7


  • Учителю
  • План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) по теме: Конспект урока 'Красота классической архитектуры'

План-конспект урока по изобразительному искусству (ИЗО, 7 класс) по теме: Конспект урока 'Красота классической архитектуры'

Автор публикации:
Дата публикации:
Краткое описание: Цели урока: познакомить учащихся со стилями древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя, типами ордеров; учить рисовать с натуры капители со светотеневым решением и установлением тональных отношений; развивать умение осуществлять поиск композиции; восп
предварительный просмотр материала


Красота классической архитектуры 7 класс

Цели: познакомить учащихся со стилями древнегреческой архитектуры на примере афинского Акрополя, типами ордеров; учить рисовать с натуры капители со светотеневым решением и установлением тональных отношений; развивать умение осуществлять поиск композиции; воспитывать эстетический вкус и бережное отношение к памятникам истории.

Оборудование: фотографии, слайды с изображениями древнегреческих архитектурных ансамблей; гипсовая капитель; образец педагогического рисунка.

Словарь: Акрополь, дорический ордер, ионический ордер, база, ствол, каннелюры, архитрав, фриз, карниз, капитель, стилобат, антаблемент.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы урока.

Учитель. Историю изучают по многим памятникам старины, среди которых произведения архитектуры - одни из самых интересных. Время проходит, а они остаются как живые свидетели прошлого, как шедевры человеческого гения. И сегодня нас продолжают волновать архитектурные образы, созданные античными зодчими. Знакомство с архитектурными стилями многое может рассказать о культуре, искусстве далекого от нас времени. Сегодня мы познакомимся со стилями древнегреческой архитектуры.

III. Введение в тему.

Беседа с учащимися по вопросам.

1. Дайте определение термину «архитектура».

Возможный ответ. Архитектура - это система зданий и сооружений, формирующих пространственную среду для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания, площади, проспекты, парки, стадионы, поселки, города.

2. Что вы знаете о монументальном искусстве и искусстве архитектуры мегалитического периода?

Возможный ответ. Среди мегалитических сооружений, сохранившихся в различных местах земного шара, в том числе и в России, выделяются три основных типа: менгиры, дольмены, кромлехи. Самый известный кромлех находится в Англии - это Стоунхендж, представляющий круг диаметром 30 метров из вертикально поставленных камней, перекрытых горизонтальными плитами. Характерны для этого периода и так называемые циклопические крепости, стены которых выложены из огромных глыб камня. В районах, бедных камнем, но изобилующих лесами, распространены были «городища» - поселения, укрепленные бревенчатыми оградами, земляными валами и рвами.

Менгир это вертикально врытый в землю каменный столб. Их высота варьируется от 0,80 метров до 20. Менгиры стоящие отдельно, являются обычно самыми высокими.

Дольмены - это дословно «каменный стол» - слово пришло к нам с Британии, т.к. тамошние мегалиты как раз и представляют четыре подпорных камня, на которые несколько тысячелетий назад неизвестные взгромоздили огромную каменную плиту.

3. Что вы знаете об архитектуре Древнего Египта?

Возможный ответ. Наиболее известными сооружениями этого периода являются пирамиды и храмовые комплексы. Основными конструкциями каменных монументальных сооружений Египта были стена и стоечно-балочная система, в которой мощные опоры несут массивную балку - блок, поддерживающую каменные плиты перекрытия. Выдающийся образец периода - ансамбль храмов в Дейр-эль-Бахари.

4. Какой город был центром культурной и художественной жизни Греции V века до нашей эры?

Возможный ответ. Афины были центром Древней Греции.

5. Какой архитектурный ансамбль Древней Греции является наиболее известным?

Возможный ответ. Акрополь - памятник могущества Афин и величия победы над персами.

6. Что вы можете сказать о размерах зданий, построек в античной архитектуре?

Возможный ответ. Величина зданий и их деталей была соразмерна человеку. Поэтому здания не подавляли человека, а рождали в нем уверенность в собственных силах.

IV. Рассказ об особенностях архитектуры Афинского акрополя.

Учитель. Сегодня мы познакомимся с особенностями архитектуры Древней Греции на примере Афинского акрополя.

Акрополь - это расположенная на возвышенности городская крепость. И в наше время можно увидеть из любой точки Афин высокий холм в центре города и мраморный Акрополь на его вершине как символ древнегреческой культуры, памятник становлению европейской цивилизации. Здесь были самые красивые холмы Древней Греции. Самым распространенным типом храмов был периптер. Он представлял собой прямоугольную постройку, со всех сторон окруженную колоннадой.

Ансамбль Афинского Акрополя, V век до н. э. Реконструкция

Величайшей заслугой городских зодчих является создание архитектурного ордера - особого приема художественного оформления несущих (колонна с капителью, иногда с базой) и несомых (архитрав, фриз и карниз) частей в стоечно-балочной каменной конструкции (в переводе с латинского слово «ордер» означает «порядок»).

В Древней Греции существовало три ордера: дорический, ионический и коринфский. Название ордеров связано с местами их возникновения. Дорический ордер более прост, массивен, монументален, нагружен, внутренне напряжен. Ионический ордер более легок, изящен, пластически богат, не столь нагружен и менее напряжен. В пластике и пропорциях ордеров нашли известное символическое отражение поиски образов по подобию строения человека - антропоморфизм, свойственный в целом греческому искусству. Древнеримский теоретик архитектуры Ветрувий, ссылаясь на мнение греческих авторов, сравнивает дорический ордер с «крепостью и красотой мужского тела», ионический ордер - с «утонченностью женщин, их украшениями и соразмерностью».

Греческие архитектурные ордера:
А - дорический орден; Б - ионический орден; В - коринфский орден

Дорический ордер.

Дорический ордер имел три основных части: основание - стилобат, несущие опоры - колонны и несомую конструкцию - антаблемент. Ствол колонны в целях устойчивости сужается кверху и увенчан капителью. Назначение последней - создать более удобный переход от горизонтальных балок к вертикалям колонн. Антаблемент членится на три основные части. Нижнюю часть представляет несущая балка - архитрав. На нее опирались концы поперечных балок, торцы которых, по-видимому, облицовывались деревянными планками, а промежутки заполнялись терракотовыми плитами с нанесенной на них живописью или барельефом. Средняя часть антаблемента - фриз, верхняя часть - карниз, который нависает над всей конструкцией, предохраняет ее от дождевой влаги и своей четкой горизонталью завершает композицию. Обработка колонны вертикальными желобами - каннелюрами оттеняет функции несущих вертикальных опор. Утонение ствола кверху не только придает устойчивость колонне, но и делает ее «живой», по-скульптурному пластичной. Зрительной конструктивности ордера подчинялась и разработка декоративных деталей: скульптурные вставки допускались только в полосе фриза, а архитрав всегда оставался гладким.

Огромную роль в образной характеристике ордерных композиций играли пропорциональные соотношения основных элементов ордера: отношения толщины колонны к ее высоте, высоты архитрава и всего антаблемента к высоте колонны и т. д. При возведении ранних построек архаического периода греческие строители, еще не овладев в полной мере возможностями каменных стоечно-балочных конструкций, придавали ордеру чрезмерно грузные формы: антаблемент делался тяжелым, достигая порою почти половины высоты колонн. Последние в расчете на большую нагрузку делались массивными и устанавливались близко друг к другу.

Овладевая механическими свойствами камня, применяя прочные породы известняка и мрамора, зодчие облегчают ордер, добиваются более стройных и гармоничных пропорций.

Ионический ордер.

Ионический ордер резко отличается от дорического пропорциями и деталями. Колонна имеет тонко профилированную базу и богатую капитель со спиралеобразными волютами. Горизонтальные членения капителия украшены глубоким лепным орнаментом с преобладанием в них яйцевидных деталей - иоников. Архитрав делится на три выступающие друг над другом полосы. Фриз иногда сплошь покрывался барельефом. Карниз украшался узкой полосой из иоников и завершался профилем с тонко прорисованным орнаментом.

Профили и детали ионического ордера разрабатывались с ювелирной тонкостью и моделировались индивидуально. Пропорции ионических колонн отличаются от пропорций дорического ордера большей стройностью, а система в целом - легкостью и пространственностью.

Коринфский ордер.

Коринфский ордер отличается особой праздностью и роскошью. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным каннелюрами, пышной капителью, состоящей из листьев аканта и небольших волют.

Храмы Акрополя.

Как и другие сооружения древних греков, Акрополь сильно пострадал от времени, но и теперь он поражает гармонией и уравновешенностью своей планировки, красотой отдельных зданий.

Лучшие архитекторы, скульпторы того времени трудились над его возведением. Руководил же всеми работами величайший скульптор Греции - Фидий.

Украшенный колоннадой вход - Пропилеи - ведет на Акрополь. В центре Акрополя возвышается Парфенон (447-438 гг. до н. э.) - дорический храм, посвященный богине Афине Парфенос (Афине - Деве) - покровительнице города. «Парфенон» означает «помещение для девушек». Существует предположение, что именно здесь избранные афинские девушки ткали пеплос, который во время торжественных панафинских праздников одевали на статую богини Афины.

Видный со всех сторон и издалека, храм должен был композиционно доминировать в окружающем пространстве, архитектурно объединяя ансамбль. Этой задаче более отвечал периптер, на основе которого зодчие Иктин и Калликрат создали гениальный образец этого типа, ставший шедевром древнегреческой архитектуры.

Пропилеи Акрополя, архит. Месикл, 437-432 гг. до н. э.
Реконструкция

Парфенон - самый большой храм в ансамбле Акрополя и всей греческой метрополии. Его размеры по стилобату 30,86 × 69,51 м, а высота колонн 10,43 м при диаметре в нижней части 1,905 м.

Внутри в нем было два зала - прямоугольный и квадратный. Оба зала соединялись с внешней галереей посредством полузакрытых портиков с двумя дорическими колоннами.

Внешняя ордерная галерея - основной элемент композиции. В разработке был использован вековой опыт развития дорических храмов - крупномасштабных, массивных, монументальных. Монументальность сочетается с гармонией и изяществом форм. В композиции как бы соединились величие дорики с тонкостью и стройностью ионики.

Парфенон, архитекторы Иктин и Калликрат, 447-438 гг. до н. э.

При выполнении композиции учтены условия ее зрительного восприятия. Была тонко осуществлена система отклонений от геометрической правильности основных линий: незначительный подъем на фасадах горизонтальных линий к середине, наклон осей колонн к стенам храма, наклон фронтонов к наружной стороне, утолщение угловых колонн и т. п. Эти отклонения, исправляя искажения, связанные с особенностями оптического восприятия архитектуры человеческим глазом, придавали облику здания ту едва уловимую пластичность, которая лишает геометрические формы сухости, делает их мягкими, живыми.

Созданный в период наивысшего расцвета Афин, Парфенон в своих формах воплотил величественную героику и монументальный покой, свойственные в целом лучшим произведениям классического периода.

Храм Ники Антерос («Бескрылой победы») был построен по проекту Калликрата как памятник победы Афин над персами. Колонны и трехчастный антаблемент - классический пример разработки деталей греческого ионического ордера.

Храм Ники Аптерос, архит. Калликрат, 449-421 гг. до н. э.

Храм Ники поставлен на высоком выступе крепостной стены, у основания которого выставлялись победные трофеи греков. Его композиция как бы парила над посетителями, приближавшимися к Афинскому Акрополю.

В ионическом ордере построен и Эрехтейон - третий храм Акрополя. Его отличительные черты - асимметрия плана и портик, в котором колонны заменены фигурами девушек - кариатидами, поддерживающими покрытия. Эрехтейон лишен торжественного величия Парфенона, зато он привлекает своей живописностью и нарядностью наружного убранства.

Эрехтейон, 421-406 гг. до н. э. Восточный фасад

Как видите, недаром период V и IV веков до нашей эры носит название классического, то есть образцового, настолько совершенны в это время пропорции ордеров, скульптурный декор, гармонична и уравновешенна планировка зданий.

VI. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Понятие «архитектура» невозможно постичь без практического осуществления пластической идеи в пространстве. Изображение архитектурного проекта в графической технике поможет увидеть его в иллюзорном пространстве с учетом рельефа и характера окружающей среды. Это один из этапов проектирования какого-либо строения архитектором. Графический рисунок, выполненный с учетом пространственного положения архитектурного сооружения и светотеневым решением, позволяет выявить конструктивные недоработки, пропорциональность отдельных его элементов.

На предстоящих двух уроках вы выполните рисование с натуры гипсовой капители.

- С чего начинается работа над рисунком?

Ответы учащихся.

Правильно, с поиска композиционного решения. Для этого необходимо в зависимости от точки наблюдения, размеров и формы предмета определить, какая величина является определяющей - ширина или высота. От этого зависит расположение прямоугольного листа бумаги - горизонтальное или вертикальное. Кроме того, в это время решается вопрос величины будущего изображения: оно должно быть не большим, но и не маленьким, и располагаться в центре листа.

Рисуя с натуры, очень важно уметь передать объем изображаемого предмета. А это возможно только при знании светотеневых градаций.

VI. Сообщение теоретических сведений.

Светотень показывает степень освещенности поверхности предмета. Понимание закономерностей светотеневых градаций и связанных с ними тональных отношений способствует овладению учебным рисунком. Только с помощью светотени можно превратить плоский круг в объем шара.

Образование светотени на предмете зависит от положения модели по отношению к источнику света и от его силы. Лучи от концентрированных источников света, таких как солнце или мощные прожекторы, распространяются радиально. Лучи от лампы накаливания, находящейся на небольшом удалении от натурной постановки, воспринимаются как параллельные.

Зависимость характера светотени от направления лучей света

Рассмотрим закономерности светотени на предметах граненой формы, поверхности которых развернуты к источнику света под разными углами. Приводимые названия светотеневых градаций условны, так как дают представление только об основных тональных отношениях.

Свет - поверхность, на которую падают прямые лучи. Блик - самое светлое пятно на плоскости. Обычно яркие блики хорошо видны на блестящих (полированных или лакированных) поверхностях предметов. Полутень появляется на плоскостях, освещенных косыми скользящими лучами света.

Тень, или собственная тень, образуется на поверхностях, куда прямые лучи света не попадают. Чем ближе к источнику света, тем темнее грань теневой плоскости. Такой эффект получил название линии светораздела или линии собственной тени. Рефлекс - участок теневой поверхности, подсвеченный отраженными лучами света. Рефлексы, как правило, темнее полутонов. Падающая тень образуется от освещенных участков формы, которые «берут на себя», задерживают прямые лучи света. Граница тени, падающей на лежащее позади модели пространство или находящиеся рядом предметы, называется линией падающей тени.

Пример образования светотени на граненых поверхностях

Тон - воспроизведение в рисунках, свойственных натуре светотеневых градаций на объеме. На предметах с ровной, мягко изогнутой формой, не имеющей четко ограниченных гранями плоскостей, переход от света к тени будет происходить постепенно, без резкого перепада светотеневых отношений. Для такой формы характерен плавный, насыщенный полутонами переход от самого светлого к самому темному пятну.

Падающие тени строят касанием линий луча света в точках освещенных плоскостей и его пересечением с проекцией на плоскость, воспринимающую падающую тень. Конфигурация падающей тени определяется объемом формы самого предмета.

Пример образования светотени на изогнутой поверхности

Пример 1. Выявление тоном формы куба.

Рассмотрим куб, освещенный постоянным источником света. Такое освещение даст возможность в случае необходимости выполнять работу в несколько сеансов, сохранять разницу освещенности плоскостей. После того как предмет линейно-конструктивно построен, можно приступить к выявлению формы светотенью.

Нанесение тона на плоскость куба начинают с теневой грани, от линии собственной тени. Начав с легких штрихов, тень постепенно усиливают, заполняя всю теневую плоскость с рефлексом. Только после этого переходят к выявлению полутона. Границы соединения освещенных и неосвещенных граней куба читаются четкими, резкими, особенно к верхнему, расположенному ближе к источнику света углу теневой плоскости. Теневая грань куба в нижнем углу несколько высветляется, так как на нее падает отраженный от предметной плоскости свет - рефлекс.

а б

Выявление тоном формы куба:
а) построение; б) светотень

Спроецировав падающую тень от крайних вертикальных ребер куба и верхней грани на предметную плоскость, легко намечают падающую тень. Падающая тень ясная и четкая у нижнего основания куба, она «воздушнее» собственной тени, потому что дальше удалена от источника света.

Работая тоном, нужно постоянно сравнивать освещенные и теневые поверхности. При этом надо стараться как можно меньше пользоваться резинкой. Сравнивая световые отношения поверхностей куба в натуре, мы стремимся передать на рисунке только их главные, основные градации: свет, полутень, тень собственную и падающую.

Используя силу карандаша в передаче контрастов («светлое на темном» и «темное на светлом»), следует избегать черноты в рисунке.

Основной недостаток начинающего рисовальщика заключается в том, что, нажимая на мягкий карандаш, он стремится добиться абсолютной глубины теней, забывая о тональном масштабе.

Тональный масштаб

Только установив путем сравнения природные тональные отношения и приравнивая их к светотеневому решению рисунка, можно определить тональную шкалу: от самого темного пятна (зависящего от возможностей материала, в данном случае - карандаша) до самого светлого (белой бумаги). Между этими полярными, контрастными пятнами рисующий должен разместить всю гамму тональных оттенков.

Используя тональный масштаб, учащийся должен почувствовать «растяжку» тональных оттенков при лепке формы между граничащими светотеневыми зонами, в пределах которых должны быть распределены все промежуточные тона.

Пример 2. Выявление тоном формы цилиндра.

Цилиндр строится по законам конструкции и перспективы. На зрительное восприятие цилиндра влияют условия освещения и место, с которого мы его рассматриваем.

Если на поверхностях, состоящих из ряда плоскостей, каждая грань имеет свою, четко выраженную освещенность, ограниченную ребрами, то на изогнутых поверхностях цилиндра, не имеющих граней, переход от света к тени будет постепенным, плавным. Поэтому между самым светлым местом и линией собственной тени на боковой поверхности цилиндра расположатся полутона, постепенно и мягко переходящие в тень. На цилиндрическую поверхность лучи света падают под все более острым углом по мере поворота поверхности от источника света. На теневой поверхности цилиндра будут действовать рефлексы - отраженные лучи света, высветляющие тень по мере ее удаления от линии светораздела - линии собственной тени. На границе между верхним основанием цилиндра и передней частью поверхности со стороны света появится самое светлое пятно - блик.

а б

Выявление тоном формы цилиндра: а) построение; б) светотень

Пример 3. Выявление тоном формы конуса.

Выполнив линейно-конструктивное построение конуса, приступим к его лепке тоном.

а б

Выявление тоном формы конуса

Распределение элементов светотени на конусе имеет некоторые особенности. При боковом освещении наиболее светлое место конуса, постепенно расширяясь к основанию, приобретает форму вытянутого треугольника. Соотношение света и тени, направление линии собственной тени зависят не только от формы предмета, но и от направления лучей света и местоположения рисующего.

Контраст между светом и тенью находится на вершине конуса, приближенной к свету, и будет уменьшаться по мере увеличения радиуса конической поверхности.

VII. Практическая работа.

Задание: выполнить рисование с натуры гипсовой капители (карандаш).

Целевые обходы учителя:

1. Контроль за правильностью выполнения приемов работы.

2. Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

3. Контроль за объемом и качеством выполненной работы.

Физкультминутка

1. И. п. - стоя, руки на поясе. На счет «раз» - наклон вперед; на счет «два» - наклон влево; на счет «три» - наклон назад; на счет «четыре» - наклон вправо. То же в обратной последовательности. Повторить 8 раз.

2. И. п. - стоя, руки на голове, кисти одна за другой. На счет «раз» - с поворотом вправо, полуприсед, левую руку вперед, правую руку назад; на счет «два» - вернуться в исходное положение; на счет «три» - то же самое влево, на счет «четыре» - вернуться в исходное положение.

3. И. п. - стоя, руки на поясе. Ходьба на месте, высоко поднимая колени. При сгибании ноги носок опущен. Спину и голову держать прямо.

VIII. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

2. Заключительное слово учителя.

Ваши работы показывают, что тему сегодняшнего урока вы усвоили хорошо. В лучших рисунках, используя тональный масштаб, вы смогли передать «растяжку» тональных оттенков при «лепке» формы между граничащими светотеневыми зонами, поэтому форма гипсовой капители получилась объемной, реальной.

Домашнее задание: подготовить сообщение «Краткий анализ эпохи XVII века в западных странах».






 
 
X

Чтобы скачать данный файл, порекомендуйте его своим друзьям в любой соц. сети.

После этого кнопка ЗАГРУЗКИ станет активной!

Кнопки рекомендации:

загрузить материал