ставшие своеобразными культурными центрами, в значительной мере способствовали успешному развитию музыкального творчества. Музыка в них рассматривалась не как самостоятельное искусство, а как необходимый элемент буддийского ритуала, овладение которым входило в обязательную систему обучения монахов.


Общий звуковой фон молитвы, исполняемой несколькими монахами» довольно разнообразен и динамичен. Одновременное, внешне монотонное чтение молитв на самом деле осуществляется в различных темпах и ритмах. Буддийские песнопения строго канонизированы, а поэтому требуют соответствующих систем нотных записей и определённой манеры исполнения.

В буддийском богослужении широко используются музыкальные инструменты, чаще духовые и ударные (их насчитывается около 50). Каждый из них призван создать определённое психологическое и эмоциональное настроение. К числу используемых музыкальных инструментов относят металлические трубы длиной 3,5-4 метра, издающие грозные возгласы, предназначенные для привлечения внимания богов к молитвам человека. Кроме того, они служат для устрашения врагов буддийской веры. Используются многочисленные виды барабанов и колоколов, чьи звуковые тембры, по мнению верующих, обладают магическими свойствами. Реже применяются струнные и смычковые инструменты.

Во время красочных костюмированных процессий в буддийских монастырях особенно утончённой и изысканной считается традиционная игра на длинных цитрах. Исполнение музыки на этом струнном инструменте входило в обязательный кодекс поведения благородной личности. Согласно, преданию, этим инструментом (в Китае он назывался цинь) пользовался известный философ Конфуций. Играя перед своими учениками, он объяснял им смысл каждой мелодии.

Домашнее задание: подготовить презентацию (4-5 слайдов) на одну из тем: «Святыни Руси - соборы и храмы», «Шедевры архитектуры католицизма», «Икона - умозрение в красках», «Музыка в православном храме», «Музыка в католическом соборе» (фонозаписи нескольких произведений), «Духовная поэзия» (возможна свободная тема).

22



 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал